Не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело – одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается; не смотри на великолепие дома, а смотри на жильца, кто живет в нем и каков, – иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке, обесчестишь царя, поклонившись рабу его, а ему не воздав ни малейшей, ему подобающей, чести. Также – не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги; иначе дух уничижим, а тело возвысим; потому что буквы – тело, а содержание книги – дух. Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, – слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, – оставь слушать, брось и тело и дух музыки. Внутренний человек из-под суеты света, из-под мрака плоти своей, не связанный искушениями лукавого, выглядывает свободнее утром, по пробуждении, как рыба, выбрасывающаяся иногда на поверхность воды. Все остальное время он покрыт почти непроницаемою тьмою; на его очах лежит болезненная повязка, скрывающая от него истинный порядок вещей духовных и чувственных. Ловите же утренние часы, это – часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам отчасти на то состояние, когда мы восстанем обновленные в общее утро невечернего дня воскресения, или когда разрешимся от этого смертного тела. И на молитве человек большею частою не сын свободы, а раб необходимости и долга. Взгляните на какого угодно человека, хотя бы на священника. Многие ли молятся с свободным, пространным сердцем, с живою верою и любовью? Во время молитвы бывают иногда минуты убийственного мрака и стеснения сердечного, происходящих от неверия сердца (неверие – мрак). Не малодушествуй в эти минуты, но вспомни, что если пресекся свет божественный в тебе, то он сияет всегда во всем блеске и величии в Боге, в Церкви Божией, небесной и земной, и в мире вещественном, в котором видимы Его присносущная сила и Божество (Рим. 1, 20). Не думай, что изнемогла истина: она никогда не изнеможет, потому что истина – Сам Бог, и все существующее в Нем имеет свое основание и причину, – изнемогает в истине только твое слабое, грешное, темное сердце, которое не всегда может переносить напряжение света ее и не всегда способно вместить чистоту ее, – только тогда, как оно очищается или очищено от греха, как первой причины духовного мрака. Доказательство тому всего ближе взять от тебя самого. Когда свет веры или истины Божией живет в твоем сердце, тогда оно покойно, твердо, сильно, живо; а когда он пресечется, тогда оно беспокойно, слабо как трость, ветром колеблемая, безжизненно. Не обращай внимания на этот сатанинский мрак. Прогоняй его от сердца знамением животворящего Креста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И уже когда я нажала на кнопку звонка, в тот короткий миг, когда я слышала за дверью топот ног моего младшего сына, бегущего открывать мне дверь… Короткая, как молния, мысль промелькнула в моём мозгу: «Это сигнал тебе! Первый сигнал! Будь готова! Готова будь…» Глава 2 Во вторник я работаю после обеда. Только пришла, только переоделась, слышу — ищут меня. — Где Наталья? Где Наталья? Голос воспитательницы седьмого «Б», женщины хорошей, «понимающей», только очень эмоциональной. — Да тут я, тут. Я выглядываю из своего кабинета. Кабинетик у меня маленький, но уютный. «Келья» моя. Тут у меня любимая моя икона — «Умиление». Причём я выбрала эту икону — просто так, за красоту. Выбрала, рамку купила и поставила икону под стекло. Потом только узнала, как эта икона знаменита. Узнала, что именно перед такой иконой молился преподобный Серафим. И стала я к батюшке Серафиму обращаться, через эту икону. Я перекрестилась на свою икону ещё раз и открыла дверь. — Тут я, тут. Воспитательница седьмого «Б», Татьяна Васильевна, стояла на пороге моего кабинета, держа в руках тарелку с нашим, интернатским пловом. Сзади выглядывали две любопытные и живые мордочки — дети из её седьмого «Б». Они тоже держали тарелки. Татьяна поставила свою тарелку мне на стол и не сказала, а всхлипнула: — Нет, ты смотри, Наталья Петровна, ты смотри! Смотри, чем они сегодня детей кормят! Смотри, смотри!! Смотреть, и правда, было на что, вернее — совершенно не на что. По тарелке что-то такое было размазано. Причём, в небольшом количестве. Разваренный, размазанный рис, с точечными вкраплениями морковки. Вместо мяса — кусочки каких-то жил, хрящей. И тоже — совсем немного, чуть-чуть. — Нет, Наталья, ты смотри, смотри! Можно так детей кормить? Посмотри, что это за порция! И посмотри, какая она, эта порция! Это седьмому-то классу! Они же растут! Да… — сказала я. Всё, идите отсюда! — прикрикнула Татьяна на сво их детей. — Тарелки ставьте, и идите в столовую, ждите меня! Когда дети ушли, Татьяна села на стул возле моего маленького столика, и уже значительно тише сказала:

http://azbyka.ru/fiction/zvezdy-dushi-i-...

36.  Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостью. Недаром говорится о Боге: Свят еси и во святых почиваеши [возгл. на всенощн.]. 37.  Не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело — одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается; не смотри на великолепие дома, а смотри на жильца, кто живет в нем и каков, — иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке, обесчестишь царя, поклонившись рабу его, а ему не воздав ни малейшей, ему подобающей, чести. Также — не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги; иначе дух уничижим, а тело возвысим; потому что буквы — тело, а содержание книги — дух. Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые, — слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти, — оставь слушать, брось и тело и дух музыки. 38.  Внутренний человек из-под суеты света, из-под мрака плоти своей, не связанный искушениями лукавого, выглядывает свободнее утром, по пробуждении, как рыба, выбрасывающаяся иногда на поверхность воды. Все остальное время он покрыт почти непроницаемою тьмою; на его очах лежит болезненная повязка, скрывающая от него истинный порядок вещей духовных и чувственных. Ловите же утренние часы, это — часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам отчасти на то состояние, когда мы восстанем обновленные в общее утро невечернего дня воскресения, или когда разрешимся от этого смертного тела. 39.  И на молитве человек большею частою не сын свободы, а раб необходимости и долга. Взгляните на какого угодно человека, хотя бы на священника. Многие ли молятся с свободным, пространным сердцем, с живою верою и любовью? 40.  Во время молитвы бывают иногда минуты убийственного мрака и стеснения сердечного, происходящих от неверия сердца (неверие — мрак). Не малодушествуй в эти минуты, но вспомни, что если пресекся свет божественный в тебе, то он сияет всегда во всем блеске и величии в Боге, в Церкви Божией, небесной и земной, и в мире вещественном, в котором видимы Его присносущная сила и Божество [Рим. 1, 20]. Не думай, что изнемогла истина: она никогда не изнеможет, потому что истина — Сам Бог, и все существующее в Нем имеет свое основание и причину, — изнемогает в истине только твое слабое, грешное, темное сердце, которое не всегда может переносить напряжение света ее и не всегда способно вместить чистоту ее, — только тогда, как оно очищается или очищено от греха, как первой причины духовного мрака. Доказательство тому всего ближе взять от тебя самого. Когда свет веры или истины Божией живет в твоем сердце, тогда оно покойно, твердо, сильно, живо; а когда он пресечется, тогда оно беспокойно, слабо как трость, ветром колеблемая, безжизненно. Не обращай внимания на этот сатанинский мрак. Прогоняй его от сердца знамением животворящего Креста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Были среди первых христнан, по словам Ап. Иакова, такие люди из богачей, которые «удерживали плату у работников, жавших поля их» ( Иак.5:4 ); вели роскошную, нехристианскую жизнь ( Иак.4:5 ). Однако, к нашему изумлению и радости, «указанные грешники двоедушные» все были членами тогдашней Церкви Христовой. Иначе, зачем Апостол называл их «братиями» возлюбленным, рожденными, как и он, от «Слова Истины» ( Иак.1:18–19 ; Иак.2:1 )? К чему бы Апостолу также было говорить о беспорядках на собраниях христанских, если бы туда не допускались порочные люди и все были безукоризненны пред Господом ( Иак. 2, 1–7 )? Поймите же, друзья мои, оспаривающие меня, что Ап. Иаков не подтверждает вашей мысли, будто Церковь первоначальную составляли одни чистые и непорочные христиане. Не найдете вы опоры для себя и в посланиях Ап. Петра. И этот Апостол много говорит о людях, «пиршествующих» вместе с верными, которые, в то же время, «исполнены любострастия и непрестанного греха» ( 2Пет.2:13–14 ; ср.: Иуд.1:12 ). Значит, и Ап. Петр подтверждает, что в первенствующей Церкви Христовой, рядом с «святыми» братьями, попадались хитрые обманщики, извратители Писаний ( 2Пет.3:16–17 ), которые невидимым судом Божиим уже предназначены были к вечной погибели ( 2Петр. 2, 9 ; ср.: 1Тим. 5, 24 ). Но особенно сильные указания на это прискорбное явление находим мы в посланиях Ап. Павла и Иоанна Богослова. Возьмем из них самые разительные примеры, – яркие случаи. Вот Церковь Коринфская. Апостол Павел в послании именует ее «Церковью Божией», «освященным во Христе, призванным святым» ( 1Кор. 1, 2 ). Из кого же состоит эта Церковь ? – Из христиан, «омывшихся, освятившихся, оправдавшихся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6, 11 ). Эти христиане все рождены Апостольским благовествованием ( 1Кор.4:15 ); но они не сберегли полученной в крещении чистоты. По отшествии из Коринфа Ап. Павла, они заспорили между собой о первенстве ( 1Кор.1:11–12 ). Спор привел их к «разделениям», зависти, распрям ( 1Кор.1:10 ; 1Кор.3:3 ; ). Коринфяне обнаружили, что они еще люди «плотские», «младенцы во Христе» ( 1Кор.3:1 ). Они впали в грех гордости, любостяжания ( 1Кор.6:8 ), жадности ( 1Кор. 11, 21 ). Многие из них стали злословить даже Апостола Павла ( 1Кор. 9, 3 ; 2Кор. 10, 2, 10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Сочинитель Увещания сказал, что обретается в Номоканоне правило, которое говорить: «без антиминса не подобает священнодействовати» и проч. Но после, сие правило рассматривая, не упоминает об антиминсе, – говорит только об иконе, затмевая то, что на св. антиминс представляется образ погребения Христа Спасителя, что без сей-то иконы, и особенно простому иерею, священнодействовать вина сатанинска есть, что с сею-то иконою св. мужи по нужде и в неосвященных храмах совершали божественную литургию, не презирая освященные храмы и не без благословения епископского. Припомните, что было говорено выше о всех наименованных св. иерархах, игуменах и пресвитерах. Св. антиминсы, как знаки священия архиерейского, могли они носить и употреблять всюду. Пусть сумнящиеся посмотрят наприм. хотя в одно житие св. Стефана Велико- пермского, и увидят, что и он, когда отправился к пермякам идолопоклонникам, взял с собою от митрополита и благословение на устроение церквей и св. антиминсы для священнодействия на них. Но кто не усматривает лукавства увещателя? Далее он отвергает потребность священных риз, ибо мученику надеть их нельзя; отвергает сосуды. Но в чем бы наприм. принесено было св. Лукиану в темницу вино? Припомним: «на персях святого совершися божественная литургия со всеми принадлежащими молитвами чинно, яко же подобает». Если бы без риз совершали, где литургию, то сие так необыкновенное чрезвычайное действие писателями житий святых было бы замечено. Но сего нет; о семь не говоришь: следовательно, верить надобно просто, яко же подобает, т. е. и в неосвященных храмах, буде только где это было, по необходимости, по нужде, со святым антиминсом совершали божественную литургию, не без сосудов и не без риз. Сосуды были даже в темнице Лукиановой; ризы были даже в бане Константиновой, как и сам увещатель нам выше о сей бане показал. Св. антиминс заменял освящение храма 76 . Справедливо то, что во время нужды, для спасительной надобности, Всевышний Бог не требует положенных церковью на распространенное благочестия время обрядов (что наприм. видеть можно в чиноположении, как причащать больного, или крестить близкого к смерти младенца), а взирает единственно на несомнительную веру молящихся рабов своих; но должно знать, что таковая вера истинных рабов Божиих всегда неизменно свидетельствовалась пламенною любовью к церкви Христовой, даже страданиями за нее, ничем непреоборимым желанием в точности исполнять положенные церковью обряды. Везде мы видим архиереев, иереев, священнодействующих и даже в темнице, якоже подобает. Но такова ли вера отщепенцев, которою думают они удовлиться, когда они не по нужде, а по самочинству, не по любви ко Иисусу Христу, а по гордости и невежеству презирают церковь , не хотят принимать от нея иереев, кои бы стали у них священнодействовать и по уважаемым ими книгам и с соблюдением почитаемых ими обрядов, но только с благословения архиерейского?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Из русских статей, помещенных в новгородских Чети- Минеях, некоторые, краткие, заимствованы целиком из летописи (наприм., 2-го Сентября – Убиение св. князя Глеба). Другие, также небольшие, буквально сходны с напечатанными под теми же числами в Прологе (наприм. 11-го Июля – Успение блаж. Ольги княгини, предтече Русскую к Богу, и 24-го Июля – Страсть святою мученику Бориса и Глеба). Третьи сходны с Прологом и летописью по содержанию, но немало разнятся от них в слоге (наприм. 12-го Июля – блаженную мученику Варяга и сына его Иоанна, убиенною в Киеве). Многие русские статьи помещены здесь без всякой перемены: по крайней мере, оказываются сходными с другими списками их, уже изданными или известными по рукописям, кроме незначительных вариантов. Таковы: а) 15-го Июля – знаменитое слово митрополита Илариона с похвалою св. князю Владимиру, вполне сходное с напечатанным и оканчивающееся, как в большей части списков, словами, показанными в Прибавл. к Тв. св. отцев (II, 246); б) 15-го же Июля – Память и похвала князю Русскому Владимиру – мниха Иакова, от начала до конца во всех подразделениях и частях сходная со списком, напечатанным мною в Хр. Чтении (1849, II, 302 – 336); в) 16-го Июля – Кирилла мниха (туровского) слово на собор св. отец 318-е., тоже самое, которое напечатано между творениями св. Кирилла туровского ; г) слова митрополита Григория Самвлака и проч. Некоторые русские статьи и известные сборники представляются в новгородских Чети-Минеях более или менее измененными, с перерывами, вставками, прибавлениями. Так, статьи, обыкновенно входящие в состав киево-печерского патерика, размещены здесь под 3-м числом Мая, как отдельные, и прерываются вставочною статьею следующим образом: а) житие преп. Феодосия печерского , соч. преп. Нестором, б) похвальное слово преп. Феодосию, в) послание митрополита Фотия в киево-печерский монастырь, г) о зачале печерского монастыря, преп. Нестора, и – д) наконец «книга патерик печерский», в котором заключаются только – сказание о создании печерской церкви, послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«И другие отцы, прибавляет Палладий, жившие по Египту от трудов братии посылали бедным в Александрию корабли, наполненные хлебом и одеждою… 3142 Нельзя не указать также на деятельность св. Ефрема Сирианина. Во время голода в стране, где была Эдесса, св. Ефрем вышел из своей кельи, побудил богатых людей прийти на помощь бедным; на полученные от них деньги устроил дома с разными отделениями, поставил в них до 300 кроватей, заботился о больных, кормил голодных, погребал умиравших. По окончании же голода он возвратился в свою келью. 3143 —235— Наконец вспомним об участии монахов в деле распространения христианства и поддержания его правильного учения. Св. Антоний Великий , наприм., услыша о гонении и мучениях христиан, оставил пустыню. Он отправился стать во главе их и подкреплять в вере. По словам биографа св. Антония, во время непродолжительного пребывания в Александрии Антоний обратил ко Христу столько людей, сколько в другое время обращали в течение года. Немалая роль принадлежала монахам в борьбе с арианством. Народ следовал преимущественно за ними и ариане очень старались привлечь на свою сторону монахов, не останавливаясь для этого перед угрозами и насилиями. 3144 Как ярко выступает деятельность представителей аскетического идеала, полная силы и твердости духа, в эпоху иконоборческих смут, наприм., в лице св. Иоанна Дамаскина , св. Феодора Студита и друг.! Кому не известна их миссионерская деятельность; наприм., в лице св. Кирилла и Мефодия, просветителей славян? – Вот что свидетельствует о монашестве его история, которая естественно входит как составная часть и в историю Православной Церкви. «Как непонятна была бы история Церкви в первые три века христианства, замечает проф. П. Казанский , без истории мученичества, так непонятна была бы история последующих веков без истории монашества. 3145 Вообще монашество много послужило Церкви, и разве оно не обнаружило великой христианской общественной деятельности и высших забот о людях? Не представляет ли факт возникновения монашества и факт его значения ясное доказательство необходимости для нашей природы, в ее теперешнем состоянии, известной степени аскетизма в деле осуществления христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому мы должны обратить на них особенное внимание. 1) Круг обычного ежедневного богослужения слагается из утреннего и вечернего богослужения и литургии. Мы начнем с литургии, как богослужения центрального. Литургия различается в нашем памятнике двух родов: ежедневная ( καθημεριν) и преждеосвященных даров ( προηγιασμνων), при чем об именах авторов этих литургий не упоминается и в частности не дается никакого намека на различение в литургической практике литургии св. Василия от литургии св. Златоуста, если не считать за таковой намек указание на пение в некоторые дни, вместо херувимской, «Да молчит всякая плоть», что в настоящее время составляет отличие литургии, совершаемой в Великую Субботу. Затем, что касается самого хода литургии, то в нашем памятнике упоминается об антифонах, которыми начиналась литургия, но которые не составляли ее неизбежной принадлежности, ибо их иногда, наприм. в праздничные дни, когда полагалась лития, не было – ντφωνα δε ο γνονται. В разные дни антифоны были разные. Далее упоминаются, вход, трисвятое, прокимен, чтение Апостола, аллилуйя со стихами, чтение Евангелия, херувимская песнь, которая в Пасху пелась трижды и вместо которой в некоторые дни полагалось петь: «Да молчит всякая плоть» или «Вечери твоея тайныя» (в Великий Четверг) киноник или причастный стих и заключительный возглас: С миром изыдем, который служил отпуском. О заамвонной молитве не упоминается. Все это совершенно согласно с тем, что мы знаем о составе литургии в VIII – IX в. по другим документам, а именно по древнейшим спискам литургии, каковы наприм. Барбериновский, Росанский и Румянцевский или Севастьяновский, Так, что касается надписания имен свв. Василия и Иоанна Златоуста , то древнейшие списки литургии 83 , наприм. Севастьяновский, показывают, что надписание это в древности имело место, не над полными чином литургии во всей его совокупности, а только над некоторыми молитвами, именно: над молитвою об оглашенных пред анафорою и над молитвою проскомидии по поставлении даров, за которой непосредственно следовала анафора или канон литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Кто не почувствует, наприм., разницы между определениями Соборов символа веры , единосущия Христа Богу Отцу, Божества св. Духа, разъясняющими существо православного учения, и такими определениями, как воспрещение клирикам и мирянам играть в азартные игры 133 , устраивать, так называемые, мимические представления и их зрелища, а также зрелища звериной травли и пляски на сцене 134 , принимать от иудеев лекарства или мыться вместе с ними в бане 135 , а духовенству, кроме того, содержать корчемницы 136 , отдавать деньги в рост 137 , совершать посвящение за деньги 138 , одеваться в роскошные одежды 139 и т. д. Последнего рода правила даже странно и сопоставлять с первыми. Вообще большинство канонических правил, как показывает само их содержание создавались, так сказать, отрицательным путем или в виду замеченных беспорядков в церковной жизни и необходимости их уничтожения или под влиянием чисто местных и временных причин 140 , а вовсе не как начертание каких-либо основных норм церковной жизни вытекающих из самого существа Церкви и необходимых для всех времен и народов. Еще более все эти замечания могут быть приложимы к правилам девяти поместных Соборов, которые, как показывает и само их название, должны были постановлять свои правила под большим влиянием, чисто местных условий церковной жизни 141 . Кроме того, и самые правила поместных Соборов, наприм., толкователь их XII века Зонара, ставит после правил Соборов Вселенских, чему следует и принятый у нас сборник правил. О причинах составления некоторых правил Вселенских Соборов можно встретить в них, наприм., такие указания, что Собор постановил правило не за что иное, как за мелкий образ мыслей и странность и неустойчивость нравов священников 142 . Кроме того, сами Соборы находили нужным изменять прежние правила, исходящие даже от самих апостолов, и при том в зависимости от новых условий жизни. Известно, что апостол предписывает (1. Тим. V, 9) избирать вдовицу к Церкви 60 лет, а позднейшие правила постановили рукополагать диакониссу 40 лет 143 , потому что, как объясняет сам Трулльский Собор, «усмотрели, что Церковь по благодати Божьей стала крепче и идет вперед и верные тверды и благонадежны в соблюдении божественных заповедей 144 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

При посвящении во дьяконы сборы эти уменьшались наполовину 795 . Начисленные официальные расходы были не очень велики, но они сильно увеличивались издержками на акциденции. Ни кафедральные, ни консисторские чины, разумеется, не могли удовлетворяться этими копейками, алтынами и деньгами, о которых говорилось в синодских определениях, и требовали к ним весьма значительных присовокуплений. Для уплаты требуемых сумм бедные ставленники более всего рассчитывали на приданое за своими невестами и, кроме того, обременялись долгами. При заключении браков в духовном сословии даже в самых бедных росписях приданого обыкновенно вносилась статья о деньгах «на производство» жениха. Наприм. в 1752 г. вдовая дьяконица московского Архангельского собора, принимая к своей дочери и наследному месту зятя студента академии Петра Алексеева, включила в роспись приданого 50 руб. на производство 796 , – сумму, заметим, очень значительную для посвящения во дьяконы; значит, для производства в священники нужно было иметь 100 р., да еще неизвестно, сколько должен был Алексеев израсходовать, кроме этих 50 р., своих денег. Несмотря на строгое запрещение1723 г. никаких вымышленных доходов при поставлении не спрашивать и лишнего отнюдь не касаться, сами архиереи подавали пример произвольного увеличения ставленнических поборов, то усиливая старые пошлины, то даже установляя в своих епархиях новые, доселе небывалые. Наприм. в 1759 г. митрополит Тимофей Щербатский объявил по московской епархии, что при поставлении ставленников приходит в обветшание ризница его преосвященства, и указал, при взятии ставленных пошлин в консистории, брать еще пошлину на ризницу с производящихся в попы из дьячков по 1 р. 50 к., из дьяконов по 1 р., во дьяконы 50 к., с дьячков и пономарей по 20 к., и те деньги по третям отсылать в кафедральный Чудов монастырь 797 . В некоторых епархиях ставленники во время долгого своего проживания при кафедре должны были нести разные работы, нечто вроде барщины в пользу архиерейского дома, рубить дрова, чистить двор, конюшни, обрабатывать огороды и сады и т. д. Особенно тяжелые работы доставались на их долю вследствие известной страсти наших прежних архиереев к разного рода постройкам. Вот наприм. что происходило в Тамбове при епископе Пахомии (1758–1766), известном своими постройками и любовью к большим колоколам: проживая в городе иногда годов по 5, ставленники рыли рвы подле Казанского монастыря, носили кирпичи на колокольный завод, очищали место для конюшенного двора, переплавляли лес на постройку архиерейского дома, били сваи в реке для постройки архиерейской бани; от этих работ можно было, впрочем, и освободиться, давши рублей 50 на колокола; изнуренные работами, обнищавшие от долгого проживания в городе, ставленники пешком отправлялись в Петербург с жалобами св. Синоду. Указы св. Синода в Тамбове о прекращении этих работ и скорейшем посвящении ставленников встречаем даже после 1765 г., когда церковное тягло было уже уничтожено 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010