Но к этим трудно описуемым физическим страданиям присоединялись не менее тяжелые нравственные муки. Во внешней своей жизни и раньше немного русскому народу приходилось наслаждаться удобствами: с холодом, голодом и всякими нуждами он научился сживаться, научился мириться. Не этими только нуждами и бичами тяжело было смутное время. Тяжело оно еще было тем, что тогда русский народ терял под собой почву, он, так сказать, «растерялся». Всегда привыкший повиноваться своим законным государям, видевший в них свою опору, смотревший на них как на помазанников Божиих, знавший их, как охранителей их веры и их народности, – одним словом, воплощавший в них свои лучшие национальные особенности, русский народ в смутное время вдруг оказался без этого необходимого начала всей их исторической жизни. Нить законных государей порвалась; на место их явился целый ряд самозванцев, которые все выдавали себя за законных и скоро обличались в своем «воровстве»; наконец, на священное, историческими воспоминаниями и традициями украшенное, место призывается иностранец. Что-же это такое? Из тогдашних летописных сказаний так и вырисовывается пред нами недоумевающий и растерянный облик русского человека. Только что присягнул народ Димитрию, первому самозванцу как он получает весть, что это был не Димитрий; а вор Гришка Отрепьев; после этого заставляют его присягать Василию Шуйскому, о котором народу неизвестно было, кто его выбрал в цари; но в то же время волной распространились слухи о том, что Димитрий жив, а Шуйский похитил престол. Невозможно было русскому народу проверить, кто был прав, кто виноват, кто истинный царь, кто ложный; обстоятельства же складывались так, чтобы еще более запутывать его в этом отношении. Являлись новые и новые самозванцы. Русский человек закружился, потерял голову, терял надежду выйти из своего положения, близок был к отчаянию. Тогда, по выражению проф. Кояловича, «настал кризис народной жизни; должна была решиться со всею настоятельностью и неутолимостью величайшая задача – составлять или нет России одно целое, и быть или не быть русскому государству».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Как ни смутно было бурное, хаотическое брожение земских элементов народосоветия в замутившихся и разрознившихся областях, но и в этом хаосе, повторяем, нельзя не заметить естественного, инстинктивного стремления областных общин к земскому народосоветию, нельзя не заметить естественной закладки, естественного самообразования областных земских начал народосоветия. Хоть и не стройна, груба была организация, нескладна форма местных советов и развившегося из них общего федеративного земского совета, как и все в древней России, было сугубо; но эта организация местного, областного и общего, конфедеративного совета проистекала из духа народного, из естественной жизни и потребностей областных масс народа. Она так была естественна, заключала сама в себе столько благоустроительной силы, что мирила, соглашала, уравновешивала самые нестройные, хаотические, разрозненные элементы и силы областных общин, останавливала их взаимную борьбу, водворяла порядок внутри области в самое смутное время. В эпоху междуцарствия, пока областные общины еще не согласились все избрать царя всею землею, в них господствовало полное самоуправление и самостоятельная общинно-административная распорядительность. Вся инициатива в делах и предприятиях земско-областных, все обсуждение местных вопросов, интересов, способов и направления областной деятельности принадлежала местным земским советам. Только в вопросах, касавшихся всей русской земли, как вопрос об изгнании поляков и литовцев, или об избрании царя – в таких вопросах распорядительная власть каждого земско-областного совета основывалась на федеративном совещании с другими областными общинами, взаимно согласившимися быть в любви, совете и соединеньи. Земский совет поморской области даже имел самостоятельные сношения с шведским королем Карлом IX, самостоятельно и единомышленно решил в 1611 году не избирать на московский престол шведского королевича, а избрать кого-нибудь из прирожденных бояр. В Новгороде, во время междуцарствия, земской самодеятельности и местного самоустройства, земское правительство самостоятельно заботилось о колонизации новгородской области, начертывало наказы местным властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Городской истеблишмент такое положение и качество управления сити-менеджера Якоба тоже вполне устраивало – и такое двоевластие продолжалось все пять лет, до 2018 года, когда Ройзман добровольно, по политическим мотивам, сложил с себя полномочия. И главой города стал Александр Высокинский, который далее уступил их нынешнему главе Алексею Орлову. Почему так долго, пять лет, сохранялся статус кво? Скорее всего, по политическим соображениям того времени: «Уважаемые западные партнеры, если либерал-оппозиционер с такой фамилией и во главе третьей столицы РФ, значит Россия – страна либеральная и свободная!». Впрочем, это уже история. Совершенно непонятно, почему вдруг барельеф Ройзмана решили установить именно сейчас. Тем более, что фактически главой города он никогда не был. И если уж и увековечивать его память, то в другой галерее, на другом этаже – например, в галерее председателей городской Думы. После своей отставки Ройзман заметно повысил свою активность как либерального оппозиционера, открыто высказывался против проведения СВО на Украине. В результате был официально признан физическим лицом-иноагентом, у него на квартире был проведен обыск… И вот теперь, в самый разгар СВО, барельеф этого человека установлен в городской администрации. В одном из интервью нынешний глава Екатеринбурга Алексей Орлов высказался по этому поводу так: «А при чем здесь иноагентство? Это человек, которого избрали. Может быть, и вы голосовали за него. В 2013 году это был всенародно избранный глава Екатеринбурга». Галерея барельефов – это галерея славы и почета, образцов для почитания и примера будущим (а может и сегодняшним) руководителям города. А вот интересно, есть ли в исторической галерее «на Лубянке» барельеф перебежчика Пеньковского? Или в Академии Вооруженных Сил РФ «борца за свободу России» генерала Власова? С точки зрения «чистой» логики они ведь там тоже работали? По-хорошему, в галерее надо оставить портрет фактического главы города на протяжении почти десяти лет – Александра Якоба (он там, слава Богу, и висит). А то получается, что в «эпоху» Ройзмана, с 2013 по 2018 года, в первый и последний раз в истории Екатеринбурга, почему-то городом руководили одновременно два мэра. Смутное время!

http://ruskline.ru/opp/2023/01/13/smutno...

(Историко-критическое исследование) С началом XVII века для нашего отечества наступила година бедствий и испытаний – бурная эпоха самозванцев, которая по своим неурядицам и настроениям надолго осталась в памяти русского народа, под именем «смутного» времени, «русского лихолетья». Еще при Годунове Россию посетил целый ряд бедствий: повсеместный почти неурожай, страшный голод и мор. Затем на сцену действий стали выступать какие-то темные, загадочные (и доселе неразгаданные) личности, выдававшие себя за младшего сына Грозного – Димитрия, убитого в Угличе. Во имя своих будто бы законных прав эти лица усердно добивались московской короны и один из них, Лжедимитрий I, достиг престола. – В историю воскресавших Димитриев, в их борьбу за «прародительский» престол вмешались соседи России – поляки и шведы. Цель этого вмешательства заключалась вовсе не в том, что они желали оказать помощь для занятия московского престола тому или другому претенденту на него; а в том, что они хотели ослабить наше отечество, хотели внести разложение во весь строй жизни России, поколебать все её основы, уничтожить её самобытность как в гражданском, так и церковном отношении. Особенно деятельно добивались этой цели поляки-католики. России в смутное время грозила двойная опасность: подчинение Польше и Риму; ополячение и окатоличение, – вот что, по-видимому, ожидало наше отечество в страдную эпоху самозванцев. Но Россия спаслась от этого несчастья!... Никогда, кажется, по сознанию русского народа, опасность окатоличения не грозила России столь сильно и не была столь близка нашему отечеству, как при первом самозванце. Действительно Рим имел удовольствие видеть, что в лице Лжедимитрия на московский престол сел католик (хотя и тайный). В истории России – это единственный и беспримерный случай, давно желаемый и ожидаемый слугами папы. В Польше Лжедимитрий дал им обещание исполнить их заветные мечты относительно Московии, так что с восшествием на русский престол самозванца в Риме считали цель окатоличения России на половину достигнутою. Впрочем, не сам Лжедимитрий, легкомысленный и беспечный, был опасен для нашего отечества и церкви, а те люди, которые стояли за ним со своими адскими планами против России и православной церкви, т. е. иезуиты. Лжедимитрий был в их руках лишь орудием для осуществления этих планов, так сказать, проводником католицизма. Но вместе с тем весь успех иезуитских замыслов вполне зависел от того, насколько это орудие было послушно и насколько Лжедимитрий действительно был расположен и хотел действовать в пользу римской церкви. Без его содействия все мечты иезуитов навсегда должны были остаться мечтами. Таким образом, в собственном смысле пропагандистом католицизма в России должен был явиться Лжедимитрий; он сам в Польше принял на себя эту роль. Как же он выполнял ее в Москве?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Заявление Межрелигиозного совета России об опасности осквернения священных символов Москва, 26 марта 2015 г. Межрелигиозный совет России выступил с заявлением об опасности осквернения священных символов, сообщает Патриархия.ru . Участники заседания Межрелигиозного совета России убеждены, что общественное устройство, гармонизирующее интересы индивидуума с запросами всего социума, служит укреплению связей между людьми, стабильному развитию народа и государства. На этом фоне некоторой частью нашего общества, упоенной ультралиберальными идеями, навязывается идея снятия любых правовых и нравственных ограничений свободы творчества и самовыражения — может быть, кроме ограничений, связанных с жизнью и здоровьем индивидуума. Апогеем такого подхода являются кощунственные провокации, направленные в самую сердцевину уклада жизни разных народов — в религиозность и в чувствительные исторические воспоминания. Свободой творчества, самобытностью и новизной прикрывается циничное и безнравственное поведение людей, именующих себя художниками, журналистами, режиссерами, литераторами. Иногда осквернителями народных святынь выступают и просто хулиганы. Христиане, мусульмане, иудеи и буддисты России, другие граждане, уважающие традиционные культурные и духовные ценности российского народа, со скорбью восприняли ряд кощунственных актов, произошедших в последнее время в нашей стране, таких как: В течение всей истории нашего государства власть и религиозные общины, и народ видели своей общей задачей укрепление единства страны, предотвращение дезинтеграционных процессов. Именно единством всегда была сильна Россия, противостоявшая множеству вероломных вторжений в Смутное время, в 1812 году, в годы Великой Отечественной войны. Приближается 70-летний юбилей Великой Победы. Мы будем вспоминать роль в ее достижении каждого воина и мирного жителя, понимая, что только единство, любовь к своей земле, глубинные народные традиции, коллективизм и жертвенность помогли нам в страшные годы остановить маховик тотального попрания нашей настоящей свободы и самостоятельности как нации.

http://pravoslavie.ru/78201.html

Если бы Государь Император считал отречение от престола однозначным предательством, то вряд ли бы его могло сломить какое-то бы ни было давление генералов. Россия - не первая и не последняя из стран, которая совершила (бы) переход от монархии к республике, не потеряв своего лица. Это знал и Святейший Синод, призывая в своем послании к «Верным чадам Православной Российской Церкви» от 9 марта 1917 г. «оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы». Так что и созыв Учредительного Собрания (вспомним Смутное время XVII столетия), и лояльность Временному правительству были все еще в контексте подлинной русской государственности. Другое дело - октябрьский переворот, уничтоживший само имя России. То, что белые были самых разных политических убеждений, включая крайне левых, еще не отрывает их от России. Если говорить о кровопролитии Гражданской войны, но у белых и красных оно было не просто разных масштабов, но и разной природы. Белые действовали по старым меркам, если угодно - по Столыпинским: человек мог быть повешен за свое личное членство в большевистской партии или явную помощь Красной армии, как Столыпин вешал террористов, взятых при совершении преступления. Речь не шла о том стратоциде, которого изначально и в течение десятилетий придерживались красные - уничтожение всех слоев общества, сословий, религиозных общин, групп и наций, которые могут быть враждебны новой власти. Почему белое движение оказалось под подозрением у оппонентов о.Г.Митрофанова? Это хорошо выразил д.ф.н.А.Л.К. в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» от 30 июля 2009 г. «Быть может спасение России в том, что после революции власть не оказалась в руках у либералов, но у тех, кто смог ее крепко держать в руках.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть Памятник Великой Победе над безбожием Главный храм Вооруженных Сил России 21.10.2020 1137 Время на чтение 11 минут В Подмосковье, в Одинцовском районе на территории Парка «Патриот» построен Главный храм Вооруженных сил России, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах. Построен всенародно, построен соборно, построен на века. Это великое событие может и должно послужить глубокому переосмыслению сущности, духовного смысла и значения Великой Отечественной войны и Победы в ней. День Победы – особый день для нашего народа, в который вот уже 75 лет великая радость разливается по всей нашей необъятной Родине, сопоставимая только с Пасхальной радостью. Прошедшие годы не уменьшили значения этой Победы, как хотелось бы врагам России, но наоборот: проходят годы и десятилетия, а мы все больше понимаем величие и значимость ее. В наше смутное и противоречивое время именно она стала главным стержнем и скрепой нашего многонационального и многоконфессионального народа, его единства. Мы – наследники Победы. Наследие – это дар, это не наша заслуга. Наследие можно приумножить, а можно потерять, промотать, лишиться. И за все эти 75 лет никогда не было таких яростных нападок на нашу победу злобных сил всего мира, почувствовавших, что нас не сокрушить, если мы продолжим пребывать на этом краеугольном камне, чудесным образом вернувшем единство нашему народу. Опорочить, фальсифицировать, оболгать, извратить историю Великой Отечественной войны силились темные силы запада вместе со всеми мировыми средствами массовой информации. В ведущейся информационной войне против России не выдержать нападения, не отразить его – это все равно, что дать сломать себе хребет. Да не будет! И мы выдержали, во многом благодаря нашему президенту В.В. Путину . Сегодня нам важно осознать, осмыслить, каким же наследием от наших предков мы обладаем. Это прежде всего свобода и независимость нашего народа, в то время, когда весь мир стремительно катится к их потере, и, возможно, совсем скоро мы окажемся единственным свободным и независимым народом в мире.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/21/...

Что же мешает всем нам обратиться к Ней  так,  как обращались наши предки? Только неверие и маловерие. Мы все делаем будто бы для спасения нашей Родины-России,  кроме самого главного.  И почему-то никак не хотим понять, что продолжающееся уже боле сорока лет страшное кровавое второе Смутное время на нашей Родине красноречивее всяких слов свидетельствует нам о нашем безсилии, о тщетности наших усилий, а главное об  ошибочности  всех наших деяний и мероприятий. Главная же наша  ошибка  – в том, что мы как-то упорно не желаем понять,  что  именно привело Россию к этому новому Смутному времени, и продолжаем даже здесь, заграницей, в нашем печальном изгнании, вместо того, чтобы окончательно протрезвиться, после всего нами пережитого,  делать все то же,  что в свое время повергло Россию в это страшное кровавое бедствие, от которого она до сих пор не может оправиться. И при всем том – иногда громко говорим и даже кричим о спасении России. О спасении России мы сможем лишь тогда помышлять вполне серьезно, когда мы станем другими. Мы должны заставить себя самым коренным образом перемениться – перестать быть такими, какими мы вольно или невольно, разумом или неразумием, своими собственными руками или хотя бы только безразличным попустительством ввергли Россию в ту жуткую кровавую бездну, в которой она доселе находится. Ни образование все новых и новых политических партий и организаций с широковещательными программами и постоянными распрями и взаимными, недостойными русского имени, нападками между ними, ни устройство «дней» и «вечеров русской культуры», ни «благотворительные» балы, театральные спектакли и концерты, тем более в кануны воскресных и праздничных дней, ни юбилейные празднества, особенно в духе готовящегося теперь чествования отлученного от Церкви за свои невероятно-кощунственные злобные выходки Льва Толстого, ни «банкеты» с самыми патриотическими речами, ни собрания «дней непримиримости» с самыми горячими антибольшевицкими выступлениями, ни... даже  формальное  посещение официальных молебнов и панихид в особо-памятные дни – все это никогда не будет в состоянии  спасти России.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский государь должен быть русским в своем сердце Обращение к В. В. Путину 08.03.2012 1267 Время на чтение 58 минут «Русский государь должен быть русским в своем сердце, если он хочет жить в сердце русских». В. А. Жуковский Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, Наш сегодняшний кризис напоминает Смутное время. И нужно спасать Россию. Мы сочувственно повторяем слова «Молитвы за Россию»: «Пошли, Господи, делателей добрых на русскую ниву; пошли, Господи, народу чуткость сердца; да разумеет он речи избранника». В Вас, Владимир Владимирович, мы видим Избранника, призванного нашей историей, судьбой нашей многострадальной - и великой - Родины не дать погибнуть русскому народу и другим народам нашей страны, нашему Великому Отечеству. Россия сейчас на страшном крестном пути. Самое больное в нашей судьбе - депопуляция русского народа: его медленное умирание и умерщвление. Это наша драма и даже трагедия. Причина: «верхушка», утратившая национальное чувство, враждебная исторической России и русскому народу, не дорожащая национальными интересами и ведущая политику на разрушение исторической России. Нарастающее предательство «наверху», - сознательное и неосознанное. Россию катят вниз. Огненный вопрос сегодня - национальный: спасение исторической России и русского народа от гибели. Спасение - это осевая идея: мы стоим у последней черты, у наших ног - затягивающая пропасть. Крайне тревожит подорванность и резкое ослабление энергии народного духа; уныние, пессимизм как массовое распространенное явление; нередкая депрессия - 40% людей на приеме у врача сетуют на депрессию. Дух народности - краеугольный камень и в здании России, и в судьбе каждого человека. Он является опорой нашего государства, его фундаментом. В нем - мощь государства - интеллектуальная и духовно-нравственная. Этот дух означает уважение своей самобытности, недопущение презрения человека к самому себе и своему народу. Народный дух означает: для русского имя имеет «силу неисповедимую». 1 Это всё в прошлом.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/09/...

Но если Москва стала главным городом России, когда эта страна начала поворачивать с востока на запад, то это значит, что она стала главным городом России в то время, когда эта страна должна была вести тяжелую борьбу с двух сторон, отбиваться и от востока и от запада, от бесерменства и латинства, по старинному выражению. Степной варварский мир ослабел, позволил России начать наступательное движение, но иногда извергал огромные разбойничьи шайки, которые несли опустошение до самой столицы России; с другой стороны, на западе Россия столкнулась с Польшею и завязала с нею отчаянную борьбу, и Москве дорого стоило отстаивание России от бесерменства и латинства. При внуке Uoahha III , в то самое царствование, когда две татарские орды пали перед Москвою, когда весь мусульманский мир взволновался от этого сильного наступательного движения христиан, хан последней орды на европейской почве, Девлет-Гирей крымский, явился под Москвою и сжег ее. Москва не успела еще оправиться от этой беды, как наступила козачина, Смутное время; пришли поляки, почуяв беду России; бояре, поставленные между двумя огнями, боясь козаков, козацкого царя, самозванца, сами ввели поляков в Москву; но прежде чем русские выжили этих гостей из Кремля, Москва опять была сожжена и разорена, жители разошлись розно. После этой беды Москва в XVII веке оправлялась с трудом, как с трудом оправлялась вся земля, при новых борьбах, при новых напряжениях; царствующий град в XVII веке не достигал ни той обширности, ни того количества народонаселения, какое имел в XVI веке, а тут уже приближалось время, когда Россия должна была наконец добраться до моря и на болотных берегах Невского устья должна была подняться столица Империи. Церкви были небольшие; но в разных местах виднелись церкви значительной величины, окруженные другими, поменьше, и огороженные стенами; то были монастыри, которых было очень много в Москве; монастыри виднелись преимущественно в концах города или обозначали границы городских частей, указывали историю распространения города; монастыри, являвшиеся в средине города, прежде были загородными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010