Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации китайского издания книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря» 8 декабря 2018 г. 12:30 7 декабря 2018 года в «Президент-Отеле» в Москве состоялась презентация перевода на китайский язык книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря». На мероприятии выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые участники презентации! Дорогие друзья! Благодарим всех, кто проявил интерес к сегодняшнему мероприятию, которое посвящено презентации китайского издания книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря». Считаю важным событием выход в свет этой книги на одном из древнейших языков мира, на китайском языке, на котором общаются более 1,3 млрд человек на планете. Вчера исполнилось 10 лет, как Местоблюстителем Патриаршего Престола Русской Православной Церкви был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, впоследствии избранный Патриархом Московским и всея Руси. Наверное, не будет ошибкой сказать, что большинству людей в нашей стране — и верующих, и неверующих — он был известен тогда именно как автор и многолетний ведущий телевизионной программы, которая так и называлась — «Слово пастыря». После долгих лет жизни в стране, где Церковь подвергалась гонениям, для многих наших сограждан цикл этих телепередач был глотком воздуха, источником знаний о вере, о Церкви, о Боге, где зрители могли получить ответы на волнующие их вопросы. Первоначально не предполагалось, что эти передачи превратятся в книгу. А потому предлагаемая китайскому читателю книга представляет не столько систематическое изложение православного вероучения или учебник религии, сколько живое слово о Христе, родившееся из собственных размышлений и личного опыта веры самого Патриарха Кирилла. На каждой странице мы видим призыв автора к читателю задуматься о самых важных и актуальных вопросах жизни человека и общества, культуры и политики, об отношении Церкви к происходящему в стране, в мире. Тот факт, что книга уже переведена на 14 языков, говорит о том, что размышления, содержащиеся в ней, актуальны для современного человека, который задумывается о смысле человеческой жизни, вне зависимости от того, в каком уголке света он живет — в России или в Китае, в Европе или в Азии.

http://patriarchia.ru/db/text/5319513.ht...

Искреннее слово пастыря Книга Святейшего Патриарха Кирилла «Слово пастыря» за восемь лет стала одним из самых востребованных изданий среди всего разнообразия современной гомилетики. Она уже переведена на несколько языков, в том числе на украинский и немецкий. Недавно завершен ее перевод на эстонский язык. Представители духовенства России и Эстонии, а также дипломаты и издатели накануне провели презентацию новой книги в Москве. Открывая встречу, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал об истории создания сборника проповедей. Он напомнил, что 18 лет, назад 24 апреля 1994 года, на телеканале «Останкино» впервые вышла в эфир программа «Слово пастыря». Она сразу же вызвала необыкновенный интерес у зрителей, ведь это было не привычное наставление священнослужителя, а живое общение, ответы на реальные вопросы о вере, которые задавали сами телезрители. – Для постсоветской России такая программа стала первым опытом прямого разговора о вере архипастыря Русской Православной Церкви со зрителем, – отметил митрополит Иларион. – Только доверительная беседа может вызвать отклик в душе человека, а откликов было множество, – добавил он. Владыка отметил, что, несмотря на огромную занятость, после избрания на Патриарший престол Святейший Патриарх Кирилл не оставил роль телеведущего и по-прежнему каждую неделю отвечает в эфире на самые разные вопросы телезрителей. Это показывает, насколько важно это миссионерское служение и для самого архипастыря, и для всей Церкви. – Тематика программ всегда была разнообразной и представляла интерес не только для верующих, но и для самой широкой публики: это и рассказ о смысле православной веры, и история Церкви, и разговор об отношении Церкви к происходящему в стране, в мире, в культуре, – рассказал митрополит Иларион. По его словам, главным залогом того, что «Слово пастыря» было услышано многомиллионной аудиторией, несмотря на особенности восприятия телеформата, была ясность и простота изложения, при том что разговор был предельно искренним и серьезным.

http://pravoslavie.ru/53128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАСТЫРСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Раздел богословия, в рамках к-рого изучается и систематически излагается учение о пастырском служении в Церкви, возложенном на священство . Как учебная дисциплина П. б. входит в блок практических богословских дисциплин, изучаемых в духовных школах, наряду с гомилетикой , литургикой , каноническим правом . Библейские основания пастырства Образ пастыря (пастуха) используется в Библии для описания отношения Бога к верующим в Него людям. Пастырями называются также люди, к-рым Бог вверяет Свою паству. В ВЗ пастырями чаще, чем священников, называли пророков, народных вождей (напр., Моисей) и царей (напр., Давид). Сам Бог избрал их и послал на служение (Иер 1. 4-10; Иез 2. 1-3 и др.). Пастыри избранного народа должны направлять его по воле Божией, они обращаются к народу от лица Бога. Когда пастыри Израиля не выполняют свое служение, возникает конфликт между ними и Богом, Он отвергает нерадивых пастырей: «...за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого... взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец... Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их... и буду пасти их на горах Израилевых» (Иез 34. 8-13). На смену ложным пастырям Господь обещает послать Израилю «одного пастыря» (Иез 34. 23), что воспринимается в христ. традиции как мессианское пророчество. Намеченные в ВЗ черты Пастыря избранного народа соединяются в НЗ в лице Сына Божия. Подобно древним пророкам, Он избран (1 Петр 2. 4) и послан (Ин 3. 17) Отцом, чтобы свидетельствовать об Истине. Как царь Он обладает властью над миром, как первосвященник приносит крестную Жертву. Иисус Христос называет Себя пастырем добрым, который «полагает жизнь свою за овец» (Ин 10. 11). Приносимой Жертвой является Он Сам (Евр 9. 26-28) - т. о., Сын Божий становится и пастырем и агнцем в одном лице. В Откровении св. Иоанна Богослова говорится, что в Небесном Иерусалиме Сам Агнец будет пасти его обитателей и водить их на «живые источники вод» (Откр 7. 17). Христос являет Собой идеальный образ пастыря. Его слово никогда не расходится с Его делами, у Него нет частной жизни, Он всегда пастырь и во всех обстоятельствах Его жизни, характера, поведения, бесед, молитв, страданий печется о пасомых, проявляет любовь к ним и «не ищет своего» (1 Кор 13. 5). Своим ученикам Христос поручает пасти Своих овец, наставляет их в этом и тем самым передает пастырство апостолам как продолжателям Его дела на земле. Апостолы избраны (Ин 15. 16-17) и посланы Христом в мир, так же как Сам Он был послан Отцом (Ин 4. 38; 17. 18). Их будут слушать так же, как слушали Его (Ин 15. 20), они будут посредниками между Ним и теми, кто уверуют в Него, слушая их (Ин 17. 20), от Его имени они будут преподавать верующим хлеб жизни (Лк 9. 13). Они будут гонимы, как и Он (Ин 15. 20), и разделят с Ним «чашу» тягот служения (Мф 20. 23).

http://pravenc.ru/text/2579146.html

24 апреля 2012 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась презентация эстонского перевода книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря». 25 апреля. ПРАВМИР. 24 апреля 2012 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась презентация эстонского перевода книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря», сообщает Патриархия.ru . В мероприятии приняли участие председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, епископ Нарвский и Причудский Лазарь, Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонской Республики в Российской Федерации Симму Тийк, советник по культуре Посольства Эстонской Республики в Москве Хелене Тедре, член Синода Эстонской Православной Церкви С.Г. Мянник, главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, исполняющий обязанности заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Митрофан (Шкурин), президент группы компаний «ИнвестПраво» А.А. Сиванков, генеральный директор «ИнвестПраво» А.В. Коновалов, исполнительный директор Фонда святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов и его заместитель И.В. Лапшин, секретарь правления Союза писателей России В.Н. Илляшевич, писатель М. Вайн-Паркер (Великобритания) и другие; на презентации присутствовали представители российских и зарубежных СМИ. Со вступительным словом к собравшимся обратился председатель ОВЦС митрополит Иларион. Владыка напомнил, что книга «Слово пастыря» была подготовлена на основе видеозаписей одноименной телепередачи, выходящей в свет с 1994 года и доныне. Автор и ведущий — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (тогда митрополит Смоленский и Калининградский) — рассказывает в ней о православной вере, истории Церкви, об отношении Церкви к происходящему в стране, в мире, в культуре.

http://pravmir.ru/vyshel-v-svet-estonski...

" Слово пастыря " . Выпуск от 20 октября 2012 года РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_97472.html 20 октября 2012 Патриарх Кирилл " Слово пастыря " . Выпуск от 20 октября 2012 года " Раздувание мифа о сращивании является одним из способов борьбы с Церковью " Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2539048.html Официальный сайт РПЦ МП Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? На этот вопрос телезрителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает в очередном выпуске авторской программмы " Слово пастыря " , вышедшем в эфир 20 октября 2012 года. Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи пришел такой вопрос: " Скажите, пожалуйста, есть ли какое-то основание для утверждения о сращивании Церкви и государства в России? Как получилось, что даже на сессии ПАСЕ это обсуждали и хотели этот пункт внести в окончательную резолюцию? Это что-то беспрецедентное! " Из письма Дмитрия Коновалова, Санкт-Петербург. Я уже неоднократно имел возможность говорить о том, что тема сращивания Церкви с государством в нынешних условиях на пространствах канонической территории Русской Православной Церкви – это миф. Этот тезис очень легко доказывается, потому что для того, чтобы сказать о сращивании, нужно процитировать либо Патриарха, либо постановления Священного Синода или Архиерейского Собора, и показать, что Церковь имеет своей целью сращивание и осуществляет эту цель. Но если мы возьмем все документы, в которых говорится о взаимоотношениях Церкви и государства, включая Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, коими Церковь руководствуется, выстраивая свои отношения с государством, то ничего подобного мы не найдем. Потому что Церковь, пройдя через тяжелейшие годы XX века, анализируя все то, что произошло с ней в XX веке, во многом причиной происшедшего видела те взаимоотношения Церкви и государства, что сложились в Российской империи. Тогда Церковь была государственной Церковью, называлась ведомством православного исповедания, являлась частью государственной машины. И, естественно, когда в результате революции рухнула государственная машина, то и против Церкви был нанесен сокрушительный удар. Правда, не столько потому, что она была частью государственной машины, сколько потому, что учение Церкви, ее проповедь расходились с идеалами тех, кто решил строить на разрушенном фундаменте старой жизни новое здание.

http://religare.ru/2_97472_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл " Слово пастыря " . Выпуск от 1 декабря 2012 года " С первых дней проповеди Христа Спасителя были враги – те, кто сознательно эту проповедь не принимал " Источник:  Официальный сайт РПЦ МП Существует ли заговор против Церкви? Как верующие люди должны относиться к нападкам на Церковь? Этим темам посвящен очередной выпуск программы " Слово пастыря " , вышедший в эфир 1 декабря 2012 года. Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи продолжают поступать вопросы, и я хотел бы озвучить один из них, который сегодня многие задают. В одном письме он достаточно лаконично сформулирован, и полагаю, что этот вопрос отражает озабоченность действительно многих людей. " Ваше Святейшество, скажите, пожалуйста, действительно ли существует заговор против Православной Церкви, и не только Православной? Как это ни фантастично, но иногда в это веришь. Наблюдаю истерию в СМИ по совершенно ничтожным, но нещадно раздуваемым поводам, если это касается Церкви и ее представителей. И еще – говорят о врагах христианства, но никто их не называет. Так кто же враги христианства? " Из письма Ольги Красногородцевой, г. Москва Я бы хотел ответить на этот вопрос простой констатацией очевидного факта: вражда против христианства возникла не сегодня, не вчера, не в ХХ, не в XIX, не в XVIII, не в XVII веке, как иногда считают, но как только Христос вышел на проповедь, появились люди, которые не могли принять Его проповедь. По разным причинам – в первую очередь, для многих это был вызов их мировоззрению, их образу жизни, понимаемому ими религиозному началу; это был вызов невероятной силы. В самом деле, люди привыкли именно в исполнении обрядов, внешних законов и предписаний усматривать способ и средства спасения. И вдруг приходит Некто, кто говорит: все это не имеет решающего значения. Можно исполнять тщательно предписания – и быть подобно гробам, внешне покрашенным, а внутри исполненным мерзости. Могла эта проповедь понравиться тем, кто именно внешний фасад защищал более всего, стремясь тщательным, скрупулезным исполнением закона обеспечить себе спасение? А были и те, кто в проповеди Христа видел угрозу национальным интересам, общественному спокойствию. Ведь недаром первосвященник Каиафа сказал, пророчески сказал: " лучше одному человеку умереть, чем пострадать всему народу " (см. Ин. 11:49-52). Но Господь пострадал не только за народ иудейский. Он пострадал за весь род человеческий – один, безгрешный, за всех. Каиафа, конечно, вкладывал иной смысл в свои слова, опасаясь, что проповедь Христа Спасителя может изменить до неузнаваемости жизнь народа. А как римляне на это отреагируют? А будет ли соблюдена и сохранена некая автономия жизни иудейского народа?

http://religare.ru/2_98337.html

«Слово пастыря». Выпуск от 9 марта 2013 года 9 марта 2013 г. 13:12 В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 9 марта 2013 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопрос телезрителя о церковной оценке роли Дома Романовых в российской истории. Доброе утро, дорогие телезрители! После некоторого перерыва мы возвращаемся к ответам на вопросы, которые вы направляете нам в письмах. «Скажите, пожалуйста, Ваше Святейшество, как в свете 400-летия Дома Романовых Православная Церковь оценивает годы правления этой династии? Стоит ли это событие праздновать, а также легитимны ли претензии отпрысков этой династии на Российский престол?» Из письма Владимира Петровича Сурова, г. Саратов. Отвечая Владимиру Петровичу, хотел бы в первую очередь сказать о том, что у Церкви взгляд на историю может быть только с позиции той миссии, которую она осуществляет. Нередко корреспонденты СМИ, представители общественности требуют от Русской Церкви немедленного комментария на все политические события, которые происходят в стране. И если Церковь, особенно в лице Патриарха, не комментирует немедленно, то это вызывает недоумения, вопросы, сожаления, а иногда и обвинения в неправильной позиции.  В своей проповеди к народу Церковь обращает внимание, в первую очередь, на все то, что имеет отношение к спасению. Исторические события могут иметь отношение к человеческому спасению — по их последствиям, но сам по себе факт события чаще всего никак не связан с Евангелием. Вот почему от Церкви не следует ожидать немедленных комментариев на события, которые происходят в политической жизни. Церковь — это не орган политического комментария, и мы не ставим перед собой задачи немедленно давать оценку всему тому, что происходит в стране, в обществе, в мире. Но, тем не менее, у Церкви может быть свой — опять-таки сотериологический, то есть с точки зрения спасения людей, — взгляд на историю. Именно с этой точки зрения я и хотел бы прокомментировать Ваш вопрос. Нельзя оторвать правление Романовых от правления Рюриковичей.

http://patriarchia.ru/db/text/2836965.ht...

4. Так было прежде! И для чего среди радости возобновлять неудовольствие, останавливаясь на событиях печальных, которых не желал бы не только испытать, но и привести на память, о которых лучше не говорить, а молчать, сокрыв во глубине забвения постигшее нас несчастье? Разве кто для того только напомнит о скорбном, чтобы вразумиться нам сим примером и, как в болезни, избегать причин, которые довели до такого состояния. Но теперь, когда отбежали от нас болезнь, печаль и воздыхание, когда мы, чтители Единого, стали едино, мы, чтители Троицы, так сказать, срослись между собой, стали единодушны и равночестны, мы, чтители Слова, оставили бессловесие, мы, чтители Духа, горим ревностью не друг против друга, но заодно друг с другом, мы, чтители Истины, одно мудрствуем и одно говорим, мы, чтители Мудрости, стали благоразумны, чтители Того, Кто Свет, Путь, Дверь, яко во дни благообразно ходим, все идем прямым путем, все внутри двора; чтители Агнца и Пастыря сделались кроткими, и принадлежим уже к тому же стаду и единому пастырю, который пасет стадо с сосудами не пастыря неискусна ( Зах. 11:15 ), погубляющего овец своего Пастбища и предающего их волкам и стремнинам, но пастыря весьма испытанного и опытного; теперь, когда мы, чтители Пострадавшего за нас, стали сострадательны и готовы облегчать тяготы друг другу, чтители Главы образуем стройное тело и скрепленное всяким духовным союзом ( Еф. 4:16 ), когда Бог, творяй вся и претворяяй в полезнейшее ( Ам. 5:8 ), обратил плач наш в радость и вместо вретища дал нам веселие ( Пс. 29:12 ), – тогда и я, вместе с прошедшими скорбями, отлагаю молчание и приношу настоящему времени и вам или, паче, Богу слово, самую приличную благодарственную жертву, дар, который чище злата, дороже многоценных камней, ценнее тканей, святее жертвы подзаконной, святее начатка первородных, угоден Богу паче тельца юного, еще несовершенного по рогам и раздвоенным копытам ( Пс. 68:32 ) и бессмысленного, угоден паче курения, паче всесожжения, паче многих тысяч тучных овнов, паче всего, чем Закон, заключающий в себе только начальные основания, держал во власти еще младенчествующего Израиля, преднаписуя в кровавых жертвах будущее жертвоприношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

XX. Отношение пастыря к предержащей власти и к политическим партиям. Допустимо ли несение пастырями общественных и государственных должностей? Вопрос об отношении пастыря к предержащей власти должен стать ясным после раскрытия природы, цели и назначения предержащей государственной власти. Последнее отчасти уже сделано нами в III главе. Теперь дополним сказанное там. Согласно изложенному в Римл. (XIII гл.) учению апостола Павла, власть – от Бога, цель власти – поддерживать добро и преграждать зло. Потребность власти вызывается самой природой одушевленных созданий, и особенно разумных. История свидетельствует, что никогда не было на земле общества, которое обходилось бы без власти. Моменты безвластия, анархии, случавшиеся в жизни общества обыкновенно несли с собой расстройство, разрушение и разорение. Цель и назначение государственной власти в общем совпадают с целью и назначением Церкви. Конечно, своей целью Церковь также имеет борьбу со злом, ослабление зла и поддержку, умножение добра. Разница между устремлениями Церкви и государственности лишь в том состоит, что Церковь имеет в виду преимущественно духовную сторону человеческой жизни и среди многих своих задач высшей задачей ставит преображение человека, приготовление его к небу и небесной жизни, хоть она не оставляет без внимания и земной стороны человеческого существования со всеми ее мирскими нуждами; государственная же власть ставит своею целью земное устроение и духовными запросами граждан занимается постольку, поскольку внимание к ним и удовлетворение их необходимы для достижения ее основной цели. Сходные свои цели Церковь и государственная власть осуществляет каждая своими средствами. Преимущественные средства Церкви: молитва , слово назидания или обличения, благодатная помощь. Но иногда Церковь применяет и наказание, отсечение от своего тела и даже обрекает неисправимых на вечные мучения. Преимущественные средства государственной власти: сила, меч, не исключающие, однако, и морального воздействия. Есть более тонкое различие между Церковью и государством с их властями. В государстве, даже и христианском, личность отдельного гражданина как бы меркнет перед громадой народа: народу принадлежит будущее, ему и отдают преимущественно свои заботы носители власти, а всякий отдельный гражданин представляет преходящую частицу целого, которая со своею смертью отходит, теряется для государства. В Церкви же Божией бесценна каждая человеческая личность, как носящая в себе образ Божий и предназначенная к вечной жизни. В государстве прежде всего – служение народу, а потом уже – отдельным личностям; в Церкви же Божией прежде всего – спасение личностей, а в них и через них – спасение и народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Слово 18. Сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово 1. Человек Божий ( Нав. 14:6 ), верный раб ( Числ. 12:7 ), строитель таин Божиих ( 1Кор. 4:1 ), муж желаний ( Дан. 10:11 ), и притом духовных! Так именует Писание преуспевших и высоких по жизни, ставших выше видимого. Но назову тебя еще богом фараону ( Исх. 7:1 ), всей египетской и сопротивной силы, столпом и утверждением ( 1Тим. 3:15 ) Церкви, Господней волею ( Ис. 62:4 ), светилом в мире, содержащим слово жизни ( Флп. 2:15–16 ), опорой веры, обителью Духа. И могу ли перечислить все наименования, какие дала тебе добродетель, с каждым своим видом принося и усвояя новое имя? 2. Скажи, однако же, откуда приходишь и что твое делание ( Ион. 1:8 )? Что намерен ты совершить для нас? Ибо знаю, что все предприемлешь ты с Богом, по Божию внушению и для блага сретающих тебя. Зачем приходишь? Нас ли посетить? Найти ли пастыря? Или обозреть паству? Мы почти не существуем, а большей частью бытия с ним 116 переселились отселе, тяготимся местом озлобления ( Пс. 43:20 ), особенно ныне, когда сведущий кормчий, или светильник нашей жизни, свыше указывавший нам спасение, чтобы, взирая на него, направляли мы путь свой, сей пастырь со всеми доблестями, со всей пастырской опытностью, какую приобретал долгим временем, оставил нас, исполненный дней благоразумия и, если можно сказать словами Соломона, увенчанный старостью хвалы ( Притч. 16:31 ). Паства в недоумении и смущении. И видишь, какого уныния, какой печали она исполнена, потому что не упокоевается уже на месте злачне, не воспитывается на воде покойне ( Пс. 22:2 ), но ищет стремнин, пустынь и пропастей, где может рассеяться и погибнуть; не надеется получить когда-либо другого разумного пастыря и, вполне уверенная, что не получит равного почившему, желала бы, по крайней мере, иметь хотя и худшего, но не многим. 3. Поелику же, как сказал я, три причины и каждая в равной мере делает присутствие твое необходимым, то есть мы, пастырь и паства, то всем подай приличное по живущему в тебе духу служения и устрой слово на суде ( Пс. 111:5 ), чтобы мы еще более дивились твоей мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010