В.Р. Легойда: Наследие новомучеников помогает в поисках ответов на вопрос, что значит быть христианином сегодня 10 декабря 2022 г. 11:29 9 декабря 2022 года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , принимая участие в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» и говоря об открытии в историческом парке «Россия — Моя история» выставки «100-летие подвига новомучеников и исповедников Российских при изъятии святынь», указал на чрезвычайную важность для нас наследия новомучеников. По словам представителя Церкви, наследие новомучеников «может дать нам очень многое в нашей церковной жизни и в наших поисках ответов на вопрос, что значит быть христианином сегодня». С другой стороны, как подчеркнул В.Р. Легойда, к сожалению, это наследие востребовано не в должной мере, мы знаем о новомучениках недостаточно. Как отметил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, неоднократно звучавшая мысль о том, что «мы почитаем и любим новомучеников не потому, что они мучились, а потому что они Христа любили вплоть до того, что приняли смерть», для нас является «драгоценным и важным источником укрепления в вере». Не менее значима для нас и молитва, обращенная к новомученикам, а также изучение их трудов на самые разные темы — от богословия до педагогики, подчеркнул В.Р. Легойда. Гость программы также поделился своими впечатлениями от участия в одной из обучающих встреч в формате PR-rocmuhoй образовательной программы «Мастерская новых медиа». Одной из тем обсуждения стал вопрос, как реагировать на фейки и что с ними делать. По мнению В.Р. Легойды, «в моменте с ними ничего сделать нельзя», поскольку, несмотря на быстроту реакции, область распространения ложной информации «в подавляющем большинстве случаев будет шире, чем область распространения вашего объяснения». С точки зрения главы Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, «стратегически есть несколько методов минимизирования негативного результата фейков», и один из них заключается в способности человека критически воспринимать информацию, что, в свою очередь, позволяет ему «менее охотно воспринимать фейки». Данная способность, по мнению гостя программы, является частью «информационной гигиены» для современного человека, она может помочь людям избежать «болезней некритического потребления фейков».

http://patriarchia.ru/db/text/5984170.ht...

Еф 2:19 «сограждане святых» равные в правах со святыми «сотрудник нас» работающий с нами «соузник меня» заключенный со мной в темницу В 1Кор 10:20 ап. Павел использует генитивную конструкцию «сообщники бесов» (в Синодальном переводе: «в общении с бесами»). Эту конструкцию можно также интерпретировать как обозначающую ролевые отношения. Смысл этого стиха таков: Павел выражает опасение, что коринфские христиане и бесы станут сообщниками, начнут действовать вместе. Эту разновидность ролевого отношения, участники которого находятся в равноправной позиции по отношению друг к другу, можно назвать «взаимным ролевым отношением». 6 . Местоположение: А расположено в Б Б обычно представляет собой название некоторой территории (провинции, царства), а А обозначает определенную местность (город, озеро, пустыню и т. п.). Мф 2:1 «Вифлеем Иудеи» Вифлеем, который в Иудее «пустыня Иудеи» пустыня, которая в Иудее «Назарет Галилеи» Назарет, который в Галилее «город Иуды» город, который в Иуде «Тарс Киликии» Тарс, который в Киликии Особую разновидность отношения местоположения представляет собой тот случай, когда А означает народ или племя, а Б – место, где оно обитает. Деян 8:9 «народ Самарии» народ, который живет в Самарии 7 . Идентификация: А идентифицируется при помощи Б Существуют две разновидности отношения идентификации. В первой из них идентификация производится путем называния: А представляет собой родовое понятие, а Б дает ему имя (название). Во второй разновидности А обозначает местность, идентифицируемую не с помощью названия, а указанием народа, живущего в ней. 130 Первый тип Мк 1:28 «область Галилеи» область, называемая Галилея «город Иерусалима город, называемый Иерусалим «миро нарда» миро, называемое нардом «четыре тысячи человек разбойников» четыре тысячи человек, которые были разбойниками «страна Гергесинов» страна, где жили гергесины «город Самарян» город, в котором жили самаряне 8 . Содержание: А содержит Б А обозначает какой–либо сосуд, вместилище и т. п., а Б – его содержимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

В своеобразную «вину» свт. Филарету обычно ставят его строгость к сочинениям на догматические и исторические темы (например, его явную нелюбовь к подробному анализу истории Вселенских Соборов). Однако есть область, где эта строгость не только оправданна, но и сверхактуальна сегодня - область народного «литургического творчества». Здесь свят. Филарет был действительно беспощаден: в собрании его отзывов и резолюций по епархиальному управлению сохранилась масса запретов на печатание и распространение акафистов [xii] , если последние являлись лишь парафразой образцовых текстов этого жанра литургической поэзии, буквально вытеснившего собою все остальные, подлинно церковные жанры. Более того, уже после кончины московского святителя это его отношение сказывалось и на вполне официальных синодальных решениях. Одно из них столь показательно, что рискнём привести из него пространную цитату. «Января 8 дня 1869 г. - О воспрещении печатать акафисты, скудные содержанием и не содержащие никаких особых указаний, приложимых к Святому, имени коего они посвящаются ( Секретно ). Приказали : рассмотрев акафист Св. Великомученику Димитрию Солунскому, Святейший Синод находит, что он не представляет никаких особенных указаний, приложимых собственно к святому, имени коего посвящен, а содержит общие выражения, заимствованные из акафистов уже обнародованных, и вообще крайне скуден по содержанию и не представляет в себе назидательности; а потому Святейший Синод определяет: настоящий акафист святому великомученику Димитрию Солунскому к печатанию не  разрешать, о чём и дать знать указом, с возвращением рукописи Московскому Духовно-Цензурному Комитету. Сверх сего, принимая во внимание, что большая часть поступающих на рассмотрение Святейшего Синода акафистов отличаются таковыми же свойствами, как и вышепоименованный, Святейший Синод находит необходимым предписать С. Петербургскому, Московскому и Киевскому Духовно-Цензурным Комитетам секретными указами, чтобы имеющие впредь поступать на рассмотрение их акафисты, подвергать более строгому разбору, и, в случае,  если эти акафисты окажутся также скудными по содержанию, изобилующими общими местами и не содержащими никаких особенных указаний, приложимых к святому, имени коего будут посвящены, то таковых акафистов в рассмотрение Святейшего Синода не представлять, а собственною властью воспрещать их печатание, доводя только о том до сведения Святейшего Синода» [xiii] .

http://bogoslov.ru/article/305703

В особенности незаменимым нам представляется издание древне-славянской Библии для непосредственных академических задач и потребностей. Помимо потребности иметь этот текст как важный в указанных сейчас отношениях научный памятник, как материал для необходимого исправления принятого текста Библии, это издание должно было бы иметь самое благотворное влияние на подъем и оживление вообще научной академической деятельности. Академическая наука несомненно воспользовалась бы новым научным предприятием, связанным с небывалой доселе в наших академиях коллективной самостоятельной разработкой библейского текста в целях уяснения своего собственного взгляда на задачи, постановку и форму разрешения библейских вопросов, доселе неизбежно связанных с иностранной разработкой. Как ни странно, мы – наследники, и, по-видимому, ценители Византии – еще не удосужились взять на себя труд хотя бы одного научного издания несомненно важного для нас греческого текста Библии, ни разу не прикоснулись к разработке какого-нибудь другого восточного текста Библии, – до сих пор пользовались только иностранными изданиями библейских текстов. Но еще более странно, что с таким же невниманием относилась наша наука и высшая церковная власть и к усовершению своего родного, славянского текста Библии... Примеры московской и казанской духовных академий, имевших счастливую возможность сосредоточить свои силы над работами по изучению славянской и русской письменности в 50–60-х годах XIX столетия, ясно указывают, что последствия таких работ весьма плодотворны. То, что дано в „Прибавлениях к творениям св. отец“ в Московской Духовной Академии, в период составления ученого Описания рукописей Московской Синодальной Библиотеки под руководством о. А. В. Горского и в „Православном Собеседнике“ за время ознакомления Казанской Духовной Академии с рукописями Соловецкой Библиотеки, составляет незаменимый вклад духовных академий в область изучения наших славянских и русских церковно-литературных и исторических первоисточников. Путем удовлетворения одной из самых существенных назревших потребностей науки нашего времени – научного издания славянской Библии – и наша Академия могла бы внести свою лепту в область этих изучений, как она с достоинством удовлетворяла запросы в других областях богословского знания. И удовлетворение этой задачи тем более следует отнести на долю нашей Академии, что в Петербурге сосредоточено самое большее количество доступных духовным академиям источников славянского библейского текста. Исторические условия властно возложили исполнение этой ожидаемой от духовной науки задачи на С-Петербургскую Духовную Академию, и уклонение от нее без ущерба для ученого достоинства Академии, нам кажется, нужно считать невозможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/za...

четыредесятницы и пятидесятницы. Изучению подлежит пение осмогласное, «на Господи воззвах» с о стихами (запевами), «на Бог Господь», прокимны, ирмосы, – затем песнопения, не подчиняющиеся закону осмогласия, имеющие свою самостоятельную мелодию, как «иже херувимы», «хвалите имя Господне» (полиелей), великое славословие и проч. и песнопения речитативные, как «Свете тихий». «Милость мира», «Отче наш», «Верую» и пр. Песнопения не осмогласные, как заимствованные по своей мелодии большею частью из древних напевов Синодальных нотных книг, естественнее всего изучать в их оригинальной древней мелодии, по указанным нотным книгам. В некоторых случаях может быть необходимость проверить и выправить по этим книгам и осмогласные мелодии обычного напева. Таким образом, последующий материал изучения составят наиболее употребительный песнопения древних распевов, изложенный в Учебном Обиходе, Октоихе и Ирмологие. Переложения и сочинения хоровые могут служить материалом изучения только в конце школьного курса, преимущественно для избранного круга певцов, для певческого хора, в целях участия при пении богослужебном. Дальнейшая задача церковного пения в школе, а потом в жизни, – служить духовною связью народной жизни с церковью в целях широкого религиозно-нравственного воспитания народа. Преподавание церковного пения в народной школе, поэтому должно быть поставлено так, чтобы оно представляло собою интерес всесторонний, обнимая собою, как область религиозно и нравственно-воспитательную, так и область художественно и народно-воспитательную. Указанного материала вполне достаточно для этой цели, нужно только уметь воспользоваться им. Конечная цель преподавания – всестороннее воспитание народа в духе веры и нравственности, преданности Престолу и Отечеству, в духе народного и художественного развития, может быть близка к своему выполнению только тогда, когда церковное пение будет иметь для народа не только временное богослужебное значение, но и сделается сильною потребностью души, займет место не только на внебогослужебных собраниях, но и в домашней жизни православно-русского народа, как это было в первые века христианства, как это часто бывало в века, не столь отдаленные и у нас на Руси, когда многие добрые сыны церкви дома находили назидание в псалмах, пениях и песнях духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasili_Metallo...

Отдельные его исследования о писателях (как Метафраст), законодательных памятниках (как эклога), о грамотах и актах – до известной степени могут знакомить с критическим талантом и блестящей способностью обобще­ний. Но наиболее свойственная Васильевскому область материала, с которым он чаще всего имел дело, и наиболее присущие ему орудия учёной работы – были жития святых. Конечно, работая над житиями, он преследовал какую-нибудь историческую задачу, так что каждая такая работа легко могла бы быть приурочена к какому-либо отделу. Выше мы останавливались уже на некоторых его исследованиях по житиям святых или в отделе общеисторических тем или славянорусских. Но остаётся ещё много однородных работ, которым хотя и можно бы дать место в тех же отделах, но которые мы предпочли сосредоточить в одном месте, – по следующим основаниям. Над исследованиями житий Васильевский трудился больше, чем кто-либо, за исключением разве членов того ордена, который продолжает работать над Acta sanctorum. В этой области он приобрёл замечательное чутье и удивительную проницательность и скажем смело – это была любимейшая область его занятий. Таким образом, нам предстоит здесь двумя-тремя штрихами отметить эту сторону в его учёной производительности и мимоходом коснуться значения занятий житиями святых вообще. В ноябрьской книжке Журнала Министерства Народного Просвещения за 1886 г. помещена статья «Один из греческих сборников московской синодальной библиотеки», имеющая предметом описание кодекса 160, в котором заключаются жития святых. «Эти жития, – говорит автор, – должны иметь важное значение – прежде всего в качестве исторических источников, так как уже давно известно и хорошо на отдельных случаях показано, какой драгоценный и богатый материал в них заключается для восполнения более живыми подробностями скудных средневековых летописей, в данном случае византийских хроник». Не скажем, что это новая мысль, напротив, большинство занимавшихся Византией пришло к убеждению, что жития, церковные слова и ораторские произведения составляют часто первичный источник сведений об исторических событиях, которыми притом не всегда пользовались с желаемою полнотой летописцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Учреждена Патриаршая гуманитарная миссия на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей 24 августа 2023 г. 20:59 24 августа 2023 года в ходе заседания под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла члены Священного Синода заслушали сообщение Его Святейшества об учреждении Патриаршей гуманитарной миссии на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей ( журнал 62 ). В ходе заседания Высшего Церковного Совета 27 июня с.г. были заслушаны доклад митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия о состоявшейся по благословению Святейшего Патриарха Кирилла поездке в Херсонскую область для оценки гуманитарной ситуации вследствие подрыва Каховской ГЭС, а также доклад председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископа Верейского Пантелеимона о гуманитарной работе на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. По итогам обсуждения докладов Святейший Патриарх Кирилл предложил создать постоянно действующий рабочий орган по организации гуманитарной работы на упомянутой территории, что было поддержано Высшим Церковным Советом. С целью дальнейшей координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству, на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, а также с целью координации помощи раненым военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов, Священный Синод учредил постоянно действующую Патриаршую гуманитарную миссию на упомянутых территориях. Патриаршей гуманитарной миссии постановлено осуществлять деятельность во взаимодействии с митрополитом Воскресенским Дионисием , председателем Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта. Члены Священного Синода выразили благодарность митрополиту Сингапурскому Сергию за проведенную подготовительную работу по организации Патриаршей гуманитарной миссии. Руководство Патриаршей гуманитарной миссией поручено епископу Верейскому Пантелеимону. Работу по оказанию помощи раненным военнослужащим, особенно на территориях, ближайших к линии боевого соприкосновения, владыка Пантелеимон должен координировать с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом . Патриархия.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6052194.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Храме Христа Спасителя состоялась конференция «Православная культура в современной школе» 02.02.2014 В рамках направления «Религиозное образование и катехизация Русской Православной Церкви» XXII Международных Рождественских образовательных чтений 28 января 2014 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Православная культура в современной школе». Конференцию возглавили председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана, епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия. Участие в конференции приняли более 500 педагогов из регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. С содержательными докладами по ключевым вопросам выстраивания в регионах конструктивного взаимодействия церковных и светских структур в процессе преподавания ОПК в составе предметной области (комплексного курса) «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) выступили преосвященные Феофан и Зиновий. Взаимодействие в этом процессе Министерства образования и Церкви раскрыла в своем докладе представитель Минобрнауки России, начальник Отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования С.Д. Ермакова. Председатель митрополит Меркурий обозначил в своем выступлении основные проблемы и направления развития преподавания православной культуры по всем ступеням школы. Для этого, как указал архиерей, требуется большая подготовительная работа, создание материалов по стандартизации содержания предметов по религиозным культурам, подготовка на их основе учебников и пособий, закрепление их обязательной конфессиональной экспертизы в религиозных организациях, реализация программ подготовки учителей. Поскольку это даже не месяцы, а годы работы, то к ней надо приступать незамедлительно. Работу по расширению преподавания ОРКСЭ можно начать в группе наиболее подготовленных регионов, в числе которых председатель Синодального отдела назвал также и возглавляемую им Донскую митрополию (Ростовскую область).

http://drevo-info.ru/news/16628.html

Голова Синодального відділу із взаємин Церкви й суспільства взяв участь у засіданні Громадсько-консультативної ради при УФМС по місту Москві 15 серпня 2014 р. 14:15 15 августа 2014 года состоялось очередное заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы Российской Федерации по городу Москве. В заседании принял участие член совета, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . Была заслушана информация о миграционной ситуации в российской столице, обсуждались также вопросы обучения мигрантов основам русского языка, истории, культуры и законодательства России. Обращаясь к участникам заседания, протоиерей Всеволод Чаплин поблагодарил УФМС по Москве, образовательные и общественные организации за содействие проекту «Просвещение», предполагающему церковное участие в обучении мигрантов. Выступавший также выразил глубокую солидарность людям, которые прибывают в Москву и Московскую область из юго-восточных регионов Украины и испытывают сложности с трудоустройством и получением легального статуса. По словам отца Всеволода, «понятно, что Москва перенасыщена людьми, в том числе мигрантами, и государство не случайно направляет беженцев в малонаселенные регионы. Но люди, о которых идет речь, сегодня находятся здесь. Многие из них имеют именно в Москве и Подмосковье родственников, друзей, возможности для применения своих интеллектуальных и профессиональных качеств. Убежден, что нужно помочь им в легализации и трудоустройстве». Отец Всеволод также отметил предпринимаемые в городе усилия по пресечению нелегальной миграции и по ликвидации мест скопления людей, эксплуатируемых в рабских условиях. Одновременно он призвал настаивать на ответственности бизнеса в данной сфере, дабы избежать, с одной стороны, унизительного и бесправного труда мигрантов, а с другой — опасности для жителей столицы. Выступавший упомянул и нарастающую проблему распространения среди мигрантов экстремистских псевдорелигиозных учений, чему, по его словам, следует противостоять не только через работу правоохранительных органов, но и через поддержку работы с мигрантами традиционных российских религиозных общин. Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3703624...

У Москві відбулася зустріч добровольців, які брали участь у гасінні пожеж і наданні допомоги погорільцям 4 вересня 2010 р. 16:37 31 серпня 2010 року в саду «Ермітаж» у Москві відбулася зустріч добровольців, які брали участь у гасінні пожеж і наданні допомоги погорільцям. У заході взяли участь заступник голови Синодального відділу з церковної благодійності та соціального служіння М. В. Васильєва і виконавчий директор благодійного фонду «Справедлива допомога» Є. П. Глінка. Учасники зустрічі обговорили питання подальшої спільної роботи з надання допомоги погорільцям. У теперішній час в столиці Росії продовжують діяти три склади для збирання допомоги: склад фонду «Справедлива допомога», склад Синодального відділу з церковної благодійності та база в Коліоново. Добровольці продовжать моніторинг ситуації в регіонах, зокрема стежитимуть за долею погорільців та їх сусідів, а також за ходом будівництва житла для постраждалих. У середині жовтня планується відвідати всі згорілі населені пункти невеликими групами, до яких увійдуть водій, кореспондент з фотоапаратом, камерою або диктофоном, можливо, психолог і юрист. Також добровольці збираються допомагати у відновленні лісів. Основною базою для вирощування саджанців та координації людей, які готові садити їх, вирішено вважати базу Михайла Шляпникова в Коліоново (Московська область, Єгор " євський р-н). Там же, в Коліоново, через 2-3 тижні планується провести свято-збори, які допоможуть зрозуміти на місці, що і як можна робити на цій базі надалі. У серпні для координації допомоги погорільцям було стихійно створено кілька інтернет-майданчиків. Учасники зустрічі прийшли до висновку, що відсутність координації знижує ефективність роботи в Інтернеті. Тому http://russian-fires.ru/ і http://scer.net.ru/ починають тісно взаємодіяти і обіцяють в найближчому майбутньому створити оптимальний ресурс з координації допомоги. У Живому журналі  відкрилося  співтовариство «Правова допомога постраждалим від пожеж» . Як повідомляє сайт Милосердя.ru , команду юристів вже сформовано, але юристи ще дуже потрібні. Патріархія.ru   Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1267573...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010