Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю ( Быт.3:15 ), — это начало непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. С эпохи Ноя это обетование уточняется: семенем жены называются лишь дети Сима ( Быт.9:26 ). В эпоху Авраама происходит новое уточнение. В его Семени (т. е. в Иисусе Христе, по толкованию ап. Павла, Гал.3:16 ) возвещается спасение всему человечеству ( Быт.12:3 ; Быт.18:18 ). Впоследствии из потомства Авраама был выделен Иаков ( Быт.27:27 ), позднее сам Иаков дает особое благословение своему сыну Иуде ( Быт.49:8 и сл.). В дальнейшем ещё четче определялись различные черты мессианского служения. Так, пророк Валаам говорит о Его царственной власти Мессии ( Чис.24:17 ), Моисей — о Его тройственном служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор.18:18-19 ). Предсказываются многие события из жизни Мессии – о Его происхождение Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар.7:12-14 ), о Его рождение от Девы ( Ис.7:14 ) в Вифлееме ( Мих.5:2 ), о Его торжественный входе в Иерусалимский Храм ( Мал.3:1 ), о Его крестные страдания и смерть (см. Ис.53 / Пс.21:17-19 ; Пс.39:79 ; Пс.40:9-10 ; Пс.68:22 ; Зах.11:12 ), о Его славное воскресение (см. Ис.53:9-21 ; Пс.15:10 ; Пс.19:6-7 ; Пс.40:11 ; Пс.67:2 ), о наступление Его благодатного царства ( Пс.21:28-32 ; Пс.44:7, 14-17 ; Пс.71:7-19 ; Иоил.2:28 ; Ис.2 ; Ис.35:1-2, 10 ; Ис.61:1-2 ) и о Его грозное второе пришествие (см. Дан.7:25 и Дан.12:7 ; Зах.14:2-3, 9 ). Можно утверждать, что нет ни одной черты из жизни Христа, которая не была бы предуказана в Ветхом Завете. Таким образом, с полным правом можно сказать, что главной и основной темой Библии, начиная с первых глав книги Бытия ( Быт.3:15 ) и кончая последними главами Апокалипсиса ( Откр.21:6, 21 и Откр.22:20 ), служит Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. 4) Толкование Ветхого Завета в свете Нового. Отношение Ветхого и Нового Завета между собой и их внутренняя органическая связь выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Смотри об этом в рассуждении о любви к врагам, в рассуждении об узком и пространном пути, в рассуждении об искушении, в рассуждении о терпении. XXX. Терпение   Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:13). Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний (Иак. 5:7). Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными (Иак. 5:9). В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним (Иак. 5:10). От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3–5). Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36). Терпение убогих не погибнет до конца (Пс. 9:19). Уповающие же на Господа наследуют землю (Пс. 36:9). Все уповающие на Тебя не постыдятся (Пс. 24:2). Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою (Пс. 39:1). Ради Тебя я потерпел поношение, стыд покрыл лицо мое (Пс. 68:8). Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем человеку, совершающему законопреступление (Пс. 36:7). Уповай на Господа и храни путь Его, и вознесет тебя (Пс. 36:34). И был, как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения. Ибо на Тебя, Господи, я уповал: Ты услышишь, Господи Боже мой (Пс. 37:15–16). Я онемел и не открывал уст своих, ибо Ты так сделал (Пс. 38:10). Почему прискорбна ты, душа моя, и почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедуюсь Ему, говоря: «Ты – спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6). Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои, ожидая помощи от Бога моего (Пс. 68:4).   Святой Златоуст об этом Терпение – пристанище радости (На псалом 4, т. 3). Смирение – терпение, а терпение смирение рождает (На псалом 9, т. 3). Нельзя изречь словом радость тех, которые что-нибудь терпят ради Христа (Беседа 13 на Деяния апостольские, гл. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Пс.9:3.   Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему, Вышний. Этими словами Пророк изображает свою сильнейшую любовь к Богу. Посредством песнопений и псалмов он возбуждает любовь к Нему и многих других (Златоуст). Пс.9:4.   Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. Это говорит Пророк не от лица Самого Спасителя, но более ко Христу, как к Благодетелю, за избавление человека от власти врага диавола, когда сказал Господь: «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31) (Феодорит). Пс.9:5.   Яко сотворил еси суд мой и прю мою: сел еси на Престоле, судяй правду. Посмотри на любомудрие этого мужа: он не сам мстит врагам, но предоставляет суд Богу, исполняя заповедь апостола: «не себе отмщающе» (Рим. 12:19). Хотя терпел бедствие он и не заслуженно, иначе Бог не отомстил бы за него (Златоуст). Пс.9:6.   Запретил еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил еси в век, и в век века. Пс.9:7.   Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси: погибе память его с шумом. Можно истолковать это о последнем суде. Ибо тогда «запретит» Господь грешным и в конец погибнет диавол (этот «нечестивый» ). «Оружиями» назвал сопротивные силы, которые придавали ему крепость, подобно городским стенам (Афанасий). Пс.9:8.   И Господь во век пребывает, уготова на суд Престол Свой, Пс.9:9.   И Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем в правоте. Не только в настоящем веке являет Он Свою силу, но и в будущем откроет страшное Свое судилище, судя на нем всех людей, воздавая каждому чего кто достоин (Феодорит). Пс.9:10.   И бысть Господь прибежище убогому, помощник во благовремениих, в скорбех. «Убогим» и «нищим» называет себя Давид, хотя и был царем, ибо он знал, что все человеческое ничтожно. Не сказал: моим прибежищем были войска, или деньги, или стены, но: «бысть Господь прибежище» . «Благовременностью» назвал скорбное время когда человек особенно нуждается в помощи (Златоуст). Пс.9:11.   И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил еси взыскающих Тя, Господи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Наконец, не то есть истинное блаженство, которое люди по слепому разуму таковым считают и утверждают, но то, которое поставляется и утверждается словом Божиим, которое есть правило и зерцало нашего рассуждения и христианского жития. Послушай же, душа грешная, кому оно приписывает блаженство. Говорит оно: Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и к обществу хулителей не пристал, но в законе Господнем воля Его, и в законе Его поучится день и ночь (Пс. 1:1-2). Блаженны все надеющиеся на Него (Пс. 2:12). Блаженны те, коим отпущены беззакония (Пс. 31:1). Блажен народ, у которого Господь есть Бог его, люди, которых Он избрал в наследие Себе (Пс. 32:12). Блажен помышляющий о нищем и убогом: в день лютый избавит его Господь (Пс. 40:2). Блажен, кого Ты избрал и принял: вселится он во дворах Твоих (Пс. 64:5). Блаженны живущие в дому Твоем, Господи, во веки веков восхвалят Тебя (Пс. 83:5). Блажен муж:, который обрел у Тебя защиту, Господи (Пс. 83:6). Блажен человек, которого Ты наставишь, Господи, и от закона Твоего научишь его (Пс. 93:12). Блаженны хранящие истину и творящие правду во всякое время (Пс. 105:3). Блажен муж:, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит (Пс. 111:1). Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения Его: всем сердцем взыщут Его (Пс. 118:1-2). И Христос, праведный Судия, ублажает: Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:3-12). Таковые блаженства и подобные и в прочих местах Святого Писания видим. Видишь, что слово Божие не богатых, славных и в веселостях века сего находящихся ублажает, но поучающихся в законе Господнем, надеющихся на Господа, нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, кротких, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных правды ради, поношение терпящих ради имени Христова, и прочее. Что же остается тебе делать, как, оставив ложное блаженство, которое сыны века сего полагают в чести, славе, богатстве, сласти, искать истинного блаженства, которое нам христианам слово Божие обещает? Если оставишь мир и верою и любовью пристанешь ко Христу, Он тебе это подаст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

НА ЛИТУРГИИ Изобразительны; блаженны: из канона праздника, песнь 3 и 6. Если изволит настоятель, поем антифоны праздника. Антифон 1 Стих 1: Излило сердце моё/слово благое. Пс 44:2а По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 2: Язык мой –/трость книжника–скорописца. Пс 44:2в По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 3: Излилась благодать/из уст Твоих. Пс 44:3б По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 4: Потому благословил/Тебя Бог навек. Пс 44:3в По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Антифон 2 Стих 1: Опояшься мечом Твоим/при бедре Твоём, Сильный. Пс 44:4а Спаси нас, Сын Божий,/во объятиях праведного Симеона носимый,/поющих Тебе: аллилуия. Стих 2: И укрепись, и процветай,/и царствуй. Пс 44:5а Спаси нас, Сын Божий,/во объятиях праведного Симеона носимый,/поющих Тебе: аллилуия. Стих 3: Стрелы Твои заострены, Сильный,/– народы пред Тобою падут. Пс 44:6а Спаси нас, Сын Божий,/во объятиях праведного Симеона носимый,/поющих Тебе: аллилуия. Стих 4: Жезл правоты –/жезл Царства Твоего. Пс 44:7б Спаси нас, Сын Божий,/во объятиях праведного Симеона носимый,/поющих Тебе: аллилуия. Слава, и ныне: Единородный Сын: Антифон 3 Стих 1: Услышь, Дочь, и посмотри,/и склони ухо Твоё. Пс 44:11а Тропарь, глас 1 Радуйся, благодатная Богородица Дева,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещающий находящихся во тьме./Веселись и ты, старец праведный,/принявший во объятия Освободителя душ наших,/дарующего нам воскресение. Стих 2: Лицо Твоё будут умолять/богатые из народа. Пс 44:13б Тропарь: Радуйся, благодатная Богородица Дева: Стих 3: Вспомнят имя Твоё/во всяком роде и роде. Пс 44:18а Тропарь: Радуйся, благодатная Богородица Дева: Явил Господь спасение Своё, пред народами открыл правду Свою. Пс 97:2 Тропарь: Радуйся, благодатная Богородица Дева: Слава, и ныне: Кондак, глас 1 Утробу Девы освятив рождением Твоим,/и руки Симеона благословив,/заранее, как надлежало,/и ныне Ты спас нас, Христе Боже./Но огради миром среди войн народ Твой/и укрепи тех, кого Ты возлюбил,/Единый Человеколюбец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Ученые разделяются в вопросе относительно языка, на котором Иисус произносил эти слова. Были ли они на арамейском, разговорном языке того времени, или на классическом еврейском? Некоторые убедительно доказывают, что Христос использовал еврейскую форму высказывания. Этот аргумент основывается на замечании стоявших рядом, которые, услышав эти слова, сказали: «Вот, Илию зовет» ( Мк.15:35 ). Существовало распространенное убеждение, что пророк Илия придет, чтобы спасти благочестивых. Замечание стоявших рядом было бы более понятным в случае, если бы Иисус воскликнул громким голосом: «λι λι» (Элú, Элú), как сообщается в Мф.27:46 , а не «Ελωι» (Eloi), которое мы находим в Мк.15:34 , которое является арамейской формой 65 . Однако все согласны в том, что эти слова прямо цитируются в Пс.22 (в Синодальном переводе – Пс.21 ). Двадцать второй псалом является молитвой праведного страдальца. В нем праведный страдалец является «поношением у людей и презрением в народе» ( Пс.22:7 / Пс.21:7 ), он окружен множеством злодеев, которые относятся к нему, как дикие животные. Они «пронзили руки мои и ноги мои» и «делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий» ( Пс.22:17, 19 / Пс.21:17, 19 ). Хотя праведный страдалец не отчаивается, ибо он надеется на Господа и спасение от Него: «Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя, поспеши на помощь мне; избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою» ( Пс.22:20–21 / Пс.21:20–21 ). Он восхвалит имя Господне. Псалом завершается ясным выражением надежды: «Потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек. Придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь» ( Пс.22:31–32 / Пс.21:31–32 ). Только если начальный стих псалма берется сам по себе, без какого-либо рассмотрения тогда, что за ним следует, существует возможность толкования его как выражения отчаяния. Ранняя Церковь никогда не приписала бы Христу слова Пс.22:1 ( Пс.21:1 ), если бы Он сам их не произнес. Мы можем также предположить, что Он не только цитировал первый стих псалма, но продолжал его и дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Цитаты из псалмов в Новом завете приводят, таким образом, миниатюристов к изображению новозаветных событий в соответствующих местах псалтири. Далее, многие изречения псалмов нашли свое место в составе богослужебных песнопений, особенно праздничных: в стихирах, канонах и в виде особых стихов перед стихирами на стиховне; отсюда миниатюристы, иллюстрируя Псалтирь и зная, что известное изречение псалма приурочивается к богослужению того или другого праздника, изображали при этом изречении соответствующий праздник; отсюда явились в псалтири следующие миниатюры: Пс. 88:13  – «Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася» – преображение Господне (ср. стих. на стиховне и стих); Пс. 76:17  – «видеша тя воды и убояшася» – крещение Иисуса Христа (стих. на стиховне); Пс. 73:13  – «стерл еси главы змиев в воде» – крещение Иисуса Христа (стих. на «Господи воззвах»); Пс 131:7  – «поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его» – воздвижение Честного Креста (стих. на стиховне); Пс. 109:3  – «из чрева прежде денницы родих тя» – рождество Христово (тропарь канона); Пс. 46:6  – «взыде Бог в воскликновении» – вознесение Господне (стих. на стиховне); Пс. 113:3  – «море виде и побеже…» – крещение Иисуса Христа (стих и стих. на стиховне); Пс. 73:12  – «содела спасение посреде земли» – воздвижение Честного Креста (стих и стихира); Пс. 4:7  – «знаменася на нас свет лица Твоего Господи» – распятие Иисуса Христа (стих на праздник Воздвижения креста); Пс. 44:11  – «слыши дщи и виждь» – благовещение Пресв. Богородицы; Пс. 23:7  – «возмите врата князи ваша» – вознесение Господне (самогласен на вознесение) и др. Некоторые из новозаветных миниатюр псалтири не находят изъяснения в названных источниках и подходят по своему содержанию к древним толкованиям на псалмы: укажем для примера на изображение отречения Петра при словах псалма Пс. 37:12  – «друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа», – также на изображение Евхаристии при словах псалма Пс. 110:5  – «пищу даде боящимся его», – соответствующие изъяснению этих мест в творениях Блаж. Иеронима и Августина 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Оставляя в стороне немногие миниатюры со сценами чудесной жизни Иисуса: Преображения (л. 88 об., Пс.88:13 ), Умножения хлебов, Утишения ветра и моря ( Пс.88:10 ), Исцеления болящих ( Пс.101:4 ), Изгнания из храма торгующих, беседы с Самаритянкою (л. 33, Пс.35:10 ), при которой также присутствует Давид, – и др., обратим внимание на миниатюры Страстей, которым рисовальщик посвятил особенно много рисунков. «Страсти» всегда занимали собою миниатюристов, и сам ряд сцен этого содержания целиком сложился в лицевых рукописях. В самом деле, монументальное искусство в древнюю эпоху знает лишь очень немногие сюжеты из Страстей Господних, как видно в равеннских мозаиках церкви св. Аполлинария Нового, иллюстрирующих Евангелие. Вот почему композиции этих сюжетов в мозаиках св. Марка в Венеции явно копируют мелкие оригиналы миниатюрного производства и отличаются в подробностях сильным натурализмом, позднее присущим именно этому производству. В миниатюрах Хлуд. Псалтири многие сцены отличаются жизненною и историческою правдою, но общий характер их слишком вспоминает старые схемы и набросан поверхностно. Так, в первой миниатюре этого ряда – Умовение ног на Вечери (л. 50 об., Пс.50 ), Христос (надпись: νηπτρ) является в одном хитоне и подвязан передником, согласно с своим служением и самым текстом. Следуют сцены: Моления Христа (т. 68, 10), беседы с Петром (л. 37 об., Пс.38:2 ), изображение Петра кающегося, пред петухом (л. 38 об., Пс.38 ); двух лжесвидетелей на Христа перед судом ( Пс.34:11 , л. 31 об.); уговора Иуды с старейшинами ( Пс.40:8 , л. 40 об.); взятие Иисуса воинами, в двух миниатюрах: одна представляет воинов павших ( Пс.35 , л. 33 об.), другая (Пс. Исаии, 38, 10, л. 38) – Исаию пророчествующего и Христа, уводимого воинами ( Пс.55:7 , л. 51 об.) и пр. Ближайшая характеристика этих рисунков заключается в близости с изящными античными эскизами упомянутых равеннских мозаик. Напротив того, две миниатюры Тайной Вечери дают двоякий, исторический и символический перевод этого сюжета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

У самого Давида Он прямо назван «Христом и достопокланяемым Богом» 322 ; при чем Давид, «ожидая пришествие Его, воспевал» оное 323 , и «со слезами и сетованием говорил: «кто даст от Сиона спасение» ( Пс.13:7; 79:18–19 ) и молился сими словами: «Господи, при­клони небеса и сниди» ( Пс.143:5 ) 324 . По словам св. Ипполита Римского , Давид, «поя нечто пророчески об истинном Христе ясно предвозвестил все, что сделано было Ему от Иудеев во время (Его) страдания» 325 . Сам же «пророк (Давид) столько был привержен ко Христу, что говорил: «что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли?» ( Пс.72:25 ), т. е. из всего горнего и дольнего ничего не желаю, кроме Тебя единого» 326 . По мнению св. Афанасия Великого , все то, что со­вершено по домостроительству, как то: рождение от Девы, чудотворения, восшествие на крест, домостроительственно-восприятую смерть, воскресение из мертвых, восхождение на не­беса – все это Давид называет «шествиями Божиими» и о сих­-то шествиях говорит он, что они сделались «явными» ( Пс.67:25 ) 327 . Поэтому, благодаря Бога за то, что Он «удостоил (его) такой чести, что открыл (ему) Сына Своего и сделал Его ведомым» для него, Псалмопевец словами: «безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» ( Пс.50:8 ), по тол­кованию св. Иоанна Златоуста , как бы так говорит: «я по­знал, что Ты имеешь Сына, принявшего естество человеческое, и я возвестил вселенной крест, погребение, нисшествие (с неба), воскресение Его, сказал о суде Его, об избрании Апо­столов, об отвержении Иудеев, о седении Его одесную Тебя» 328 . «Узнаете (же все это) о Христе, – замечает Св. Отец в дру­гом месте, – в Давидовой книге (Псалмов)» 329 . «Сводя все черты, которыми изображается Мессия в Псалтири», – го­ворит о. (ныне Преосвященный Никанор) Каменский – «можно приблизительно представить образ Мессии в сле­дующем виде: воспринявши человеческую природу от цар­ственного семени Давида и Соломона ( Пс.44:17, 18; 71:1 ), Мессия сойдет на землю тихо и незаметно ( Пс.71:6 ), и явится, во-первых, благовестителем о Боге, Его истинности, милости и правде ( Пс.21:23, 25; 39:10, 11; 68:31 ), о Самом Себе ( Пс.2:7–10 ) первоначально среди Своих братий – семени Иакова и Израиля ( Пс.21:23–24 ), а потом – и в более великом собрании ( Пс.39:10, 11; 21:26 ), откуда потом разнесется Его проповедь по всему миру и чрез преемство – в роды грядущие ( Пс.21:31, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   Чтобы помочь читателю найти псалмы, отвечающие его молитвенному настроению, предлагаем здесь следующий перечень псалмов по содержанию.    Благодарственные и хвалебные: Пс.33, Пс.65, Пс.66, Пс.91, Пс.95, Пс.96, Пс.102, Пс.103, Пс.116, Пс.145, Пс.149, Пс.150.    Прославляющие Бога: Пс.8, Пс.17, Пс.92, Пс.102, Пс.103.    Назидательные: Пс.1, Пс.40, Пс.32, Пс.45, Пс.84, Пс.89, Пс.100, Пс.111, Пс.126.    Изливающие скорбь: Пс.3, Пс.12, Пс.16, Пс.37, Пс.54, Пс.87, Пс.141, Пс.142.    Выражающие надежду на Бога: Пс.53, Пс.85, Пс.90, Пс.111, Пс.120.    Просящие о защите от врагов и неприятностей: Пс.3, Пс.4, Пс.24, Пс.40, Пс.54, Пс.69, Пс.Пс.142.    Покаянные: Пс.38, Пс.50.    Выражающие радость: Пс.32, Пс.83, Пс.114. Книга Притчей Соломоновых    Главным автором Книги Притчей был Соломон, сын Давида, царствовавший в Израиле за тысячу лет до Р.Х. Некоторые же части этой книги были написаны другими авторами. Так что Соломон может быть назван главным писателем Книги Притчей, как Давид — Псалтири. Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес Богу свои молитвы и всесожжения (жертвы, которые сжигались), Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что Мне дать тебе» (2 Пар. 1:7). Соломон просил у Бога лишь одного — мудрости. Чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства... но просил себе разума... вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе... во все дни твои». (3 Цар. 3:11-13). И, действительно, Соломон прославился своей мудростью, так что из далеких стран люди приходили его послушать. Многие изречения Соломона вошли в Книгу Притчей. В еврейской Библии Книга Притчей называется «Мишле Шеломо», у Семидесяти толковников — «Паремии», в славянской библии — «Притчи Соломона». У святых отцов она называется «Панаретос София» — «Премудрость всякой добродетели».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010