Для божественного всемогущества открыт не только шеол, но и «аваддон» ( Пс 87.12 ; Притч 15.11, 27.20 ; ср. Евр 4.13 ), – самая низшая и глубочайшая часть ада (« βυσσος» – бездна; ср. Откр 9.11 : «ангелы бездны»). Иов.26:7 .  Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. Всемогущество Божие сказывается в установлении законов тяготения, силою которого поддерживаются в воздухе громадные светила северного полушария (выражение «распростер» прилагается только к небесному своду – Иов 9.8 ; Пс 103.2 ; Ис. 40:22, 44:24 , но никогда к земле, а потому и «север» не может означать северного полушария, – части земли) и весь земной шар. Иов.26:8 .  Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. От Него же получили начало законы, определяющие явление дождя (ср. Пс 103.3 ; Иер 10.13 ). Иов.26:9 .  Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое. Всемогущий Бог «поставил престол Свой», точнее, «покрывает лице Своего престола». Престолом Божиим служит небо ( Ис 66.1 ); передняя, обращенная к земле, сторона его («лице») закрыта облаками, как бы покрывалом (ср. Иов 22.14 ; Пс 17.12 ; Ам 9.6 ), в силу чего он невидим (ср. Иов 22.14 ). Доходящим до земли отблеском его является свободная от облаков небесная лазурь ( Исх. 24.10 ). Иов.26:10 .  Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою. Силою Своего всемогущества Господь, «провел черту над поверхностью воды» (ср. Притч 8.27 ). По воззрению древних народов, земля омывается (окружается) со всех сторон океаном, над которым возвышается в виде полушария небесный свод (ср. «небесный круг» – Иов 22.14 ). Внутри этого пространства – область истекающего из солнца и звезд света, вне его – область тьмы: «до границ света со тьмою». Иов.26:11 .  Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Иов.26:12 .  Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость. Божественное всемогущество сказывается в землетрясениях, от которых дрожат горы (ср. Иов 9.5–6 ; Пс 28.5–6 ; Наум 1.5 ), своими вершинами как бы поддерживающие небо и потому называемые «столпами» неба, а равно в морских бурях и укрощении их: «разумом смиряет его дерзость» (ст. 12; ср. Пс 88.10 ). Синодальное чтение »его (моря) дерзость " , передающее еврейское выражение «рахав», не может быть принято потому, что при «данном» слове нет местоименного суффикса «о», – его. «Rachab» – нечто самостоятельное по отношению к морю, хотя и находящееся в связи с ним. То же самое подтверждается Пс 88.10–11 и Ис 51 , в которых «рахав» упоминается одновременно с морем. Ввиду этого есть достаточные основания понимать «рахав» в смысле морского чудовища. Господь «сражает его» с той целью, чтобы оно не наносило вреда людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > О власти 05.08.2014 1099 Время на чтение 7 минут В условиях кризиса существующей власти, когда каждый из нас понимает, в какое страшное состояние безвластия и хаоса нас хотят ввергнуть западные идеологи, а слепотствующий народ, вновь движимый иллюзией справедливости, может стать на стезю революционного самоуничтожения, особо актуальными являются вопросы власти, ее сущности, природы и форм. Понимание связанных с этим понятием вопросов во многом поможет разобраться в происходящих процессах и направить народный протест против беззаконий и притеснений не в русло самоуничтожающейся революции, а к спасительному и созидательному покаянию. Во-первых, необходимо четко определить, что власть несравнимо ценнее денег. Деньги - это понятие производное от власти; власть рождает деньги как инструмент обслуживания хозяйственной жизни и обуславливает их форму, ценность, хождение и другие свойства. И горе тому государству, в котором деньги станут управлять властью. В таких условиях власть становится зависимой от того, кто обладает деньгами, а значит, видимые власти попадают в зависимость от владельцев денег и фактически покупают или, точнее, крадут власть. А это, в свою очередь, незаметное пленение и порабощение народа. Власть дается Богом, о чем сказано в Священном Писании: «Несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога ученены суть» (Рим. 13, 1). Вокруг перевода этого текста на русский язык непрестанно ведутся дискуссии. Синодальный перевод звучит так: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены», иные переводят как «не есть власть яко не от Бога; существующие власти от Бога установлены». Исходя из вышеприведенных переводов, пытаются дать оценку легитимности демократической или монархической власти. Такой подход свидетельствует о непонимании сущности власти как таковой. Когда в Священном Писании говорится о власти, то речь идет не о ее форме, а о тех полномочиях, которые она дает. Другими словами, власть рассматривается как набор полномочий. В церковно-славянском тексте то, что позднее перевели как «власть», именуется «область»: « и дана бысть ему область на всяком колене (людей) и на языцех и племенех » (Откр. 13, 7), или опять же - круг полномочий. Когда Господь повелел Самуилу помазать царя Израиля, то объявил права царя, или власть, которая будет дана царю « итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними...сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его... » (1Цар. 8, 9-12). В другом месте « Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю... имеют власть над водами превращать их в кровь, и поражать землю всякой язвой » (Откр. 11, 6). Поэтому, всякая власть от Бога, вот только есть власть от Бога как благословение по милости и человеколюбию Божию, а есть как попущение за грехи.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

В предостережениях против многословия Екклесиаст дважды сравнивает его со сновидениями (Еккл 5. 2; 5. 6), что не вполне понятно; возможно, он цитирует некое известное в его время высказывание на эту тему, смысл к-рого был впосл. утерян ( Krüger. 2004. P. 108). В библейской традиции засвидетельствовано различное отношение к снам, от положительного (как к источникам откровения - Быт 40-41; Иов 4. 12-13; Дан 2, 4, 7) до крайне настороженного («Гадания и приметы и сновидения - суета, и сердце наполняется мечтами... Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего» - Сир 34. 5-6). Нек-рые исследователи толкуют выражение     (суетные сны; букв.- сны и суета - Еккл 5. 6; в синодальном переводе иначе) как свидетельство того, что в этом контексте «сны» и «суета» - синонимы ( Seow. 1997. P. 200). Возвращаясь к теме несправедливости (Еккл 5. 7-8; ср.: Еккл 3. 16; 4. 1), Екклесиаст больше внимания уделяет социальному неравенству: речь идет о «притеснении бедному»; смысл рассуждения не вполне понятен, поэтому исследователи расходятся в толкованиях этого «исключительно трудного текста» ( Seow. 1997. P. 218). Согласно доминирующей среди комментаторов т. зр. (Ibidem), имеется в виду бюрократическая система управления сатрапиями (  , в синодальном переводе - область - Еккл 5. 7), при к-рой представители разных уровней правящего сословия постоянно шпионили друг за другом («над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший»). Др. возможное толкование состоит в том, что как бы некий правитель ни пытался возвыситься, попирая закон и притесняя беззащитных, его честолюбивые планы никогда не осуществятся полностью, т. к. всегда будут чиновники выше его по рангу ( Seow. 1997. P. 218). Связывая стремление человека к исполнению своих суетных желаний с «притеснением бедному и нарушением суда» (Еккл 5. 7), Екклесиаст переходит к осуждению жизненной цели мн. людей - суетного богатства (Еккл 5. 9-16). Тягу к такому богатству он называет «мучительным недугом» и, вскрывая природу этого недуга, объясняет, что страдающий им человек никогда «не насытится серебром» (Еккл 5. 9). Даже когда такому человеку сопутствует успех и у него «умножается имущество» (Еккл 5. 10), все равно он не получает от этого никакой пользы; его «пресыщение... не дает ему уснуть» (Еккл 5. 11), он думает о наживе и о неожиданностях, к-рые могут лишить его всего, чем он владеет (Еккл 5. 13-14). Конец жизни такого человека будет таким же, как и у бедняка («...каким пришел он, таким и отходит»), поэтому делается вывод, что он «трудился на ветер» (Еккл 5. 15).

http://pravenc.ru/text/189649.html

Екклесиаст «просит зла тем, кои не имеют страха Божия, и желает, чтобы не отлагалось надолго наказание им» [там же]. Это страшная молитва , которая иногда срывается с уст святых. Переводчики же вслед за семьюдесятью толковниками обычно переводят эти слова, как в синодальном переводе, просто как констатацию факта, что нечестивому не будет добра , и что недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом . Прп. Иоанн Кассиан Римлянин переводит мысль Екклесиаста о том, что раз нескоро совершается суд над нечестием и сердце бесстрашно порождает зло, в область внутренней жизни: «Итак, верно, что никто не может быть обольщён диаволом, если кто не захочет дать ему согласие своей воли. Екклесиаст это ясно выражает такими словами: поскольку не бывает пререкания от тех, которые скоро делают зло, то и наполнилось сердце сынов человеческих, чтобы делать зло ( Еккл. 8:11 ). Итак, отсюда очевидно, что всякий согрешает оттого, что при нападении худых помыслов не отвергает их тотчас противоречием» Собеседование седьмое, гл. 8]. На земле несправедливость, и что же делать? Всего насмотрелся философ во дни странствия своего: Еккл. 8:14 Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это – суета. Коль скоро в жизни всё так наоборот – праведников постигает беда и скорбь, а то и наказание, которого заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает успех, благо и награды, чего заслуживали бы дела праведников , то, конечно же, всё это – суета на земле . Совершенная бессмыслица. Какой резон быть праведным и какая беда быть нечестивым? – Да никакой! И что же дальше? Как жить-то? – да очень просто! Махни рукой и скажи: И это – суета! Будь попроще, а я уже сделал так: Еккл. 8:15 И похвалил я веселие; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться; это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем. Принцип среднего мещанского счастья – не стремись в облака, там правды нет; не твори зла, хоть и наказан не будешь свыше, но хорошего в этом нет ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Исх.8:1 . «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение». Вот здесь, казалось бы, правильнее было бы поставить слово «Бог», которое означает «Судия», но стоит четырехбуквенное имя, которое обозначает меру милосердия и переводится в Синодальной Библии словом «Господь». С чем это связано? Пять раз стучался Господь в сердце фараона, потому что говорится, что фараон сам по собственной воле пять раз ожесточался, и только потом уже сказано, что Господь ожесточил его сердце. То есть Господь, насылая казни на правителя Египта, искал покаяния этого человека, и это совершенно очевидно. Итак, говорится, что пять раз подряд сам фараон ожесточал свое сердце. Если бы кто-то предположил, что Господь Сам ожесточил кого-то, то это означало бы, что ожесточенный Богом потерял бы свою волю. А если кто не имеет свободы воли, то тот и не преступник! Потому что преступление – это всегда акт свободной воли. И тогда было бы оправдание для всех злодеев на земле! Они бы говорили: «Бог создал нас с такими жестокими сердцами! Мы не можем поступать иначе – это часть нашей природы, особенность нашей психики, и т.д., и т.д.». Но на примере фараона и его противостояния с Богом мы видим, что это совсем не так: Господь, когда осуществлял эти пять казней, ждал, какое решение примет сам фараон, однако фараон только все больше и больше ожесточался. А когда фараон уже окончательно состоялся во зле, тогда уже ничего не оставалось Господу, как только применить к нему принцип, о котором в Писании сказано: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» ( Откр.22:11 ). Исх.8:1–4 . «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами; и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои, и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

и Синодальный XII в. и Новгородской Софийской библиотеки того же XII в. (первые два видены нами самими, о третьем архимандрита Саввы Указатель, о четвёртом Срезневский в Древних памятниках Русского письма и языка, стр. 39). За месяц Октябрь три списка: Типографский 1096г. Синодальный XII в. и Новгородской Софийской библиотеки того же XII в. (Савва и Срезневский). За месяц Ноябрь три списка: два Типографские 1097г. и XII в. и и Синодальный XII в. (Савва). За месяц Декабрь три списка: Синодальный XII в. (Савва) и два Типографские XII-XIII в. и За месяц Январь четыре списка: три Типографских: XI-XII в. XII в. и XII-XIII в. (в одной книге с Январём) и Синодальный XII в. (Савва). За месяц Февраль три списка: два Типографские, XI-XII в. и XII-XIII в., и Синодальный XII в. (ibid.). За месяц Март полных списков пока неизвестно ни одного. И. И. Срезневский нашёл листок из Минеи нашего месяца, который он относит к XI веку,– Сведений и заметок о малоизвестных и неизвестных памятниках в Записках Академии Наук т. XXII, книга 1. За месяц Апрель три списка: Типографский XI-XII в. Синодальный XII в. (ibid.) и Новгородской Софийской библиотеки (Срезневский). За месяц Май три списка: Синодальный XII в. (Савва), Новгородской Софийской библиотеки XI-XII в. (описан Востоковым в Учёных Записках II Отделения Академии Наук, книга II выпуск 2, стр. 126) и библиотеки Общества Истории и Древностей XII в. (Срезневский). За месяц Июнь три списка: Синодальный XII в. (Савва), Санкт-Петербургской Публичной (небольшой отрывок) и Новгородской Софийской библиотек того же XII в. (Срезневский). За месяц Июль два списка, оба Типографской библиотеки: XI-XII в. и XII в. За месяц Август два списка: Типографский XI-XII в. и Синодальный XII в. (Савва). Праздничных миней известно две,– находящаяся в Санкт-Петербургской Публичной библиотеке, XI-XII в. (см. о ней в статье Лавровского: Описание семи рукописей СПб. Публичной библиотеки, помещённой в Чтениях Общества Истории и Древностей 1858г. кн. 4), и Типографская XII-XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

17 февраля в Москве состоится награждение победителей второго Всероссийского конкурса «Область добра» 7 февраля 2017 г. 14:24 17 февраля 2017 года в Московском епархиальном доме пройдет торжественное награждение победителей второго Всероссийского конкурса «Область добра». Конкурс проводится Фондом святителя Василия Великого при поддержке Совета Федерации ФС РФ и Русской Православной Церкви. Его цель — выявить лучшие социальные, культурные, образовательные и просветительские инициативы региональных органов власти и способствовать их тиражированию во всех регионах России. В церемонии примут участие: Для участия во втором конкурсе «Область добра» подано 156 заявок от 60 регионов России. Победители будут определены по нескольким номинациям: «Столица культуры и искусства России 2016», «Столица культурного наследия России 2016», «Столица исторической памяти России 2016», «Столица социальных инициатив России 2016», «Столица просвещения России 2016», «Столица заботы об инвалидах России 2016», лучший муниципальный проект, комплексная работа в рамках федерального округа. Победитель в каждой категории станет лауреатом конкурса «Область добра». А регион, показавший высокие результаты сразу по нескольким направлениям, станет обладателем гран-при «Область добра». Победителей определит Организационный комитет конкурса. Гран-при конкурса губернатору победившего региона вручит В.И. Матвиенко. Первый Всероссийский конкурс «Область добра» состоялся осенью 2015 года. Обладателем главной награды стала Белгородская область. Еще семь регионов стали лауреатами премии и шесть — лауреатами в специальных номинациях. Идеи победителей конкурса вошли в портфель социальных инициатив, который был распространен во все регионы России, на все уровни исполнительной и законодательной власти. Более подробная информация о конкурсе опубликована на сайте фонда. Участие в церемонии представителей СМИ строго по предварительной аккредитации. Для аккредитации необходимо до 12.00 16 февраля прислать на адрес пресс-службы Фонда святителя Василия Великого press@fondsvv.ru название СМИ и ФИО сотрудника. Начало церемонии в 13.00. Адрес: Москва, Лихов переулок, д. 6. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4800600.ht...

Архив Пн Сотрудники Синодального отдела по благотворительности передали средства гигиены беженцам в Валуйках. Информационная сводка о помощи беженцам (от 15 декабря 2023 года) 17 декабря 2023 г. 11:33 Сотрудники Синодального отдела по благотворительности раздали наборы средств гигиены беженцам из Купянского района Харьковской области в Валуйках (Белгородская область). Представители гуманитарного центра в Орле доставили одежду и обувь беженцам в ПВР (пункт временного размещения). Информационная сводка  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению  о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 15 декабря 2023 года . Статистика Помощь раненым, медицинская помощь Помощь нуждающимся в зоне конфликта Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви Гуманитарная помощь Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 (800) 70-70-222. Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300». Сообщить, какую помощь оказывает ваша епархия беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно на почту diaconia@patriarchia.ru (необходимо указывать тему письма: «Сводка беженцы»). Актуальная информация о возможностях помощи в епархиях на территории России собрана на  сайте церковной помощи беженцам , а также на  специальной странице  сайта Синодального отдела по благотворительности. Предыдущие информационные сводки о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям доступны по  ссылке . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК , на  Уоитиве-канале . Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно на сайте  помочьвбеде.рф . Поддержать церковные социальные проекты можно на онлайн-платформе Синодального отдела по благотворительности  «Поможем» .

http://patriarchia.ru/db/text/6084714.ht...

Председатель Синодального отдела по благотворительности встретился с руководителями социальных отделов епархий Московской митрополии 1 февраля 2022 г. 12:21 26 января 2022 года состоялась встреча председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Верейского Пантелеимона с руководителями социальных отделов Коломенской , Подольской , Одинцовс кой , Балашихинской  и Сергиево-Посадской епархий Московской митрополии . Во встрече приняли участие заместитель председателя комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы протоиерей Сергий Кляев, руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов, куратор социальной деятельности в Московской области от Синодального отдела по благотворительности Екатерина Титова, помощники руководителей социальных отделов епархий. На встрече руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов напомнил ее участникам, что год назад начала работу федеральная линия церковной социальной помощи «Милосердие». По телефону +7 (800) 70-70-222 принимаются звонки со всех регионов России. При этом Московская область занимает одно из первых мест по количеству обращений. «Поэтому важно оперативное изучение ситуации по каждому звонку на местах, в епархиях, и принятие решения об оказании помощи силами приходов и местных добровольческих объединений. Если ситуация сложная и требует материальных ресурсов, Синодальный отдел по благотворительности готов подключаться и решать проблему обратившегося человека совместными усилиями», — сказал диакон Игорь Куликов. Отец Игорь также рассказал об изданных методических пособиях, архиве обучающих вебинаров и обратил внимание участников встречи на то, что специалисты Синодального отдела по благотворительности могут помочь епархиям в подготовке грантовых проектов. На встрече обсудили также вопросы дальнейшего развития больничного служения в епархиях Московской митрополии. Было принято решение об организации онлайн-семинара для священников, посещающих больных в «красной зоне» подмосковных больниц, и предоставлении каждому из них обучающих видеоматериалов по причащению больных коронавирусом. 

http://patriarchia.ru/db/text/5892498.ht...

Председатель Синодального отдела по благотворительности встретился с руководителями социальных отделов епархий Московской митрополии Москва, 1 февраля 2022 г.      26 января 2022 года состоялась встреча председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Верейского Пантелеимона с руководителями социальных отделов Коломенской, Подольской, Одинцовской, Балашихинской и Сергиево-Посадской епархий Московской митрополии, сообщает Патриархия.ru . Во встрече приняли участие заместитель председателя комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы протоиерей Сергий Кляев, руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов, куратор социальной деятельности в Московской области от Синодального отдела по благотворительности Екатерина Титова, помощники руководителей социальных отделов епархий. На встрече руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов напомнил ее участникам, что год назад начала работу федеральная линия церковной социальной помощи «Милосердие». По телефону +7 (800) 70-70-222 принимаются звонки со всех регионов России. При этом Московская область занимает одно из первых мест по количеству обращений. «Поэтому важно оперативное изучение ситуации по каждому звонку на местах, в епархиях, и принятие решения об оказании помощи силами приходов и местных добровольческих объединений. Если ситуация сложная и требует материальных ресурсов, Синодальный отдел по благотворительности готов подключаться и решать проблему обратившегося человека совместными усилиями», — сказал диакон Игорь Куликов. Отец Игорь также рассказал об изданных методических пособиях, архиве обучающих вебинаров и обратил внимание участников встречи на то, что специалисты Синодального отдела по благотворительности могут помочь епархиям в подготовке грантовых проектов. На встрече обсудили также вопросы дальнейшего развития больничного служения в епархиях Московской митрополии. Было принято решение об организации онлайн-семинара для священников, посещающих больных в «красной зоне» подмосковных больниц, и предоставлении каждому из них обучающих видеоматериалов по причащению больных коронавирусом.

http://pravoslavie.ru/144214.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010