При изучении истории ламства в России особенно удивительным является то обстоятельство, что в исследованиях об этом предмете – и духовных, и светских лиц – находятся только отрывочная, краткая и слишком общие указания на возникновение ламства, но вовсе нет характеристики важнейшего события – государственного признания и указания в отечестве нашем этого вредного языческого учреждения. Везде сказано только обще, что произошло это в 1741 году. Но ведь год 1741, говоря вообще, есть год начала царствования благочестивейшей государыни императрицы Елизаветы, славной дочери великого Петра. И только тщательное, более частное, точное определение времени антирусского узаконения ламства в России обнаруживает, что идолопоклонническое ламство, как учреждение государственное, узаконено не в царствование благочестивейшей императрицы Елизаветы Петровны, начавшееся с 25 ноября 1741 года, но еще в начале 1741 года, в самый разгар узурпаторского, насильственного господства над православным отечеством нашим лютеранко-немецкой партии злодеев Бирона, Остермана и их товарищей по угнетению России. В то злое время правительства царского, русского, православного на Руси не существовало 1 . То было время для всего православно-русского более тяжкое, чем смутное время междуцарствия, потому что император как будто бы был, но ему минуло всего только несколько месяцев, он сам беспомощно лежал еще в пеленах, а именем его государствовала и самодержавствовала над Россией, ненавидевшая все православно-русское, ватага иноземных немцев – клятвопреступников и предателей… выражаясь авторитетными словами манифестов императрицы Елизаветы Петровны, этими клятвопреступниками немцами «правительство империи (русской) к вящшим непорядкам в чужие руки отдано было… Правление государственное чрез разные персоны и разные образцы происходило… и к важным государственным делам (коварные узурпаторы) употребляли чужих наций, не довольно известных, людей, чрез что российским (и православным) интересам воспоследовал вред… и от чего непорядки и немалое разорение всему государству и впредь худые следствия последовали» 2 . Соответственно всему этому, правителем иркутско-забайкальского края был тогда немец же Ланг, которым допущено было указание в Сибири языческого ламства, якобы русским правительством, и принятие этого вредного, иноземного, идолопоклоннического учреждения под особое покровительство православно-русской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Из Версаля Шетарди, между Прочим, было внушено, чтоб он не раздражал русских министров, производя переговоры непосредственно с самою императрицею, и потому Шетарди просил позволения у Елисаветы прочесть то же заявление и вице-канцлеру Бестужеву. В это время Шетарди считал Бестужева наравне с Лестоком человеком, способным действовать в интересах Франции по враждебности отношений его к великому канцлеру князю Черкасскому, которого взгляд на европейские дела уже высказался решительно, именно в пользу Австрии, тогда как Бестужев еще не высказывался против Франции, вероятно имея в виду воспользоваться ее услугами в шведском деле. На этом основании Шетарди еще прежде хотел выдвинуть Бестужева и отстранить враждебного Черкасского; он представил императрице, что иностранные министры затрудняются иметь сношения с кн. Черкасским, который не знает ни одного иностранного языка, и желают избрания министра, к которому бы они могли непосредственно обращаться. «Еще не время, – отвечала Елисавета, – впрочем, что вам за нужда? Вы будете вести переговоры прямо со мною, а другие иностранные министры пусть делают как знают». Бестужев выжидал, как поведет себя Франция в шведском деле; прямо давал знать Шетарди, что находится в затруднительном положении от неизвестности насчет этого, от неизвестности, будет ли война или мир с Швециею, тогда как представители Австрии и Англии, Ботта и Финч, не дают ему покоя, склоняя на свою сторону. Шетарди предложил ему ежегодную пенсию в 15000 ливров за то, что король очень доволен его намерениями в пользу Франции; Бестужев отказался, объявив, что еще ничего не сделал, чтоб иметь право на благосклонность королевскую, что он безо всякого вознаграждения готов служить интересам короля, поскольку они согласуются с выгодами его государыни. Лесток, пришлец, не могший питать сильного сочувствия к России, имевший очень смутное понятие о ее интересах, – Лесток не дожидался, окажутся ли интересы Франции тождественны с интересами России, и принял пенсию, обещаясь заслужить ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Возвращение России. 16.02.2022 19:37:45 Виктор Саулкин Мир не будет жить по закону джунглей   Перемены, которые происходят в последнее время в переустройстве современного миропорядка, принято назвать судьбоносными. В нынешнем противостоянии между Россией и коллективным Западом во главе с США решается, каким будет будущее нашей страны в XXI веке, в каком мире придется жить нашим детям и внукам. За словами о выстраивании  новой архитектуры безопасности в Европе и во всем мире стоит слишком  многое: приблизится мир к катастрофе очередной мировой войны или же эту угрозу удастся отодвинуть. И каким будет это будущее, зависит не только от высшего руководства нашего государства, от Владимира Путина, Сергея Лаврова и Сергея Шойгу, а нас с вами. От нашего трезвомыслия, от того, понимаем ли мы  всю серьезность опасности, которая угрожает нашей стране. Осознаем ли в полной мере,  чем вызвано нынешнее обострение отношений между Россией и коллективным Западом. И что решается в ходе этого, пока еще дипломатического противоборства.  Все вы знаете, что наша страна выдвинула к США требования о гарантиях безопасности для России, потребовала отодвинуть военную структура НАТО от наших границ на рубежи 1997 г., т.е. до расширения Североатлантического альянса. Нынешние  события  сравнивают с Карибским кризисом. В 1962 г. СССР и США стояли на пороге войны после размещения наших ракет на Кубе в ответ на размещения американских ракет в Турции и Италии.  В тот раз назад войну удалось предотвратить.     Но на наших с вами глазах 30 лет назад в мире  произошли изменения, которые с полным правом называют геополитической катастрофой. Перестал существовать Советский Союз – мировая сверхдержава, могущественная советская империя. А ведь противостояние СССР и коллективного Запада во главе со второй сверхдержавой  США определяло все, что происходило во второй половине ХХ века после окончания второй мировой войны. В конце ХХ века оказалась расчленена территория исторического Российского государства, наша страна вступила в новое Смутное время.

http://radonezh.ru/2022/02/16/vozvrashch...

Как в фокусе, эта проблема отразилась в отмеченных спорах русских послов по поводу отсутствия подписи патриарха Ермогена под грамотой о капитуляции России. Оказывается, что и русские иерархи, и лучшие государственные деятели понимали отношения царя и патриарха в подлинно христианском, общинном смысле. У одной великой православной общины – России два начальника: духовный (патриарх) и светский (царь). Они оба ответственны за все, происходящее в общине, но каждый по-своему: царь прежде всего – за дела гражданские (хотя и в церковных делах может принимать самое активное и почетное участие, когда это нужно), патриарх прежде всего отвечает за дела церковные, духовные (хотя и в государственных делах может, когда нужно, принять самое активное участие). Цари советуются с патриархами, патриархи – с царями по всем наиболее важным вопросам. Традиционно патриарх – обязательный член боярской Думы (правительства). Если нет царя, то и важнейшие мирские дела решаются только по благословению патриарха. Если в деле учреждения патриаршества в России действует в основном царская власть, то в Смутное время самую царскую власть и всю Россию спасают ни кто иные, как русские патриархи! Смута, таким образом, очень отчетливо показала, что русская церковная власть не была и не мыслила себя «законопослушным» орудием власти государственной, как это хочется видеть некоторым (А. В. Карташову). Она могла пребывать и пребывала в согласии с государственной властью в тех делах, в каких это было возможно с церковной точки зрения, и до тех границ, до которых возможно. В этом вопросе важно было, чтобы ни одна из сторон не пыталась захватнически присвоить себе прерогативы другой стороны, то есть не проявляла бы самозванства, ибо самозванство может пониматься не только в узком смысле, но и в широком как вообще стремление стать тем, чем ты по закону не являешься, присвоить себе те функции, которые тебе по праву не принадлежат. Удивительно то, что в те времена никакого четкого юридического, писанного закона («права») о компетенции и взаимоотношениях царской и церковной власти как раз и не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Традиции и менталитет россиян исторически царско-имперские. Они проявляются в ностальгии по Советскому Союзу. То была Империя, просуществовавшая лишь семь десятилетий. Ибо в её основе отсутствовал главный «стержень» — институт монархии. Вместо постоянства и преемственности власти, страну бросало от НЭПа к сталинской эпохе, от хрущевской грязной «оттепели» к «застою». И к завершающему распаду, именуемому «перестройкой». — Абсурдно вести разговоры о возвращении в Россию потомков Романовых. Россияне монархов не приглашают, а выбирают. «Смутное время» в истории Российского Царства завершилось Земским собором 1613 года. На нем представителями всех сословий и русских земель Царем избран был Михаил Романов. Современная Россия начальный этап Земского Собора прошла, указав на достойного. Завершающий — в законодательном изменении Конституции России и реставрации монархии. С основателем новой Императорской династии — Владимиром Владимировичем Путиным. Почему сегодня, в 2020-м, мы возвращаемся к тому, что написано в 2012-м, ответ более чем очевиден. Он — в сверхактуальности выбора формы государственного устройства. Той единственной, какая гарантирует целостность России, её процветание на века. Тогда, когда писалась статья, более восьми лет назад, еще не было воссоединения Крыма с Россией. Не было событий в Белоруссии и бешеной, подогреваемой внешними силами антироссийской и антигосударственной кампании по дискредитации конституционных поправок. Сегодня все это налицо, и мы видим уязвимость, опасную для страны, избирательной процедуры Главы государства. Вывод на поверхности — в необходимости конституционных изменений. В создании той формы государственного устройства, какая не будет подвержена как внешнему, так и внутреннему разрушительных воздействий. Только Монархия! Все остальное — опасная половинчатость, какая лишь провоцирует активность врагов внешних и внутренних. В конституционном восстановлении монархии в России есть один из самых серьезных концептуальных плюсов. Он исключает возможность условного Запада влиять и реагировать на правовой процесс, давать оценки, какие мы сейчас слышим по событиям в Беларуси и российским конституционным поправкам. Не признавать можно выборы, а не конституционные изменения.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/22/vo...

Чрезвычайность действий. Если немецкому порядку и формуле «дас зайн» найти вполне русское соответствие, то это будет слово «авось», означающее надежду на случайную удачу. «Что русскому здорово, то немцу смерть», - вот верная характеристика этой особенности сознания русских, зафиксированная в поговорке. Русский тип власти слабо институализирован, предупредительному вмешательству предпочитает естественный ход вещей, медлит от мудрости «семь раз отмерь, один раз отрежь», а когда устраниться уже нельзя - «бьет по хвостам» и устраивает аврал - спешную работу выполняемую сообща всеми причастными и непричастными. Так, относительным бездействием власть Центра не подставляется под ответственность за порядок на местах, а случившиеся с народами беды преодолевает на мобилизационном порыве «всем миром». Контроль над людьми. Бескрайние просторы незащищенных русских равнин в отличие от извечной «лоскутной зажатости» Европы и «муравейной скученности» Китая делали русскую власть эффективной тогда, когда она бралась за контроль людей, а не за контроль пространств. Как известно, у России две беды: дураки и дороги. Попытки контролировать пространство приводили к передаче полномочий на места (в субъекты государственности), что в свою очередь всегда приводило к растаскиванию страны на уделы кормления. Теперь же, когда глобализация обесценила пространство, принцип контроля над людьми для русской власти стал важен как никогда. А контроль над людьми в России исторически означает иерархию ценностей «пять выше»: - власть выше собственности; - служба выше владения; - справедливость выше закона; - общее выше личного; - духовное выше материального. Из опыта также известно следующее: чтобы контролировать людей социальная организация общества должна соответствовать служилой организации. Образец такой организации в России дает казачество. Для контроля над людьми принципиально объединить ячейку власти с ячейкой производства, а не с «муниципальным образованием». Опора на военно-служилое сословие. Сословие верноподданых служилых людей, не обремененных собственностью появилось на Руси при Василии Темном (1447-1462) и с тех пор использовалось верховной властью для борьбы с боярами (собственниками-олигархами). Принцип окончательно сложился в опричнину, когда бояре в 1553 г. воспротивились присягать сыну Ивана Грозного. В смутное время 1605-1612 годов 256 кланов Рюриковичей страстно желали олигархического коллективного правления и довели дело до национальной измены в пользу Запада (поляка Владислава IV). И тогда против бояр поднялись служилые люди. С тех пор русская власть 300 лет шла к очищению от собственности и преуспела в этом лишь в форме сталинской номенклатуры. В плане собственности дворяне были беднее бояр, а чиновники - беднее дворян. В этой ущербности по отношению к собственности кроется мотив коррупции властей. Лишенная собственности сталинская номенклатура обладала только властью, потребляла строго по чину и потому не знала беды полномасштабной коррупции.

http://ruskline.ru/opp/2013/2/04/sakraln...

На этом редкостно приятном и для настоящего времени особенно знаменательном „Гермогеновском“ торжестве 1 мне выпала счастливая обязанность ознакомить высокопочтенное собрание русских православных людей, привлеченных сюда именем патриарха Гермогена, с государственной патриотической деятельностью этого великого святителя. Для русского человека, милостью Божиею уберегшего в себе и в наши лукавые, опасные дни национальное русское чувство, сохранившего в сердце своем святой огонек любви к родине и народности своей, воспоминание о величайшем русском патриоте Гермогене есть большая приятность. Истинное удовольствие. Но что можно сказать в краткой речи о такой грандиозной личности, каков Гермоген, и как в немногих словах изобразить вековечные заслуги его для нашей родины?! Сделать это тем труднее, что деятельность Гермогена относится к так и называемому смутному времени, т.е. к тому исключительному периоду в истории России, который представляет собою беспримерный хаос лиц, целую бурю событий. Выделить и как либо обособить Гермогена и его деятельность от этого окружающего фона смутной поры невозможно, так как вся жизнь его, со вступления на патриарший престол, была сплошным непрестанным подвигом патриотическим именно в самом центре, корне, в самом так сказать котле тогдашней современности. Постараюсь, насколько возможно, в сжатом и самом общем очерке оживить в воспоминании вашем грустную картину тогдашнего на Руси безвременья, лихолетья, в мрачной перспективе которого таким блестящим исключением и в таком светлом, обаятельном ореоле выступает великая личность Гермогена 2 . Смутное время, это самая мрачная и самая страшная страница русской истории, когда все самое святое, дорогое и заветное для русского человека – народность, государственность и вера православная – были в крайней, роковой опасности. Это эпоха великого гнева Божия, беспримерных смут и волнений внутренних и внешних, эпоха вопиющего развращения политического и падения религиозно-нравственного самих русских людей и крайней опасности для России со стороны других, иноверных и иноплеменных народов. Все заставляло тогда думать, что пробил последний час для России, что ей уже нет спасения. Но спасение нашлось; оно исходило из недр святой православной церкви нашей, которая в эти моменты крайнего падения и ослабления всех основ, начал и сил нашего отечества явила в себе великую нравственную твердыню, собрала разрозненные и растерявшиеся элементы нашей государственности, подняла дух погибавшей народности, одушевила и спасла Россию от гибели. Главным вождем в этом одушевлении народном, истинным богатырем православного русского национального духа, вдохновителем и спасителем отечества и явился предстоятель церкви русской патриарх Гермоген.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Партизан Герасим Курин (фильм « В глазах его сверкал огонь любви ко Отечеству ») — герой войны 1812 года, простой русский крестьянин, никогда не учившийся военному делу, но не знавший поражений в схватках с наполеоновской Великой Армией… Пограничник Александр Спеков (фильм « Завершаю передачу, выбрасываюсь в окно, привет Родине ») — герой Финской войны, подорвавший себя вместе с окружившими его врагами… Это, разумеется, не все имена, с которыми знакомит своих посетителей портал «РНЛ». Авторы фильмов не ограничиваются определённым историческим периодом, — они ищут своих персонажей во всех веках исторического бытия России. — XX век, XIX век, Петровская эпоха, Смутное время, — герои не переводились на нашей земле никогда. Авторы фильмов используют редкие кадры кинохроники, малоизвестные живописные полотна, фотоматериалы, песни описываемой эпохи, эпизоды из художественных кинокартин, давно забытых зрителями… Всё это делает каждый выпуск «Фильмов о Русских героях» чрезвычайно убедительным, наглядным, доходчивым. Это фильмы-плакаты, фильмы-портреты, фильмы — мемориальные доски. Авторы рубрики прекрасно понимают, что всех русских героев перечислить не удастся: море не вычерпать горстями. И всё-таки хотелось бы спасти от забвения как можно больше имён, — чтобы хранить о них молитвенную память, чтобы на их примере воспитывать новые поколения, чтобы осознать всю огромность русской славы. А ведь сколько наших храбрецов остались совершенно безвестными, — о них не писали в газетах, их не снимали для кинохроники. Дорогие друзья! Наверное, многие из вас знают таких героев, не получивших славы здесь, на земле, — только в небесах у Господа. Пожалуйста, поделитесь своими знаниями. Расскажите о своих предках, родственниках, друзьях, которые со славой воевали в гражданскую, Великую Отечественную, в Афганистане и Чечне, Сербии и Приднестровье… Быть может, вы владеете редкими историческими материалами о героях давних эпох — расскажите о них «Русской Народной Линии» или газете «Православный Санкт-Петербург» — пусть все знают, какие люди рождались в России.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/03/sl...

Он имел в виду отнюдь не народ, не дураков и не дороги, но окружавшую его в тот период политическую, военную и экономическую элиту. Измена элит завершилась тем, что величайшая мировая держава, Российская Империя, рухнула. 200 лет назад политическая элита под руководством британского посланника участвовала в цареубийстве Императора Павла, что привело впоследствии к Наполеоновскому вторжению и Отечественной войне 1812 года. 400 лет назад в Смутное время политическая элита России присягала самозванцам и польскому королю, изменив и Отечеству, и Вере, и только восстание русского ополчения спасло в тот период и Россию, и Православие, положив начало новой династии русских царей. С тех пор в России мало что изменилось. Русские правители с опорой на русский народ приносят свою жизнь на алтарь Отечества, а раскормленные, коррумпированные компрадорские элиты не брезгуют никакими способами, чтобы предать Родину, трусливо изменить Государю, обобрать и подчинить народ ради достижения личной сиюминутной выгоды. Но после долгих и мучительных лет смуты всегда наступало умиротворение - вышедшая из кризиса и кровавых войн Россия вновь начинала поступательно развиваться. 23 года назад (на наших с вами глазах) история повторилась вновь: «красная империя», действительно нуждавшаяся в серьезном и предельно осторожном реформировании, вместо этого оказалась разграблена, растащена и разрушена сворой «перекрасившихся» и продавшихся недавним «идеологическим врагам» высших партийных чиновников и примкнувшим к ним беспринципных нуворишей. История ускоряется...ее витки становятся все короче. И вот снова - второй раз на нашем коротком веку - едва начинающая восстанавливаться после прошлого «погрома» страна оказывается под угрозой алчного дележа. И те, кому не дали окончательно разграбить нашу многострадальную Родину в 90-е, теперь жаждут реванша. 2. 10 лет тюремного заключения для Вас, г-н Ходорковский,- это действительно трагедия. Ведь сколько можно было бы украсть за этот срок! И теперь единственная Ваша цель - это наверстать упущенное.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Атипичная религиозность в постсоветской России До недавнего времени наше общество имело весьма смутное представление о сектах. Когда речь шла о русском дореволюционном сектантстве, понятие “секта” прилагалось к религиозным группам, которые некогда откололись от Православной Церкви, что с точки зрения ее догматики является “ересью” – учениями, расходящимися с церковным Преданием. Логично было бы предположить, что для коммунистической идеологии “опиум народа” одинаково вреден в любой упаковке: будь то ортодоксия (Православие) или ересь. Однако отношение к сектантам за семьдесят лет советской власти резко колебалось вместе с колебаниями линии партии. Эта кривая линия вычерчивалась не по доктринальному принципу, а по беспринципному постулату “цель оправдывает средства”. О печальном романе большевиков с сектантами в 20-е годы сегодня широкая публика слабо осведомлена. Совершим краткий экскурс в прошлое. Сектантство на территории России возникло давно: уже в XII веке в Киевской Руси известна секта богомилов, в XIV – стригольников, в XV веке в Новгороде появляется так называемая “ересь жидовствующих”, но относительно заметным явлением русской жизни сектантство становится в конце XVII – начале XVIII века, когда из среды раскольников выделились две секты, отличающиеся ярко выраженным асоциальным и изуверским характером, – хлысты и скопцы. Затем стали появляться и другие секты. Длительное время имперское правительство пыталось “локализовать” и изолировать это болезненное явление народной жизни, прибегая к жестким репрессиям по отношению к сектантам (аресты, ссылки). Логика действий правительства в отношении сект диктовалась преимущественно прагматическими соображениями. Так, импер­ская элита могла одновременно ассимилировать “наиновейшие” идеи, идущие с Запада (вольтерьянство, масонство) и жестко поддерживать вероисповедную однородность на территориях, заселенных православными . Начиная со второй половины XIX века позиция правительства в отношении сект становится дифференцированной, определяясь степенью лояльности последних по отношению к государству и обществу. Дело в том, что для значительной части русских сект был характерен религиозный нигилизм, то есть отвержение государства, общества, светских законов и даже религиозных заповедей как утративших силу для тех, кто имеет “личное озарение”. Вот что, к примеру, заявляли сектанты-духоборы: “Никакой земной власти не признаем… Всякую организацию, установленную насилием, почитаем незаконною; такова власть земная и человеческие установления, законы; повиноваться им не желаем, они учат людей убийству… Земля – Божия; она создана для всех равно... У христиан все должно быть общее, ни у кого своего ничего нет… Отечества на земле не знаем… стремимся к отечеству небесному, а земным не дорожим и охранять его не хотим” .

http://pravoslavie.ru/4852.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010