У квітні Синодальний відділ із церковної благодійності передав Донецькій єпархії 23 тонни гуманітарної допомоги 18 квітня 2016 р. 15:44 По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в начале апреля 2016 года Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению направил в Донецкую область 23 тонны гуманитарной помощи на сумму 1 596 700 рублей. Из этих продуктов были сформированы 3500 продуктовых наборов, которые предназначены для наиболее нуждающихся людей: малоимущих, пожилых, многодетных семей, пациентов больниц и инвалидов. Гуманитарная помощь была закуплена на общецерковные средства. По поручению Синодального отдела по благотворительности социальный отдел Шахтинской епархии сформировал гуманитарный груз. В его состав вошли продукты питания: гречневая крупа, рис, макароны, тушенка, рыбные консервы, сгущенное молоко, чай, сахар и растительное мало. Гуманитарный груз сопровождал сотрудник Синодального отдела по благотворительности Алексей Шашков. 7 апреля помощь получили подопечные «Общества слепых» и «Союза чернобыльцев»  Донецка, всего 200 человек. Сейчас они живут на пособие в 2-3 тысячи рублей и 1 раз в два месяца получают гуманитарную помощь. «Основная проблема чернобыльцев — тяжелое материальное положение, — рассказал заместитель руководителя " Союза чернобыльцев " Донецка Игорь Ходосов. — Небольшое социальное пособие, которое они получают, хоть и немного выше пенсии, но расходы на лекарства съедают большую его часть». Гуманитарная помощь будет распределяется по плану, утвержденному митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом . Согласно плану, продуктовые наборы для нуждающихся распределяют Донецкое епархиальное управление , 12 благочиний, Свято-Покровский храм поселка Старомихайловка, Свято-Успенский скит. Также наборы получат жители двух общежитий для переселенцев, пациенты туберкулезного диспансера и больницы г. Донецка. Всего с декабря 2014 года Синодальный отдел по благотворительности закупил на общецерковные средства и передал мирным жителям восточной Украины 596,4 тонны продуктов. Благодаря этой помощи продуктами питания были обеспечены 105 тысяч человек. Предыдущая поездка представителей Синодального отдела на юго-восток Украины состоялась  10-11 февраля. С июля 2014 года в Общецерковный штаб помощи беженцам в Москве обратились более 26 тысяч человек. В России были открыты десятки церковных гуманитарных пунктов и приютов для беженцев из Украины. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4436782...

В отличие от ученого-медиевиста Смоленского, Кастальский был композитором и фольклористом, и потому главным ему виделось изучение законов церковной и народной музыкальной речи, дававшее основы мышления категориями не академического, а народного искусства. (Медиевистика как наука интересовала Кастальского меньше, и он предоставил эту область преемникам Смоленского В. М. Металлову и Д. В. Аллеманову, благодаря которым за Синодальным училищем и в 1910-е годы сохранялась слава ведущего центра по изучению древнерусской музыки.) Кастальский хотел доказать миру существование в русском народном и церковном искусстве самобытной гармонии, музыкальных форм, полифонии, а также утвердить мысль о необходимости русификации всей системы музыкального образования и в конечном итоге – всей музыкальной культуры России. И он занялся поиском доказательств идеи приоритета «родного художества», стремясь подтвердить ее не только собственным композиторским творчеством, но и научными изысканиями, результаты которых он внедрял в учебные планы Синодального училища. Рассматривая его как форпост национальных традиций, Кастальский разработал два специальных курса, посвященных основам церковно-народного языка и стиля. Думается, конкретная практическая работа по созданию прикладной научной теории национального стиля, основанной на исследованиях фольклора и церковного искусства, составила главную примету директорства Кастальского в Синодальном училище. Однако, судя по более поздним высказываниям композитора, его идеи не находили отклика не только в высших сферах, но и среди многих его коллег-музыкантов. Казалось, Кастальский только и ждал Февральскую революцию, когда, как ему представлялось, придет время для воплощения мысли о народной (демократической) музыкальной культуре, наступит «звездный час» Синодального училища: ведь в нем получали высшее музыкальное образование дети из беднейших сословий, затем возвращавшиеся в народ, просвещая его в школе и в церкви. По мысли Кастальского, училище должно было стать «единственной и совершенно оригинальной народно-художественной музыкальной академией церковного и вообще хорового пения». В одной из статей того времени он писал: «В училище уже заложено краеугольным камнем народное искусство – церковные напевы, изучается народная светская музыка, проходится (в истории искусства) и народная архитектура, и живопись, и орнамент, и прочее. Поставив у себя широко изучение народного творчества как в этих областях, так и в области поэзии, словесности, обрядности, быта и вообще народной жизни – такая академия могла бы быть прямо органом, стоящим на страже художественно-музыкальных интересов своего народа, блюсти чистоту и самобытность родного искусства, подготовляя молодых людей, проникнутых демократическими идеями в своем деле» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Круг её дел был такой же, какой ведал и Синод, только дела эти касались одной патриаршей области. Для заведывания монастырскими и церковными крестьянами в 1701 г. восстановлен был Монастырский приказ, который со времени учреждения Синода поступил в его ведомство и, в качестве органа Синодальной власти, заведовал всеми хозяйственными операциями в церковных вотчинах и сборами с них доходов. Для заведывания церковными делами Петербургской области, составлявшей также Синодальною область, при Синоде учреждена была Тиунская контора (1721). По мере надобности одни из Синодских учреждений с течением времени получили преобразование, другие возникли вновь. Так Монастырский приказ через три года преобразован был в Хозяйственное отделение при Синоде под именем сначала камер конторы, а потом коллеги экономии, которая со временем перешла в ведение государства, а оставшаяся в распоряжении Синода хозяйственная часть сосредоточилась в Синодальной канцелярии. С расширением специальных материальных средств Св. Синода, учрежден был в 1830 г. особый хозяйственный комитет, преобразованный в 1839 году в хозяйственное управление, заведующее всеми вообще денежными суммами и имуществами, находящимися в распоряжении Св. Синода. Для ревизий Синодальных сумм при Синоде в 1867 r. учреждено контрольное отделение. Для руководства и наблюдения за духовными школами со времени их реформ в 1808 г. возникло особое учреждение с именем Комиссии духовных училищ, которая в 1867 г. переименована в Учебный Комитет. Для высшего же заведывания церковно-приходскими школами в 1885 года учрежден при Синоде Училищный Совет под председательством одного из присутствующих в Св. Синоде архиереев. В целях объединения и планомерного развития миссионерской деятельности православной церкви при Св. Синоде в 1913 г. учрежден был Миссионерский Совет, а в целях объединения и планомерного развития издательской деятельности учрежден был Издательский Совет. Внешняя организация Синода была взята с общего типа организаций коллегий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Одновременно с этим Государственный Совет в 1885 году (2-го июня) утвердил новые штаты епархиального управления в образованных епархиях, – епархиальных канцелярий, чиновников и пр., с отпуском из казны потребных сумм. Штаты эти и доселе остаются в силе. Несколько ранее (23-го апреля 1885 года) и независимо от утверждения штатов епархиальных управлений в Закавказье, образована была епархиальная канцелярия Владикавказская, с учреждением двух штатных должностей, с предоставлением им как общих, так и особенных по месту службы прав и преимуществ и с отпуском из казны необходимых средств. В пределах же экзархата образованы были новые попечительства о бедных духовного звания; по Высочайшим повелениям они открыты в Гурийско-Мингрельской (2-го июня 1890 года), во Владикавказской и Сухумской епархиях (9-го февраля 1891 года); учреждения эти действуют на общих основаниях (согласно положению 12-го августа 1823 года). Изменения в управлении Владикавказской епархии, вследствие перечисления в эту епархию приходов Терской области, доселе подчинявшихся епископу Кавказскому, проживавшему в гор. Ставрополе, повлекло за собой изменения и для обширной Кавказской епархии. Кроме отчисленных от нее приходов Терской области, от нее же перешли в новообразованную Сухумскую (прежнюю Абхазскую) епархию приходы нынешней Черноморской губернии и даже часть Кубанской области (около г. Анапы). Вследствие этого прежняя Кавказская епархия переименована в Ставропольскую и, сократившись в пределах, охватывает ныне Ставропольскую губернию и Кубанскую область. Перемены коснулись и Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Кроме изменений в районе ее действий, вследствие образования новых епархий – Сухумской и Владикавказской и присоединения к экзархату всей Закаспийской области, образовавшейся в нынешних ее пределах при Александре III, состав членов синодальной конторы увеличен новым постоянным членом в лице ректора Тифлисской духовной семинарии, присутствие которого признано было полезным и необходимым в заседаниях конторы (28-го сентября 1891 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

ЖУРНАЛ 62 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси об учреждении Патриаршей гуманитарной миссии на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Луганской областей. Справка: В ходе заседания Высшего Церковного Совета 27 июня 2023 года были заслушаны доклад митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия о состоявшейся по благословению Святейшего Патриарха Кирилла поездке Херсонскую область для оценки гуманитарной ситуации вследствие подрыва Каховской ГЭС, а также доклад епископа Верейского Пантелеимона, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, о гуманитарной работе на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Луганской областей. По итогам обсуждения докладов Святейший Патриарх предложил создать постоянно действующий рабочий орган по организации гуманитарной работы на упомянутой территории, что было поддержано Высшим Церковным Советом. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С целью дальнейшей координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Луганской областей, а также с целью координации оказания помощи раненным военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов, – учредить постоянно действующую Патриаршую гуманитарную миссию на упомянутых территориях. 2. Патриаршей гуманитарной миссии осуществлять свою деятельность во взаимодействии с председателем Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, Преосвященным митрополитом Воскресенским Дионисием. 3. Выразить благодарность Преосвященному митрополиту Сингапурскому и Юго-Восточно-Азиатскому Сергию за проведенную подготовительную работу по организации Патриаршей гуманитарной миссии. 4. Руководство Патриаршей гуманитарной миссии на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Луганской областей поручить Преосвященному епископу Верейскому Пантелеимону, председателю Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

http://mospat.ru/ru/news/90659/

К двум, преподаваемым в академии, новейшим языкам немецкому и французскому с сентября 1863 г присоединен еще английский язык, который впрочем преподаваем был в академии и прежде, но с 1837 г. класс оного был закрыть. Многие из студентов с охотою приступили к изучению сего языка, открывающего для них доступ в новую обширную область учено-богословской литературы. Независимо от слушания классических уроков, студенты обоих отделений в течении курса, занимаемы были письменными сочинениями проповедей и рассуждений. Несколько, мною прочитанных сочинений воспитанников как старшего, так и младшего курсов, показывают в сочинителях верный и широкий взгляд на предметы, здравое и основательное суждение, ясное и точное изложение, и особенно доброе христианское направление. Все сочинения студентов рассматриваемы были наставниками с должным вниманием и подвергаемы были строгой ученой критике. К благоуспешному занятию науками как для наставников, так и для студентов представляет обильные средства академическая библиотека. Она заключает в себе богатое собрание как древних, даже первоначальных, изданий ученых сочинений на разных языках, так и новейших учено-литературных произведений иностранных и отечественных писателей по всем отраслями наук, преподаваемых в академии. Правда, отпускаемые на сей предмет из казны денежные средства слишком недостаточны для того, чтобы иметь все лучшее и необходимое для удовлетворения современным научным потребностям, но в 1862 г. академии даны вашим высокопреосвященством весьма достаточные к сему способы чрез пожертвование 10-ти тыс. рублей из сумм, сбереженных при Моск. кафедре. Кроме печатных книг, в академической библиотеке имеется более 800 нумеров рукописей разного, преимущественно же духовного содеряжания. Большая часть сих рукописей приобретены академиею в последнее десятилетие, частно, по распоряжению высшего начальства, из разных библиотек, как то из московской синодальной, из Синодальной типографской, из библиотеки Иосифова Волоколамского монастыря и других, частью покупкою; некоторые же получены в дар от разных частных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Что касается замещения церковных должностей, то оно, естественно, осуществляется компетентной церковной властью в соответствии с канонами и другими церковными законоположениями. Замещение церковных должностей – это область церковной жизни, где на протяжении всей истории Церкви особенно ощутимо было влияние светской государственной власти, но, в основном, это касалось высших церковных должностей. Такое влияние, в том случае, если оно не противоречит воле епископата, клира и церковного народа, не может считаться противоправным, ибо замещение церковных должностей соприкасается с областью внешнего церковного права. Формы этого влияния в истории менялись и определялись, в основном, статусом Церкви в государстве. Ныне в Русской Православной Церкви Первоиерархи избираются Поместным Собором; временные члены Священного Синода вызываются в порядке очереди, а епархиальные и викарные архиереи избираются Священным Синодом. При этом архиереи, избираемые Синодом, назначаются на кафедры на основании синодального определения указами Патриарха. Ныне действующий «Устав» предусматривает назначение на другие должности в органах синодального управления, в администрации духовных школ и монастырей властью Синода во главе с Патриархом либо единоличной властью Патриарха. Внутри епархии настоятели приходов и приходские священники назначаются епархиальными архиереями. Члены приходских советов избираются приходскими собраниями. Текущее администрирование в Церкви осуществляется путём письменных распоряжений, включая окружные послания, а также в форме устных распоряжений. Распоряжения вышестоящей церковной власти обязательны для подчинённых инстанций. 50.2. Церковный надзор Особым видом исполнительной (административной) церковной власти является надзор. Органы надзора те же, что и органы управления. Средствами надзора являются: получение письменных отчётов вышестоящими институциями от низших, личных докладов о состоянии церковных дел, визитация, то есть обозрение носителем церковной власти подведомственных ему учреждений, а также проведение ревизии. Письменные отчёты составляются по указанной форме. Такие отчёты подают, например, благочинные своему епархиальному архиерею. Личный доклад предполагает явку подчинённого лица к вышестоящему по требованию последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза 2 ноября 2023 г. 18:21 В опубликованном интервью ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов рассказал о целях, задачах, основных направлениях работы вуза, курсах при ОЦАД, которые могут предшествовать поступлению, новшествах в приемной кампании 2024 года. — Отец Максим, расскажите, пожалуйста, о целях, задачах и основных направлениях работы ОЦАД на текущий и будущий учебный и календарный годы. — В любом стабильно функционирующем высшем учебном заведении стратегические цели не меняются из года в год. И наш вуз — не исключение. ОЦАД сейчас развивается в трех главных направлениях: первое — это учебная работа, второе — научная деятельность и третье — в широком смысле понимаемая пайдейя (παιδεα), то есть воспитание. Если говорить об учебной составляющей, то ОЦАД, когда-то возникшая, по сути дела, как некое расширение диссертационных советов, кандидатского и докторского, сегодня является вполне стабильно функционирующим высшим учебным заведением, осуществляющим свою образовательную деятельность по программам магистратуры, аспирантуры и готовящим научные кадры в докторантуре. Одной из задач работы вуза в нынешнем учебном году является формирование научных школ ОЦАД. Это очень важно для определения внутреннего самоощущения вуза как учебно-научного центра. Мы видим конкретные направления, по которым можем двигаться для решения этой задачи. Прежде всего, это область церковного права. Тема очень актуальная, во-первых, с практической точки зрения, потому что выпускники, получившие квалификацию на уровне магистра в области церковного права, — это священнослужители, церковные работники, которые значительно более осознанно будут трудиться во многих областях: от приходской деятельности до епархиального уровня и синодальных отделов. Во-вторых, это вопрос не только практического уровня. Мне кажется, что церковное право сегодня нуждается в подготовке фундамента для того его осмысления, когда принцип «прикладного» употребления — то есть когда под ту или иную задачу ищется подтверждение в тех или иных церковных канонах — будет изменен на принцип определения вечного и неизменного, с одной стороны, и преходящего и допускающего корректировки в церковном праве, с другой стороны. Определить то, что относится в церковном праве к Преданию, чем руководствовались всегда, повсюду и все (чуть переиначу слова святого Викентия Леринского), и то, что относится к определенной эпохе (здесь область очень широка).

http://patriarchia.ru/db/text/6073595.ht...

Историческая память поможет нам сохранить единство. Интервью епископа Зарайского Меркурия журналу «Российская Федерация сегодня». 16 октября 2009 г. 14:05 Одной из новаций начавшегося учебного года в российских школах стало введение преподавания основ религиозной культуры и светской этики (пока, правда, в качестве эксперимента). О том, где и как предполагается проводить этот эксперимент в интервью журналу «Российская Федерация сегодня» рассказал член Совета Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий . — Преподавание основ религиозной культуры и светской этики начнется в этом учебном году, но не с 1 сентября: только весной 2010 года эти дисциплины появятся для четвертых классов (в последней четверти учебного года) средних школ. А с первой четверти нового 2010/11 учебного года к ним присоединятся пятиклассники. Всего в рамках эксперимента планируется охватить 256 тыс. учеников, а преподавать им будут 44 тыс. учителей. На данный момент в число 18 регионов, где пройдет этот педагогический эксперимент, включены Вологодская, Курганская, Свердловская, Тамбовская и Тверская области, Камчатка и Красноярский край, Калмыкия, Чувашия и Башкирия, Еврейская автономная область. В эксперименте не участвует Москва, но в него просится Новосибирская область. — Ваше Преосвященство, в прошлые годы в некоторых общеобразовательных российских школах уже велось преподавание православной культуры. Функционируют воскресные школы при православных храмах и государственные еврейские школы. Что нового в сегодняшнем эксперименте? — Действительно, уже накоплен положительный опыт преподавания основ православной культуры в большом количестве регионов: число общеобразовательных школ, в которых преподаются ОПК и (или) другие факультативы духовно-нравственной направленности, еще три года назад достигло 11184. Но в прежние годы в разных местах это делалось по-разному: были разные методики, разные учебные пособия, даже сами названия учебного предмета отличались друг от друга. Проведение эксперимента преследует цель найти оптимальную модель преподавания, унифицировать учебный процесс. Ставится, например, задача написания единого учебника. Поэтому «экспериментировать» мы будем не над самой идеей преподавания религиозной культуры, которая за прошедшие годы себя вполне оправдала. А будем внедрять оправдавшие себя на практике формы и методы преподавания, подходящие модели подготовки учителя, удобные схемы организации взаимодействия участников образовательного процесса, вносить коррективы в содержание отдельных учебников и пособий.

http://patriarchia.ru/db/text/814536.htm...

Синодальный отдел по делам молодежи и Паломнический центр Московского Патриархата провели II Межрегиональный молодежный форум «Духовное сближение» 20 мая 2014 г. 21:17 По благословению председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия с 15 по 17 мая 2014 года в г. Москве прошел II Meжperuohaльhый молодежный туристический форум «Духовное сближение: Татарстан — Ленинградская область — Москва». Организаторами мероприятия выступили Синодальный отдел по делам молодежи, Паломнический центр Московского Патриархата и Всероссийское православное молодежное движение ( ВПМД) при поддержке Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы. Форум проводился по инициативе региональных отделений ВПМД в г. Москве, Республике Татарстан и Ленинградской области. В число его участников вошли представители религиозных организаций и светской молодежи данных регионов. Делегацию из Татарстана возглавила заместитель председателя Совета молодежных организаций Республики Татарстан Р.Р.  Мухамадеева, являющаяся также помощником депутата Государственной Думы, председателя совета Федеральной национально-культурной автономии татар И.И.  Гильмутдинова. Официальным представителем Ленинградской области выступил член Общественной палаты региона К.С.  Беремеш. Целью форума являлась выработка мер по популяризации среди молодежи идей межрелигиозного мира и согласия путем стимулирования совместных программ в области молодежного туризма и паломничества. Участниками форума отмечено, что представленные на нем регионы имеют много общего в социально-экономической и религиозной жизни, что связано, в частности, с их стремительным развитием. Москва — столица Российского государства, мегаполис с многообразными этносоциальными процессами. Республика Татарстан имеет большой опыт по духовному сближению проживающих в ней народов, государственно-конфессиональному взаимодействию, укреплению межрелигиозного мира и согласия. Ленинградская область объединяет многие национальности и несколько малочисленных коренных народов и также отличается насыщенной религиозной жизнью.

http://patriarchia.ru/db/text/3651433.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010