139 Мандрагора — многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых, корневище напоминает по виду человеческую фигуру. Их употребляли в качестве амулетов и как приворотное зелье. Плоды, желтые «яблочки» atropa mandragora linn давали сок, который, по распространенному и теперь мнению, возбуждает половое чувство. 140 В кн. Бытие (Быт 30.23—24) присутствует двоякое толкование имени Иосифа: от asaph (удалять, отнимать), т.е. как тот, которым удаляется у Рахили позор бесплодия, и от jasaph в смысле желания, чтобы господь прибавил ей еще одного сына. В последнем смысле принял это имя и Иосиф Флавий, хотя полное преимущество на стороне первого библейского объяснения. (Перев.) 141 Это были так называемые терафимы, т.е. фетиши хананейских домашних божеств, изображавшихся (по сопост. Быт 31.34 с 1Цар 19.13 и далее) в виде фигурок мужского пола. С переходом этих фетишей из дома в дом было связано представление о передаче благополучия. Поэтому Рахиль берет их с собой в путешествие. Ср. ниже, XVIII, 9, 5, где Иосиф Флавий сообщает, что «в Месопотамии до сих пор обычай — брать с собой домашних Богов в путешествия». (Перев.) 142 См. Быт 30.25—26; Быт 31.1—21. 143 См. Быт 31.22—31. 144 Это Галаад — историческая область в Палестине на востоке от среднего течения р. Иордан (ныне в современной Иордании). В XIII в. до н.э. был захвачен и заселен израильтянами. В конце IV-III в. до н.э. возник ряд городов, объединенных в 63 г. до н.э. под властью Рима в союз, именуемый Десятиградьем. 145 См. Быт 31.32—55. 146 Это точный перевод имени «Маханаим»; ср.: Быт 32.2. 147 Это евр. Яббок, впадает против г. Сихема в р. Иордан. (Перев.) Ср. ниже. IV, 5, 2. 148 По преданию, ангел, вступивший с Иаковом в борьбу, был ангелом смерти Самаилом, который хотел воспрепятствовать сближению и примирению братьев. Сообщается, что ангел упрекал Иакова в неисполнении данного при вступлении в Харран обета посвятить Богу десятую часть имущества при возвращении домой. Повреждение бока у Иакова, все неприятности его с Лаваном, равно как изнасилование Дины,— лишь следствие этого неисполнения данного слова. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

31:1. Роль Египта. См. коммент. к 30:2. 31:8. Судьба Ассирии. Ассирии суждено уничтожение коалицией государств во главе с халдейским Вавилоном и Мидией. В вавилонских хрониках описывается, как Ниневия пала под натиском союзных войск, возглавляемых вавилонским царем Набопаласаром и мидийским царем Киаксаром в 612 г. до н. э. Решающее сражение при Кархемише в 605 г. до н. э. продемонстрировало способность вавилонского царя Навуходоносора полностью деморализовать некогда непобедимую ассирийскую армию с ее египетскими союзниками. Таким образом, десница Яхве и смерть Ашшурбанипала в 627 г. до н. э. привели к тому, что Ассирия окончательно утратила влияние на древнем Ближнем Востоке. 32:1–8 Грядущий царь 32:1–5. Видение лучших времен. В этом отрывке говорится об условиях, в корне отличающихся от тех, с которыми столкнулся Исайя в начале своего служения (6:9,10). Появление праведного царя, который будет опираться на закон и поддерживать порядок, кардинально изменит судьбу Израиля. Заявления такого рода составляют неотъемлемый элемент традиции «премудрости» древнего Ближнего Востока, которую отражают египетские и месопотамские источники, повествующие о «справедливом царе». Среди них заслуживает особого внимания «Повесть о красноречивом поселянине», где праведный царь изображен как «отец для сироты» и «муж для вдовы». Аналогичным образом, египетский мудрец VIII в. до н. э. Анкшешонги заявляет: «Благословен город, имеющий мудрого правителя». 32:9–20 Пророчество о женщинах Иерусалима 32:11. Вретище. Вретище – один из признаков траура ( Быт. 37:34 ; 3Цар. 20:31,32 ). На саркофаге финикийского царя Ахирама (ок. 1000 г. до н. э.) изображены две плакальщицы в траурных одеждах, а также другие персонажи, участвующие в погребальном ритуале. 32:14. Цитадель и сторожевая башня. В письмах из Лахиса, датируемых началом VI в. до н. э., когда Иудея была оккупирована войсками Навуходоносора, описываются сигнальные огни, которые зажигались в каждом крупном пограничном городе. Использованное здесь слово " ophel обозначает либо сторожевую башню, либо ту часть Иерусалима (Офел), где стояла такая башни (см. коммент. к Неем. 3:26 ). 33:1–24 Горе грабителям

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

И между семенем твоим и между семенем её. Дети Божии и дети диавола узнаются так. Как они узнаются? Скажите мне, как узнаются дети Божии и дети диавола? Вот на это есть ответ в Соборном Послании Иоанна, и мы не читаем. Это надо посмотреть, да. Кто это дети Божии? Вот нужно просто сказать: чью волю мы творим, того мы и дети. Творим волю Божию – мы дети Божии. Творим мы волю лукавого – мы дети лукавого. Оно будет поражать тебя в голову. Семя жены поразит диавола, эту рептилию, которая взята как образец, в голову. А удар для любой рептилии во главу – смерть, смертелен. Победа предрешена. Удар будет нанесён – смертельный удар. Но и змей ужалит кого-то в пяту. Вот он и Христа ужалил в пяту: он настроил и начальство, и народ, чтобы они Его распяли. Но вот когда Его пригвоздили ко Кресту, вот здесь и был нанесён – в этот момент – смертельный удар во главу змею, диаволу. И то рукописание, которое он держал – обвинительный акт против нас, Христовой Кровью был смыт, и грех стал небывшим: всё Господь взял на Себя. – А ты будешь жалить Его въ пяту. Вот на раскрытие этого пророчества . Что же говорится о жене? Что она будет в скорбях жить: скорби будут и в беременности, и к мужу влечение её, и он будет господствовать над нею ( Быт. 3:16 ). Если посмотреть на эти искажения религии, на другие появившиеся религии, в каком унизительном положении была женщина, особенно на Востоке: умирал муж – сжигали живьём и её... Вот такое : и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою. А что Адаму было сказано? Проклята земля за тебя, – как может проклинать Господь творение, о котором Он сказал: и вотъ, все, что создалъ Господь – хорошо весьма (см. Быт. 1:31 )? Как Бог может проклинать Своё творение? Не может Он его проклинать. Значит, это слово надо также понимать достойным образом. Какое проклятие может исходить из уст Божиих? Вот смотрите, что происходит: проклял Он однажды смоковницу – и она засохла (см. Мф. 21:19 )! Если бы Господь проклял Своё творение – оно рассыпалось , оно испарилось бы! Вот Ты смотришь на землю, и она трясется. Ты прикасаешься к горам – и дымятся (см. Пс. 103:32 ). Вот Ты свёртываешь в свиток небо и землю, и они бегут от Твоего лица (см. Откр. 6:14; 20:11 ; Пс. 67:9; 96:5 ;). Вот все ждут от Тебя пищи (см. Иов. 38:41 ). Дашь им – берут, отвращаешь лице Твое – все смущается, все приходит в смятение. Птенцы ворона просят у Бога дать им пищи. И если Ты дашь – принимают, и на своем языке благословляют Бога: хвалите Его гади, птицы, дух бурен, голоть (см. Пс. 148:7–10 ) – это не только литературные какие-то фигуральные выражения. А и действительно, природа на своем уровне, на своём языке даёт хвалу Богу. А вот разумную словесную хвалу даёт Ангел и человек. Так вот: проклята Земля за тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Брат Андрей! Да не попустит человеколюбивый Бог наш ненавистнику добра врагу посеять в тебе печаль свою и уныние, чтобы он не привел тебя в отчаяние даже о том, что Духом Святым обещано тебе, возлюбленному благословенным Богом, но да отверзет Господь сердце твое разумети Писания, как отвез некогда сердце Клеопы (см. Лк. 24, 31–32). Как же Бог и после обетований, данных святому патриарху Аврааму, все еще искушал его? Ибо сказано: и по глаголех сих (Быт. 22, 1), то есть обетованиях, данных ему как другу Божию, который принес Богу такую жертву и достоин был, чтобы не понести более никаких скорбей, которого веру Бог вменил в правду (см. Быт. 15, 6; Иак. 2, 23), и такому мужу попустил Он впасть в искушение, к испытанию его и к безответности темных сил, чтобы Авраам был образцом для верных, яко многими скорбьми подобает им внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), чтобы они терпением своим спасали души свои (см. Лк. 21, 19), благодаря за все Бога (Еф. 5, 20). Притом, вспомни и святого Иова, присного друга Божия, истинного, правдивого, непорочного и праведного благочестивого и удалявшегося от всякой злой вещи (см. Иов 1, 1), — как его, не заслужившего терпеть скорби, Бог предал искушению, к испытанию его добродетели, пока Иов не посрамил врагов и клеветников, так что они подпали обличению чрез него. Для укрепления своей веры приведи себе на память начальника и совершителя спасения нашего Иисуса (Евр. 12, 2), избавившего нас от наложенного проклятия (см. Гал. 3, 13), как Он, приблизившись ко времени креста Своего, показывая нам путь терпения и спасения, говорил: Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия, но обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты хощеши (Мф. 26, 39). Ради нас сделал сие Запретивший некогда Петру, когда тот сказал: милосерд Ты, Господи, не имать быти Тебе сие (Мф. 16, 22), показывая тем, что Он готов и благословляет пострадать; молился же прейти чаше той ради нашей только немощи, чтобы мы не изнемогали, когда молимся и не бываем скоро услышаны. Облобызаем страдания Спасителя нашего, Который соделался человеком, и вместе с Ним будем терпеть поношения, раны, уничижения, оскорбление чрез оплевания, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчью, боль от вонзения гвоздей, прободение копнем, излияние воды и крови, и заимствуй из сего отраду твоим болезням.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

23 заколол всех жрецов высот. См. Втор. 13,6–18; 17,2–7 . 23 как написано в сей книге завета. Имеется в виду то место Второзакония ( Втор. 16,1–8 ), в котором предписывается свершать пасхальную жертву только в центральном святилище. До того как народу Божиему было дано это предписание Пасха праздновалась каждым в своем доме ( Исх. 12,1–13.21–49 ). 23 в восемнадцатый год. Иосии к этому времени исполнилось двадцать шесть лет. 23 вызывателей мертвых, и волшебников. Вызыватели мертвых и волшебники в большом количестве распространились в Иудее в царствование Манассии (21,6). терафимов. Так назывались изваяния домашних божеств (см. Быт. 31,19 ; Суд. 17,5 ; 1Цар. 19,13 ). чтобы исполнить слова закона. См. ком. к ст. 2 и 22,8. 23 Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего. Благие преобразования Иосии лишь отсрочили, но не отменили исполнение воли Господа, за грехи Манассии обрекшего Свой народ на изгнание и плен (см. ком. к 21,13–15). 23 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 23 Нехао. Этот фараон правил Египтом с 610 по 595 г. до Р.Х. против царя Ассирийского. К описываемому моменту сильнейшей на Ближнем Востоке державой стал Вавилон, Ассирийская же империя переживала закат своего могущества. Поход фараона Нехао, видимо, имел целью помочь Ассирии противостоять натиску вавилонян. вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его. Не ясно, погиб ли Иосия от руки Нехао в битве или же попал в плен и был казнен фараоном. 23 народ земли. См. ком. к 11,14. Иоахаза. Иоахаз (в других местах называемый Селлумом) был избран преемником Иосии, несмотря на то, что он являлся самым младшим из сыновей погибшего царя ( 1Пар. 3,15 ; Иер. 22,11 ). Причиной этого могла быть поддержка Иоахазом антиегипетской линии отца. помазали его. См. ком. к 3Цар. 1,34 . 23:31–35 В этих стихах содержится краткий обзор недолгого царствования Иоахаза, который «делал... неугодное в очах Господних» (ст. 32). Фараон вскоре силой увез Иоахаза в Египет, поставив на его место другого сына Иосии Елиакима (переименованного им в Иоакима).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

City of Refuge//IDB. Vol. 1. P. 639), или же он, т. о., как бы «усыновлял» невольного убийцу, брал его под свою личную защиту ( Delekat L. Asylie und Schutzorakel am Zionheiligtum. Leiden, 1967. S. 290-320). Главы 23-я и 24-я посвящены прощальной речи Иисуса Навина и обновлению завета с Господом. Подобно Моисею, Иисус Навин перед смертью собрал народ и дал ему последние наставления. Подводя итоги завоевания Ханаана, он еще раз напомнил, что основной причиной победных войн было то, что «Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас» (Нав 23. 9-10). Побежденные народы продолжают жить среди Израиля (Нав 23. 12), но народ Божий должен «во всей точности… хранить и исполнять все, написанное в книге закона Моисеева» ( 23. 6) и не должен общаться с хананеями и служить их богам (Нав 23. 7). Господь Сам прогонит оставшихся хананеев и истребит их (Нав 23. 5). Дальнейшее овладение землей зависит от верности Израиля Моисееву завету, нарушение к-рого повлечет за собой гнев Господень и наказание (Нав 23. 16). Последние главы И. Н. к. содержат ряд параллелей с заключительными главами кн. Второзаконие: предсмертные слова Иисуса Навина повторяют прощальную речь Моисея, также призывающего народ хранить верность завету с Господом (Втор 29-30). Упоминание Иисусом о своем преклонном возрасте (Нав 23. 2) указывает на слова Моисея (Втор 31. 2). В ответ на слова Иисуса отвергнуть чужих богов и служить Господу (Нав 24. 14, 23) народ заверяет его в верности Богу (Нав 24. 16), тем не менее умирающий вождь пророчески возвещает, что они не смогут исполнить своих слов (Нав 24. 19). После многократного заверения народа служить Господу Иисус «заключил с народом завет... и дал ему постановления и закон в Сихеме» (Нав 24. 25). Это скорее всего означало не какой-то новый союз между Богом и Его народом, а обновление и подтверждение старого завета, заключенного на Синае. Иисус дал народу «устав и закон» (     - Нав 24. 25). Это словосочетание, встречающееся также в Исх 15. 25 и 1 Ездр 7.10, указывает на Иисуса как на законодателя. «И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия» (       - Нав 24. 26; ср.: Неем 8. 8, 18) - т. е. вождь Израиля добавляет свои слова к тому, что уже было сформулировано Моисеем. В качестве знака возобновления завета Иисус устанавливает большой камень, к-рый «будет свидетелем против вас... чтобы вы не солгали пред Богом вашим» (Нав 24. 26-27). Древнейший обычай брать в свидетели горы или камни упоминается и в др. местах Свящ. Писания (см., напр.: Быт 31. 44-55). Место, избранное Иисусом Навином для торжественного собрания не случайно: именно в этой дубраве Сихема Господь явился Аврааму и дал великое обетование (Быт 12. 6-7); Авраам и впоследствии Иаков поставили здесь жертвенник (Быт. 33. 20). Именно здесь будут погребены останки Иосифа, принесенные из Египта (Нав 24. 32). Т. о., история завета с Богом, когда-то начавшаяся в Сихеме, получает здесь свое завершение.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Мелхиседек приветствует Авраама. Евхаристия. Ниспослание манны небесной. Миниатюра из Библии бедных. XV в. (Vat. Pal. lat. 871. Fol. 11r) Мелхиседек приветствует Авраама. Евхаристия. Ниспослание манны небесной. Миниатюра из Библии бедных. XV в. (Vat. Pal. lat. 871. Fol. 11r) Святоотеческая экзегеза усматривала в ВЗ мн. прообразы христ. таинства Е. К важнейшим относятся: жертвоприношение Исаака Авраамом (Быт 22. 2-18; мн. св. отцы видели в этом событии прообраз крестной смерти Спасителя, а следов., и Е.); благословение, к-рое Мелхиседек дал Аврааму, поднеся ему хлеб и вино (Быт 14. 18-20; евхаристическое толкование см., напр., в: Cypr. Carth. Ep. 63. 4; Aug. De civ. Dei. 16. 22); манна («небесный», «ангельский» хлеб - ср.: Пс 77. 25; Прем 16. 20; 3 Езд 1. 19) в пустыне (Втор 8. 3; как прообраз Е. манна истолкована уже в Евангелии от Иоанна, Ин 6. 31-32). К прообразам Е. также могут быть отнесены отдельные элементы ветхозаветного культа - в частности, хлебы предложения (Исх 35. 13; 1 Цар 21. 6; 3 Цар 7. 48). В ВЗ при описании богослужения часто говорится о воспоминании (напр.: Лев 24. 7; Числ 5. 15; 10. 10). Все заветы (договоры) Бога с праотцами имели в качестве основания память Божию: Бог вспоминал о них и подавал помощь (Быт 8. 1; 9. 15 и далее; Исх 2. 24; 2 Цар 7), спасал (Быт 19. 29; Исх 6. 5). Центральным спасительным событием ветхозаветной истории был Исход из Египта, память о к-ром надлежало хранить всем поколениям избранного народа (Втор 5. 15; 8. 2 и др.). Несмотря на то что избранный народ постоянно забывал о Боге, Бог, будучи верен Завету (Пс 144. 13), всегда вспоминал об Израиле и предавал его грех забвению (Иер 31. 34), когда тот начинал искать Его и просить помощи. В связи с этими прообразами заповедь совершать Е. «в воспоминание» может быть истолкована не только как повеление помнить о Господе, но и как способ обновления нового Завета с Ним. К прообразам Е. относятся и отраженные в ВЗ представления об эсхатологическом пире праведников с Богом. Наиболее ярко этот пир описан в кн. Притчей Соломоновых: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу… идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Притч 9. 1-5). Кроме того, в ВЗ неоднократно встречаются метафорические выражения, связанные с хлебом и вином, которые также могут быть отнесены к числу прообразов Е., напр.: «вино, которое веселит сердце человека» и «хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс 103. 15), «хлеб разума» (Сир 15. 3), «виноградная лоза, произращающая благодать» (Сир 24. 20). Наконец, пророки говорят о «вкушении слов Божиих» (Иер 15. 16) и «жажде слов Божиих» (Ам 8. 11).

http://pravenc.ru/text/348067.html

Другое обетование о воскресении Иисуса Христа, исполнение которого служит доказательством самого воскресения, апостол указывает в словах Божьих, сказанных иудеям через пророка Исаию ( Ис.55:3 ): Я дам вам милости, обещанные Давиду, верно. Слова приведены по переводу LXX, с некоторым легким изменением. Через пророка Исаию Бог дает народу обетование о будущем наступлении времен Мессии под образом исполнения обетованных Давиду милостей. В этом мессианском характере обетования апостол видит для себя основание и право познавать в вечной жизни воскресшего Христа необходимое условие исполнения этого обетования и вместе с тем понимать пророческое изречение как обетование о воскресении Мессии, потому что если бы Христос не воскрес и обратился бы в тление, то милости, обещанные Давиду верно, не пришли бы в исполнение. Исполниться они могли только тогда, когда Мессия воскрес из мертвых, так что уже не обратится в тление, и Он вновь восприял жизнь вечную, следовательно, это самое обетование доказывает действительность воскресения Иисуса Христа, исполнившись на Нем. Насколько достоверно то, что обетование сие должно придти в исполнение, как обетование непреложного Бога, настолько достоверно то, что Христос, на котором должно исполниться это обетование, действительно воскрес из мертвых, чтобы уже не умирать (ср. Рим.6:9 ). – Не обратится в тление: см. прим. к Деян.2:27 ; Деян.2:31 . – Посему, т.е. потому что по обетованию – ст. 34 – Мессия не должен обратиться в тление, но должен жить вечно, и в другом месте говорит Бог через Давида ( Пс.15:10 ): не дашь Святому Твоему увидеть тление. Об отношении этого псаломного изречения к воскресению Иисуса Христа см. прим. к Деян.2:25–32 . – Давид в свое время и пр.: апостол раскрывает, почему приведенное псаломное изречение относится к Христу, а не к Давиду самому, как делает это и апостол Петр в указанном месте. – В свое время: точнее – для своего поколения, для своих современников. Давид не был служителем Божьим (ср. Евр.3:5 ) для всех времен, навсегда, ибо он умер и увидел тление; служит изволению Божию на все времена, вечно, Тот, Кто воскреснув не увидел тления. – Послужив изволению Божию: исполнив то, что по воле Божией должен был исполнить при своей жизни. – Почил т.е. умер, – благоговейно верующее обозначение смерти, ибо смерть есть как бы сон до будущего воскресения всех мертвых. – Приложился к отцам своим: древнейшее еврейское выражение для обозначения состояния ветхозаветных людей по смерти ( Быт.15:15 ; Быт.25:8 ; Суд.2:10 ), – душа умершего отходит в шеол и там присоединяется к прежде его умершим предкам. – Увидел тление: по телу своему; тело Давида подверглось тлению ( Деян.2:29 и прим.). – Не увидел тления: и по телу Христос воскрес с прославленным своим телом, не видевшим тления, и живет и будет жить вечно, не увидев тления. В этом исполнились все обетования Божьи отцам (ст. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

5:25. Хотя предполагается, что мужья должны любить своих жен, в древних семейных кодексах, или правилах семейного общежития, этот пункт не значился; такие правила предписывали мужу заставлять жену подчиняться ему. Хотя Павел поддерживает древний идеал повиновения жен своим мужьям, свойственный его культуре, он помещает его в контекст взаимного повиновения: мужья должны любить своих жен, как Христос любит Свою Церковь , с готовностью отдавая свою жизнь за нее. Однако, связывая христианство со стереотипными установлениями своей культуры, он тем самым ниспровергает ее ценности, возвышая принципы, принятые в христианстве. И мужья, и жены должны повиноваться друг другу и любить друг друга(5:2,21). 5:26. Выражение «банею водною» – это, возможно, метафора, указывающая на омовение невесты перед брачной ночью (омовение было естественным в любом случае, когда требовалось произвести особое впечатление на другого). После этого омовения невеста натиралась благовониями и надевала свадебное платье. Церемония обручения в иудаизме также обозначала «освяшение невесты», ее отделение для своего мужа. «Слово», естественно, относится к спасающему Евангелию Христа (см.: 1:13). 5:27 . После приготовления невесты (5:26) идет следующий этап еврейской свадьбы – переезд невесты из дома своего отца в дом жениха, куда ее торжественно вводили. Выражение «славная Церковь » (или «во славе») также вписывается в образ брачного облачения невесты. 5:28–32. Хотя греческие и римские моралисты иногда отмечали особую близость мужа и жены, этот образ был особенно ярким в иудаизме, и Павел здесь, как и Иисус, основывается на Быт. 2:24 ; эта мысль ясноотражена в Еф. 5:31 . Аналогия с «главой» (главенствующей ролью) из 5здесь становится образом единства, а не власти. 5:33. Писатели иногда завершают книгу или раздел заключением; Павел здесь подытоживает мысль раздела 5:21–32: жена должна уважать своего мужа, а муж должен любить свою жену. Хотя древние моралисты говорили об уважении женами своих мужей (а иудейские учителя также ожидали и обратного), они подчеркивали и повиновение жены мужу; наставление Павла женам древнему читателю могло показаться слишком слабым.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   О том, что брак действительно является таинством, свидетельствует ап. Павел: ...оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5:31-32).    Как таинство новозаветной Церкви брак, несомненно, имеет Божественное установление, о чем вполне определенно свидетельствует Божественное Откровение (см.: Ин.2:1-11; Мф.19:3-12; Еф.5:22-32). Уже в апостольские времена христиане четко различали между браком вообще и христианским браком «в Господе» (см.: 1 Кор.7:39), который был особым делом веры и Церкви.    В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например продолжения человеческого рода, но имеет цель в самом себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь одной плотью (Быт.2:24; Мф.19:5-6), т. е. единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.    Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», — единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.    Основная цель жизни человека — услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность «ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача». Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царство Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010