409 Ст. 9–15. Древнееврейский народ как народ Божий сравнивается с виноградной лозой, а отношение Бога к нему – с возделыванием виноградника. В ст. 9–12 под виноградом, который Бог перенес из Египта, посадил в землю и вырастил так, что ветви его стали выше деревьев, подразумевается древнееврейский народ, который был выведен Богом из египетского рабства, осел в Ханаанской земле, изгнал оттуда местные племена и достиг могущества. 411 Ст. 15–16. Мольба о том, чтобы прекратились несчастья народа; ...виноградник – букв. «виноград»; ...на сына человеческого – т. е. «на человека». 412 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...о точилах –см. примеч. к пс. 8:1; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Этот псалом, по-видимому, исполнялся при торжественном богослужении в день Пасхи или на праздник Кущей (собирания плодов). 414 ...тимпан... псалтирь и гусли – музыкальные инструменты; игра на них входила в чин богослужения у древних евреев. Тимпан – ударный инструмент типа бубна (обруч, обтянутый кожей, с прикрепленными к нему колокольчиками и пластинами). 416 Закон Моисеев строго регламентировал религиозную жизнь общины, предписания Закона касались и музыкальных инструментов, и праздников, и жертвоприношений. 419 Здесь перечислены благодеяния Бога Своему народу после его выхода из Египта: от сильного ветра расступились воды Красного моря, и народ прошел по морю, как по суше (см.: Исх. 14:21–22 ); в безводной пустыне по повелению Бога Моисей ударил жезлом по скале, и из нее потекла вода, утолившая жажду ропщущего народа (см.: Исх. 17:1–6 ). 427 О неминуемом падении тех, кто превозносится. В ст. 6–7 противопоставлены высокое призвание человека, к которому обращен глас Божий, зовущий его усыновиться Богу, и неспособность человека внять этому гласу, откликнуться и последовать ему. 429 Селения Идумейские располагались к югу от Мертвого моря; ...Измаильтяне – потомки Измаила, сына Авраама от служанки Агари (см.: Быт. 16 ), кочевое племя; ...Моав (моавитяне) – племя, жившее к востоку от Мертвого моря; к востоку от моавитян жило пастушеское племя Агарян.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

227 Греч. (παν)εγενστατος, ρθοδοξτατος, εσεβστατος, πισττατος, χριστφλος и др. (либо их славянские соответствия: благоверный, правоверный, христолюбивый и т.п.): Poppe А. (прим. 184). Р. 111 f. 228 Термин “помазанник” (Gesalbter) применительно к древнерусским князьям представляется нам неудачным (он неоднократно употребляется также и в Приложении 1, написанном А. Поппэ). Очевидно, автор имеет в виду существование на Руси идеи божественного происхождения княжеской власти, выраженной, в частности, в Послании митрополита Никифора I Владимиру Мономаху . Но сама процедура церковного помазания как духовная санкция власти на Руси отсутствовала, о чем пишет ниже и сам Г. Подскальски. Так или иначе, термин “помазанник” как отражение древнерусских реалий источникам неизвестен (в Поучении Владимира Мономаха он употреблен, например, по отношению к библейскому царю Давиду, т.е. в своем прямом и первоначальном значении). (А.Н.) 229 Goetz L.K. (прим. 113). S.30–33; Michel А. (прим. 188). S. 10–13, 174– 176; Острогорский Г.А. Эволюция византийского обряда коронования//Византия, южные славяне и Древняя Русь, Западная Европа. (Сб. в честь В.Н. Лазарева). Μ., 1973. С.33–42; Walter Ch. The Significance of Unction in Byzantine Iconography//Walter Ch. Studies in Byzantine Iconography. London, 1977 (XIII). 230 Успенский сборник (прим. 161). С. 124 (60д–61б); относительно Византии см.: Michel А. (прим. 187). S.88–99. 232 Памятники (прим. 202). Стб.7 (§13); Goetz L.K. (прим. 27). S.138–140; см.: Edinger Th. Rußlands älteste Beziehungen zu Deutschland, Frankreich und römischer Kurie. Halle, 1911; de Baumgarten N. Généalogies et mariages occidentaux des Rurikides russes du Xe au XHIe siècles. (OCh. T.IX/1. Rome, 1927 [см. также: Пашуто B.T. (прим. 140). Особ, генеалогич. табл, на с.419–429. – Прим. изд. (А.Н.)]. 233 Сеньорат не был ни “славянским” явлением, ни “старинным”, так как он был не “возрожден” завещанием Ярослава, а именно учрежден им (см. нашу работу, указанную в комм. изд. “Однозначно определенных” промежуточных этапов на пути к киевскому (или новгородскому) столу на практике никогда не было. Излагаемая автором вслед за С.М. Соловьевым и В.О. Ключевским теория так называемого “лествичного восхождения” до сих пор охотно повторяется в общих курсах русской истории. В своем законченном виде она является чисто кабинетной схемой и чрезвычайно утрирует реально действовавший механизм генеалогического старшинства, который и в самом деле включал некоторые стабильные элементы (например, перевод в Переяславль старшего из потенциальных претендентов на киевский стол при Мономашичах). (А.Н.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы обуздать возмущение саксов, Генрих IV назначил съезд в Мерзебурге. Оттон двинулся туда в окружении саксонской знати, но по дороге на него напали графы Бруно и Экберт, двоюродные братья Генриха IV (его бабка, Гизела, была по своему предыдущему браку также бабкой Бруно и Экберта: см. ДР. С. 372. Илл. 13), которые находились также еще и в личной вражде с сыном маркграфа Бернхарда. В этой схватке Оттон и Бруно были убиты (Lamp., а. 1057. Р. 71–72). Сведения Ламперта служат важным дополнениям к рассказу «Саксонской всемирной хроники»; при всем том, Ламперт считает Оттона сыном маркграфа Бернхарда «от неравного брака, а именно от некоей матери-славянки». Русская жена Бернхарда, понятно, вполне могла быть названа «славянкой», но характеристика брака как «неравного» – это, по всей вероятности, уже толкование хрониста: едва ли при сомнительном происхождении Оттон смог бы стать главой саксонской оппозиции Генриху IV и даже соперником последнего. Поэтому сомнения в княжеском достоинстве матери Оттона на основании слов Ламперта (Bloch 1931. S. 187–188) неосновательны. Предполагалось, что русский брак маркграфа Бернхарда был связан с поддержкой Киевом внуков маркграфа Дитриха, сыновей польского князя Мешка I от второго брака (см. примеч. 1655), изгнанных польским князем Болеславом I, и, следовательно, должен был приходиться на первую половину 990-х гг. (Ludat 1971. S. 144. Anm. 335; S. 146. Anm. 353). Без аргументации такая датировка высказывалась и ранее (Baumgarten 1927. Table 1. N 16; Пашуто 1968. С. 419. Табл. 1, 3 [здесь Бернхард по недоразумению назван «маркграфом норманским»]). Кроме того, что такая гипотеза требует отождествления двух Бернхардов «Саксонской всемирной хроники» (см. выше примеч. 1656), она прямо противоречит описанию Ламперта, который рисует Оттона отнюдь не 60-летним стариком, а «мужем, крепким разумом и сильным десницею». Поэтому естественнее было бы отнести второй брак Бернхарда ко времени ок. 1030 г. и связать его со складыванием русско-немецкого союза против польского короля Мешка II (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

-. 2003. Pedagogicheskie sochineniia (The Pedagogical works). Saransk: Krasnyi Oktiabr’. 1 Согласно идеологу вальдорфской педагогики Р. Штайнеру, «самая изначальная сущность» человека «взята из Божественного» (см.: Shtainer 2004, 23), но «все лучшее и светлое в его природе рождается из тьмы» (см: Khodzinskii 2000, 76). Вальдорфской педагогикой последовательно внедряется «мысль о несуществовании объективной истины» (там же, 71–72). 3 «Согласно Л. С. Выготскому и его последователям, “интрапсихологические” процессы, т. е. внутренние процессы человеческой психики, складываются на основе “интерпсихологических”, т. е. межличностных, социальных процессов» (Kon 1999, 60); «Превращение “интерпсихологических” отношений в “интрапсихологические” Выготский назвал процессом интериоризации» (Aleksandrova 1999, 146); Личность, согласно Л. С. Выготскому, есть «высшая форма социальности», «непосредственным продукт, кристаллизация его социальной жизни» (Vygotskii 1986, 59, 54; см. Leont’ev 2001, 9). 4 Свобода понимается натуралистическим либерализмом как «субъективная изоляция» (Losev 2001, 479). 5 Ясно, что нравственное для спартанца безнравственно для гуманиста, а нравственное для коммуниста часто безнравственно для христианина и т. д. Т. е. нравственность принципиально не может задавать абсолютные, непреходящие ценности в перспективе натуральных философии и педагогики, которые склонны отрицать Бога и человека как несводимые ни к чему (ни к миру, ни к материи, ни даже к умственной деятельности) личности. 6 Так, Н. А. Бердяев , классифицирует религиозные воззрения Л. Н. Толстого как «особую форму пантеизма», хотя и с «привкусом деизма» (очевидно, под влиянием деизма Ж. Руссо), в котором нет места для «личности Бога», «как не существует личности человека и вообще никакой личности. У Толстого Бог не существо, а закон, разлитое во всем божественное начало» (Berdiaev 1989, 130). См. также о безличности Бога и о человеке, как ограниченном проявлении Его у Л. Н. Толстого: (Ioann 2003, 305, 419).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

419 Эта оценка подтверждается даже фактами, изложенными боготворившими Прабхупаду кришнаитами в восторженных воспоминаниях о нем. 422 Первым об этом довольно безапелляционно заявлял сам «непогрешимый» Прабхупада (см.: Шри Шрнмад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Кришна. Кристос, Христос//Наука самосознания. С. 125–156). 432 Бхактивинода Такур. Шри Харинама Чинтамани. Бомбей, б. г. С. 2. (Прописные и строчные буквы даны по оригиналу.) 436 История МОСК полна сексуальных скандалов самого различного рода, связанных с именами «отрекшихся от мира саньясинов». 438 То есть вишнуистов – так себя называют кришнаиты по имени бога Вишну – по их мнению, аватары Кришны. 439 См. интервью с Моти Лап Пандитом о «Международном Обществе сознания Кришны» в журнале «Прозрение» (1998. 1. С. 61–63). 440 Шри Шримад А.Ч. Бхакгиведанта Свами Прабхупада. Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура?//Наука самосознания. 1991. С. 135, 141. 442 Мы допускаем, что это приведенное самими кришнаитами число может быть завышенным (см. ниже существенно более скромные данные). Но тем не менее в Германии, где МОСК существует и действует уже более 30 лет, число кришнаитов давно застыло на отметке в несколько сот человек, в Дании их меньше сотни, в США не более 2 тысяч. 443 Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» не вооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) брала средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность, весьма дорогостоящие издания и т.д.? Не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками? 444 После недавнего скандального раскола в МОСК (см. ниже) кришнаитское радио – «Кришналока» закрылось.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

1169 Это и против Aug. Ferd. Dahne, который допускает возможность воплощения – Verkorperung (Geschichtl –iche Darstellung der judisch – aleandrinischen Religions – Philosophie I, S. 437 – 438), хотя для аналогий указывает (I, S. 386) на Scheinkorper. 1170 Кн. С. Н. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории I, стрн. 166 и в «Вопросах философии и психологии» IX, 41 (кн. 1 – я за 1898 г.), стрн. 181. 1171 У Филона Логос, какидеальный прототип, невидим и вообще недоступен чувственному восприятию (ср. выше на стрн. 272); намеки обратного свойства объясняются отголосками откровенного учения об исторических обнаружениях Бога в мире (Anathon Aall, Der Logos II, S. 30); конечно, «der Logos kann wohl bei Philo als das geistige Wesen einer geschichtlich auftretenden Person oder wieder als der Trager einer Episode erscheinen, aber nie kommt eine menschen – ahnliche Individualitat heraus, deren psychisches Leben als solches Gegenstand der Erorterung werden konnte» (II, S. 145). 1172 Quis rerum divinarum heres sit § 42 fin. M. I, 473. CW. III, 47. Yonge II, 134. Из сказанного у нас в тексте ясно, что это место напрасно привлекается для «понятия космического примирения» в послании к Колоссянам (O. Pfleiderer, Das Urehristenthum, S. 676; но ср. у нас на стрн. 277, 280) и для догмата об искуплении Христовом вообще (William Mackintosh, The Natural History of the Christian Religion, p. 525). 1173 См. о сем и у проф. ММ. Д. Муретова, Учение у Филона Александрийского и Иоанна Богослова, стрн. 206. См. выше на стрн. 327. 1174 См. напр. W. Fr. Gess, Christi Person und Werk II, 2, S. 495. A. Edersheim, Histiry of the Jewish Nation after the Destruction of Jerusalem under Titus, p. 419 – 420. C. Siegfried, Philo von Alexandria als Ausleger des A. T., S. 403. Prof. James Stevenson Riggs, Alexandria and the New Testament в «The American Journal of Theology» I, 4 (October, 1897), p. 940. Eug. Menegoz, La theologie de l’Epitre aux Hebreux, p. 198. 202. W. E. Ball, St. Paul and the Roman Law and other Studies p. 119. Проф. Ст. М. Сольский, Сверхъестественный элемент в новозаветном откровении (Киев 1877), стрн. 89. Н. Д. Молчанов (ныне епископ Никандр). Подлинность четвертого Евангелия и отношение его к трем первым Евангелиям (Тамбов 1883), стрн. 197. См. и стрн. 364, 368.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

115 Есть некоторое основание думать, что на древнецерковную практику повлияло постановление иерусалимского собора ( Дeяh. XV, 29 ) о воздержании христиан из язычников от идоложертвенного, крови, удавленины и блуда. Хотя, само по себе, это постановление относилось, вероятно, только к идолослужению, так как здесь воспрещалось все то, что стояло в связи с языческими религиозными праздниками: употребление в пищу мяса жертвенных животных вообще и в частности животных, которые убиты без выпускания из них крови, и непотребство, которое нередко принимало религиозный оттенок в связи с языческими праздничными пиршествами (некоторые, впрочем, под блудом разумеют вступление в браки, воспрещенные законом Моисеевым, см. Herzog, Realency-klopädie, Art. Apostelconvent); но некоторыми писателями церковными три упомянутые смертные греха прямо ставятся в связь с этим постановлением, напр. Тертуллианом , Пацианом барцелонским в IV в. См. об этом Binterim, стр. 249 и 253; Frank, стр. 410; Probst, стр. 395; Endres, стр. 106. Самое обстоятельное разъяснение постановления иерусалимского собора сделано Бэккенгофом (Böckenhoff, Das apostolische Speisegesetz in den ersten fünf Jahrhunderten, 1903). Для некоторых отцов как напр. для Киприана, основою при оценке грехов служил ветхозаветный закон с его двумя скрижалями, но разницы практической отсюда не получалось (см. Binterim, 253; Endres, стр. 104). Что же касается теоретической классификации грехов, то принципиальных основ для такой классификации отцы не устанавливали. О всех их вообще можно сказать, что они различали смертные и несмертные грехи, в виду 1 посл. Uoah. V, 16–17 ; но затем и те и другие подразделялись еще различным образом у отцов церкви; в частности все три названные греха относимы были к смертным грехам. См. об этом Frank, стр. 419 и сл. Endres, стр. 103 и сл. Binterim, стр. 248 и сл. Stäudlin, IV, стр. 106 и сл. В русской литературе: проф. Сокольский, назв. статья, стр. 25–27. 116 Мотив запрещения здесь, впрочем, не только связь с оффициальным идолопоклонством, но и неприличие для христианина производить пытки и осуждать преступников на смертную казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

лишь цитаты, приводимые блж. Августином) пелагианские епископы, желая заручиться поддержкой на Востоке, во 2-й пол. 418 или 1-й пол. 419 г. отправили Руфу, еп. Фессалоникийскому. Это письмо было передано еп. Бонифацию, который переслал его вместе с письмом еп. Юлиана блж. Августину, попросив его дать ответ пелагианам (см.: Кремлевский. 1898. С. 135-141; PChrBE. Vol. 2. Pt. 1. P. 1176-1177). Рассмотрению содержания этих 2 писем блж. Августин посвятил соч. «Против двух писем пелагиан» (Contra duas epistolas Pelagianorum; CPL, N 346) в 4 книгах. В 1-й книге блж. Августин отвечает на обвинения из письма еп. Юлиана; книги 2-4 посвящены подробному разбору письма пелагианских епископов. Ссылаясь на предшествующих церковных писателей, блж. Августин излагал учение о благодати, о крещении и о праведности, а также критиковал искажающие это учение чрезмерно хвалебные рассуждения пелагиан о творении, браке, законе, свободном решении и жизни святых. Видя в блж. Августине наиболее деятельного и опасного противника П., а также зная о том, что в молодости он в течение нек-рого времени был приверженцем манихейства, еп. Юлиан Экланский с целью дискредитации блж. Августина стал обвинять его в скрытом манихействе. Называя блж. Августина и всех сторонников учения о первородном грехе «манихеями» и «традуцианами», еп. Юлиан заявлял, что они считают законный христ. брак делом диавола и учат о «злой природе», якобы передаваемой от родителей детям. Впервые эти обвинения были высказаны в письме еп. Юлиана влиятельному сановнику (comes) Валерию, поддерживавшему позицию блж. Августина при имп. дворе в Равенне (см.: Aug. De nupt. et concup. I 1. 1 - I 2. 2; Idem. Contr. secund. Julian. I 10). Узнав о содержании письма, блж. Августин зимой 418/19 г. написал 1-ю кн. соч. «О браке и вожделении» (De nuptiis et concupiscentia; CPL, N 350), к-рую отправил Валерию с сопроводительным письмом-посвящением (см.: Aug. Ep. 200). Рассматривая аргументы еп. Юлиана, блж. Августин подчеркивает необходимость различать сам по себе брак, к-рый установлен Богом и есть благо, и «зло плотского вожделения», к-рое оказалось неразрывно связано с брачными отношениями после грехопадения.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

926 См. его Изъясн. на этот Пс. – По мнению же новейших защитников гипотезы о Маккавейских псалмах, 127 псалом относится к обстоятельствам, описанным в 1Макк.12:53–13, 3 и 14, 25 и дал. (См Hitzig Psalmencommentar); но мы не останавливаемся на этом мнении, так как в цитированных местах 1 Макк. незаметно почти никакого отношения к содержанию псалма, да к тому же мнение это опровергает самым положением псалма в числе песней степеней, которые, по всем вероятным основаниям и согласному признанию большинства ученых, находились уже в богослужебном употреблении во времена ближайшие к возвращению из плена (См. песнях степеней Hengst – Comment, Bunsen – Bibelwork, Ehrt – Abfassungszeit Psalters S 103–103 и др., и у нас в Воск. Чт. 1856/7 41, стр. 390–1). 927 Мнение о происхождении 126 пс. от Соломона у нас высказывают: В Преосв. Филарет Митр. Московский (в начертании Библ. Истр. стр. 374 изд. 1819), Арсений М. Киевский (Введ. в св. кн. В. З. Киев 1878, стр. 89), прот. Богословский (Св. Ист. В. З. стр. 419 изд. 4-е), прот. Г. Павский (в Обозр. псалмов стр. 36), архим. Михаил (в Чт. Общ. Люб. Дух. просв., 1872 г. 1, стр.41); из новейших иностранных ученых его защищают: O V Gerlach, Toluck, Hengstenberg, Moll и др. 952 См. Руков. к чтению Свящ. Пис. В. и Н. Завета М. Амвросия: Чт. об истории кн. Св. Пис., Лебедева, М. 1860 стр. 70–71; Ист. кн. Св. П. в перев. Гуляева – предисл. и др. 956 Единственные признаки позднейшего происхождения псалма находят в положении его в конце Псалтири и притом между песнями степеней, – что, как уже выше было замечено, само по себе не ведет еще к желаемому заключению, – и потом в употреблении некоторых грамматических форм и сочетаний, свойственных будто бы исключительно позднейшему периоду священной еврейской письменности, но на самом деле встречающихся и в древних писаниях, каковы по указаниям Гитцига, Ленгерке и отчасти Генсгстенберга; арамейская форма окончания _ в слове в ст. 4 вм. , как напр. в Пс.16:6, 60:13 и уже Исх.15:2 ; употребление суффикса единств при множественном окончании в слове ст. 12, как уже Втор.28:50 , если только еще можно поручиться за правильность нынешней пунктуации, и сочетание in st. c совершенно синонимических слов (в ст. 3 и в ст. 6 ), примеры которого мы видим уже в Быт.49 , Суд.5 ; Пс.18:72 (евр.) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

408 Похоже, что у Иосифа Флавия была рукопись с этой информацией (ср. Древ. 6.68–71), но книги Иосифа Флавия не в ходят в традиционную рукописную традицию. 409 Находка рукописей Мертвого моря позволила получить копии рукописей, которые были древнее на тысячу лет, а значит ближе к своим оригиналам. 411 Оценку различных еврейских, греческих, латинских, сирийских и других источников см. там же стр. 8–11. Также хороший обзор проблем, достижений и направлений исследований можно найти у VcCarter, 1 Samuel, pp. 5–11, и Ralph W. Klein, 1 Samuel, WBS 10 (Waco, TX: Word Books, 1983), pp. xxv-xxviii. 412 CM. Smith, 1&2 Samuel, p. 24, 24 n 9. Введение к переводу New American Bible защищает широкое использование различных текстов, и они приняли более четырех сот исправлений (там же р.24 п 9). 413 Хорошую работу в этом отношении ведет Российское Библейское Общество. Новый перевод Ветхого Завета, который используется по возможности при переводе этого учебника, действительно содержит немало полезных ссылок и толкований. Полную версию перевода Ветхого Завета сотрудники РБО обещают издать в 2010 году. – прим перевод. 414 См., напр., такое допущение в его дискуссии в James W. Flanagan, «Samuel, Book of 1–2: Text, Composition, and Content,» ABB, 5:957–958. 416 См., напр., два предупреждения о конце дома Илия ( 1Цар. 2:31–36; 3:11–1 » Давид дважды представлен Саулу (16:18–21; 17:55–58), дважды Давид избегает убийства от рук Саула (18:10–11; 19:8–10) и дважды Давид отказывается забрать жизнь Саула (24:26) и др. 417 Среди других см. Karl Budde, Die Bucher Samuel erklart, KHC 8 (Tubingen a Leipzig: J.C.B. Mohr, 1902). 418 См. страницы 1–110 книги Noth, Uberlieferungsgeschichtliche Studien (1943), которая была переведена на английский язык под названием The Deuteronomistic History (1981; 2nd ed., JSOTSupp 15 [Sheffield: JSOT Press, 1991]) 419 Современный комментарий, который приписывает авторство всей Девтерономистской Истории одному автору – T.R. Hobbs, 2 Kings, WBC 13 (Waco, TX: Word Books, 1985), p. xxiv.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010