Владимир Букарский: Стрелков – это крайний случай. Есть другие случаи – когда «караул-патриотами» становятся такие системные люди, как штатный военкор ВГТРК Сладков. Высказывать недовольство обменами – тоже махновщина? И даже Соловьев в последнее время все чаще высказывает недовольство. Анатолий Степанов: Нет, «стрелковы» появляются всегда, когда национальный подъём сильнее государства, и потом государству приходится их нейтрализовывать разными способами. Так было в Смутное время начала XVII века, когда казаки – участники Народного ополчения – «чудили», в Гражданскую (самый яркий пример – Махно, но было много и других, напр., яркие народные вожди у красных: Миронов, Думенко, Щорс, Чапаев), так было совсем недавно и на Донбассе (например, загадочные смерти Мозгового, Дрёмова и др. народных вожаков, «выдавливание» поминаемого Стрелкова). Единственное исключение – Великая Отечественная, когда НКВД за этим следило. Константин Новиков: Ты описываешь случаи не слабого государства, а отсутствующего государства – Смутное время, Гражданская и время никому неподконтрольного Донбасса. Когда коллапс государства приводит к пустоте, заполняемой махновщиной, атаманщиной. Сейчас в России ничего подобного и близко нет. Но даже в 90-е, слабое тогда государство смогло усилиться, возглавив патриотический подъём, проявившийся вовремя 2-й войны в Чечне и появившейся у русских людей надежды на нормального руководителя после пьяного Ельцина, когда открыто было сказано – «мочить будем в сортире». Сегодня же государство сильно как никогда в постсоветский период и попытки купировать патриотические настроения, это реакция тех чинуш, кому чужд патриотизм, кто не хочет оказаться зависимым от патриотической волны, ну или проникся тухлым бюрократическим принципом – «нужны не умные, а исполнительные, не честные, а послушные, не тот, кто может сделать хорошо, а тот кто не сделает опасного, пусть бы и вообще ничего не делал». Этот подход и эта селекция кадров во многом и убили СССР. Анатолий Степанов: Вот я часто слышу, что нет подъёма. А я вижу, что подъём есть, идёт мобилизация добровольцев на войну, происходит чистка чиновничьего аппарата и медийного пространства, причём покруче чем в чеченскую войну. Если сравнивать с Великой Отечественной, то мобилизация и национализация нынче слабая (и я объяснил выше почему); если сравнивать с чеченской войной - мобилизация нынче гораздо сильнее. Конечно, можно привести много негативных примеров или откровенных провокаций, типа прилетел Моргенштерн, а власть молчит. Но таких примеров всегда много, особенно в условиях информационной войны. Ну, прилетел Моргештерн и улетел, а шум подняли. Или вот кто-то вечер организует в Ростове Варламову. Хорошо, что засветили эту тему, может и сорвётся вечер. Но кидаться в караул-патриотизм из-за таких поводов нельзя. Выдержка нужна, господа и товарищи!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/15/ch...

В настоящее тревожное время люди очень много говорят, очень много пишут о текущих событиях, о теперешнем положении дел в России. Но понять вещи в их истинном свете, высказать беспристрастное, объективное суждение о событиях и действующих лицах, сказать правду и только правду теперь труднее, чем когда бы то ни было. Время теперь смутное, устои мысли и жизни поколеблены и пошатнуты, люди выбиты из обычной колеи, и множество людей не знают, как отнестись к событиям, что думать и делать, куда идти, за кем идти, кому верить, кого считать друзьями и кого врагами, кого поддерживать, кому противодействовать. Производится переоценка и перестройка сложившегося уклада жизни и привычных взглядов. Оглянуться на себя, взвесить и оценить недостатки сложившегося строя жизни и изыскать надлежащие средства к их устранению – дело хорошее, но трудное. Начинается разноголосица, в которой нелегко разобраться. Растерянность мысли, неуверенность в оценках, колебания в избрании пути для деятельности усиливаются от смутности времени. Тревоги и ужасные бедствия, переживаемые Россией вот уже три года, нависшие всюду опасности, забастовки, насилия, грабежи, убийства, разорение, ожидание бедствий в будущем, неуверенность даже в завтрашнем дне, ослабление уважения к власти и к закону, упадок порядка, дерзость одних, малодушие других – все это сделало людей нервными, беспокойными, люди как-то растерялись. В таком положении затруднительно жить спокойно, мыслить здраво, говорить обдуманно и трезво. Неожиданный, быстрый, резкий и крутой переход от стеснений к свободе подействовал на многих, как угар на голову. Свобода хороша, но люди, не привыкшие к ней, не знают, как ею пользоваться, как и что делать при новом порядке вещей; мысли их разбредаются; люди мечутся туда и сюда, как угорелые, как больные головой. В смутное время смута в умах и расстройство в делах усиливаются от действия разных побочных причин. Пользуясь расстройством порядка, слабостью власти, упадком законности, многие под шумок сводят свои личные счеты, иные не упускают благоприятного случая ловить рыбу в мутной воде, иные, наконец, в партийных интересах изливают целые потоки заведомой лжи в печати, а изустно распускают лживые слухи, клеветы, чтобы очернить тех или иных лиц, подорвать доверие к тем или другим мероприятиям и усилить смуту. В особенности революционеры, как известно, не пренебрегают никакими, даже самыми гнусными, средствами, лишь бы достигнуть своих целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Духовенство с глубоким вниманием выслушало мою речь и обещало исполнить мои внушения. Вслед затем Обер-Прокурор Св. Синода обратился ко мне, а равно и к прочим епархиальным архиереям, с конфиденциальным отношением от 14-го июня за 145 следующего содержания: «Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь. Мятежная крамола стремящаяся разрушить общественный порядок, направила свои действия на темную массу народа, и, возбуждая в ней несбыточные ожидания, надеется воспользоваться ею, как стихийною силою, для произведения общей смуты. В разбрасываемых подпольных листках уже несколько времени указывалось на какой-то будто бы ожидаемый передел земли, которым крамольники хотели обольстить крестьян для привлечения их на свою сторону. В последнее время эти разглашения приняли еще новую форму, совершенно соотвествующую разрушительному учению социалистов. В народ пущен возмутительный слух, что вся земля от помещиков и землевладельцев перейдет к крестьянам. Но в то же время крамольники, зная непоколебимую преданность русского народа своему Царю, дают вид, что внушаемые ими надежды исходят от воли Государя. Под влиянием этих коварных внушений и злоумышленных подстрекательств в некоторых местностях преимущественно Южной России, уже замечается смутное движение в народе, обнаруживающееся в недовольстве существующим порядком землевладения и сопровождающееся ожиданием близкой перемены его положения. Излишне было бы изъяснять, как могут быть опасны подобные движения темных народных масс, когда они возбуждаются обольстительными обещаниями скорой и без труда достижимой перемены их быта; но они становятся еще опаснее, когда прикрываются священным именем Государя, когда учреждения и лица, поставленные для охранения прав чайной собственности, выставляются как бы враждебною преградою между Государем и народом, а владельцы земель и имуществ как бы несправедливо присвоивающими себе общее народное достояние. В такое смутное время злонамеренного колебания народных понятий и крамольного возбуждения народных масс несбыточными, но обольстительными надеждами и ожиданиями, долг каждого верного сына России стать на защиту и охрану общественного порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

02.11.2018 Святой гробокопатель Было в русской истории время, когда многие люди ожесточились и расчеловечились. В начале XVII века повсюду валялись непогребенные трупы, их терзали животные и обирали мародеры. В Смутное время на Руси возникло множество мелких и крупных банд, казаки с оружием переходили от одних к другим, торгуя своим искусством убивать. На Русь шли литовцы и поляки, которые разрушали города и убивали людей. Нельзя было доверять даже союзникам…. 20.06.2016 Патриарх Гермоген: сложные вопросы историку 1 марта — день памяти св патриарха Гермогена. Он сыграл огромную роль в событиях Смутного времени. Но парадокс — фигура эта для современного человека практически неизвестная, кроме того, что он писал воззвания против поляков и его за это уморили в заточении, о нем мало что знают. 01.03.2016 5 вопросов о советской власти в XVII веке 4 ноября Россия празднует «День народного единства», праздник, которые многие не понимают, а то и вовсе считают ненужным. Какие уроки мы можем извлечь из событий, которые имели место 400 лет назад? Об этом мы беседуем с доктором исторических наук Ярославом Леонтьевым. 02.11.2015 Хроника смутного времени. Инфографика Период с 1605 по 1612 год вошел в историю под названием Смутного времени, одного из наиболее тяжких кризисов в истории России. Одни историки, впрочем, склонны вести отсчет с 1598 года, другие продлевают Смутное время до 1617-1618 годов. Мы постарались проследить его краткую хронологию. 02.11.2015 Люди Смутного времени: коллективный портрет на фоне катастрофы Страшная Смута начала XVII века стала истинной катастрофой для России. Наше государство растащили, раздробили и разорили. То, что ему удалось восстать из пепла, — настоящее чудо. И нельзя видеть в кровавых годах Смутного времени одно лишь политическое измерение… 02.11.2015 За всех, иже во власти суть… Сегодня нам трудно представить себе, какой была власть раньше, и каким было отношение к ней наших предков. Сегодня интеллигентному человеку, поддерживающему власть, могут и руки кое-где не подать.

http://foma.ru/tag/1612

Арабский историк и государственный деятель Рашид-ад-Дин, составивший летопись государства Чингизидов, так описывает те события, не уделяя, впрочем, им много места в своих летописях: «После этого они (монголы) ушли оттуда, порешив на совете идти туманами облавой и всякий город, область и крепость, которые им встретятся (на пути), брать и разрушать. На этом переходе Бату подошел к городу Козельску, осаждая его в течение двух месяцев, не мог овладеть им. Потом прибыли Кадан и Бури и взяли его в три дня. Тогда они расположились в домах и отдохнули». В течение многих лет бьются историки над загадками, которые подбросил им маленький городок. К счастью, не так давно разрешилась одна из главных тайн, не дававшая покоя умам ученых и краеведов: где именно располагался древний Козельск, уничтоженный Батыем. Были предположения, что нынешний Козельск к тому древнему городу имеет лишь косвенное отношение, что он возник впоследствии где-то неподалеку. Но результаты раскопок последних лет с полным правом дают основание утверждать, что современный город Козельск и город времен нашествия Батыя — один и тот же город. Его жители могут гордиться своей историей. Смутное время Смутное время — пожалуй, одна из самых драматических страниц истории России, и, вне всякого сомнения, заслуживает отдельного рассказа. Нас же интересует, в первую очередь, роль Козельска и одного из его «славных» сынов — козельского дворянина князя Григория Петровича Шаховского — в этот период времени. Как и великое множество русских городов, больших и малых, оказался он втянут волею судьбы в водоворот истории… Григорий Петрович Шаховской происходил из старинного рода ярославских князей, верой и правдой служил он Московскому государю, будучи воеводой в южных городах Русского государства. В октябре 1604 года войско Лжедмитрия Первого переходит границу Русского государства и движется к Москве. Нельзя сказать, что армия новоявленного государя встречала отпор на всем пути своего следования. Скорее, наоборот, население многих городов с восторгом встречало «царевича Димитрия». Присягали на верность Лжедмитрию и многие князья и воеводы. Впрочем, это было вполне обычным делом и происходило везде и всюду.

http://foma.ru/kozelsk.html

При сыне Грозного козачество снова усиливается на Дону, и отношения его к государству нисколько не обещают последнему спокойствия со стороны степи. При Годунове государство снова готовится к решительным мерам против козачества; но является самозванец, наступает Смутное время, т. е. козацкое царство; борьба скоро принимает настоящий свой характер, характер борьбы земских людей Московского государства с козаками, которые являются грубнее литвы и немцев и стремятся утвердить свое господство, возведши на московский престол своего вождя, своего царя. Вопрос ставится ясно: бояре и все лучшие люди московские присягают польскому королевичу, чтоб не быть в рабстве у своих прежних холопей-козаков при торжестве калужского царика. Возбуждение религиозного интереса вследствие замыслов Сигизмундовых, давшее знамя, средоточие для жителей Московского государства, давшее им возможность высвободиться из прежней разрозненности для общего дела, указавшее им единство не народное, не государственное, но религиозное – общую купель, в которой они крестились в православную веру, – это религиозное одушевление, разумеется, главным образом послужило против козаков. Очищение земли от поляков было вместе очищением от козаков. Таким образом, козакам не удалось воспользоваться благоприятными для них условиями, государство восторжествовало; но козачество не отказалось от борьбы. Запертое турками с устьев Дона, оно ждало отважного и счастливого вождя для проложения себе другой дороги. Богатырь-чародей явился – Разин; толпы его перебросились на Волгу, на Яик, в Каспийское море, погромили персидские берега; по Персия была покрепче сибирского юрта Кучумова, и Разин не мог поклониться царю Алексею Михайловичу Персидою, как Ермак Тимофеевич поклонился Грозному Сибирью. Принужденные возвратиться с Каспийского моря, не имея надежды, чтоб Московское государство беспрепятственно стало пропускать их в устья Волги, толпы Разина опрокинулись на государство, поднимая низшие слои народонаселения против властей, как было в Смутное время; но государство, несмотря на все свое истощение, было сильнее козаков, Разин погиб на плахе в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Чтобы понять степень презрения историков к Византии, приведем одну цитату. " Относительно Византийской империи вердикт исторической науки таков: это государственное образование являет собой самую низкую и презренную форму, которую когда-либо принимала цивилизация... Рабы и добровольные рабы – как в своих деяниях, так и в своих мыслях... История Византийской империи – это монотонная история интриг священников, евнухов и женщин, полная отравлений, заговоров, повсеместной неблагодарности, постоянных братоубийств " . Это цитата из книги У. Э. Х. Леки, изданной в 1869 году, она приведена в книге современного историка Джона Норвича " История Византии " , ее можно купить сейчас в московских магазинах. Норвич пишет: " На протяжении пяти лет моей учебы в одной из самых старых и самых привилегированных частных школ Византия казалась жертвой заговора молчания. Я не могу вспомнить, чтобы она вообще упоминалась на занятиях... Я подозреваю, что и сейчас многие люди имеют такое же смутное представление о данном предмете " . Мы наблюдаем и здесь, в России, " такое же смутное представление " . Но в отличие от других стран, для жителей которых история Византии имеет преимущественно познавательное и поучительное значение, для нас, русских, Византия – один из источников нашей собственной исторической жизни, важный элемент в основании нашей национальной идентичности, элемент, часто нами игнорируемый, забываемый, но в то же время вызывающий у некоторых злобу и ненависть, а значит, действительно актуальный. Правда о Византии Позволю себе, отбросив " британскую пропаганду " , напомнить, чем была в действительности Византия. Начнем с того, что она так не называлась. Название " Византийская империя " ввели в оборот западные историки уже после того, как она перестала существовать. Это государство называлось Восточной Римской империей, а жители империи продолжали называть себя римлянами. По-гречески римляне – ромеи, отсюда еще один вариант названия: Ромейская империя. Очевидно, новое название было придумано, чтобы подчеркнуть разницу – религиозную, культурную, цивилизационную – между Византией и Римом, Античностью и историей Запада в целом, как-то противопоставить " прогрессивный Запад " " архаичному Востоку " . И это удалось в полной мере.

http://religare.ru/2_103360.html

   И что же?    Дивные последствия этой потрясающей всенародной покаянной молитвы нам известны. После страшного видения таинственной Жены, окруженной безчисленным множеством молниеобразных воинов, вооруженных огненными мечами, которые грозили ему, свирепейший азиатский завоеватель Тамерлан, которого называли «бичом народов», стремительно бежал со всеми своими полчищами далеко от пределов русской земли и больше не появлялся.     Вот как и чем спасалась Русская земля во все трудные мгновения своего исторического бытия на протяжении почти целого тысячелетия.     И это — не один только раз, а многократно!    Что же мы видим теперь?    Теперь, когда Русскую землю постигло длящееся вот уже боле сорока лет еще более тяжкое, чем первое, второе Смутное время, нет и не может ни откуда быть спасения кроме еще более пламенного и слезного обращения всех русских людей к исконной Покровительнице и Заступнице нашей - к «скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, Покрову Девы» (Кондак Казанской Божией Матери).    Что же мешает всем нам обратиться к Ней так, как обращались наши предки?     Только неверие и маловерие.    Мы все делаем будто бы для спасения нашей Родины-России, кроме самого главного. И почему-то никак не хотим понять, что продолжающееся уже боле сорока лет страшное кровавое второе Смутное время на нашей Родине красноречивее всяких слов свидетельствует нам о нашем безсилии, о тщетности наших усилий, а главное об ошибочности всех наших деяний и мероприятий.    Главная же наша ошибка - в том, что мы как-то упорно не желаем понять, что именно привело Россию к этому новому Смутному времени, и продолжаем даже здесь, заграницей, в нашем печальном изгнании, вместо того, чтобы окончательно протрезвиться, после всего нами пережитого, делать все то же, что в свое время повергло Россию в это страшное кровавое бедствие, от которого она до сих пор не может оправиться.    И при всем том — иногда громко говорим и даже кричим о спасении России.     О спасении России мы сможем лишь тогда помышлять вполне серьезно, когда мы станем другими. Мы должны заставить себя самым коренным образом перемениться — перестать быть такими, какими мы вольно или невольно, разумом или неразумием, своими собственными руками или хотя бы только безразличным попустительством ввергли Россию в ту жуткую кровавую бездну, в которой она доселе находится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Кроме этих общих наставлений, преп. Феодосий, обращаясь собственно к князю, говорит: «...Ты же, чадо, непрестанно хвали свою веру и подвизайся в ней добрыми делами. Будь милостив не только к своим христианам, но и к чужим; если увидишь кого-либо нагим, или голодным, или подвергшимся бедствию, – будет ли то еретик или латинянин, всякого помилуй и избавь от беды, как можешь: и ты не погрешишь пред Богом, который питает и православных христиан и неправославных, и даже язычников, и о всех печется... Когда ты встретишь, что иноверные состязаются с верными и хотят лестию увлечь их от правой веры: помоги своими познаниями правоверным против кривоверных, – и ты избавишь овча из уст львовых...» 122 По свидетельству посещавших Россию иностранцев, русские и в позднейшее время (в XV, XVI вв.) были необычайно привержены своей вере 123 и считали только её одну истинно-христианской и лучшей из всех вер 124 . Насколько Русь берегла свою православную веру, видно, между прочим, из того, что в смутное время, когда единственное спасение России стали видеть в избрании на русский престол сына польского короля Сигизмунда – королевича Владислава, в переговорах своих с поляками русские послы не думали домогаться каких-либо политических вольностей или же подтверждения сословных прав, а все усилия свои склоняли к тому, чтобы Владислав принял греческую веру, обязался сохранять свято православие, оберегать и умножать церкви и монастыри, принять помазание на царство от патриарха; говорят, что Салтыков заплакал, когда стал просить короля о сохранении греческой веры 125 . Православие русского государя всегда было непременным условием получения престола, чему доказательством может служить, между прочим, тот факт, что в то же смутное время, идя на спасение Москвы и узнав, что шведы стоят под Тихвином, князь Пожарский и Минин «не хотяху видети православной веры в латынстве», вошли в сношения с новгородцами и согласились призвать на престол Филиппа, брата короля Шведского Густава Адольфа (род. в 1601 г. в Ревеле, умер в 1622 г.), если только он примет православие. Это предложение столько же, сколько и выбор Владислава, ясно свидетельствует, что переход престола даже в руки иноземца не представлял в современных понятиях невозможности; но малейшее отступление от правил Православной Церкви было достаточно, чтобы возбудить весь народ на брань отчаянную, насмерть с врагом, стоявшим уже в столице государства 126 . Отступление от православия, даже вызванное неблагоприятными обстоятельствами, не допускалось и строго наказывалось. Так, напр., в наказах, данных послами о большом деле (т. е. о принятии королевичем Владиславом греческой веры) сказано, что отступники от греческой веры должны были подвергаться смертной казни, а имущества их отбираться в казну, потому что в России никогда не дозволялось православным переходить в другую веру и наперёд этого быть не может, без возмущения всего государства; на этом велено было послам непременно настоять 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

(Из поучений протоиерея А. Белоцветова ) 424. Священномученику за Отечество Смутное время – самое мрачное и ужасное время в истории русской земли. Нельзя без боли сердечной читать страницы летописей об этом времени, – страницы, в которых вписаны рыдание, жалость и горе... После смерти Бориса Годунова на русском престоле явился самозванец Гришка Отрепьев; скоро погиб он, но за ним стали появляться другие самозванцы, и избранный на царство Василий Иоаннович Шуйский не знал от них покоя. Ослепленные корыстью, потерявшие совесть бояре шли навстречу каждому обманщику и – можно ли кажется поверить? – присягали и целовали крест даже жиду – тушинскому вору!.. Были такие, которые пять, десять раз переходили от царя к этому самозванцу, и от самозванца к царю. Начались везде бунты, мятежи, междоусобия; казаки, стрельцы, простой народ предавались грабежам и убийствам; зарево пожаров освещало ночи, и, что всего ужаснее, эти смуты породили страшную жестокость и развращение нравов. Людей, твердых в добродетели, казнили ужасной смертью : их бросали с башен и крутых берегов в глубину рек, расстреливали из луков и самопалов, ломали им голени, на глазах родителей жгли детей, вырывали из рук матерей грудных младенцев и разбивали о камни, а головы их носили на саблях и копьях... Храмы Божии разоряли и грабили, скот и псы жили в алтарях, иноков и священников пытали огнем, схимников заставляли петь срамные песни, а юных инокинь бесчестили и убивали; в священные облачения рядили коней; в них же плясали блудницы... Напрасно пастыри Церкви вразумляли, обличали, умоляли образумиться – их почти никто не слушал. Казалось, Русское Царство, собранное веками, готово было рассыпаться. Несчастьем России пользовались ее враги – соседи: шведы – на севере, ногайцы и крымские татары – на юге, поляки и литва – на западе. Римский папа надеялся обратить русских в католическую веру и усердно помогал полякам, чем только мог... Таково было это смутное время. И вот, в это-то ужасное время Господь воздвигает для спасения русской земли крепкого поборника Православия – Патриарха Гермогена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010