Под именем «Господи воззвах» (Κριε ξκραξα) разумеются четыре псалма — во главе со 140 «Господи воззвах», 141 «Гласом моим ко Господу воззвах», 129 «Из глубины воззвах к Тебе Господи» и 116 «Хвалите Господа вси языцы». Из этих псалмов наиболее подходит к вечеру и его службе пс. 140, так как певец в нем просит Бога принять молитву его, как вечернюю жертву; это прошение, как и все содержание псалма, показывает, что псалом воспет Давидом, которому он приписывается и в еврейской Библии, вдали от храма в одно из гонений, почему псалом вообще заключает молитву об избавлении от врагов ради праведности преследуемого. Однородный с ним по содержанию и обстоятельствам происхождения пс. 141 («учение Давида, молитва его, когда он был в пещере») развивает и усиливает эту молитву (там «Господи, воззвах к Тебе» — здесь: «гласом моим ко Господу воззвах», «пролию пред Ним моление мое»). Молитва 141 пс, в свою очередь, усиливается в 129 пс. (там: «гласом моим… воззвах», здесь: «из глубины воззвах», не просто «услыши мя», как в пс. 140, или «вонми молению моему», как в пс. 141, а: «да будут уши Твои внемлюще»). К 129 пс. присоединяется краткий, в 2 стиха, пс. 116, развивающий последнюю мысль 129 пс. «Яко у Господа милость…»: «Яко утвердися милость Его на нас…». Все эти псалмы, не говоря о том, что заключают мысль о замене ветхозаветной жертвы духовною, приложимы к страждущему и восторжествовавшему над Своими врагами Спасителю, особенно некоторые выражения, как: «Изведи из темницы (гроба и ада) душу мою», — стих, с которого так кстати и начинается пение воскресных стихир, «Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне» (праведники в аду ждали, чем окончится дело Христово), «Смотрях одесную и возглядах и не бе знаяй мене» (расточение апостолов при страданиях Спасителя), «Яко толща земли проседеся на земли» (прорыв коры земной при землетрясении). Об употреблении на вечерне 140 пс. говорит уже св. Иоанн Златоуст (Вступит. гл., с. 145). Этот псалом, должно быть, разумеют Апостольские Постановления (IV–V вв.) под именем «светильничного» (πιλχνιος) псалма, начинающего вечерню и исчерпывавшего ее ветхозаветный материал (там же, 147). В «Каноне антифонов псалмов», приписываемом Константинопольскому патриарху Анфиму (VI b.), этот псалом и 85-й имеют антифон: κατ λχνης («со свещника») и с 12 пс. называется λυχνακο, как и в Александрийском кодексе Библии V b. [ 328 ] Его упоминают на вечерне древнейшие Типиконы Великой Константинопольской церкви и имеют на вечерне и все восточные уставы, и все инославные чины богослужения, исключая западные, из которых римский чин имеет на вечерне все эти псалмы раз в неделю, амвросианский чин тоже, а в праздники всегда 129 пс. (см. Вступит. гл., с. 300, 301, 303). Когда не было на вечерне 103 пс. и песненных антифонов, 140 пс. был на ней в начале; отсюда, может быть, приурочение к нему каждения, которое обычно начинало службу. Начальный припев

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Пс.2:7 : сын мой еси ты, аз днесь родих тя 323 . Псалмы 3, 21 и 40, по Амвросию, предвозвещают страдания Христа 324 . Пс.15:10 – «не оставиши души моея во аде», – указывает, по нему, на воскресение 325 . Пс.30 указывает на уничижение Христа, принятие Им зрака раба 326 . Пс.35:10 , согласно с 7, 27 книги Премудрости, учит, что Христос есть сияние вечного света – Его Отца, – зеркало без порока, потому что Отец видим в Сыне 327 . Пс.44:2 говорит о происхождении Сына от Отца 328 . Пс.44:3 – о Его превосходстве над людьми 329 . Пс.68 – о Его бедности, злословиях и поношении, которые Он претерпел нас ради 330 . Пс.65псалом воскресения 331 . Пс.84 ясно пророчествует о пришествии Христа 332 . Пс.87:5 – учит, что Христос при совершении дела спасения не имел нужды ни в чьей помощи 333 . В Пс.88 Христос предызображается как царь 334 . Слова Пс.117 предызображают страдание Христа 335 . Пс.118 также часто говорит о Христе 336 . Пс.131 пророчествует о рождении Христа из рода Давидова 337 . «Короче сказать, – пишет св. Амвросий, – в псалмах мы находим всю жизнь Христа. В них он не только рождён, но и перенёс спасительные страдания, лежит во гробе, вознесён на небо, сидит одесную Отца» 338 . Все эти псалмы и места псалмов, приведённые здесь и многие другие изречения псалмов, которые встречаем в произведениях св. Амвросия, в действительности частью прямо мессианские, частью же, по крайней мере, могут быть относимы ко Христу. Писания пророческие, по воззрению св. Амвросия, во всей полноте начертало образ Христа-Мессии. Это воззрение проводится св. Амвросием везде, где касается пророческих писаний. Последние, по нему, потому и носят такое наименование, что предызображают Христа: «пророком не может быть назван тот, кто не пророчествовал о Сыне Божием» 339 . Кроме писаний пророческих, мессианские пророчества содержатся, по св. Амвросию, и в других книгах Священного Писания. Пророчество Нафана Давиду – «я возставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство твое. Он построит мне дом, и утвержу престол Его на веки». ( 1Пар.17:11–13 ) – св. Амвросий относит ко Христу и приводит к тому следующие основания. Царство Соломона имело конец; не имеет конца только царство Христа, Соломон был рождён при жизни Давида; о семени же говорится, что оно произойдёт после смерти Давида 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В начале произведений или их разделов В. часто использует одноголосное или узкообъемное звучание (тенора и басы в унисон или терцию), что связано с устной народной укр. традицией церковного «простопиния». Мелодические линии нередко имеют выразительный звуковысотно-ритмический рельеф, близкий в большей степени к рельефу народной песни, чем традиционных церковных напевов. В развертывании хоровой ткани возможны задержание тона в одном голосе, имитационные переклички голосов, охват 4 голосами значительного высотного диапазона. Сложное полифоническое письмо стилю В. не присуще; степень технической сложности соответствует уровню руководимых В. семинарского и любительских хоров. Выразительность (нередко экспрессивность) мелодики, опора на традиц. фактуру способствовали широкой известности сочинений В. на Зап. Украине (не только на Буковине) в его время. Духовное хоровое творчество В. в отличие от светского не исследовано, рукописи рассредоточены в фондах различных архивов, большая часть - в Ин-те лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Ф. 123). Арх.: Ин-т лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Киев). Ф. 123. 607/XI, 607/XII (дневник Воробкевича). Муз. соч.: Арх.: ОР Ин-та лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ. Ф. 123. 56-62, 74, 75, 79, 89: На церковнослав. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоустого: F-dur [и др. тональности]. 1869; G-dur. 1868; C-dur. 1869; F-dur [и др.]. 1869; C-dur [и др.]. 1870 59); D-dur [и др.]. 1889 62); C-dur [поголосники]. 1886 75); A-dur для смеш. хора. 1889; C-dur. 1886 89); Напевы из Божественной литургии св. Иоанна Златоустого, уложенныи для школ народных... 1877 г.: Для 3-голосного хора. G-dur. 1872 74); «Русска[я] литургия». F-dur [и др.]. 1869 59); Литургия свт. Василия Великого B-dur. 1868 59); «Жезл силы» (Пс 109. 2), «Ты иерей вовек» (Пс 109. 4) Es-dur. 1888; «Се, что добро» (Пс 132) G-dur. 1893; «Блажен муж» (Пс 1) B-dur: Для торжества 50-летнаго священства митрополита кир Сильвестра. 1893 57); Пс 67, 20, 85 [отд. стихи]: Для 4-голосного хора. 1868 58); Пс 90, 95, 134, 91 [отд. стихи]. 1869; «Господи, силою Твоею» (Пс 20). 1880; «Сей день, его же сотвори Господь» (Пс 117. 24), «Крепосте моя» (Пс 117. 14) C-dur. 1885 79); «Имже образом» (Пс 41. 2) D-dur. 1887; «Человек, яко трава» (Пс 102. 15), «Помяну, яко персть» (Пс 102. 14, надгробное). 1888; «На реках вавилонских» (Пс 136) E-dur. 1889; «Жезл силы» (Пс 109. 2, 3, 4) и др. Es-dur. 1889 89). На евр. тексты: [Псалмы.] 1884 79). На греч. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоуста: A-dur [и др.]. 1868 59); e-moll, G-dur [и др.]. 1883 79). На румын. тексты: Литургия: A-dur. 1886; A-dur. 1889; B-dur [и др.]. 1885; C-dur, G-dur. 1868; Es-dur. 1869; G-dur [и др.]. 1867-1868; F-dur [и др.]. 1869; B-dur. 1869 59); C-dur [партитура, поголосники]. 1865; E-dur [и др.]. 1890 57); D-dur. 1870; D-dur. 1871; C-dur. 1870; F-dur: Для 3-голосного детского хора. 1871 61); B-dur [поголосники]. 1879 75); g-moll [и др.]. 1882 79); A-dur. 1889; A-dur. 1889; C-dur, G-dur [и др.]. 1887; c-moll [и др.]. 1885 89).

http://pravenc.ru/text/155246.html

1 находит свою параллель в Пс. 17:35 ; ст. 2 – в Пс. 17:3 и 48; ст. 5 – в Пс. 17:10 ; ст. 6 – в Пс. 17:15 ). Точно так же, как Пс. 17 отмечает конец преследований Давида Саулом, Пс. 143 возвещает наступление долгожданного утра, пришедшего на смену сгущающейся тьме( Пс. 139–142 ). 1–4 Спасение. Давид, наконец, воссел на престоле (2: народ мой) и воздает славу Господу, дивясь Его необъятным щедротам и милости к простому смертному. Твердыня моя во веки веков ( Втор. 32:4 ; 2Цар. 22:42 ; Пс. 94:1 ; Пс. 61:3 ; Пс. 88:27 ; Пс. 30:3 ). Научающий (1) – Господь не просто определяет исход битвы, Он вникает во все детали сражения («руки… персты») и военное мастерство каждого солдата. Он приводит Свой народ к победе, в том числе и тем, что обучает его военному искусству ( Втор. 7:1, 2 ; Еф. 6:10 и дал.). Милость моя, т. е. неизменная любовь Господа, Его вечный атрибут. Ограждение… прибежище… щит – соответственно: облекающая нас сила Господня, неприступная крепость, защита в бою (ср.: 2Цар. 22:3 ). Позитивное утверждение (1–2): только Бог – Спаситель, – тесно сопряжено с негативным (3–4): человек своими силами не может заслужить или своими делами заработать себе спасение. 5–11 Избавление от врагов в настоящем. В Пс. 17:10–18 используется этот образный язык (5–6) для описания деяний Господа, спасшего Давида от Саула. Здесь снова звучит мольба об избавлении от врагов. Псалмопевец обещает воздать хвалу Господу, молитва же не должна прекращаться до тех пор, пока опасность не минует. Прошлые благодеяния Господа не должны порождать в нас самодовольства (типа: Господь все устроит). Надо, чтобы они снова и снова побуждали нас обращаться за неотложной помощью к Богу. Приклони (5) – раздвинь завесу в скинии, открой вход в святилище (ср.: Ис. 40:22 ). Сойди… и воздымятся – Исх. 19:18 . От вод многих (7) – спаси от страшной угрозы ( Пс. 123:4 ). Иноплеменных (7), т. е. враждебных народов, угрожавших Давиду после его восшествия на престол ( 2Цар. 5:17 и дал.; 10:1 и дал.). Десница (8) – рука, поднятая при произнесении клятвы ( Пс. 105:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Лишь один раз в год, в праздник Очищения, первосвященник должен был входить во святилище для того, чтобы там – со страхом и трепетом – шепотом произнести над крышкой ковчега Завета это священное имя. Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Господне велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха: Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле ( Пс.8:2 ). Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ). Вечно буду славить Тебя... и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ). Боже! Именем Твоим спаси меня ( Пс.53:3 ). Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь ( Пс.67:5 ). Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем племена, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог... И благословенно имя славы Его... ( Пс.71:17–19 ). Нищий и убогий да восхвалят имя Твое ( Пс.73:21 ). Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое ( Пс.74:2 ). Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его ( Пс.75:2 ). Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего ( Пс.78:9 ). Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое ( Пс.85:9 ). Свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки ( Пс.144:1 ). Имя Божие присутствует во всех пророческих книгах. В одном из текстов пророка Исаии имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» ( Ис.30:27–28 ). Под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь. Приведенные тексты показывают, с каким благоговением в Ветхом Завете относились к имени Божию. Собственным именем Бога считалось имя Яхве: оно отождествлялось с Богом, было неотделимо от Бога. Этому имени воздавали благоговейное поклонение, перед ним трепетали, его боялись, на него уповали, его воспевали, его любили. Имя Яхве воспринималось как наивысшее откровение славы Божией и как точка встречи между человеком и Богом. К прочим именам Божиим, упоминаемым в Библии, тоже относились с благоговением, однако воспринимали их прежде всего как толкования имени Яхве, стоявшего в центре богооткровенной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Различие источников, однако, не оправдано известными рукописями: все дают в ее нынешнем состоянии 73 : Славянский Служебник: " ] 1. Боже великий и вышний=ср. Пс. 103 ,1а. 2 . Един имеяй бессмертие, во свете живый неприступнем= 1Тим. 6,16 ; ср. Пс. 103 ,2а, 3 . всю тварь премудростию создавый=ср. Пс. 103 ,24б, 4 . разделивый между светом и между тмою= Быт. 1,14–18 5 . и солнце положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи – Быт. как указано выше; Пс. 135,7– 9 ; ср. Пс. 103,19–20 , 6 . сподобивый нас грешных и в настоящий нас предварити лице Твое 74 9 исповеданием= Пс. 94,2 7 . и вечернее Тебе славословие принести=ср. Пс. 140,2 ; 8 . Сам, Человеколюбие, 9 . исправи молитву нашу яко кадило пред Тобою=ср. Пс. 140,2 10 . и приими ю в воню благоухания=ср. Исх. 30, 7–8, 34–36 . 11 . Подаждь же нам настоящий вечер и приходящую ночь мирну, 12 . облецы ны во оружие света= Римл. 13,12 , 13 . избави ны от страха нощнаго и всякия вещи во тме преходящия= Пс. 90,5 –6а, 14 . и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякого мечтания диавола отчужденный. " ] 15. Ей, Владыко, благих подателю, 16 . да и на ложах наших умиляющеся= Пс. 4 ,5в, 17 . поминаем в нощи имя Твое 18 . и поучением Твоих заповедей просвещаемы= Пс. 118,143 , 19 . в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, 20 . моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще=просительная ектения? 21 . о своих согрешениих и всех людий Твоих, 22 . яже, молитвами святыя Богородицы милостию посети. В. Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу восылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу... Удачный синтез вечерней молитвы: хвала Богу, создателю дня и ночи, основанная на Быт. 1 и Пс. 103 и 135 75 ; прошение принять молитву как фимиам и благовоние, связанное с Пс. 140 , преимущественно вечерним псалмом, и с Исходом 30; прошение о спокойном вечере и благословенной ночи. предусматривает скорее ночь духовной аскезы, чем ночь отдыха, как она описана в 14: не монастырское ли это добавление? 20–22 является молитвой того, кто молится за народ: это будет скорее священническая молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пророчества. Эта составляющая будет включать в себя рассказы о мессианских пророчествах. Особое внимание необходимо уделить пророчествам эпохи царя Давида. Самому Давиду было дано несколько мессианских откровений частью через пророка Нафана, частью непосредственно ( 2Цар.7:12-29 , 1Пар.28:4 ; ср. Быт.49:10, 2 Царств 23:2–5). Откровения эти гласили, что Мессия произойдёте не только из колена Иудина, но конкретно из дома Давида. Он будет праведным и кротким Царём, принесёт с Собой свет и жизнь, будет в самом тесном общении с Богом и за всех заключит с Ним вечный Завет. Образ Мессии как вечного Царя, величайшего Первосвященника и Страдальца за грехи мира раскрывается в мессианских псалмах 20 , которые следует включить в программу. Это будет не особо трудно, т.к. многие псалмы написаны по поводу важнейших событий в истории царя Давида или Израиля. Например, Давид пророчествовал о Мессии, спасаясь от Саула ( Пс.91 ), после окончания преследования ( Пс.68 ), при вступлении на царство ( Пс.39 ), после завоевания Иерусалима ( Пс.109 ), при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим ( Пс.23 ), по поводу восстания на него соседних народов ( Пс.2 ); по случаю разных побед ( Пс.117:88, 131 ), по случаю брака Соломона ( Пс.44 ), при вступлении Соломона на престол. ( Пс.71 ) и т.д. В некоторых псалмах Давид говорит о Мессии так же, как, например, пророк Нафан ( 2Цар.7 ; ср. Пс.2:7-9, 12, 109:1-6 ). В некоторых псалмах пророчество о Мессии раскрываются через воспоминание о бывших в век патриархов обетований ( Пс.71:17 ). В некоторых псалмах образ Мессии раскрывается в личных переживаниях (например, Пс.21:17, 19, 20-22, 28-32, 15:10-11, 88:27-30, 39:4, 7-9, 131:11, 13, 17-18, 44, 71, 23, 8, 68 и др.). Наконец, Давид предсказывал о Мессии в прообразах ( Пс.21:2, 109:44, 117, 40, 54, 87, 108 и д.). Из всех этих псалмов наиболее важны: 2, 8, 15, 21, 23, 39, 44, 68, 71, 88, 109 и 131. На них при изложении «Завета Божия с Давидом» нужно сосредоточить внимание учащихся. При разборе пророческих книг книги пророков Исаии и Иеремии целесообразно поставить на первом месте.

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Согласно печатным изданиям литургических книг, амвросианский оффиций состоял из следующих служб: matutinae (букв.- утреня, служба соответствует той части визант. утрени , к-рая включает шестопсалмие и кафизмы), Laudes (букв.- Хвалы, служба соответствует заключительной части визант. утрени), 1, 3, 6 и 9-го часов (лат. horae minores - малые часы), вечерни (vesperae) и повечерия (completorium). Основой служб были псалмы и библейские песни (cantica), помимо этого службы включали в себя молитвы, чтения Свящ. Писания и житий святых, песнопения. Основные певч. жанры служб оффиция А. о.- гимн, антифон и респонсорий (см. Амвросианское пение ). Среди гимнов есть творения, написанные или приписываемые свт. Амвросию, Пруденцию , еп. Венанцию Фортунату , св. папе Григорию I Великому , и множество анонимных. На matutinae пели песнь вавилонских отроков (Дан 3). Каждым будним днем двухнедельного цикла читали одну из 10 декурий (decuria), на к-рые делились Пс 1-108, каждая декурия в свою очередь состояла из 3 ноктурн (ср. Кафизма ). По воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период эти псалмы заменялись песнями пророков Исаии , Анны , Ионы , в зимнее время - Аввакума (Ис 26, 1 Цар 2, Иона 2, Авв 3). На Laudes пели песнь Захарии (Лк 14; см. Benedictus ) или прор. Моисея (Втор 32), песнь Исхода (Исх 15), Пс 148-150 ( Хвалитные псалмы , лат. Laudes - отсюда название службы). Кроме того, ежедневно читался Пс 50 (по воскресеньям - 2-я часть песни вавилонских отроков из Дан 3, по субботам - Пс 117) и в зависимости от дня недели - дневной псалом (psalmus directus: Пс 112, 53, 66, 69, 113, 142, 89). На этой службе также читались «4 стиха псалма» (psalmi quattuor versus): в обычное время года их брали из Пс 5, 62, 66, 83, 87, 88, 107, в Великий пост - из Пс 98 (по субботам), из Пс 58, 62, 69 и 101 (по воскресеньям). Псалмы 50 и 148-150 являются неотъемлемой частью утрени в большинстве как вост., так и зап. литургических традиций (R. Taft). На малых часах читали разделенный на строфы Пс 118. Кроме того, в состав 1-го и 3-го часов входили Пс 50, 6-го - Пс 53, 9-го - Пс 85 (кроме Великого поста, когда использовался Пс 50).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Пс. 69, 2-3. 23 Пс. 113, 9. 24 Монахиня Амвросия (Ключарева) – бывшая помещица, владелица имения близ деревни Шамордино, где трудами преп. старца Амвросия была устроена женская Шамординская обитель. 25 Лк. 21, 19. 26 Пс. 33, 20. 27 Пс. 31,10. 28 Пс. 59,9. 29 Мф. 7, 5. 30 Пс. 69, 3-4. 31 Пс. 91,8. 32 Пелынь, пелунь и пелун – полынь. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. 3. С. 29.) 33 2 Кор. 12, 10. 34 Пс. 31, 10. 35 Пропущены зачеркнутые в рукописи слова, которые не удалось восстановить. 36 Преп. Моисей (Путилов) (15/28.01.1782 - 16/29.06.1862) - оптинский старец. 37 Ср. Пс. 67, 14: ...криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата... 38 Ин. 1,1. 39 Рим. 13, 7. 40 Притч. 9, 8. 41 Ср. Притч. 9, 7: Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличали же нечестиваго порочна сотворит себе... 42 Скобелев Михаил Дмитриевич (17/29.09.1843 - 25.06/7.07.1882) -русский военачальник, полководец, герой Плевны, освободитель балканских славян в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. С его именем связано также присоединение Туркестана (Средней Азии) к России. 43 Пс. 74, 3. 44 Ср. Ин. 10, 38: ...Мне не веруете, делам (Моим) веруйте... 45 Евр. 13, 8. 46 В рукописи зачеркнуто. 47 См. 1 Кор. 13, 4: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится... 48 Юлиан Отступник – римский император (361 – 363). Род. в 331 г. Убит в 363 г. 49 Мф. 25, 36. 50 Пс. 38, 9 - 10. Борится – по-видимому, от церк.-слав. «борити» – воевать, нападать. 51 Пс. 37, 13. 52 Вода из древнего колодца, найденного старцем преп. Амвросием летом 1891 г. при обустройстве им Рудновской дачи [бывшее владение покойной м. Амвросии (Ключаревой)] в Шамординском монастыре. «К этому колодцу батюшка посылал потом некоторых больных обдаваться из него водою, также раздавал из него воду и глину, которые оказались целебными» (Агапит (Беловидов), архим. Житие преп. Амвросия, старца Оптинского. С. 454). 53 Иак. 2,10. 54 Свт. Иоасаф (Иоаким Горленко), еп. Белгородский (1705 — 1754). Канонизация и открытие мощей святого состоялись 4.10.1911. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010