Отныне и тебя будут называть архипастырем. Молюсь, дабы это наименование было не просто красивым церковным словом, к которому привыкают, не просто данью традиции, но неким сердечным ответом верующих на твою искреннюю заботу о них и твои ревностные труды по созиданию Тела Христова (Еф. 4:12), по ограждению паствы твоей от всякого духовного врага и супостата. Многоразличны и весьма сложны обязанности епископа, но самое ценное, что должно быть в нашем служении, — это живые отношения пастыря с паствой, отношения, основывающиеся не столько на власти, сколько на любви и преданности друг другу. Твой прямой долг, по слову Господа, — хорошо наблюдать за стадом и иметь о нем попечение (Притч. 27:23), защищать его от лютых волков (Деян. 20:29), снисходительно относиться к каждому человеку, не уклоняться от поиска даже одной пропавшей овцы (Лк. 15:4) и с любовью заботиться о слабых и беспомощных, потому что слабого и беспомощного особенно легко похитить зверю лютому. Вдохновляйся в этом делании примером нашего Господа, Который агнцев берет на руки и носит на груди Своей (Ис. 40:11). На всякий день и час своего архиерейского служения помни предостережение Божие, реченное через пророка Иезекииля: «Горе пастырям, которые пасли себя самих Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34:2-4). Дабы не впасть в такое состояние, постоянно пребывай в подвиге очищения своего сердца, памятуя, что нельзя служить Господу, имея оскверненную грехами душу. Недостойно пастыря Церкви призывать врученный народ жить по заповедям Спасителя, если он сам не стремится к нравственному совершенству и не живет по этим заповедям. Об этом замечательно говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал» (Пастырь. 3.1). В то же время не страшись неизбежных трудностей и, смиряясь под крепкую руку Господню (1 Пет. 5:6), не унывай и помни, что Пастыреначальник Христос, по великой милости призвавший тебя к этому деланию, непременно подаст Свою силу для преодоления испытаний и достойного несения архиерейского креста. Утешением для тебя пусть будут слова Спасителя, сказанные Им апостолам: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это значит, что со всеми нами, последователями святых апостолов, Господь пребывает и будет пребывать до скончания века.

http://patriarchia.ru/db/text/6109349.ht...

Постоянным источником мудрости для служителя Христова является Священное Писание, но не само по себе, а при вере во Христа ( 2Тим.3:15 ). Непогрешимость Священного Писания основана на его богодухновенности, потому что писатели его были движимы Духом Святым: «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ). Пастырь и черпает из него все необходимое для учительства, для ограждения правой веры, для нравоучения. в) Призыв к непрестанной проповеди (2Тим.4:1–5) " «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ). В этом призыве к ревностному служению изложены вое виды пастырской проповеди: обличение, запрещение, увещание. Все они ведут к одной цели – назиданию в вере и должны совершаться «со всяким долготерпением». Пастырство не должно быть приурочено к какому-либо выгодному для пастыря времени – оно всегда «во время», т. е. пастырь пользуется тем временем, когда его расположены слушать или нуждаются в его советах и помощи, даже если это будет и «не во время», т. е. неудобное время, он все равно должен исполнять свой долг. Как ни противоестественно отвращаться от истины здравого учения, но Апостол предвидит большое отступление от него: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которое льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:3–4 ). Истинное учение предъявляет строгость к слушателям, требует пресечения пороков, в частности и сластолюбия, поэтому многие предпочтут ложь, лишь бы она льстила их слуху и не тревожила совесть. Тимофей как истинный пастырь должен быть бдителен во всем, переносить скорби, совершать дело благовестника ( 2Тим.4:5 ). Пастырь не должен рассчитывать на покой и благополучие, на бестревожное провождение времени, но напротив, приготовить себя к трудам и подвигам. Ревностное служение пастыря всегда и обязательно будет «злостраданием», будет совершаться в скорбях. Если же нет, значит, пастырь впал в негу, леность, беспечность, – горе такому пастырю, ибо он идет не по стопам своего пастыреначальника – Христа. Заключение (2Тим.4:6–22)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Примером для нас должно быть не обычное поведение человека по образу Адамова преступления, о котором говорит апостол Павел, а поведение Нового Адама, Господа Иисуса Христа. Он совершил подвиг, предлежавший человеку в раю, в гораздо более трудных условиях. Если Адаму нужно было всего лишь послушаться и не вкусить от древа познания добра и зла, то Господу Иисусу Христу, Новому Адаму, Всечеловеку, пришлось совершить подвиг послушания Богу Отцу, предав себя на позорную и мучительную смерть. Вот перед нами два образа: Господа Иисуса Христа, Нового Адама, и ветхого Адама. Давайте же последуем Новому Адаму в милосердном, снисходительном отношении друг к другу и в соблюдении заповедей, в частности проведем Великий пост с полной преданностью церковным установлениям о нем. 22 февраля 2004 года О благочестии искреннем и лицемерном Слово в день памяти святителя Григория Паламы , архиепископа Фессалонитского Сегодня мы совершаем память святителя Григория Паламы , который был защитником учения о благодати, защитником подвижнической жизни и исихазма. В евангельском чтении приведены слова Спасителя, в которых Он называет Себя Истинным Пастырем и дверью. Это зачало предлагается нам для того, чтобы в образе Единого Истинного Пастыря мы увидели каждого пастыря, на деле подражающего Господу Иисусу Христу. Таким был и святитель Григорий. Образ несет на себе черты первообраза, и потому всякий истинный священник или архиерей, будучи образом Господа, отображает в себе Его черты. Вот что говорит Спаситель: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели в избытке. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец 98 . Кто через Господа Иисуса Христа входит в Церковь , тот через Него восходит к высшим духовным состояниям и как бы обретает пастбища, подобно тому как как овцы, поднимаясь в горы, находят там богатые травами луга. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. И таким добрым пастырем, даже, можно сказать, такой дверью для своих словесных овец явился святитель Григорий Палама . Он выступил на подвиг защиты православного учения о Божественных энергиях, когда был еще священником и отшельничал на Афонской Горе. Как кажется, он не должен был иметь какого-либо отношения к тому, что происходило в миру и волновало умы людей в больших городах. Но он не смог остаться безразличным к тому, что попирается истина, и выступил на ее защиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

«Сегодня (пишет Е. И. Холостов) я прочел из запоздалого по доставке ко мне 14-го Брат. Слова «послание киевского митрополита Платона», бывшего донского архипастыря. Послание это, по-моему, есть в высшей степени любвеобильное слово скорбящего о душевной погибели чад отца-пастыря. В самом деле, какою теплотою Христовой любви дышит оно! При чтении его, живо припоминаются слова вселенского проповедника: «Дети мол, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас, и изменить голос мой; потому то я в недоумении о вас... Вы шли хорошо; кто остановил вас, что бы вы не покорились истине? ( Гал.4:19–20,5:7 ). От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. ( 2Кор.2:4 ). Умоляю вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». (Кор.1:10). «Было бы хорошо и в высшей степени полезно, если бы послание м. Платона, также, как и «воззвание пастырей», было отпечатано отдельными брошюрками для безмездной раздачи глаголемым старообрядцам 41 . Устные увещания и наставления этого архипастыря весьма благотворно действовали на самые ожесточенные сердца наших раскольников; и теперь на Дону нередко встречаются старообрядцы, самовидцы м. Платона, которые и до сего дня отзываются о нем не иначе, как с должным уважением. О том же, как глубоко уважают его православные донцы, и говорить нечего. Во время своего десятилетнего управления Донской епархией владыка Платон много содействовал ее благоустройству и между прочим он же первый ноложил более прочное начало к успешнейшему обращению донских раскольников. Как много радовало этого маститого пастыря обращение хотя бы и одного заблудшего от истины человека, об этом говорит следующий случай. Будучи уже в г. Одессе, высокопреосвященнейший митрополит, тогда еще архиепископ Платон, узнав о моем присоединении к православию от преподавателя Донской Духовной Семинарии Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Слово Божие предупреждает христиан: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные ( 1Кор.11:19 ). В чем искусные? – Конечно же, сначала – в умении отличить ложь от истины. Но главное – искусные в любви, то есть способные увидеть ложь и в себе и без сожаления отвергнуть ее от себя ради торжества истины и единства. Ведь единство – первый признак Церкви, которая называется Единой, Святой, Соборной и Апостольской. И вход в этот благословенный союз тоже – один-единственный, о котором, применительно к Себе, сказал Господь: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее». Не случайно и Апостолы, отправляя Павла и Варнаву с соборным определением, в знак того, что это истинные посланцы Церкви, называют их «человеками, предавшими души свои за Господа нашего Иисуса Христа». Нет ничего дороже, и ничего труднее, чем единство во Христе. Поэтому враг всюду старается вселять разномыслие в души овец Христовых, чтобы оторвать от Пастыря, разогнать и погубить. Даже между Варнавой и Павлом враг вскоре попытался посеять раздор. Они собрались в очередное миссионерское путешествие, и «Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком». Но Павел не захотел брать его, потому что однажды Марк самовольно их покинул. «Отсюда произошло огорчение», и пути их разделились ( Деян.15:36–41 ). Но Господь же сказал о тех, кто предал Ему свои души и вошел в Его благословенное стадо: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». Кратковременную размолвку Господь обратил на благо, и в результате – больше церквей в разных краях были охвачены апостольским попечением. Ну а кто не совершил таинственного акта предания своей души Христу, тот так и обречен бродить, как овцы, не имеющие пастыря, и бесплодно препираться по всякому поводу. Такой без конца будет спрашивать: «долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо». И тщетно Христос будет повторять одно и то же: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне; но вы не верите»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Стихиры первого часа, глас 8 В сей день завеса храма/во обличение беззаконным разрывается,/и солнце лучи свои скрывает,/Владыку видя распинаемым. (2) Стих: Для чего разъярились язычники/и народы замыслили тщетное.  Пс 2:1 Как овца на заклание/Ты веден был, Царь Христос,/и, как кроткий агнец, пригвожден был ко Кресту преступными людьми/за грехи наши, Человеколюбец. Стих: Предстали цари земные и князья собрались вместе/против Господа и против Помазанника Его.  Пс 2:2 Как овца на заклание/Ты веден был, Царь Христос,/и, как кроткий агнец, пригвожден был ко Кресту преступными людьми/за грехи наши, Человеколюбец. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. К схватившим Тебя преступникам/Ты, все терпя, так взывал Господи:/«Хотя вы и поразили Пастыря/и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих,/Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов./Однако Я являю долготерпение,/чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих,/сокрытое и тайное»./Господи, слава Тебе! И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. К схватившим Тебя преступникам/Ты, все терпя, так взывал Господи:/«Хотя вы и поразили Пастыря/и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих,/Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов./Однако Я являю долготерпение,/чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих,/сокрытое и тайное»./Господи, слава Тебе! В начале каждого часа диакон совершает каждение. Диакон: Премудрость. Будем внимать. Чтец: Прокимен, глас 4 Сердце его/собирало себе беззаконие. Стих: Блажен помышляющий о нищем и бедном. Пс 40:7б, 2а Диакон: Премудрость. Чтец: Пророчества Захарии чтение. Диакон: Будем внимать. Чтец: Так говорит Господь: Возьму жезл Мой прекрасный и отвергну его, чтобы уничтожить завет Мой, который заключил Я со всеми народами. И он уничтожен будет в день тот, и познают Хананеи, овцы, хранимые для Меня, что это – слово Господне. И скажу им: «Если это хорошо в глазах ваших, то дайте плату Мою, или откажите». И они назначили плату Мою – тридцать сребренников. И сказал Господь мне: «Опусти их в горнило, – и Я посмотрю, подлинно ли оно, так же, как Я был испытан за них!» И взял я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень, в горнило, как указал мне Господь.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Так у св. Ефрема (с. 249) и блаж. Феодорита (с. 110) Иероним приводит это толкование, но сам держится другого, понимая под тремя пастырями Моисея, Аарона и Мариам: «из них Мариам умерла в первый месяц, называющийся nisan, в пустыне Син; в том же месте и в тот же месяц вследствие воды пререкания, Моисей и Аарон были осуждены к тому, чтобы не войти в землю обетования ( Чис.20:10–13 ). И было так, что из тех трех вождей одна была поражена действительною смертью , другие два осуждены на смерть приговором божественного суда» (136). У св. Кирилла разумеются здесь «священники, судьи и сведущие в писаниях закона» – «книжники», или «законники» (с. 159–160). В позднейшее время толкователи более склонны разуметь в данном месте три суровых монархии, у которых в подчинении поочередно были евреи (Keil 620, Haupt 280; Zatw 1881. S. 27, Anm. 2, S. 71 и Anm; Marti 439). – Но и овцы не остаются безнаказанными, по упразднении трех жестоких пастухов они не проявляют должной доверчивости и покорности по отношению к своему Пастырю, и Он находит Себя вынужденным прекратить Свою деятельность по охранению стада, оставив его на произвол судьбы, на гибель от внешних бедствий и от внутренних раздоров. Зах.11:10 .  И возьму жезл Мой – благо­воле­ния и пере­ломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами. В знак этого Он ломает жезл, именуемый «благоволением» или «благодатью», и завет, заключенный Им со всеми народами, разрушается в тот же день ( Зах.11:11 ). Этот завет был благодетелен для охраняемого Пастырем стада, потому что в значительной мере парализовал то зло, которое могли бы языческие народы причинить народу избранному (Keil 622). Зах.11:11 .  И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожида­ю­щие Меня, что это слово Го­с­по­да. Это действие Пастыря доброго правильно понято только частью овец, смиренных и послушных, которые после того уразумели истину божественного посланничества доброго Пастыря и отдались Ему всецело, что и спасло их от гибели, постигшей непокорных овец.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Петр отверз уста свои и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся его и поступающий по правде приятен Ему ( Деян.10:33–35 ). Это дружественное взаимное приветствие между Апостолом и домом Корнилия представляет прекрасный поучительный пример и в настоящем случае – пример и для вас, боголюбивые прихожане сего храма, как должны вы принять нового своего пастыря, и для тебя, возлюбленный собрат, что должен ты принести твоей пастве. Братия! Едва ли вы можете сделать лучшую встречу вашему новому пастырю, как если примете его так же, как принял Корнилий апостола Петра, – с распростертыми объятиями для его личности и с открытыми ушами для его слова, если с чувством радости скажете ему: ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога. Ты хорошо сделал, что пришел, – так приветствуют тебя, собрат, все твои духовные дети, для которых ты так или иначе можешь быть полезен. Учители, усматривающие в тебе опытного советника и руководителя, дети, ожидающие твоих наставлений, взрослые, жаждущие твоей проповеди , грешники, больные и бедные, с нетерпением ожидающие утешения и облегчения в своей участи, – словом, все бессмертные души, вверяемые твоему пастырскому руководству, все они едиными усты приветствуют тебя: ты хорошо сделан, что пришел, – и благодарят Господа, что Он послал им пастыря, который идет к ним не со школьной скамьи, не с юношескою неопытностью, но с богатым запасом жизненного опыта, с глубоким знанием пастырской науки и человеческого сердца. Но если вы, братия, хотите сделать вашему пастырю поистине христианский прием, если хотите, чтобы он не сегодня только и в первые дни, но и всегда мог радоваться с вами и за вас, то вы должны встретить его не с любовью только к его личности, но и с полным вниманием к его слову, должны сказать ему не только: ты хорошо сделал, что пришел, но и прибавить: и вот мы все собрались пред тобою, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Царь Максимин, живший в то время в Никомидии, приказал воеводе александрийскому взять св. Петра и связанного привести к нему. При исполнении этого повеления воевода встретил сильное препятствие в народе, который возмутился и не хотел расстаться с своим пастырем. День и ночь преданные ему христиане оставались при доме, где содержался святитель, до времени нового приказания царя. Услышав о возмущении народном, царь немедленно велел умертвить св. Петра и всех сопротивляющихся царскому указу. Несмотря на то, народ, во множестве стекшийся к месту заключения святителя, обнаружил решительное намерение не выдавать своего пастыря врагам. Видя такую решимость в народе и желая отстранить ужасное кровопролитие, могущее произойти вследствие мятежа, св. Петр неоднократно увещевал народ, чтобы отдали его в руки законного правительства. Все было напрасно, народ кричал: «Пусть нас наперед всех перебьют, но мы не отступим от пастыря нашего». Святитель Христов, приняв твердое намерение лучше одному пострадать, чтобы отвратить общественное бедствие и гибель многих, посылает одного из приближенных слуг своих к воеводе с предложением, чтобы он, если хочет исполнить царскую волю, то пришел бы ночью и, подкопавшись с задней стороны под стену темницы, взял бы его и поступил с ним, как будет угодно. Воевода так действительно и исполнил. Таким образом святитель Христов Петр, пострадав за веру Христову, как истинный и верный последователь Христов, вместе с тем исполнил долг самоотвержения, как гражданин, член общества, ради сохранения общественной тишины. II. Это поведение святителя указывает нам, братия, на две добродетели, обязательные для всех христиан. а)  Во-первых, мы обязаны повиноваться властям. аа) Этого требует слово Божие. Св. ап. Петр так научает христиан этой добродетели: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым, для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

... Вот в русском переводе слова Евангелия, которые вы, братие, слышали сегодня. Объясним их. Что значат начальные слова Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все произошло чрез Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ? «Слово» – это Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы. Сын Божий называется Словом, во-первых, потому, что Он рождается от Бога Отца так же невидимо и непостижимо, как рождаются наши слова от ума. С другой стороны, потому, что Он посредством своего слова, изустно, возвестил людям все учение как о Самом Боге Отце, так и о спасении их. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». »В начале», т. е. от вечности. Здесь говорится, что Сын Божий также вечен и такой же Бог , как и Бог Отец. «В Нем была жизнь», т. е. в Боге Сыне содержится жизнь всего существующего, так как сказано: Им сотворено и существует все. «И жизнь была свет человеков». Сын Божий для людей есть не только жизнь, т. е. существование на земле, но и свет, т. е. духовная жизнь по данной Им людям вере и закону и вечное спасение на Небе. Люди согрешили и лишились рая. Сын Божий принял на Себя грехи человечества и даровал им право снова входить в рай, лишь бы веровали в Него и сохраняли закон Его. «Тьма» – это состояние человека, грехом удалившегося от Бога и потерявшего познание о Боге и Его законе и творившего злые дела. Хотя Бог дал людям веру и закон для спасения, но не все они приняли и сохранили сию веру и закон. Такое состояние людей и названо здесь тьмою. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» – это значит, что хотя и не все люди приняли и сохранили веру и закон Божий, однако ж, были и принявшие и сохранившие. Таков был избранный для сего самим Богом еврейский народ. Как понимать следующие слова Евангелия: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете»?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010