«Сентября в 1 день 1580 года (писал Грозный Строгановым), собрався . Пелынский князь с сибирскими людьми и с Вогуличами, проходил войною на наши пермские места, и к городу Чердыни и к острогу приступал, и наших людей побили, и многие убытки нашим людям починили, и то сделалось вашею изменою: вы Вогулич и Вотяков и Пелынцов от нашего жалованья отвели, и их задирали, и войною на них приходили, да тем задором с сибирским салтаном ссорили нас, а волжских атаманов к себе призвав, воров, наняли в свои остроги без нашего указу, а те атаманы и казаки прежде того ссорили нас с ногайскою ордою», и проч. Одним словом, в конце XVI и в начала XVII века между юго-восточными инородцами, по словам актов, была шатость великая. Таким образом, связь старых и новых великорусских областей с московским государством долго оставалась ненадежною, чисто-внешнею. При первом удобном случае, она могла порваться, и области разрозниться. Повод этот и представился, когда в московском государстве прекратились Рюрикова династия «собирателей русской земли» – в Москве не стало царя. И вот в смутное время произошла рознь всех областей. Не вдаваясь в описание всех событий смутного времени, мы в следующей статье изобразим только эту рознь великорусских областных общин. Глава II Было страшное время для России в 1603 году. Казалось, сама природа наперед пророчила что-то печальное, бедственное для народа. За год перед смутным временем, в одной Москве погребено было более 500,000 человек, погибших от страшного голода и мора. Люди, терзаемые голодом, валяясь на улицах, подобно скотине, летом щипали траву а зимой ели сено. Отцы и матери душили, резали и варили своих детей, дети – своих родителей, хозяева – гостей; мясо человеческое продавалось на рынках за говяжье; путешественники страшились останавливаться в гостиницах. Они видели в Москве бедных, истомленных голодом женщин, которые, проходя по улице, схватывали зубами собственных детей, бывших у них на ругах, и пожирали. Народ едва силою мог отнять младенцев и спасти 7 . Еще не успели убрать с улиц всех трупов человеческих, как начались страшные знамения, явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Это понятно. В XVI столетии Москва только еще выступает в качестве покровительницы всего восточного Православия, она усиленно ищет признания ее в этой роли со стороны православного Востока и ее прямой интерес требовал самого широкого развития благотворительности Востоку – чем более в Москву приезжало просителей милостыни, тем яснее выражалось этим признание Москвы покровительницею всего Вселенского Православия. Иван Васильевич Грозный по собственной инициативе посылает от себя богатую милостыню всем восточным патриархам, многим митрополитам, монастырям и церквам, хотя они и не просили его об этом. Посылка милостыни была ему нужна для того, чтобы явить себя всему Востоку единым теперь православным царем, опорою и покровителем всего Вселенского Православия. Естественно поэтому, что просители милостыни в XVI столетии не только не могли встретить со стороны московского правительства каких-либо стеснений или препятствий к получению милостыни, но, наоборот, встречали только одно поощрение, а потому приток их все более увеличивался. К концу XVI века приезжают в Москву в качестве просителей милостыни уже два восточных патриарха, из которых один был сам Вселенский – Иеремия. Понятно также, что за это время не могло возникнуть никаких особых мер и по поводу злоупотреблений русскою милостынею со стороны просителей, потому что эти злоупотребления развились особенно только в последующее время, а на встречавшиеся отдельные случаи в Москве и смотрели как на отдельные исключительные случаи, которым не придавали особого значения. Смутное время, наступившее в России, остановило было приток в Москву просителей. Но как скоро в Москве установилось прочное правительство, просители милостыни снова направились в Москву, и чем далее, тем все в большем количестве. Россия в Смутное время была разорена, целые города и области были разграблены, опустошены, выжжены; народ сильно обеднел, совсем опустела и царская казна, не было денег на удовлетворение первых, необходимейших государственных потребностей, а между тем нужд было так много, все они были так настоятельны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Государь подстегнул честолюбивые планы второго эшелона власти — провинциальной элиты. Именно эти люди в борьбе за свои интересы нередко и использовали недовольство низов, казаков, а позже легко шли на контакты с интервентами. Польскими, шведскими. Какими угодно. Свой протекторат над частью России в конце Смуты хотели установить даже англичане. Опять было бы неплохо извлечь урок из ошибок прошлого. В столь большой и многообразной стране как Россия высшему руководству крайне важно грамотно взаимодействовать с элитами. Особенно региональными. Все ли у нас благополучно здесь? Полагаю, далеко не все. Минин и Пожарский. Картина М.И. Скотти. 1850 год Какой диагноз историки поставят нашему времени? Смутное время XVII века стало периодом, как верно поставили диагноз многие историки, «комплексного кризиса общества: социально-экономического, политического, духовно-идеологического». Можно ту же мысль выразить и иначе. Василий Ключевский сказал: «Когда подданные, связанные с правительством идеей государственного блага, становятся недовольны правящей властью, видя, что она не охраняет этого блага, они восстают против нее». И снова тревожный вопрос: не поставят ли будущие историки и нашему времени подобный диагноз? Довольно долго политические задачи стояли лишь перед интервентами, но не перед русскими. Шведы, поляки, англичане целенаправленно шли к своей цели – расчленению Руси, а поляки еще всеми силами старались привить стране католицизм. У русских людей, что у низов, что у верхов, никакой сверхзадачи не было. Кем-то двигал инстинкт наживы, другими инстинкт выживания, и только. И лишь на самом последнем этапе Смутного времени у наших предков в этом безумном хаосе самоуничтожения появилась, наконец, важнейшая политическая задача – выживание нации в рамках независимого государства. Ее-то и реализовали те, кто сначала пришел в ополчение и изгнал из Москвы интервентов, а затем избрал нового царя. Кстати, по меткому и одновременно горькому замечанию одного историка, лучшими учителями для русских в Смутное время оказались казачки — разбойнички, да отряды поляков. Первые как хотели, измывались над русским обывателем. А вторые не только грабили, но и издевались над православной верой, последней связующей русских людей нитью. Не трудно представить, что чувствовал православный человек, когда видел, как поляки – это реальное свидетельство очевидцев XVII века – раздирали архирейские одежды на портянки. Соломинка, спасшая русских

http://pravmir.ru/smuta-byla-ili-budet/

Чтобы понять степень презрения историков к Византии, приведем одну цитату. " Относительно Византийской империи вердикт исторической науки таков: это государственное образование являет собой самую низкую и презренную форму, которую когда-либо принимала цивилизация... Рабы и добровольные рабы – как в своих деяниях, так и в своих мыслях... История Византийской империи – это монотонная история интриг священников, евнухов и женщин, полная отравлений, заговоров, повсеместной неблагодарности, постоянных братоубийств " . Это цитата из книги У. Э. Х. Леки, изданной в 1869 году, она приведена в книге современного историка Джона Норвича " История Византии " , ее можно купить сейчас в московских магазинах. Норвич пишет: " На протяжении пяти лет моей учебы в одной из самых старых и самых привилегированных частных школ Византия казалась жертвой заговора молчания. Я не могу вспомнить, чтобы она вообще упоминалась на занятиях... Я подозреваю, что и сейчас многие люди имеют такое же смутное представление о данном предмете " . Мы наблюдаем и здесь, в России, " такое же смутное представление " . Но в отличие от других стран, для жителей которых история Византии имеет преимущественно познавательное и поучительное значение, для нас, русских, Византия – один из источников нашей собственной исторической жизни, важный элемент в основании нашей национальной идентичности, элемент, часто нами игнорируемый, забываемый, но в то же время вызывающий у некоторых злобу и ненависть, а значит, действительно актуальный. Правда о Византии Позволю себе, отбросив " британскую пропаганду " , напомнить, чем была в действительности Византия. Начнем с того, что она так не называлась. Название " Византийская империя " ввели в оборот западные историки уже после того, как она перестала существовать. Это государство называлось Восточной Римской империей, а жители империи продолжали называть себя римлянами. По-гречески римляне – ромеи, отсюда еще один вариант названия: Ромейская империя. Очевидно, новое название было придумано, чтобы подчеркнуть разницу – религиозную, культурную, цивилизационную – между Византией и Римом, Античностью и историей Запада в целом, как-то противопоставить " прогрессивный Запад " " архаичному Востоку " . И это удалось в полной мере.

http://religare.ru/2_103360_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО КРИЗИСА ХХ ВЕКА. ЧАСТЬ 1 ЛЕКЦИЯ, ПРОЧИТАННАЯ АКАДЕМИКОМ РАН И.Р. ШАФАРЕВИЧЕМ 7 МАРТА 2001 ГОДА В СРЕТЕНСКОМ ВЫСШЕМ ПРАВОСЛАВНОМ МОНАСТЫРСКОМ УЧИЛИЩЕ 20.03.2001 363 Время на чтение 27 минут Тема нашей лекции - " Духовные основы российского кризиса ХХ века " . Нет никакой необходимости комментировать, что ХХ век стал веком кризиса для России. Для русского народа это был век поражения, по глубине своей сопоставимого только с тем, которое он пережил в XIII веке при монгольском завоевании. Даже Смутное время кажется сравнительно быстро преодоленным, коротким кризисом. Это было даже не одной катастрофой, а целой серией катастроф. Сначала во время Гражданской войны и террора был уничтожен образованный класс (как движущая, активная, сложившаяся сила общества). Культура начала создаваться в значительной мере заново. А потом, к концу века, опять была разрушена по экономическим причинам. Было уничтожено свободное русское крестьянство - основа, на которой стояла Россия. Война, по яростности и кровопролитности не имевшая прецедентов в русской истории, была выиграна с колоссальными потерями. А потом все достижения победы были утеряны. Россия распалась на части, и русский народ переживает демографический кризис, который ставит под угрозу его существование. Естественно возникает вопрос: эта серия катастроф, растянувшаяся на целый век, можно ли ее понять с какой-то единой точки зрения? Вот такой взгляд я и постараюсь изложить. Т.е. мое собственное понимание, я хочу подчеркнуть, что оно в высшей степени мое собственное, а ни в какой мере не претендующее на общепризнанность. Прежде всего, я хочу оговориться, что это череда катастроф - не какая-то особенность именно русской истории. Оговориться потому, что этот факт часто используется для создания образа какого-то неполноценного, нелепого, неправильного народа. Все у них не как у людей - то татары их завоевывают, то Иван Грозный бояр на кол сажает, то Смутное время, то революция.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

Гостьба козаков в Астрахани, упорная защита Симбирского городка Милославским и победа Борятинского погубили Стеньку и его дело, которое начало было разыгрываться в обширных размерах. Как только еще Стенька подошел к Симбирску и заставил Борятинского удалиться на север, воровские козаки с прелестными листами рассеялись вверх по Волге. В прелестных листах говорилось, что козаки идут против изменников-бояр и с ними идут Нечай-царевич, Алексей Алексеевич (недавно умерший) и патриарх Никон , изгнанный боярами. Бунт запылал на всем пространстве между Окою и Волгою; повторилось то, что мы уже видели в Смутное время здесь же, на восточной украйне, и во время восстания Хмельницкого на западной: в селах крестьяне начали истреблять помещиков и прикащиков их и толпами поднялись в козаки; заслышав приближение этих воровских шаек, в городах чернь бросалась на воевод и на приказных людей, впускала в город козаков, принимала атамана вместо воеводы, вводила козацкое устройство; воеводы и приказные люди, облихованные миром, на которых было много жалоб, истреблялись, одобренных не трогали. Как в Смутное время, поднялись варварские инородцы – мордва, чуваши и черемисы. Поднимая бунт, воровские козаки держались двух главных направлений: от Симбирска на запад, по нынешним губерниям Симбирской, Пензенской и Тамбовской, и потом к северо-западу, по Симбирской и Нижегородской. Первое ополчение, отделившееся от Разина под Симбирском в сентябре, направилось к Корсуни под начальством Мишки Харитонова; цель была объявлена: идти в русские города, побить бояр, жен их и детей и домы разорить. Корсунские городские люди пристали к ворам и пошли с ними вместе бить помещиков по селам и деревням. 18 сентября атемарцы сдали свой город; 19-го сдался Инсарский острог; первое сопротивление оказал Саранск: с утра до вечера приступали воры к Саранску, наконец ворвались в него, побили воеводу и ратных людей. Атаманы собрали круг и объявили, что пойдут по черте до Тамбова. Царские воеводы, сидевшие в городках по этой черте, предвидели свою горькую участь; керенский воевода Безобразов писал в Тамбов: «Здешние люди все в отчаяние пришли; хотя и не много воров придет, но я от здешних людей добра ничего не чаю и в печалях своих чуть жив; да их же воровская прелесть во всех людей всеяла, будто с ними идет Нечай-царевич, Алексей Алексеевич да Никон-патриарх; и малоумные люди все то ставят в правду, и оттого пущая беда и поколебание в людях». Нижнеломовский воевода Андрей Пекин писал воеводе Якову Хитрово (23 сентября): «В Нижнем Ломове козаки знатно что изменили: поминай меня, убогого, да и великому государю извести, чтоб указал в синодик написать с женою и детьми».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Напротив, они инстинктивно выразили этим естественную потребность самостоятельно- выработанного союза, соединенья и свободной земско-областной, общинной самодеятельности, местного общинного саморазвития, самоустройства, во взаимной любви, в совете и в соединеньи, то-есть в федеративном союзе. Эту естественную потребность свою они выразили, говорим, бессознательно, инстинктивно, в самой жизни и деятельности своей во время междуцарствия, во всех своих переписках «о любви, совете и соединеньи». Областные общины, в самой колонизационной основе и земской общинной организации своей залючавшие естественно-исторические начала местной самобытности, внутренно, существенно не согласовались с насильственно-собирательной, московской централизацией 9 . Весь историко-географический и этнографический строй их внутренно не гармонировал с завоевательной московской централизацией XV и XVI столетий и с той уничтожительной для областной жизни централизацией, какая окончательно развилась до того времени. И великая рознь областей в смутное время была, так – сказать, земско-областным переворотом древней России, была естественной, последовательно-исторической, необходимой реакцией областных общин против насильственной централизации, и вместе с тем, выражением потребности добровольной, самим народом созданной союзности, федерации областных общин, основанной на договоре, на любви, совете и соединеньи. Жизненную естественную потребность и принцип местной, земско-областной, общинной самодеятельности и совещательности местного самоуправления и самоустройства областные общины ясно выразили в своих областных земских советах, несмотря на всю первоначалную нестройность их организаций. Потребность соединительного начала, федерации, союзности, общинности, общей земной совещательности – провинциальные общины выразили в великом всенародном земском совете московском. Естественно, последовательно, из самой жизни и потребностей областных общин, из их семилетних местных саветов о любви, совете и соединеньи развивалась такая организация и форма их союзности.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Салтыков со слезами на глазах стал уверять Гермогена, что будет у них прямой, истинный государь, и патриарх благословил его. Но когда подошел Михайла Молчанов, то Гермоген закричал на него: «Окаянный еретик! Тебе не след быть в церкви» – и велел выгнать его вон. Гетман и бояре угощали, дарили друг друга; думали, что Смутное время кончилось избранием царя из чужого народа, из царского племени. Но Смутное время было еще далеко до окончания: при избрании Владислава не удовлетворялось главному требованию народа; для успокоения последнего надобно было обмануть его, и временное правительство, не наказавшись прошедшим, решилось прибегнуть к обману. По городам разосланы были грамоты с приказом присягать Владиславу, и в этих грамотах правительствующие бояре писали, что так как советные люди из городов для царского выбора не приезжали, то Москва целовала крест королевичу Владиславу на том, что ему, государю, быть в нашей православной христианской вере греческого закона. Но понятно, что истины скрыть было нельзя; многие очень хорошо знали, что дело о принятии православия королевичем было отложено, и некоторые из них имели сильные побуждения разглашать об этом в Москве, давать знать в стан к самозванцу и по городам; и вот когда другие города повиновались Москве и присягнули Владиславу, Суздаль, Владимир, Юрьев, Галич и Ростов начали тайно пересылаться с самозванцем, изъявляя готовность передаться ему. Прежде эти самые города встали против Лжедимитрия и отчаянно оборонялись от его сподвижников, увидавши в них врагов государства. Но теперь высший интерес, интерес религиозный, становится на первом плане и отстраняет все другие: для многих лучше было покориться тому, кто называл себя православным царем Димитрием, сыном царя Ивана Васильевича, чем литовскому иноверному королевичу. С этих пор, с провозглашения Владислава царем, народные движения в Московском государстве принимают религиозный характеру и король Сигизмунд спешит дать им силу. Через два дня после торжественной присяги с обеих сторон к гетману приехал из-под Смоленска Федор Андронов с письмом от короля, где тот требовал, чтоб Московское государство было упрочено за ним самим, а не за сыном его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Возмутительно для истинно русского православного человека проявление многими деятельными современными русскими людьми незнания или неуважения истории и основных начал духа русского народа, – незнания или неуважения, которое ведёт к стремлению, к погоне поклонников западного конституционализма в России за одряхлевшими и оскандалившимися западными конституциями в то время, когда идеальная, самая возвышенная самобытная конституция давно уже существует на святой Руси и даже категорично выражена в действующих Законах Российской Империи. Что такое конституция? Конституция есть собрание учредительных, основных законов, коими установлены и определены основные начала государственного устройства данной страны. Эти основные начала государственного устройства (конституция) имеют обязательную силу не только для всех частных жителей государства, но также и для Верховной власти. И ныне обыкновенно в государственном 220 значении название „конституции“ дают основным законам тех стран, где единоличная верховная власть ограничена некоторыми из этих учредительных законоположений. Было время, когда конституции на Руси не было. Когда государство Русское ещё только развивалось, устраивало свои основы, установлялось, переживая устроительные и ненормальные, болезненные состояния, – тогда „конституция Русская“, то есть законы особенных русских государственных начал и основ действовали в жизни русской по вековым обычаям, но ещё не были утверждены формальным юридическим письменным общеобязательным актом. Концом такого положения было одно из самых бедственных болезненных состояний Руси, когда прекратилась наследственная преемственность царей Московских, рода святого Владимира, и потом настало „смутное время“. В то смутное время страшного разгара всякого беззакония, воровства, разбоя, предательства, междоусобной брани и смены выборных царей из боярских партий (Годунова и Шуйского) беглыми проходимцами, как Отрепьев и Тушинский вор, – в страшное смутное время, при всеобщем анархическом волнении, всякий хотел исполнения только своей воли и своих правителей до того, что многие стали звать в Царя России даже иноземных неправославных королевичей, и государству Русскому грозило иностранное вторжение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . Богословие и Богослужение//URL: http://typikon.ru/liturgic/orand-cr.htm (дата общения 01.11.2012) И.П. Ермолаев. Вопрос об участии Казани в борьбе за изгнание поляков из Москвы в 1612 г Статья посвящена эпохе «смутного времени» в России и, в частности, народной борьбе в Поволжье. Отмечается особая роль патриарха Гермогена в борьбе против поляков. Ключевые слова: «смутное время», Казань, патриарх Гермоген, польское вторжение. I.P. Ermolaev The question of Kazan participating in the struggle against Polish invasion in 1612. The article is devoted to «smutnoe vremya» epoch in Russia and, in particular, people’s struggle in Povolzhsky region. The special role in the struggle belongs to patriarch Germogen. Key words: «smutnoe vremya», Kazan, patriarch Germogen, Polish invasion. Социально-политический кризис в России конца XVI – начала XVII веков, известный под названием «Смутное время», вылился в грандиозные события, часть которых непосредственно связана с историей Казанского края. Гражданская война, начавшаяся после смерти Лжедмитрия I (17 мая 1606 г.), захватила весь Поволжский край. На территории современного Татарстана и смежных с ним районов социально-­классовая борьба особенно ярко прослеживается с лета 1608 года. Это был период активных действий второго самозванца, когда страна четко разделилась на две части – сторонников Москвы (царя Василия Шуйского) и приверженцев Тушина (Лжедмитрия II) и когда в новую стадию вступила гражданская война. В это время одним из центров народной борьбы в Поволжье становятся Горная (Свияжский и Чебоксарский уезды) и Луговая («Казанская») стороны. Правительственное войско царя Василия Шуйского, направленное еще в предыдущем году (1607 г.) на подавление восстания в Низовом Поволжье, вынуждено было к концу 1608 г. перейти в Среднее Поволжье и «застряло» здесь вплоть до начала 1610 г. К весне 1609 г. обстановка в крае резко обострилась. Казань была одной из опор правления Василия Шуйского. Это определило особенно глубокий накал социально-политической борьбы в крае. Восставшие против официальной власти сконцентрировали свои силы и готовились нанести удар по Свияжской крепости как одному из основных центров военной опоры московского правительства в Среднем Поволжье. Во главе отрядов восставших стояли князь Еналейко Шугуров, князь Бьюшейко Яникеев, князь Иванко Смиленев, дети боярские Федко Киреев, Якушко Глядков, Васька Ртищев, Семейка Кузминский. Как видим, здесь налицо совместное выступление русских людей с нерусскими народами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010