27. И будет в тот день: снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его – с шеи твоей; и распадется ярмо от тука. (И будет в той день, отъимется иго его от рамене твоего и страх его от Тебе, и согниет иго от рамен ваших). Как после истребления войска Египтян в водах Красного моря и войска Мадианитян у скалы Орива евреи спаслись, сделались свободными и благополучными, по милости Божией, так и после поражения полчищ Ассирийских, Израиль будет снова наслаждаться свободой и довольством; и как в рабстве он, от изнурения, падал полумертвым (ст.4), так теперь выпрямится и отучнеет до того, что «ярмо его распадется от тука», рабство уже не сможет удержаться на нем и уничтожится, Израиль снова будет богат и силен. 28–32. Он идет на Аиаф, проходит Мигрон, в Михмасе складывает свои запасы. Проходят теснины; в Геве ночлег их; Рама трясется; Гива Саулова разбежалась. Вой голосом твоим, дочь Галима; пусть услышит тебя Лаис, бедный Анафоф! Мадмена разбежалась, жители Гевима спешат уходить. Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому. (Приидет бо во град Аггай, и прейдет в Магеддо, и в Махмасе положит сосуды своя. И минет дебрь, и приидет во Аггай: страх приимет раму град Саулов, побегнет дщерь Галимля, услышится в лаисе, услышится во Анафофе. И ужасеся Мадемина и живущии во гивиме. Утешайте днесь еже на пути пребыти: утешайте рукою гору дщерь Сионю, и холми, иже во Иерусалиме). Пророк предвидит, как грозный бич Божий – царь Ассирийский подступает к Иерусалиму по направлению с севера на юг, Вот он, перешедши Иордан, вступает в пределы колена Вениаминова, проходит древний укрепленный город Аггай (или Гай, евр. Аи иначе Аиат – что близь Бет-Авена, с восточной стороны, недалеко от Вефиля, Быт.12:8,13 ; Нав.7:2 ); отсюда, по узкой долине, проходит через Магеддо (точнее – Мигрон, что в окрестностях города Гивы, 1Цар.14:2 ) и подступает к Михмасу. Пользуясь местоположением этого города, построенного на утесистой возвышенности, неприятель оставляет здесь обоз с запасным оружием и, прикрывая эти склады передними отрядами войска направляется через Гиву, Галим, Лаис, Мадмену и Анафоф к Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

33. И исчезоша в суете дние их . Они не делали доброго и следовали плотским похотям. Поэтому то все они погибли в пустыне, как сказал Бог: " не увидят землю, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают что добро, что зло " (Числ. 14, 23. 24)! И в другом месте: " в пустыне сей падут тела ваша " (Числ. 14,28). И лета их со тщанием . Быстро исчезли, говорит, по пустому, или иначе исчезли с поспешностию ; потому что живущим в праздности и нерадении, вследствие легкости, какую приносит удовольствие, годы кажутся им всем быстро текущими. Тем же, которые подвизаются в добродетели, вследствие напряжения труда, течение времени кажется медленнее. Или же потому сказал, что годы их исчезли со тщанием, что они скоро умерли. 34. Егда убиваше я, тогда взыскаху Его . Когда Бог благодетельствовал им, они не хотели знать небесного дара, а когда наказывал, то становились благоразумнее. 35. И обращахуся, и утреневаху к Богу; и помянута, яко Бог помощник им есть и Бог вышний избавитель им есть . Об этом говорит и Моисей, что они очень рано утром обращались к Богу с молитвою. 36. И возлюбиша Его усты своими . Возлюбили Его не расположением сердца, но одним языком. В этом пороке от лица Божия обвинял их и пророк Исаия, говоря: " народ сей устами чтит Мя, сердце же их далеко отстоит от Мене " (Ис. 29, 13). И языком своим солгаша Ему . Словами они утверждали, что верят Ему, а на самом деле были неверующими. Мысли и слова их противоречили себе. О подобном говорит и аи. Павел: " они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются " (Тит. 1, 16). 37. Сердце же их не бе право с Ним . Не было сердце их право пред Богом. Подобное сказал уже выше: род иже не исправи сердца своего (ст. 8.) Ниже уверишася в завете Его . Это также подобно сказанному выше: и не увери с Богом духа своего (ст. 8.) Ибо они совершенно не имели веры тому, что Бог обещал им. 38. Той же есть щедр и очистить грехи их и не растлит . Очистит поставлено вместо очистил , подобно и " не растлит " (не погубит) вместо не растлил (не погубил); ибо не погубил их тотчас, но долго терпел, как сказано у Моисея: " и умилостивися Господь о зле, еже рече сотворити людем " (Исх. 32, 14). Или же: не совсем погубил их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

8–9. Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое – львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране. (Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плачь ея даже до кладязя Елимля. Вода бо Димоня наполнится крове: наведу бо на Димона Аравляны, и возму семя Моавле, а Ариилево и останок Адамин). 28 Моавитяне не могут оставаться в своем отечестве, потому что в нём всюду избиение, опустошение, истребление; всюду плач, столь громко свидетельствующий о насилии и бедствии; всюду ручьи крови: сливаясь вместе, они превратили в кровь всю воду в окрестностях Димона, подобно тому, как вся вода реки Нила превратилась в кровь, когда Господь послал казнь на Египтян через Моисея и Аарона ( Исх.7:20 ). Как бы ни было разорено отечество, оно все-же дорого: всегда могут найтись люди, для которых дороги и сами развалины родных городов, священны места, обагренные кровью их защитников, падших от вражеской силы; такие люди примиряются с горем, претерпевают нужду и, по прошествии бедствий войны, остаются жить в земле своих отцов. Но не судил Господь и этого Моавитянам: на оставшихся в разоренной земле Он пошлет Аравитян, хищных и сильных; эти дикие обитатели пустыни докончат истребление жителей земли опустошенной, убежавших и оставшихся от меча ожесточенных завоевателей, истребят «семя Моава», молодое поколение, крепкое, с львиным мужеством (ср. 2Цар.23:20 ) и все остальное население Моавитской земли. 27 Наименованию Моавитская земля в еврейском тексте соответствует Ар-Моав, служащее собственным именем одного из главных городов Моавии, составленное из ар (или ир), что значит город и слова Моав (собственное имя). Вероятно, греческие переводчики вместо ар или ир чи­тали аи или ии, что значит остров, и вообще суша и земля. Также вместо стена Моавитская в еврейском тексте – Кир-Моав слово кир действительно значит стена, но вместе с Моав составляет собственное имя другого главного города Моавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Таким образом, мы видим, что Господь дал Своим ученикам — Апостолам власть совершать Таинства, учить и проповедывать о Христе, строить и хранить Церковь, — и это не просто в качестве чего–то общего всем христианам, но как особое служение; а ко всем христианам относятся слова Христа, сказанные Апостолам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10:16). Облекшись духовною силою на это особое служение в день Пятидесятницы, исполнившись благодати излившегося на них Святого Духа (см. Деян. 2:1–4), Апостолы простерли свою проповедь « даже до конец земли ». Проповедь эта заключалась не только в словах о Христе, но главным образом в устроении Поместных Церквей; и с самого начала бытия их священство получило ту форму, которая существует и поныне, а именно: преемниками себе Апостолы ставили епископов, им помогали пресвитеры, т. е. священники; низшим, служебным чином были диаконы. Само Таинство совершалось через рукоположение. При избрании диаконов их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6:6). Проходя Листру, Иконию и Антиохию, Апостолы рукоположили им пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14:22 — 23). Как видим, иерархия осталась, подобно ветхозаветной, трехчинной: первосвященнику соответствовали Апостолы и их преемники — епископы; священникам — священники же, пресвитеры; служителям–левитам — диаконы. Но уже иные цели ставятся перед новозаветным священством. Аи. Павел, обращаясь к пастырям, говорит об этом так: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел себе Кровию Своею (Деян. 20:28). Итак, из Св. Писания очевидно усматривается установление священства, его цели, способ совершения этого Таинства. Рассмотрим теперь катехизическое его определение. « Священство есть Таинство, в котором избранному на определенную степень церковной иерархии христианину преподается благодать Святого Духа, облекающая его духовною властью совершать Таинства, учить верующих догматам Христовой веры и руководить их в исполнении нравственного христианского закона, т. е. в жизни по заповедям ». Разберем это определение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Чтобы истинно утешить горюющего, надобно действовать на него не только силой утешительного слова, но и успокоительной силою самой личности своей. Иногда тихое, молчаливое участие, выказываемое нами глубоко опечаленным, может принести больше утешения, нежели слова. Друзья Иова утешали его в первые семь дней гораздо лучше, сидя возле него молча, чем после, когда словесные утешения их перешли в явные обвинения. Уже в том, что скорбящий не один со своей скорбью, а и другие искренно разделяют ее, сидят возле него и плачут вместе с ним, уже в этом заключается действительное утешение, что именно и подтверждает ап. Павел, убеждая: «плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ). Сам Господь Иисус Христос требует от Своих учеников, чтобы они служили людям примером доброй жизни: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:16 ). И аи. Петр требует от пастырей, чтобы они «подавали пример стаду» ( 1Петр. 5:3 ); а обращаясь ко всем верующим, просит их «провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они.., увидя добрые дела (христиан), прославили Бога в день посещения» ( 1Петр. 2:9–12 ). Ап. Павел увещевает верующих: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» ( Флп. 3:17 ). Высочайший образец совершенной жизни, всех к себе влекущий и всех удовлетворяющий, конечно, только один, именно Бог христианский: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ). Но этому нисколько не противоречит то, что есть у нас и относительные образцы в лице святых Божиих, значение которых в данном отношении основывается на том, что Сам Иисус Христос называет их «друзьями Своими» ( Ин. 15:14–15 . Ср. Мф. 10:40 ), а св. Церковь чтит их как представителей духовных совершенств, каких по благодати Божией может достигать человек, искупленный Сыном Божиим и освященный Духом Святым. Отсюда вся честь, оказываемая святым как образцам относительного совершенства, воздается собственно Богу, «дивному во святых своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотря, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово. Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества (Откров. 19, 9 – 10. снеси 22, 8 – 9). Представим теперь опровержение лжеучения штундистов. 1) Язычники, как известно, почитали богов в образе человеческом (Деян. 14:11). Корнилий, как язычник, тоже не свободен был от общих языческих представлений и считал аи. Петра за нечто высшее, чем обыкновенный человек, последний, заметив это, кратко выражает ему, что он, Петр, такой же человек, как и прочие. Могло случиться и то, что св. ап. Петр благоизволил отказаться от подобающей ему чести по своему смирению. Во всяком случае это место ничего не говорит в пользу штундистов. (Михаил, Толк. апост., стр. 276 – 277). 2, 3, 4 и 5) Все приведенные места тожественны: они одинаково называют Господа нашего Иисуса Христа единых Ходатаем, конечно, в том смысле, что Он один только мог спасти род человеческий от греха, проклятия и смерти, Этим однако нисколько не отрицаются ходатайства за нас святых, а следовательно, почитание и призывание их. „Как единство Отца небесного, говорит Стефан Яворский, не устраняет бытия отцов земных, как единство наставника и учителя Христа не исключает учителей земных и как единство святости и господства Христова не отнимает святости у прочих святых; так точно и единство Ходатая Христа не устраняет бытия других ходатаев, только несравненно отличных от Него. Христос есть Ходатай в деле искупления и сыновнего предстательства пред Отцом, святые же ходатая в делах моления, как други Божии, по слову псалмопевца: «мне же зело чисти быша друзи твои, Боже. Христос есть Ходатай, не требующий за себя других ходатаев, святые же, живя здесь (на земле), нуждались в Ходатае-Христе и ныне нуждаются в Нем ради нас. Христос есть такой Ходатай, ходатайства Которого имеют силу сами по себе, святые же такие ходатаи, ходатайства которых имеют значение лишь в силу заслуг Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Еще раз хотим подчеркнуть, что в то время речь шла именно о вхождении в ЕЛЦ отдельных общин, а не всей ЕЛЦ АИ. ЕЛЦ АИ предложило следующий вариант объединения: сначала уполномоченные представители ЕЛЦ знакомятся с общинами ЕЛЦ АИ и дают своё заключение о возможности принятия конкретной общины в состав ЕЛЦ (зная наши общины, мы не сомневались в положительном решении, только у нас было одно требование, если ответ будет отрицательный, он должен быть аргументированный). После чего должно быть решение Консистории ЕЛЦ о необходимости принять наши общины в состав ЕЛЦ, после чего ЕЛЦ АИ проводит Генеральный Синод, на котором принимает решение о своей ликвидации и каждая община, в отдельности, подает заявление, в уполномоченную инстанцию ЕЛЦ, с просьбой принять ее в состав ЕЛЦ. На основании опроса было направлено официальное письмо в Консисторию ЕЛЦ с данными предложениями. На заседании Консистории ЕЛЦ, весной 2010 года, наше обращение было рассмотрено и дано поручение Архиепископу Августу Крузе и Епископскому Визитатору Дитриху Брауэру провести работу в этом направлении. На основании совместных консультаций был подготовлен Протокол о намерениях, причем его окончательный вариант был подготовлен именно ЕЛЦ, приводим его содержание: " Стороны договорились о нижеследующем: 1. Настоящий протокол является рамочным и служит основой для изучения возможности форм взаимного сотрудничества или интеграции " Сторон " путем вхождения общин ЕЛЦ АИ в структуру ЕЛЦ в России. 2. Для оценки возможности реализации целей, обозначенных в п. 1 данного протокола, и, в случае возникновения необходимости, разработки конкретных договоренностей " Стороны " намереваются: 2.1 Провести ряд консультативных встреч на уровне руководителей " Сторон " . 2.2 Провести встречи ( " круглые столы " ) с участием пастората и теологов для прояснения теологических позиций " Сторон " . 2.3 Провести взаимные посещения общин, учебных заведений и управленческих структур с целью прояснения существующей ситуации. 2.4 На основании результатов реализации п. 2.1, 2.2, 2.3 в случае взаимного согласия приступить к разработке конкретных соглашений и договоренностей.

http://religare.ru/2_93521.html

Ср. также: Рождественский С. Сельское население Московского государства в XVI–XVII вв., в: Русская история в очерках. Изд. М. Довнар-Запольского. 3 (1912). С. 41–44. Ср. примеч. 503, а также следующие работы: Одинец Д. Потеря права перехода владельческими крестьянами Московского государства, в: Сборник в честь П. Н. Милюкова. Paris, 1929; Михайлов П. Институт старожильства и крепостное право, в: ЖМНП. 1912. 1; он же. К вопросу о происхождении земельного старожильства. Там же. 1910. 6. ААЭ. 1. 48; ДАИ. 1. 198. О роли Юрьева дня в русском крестьянском календаре см.: Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси, в: Записки Географического общества по отделу этнографии. 1 (1877). С. 325. АИ. 1. 59; ААЭ. 1. 64, 83. Об отступлениях от него на практике см., например: АЮ. 186 и 290. Стоглав (Казанское изд. 1862). С. 412–414; АИ. 1. 165; ААЭ. 1. 257. ААЭ. 1. 234 (по уездам Важскому и Шенкурскому, 1552); АИ. 1. 193 (по Троицкому монастырю в Астрахани, 1575); Дьяконов. Очерки (1898). 6 (по Богородицкому монастырю в Свияжске, 1576). Материал по этому вопросу содержится также в писцовых книгах XVI в. Ср.: Неволин. О пятинах и погостах. С. 167. Дебольский. Ук. соч., в: ЖМНП. 1895. 1. С. 99; Греков. Юрьев день. С. 78; он же. Очерки хозяйства Новгородского Софийского Дома, в: ЛЗАК. 34 (1927). С. 113; Одинец. Ук. соч. С. 205. РИБ. 14. С. 135. По XVII в. у нас масса документов о таких тяжбах: АИ. 3. 286 (1621). 160 (1629); ААЭ. 3. 141 (1623); РИБ. 35. 263 (1616). Ср. также: Дьяконов. Очерки (1898). С. 52–59. Этот указ ранее ошибочно считался началом окончательного прикрепления крестьян к земле и крепостного права. Указ не сохранился и восстановлен на основе позднейших документов. Ср.: Владимирский-Буданов. Ук. соч. С. 139. Там же. С. 139; Рождественский. Ук. соч., в: Русская история в очерках. 3. С. 63. Определения 1597 г. были в последующие годы подтверждены и дополнены новыми указами: от 28 ноября 1601 г., от 1 февраля 1606 г. и от 9 марта 1607 г. Владимирский-Буданов. Там же. С. 139 и след.; Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands. 2. S. 342–344; Дьяконов. Очерки (1898). С. 49.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   Например: АИ. 1. 155; 2. 353; ААЭ. 1. 299.    И. 3. 65; ААЭ. 2. 277; АИ. 2. 355; СГГД. 2. 219.    АИ. 1. 192 и др.    ААЭ. 4. 16, 82; ДАИ. 2. 37; ср.: Горчаков. Ук. соч. С. 42.    АИ. 1. 155, 158; 2. 249; 3. 162; ААЭ. 4. 56, 315.    Горчаков. Ук. соч. С. 42; АИ. 3. 162; ААЭ. 1. 227; 2. 56.    орчаков. Ук. соч. С. 68. Ср. иное мнение: Владимирский-Буданов М. Обзор (1888). С. 210.    Горчаков. Ук. соч. С. 95. ПСЗ. 1. 412.    Горчаков. Ук. соч. С. 101. Некоторые монастыри по делам, связанным с земельными владениями, стремились обращаться в Приказ Большого дворца (например: АИ. 4. 166).    ПСЗ. 2. 699. Горчаков. Ук. соч. С. 101. Появление этого указа не в последнюю очередь было вызвано приговорами Собора 1675 г.: в них была сделана попытка оградить духовенство в вопросах подсудности от вмешательства светской власти. ААЭ. 4. 204 и 205.    Горчаков. Ук. соч. С. 112; ПСЗ. 1. 412. Собор 1669 г. утвердил этот приговор и распорядился, чтобы лавки и другие торговые заведения, которые принадлежали духовенству или монастырям и управлялись их приказчиками, были отписаны на царя, то есть переданы государству. ПСЗ. 1. 442, § 12; ААЭ. 4. С. 161.    Горчаков. Ук. соч. С. 114—115. Глава VII. Основные направления монастырской колонизации в X... 1. Государственно-политические условия колонизации    Вопрос о монастырских земельных владениях, который так и не был решен окончательно, несмотря на множество полемических сочинений и некоторые мероприятия московского правительства, имел особое значение для устройства монашеского быта в этот период. Обогащение монастырей вовлекало лучшие силы русского иночества, за редкими исключениями, в движение, направленное в сторону, противоположную монашескому идеалу. Но не только хозяйственный рост уже существующих монастырей создавал такое положение. В XVI-XVII вв. было основано много новых монастырей, которые либо получали в дар, либо сами приобретали обширные земельные владения, так что рост монастырских владений связан был не только с обогащением старых, но и с появлением в разных концах территориально выросшего Московского царства новых монастырей, которые очень скоро превращались в большие хозяйственные колонии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

58 По церковным правилам всякому вновь поставленному священнику делается наставление от архиерея. В наше время священнику даётся грамота, в которой от имени святителя излагаются обязанности новопоставленного; кроме этой грамоты иногда в наше время архиереи дают и устные наставления посвящённым ими. В древнее время на Руси наставления вновь поставленным священникам и диаконам давались так: “Егда предстоит новопосвященный поп урок свой у соборныя церкви, якоже обычай есть, епископ, отпущая к порученней ему церкви, наказая и, даст ему от руку своею молитвенная словеса и прочая, прочтет ему свиток, положить на олтари, велит ему взяти видение память священия”. Свитки эти и носили название “поучения новопоставленному иерею”. — Сборник НСБ. 1454. Л. 6 об., 12. Это поучение встречается во множестве других сборников и имеет несколько редакций. Оно издано преосвященным Макарием в Духовном Вестнике (1862. Май. С. 99) и археографической комиссией (АИ. Т. 1. 109). 59 Все эти поучения встречаются и в сборниках Новгородской Софийской библиотеки; они даже собирались вместе и в рукописях помещалось одно за другим. Так в сборнике НСБ 1454 за поучением к новопоставленному иерею на л. 13, сразу следует “поучение епископле ко иереом”, а на об. 103 л. помещено “наказание Василия Великаго о божественней службе”, буквально сходное местами с вышеприведёнными поучениями, и начало его: “подщися, о презвитере! Представити себе делателя непостыдна”, точно такое же, как и в поучении в АИ. Т. 1. 109. С этими поучениями сходно небольшое “поучение Василия Великаго ко иереом” (Сборник НСБ. 1466. Л. 36) и сразу же следующее за ним “поучение к иереом”, приписываемое в рукописи Иоанну Златоусту (Там же. Л. 38). 69 Сборник НСБ. 1289. Л. 351 и сл. “Послах вы епистолью на землю”. — Там же. Л. 353 об. Преосвященный Макарий относит время появления этого слова ко временам татарского ига, см.: Духовный Вестник. 1862. Март. 73 АИ. Т. 1. 261. С. 491. Буквально сходны с этим местом слова Геронтия митрополита (АИ. Т. 1. 97. С. 141). ДАИ. Т. 1. 28. С. 28; 43. С. 58.

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010