«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Символы веры раннего христианства Свидетельства веры ранней Церкви: Апостольский Символ веры, выдержки из творений Иринея Лионского, Тертуллиана, Григория Чудотворца, Дионисия Римского. Символы веры раннего Христианства Символ веры — краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином. Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей: – Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т. е. вера в Троицу. – Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения. – Исповедание веры в Церковь, как собрание в котором верующий получает спасение. – Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем. Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из–за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры. Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь — это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это — дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4 :2–3). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова. Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух — это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух . Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью, ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Но такие обвинения Тимофей должен был принимать только тогда, когда они подтверждались показанием двух или трех свидетелей. Более легкое принятие их выражало бы неуважение к сану пресвитера и роняло бы самое его служение в глазах мирян. Не мешало бы и сектантам быть более осторожными в обвинениях против духовенства. Ст. 22. Руки скоро не возлагай ни на погоже, ниже приобщайся чужим грехом. Этими словами апостол заповедует Тимофею осмотрительность в избрании и посвящении пресвитеров и диаконов и запрещает поспешность и опрометчивость, так как в последнем случае священная должность может быть возложена на лице недостойное, которое и в прошлом запятнано было грехами и в будущем несвободно будет от них. Ответственность за эти грехи падет и на архиерея, своим избранием выразившего как бы соизволение им. 2 Тим., гл. 1, ст. 6. Ср. 1Тим. 4:14 . Ст. 13. «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе». Образцом называется то, с чем должно согласоваться или чему должно подражать. Что же разуметь под образцом здравого учения или образом здравых словес? Здравое учение уже содержится Тимофеем, держаться же еще образца этого учения значит не что иное, как соблюдать преданное апостолом точное образцовое изложение его. Из этого усматривается, что в апостольской Церкви существовали точные изложения веры, с которыми должны были сообразоваться проповедники, которые изучаемы были приемлющими священство, равно как и вступающими в Церковь . Это так называемые символы веры , сохраняющиеся до наших дней и ведущие свое начало от апостолов. Несомненность происхождения символов от самих апостолов ставит излагаемое в них учение по важности наравне с учением Св. Писания. Способ, каким символы сохранялись и передавались неизменно от одного поколения верующих другому, пока не преданы были письмени, всего лучше указан в следующем месте того же послания: Гл. 2, от. 2. «Что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

13. Чаша и блюдо. Обычные чаша и блюдо означают греховность человеческую, причем " чаша " символически представляет человека чистого, а " блюдо " - греховного. Важнее вымыть чашу и блюдо изнутри, чем снаружи. Точно так же гораздо важнее держать в чистоте душу, чем тело. Евангелие гласит: Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф.23:26). 14. Побеленные и окрашенные гробы - символ лицемерия людского. Напрасный труд украшать гробы снаружи, если они внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф.23:27). " Кости мертвецов " - это символ окаменевшего сердца и заблуждающегося разума человеческого, не поддающегося влиянию Духа Святого. " Нечистоты " олицетворяют дурные пороки и страсти. Все свои пороки лицемерные люди скрывают за притворной набожностью и добродетельностью, как красивый гроб скрывает в себе мертвеца. 15. Сума и сокровища - символ ризницы небесных сокровищ, как сказано в Евангелии: приготовляйте себе сумы не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах... ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.13:33). 16. Горящий светильник и чресла препоясанные есть символ разума, просветленного верой в Христа, и страстей плотских, обузданных воздержанием. 17. Дом - это символ небесной обители: в доме Отца Моего обителей много (Ин.14:2). Дом как здание храма обозначает тело человеческое: Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1Кор.6:19). 18. Посох, жезл - это знак власти и старшинства. Кроме того, это и трость Ангела Хранителя, удерживающего человека с правой стороны, чтобы тот не пал в грязь греха. 19. Меч и семя есть символы слова Божьего, причем " семя " означает произнесенные Господом слова, а " меч " - силу слова Господа, как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (Откр.1:16). И апостол Павел указывает: возьмите меч духовный, который есть Слово Божье (Еф.6:17). 20. Щит означает веру, как сказано в Новом Завете: а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф.6:16). И правда, вера защищает человека в этой жизни сильнее всего остального.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

– Мария! И в этот момент она узнала Его и, воскликнув: – Раввуни!  – бросилась к Его ногам. Но Он остановил ее: – Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. А иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему  ( Ин.20:16–17 ). Эта встреча исполнена смыслов и символов. Почему Он не разрешает Марии прикасаться к Себе теперь, до вознесения на небо? Потом Он пойдет к апостолам, сидевшим за запертыми дверями страха ради иудейска, и спросит их: – Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня  ( Лк.24:38–39 ). Несомненно, ученики потрогали Его, но тем не менее продолжали сомневаться. Чтобы убедить их, Спаситель спросил, есть ли у них какая-нибудь пища. Они дали Ему часть печеной рыбы и сотового меда, и Он ел. Таким образом, не вознесясь еще на небо, как Он сказал Марии Магдалине, Спаситель убедил апостолов осязать Его руки и ноги, чтобы они уверились, что это не дух, а Он Сам. Так же Он поступит и с Фомой, когда явится ученикам через неделю. Тогда почему же Он запретил это Марии Магдалине, говоря, чтобы она не прикасалась к Нему, поскольку Он  еще не восшел к Отцу ? Здесь нам надо воспарить духом и обратиться к определенной символике. Спаситель всегда использовал символы для описания отношений людей между собой и с Богом. Когда же речь заходила о Божественных истинах, которые нельзя представить нашим умом, а можно только принять верой, тогда Он уже использовал не символы, а прямое и последовательное утверждение. Сказав, что Он Сын Божий 4 , Он сделал ясное утверждение, неприкрытое символами, и принял смерть, не утаивая истины в символе. Когда сказал, что Плоть Его истинно есть пища и Кровь Его истинно есть питие (см.: Ин.6:55 ) и, кто не будет есть Плоти Его и пить Крови Его, не войдет в Царствие Небесное (см.: Ин.6:53 ), то Он не использовал никакого символа, а лишь ясное утверждение, ибо Бог не лжив, подобно диаволу.

http://azbyka.ru/o-yavleniyah-spasitelya...

ПРОЙТИ ОГОНЬ И ВОДУ Этим выражением характеризуют человека, чьи жизнестойкость, решительность, умение справляться со сложными ситуациями, выработались в разного рода испытаниях. Нередко произносится с оттенком иронии или порицания, в адрес того, чье прошлое богато сомнительными приключениями; хорошее знакомство кого-либо с темными сторонами жизни, участие в сомнительных переделках и приобретенное тем самым умение отстаивать свои интересы любыми средствами. Смысл библейских стихов, давших хождение указанному фразеологическому обороту, не лежит в житейской плоскости. Огонь и вода — наиболее распространенные в библейском тексте символы. В них переплелись представления о страдании и очищении. Вера в очистительную силу огня и воды отразилась в древнем обряде очищения: «…все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду…» ( Чис.31:23 ). Сами по себе природные стихии — огонь и вода — уже являются знаками, поскольку подчинены Господу, и их воздействие на человека, даже прямое, физическое, несет в себе сокровенный смысл, так как являет зримо волю Божию. Зло истребляется огнем (Содом и Гоморра) и водой (потоп). Сам Господь — «огнь поядающий» и «источник воды живой». Каждый из них в отдельности выступает то как символ испытания, наказания, то как символ очищения. Нередко одно и другое действие неотделимы: огонь переплавляет грубое и неподатливое, при этом отделяется шлак и получается чистое серебро. Очистительная сила воды — от древних обрядов до «бани водной», крещения — общеизвестна. В то же время вода выступает как поэтический образ страдания (в Псалмах). Соединенные в пару эти символы означают испытание, наказание, спасение. Псалмопевец воздает хвалу Господу: «Благословите, народы, Бога нашего, и провозгласите хвалу Ему. Он сохранил душе нашей жизнь, и ноге нашей не дал поколебаться. Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на голову нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» ( Пс.65:8–12 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Священник : Символ есть знак или предмет, указывающий на нечто отличное от них. Далее мы будем говорить о символических знаках, оставляя в стороне символические предметы. Обряд есть последовательность символических действий или знаков, через которые выражается истина веры, благоговейное расположение, воспоминание о священном событии, молитва и так далее. Священные символы и обряды подтверждают наше поклонение Богу, выводя его за пределы внутреннего, или сердечного, расположения и соделывая также внешним действием. Символы и обряды необходимы, ибо они восполняют наше поклонение Богу, вовлекая в него телесную сторону нашего существа. И как сами они не имеют ценности без участия души и духа, так не имеет полноты и поклонение, желающее оставаться сплошь духовным и потому гнушающееся тела и обращенных к нему обрядов и символов, ибо душа без тела не может составить полное человеческое существо. А сколь важны обряды, уясним из того, что тело во всем сопутствует душе, будучи причастно всякому ее состоянию и действию. Так, в радости человек смеется, в скорби плачет, в страхе дрожит и бледнеет; по выражению лица распознают душу его и различные ее состояния. Эту истину подтверждает Писание: Веселое сердце делает лице веселым... а унылый дух сушит кости ( Притч.15:13; 17:22 ); и еще: Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его делает его ненавистным (см.: Еккл.8:1 ). И о первом убийце Каине читаем: И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит... И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его ( Быт.4:6–7,15 ). Участвуя в преступлении души, тело оказалось причастно ее состоянию после преступления. Знамение же, наложенное Богом на Каина, не может быть ничем иным, кроме взгляда убийцы, завидев который каждый признал бы в нем погубителя чужой жизни. Итак, необходимость символических знаков следует из того, что в нашем поклонении Богу должно участвовать тело, Им же данное. Богодухновенное слово гласит: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ). И еще: умоляю вас, братия... представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для духовного служения вашего (ср.: Рим.12:1 ). Таким образом, прославляя Бога и при посредстве тела, мы воздаем Ему поклонение всем существом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». 79 «... без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает». 80 «... однако, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа»... 81 Именно слова: – «а кто не будет веровать, осужден будет» указывают на невозможность спасения без веры. Некоторые различия во мнениях может вызывать вопрос укоренения веры в сердце человека. Иногда возможно неправильное понимание слов: «Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас – Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». 82 Контекст указывает на то, что речь идет о спасении, что оно дар Божий верующим, а веру человек получает от слышания (или чтения) слова Божия: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия». 83 Но вера не может быть просто отвлеченной неясной и не сформулированной, неосознанной. Есть детская вера, но эта искренняя вера подразумевает принятие слов Иисуса Христа всем сердцем, а также обязательное следование авторитету Православной Церкви, безоговорочное послушание. Вера должна полностью соответствовать Учению Иисуса Христа (см. выше о необходимости правильного понимания Писания). Для определения правильности веры, полноты следования учению Христа составляются изложения веры, символы веры . Именно из них мы узнаем, как кто верует. Подавляющее большинство сект не имеет исповеданий или изложений веры. Это специально и тонко рассчитанный шаг, целью которого является сокрытие вероучения. Утверждение о том, что допускаются самые различные мнения, является совершенным обманом – ведь тогда полностью допустима и православная точка зрения! Они крайне фанатичны и имеют достаточно ясно сформулированное учение, но его нельзя предать огласке – сразу будет получен обоснованный его разбор и станет видна полная его несостоятельность. Намеренное сокрытие учения позволяет в дискуссиях выдвигать множество взглядов, совершенно неожиданных, могущих своей абсурдностью привести в замешательство кого угодно. Столкнувшись с «не сформулированным учением» главное сохранять полное душевное равновесие и быть готовым тактично выяснить каждый вопрос до конца, направляя беседу в сторону выяснения основных моментов спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Они собирались по примеру св. апостолов, «ко­торые держали Собор в Иерусалиме» ( Деян.15:6 ). Мы придаем такое важное значение решениям соборов Церкви на основании слов Госпо­да Иисуса Христа: « если церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф.18:18-17 ). Вселенских Соборов в наше время насчитывается семь ; 1й – Никейский ( 325 г.); 2й – Константинопольский ( 381 г.); 3й – Ефесский ( 431 г.); 4й – Халкидонский ( 451 г.); 5й – Константинопольский второй ( 553 г.); 6й – Константинопольский третий ( 680 г.); 7й – Никейский второй ( 787 г.). До середины XV века православные не ограничивали число Вселенских Соборов семью. Св. Марк Эфесский называет Собор 880 года Восьмым Вселенским, а последующие отцы придавали вселенское значение и другим поместным Соборам – 1156–1157, 1341, 1348, 1351 гг. и пр. Тема 12: О Никео-Цареградском Символе веры В основе Никео-Цареградского Символа веры лежат древние крещальные символы , которые восходят к учению апостолов. Отцы I Вселенского Собора в Никее составили первые семь членов (пунктов) Сим­вола веры. На II Вселенском Соборе они были пере­работаны, и добавлены еще пять членов . Первый Вселенский Собор был созван против ложного учения александрийского священника А рия . Называется также собором 318 отцов, составивших 20 правил (или канонов); Второй Вселенский Собор был созван для утверждения учения о Боге Духе Святом против ложного учения константинопольского епископа Макед о ния; называется также собором 150 отцов, составивших 7 правил. Тема 13. О первом члене Символа веры Определение веры Веровать в Бога – значит быть уверенным в том, что Бог существует и заботится о спасении сотворенного им мира. Апостол Павел пишет, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». ( Евр.11:6 ). Христианин всегда должен быть готов дать исчерпывающий ответ на вопрос «как веруешь?» «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пт.3:15).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Вопрошающий: То, что Священного Писания достаточно для веры и спасения, без какой-либо необходимости в Предании, вытекает из слов апостола Павла к Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:15–16 ). Эти слова ясны. Никакое дополнение к Священному Писанию не нужно. Старец Клеопа: Здесь апостол говорит лишь о Писании Ветхого Завета, так как Новый Завет тогда еще не был написан. Этими словами Павел указывал Тимофею, что хороший учитель может использовать Ветхий Завет для укрепления своей веры во Христа и проповеди христианства. А из вашего ошибочного утверждения следует, что ни одна из книг Нового Завета, которые были написаны после Послания к Тимофею, не должна быть принята. Вернее, что достаточно признать лишь книги Ветхого Завета, упоминаемые в том отрывке, на который вы ссылаетесь. Вопрошающий: Некоторые люди не признают Предание, объясняя это тем, что с течением времени оно приняло в себя множество чисто человеческих идей, так что сегодня мы уже не в состоянии отличить истинное апостольское Предание от ложного. Старец Клеопа: Церковь Христова определила истины веры в соответствии с долгой традицией, через догматы и каноны святых Вселенских Соборов, символы веры и исповедания святых отцов, которые были признаны на многих Поместных Соборах, проводившихся с древнейших времен. На этих Соборах истинность святой православной веры была твердо установлена, и, прежде всего, в том, в чем она подвергалась нападению со стороны ересей того времени. Из совокупности этих Соборов видно окончательное и неизменное содержание Священного Предания. Оно может быть определено на основании следующих условий: Если предание не соответствует этим условиям, оно не может считаться истинным и святым и, следовательно, не может считаться приемлемым или необходимым для соблюдения. Вопрошающий: Несмотря на все усилия, которые, как вы рассказываете, Православная Церковь сделала и делает для сохранения истинного Предания, некоторые считают, будто нужно верить лишь тому, что содержится в Священном Писании. «Первые христиане, – говорят они, – принимали только сочинения, содержащиеся в Священном Писании, как там и сказано: “Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так” ( Деян. 17:11 ). Из этого следует, что и мы должны хранить именно то, что описано в Священном Писании».

http://azbyka.ru/o-svyashhennom-predanii...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание Апостольский символ веры    Верую в Бога, Отца, всемогущего, Творца неба и земли.    И в Иисуса Христа, его единственного Сына, нашего Господа, зачатого Святым Духом, рожденного Девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в ад, на третий день воскресшего из мертвых, взошедшего на небо, сидящего по правую руку Бога, всемогущего Отца; Он и придет оттуда судить живых и мертвых.    Верую в Святого Духа, святую всеобщую церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение плоти и вечную жизнь. Аминь.    Цитируется по изданию. Карл Барт. «Очерк догматики». Издательство «Алетейя». СПб., 2000. Стр. 3. Символ веры священномученика Иринея Лионского...    Церковь хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и всё, что в них,    И во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего всё домостроительство Божия и пришествие и рождение от Девы и страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа Нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы «возглавить всё» (Еф.1.10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да перед Иисусом Христом, Господом Нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, «преклониться всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Ему» (Флп.2.10),    И сотворит Он праведный суд всех: духов злобы и ангелов, согрешивших и отпадших, а также нечестивых, неправедных, беззаконных и богохульных людей Он пошлёт в огонь вечный, напротив праведным и святым соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит вечную славу. Символ веры Тертуллиана    Вот правило или символ нашей веры. Мы исповедуем его всенародно. Мы веруем, что существует единый Бог, Творец мира, извлекший его из ничтожества Словом своим, рожденным прежде всех век.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4160...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010