12 темже Иисус, да освятит люди своею кровию, вне врат пострадати изволил. 13 Темже убо да исходим к нему вне стана, поношение его носяще: 14 не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. 15 Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени его. 16 Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог. 17 Повинуйтеся наставником вашым и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие. 18 Молитеся о нас: уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити. 19 Лишше же молю, сие творите, да вскоре устроюся вам. 20 Бог же мира, возведый из мертвых пастыря овцам великаго кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа, 21 да совершит вы во всяцем деле блазе, сотворити волю его, творя в вас благоугодное пред ним Иисус Христом: емуже слава во веки веков. Аминь. 22 Молю же вы, братие, приимите слово утешения: ибо вмале написав послах вам. 23 Знайте брата нашего отпущена тимофеа, с нимже, аще скорее приидет, узрю вас. 24 Целуйте вся наставники вашя и вся святыя. Целуют вы иже от италии сущии. 25 Благодать со всеми вами. Аминь.   Апокалипсис Глава 1 1 Апокалипсис Иисуса Христа, егоже даде ему Бог, показати рабом своим, имже подобает быти вскоре. И сказа, послав чрез ангела своего рабу своему иоанну, 2 иже свидетелствова слово Божие и свидетелство Иисус Христово, и елика виде. 3 Блажен чтый, и слышащии словеса пророчествия, и соблюдающии писаная в нем: время бо близ. 4 Иоанн седмим Церквам, яже суть во асии: благодать вам и мир от сущаго, и иже бе, и грядущаго, и от седми духов, иже пред престолом его суть, 5 и от Иисуса Христа, иже есть свидетель верный, первенец из мертвых и Князь царей земных: любящу ны и омывшу нас от грех наших кровию своею, 6 и сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу своему, тому слава и держава во веки веков. Аминь. 7 Се, грядет со облаки, и узрит его всяко око и иже его прободоша, и плачь сотворят о нем вся колена земная. Ей, аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

19) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должны быть свободны от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, – ибо штунда сама заявит ему: «врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля. 20) Необходимо усовершать себя посредством чтения святоотеческих и особенно подвижнических творений. Как много мы теряем, не читая наставлений святителя Феофана, затворника Вышенского , величайшего между современными нам психолога молитвенных и нравственных состояний! (Все труды его весьма доступно изданы в Москве Афонским Пантелеймоновым монастырем). 21) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудших. «Отче святый, соблюди их во имя Твое, их же дал еси мне, да будут едино» ( Ин.17:11 )! Веседа 4. Миссионерская проповедь в приходе Слово ваше (да бываетъ) всегда во блгти, растворено, вдети, как подобаетъ вамъ комждо вещавати ( Кол.4:6 ). Миссионерство или веропроповедничество в православной церкви есть, с одной стороны, благодатный дар, а с другой стороны – искусство. Благодатный дар стяжавается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» ( Ин.6:44 ). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, кротости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он «воззрел на них с гневом, скорбя об окаменении сердец их» ( Мк.3:5 ). Апостол Павел научает пастырей: «рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» ( 2Тим.2:24–25 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью» ( Кол.4:6 ). «Слово мое и проповедь моя, – говорит о себе апостол, – не в препретельных человеческие премудрости словесех, но в явлении духа и силы» ( 1Кор.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

32. Господь учит в субботу в Капернауме; здесь Его учение приводит всех в страх, потому что Его слово сопровождалось Божественною властию; народ чуял в Нем Бога: овцы слышали в слове Его глас Пастыря великого. Здесь же исцеляет Он бесноватого. Бес, бросив человека на средине, вышел из него, нимало не повредив его. Весь народ пришел в справедливый ужас и с недоумением говорил друг другу: что это за дивное такое слово, что Он повелевает со властию и силою духам нечистым, и они выходят? Слава всемогуществу Твоему, Преблагий Господи, Творче наш. Глава 5. В одно время Спаситель стоял на берегу озера Геннисаретского; народ теснился около Господа, так что трудно было учить его. На озере заметил Он две лодки, коих хозяева, рыбаки, отошедши от них на небольшое расстояние, вымывали сети. Вошедши в одну из этих лодок, принадлежавшую Петру, Спаситель попросил его отчалить немного от берега, потом сел и начал учить народ из лодки. Переставши говорить, сказал Симону: поступи во глубину, и закиньте сети ваши в лов. Симон Петр отвечал Ему: Наставник! Трудившись целую ночь, мы ничего не поймали. Но по повелению Твоему я закину сеть. Лишь только закинули, как поймали чрезвычайное множество рыбы, так что даже сеть разрывалась. Пригласили участников, бывших в другой лодке, чтобы помогли, которые и пришли, и при взаимном содействии наполнили обе лодки рыбою до того, что они стали погружаться от тяжести. Симон Петр, увидевши это множество рыбы в лодках, припал к коленам Господа, говоря: выйди от меня, потому что я грешный человек, Господи! Как разительно представилось Петру всемогущество Господа вместе с Его (благостью) святостью, Его Божество с ничтожеством Петра как человека. Апостола Петра и всех, которые были с ним, брал ужас от такой чудесной ловитвы рыб. Господь успокоил Петра словами: не бойся, отныне ты будешь ловить людей. Вытащив обе лодки на землю, они оставили все (тут были Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы) и пошли за Ним. Если бы позвал их обыкновенный человек, как бы они оставили свой промысел, веселый и честный, особенно если бы этот человек не обещал им ничего впереди! Кто не знает, как тяжело рыбаку расставаться со своею лодкою и со своими сетями, которые кормят его с семейством, или хоть даже его одного, если он один. Но Спаситель позвал – и они все оставили; везде вижу Божественность моего Спасителя. Как всемогуще и действенно слово Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

39. Слово в Неделю о мытаре и фарисее 117 Едва, братие, прошли светлые дни праздников Господних, как святая Церковь спешит с призывом к покаянию. И подлинно, весьма благовременным является этот призыв. Не говорим уже о разврате, хищениях, постоянных нарушениях или обходах закона блюстителями его и прочих злых делах, какими осквернял себя народ русский до войны и во время ее, посмотрим на так называемое освободительное движение. И на нем не сбылось ли слово, сказанное еще несколько месяцев тому назад высокочтимым пастырем Церкви Русской отцом Иоанном Кронштадтским ? Он тогда еще напоминал слова святого апостола Павла о гибельных последствиях, к каким может привести ложное понимание данной русскому народу свободы: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу... Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» ( Гал. 5:13, 15 ). Что происходило, да и теперь еще происходит в земле Русской, как не буквальное исполнение означенных слов апостола? До какой степени еще хотят довести разорение и истребление земли Русской те, которые написали на знамени свободу и общую справедливость? Не великого ли плача достойно подобное бедствие земли Русской? Чье сердце не сожмется от скорби при виде разорения любезной сердцу отчизны? И кто бы мог утверждать, что покаяние в великих неправдах для русского общества не нужно? Но вот мы видим, что весьма многие из сынов России остаются равнодушными и как бы бесчувственными, совершенно как бы не трогаются бедствиями своей отчизны, почти ни в чем не выражают своей скорби об этих бедствиях. Если же не трогаются бедствиями отчизны, то могут ли отозваться на более нежный призыв Матери Церкви к покаянию в неправдах, за которые послал Господь на нас великие бедствия, чтобы мы образумились и обратились к Нему всем сердцем? Не потому ли над напоминанием вышеозначенного пастыря только посмеялись, мало того, самое имя его всячески опозорили в последнее время? Очевидно, подобно евангельскому фарисею, русские люди нашего времени не считают себя имеющими нужду в покаянии. Да что говорим мы: «подобно фарисею»?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

3 . Руки священника всегда должны быть чистыми от всего, что получено неправедно. Пусть священник ни от кого ничего не ищет, кроме того, что ему законом определено за труд. 4 . Священнику необходимо избегать кабаков, кофеен, и других мест, где ему пребывать непристойно («Архиерейское поучение рукоположенному священнику». Пер. с рус. Белград, 1858, с. 10–12). Священник никогда не должен говорить ничего такого, что не приличествует его пастырскому званию. Каждое его слово, где бы он его ни говорил, да будет всегда поучительно для тех, кто слушает. Каждое слово, которое не является добрым советом для слушающих, было бы для него осудительно, потому что в Священном Писании сказано: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ( Еф.4:29 ). Священник, по своей обязанности, учит своих прихожан прощать ближним то зло, которое они им причинили, но он первым должен подавать в этом хороший пример, чтобы паства смотрела на него как на пастыря. Нам, грешникам, по заслугам Христовым, Бог прощает наши грехи. Как же мы, грешные люди, не простим тех, которые, по слабостям человеческим, подобны нам?.. Святой апостол Павел говорит: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов ( Гал.6:2 ). Один богослов учит: «Если жизнь священника не соответствует его священному сану, то он подобен строителю, который одной рукою строит, а другой разрушает построенное» («Вера и разум», 3, с. 160). Священник всегда должен помнить то, что некогда апостол Павел говорил Тимофею, но что относится и к нему: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим.4:12 ). 2.15. Священник, как и всякий другой христианин, должен исповедоваться Хотя священник есть служитель алтаря Божия, но он все же человек, и может иметь собственные грехи – меньшие или большие. Поэтому священник, как и всякий другой христианин, обязан у своего брата священника в свое время исповедоваться. Священнику следует быть и в сердце и в мыслях чистым, иметь чистую душу. Поскольку же это без исповеди невозможно, то он должен очищать себя от грехов, которые сам, вольно или невольно, к сожалению, совершил. Этого требует от священника и его совесть, и его душа, и его священническая должность.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   При собеседовании духовник должен обращаться к исповеднику на «Вы». Обращение на «ты» допустимо только к детям и подросткам не старше 16 лет. Когда священник исповедует молодую женщину или девушку, он должен думать о ней исключительно как о кающемся грешнике и всеми силами подавлять в себе греховное любопытство и нечистые помыслы.    При исповеди священника необходимо особое внимание уделять грехам, связанным с нарушением пастырского долга. Сюда относятся: леность, уклонение от исполнения богослужений и треб, небрежное их совершение, невнимание и рассеянность во время совершения богослужения, неблагоговейное, небрежное отношение к святыне, то есть к приготовлению, освящению и хранению Святых Даров; небрежное отношение к литургическим сосудам, иконам, антиминсу, беспорядок и нечистота в алтаре; а также холодное и формальное, неотеческое отношение к пастве, церковноприходскому собранию и совету, младшим клирикам: диаконам, псаломщикам, чтецам, певцам и регенту.    Вот некоторые практические рекомендации опытных духовников о порядке совершения личной тайной исповеди: 1. Молитва и краткий совет, как исповедоваться. 2. Исповедь: сначала дать выговориться исповеднику, и только потом, когда он начинает замолкать, но есть ощущение, что он высказал не все, помочь ему тактичными ненавязчивыми вопросами признаться и покаяться и в скрытых им грехах. 3. Молитва о ниспослании сердечного сокрушения кающемуся и прощении ему грехов. 4. Советы, как преодолеть тот или иной порок, наложение епитимии или призыв к долготерпению и кротости. 5. Чтение разрешительной молитвы.   Помня об этом порядке, не следует забывать о том, что пастырская работа должна быть творческой и индивидуальной. Всякое слово, поучение имеет смысл и оказывает помощь только тогда, когда идет от собственного духовного опыта и знания пастыря. Слово же, сказанное только устами, – мертво и ложно, и слушающий всегда безошибочно это чувствует. Надо помнить слова апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Как опытный врач каждому больному назначает особое лечение, так и хороший пастырь должен для каждого приходящего к нему находить особое слово совета и утешения, врачуя его душевные раны. В другом месте апостол Павел говорит: «Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы из усердия к вам восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» (1 Фес. 2:6-8) – вот идеал отношения пастырей к пасомым: отеческая любовь и полная самоотдача своим духовным детям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

И раны Единственного Безвинного для всех тягчайше прегрешивших людей, стали достаточными для освобождения от осуждения» (св. Николай Кавасила . Слово на Успение Богородицы, 6). 23). Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. «И ты сделай так же и подражай Господу, Который сносил безбожную наглость даже до креста и достойным погибели предлагает спасение… Побеждай злого добром, поощряй его к добру, расторгни гнев кротостью, покажи ему, что он несправедливо преследует находящегося в тебе Христа, выясняй, что ты не заслуживаешь преследования» (свт. Иоанн Златоуст . Слово о том, что ученику Христову надлежит быть кротким). «Предавал все Судии Праведному, то есть Богу, Который на будущем суде воздаст каждому по делам его, по сущей справедливости» (блж. Феофилакт). 24). Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. «Нов и необычен образ излечения: ибо (в данном случае) Врач получает рану, а больной получает исцеление» (блж. Феодорит. Фрагменты). 25). Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне Пастырю и Блюстителю душ ваших. Апостол «затрагивает евангельскую притчу, в которой благочестивый пастырь, оставив девяносто девять овец в пустыне, пошел, чтобы призреть одну, заблудшую. Ибо сказанное там, что найдя ее, он возьмет ее на плечи свои с радостью ( Лк.15:5 ) здесь святой Петр предваряет словами о том, что Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, потому что так захотел нас искупить, что древо, на которое вознёс грехи наши, Он несет на плечах» (св. Беда). Третья глава 1–2). Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. «Следует заметить, что блаженный Петр хочет, чтобы жены добрые повиновались мужьям не верующим при том условии, что они не только не будут наносить ущерба их власти, но и будут неодолимо упорны в жизни столь чистой, чтобы служить также и для своих мужей примером чистоты и веры» (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много (Мк. 6:34).» В основе пастырского делания лежит любовь, жалость, сострадание к человеческим душам. Не слава, не корысть, а именно скорбь о душах пасомых — вот что движет пастырем-тружеником. Когда ты видишь, служитель Христов, сотни и тысячи молящихся в святом храме, вместе с тобою возносящих славу Богу и плачущих о своих грехах и нуждах; когда замечаешь, как ловят каждое твое слово истины, а кругом храма Божия рыщут духовные волки, стремящиеся увлечь овец Христовых в ограду ересей и неверия, пожалей этих бедных людей, отдавшихся твоему водительству, и осознай, как ничтожны мы, предстоятели о них и учителя их, пред этой их преданностью Богу и нам, Его служителям! Только тот пастырь не предаст своих духовных овец, кто руководствуется в своей деятельности любовью к пастве своей. Если я корыстолюбив и меня могут соблазнить деньгами, я уже потерял звание пастыря. Если я работаю ради своей славы, чтоб хвалили меня — я убоюсь унижения и смеха людского, тюрьмы, ссылок. Но кто любит и жалеет своих духовных овец, тот отдаст свою свободу и даже жизнь, но не изменит своей пастырской совести и не обманет своих прихожан и не предаст их ереси или неверию, подражая Пастыреначальнику Христу Богу, Который сказал о Себе: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10:11). Сказал так, и действительно отдал Свою бесценную жизнь, умер на кресте позорною смертью для спасения всего мира... «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою (Мк. 9:50).» Что это за соль духовная, которую должен иметь в себе ученик Христов? Это слово правды и обличения грехов. Когда ты видишь своего собрата-христианина, совершающего грех, не пройди мимо него, не скажи: какое мне дело? Это меня не касается... Нет, но сделай ему указание, обличи его грех. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (Мф. 18:15). А у нас напротив, друг другу говорим лишь лесть, боимся сказать друг другу слово правды, чтобы не обидеть ближнего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Ин.4:35 . Не вы ли глаголете, яко еще четыри месяцы суть, и жатва приидет; се глаголю вам: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже. Стих этот читается в русском переводе так; «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как оне побелели и поспели к жатве». Славянское слово плавы 448 не достаточно ясно переводит греческое λευκα εσι, которое буквально означает побелеть ( λευκς, белый): «убелены суть» нивы. Здесь Господь употребляет тот же образ, который Он нередко употреблял для изображения мира, засеваемого Словом Божиим которого различные почвы давали различный плод. «Поле есть мир», говорил Господь, объясняя притчу о плевелах на поле ( Мф. 13:38 ). И в Капернауме 449 , «видя толпы народа»... Господь сказал: «жатвы много, а делателей мало» 450 . Посему полагаем, что и здесь в виду стиха 30, говорящего о Самарянах, что они «изыдоша из града и грядяху к Нему», – Господь глаголет об этой толпе, грядущей восприять слово Божие: «возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже». Мы думаем, на что, впрочем, указывали многие комментаторы 451 , что вдали идут к колодцу толпы Самарян, которым женщина сказала о появлении Мессии, и что об этих бедных людях, стремящихся в источнику жизни, увлекаемых чистым чувством добра и истины, говорит Господь. Господь, возведя очи Свои и видя этих «овец, не имеющих пастыря», также соболезновал о них ( Мф. 9:37 ) и их именно указывал ученикам Своим, называя их нивой Божией, готовой к жатве. После сего Господь указывает Своим ученикам ближайшее значение их для жатвы Божией, как делателей на этой ниве Его. 36 . И жняй мзду приемлет, и собирает плод в живот вечный: да и сеяй вкупе радуется и жняй. Ин.4:37 . О сем бо слово есть истинное, яко ин есть сеяй, и ин есть жняй. Ин.4:38 . Аз послах вы жати идеже вы не трудистеся: инии трудишася и вы в труд их внидосте. Все эти стихи относятся в рабочим, трудящимся в вертограде Господнем 452 . Они обнимают собою весь ход событий и слов пророческих и проповеди от первого появления греха, но и обетования об избавлении и спасении человечества, до тех включительно посланных, которые распространяли благовестие о Господе, и даже до тех, кои и после них трудились во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Как жалки эти люди, которые не могли найти в Иисусе Христе ничего такого, что могло бы удержать их при Нем. Хотя они и сличали ветхозаветные обетования о Мессии с тем, что представлял из Себя Христос, хотя и находили они в нем осуществление многих из этих обетований, но это было делом только их разума, а не сердца, верою по букве, а не живою и действенною верою. Они похожи были на людей притчи, у которых семя слова Божия падало на каменистую почву. Они слушали слово Божие и принимали его с радостью, но оно не пустило корня в их сердцах, а потому они не могли быть тверды в своей вере. Лишь только Христос выступил пред ними с решительным требованием веры в Свое Божественное величие – и они отошли от Него. Так было во времена Спасителя. Не то же ли самое замечаем мы в отношениях к Нему и у позднейших Его последователей – современных нам христиан? Воспитываемые с детства благочестивыми родителями в православно-христианском духе, наставляемые в истинах православно-христианского вероучения, многие принимают его только внешним образом и только по привычке осуществляют его в своей жизни; но если приходится им более серьезным образом доказать свою веру, перенести какие-либо лишения и страдания за своего Господа, то они не обнаруживают достаточного мужества в этом испытании, в них возникает ропот, они отходят от своего Господа, не хотят знать и матери своей, Церкви. Сначала, на первых порах своей жизни, многие из чад Православной Церкви с радостью и удовольствием принимают и соблюдают все то, чему учит их Церковь на основании Священного Писания и Священного Предания. Но вот закрадывается в их сердца сомнение в истинности простого библейского учения и спасительности церковных Таинств, доносится до их слуха чуждый голос нечестивых лжеучителей, подтверждающих их сомнение, – и они теряют веру в своего Господа и отходят от Него, вообразив себя, подобно блудному сыну, способными жить самостоятельно. Но вот Господь с любовью отца, с внутреннею тугою смотрит вслед каждого из этих отходящих от Него блудных сынов Своих и говорит им: не хотите ли и вы отойти? Вот стоит Он с любовью царя, который готов жизнью пожертвовать за каждого из этих, изменяющих Ему Его подданных, и, как у пророка Михея ( Мих.6:3–4 ), говорит им: Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам. Людие мои, подумайте о том, сколько добра сделал для вас Господь ваш! Вот стоит Он с любовью пастыря, который готов бежать вслед за каждой отбивающейся от стада овцой и на раменах Своих принести ее домой. Вот стоит Он с любовью и скорбью жениха, который все сделал для того, чтобы пойти под венец со Своею невестою и навсегда связать с нею судьбу Свою, но в день брака она отказывает ему в руке своей и отдается другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010