11:5. Иудейские предания о Енохе различаются. Евреи, находившиеся под сильным влиянием греческой мысли (эллинисты), отождествляли его с Атласом или другими персонажами греческой мифологии. Но знаменательно то, что ессеи и другие источники прославляли Еноха как самого праведного святого и того, кто не познал смерти (напр.: Сир., 1 Енох., «кумранское апокрифическое Бытие, Книга Юбилеев). Выступая против таких широко распространенных представлений, многие раввины интерпретировали фразу «Бог взял его» как «Бог убил его», так что он мог умереть в состоянии праведника, поскольку (по их утверждениям) в его жизни чередовались праведные и неправедные поступки. Автор Евр. воспринимает наиболее традиционное иудейское толкование, которое было самой естественной интерпретацией Быт. 5:21–24 . Бог взял Еноха живым на небо, поскольку он «ходил с Ним», т. е. Енох получил Его благоволение. Подобно ряду источников (напр., Псевдо-Филон), автор Евр. строго следует библейскому повествованию, не принимая в расчет более поздние версии. 11:6. Моралисты выводили мораль из примеров, которыми они иллюстрировали свои наставления; здесь, если Енох обрел благоволение Бога, это, несомненно, было связано с его верой. Мораль, которую автор Евр. выводит из истории Еноха (ст. 5), хорошо вписывается в контекст его собственного послания: вера (ср. «приступаем» в 10:22), «воздаяние» (10:35; 11:26) и «искания» (13:14; ср.: 12:17). 11:7. Ной тоже считался героем в раннем иудаизме, хотя более поздние раввины в меньшей степени подчеркивали его значение, чем ранние предания, перенося истории о его чудодейственном появлении насвет на Моисея. 11:8. Иудаизм всегда превозносил веру Авраама (см. введение к Рим. 4:1–22 ). С исторической точки зрения, время Авраама соотносили с крупнейшим переселением народов (ср.: Быт. 11:31,32 ), но его собственный отклик на призыв Бога и то, что он оставил свой дом и родню, были выражением, актом веры ( Быт. 12:1,4 ). Послушание Авраама стало образцом веры со времен написания Бытия, когда Моисей воззвал к своему народу, стремившемуся обратно в Египет; автор Евр. призывает своих читателей быть готовыми пожертвовать своей привязанностью к родным и близким.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

17 несогласные мнения в воротах твоих. Суды вершились у ворот города, где обычно восседали старейшины и другие достойные люди (см. 21,19; Быт. 19,1 ; Исх. 32,26 ; Руфь 4,1 ; Иов 31,21 ; Притч. 22,22; 31,23 ). 17:14–17 См. Быт. 49,10 . Никогда и никем не отвергался тот факт, что Израиль может иметь царя, однако было признано, что Царем Израиля является Сам Бог (33,5). 17 закона сего. Древний Израиль был конституционной монархией, причем конституцию для Израиля написал Бог. Божий закон («сей закон»), частью которого является и книга Второзаконие, должен был храниться священниками рядом с ковчегом завета (31,26) и использоваться ими для наставления народа (31,11). Царь должен был «списать для себя» этот закон, т.е. сделать его копию, читать его и следовать ему. Глава 18 18 Священникам левитам. Выражение «священники левиты» необычно, оно подчеркивает их принадлежность к одному колену. Другие примеры использования этого выражения: Нав. 3,14–17 ; Иез. 43,19 . всему колену Левиину. В Чис. 26,62 подчеркивается, что не только священники, но и все израильтяне из колена Левия, насчитывающего 23 000 человек, не получат удела в обетованной земле (см. 10,9). Это означало, что у левитов не будет надела земли, который был бы для них средством к существованию. Моисей специально повелел отделить для них сорок два города, шесть из которых должны были стать городами-убежищами ( Чис. 35,2–8 ). Позже Иисус Навин определил место для этих городов (Нав., гл. 21). 18 что должно быть положено священникам. См. Лев. 7,32 . 18 если левит придет. Если левит оставит свое жилище, придет к центральному святилищу и будет служить там, ему следует пользоваться и определенной частью имущества. Предварительные условия соединяются в древнееврейском языке при помощи союза «и»; в последней части данного предложения (ст. 8) этого союза нет. Подобная конструкция встречается и в 24,1–4, где также имеется итоговое заключение. 18 мерзости, какие делали народы сии. Все действия, перечисленные далее, являются магией. Все, что перечислено в этом стихе, называется «грехом мерзости».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

42 Многие древние даже определяют самое число языков и народов, образовавшихся при вавилонском смешении, именно 72. Это мнение опирается на то, что Моисей в X гл. Бытия перечисляет именно 72 родоначальников, от которых «распространились народы по земле после потопа» (X:32). Именно насчитывается 14 родоначальников, произшедших от Иафета, 31 – от Хама и 27 – от Сима. 43 Цель сохранения Церкви и веры на земле достигалась именно выделением Аврама с его потомством из среды других народов; но это выделение состояло не в простом, только внешнем разобщении в общежитейских отношениях Авраама и его потомков с языческими народами, а в специальном воспитании от Авраама, «отца верующих» ( Рим.4:11, 16–17 ), народа веры, хранителя месианских ожиданий, так чтобы он, соприкасаясь с язычниками, разливал свет боговедения и мессианских чаяний, принимая сам от язычников все лучшее из обще-человеческой цивилизации народов. 44 Все животные и птицы, указанные Богом Авраму, суть жертвенные. Полагают, что и самый обряд, совершенный Аврамом, был жертвенным обрядом. 46 Всех явлений и откровений Бога Иакову было семь, именно: 1) видение лестницы (XXVIII:13); 2) откровение об овцах и козах (XXXI:11–13); 3) откровение о возвращении в Ханаан (XXXI:3); 4) борение с Богом (XXXII:24–31): 5) в Сихеме после приключения с Диною явление Бога, повелевающего совершить обетные жертвы в Вефиле (XXXV:1); 6) богоявление в Вефиле с обетованиями (XXXV:9), и 7) богоявление пред отездом в Египет (XLVI: 2–4). 47 Имена Ефрем и Ефрафа имеют одинаковое значение: изобилие плодов. Это совпадение значения указанных названий, возбудившее в старце живое воспоминание о любимой супруге, было, вероятно, и внешним промыслительным избуждением и предпочтению в благословении младшего Ефрема пред старшим Манассиею. 48 «Сихиму избранную». С еврейского Шехем означает: участок. Но в этот участок действительно входил и город Сихем, который при разделении земли Ханаанской достался колену Ефремову и в котором погребены были кости Иосифовы (см. Нав.24:32 и Ин.4:5 ). О завоевании этого участка мечем и луком ничего неизвестно из истории Иакова; известно даже противное, именно о покупке этого участка, а не о завоевании его ( Быт.33:18–19 ). Посему некоторые толковники упоминание Иаковом о завоевании этого участка объясняют в смысле пророческого указания на будущее. Другие же думают, что купленный участок Иакову приходилось действительно отбивать орудием у Аморреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

12:12. Во многих иудейских преданиях о конце света говорится, что сатана, Велиар, развяжет войну против народа Божьего в конце времен («Свитки Мертвого моря). Власть сатаны всегда находилась под контролем Бога, она была дана на определенный период времени, чтобы дать ему и его приспешникам проявить свою суть. 12:13,14. О Боге говорится, что когда Он вывел Свой народ из Египта и вел его по пустыне, то носил его «на орлиных крыльях» ( Исх. 19:4 ; Втор. 32:11 ), и в ряде других «ветхозаветных текстов говорится о том, что Бог укрывает его в тени крыл Своих ( Пс. 16:8; 35:8; 56:1,2; 60:5; 62:8; 90:5 ; ср.: Иер. 49:22 ). В более поздних еврейских текстах подчеркивается, что Бог защищает Свой народ, в том числе и обращенных в иудаизм, «под крыльями [Своего] присутствия». «В продолжение времени, времен и пол-времени» – это относится к трем с половиной годам, как у Даниила (7:25; 12:7; ср.: 4:32). Чудодейственное дарование пищи в пустыне также напоминает о небесной манне, которая насыщала Израиль в пустыне в древности. Ветхозаветные пророки ииудеи ожидали нового исхода, наподобие первого, когда Бог окончательно избавит Свой народ от всех его врагов; ранние христиане рассматривали это понятие в рамках своего спасения при «первом пришествииХриста и вхождения в грядущую эру «Царства при Его втором пришествии (см. коммент. к Рим. 8:12–17 ). 12:15. В одной из самых распространенных версий греческого мифа о Лете (Латоне) и Аполлоне (см. введение к 12:1–6) бог моря прячет Лету в глубинах морских до наступления родов; подругой версии, дракон возбудил против нее вражду морских вод, но земля помогла ей, вознеся ее на остров Делос. Воды, потоки, реки в Ветхом Завете – это типичные образы суда (см., напр., в Иер. 47 – война) и испытаний ( Пс. 31:6;68:15 ), но Бог гарантировал безопасность Своему народу в новом исходе, как это было, когда Он провел Израиль через Красное море ( Ис. 43:2 ). 12:16. В иудейских преданиях творения, верные Богу, иногда помогали праведным укрыться от их нечестивых преследователей; так, например, дерево спрятало Исайю от его преследователей, а земля поглотила и тем самым сохранила священные сосуды храма, ср.: Быт. 4и Чис. 16:31,32 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В Православной Церкви таинство священства с древнейших времен совершается во время Божественной литургии. Видимой стороной этого таинства является возложение «архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого с молитвою или словами: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи...»» 1310 Указанная молитва , читаемая совершающим таинство епископом, представляет собой совершительные слова таинства священства. Невидимое действие таинства священства состоит в том, что через него сообщается рукополагаемому Божественная благодать священства, необходимая для прохождения пастырского служения. Священство является неповторимым таинством, повторное рукоположение в один и тот же сан недопустимо 1311 . 4.3. Таинство брака Брак можно рассматривать с двух сторон: как Божественное установление для рода человеческого, определенное Богом еще до грехопадения, как закон, положенный Творцом в самом устройстве человека (см.: Быт.1:27–28 ), и как особое таинство новозаветной Церкви, освящающее этот естественный союз и возводящее его в качественно иную степень христианского совершенства. Согласно катехизическому определению, «брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей» 1312 . О том, что брак действительно является таинством, свидетельствует ап. Павел: ...оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31–32 ). Как таинство новозаветной Церкви брак, несомненно, имеет Божественное установление, о чем вполне определенно свидетельствует Божественное Откровение (см.: Ин.2:1–11 ; Мф.19:3–12 ; Еф.5:22–32 ). Уже в апостольские времена христиане четко различали между браком вообще и христианским браком «в Господе» (см.: 1Кор.7:39 ), который был особым делом веры и Церкви 1313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Если же нет оснований смотреть на 9–12 ст. как на описание засухи, то весь отдел 5–12 должно рассматривать как цельную картину страшного опустошения, произведенного саранчой. Стих 13-й. Призвавши всех к плачу и сетованию, пророк указывает средство избавиться от бедствия, постигшего евреев. Он обращается к священникам и повелевает им облечься во вретище, назначить всеобщий пост и созвать во храм всех жителей страны, чтобы всем вместе обратиться с молитвою к Иегове. Препошитис и б´йтес жерцы, плачитес слжащіи жертвенник, внидите, поспите во вретищахъ слжащіи Бог, к с дом Бога вашег жертва и возлініе. Препошитис. Евр. , „препояшьтесь“. Гл. , опоясывал, сочиняется с винит. имени опоясываемого предмета ( 4Цар.4:29 ; Притч.31:17 ) или винит. вещи, которой опоясываются ( 4Цар.3:21 ; Ис.15:3, 32:11 ; Иер. 49:3 ). В рассматриваемом нами месте при нет объекта, но из дальнейших слов: „войдите, ночуйте во вретищах ()“, видно, что здесь подразумевается или . Действительно, в некоторых дошедших до нас кодексах после читается (у Кенникотта, см. Меркс. S. 84), или (у Росси, см. Вюнше. S. 115) 158 . И б´йтес жерцы. Евр. . Глаг. означает: бил в грудь для выражения сильной скорби и печали ( Исх.32:12 ; Наум.2:7 ). – У LXX-mu переведено: α πτεσϑε ο ερες, „и ударяйте в грудь 159 священники“; и в Вульгате: „et plangite sacerdotes“. Плачитес. Евр. . См. объясн. 5-го ст. Слжащіи жертвенник. Евр. , „служащие жертвеннику“, т. е. священники. Ср. в Нов. Завете 1Кор.9:13 . Слово , от гл. , закалал, резал ( 1Цар.28:24 ; 3Цар.19:21 ; Иез.39:17 ), особенно – закалал в жертву, означает место, где приносится жертва, жертвенник. Внидите. Евр. , ,,войдите“. Креднер (см Wünsche. S. 116) полагает, что здесь это слово употреблено в смысле побуждениия, вместо , (,,ну же“: Быт.37:20 ; 1Цар.9:9 ; Ис.2:3:5 ). Но это было бы здесь неуместно. Неверно мнение и других, что соединено с , ,,войдите во вретище“, т. е. наденьте вретище, – так как это уже сказано словом . Здесь , очевидно, имеет смысл: „войдите во храм“, как и переводится у LXX-mu: εςλϑετε, и в Вульгате: ingredimini.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

1 . Вавилон против Иерусалима, земной город против града Божьего (Августин): борьба, которая красной нитью проходит через всю Библию и достигает своей кульминации в Книге Откровение (см.: Отк. 14:8; 17:5; 18:2–24 ). Суть этого противостояния объясняется в Быт. 3:15 . 2 . Верховное владычество Бога несмотря на все факты, которые, казалось бы, свидетельствуют об обратном. Падение Иерусалима – это исполнение пророчества (см., напр.: Ис. 39:6–7 ; Иер. 21:3–10; 25:1–11 ) и начало суда Божьего (о котором предупреждали пророки) (см.: Втор. 28:36– 37,47–49,52,58 ). Плен – это следствие суда Божьего, возмездие за годы правления царя Иоакима ( 2Пар. 36:5–7 ), но причина уходит своими корнями гораздо глубже ( 4Цар. 24:1–4 ). Казалось бы, Навуходоносор одержал победу, а имя Бога было посрамлено (помещение святынь Храма в сокровищницу их бога знаменовало триумф языческого бога Набу над Яхве). Истина же в том, что все находится в руках Божьих (ср.: Ис. 45:7 ; Еф. 1 :11б), в чем в конечном итоге убедился и сам Навуходоносор (4:31–32). Даниил повторяет опыт Иосифа ( Быт. 45:4–7; 50:20 ). 1:3– 7 Попытка перевоспитания в Вавилоне В Вавилоне еврейских юношей обучали по специальной программе. Очевидно, что избранные молодые люди были потенциальными руководителями (они из рода царского и княжеского) и уже проявили свои незаурядные способности. Они должны были получить прекрасное образование и воспитание при дворе. Преследовалось сразу несколько целей: это была программа религиозного перевоспитания (язык, литература и система питания – все это элементы религиозных и культурных традиций) и интеллектуальной переориентации, призванная ослабить будущее руководство Израиля и укрепить потенциал вавилонского общества (5б). Несомненно, предусматривалось обучение астрологии, магии и прочим «искусствам». Молодым людям предназначалась судьба, описанная в Ис. 3:1–3 задолго до событий, отмеченных в гл. 3. Их перевоспитание (или обращение в новую веру) началось с изменения их имен, каждое из которых имело религиозное значение. Все имена, оканчивающиеся в древнееврейском языке на эл (в русском – ил), иах (в русском ия, йя), связаны либо со словом Бог, либо с Его именем Яхве: Даниил (евр. эл – Бог) – «Бог мой Судья»; Анания – «благодать Яхве»; Мисаил – «кто подобен Богу?» и Азария – «помощь Яхве». Новые вавилонские имена, которые получили юноши, были намеренным искажением старых, в них запечатлелось имя языческого бога (Ваал, Набу и, возможно, Аку), что должно было свидетельствовать об изменении сущности юношей. Изменение сущности (они больше не дети Божьи) и предназначения (для Вавилона, а не для Иерусалима) – такова цель переименования, и она особо подчеркивалась тем, что эти имена даны навсегда. 1:8–21 Первое испытание

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Тов.3:3,5. О связи детей с грехами их отцов говорится и в Новом Завете: Мф.23:31,35; Лк.11:50,51; прим. 92. Отметим, что в Исх.20:5 и Втор.5:9 говорится о наказании за вину отцов только тех детей, которые ненавидят Бога. 65. О том, что " дети не должны быть наказываемы смертью за отцов " также говориться во Втор.24:16. 66. Более подробно об этом см. в Иез.21:14-32. 67. В Священном Писании сказано: " О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходят " (3Езд.7:48); " преступлением одного всем человекам осуждение " (Рим.5:18). " Напрасно и сравнивать, - говорит Августин, - грех Адама с грехами его потомков, как бы грехи этих последних ни были велики и ужасны. Грех Адама настолько больше грехов его потомков, насколько природа его была выше и совершеннее природы этих последних " . Августин не находит даже слов, чтобы выразить всю великость и глубину падения первых людей и в одном месте говорит, что " грех Адама гораздо больше, чем мы можем судить о нем " " (7:36). " Блаж. Августин называет грех Адама неизъяснимым отступничеством и говорит, что громадность этого греха не может объять наша мысль. Здесь были, говорит он, и гордость, потому что человек восхотел находиться во власти более своей, нежели Божией; и человекоубийство, потому что подвергнул себя смерти, и любодеяние духовное, потому что непорочность человеческой души нарушена убеждением змия, и татьба, потому что воспользовался запрещенным древом; и любостяжание, потому что возжелал большего, нежели скольким должен был довольствоваться " (цит. по 23:314. Книга 1). 68. Приведем некоторые сведения о переходе на детей отдельных свойств (качеств, черт, особенностей, наклонностей) родителей. При этом, данные сведения не следует рассматривать как некий закон о непременной (обязательной) передаче добродетелей и пороков от родителей к детям, так как у благочестивых родителей могут быть нечестивые дети и наоборот. Кроме того, у одних и тех же родителей могут появиться различные по своей духовной направленности дети. Так, например, от Адама и Евы родились праведный Авель и злой, завистливый Каин, убивший своего родного брата (Быт.4:1-8; 1Ин.3:12). Также следует учитывать и влияние воспитания детей на их духовное сходство (аналогию, подобие) с родителями (см. подраздел 7.3). Об этом говорится, например, в Сир.30:4: " Умер отец его (отец, который любя своего сына, часто наказывал его, наставлял и учил - а.к.) - и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе " . Поэтому, приведенные в настоящем примечании сведения, следует рассматривать как закономерность, предполагающую передачу от родителей к детям лишь склонности (расположенности) к добродетелям или порокам. (См. главу 7). Эти склонности, в свою очередь, создают, при прочих равных условиях, большую вероятность появления в детях устойчивого стремления, соответственно, к добродетелям или порокам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

10:5–9. Гостеприимство было одной из главных добродетелей в древнем Средиземноморье, в том числе у евреев. Правила этикета строго регламентировали, кого и при каких обстоятельствах следует (или не следует)приветствовать, особенно по той причине, что обычное еврейское приветствие «мир...» было, по сути, благословением или молитвенным пожеланием. Иисус вносит в эти правила этикета Свои коррективы. 10:10,11. Благочестивые евреи, возвращаясь из дальних странствий, больше всего боялись принести на подошвах своей обуви пыль языческих земель. 10:12. Как у библейских пророков, так и в позднейшей иудаистской традиции Содом был олицетворением греха (напр.: Втор. 32:32 ; Ис. 1:9; 3:9; 13:19 ; Иер. 23:14; 50:40 ; Пл. 4:6; Иез. 16:46 ; Ам. 4:11 ; Соф. 2:9 ). Тяжкий грех, который подразумевает здесь Иисус, – это, очевидно, неприятие Божьих посланников, хотя сами они и меньше Иисуса Гсп • Быт. 19 ). 10:13. Евреи рассматривали Тир и Сидон как города чисто языческие (ср.: 3Цар. 16:31 ), но известно, что и там были люди, которые покаялись ( 3Цар. 17:9–24 ). «Вретище и пепел» – символы траура, которые иногда выражают покаяние. 10:14. В ряде еврейских текстов о конце времен (или «Судном дне», как его часто называли) говорится, что праведники из язычников будут свидетельствовать против остального своего народа, т. е. ни один человек, отвергнувший Бога, не будет иметь оправдания. 10: 15. В еврейской литературе суд часто описывается в сходных выражениях ( Ис 5–14 -Книга Юбилеев 24:31), особенно если речь идет о правителе, который возомнил себя божеством (напр., упоминание о смерти вавилонского царя в Ис. 14:14,15 ). 10:16. См. коммент. к 9:48. 10:17–24 Причина для истинной радости 10:17. Экзорцисты обычно использовали различные заклинания для подавления бесовской силы, поэтому ученики были изумлены незамедлительным действием имени Иисуса. 10:18. Несмотря на то что в текстах, часто преподносимых в наше время как описание падения «сатаны ( Ис. 14 ; Иез. 28 ), в действительности подразумеваются только цари возомнившие себя богами, иудаистская традиция в значительной мере подтверждает представление о падении ангелов (основываясь главным образом на Быт. 6:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2:13. В древности было множество историй, повествовавших о тех, кто отверг божественных вестников, сочтя их шарлатанами; Павел благодарен фессалоникийцам за то, что они приняли его вместе с его помощниками как подобает. 2:14. Добродетели часто учились на хороших примерах. Фессалоникские христиане преследовались другими, как, например, иудео-христиане – иудеями нехристианами (это удостоверяет Павел в Гал. 1:13 ).Вполне вероятно, что читатели Павла испытывали трудности в отношениях с местной еврейской общиной ( Деян. 17:5–7 ); хотя эта община не была ядром «церковной оппозиции ( Деян. 17:8 ), но могла нести ответственность за возникновение иудейской оппозиции (ст. 15, 16). 2:15. Евреи поддерживали предание о том, что их предки убивали пророков, на практике подтверждая ветхозаветное повествование. Оппозиция по отношению к греко-язычным христианам из иудеев, которыепридерживались миссионерских позиций, набирала силу среди палестинских евреев по мере того, как там нарастало напряжение между евреями и неевреями (см. коммент. к Деян. 21:20–22 , где описывается обстановка, существовавшая в течение десятилетия после написания этого послания). Жизнь заставляла евреев держаться вместе во враждебной обстановке, давая тем самым повод «язычникам обвинять их в национализме; но Павел здесь имеет в виду совсем другое; он сосредоточивает внимание на противостоянии христианам из иудеев, которые были миссионерами для язычников. 2:16. «Наполняют меру грехов» – эта «ветхозаветная мысль (см., напр.: Быт. 15:16 ) высказывается и Иисусом ( Мф. 23:32 ). В согласии с учением Павла, высказанном в другом месте ( Рим. 11 ), «приближается на них гнев до конца» (ср.: Лк. 21:9,23 ), а не окончательно или во всей полноте (как в ряде переводов). Ветхозаветные пророки предвещали, что после многих судов верный остаток Израиля повернется всем сердцем к Богу, и тогда Он восстановит Свой народ и введет его в грядущий век Своего Царства (см., напр.: Иер. 29– 14 ; Иез. 34:11–31 ; Ос. 14:4–7 ; Ам. 9:11–15 ). 2:17–3Разлука, но не сердцем

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010