Образ жатвы соотносится с образом хлеба, центральным в рассматриваемом эпизоде. Видя толпы народа вокруг Себя, Иисус думает о них как о жатве, для которой нужны делатели, – этими делателями должны стать апостолы, Его помощники. В то же время Он сравнивает эти толпы со стадом, у которого нет пастыря. Таким пастырем может стать только Он Сам. Он – тот Пастырь добрый, Который полагает жизнь свою за овец ( Ин. 10:11 ); и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и… идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его ( Ин. 10:3–4 ). Синоптики согласны в том, что ученики (у Луки «двенадцать») просили Иисуса ввиду позднего часа отпустить народ, чтобы люди могли купить себе пищи. В ответ на эту просьбу Иисус говорит: вы дайте им есть ( Мф. 14:15–16 ; Мк. 6:35–37 ; Лк. 9:12–13 ). Смысловой акцент падает на «вы». Матфей и Лука опускают имеющийся у Марка обмен репликами относительно двухсот динариев, которые необходимы, чтобы накормить такое количество людей. У Иоанна двести динариев упоминаются Филиппом, который говорит Иисусу: Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу ( Ин. 6:7 ). Динарием называлась римская серебряная монета, соответствовавшая дневному заработку поденного рабочего: в этом значении динарий упоминается в притче о работниках в винограднике ( Мф. 20:9–13 ). Двести динариев, соответственно, представляли собой значительную сумму, которой ученики Иисуса не располагали: даже если у них и имелся некоторый запас денег, который в специальном ящике носил Иуда ( Ин. 12:6 ), содержимого ящика явно не хватило бы на такую большую толпу. Согласно синоптикам, ученики в ответ на вопрос Иисуса говорят Ему, что у них есть пять хлебов и две рыбы. При этом у Луки ученики к этому ответу присовокупляют: Разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? ( Лк. 9:13 ). У Иоанна, как мы видели, Иисусу отвечает Андрей, говоря о том, что пять хлебов и две рыбки есть у одного мальчика из толпы ( Ин. 6:9 ). Только Иоанн указывает, что хлебы были ячменными. Для обозначения рыбы у трех синоптиков используется классическое греческое слово χθς («рыба») – то самое, которое в ранней Церкви употреблялось в качестве криптограммы, расшифровывавшейся как «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Иоанн использует слово ψριον, двойное уменьшительное от ψον, в классическом греческом языке обозначающего закуску или любое блюдо, приготовленное из рыбы или мяса, которое едят с хлебом; в данном случае слово ψριον, очевидно, указывает на сушеную или соленую рыбу 249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

отцы были истинными отцами. Далеки были они от всякой гордости и корысти; самая строгость соединилась у них с милостию, твердость с кротостию. Они помнили и исполняли слово Спасителя: «Первый из вас да будет слуга всем!» ( Мк.10:43–44 ) Как радетельные хозяины, скажем словами св. Златоуста, знают, что кому нужно в доме их, так те добрые пастыри знали дела, нравы, обхождения своих пасомых, подавая каждому нужное лекарство: одному – утешение, другому запрещение, а всем любовь. Они вразумляли заблудших, исправляли согрешивших, утешали скорбящих, поднимали падших, заступались за угнетенных, обидимых, помогали бедным, устраивали дома для странных, больницы для больных, приюты для сирот, училища для всех детей. А во время напастей от неверных или от дурных христиан, еретиков, епископы, как добрые пастыри, первые становились на страже своей паствы, готовые положить за нее душу свою. Св. Киприан, еп. Карфагенский, не щадил никаких трудов, жертв и самой жизни своей, когда паству его постигло жестокое гонение. Долго христиане сами берегли своего пастыря от смерти, чтоб иметь в нем опору среди общего бедствия. Когда, наконец, гонители взяли его и повели на мучение, то народ провожал его со слезами и воплем: «Умрем со св. епископом!» Множество таких и подобных сему примеров я мог бы представить вам, братие: но беседа моя слишком продлилась. Читайте сами или послушайте читавших жития святителей Божиих, в том числе и святителей нашей русской церкви, каковы: св. Петр, Алексий, Иона, Филипп и многие другие. Бы увидите, что Дух Св. отцов жил и в наших святителях и, конечно, не перестает он жить. Помолимся же великому архиерею, Пастыреначальнику Иисусу Христу да даст нам пастырей по сердцу своему, да сотворит их в церкви своей целых, честных, здравых, долгоденствующих и право правящих слово истины. Св. ап. Павел говорил христианам своего времени: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие и, взирая на кончину их жизни, и подражайте вере их». И еще: «Повинуйтесь наставникам вашим, и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, так как должны будут дать отчет, чтоб они делали сие с радостию, а не воздыхая, ибо это не было бы полезно для вас» ( Евр.13:7, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Очищение от греха 13 В тот день для потомков дома Давида и для жителей Иерусалима откроется источник, который смоет грех и нечистоту . 2 И в тот самый день, – это вещее слово Господа Воинств, – Я предам забвению имена идолов на этой земле, и не вспомнят о них никогда; изгоню лжепророков из этой страны, и духа нечистоты здесь не будет. 3 Если же и решится кто пророчествовать, родные его, отец и мать, скажут ему: „Не жить тебе! Ты лгал, прикрываясь клятвой во имя Господа“, – и его родные, его отец и мать, мечом сразят такого пророка . 4 В тот день устыдится всякий лжепророк видений своих и не станет надевать на себя ради обмана одеяние пророка из грубой ткани, 5 но будет говорить: „Не пророк я, а землепашец, с юных лет имею дело с землей“ . 6 И если спросит кто: „Что за раны на груди у тебя? “, он ответит: „Изранили меня в доме моих друзей“». Сражен Пастырь, и разбежались овцы стада 7 «Поднимись, меч, на пастыря Моего, на того, Кто всегда со Мной, – это слово Господа Воинств! – и Я над малыми подниму руку. 8 И тогда на всей этой земле, – это слово Господне, – две трети будут истреблены, погибнут, а треть останется. 9 Эту треть Я проведу через огонь и очищу, как серебро очищают; испытаю их, как золото испытывают. Они призовут Мое имя, и Я отвечу, скажу о них: „Вот Мой народ“, а они отзовутся: „Господь – наш Бог!“» Господь грядет 14 Смотрите, вот уже близок День Господень. Награбленное у тебя враги поделят между собой у тебя же на глазах! 2 Я соберу на бой с Иерусалимом все народы: они захватят его, дома в нем разграбят, жен обесчестят. Половина города пойдет в плен, и лишь остаток тех, кто жил в нем, истребления избежит. 3 Выступит Господь и сразится с теми народами, как сражается Он в день брани! 4 Встанет Он на горе Масличной, что к востоку от Иерусалима, и разделится она под ногами Его надвое: полгоры к югу отойдет, а другая половина – к северу, и протянется между ними с востока на запад долина великая. 5 Тогда побежите вы по долине горы Господней а , а она протянется до Ацаля – побежите, как от землетрясения бежали во дни Озии, царя Иудеи. Тогда явится Господь, мой Бог, а с Ним б  – все святые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Почему многие, как будто и благочестивы и набожны: ходят в храм на церковные службы, берут благословение, хранят церковные уставы и посты, молитвы и т.п., а между тем позволяют себе резко отзываться о деятельности Св. Синода, критиковать церковнослужителей, судить, унижать наше духовенство? Как могут уживаться вместе два совершенно противоположных настроения: почитать своего духовного отца-пастыря и в то же время поносить целое священное учреждение, поставляющее пастырей? С благоговейным вниманием выслушивать и принимать каждое слово своего духовного руководителя и тут же глумиться над распоряжениями и постановлениями всего сонма архипастырей? Оттого, думается нам, происходит такая двойственность в настроении этих людей, что религиозное миросозерцание, религиозное их чувство слишком не глубоко, поверхностно, мелко, не продумано, не выношено в душе, как должно, не претворилось в их плоть и кровь. О таких людях Сам Господь так сказал в притче о Сеятеле: «Иное семя упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло»... А посеянное на каменистом месте означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется ( Мф. 13 ). Таков был Ирод: он в сладость слушал Иоанна Крестителя и однако обезглавил его. Позволяем себе спросить: «Управляет ли Дух Святый нашей Православной Русской Церковью?» Верные чада Св. Церкви, конечно, скажут – управляет. А через кого Он управляет? Через наш Святейший Синод. Значит, Св. Синод управляет по действию Духа Святаго, как орудие Его. Следовательно, кто хулит Св. Синод, как орган церковного управления, тот хулит и Духа Святаго, хулит нашу Церковь со всем ее устройством. Нельзя легкомысленно отзываться о Св. Синоде и его постановлениях. Отдельные члены Св. Синода могут не удовлетворять своему званию, могут в своих суждениях погрешать, и однако Св. Синод, как орган управления всей Церкви, при этом управления из иерархов, поставленных Самим Пастыреначальником Христом, ибо Он не может оставить Свою Церковь без попечения, должен быть уважаем и почитаем. А у нас в газетах и будничных разговорах сколько иной раз слышится поношения, хуления на Св. Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Почему многие как будто и благочестивы и набожны: ходят в храм на церковные службы, берут благословение, хранят церковные уставы и посты, молитвы и т.п., а между тем позволяют себе резко отзываться о деятельности Святейшего Синода, критиковать церковнослужителей, судить, унижать наше духовенство? Как могут уживаться вместе два совершенно противоположных настроения: почитать своего духовного отца — пастыря, и в то же время поносить целое священное учреждение, поставляющее пастырей? С благоговейным вниманием выслушивать и принимать каждое слово своего духовного руководителя, и тут же глумиться над распоряжениями и постановлениями всего сонма архипастырей? Оттого, думается нам, происходит такая двойственность в настроении этих людей, что религиозное миросозерцание, религиозное их чувство слишком неглубоко, поверхностно, мелко, не продумано, не выношено в душе, как должно, не претворилось в их плоть и кровь. О таких людях Сам Господь так сказал в притче о Сеятеле: иное семя упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло... (См.: Мф.13:3-8.) А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется (Мф.13:20-21). Таков был Ирод: он в сладость слушал Иоанна Крестителя и, однако, обезглавил его. Позволяем себе спросить: «Управляет ли Дух Святой нашей Православной Русской Церковью?» Верные чада Святой Церкви, конечно, скажут — управляет. А через кого Он управляет? Через наш Святейший Синод. Значит, Святейший Синод управляет по действию Духа Святого, как орудие Его. Следовательно, кто хулит Святейший Синод как орган церковного управления, тот хулит и Духа Святого, хулит нашу Церковь со всем ее устройством. Нельзя легкомысленно отзываться о Святейшем Синоде и его постановлениях. Отдельные члены Святейшего Синода могут не удовлетворять своему званию, могут в своих суждениях погрешать, и однако, Святейший Синод, как орган управления всей Церкви, при этом управления из иерархов, поставленных Самим Пастыреначальником Христом, ибо Он не может оставить Свою Церковь без попечения, должен быть уважаем и почитаем. А у нас в газетах и будничных разговорах сколько иной раз слышится поношения, хуления на Святейший Синод.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

При собеседовании духовник должен обращаться к исповеднику на «Вы». Обращение на «ты» допустимо только к детям и подросткам не старше 16 лет. Когда священник исповедует молодую женщину или девушку, он должен думать о ней исключительно как о кающемся грешнике и всеми силами подавлять в себе греховное любопытство и нечистые помыслы. При исповеди священника необходимо особое внимание уделять грехам, связанным с нарушением пастырского долга. Сюда относятся: леность, уклонение от исполнения богослужений и треб, небрежное их совершение, невнимание и рассеянность во время совершения богослужения, неблагоговейное, небрежное отношение к святыне, то есть к приготовлению, освящению и хранению Святых Даров; небрежное отношение к литургическим сосудам, иконам, антиминсу, беспорядок и нечистота в алтаре; а также холодное и формальное, неотеческое отношение к пастве, церковноприходскому собранию и совету, младшим клирикам: диаконам, псаломщикам, чтецам, певцам и регенту. Вот некоторые практические рекомендации опытных духовников о порядке совершения личной тайной исповеди: 1 . Молитва и краткий совет, как исповедоваться. 2 . Исповедь: сначала дать выговориться исповеднику, и только потом, когда он начинает замолкать, но есть ощущение, что он высказал не все, помочь ему тактичными ненавязчивыми вопросами признаться и покаяться и в скрытых им грехах. 3 . Молитва о ниспослании сердечного сокрушения кающемуся и прощении ему грехов. 4 . Советы, как преодолеть тот или иной порок, наложение епитимии или призыв к долготерпению и кротости. 5 . Чтение разрешительной молитвы. Помня об этом порядке, не следует забывать о том, что пастырская работа должна быть творческой и индивидуальной. Всякое слово, поучение имеет смысл и оказывает помощь только тогда, когда идет от собственного духовного опыта и знания пастыря. Слово же, сказанное только устами, – мертво и ложно, и слушающий всегда безошибочно это чувствует. Надо помнить слова апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9, 22 ). Как опытный врач каждому больному назначает особое лечение, так и хороший пастырь должен для каждого приходящего к нему находить особое слово совета и утешения, врачуя его душевные раны. В другом месте апостол Павел говорит: «Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы из усердия к вам восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» ( 1Фес. 2, 6–8 ) – вот идеал отношения пастырей к пасомым: отеческая любовь и полная самоотдача своим духовным детям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" Семени, упавшему между тернием» (т. е. между сорною травою), которое, когда выросло, было заглушено тернием, Иисус Христос уподобляет слушающих Слово Божие, «которые слушают его, но, отходя, «заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода». Кто такие слушающие? Таков, например, был упоминаемый в Евангелие богатый юноша, о коем недавно читалось Евангелие, который искренно вопрошал Иисуса Христа, что нужно для спасения, но не пошел за Ним, когда услышал, что для этого ему нужно продать все имение и отдать нищим. Таковы среди нас богатые, которые знают, например, что грешно предаваться некоторыми удовольствиям и особенно не вовремя (например, театральным зрелищами под праздники), однако ж, предаются по своей чрезмерной привязанности к удовольствии. Таковы из рабочих людей, которые знают, что грех работать в праздники, однако ж, работают в эти дни, желая заработать лишнее. " Семени, упавшему на добрую землю, которое, взошедши, принесло плод сторичный», Иисус Христос уподобляет слушающих Слово Божье, которые, «услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». Кто такие слушающие? Это такие, которые, имея сердце доброе, т. е. простое, смиренное, послушное, любящее истину и добро и стремящееся к вечному спасению, слыша учение Христово, стараются жить и действовать всегда по оному и посему непрестанно наблюдают за собою и неослабно борются с искушениями ко греху. Как понимать слова, сказанные Иисусом Христом апостолам, когда они просили Его объяснить притчу, о причине, по которой Иисус говорил народу притчами, а апостолам и прямо, без притчей: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют», и самые последние слова сегодняшнего Евангелия: «кто имеет уши слышать, да слышит»? В словах апостолам показывает Иисус Христос, что Он говорил им прямо, без притчей, потому, что им «дано от Бога», чрез просвещение ума их, хотя и несовершенно пока до времени сошествия Св. Духа «знать тайны Царствия Небесного», т. е. понимать истины христианской веры. Истины сии называются «тайнами» потому, что иные из них непостижимы для ограниченного человеческого ума (например, учение о Св. Троице), иные и удобопостижимы, но были известны не всем (например, во время земной жизни Спасителя учение о Его смерти). Народу же Иисус Христос говорил притчами потому, чтобы научить их к размышлению, чтобы они посредством видимых подобий и примеров разъясняли себе невидимое, духовное, небесное. Прямое учение они мало понимали – как бы «видя не видали» и «слыша не слыхали». Слова же «кто имеет уши слышать, да слышит» мы уже объясняли вам, братие. Они указывают на то, что сказанное заслуживает особенного внимания и должно быть непременно принято слушающими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Так, когда пастырь всячески старается обратить людей к покаянию, увещевает и молит их об этом, но они о том небрегут, и не обращаются, и не каются, тогда сами в своей погибели виновны бывают, а от пастыря это уже не взыщется. И сие-то есть, что Бог пророку Иезекиилю говорит: Если ты возвестишь нечестивому путь его, чтобы он обратился от него, а он не обратился от пути своего, то он в нечестии своем умрет, а ты душу твою избавил ( Иез. 33:9 ). Сколько Сам Христос Господь увещевал и обращал к покаянию ожесточенный Иерусалим; но наконец сказал с сожалением и болезнью сердца Своего: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Вот, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23и 38). Сие страшное слово приличествует и христианам нераскаянным, которые часто и всегда слышат Божие слово и проповедь покаяния, но не обращаются, и в своем нечестии пребывают, и не только не каются за грехи, но и грехи ко грехам, и беззакония к беззакониям прилагают, и так в своем нечестии преуспевают, и идут во глубину зол; и как слепой приближается к яме, в которую должен упасть, так и они, помрачившись прелестью греха и суетою мира сего, к вечной погибели стремятся, и должны в нее впасть, если истинным сердцем не обратятся к Богу и сокрушением сердца и теплыми слезами не омоют нечестия своего. Христианин! Страшно это слово Христово: Вот, оставляется вам дом ваш пуст. Берегись, да и тебе оно не приличествует. Однако же пастырь никогда не должен переставать, но всегда должен греметь словом, а сердцем сожалеть и соболезновать погибающим грешникам, и ни о ком не отчаиваться, пока в мире живет. Бывает, что сторож дома, задремав, заснет, или отлучится куда от своего места, где поставлен, а в это время найдут на дом злые люди, или пожар начнется, и так некому будет возвестить домашним о нашедшем зле. Тогда господин дома разгневается на того сторожа, и допрашивает его, и жестокой предает казни, поскольку от нерадения его зло на дом нашло.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

25. Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице 81 «Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую» ( Кол. 3, 5 ). Эти слова апостола, обращенные некогда к миру языческому, одряхлевшему от порочной и суетной жизни, обращаются ныне и к нам. И душа всякого подвизающегося в добродетели по временам чувствует как бы совершенную усталость в борьбе со злом, когда нечистые страсти с особенною силою восстают на душу, силы же души немощствуют; и хотя слышится в душе голос, призывающий к добру, однако человек остается бессильным от превозмогающей силы страстей. В то время приступает к душе диавол и, вселяя в душу уныние, представляет особенно скучным и трудным всякий духовный подвиг, обольщает человека пленительным призраком свободы, неизведанной еще красоты и радости земного бытия, отречение от которых и подавляет будто бы душу унынием. Но если в душе человека еще не угасла любовь к добру и не утратилась совершенно память о Боге, то он, хотя бы смутно, чувствует, что причина этого уныния та, что он носит на себе изветшавшую одежду страстей. Он сознает, что для обновления сил души должно ему совлечься «греховного тела плоти», необходимо напряжение воли, подвиг отсечения всего того, что приковывает сердце к земле: блудных помыслов и желаний, гордости, гнева, зависти и всего того, что сделалось угодным душе и вследствие привычки как бы срослось с нею. Но, полагая во всем этом свою жизнь, человек, даже подвизающийся, нередко бежит от умерщвления греховной воли, надеясь, не совершится ли как-нибудь сам собою этот болезненный подвиг. И чем более он умножает грехи, тем легче начинает смотреть на происходящий от них вред, уже «не стыдясь и не краснея» начинает творить зло. Бедный человек! Кто снизойдет к его немощи и сострадательным взором проникнет в болезнь его? Ибо «гласа Господа Бога своего он не слушает и не принимает наставления Его» ( Иер. 7, 28 ). И вот он слышит в душе своей голос призывающего ее к Себе Бога: «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь?.. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность» ( Иер. 31:22, 3:22 ). Он вспоминает о любви небесного Пастыря, Который, «заблудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим», приносит к Отцу Своему. Тогда душа человека невольно отзывается на этот голос любви, он с болезненною скорбию начинает оплакивать свое бесплодное блуждание по распутиям мира и, возгораясь любовию к Богу, начинает взывать к Нему: «Обрати меня, и я обращусь!.. Мы извратили путь свой. Все мы сделались как нечистый, и вся праведность наша как запачканная одежда. Поистине напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор... грешили пред Господом Богом нашим!.. Вот мы идем к Тебе, ибо Ты Господь Бог наш!» Неужели не обратится Бог на этот зов души скорбящей? Поистине обратится и «издали явится» ей ( Иер. 31:18, 3:21–25 ; Ис. 64, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

73. Слово в Неделю о слепом 192 «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник» ( Ис. 62, 1 ). Так говорил ветхозаветный пророк Исаия этот исполненный чрезвычайно нежной и попечительной любви пастырь народа своего. Этот народ, по собственным словам пророка, «сомкнул очи свои, да не узрит очами, и не услышит ушами, и не уразумеет сердцем, и не обратится, чтобы Господь исцелил его» ( Ис. 6, 10 ). Даже вожди его ослепли: «навел на них Господь дух усыпления»; будучи преданы отвратительным страстям, они отвращаются от слов пророка, говоря: «Кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?» ( Ис. 28:8–9, 29:9–10 ). И, однако, пророк не перестает вразумлять и увещевать этот народ и настолько близко принимает к сердцу судьбы его, что себя самого и детей своих считает лишь «указаниями и предзнаменованиями» спасения Божия для Израиля ( Ис. 8, 18 ). Он безутешно оплакивает падение и поражение «дщери» народа своего, хотя это «народ мятежный, дети лживые, ...которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть» и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное, ...а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают» ( Ис. 30:9–10, 31:1 ), которые «зачинают зло и рождают злодейство, высиживают змеиные яйца и ткут паутину, ...осязают как слепые, ...ходят ощупью, ...ожидают суда, и нет его, ожидают спасения, но оно далеко от них» ( Ис. 59:4–5, 10–11 ). И при подобном упорстве народа пророк не теряет веры в то, что «святое семя» Израиля сохранится в нем и «будет корнем», от которого исходят жизненные соки для древа, «краеугольным камнем», служащим основанием для Сиона ( Ис. 6:13, 28:16 ); что придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, и Он вложит Духа своего в сердца их ( Ис. 59, 20–21 ); взойдет над Иерусалимом свет Его ( Ис. 60, 1 ); дастся сынам его «вместо унылого духа – славная одежда», и застроят они «пустыни вековые, восстановят древние развалины» ( Ис. 61, 3–4 ); Сион снова приобретет благоволение от Господа, и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о нем Бог его, назовут сынов его «народом святым, искупленным, ...взысканным и не оставленным» ( Ис. 62:5, 12 ) Господом, Который «в дни древние» чрез Ангела Своего спасал их, «взял и носил» и вложил Святого Духа Своего в Моисея, пастыря овец своих ( Ис. 63, 9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010