з) Без обрядов немыслимо и совершение св. таинств, в которых подается спасающая благодать Божия, ибо Христос установил для них известные вещества и известные внешние действия. Так, св. Тело и Кровь Христа преподаются верующим под видом хлеба и вина, после совершенного священнослужителем их благословения, с молитвою о преложении их Духом Святым; для крещения необходимы вода, произнесение известных слов и троекратное погружение; для постановления во священство нужно руковозложение с молитвою; для исцеления больного и получения им прощения грехов необходимо помазание маслом, с молитвою над болящим, пресвитеров Церкви и т. д. Все это совершается не одною только молитвою духом, но и при участии тела, при совершении известных священных действий, или обрядов. 6) О каких еще обрядах упоминается в Новом Завете? а) о каждении фимиамом: «Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита, посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» ( Фил. 4:18 ). «И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама от руки Ангела пред Бога» ( Отк. 8:3–4 ). б) возжение светильников во время богослужения: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (по-гречески – лампад) ( Деян. 20:7–8 ). в) Употребление при богослужении особых священных одежд: «Когда пойдешь, пишет ап. Павел Тимофею, принеси фелонь 15 , который я оставил в Троаде у Карпа, и книги особенно кожанныя» ( 2Тим. 4:13 ). 7) Кто имеет право устанавливать, изменять или отменять обряды? Только св. Церковь . Обряд не догмат и не составляет сущности веры: что одежда для тела, то обряд для веры. Но изменять или отменять обряды может только Церковь , власть которой, в лице ее высшей иерархии, не ограничивается в делах веры и церковного порядка ( 1Кор. 14:40 ) не только на земле, но и на небе ( Мф. 18:18 . Ин. 20:23 ). Поэтому, кто отвергает установленные Церковию обряды и символы, тот является непослушным сыном Церкви, о котором Христос сказал: «Если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Многое из того, чему апостол Павел учил Тимофея и других своих учеников, равно и то, чему учили другие апостолы, записывали их преемники. Оно вошло в писания апостольских мужей ( Поликарпа Смирнского , Игнатия Богоносца и других), в древние символы веры , в последованиях Литургии, Крещения, Миропомазания и других священнодействий. Знакомясь с этими древними документами христианской литературы, мы убеждаемся, что содержание истины полнее в Церкви , чем в Писании. Во-вторых, Священное Писание содержит в себе словеса Духа Святого – истины из высшей и даже Божественной сферы бытия. Поэтому, чтобы правильно понимать Писание, необходимо руководство и помощь Духа Святого. Наличие огромного числа сект убеждает в том, что многие, берущиеся толковать Священное Писание, не понимают его. И это не потому, что оно написано трудным языком. Ведь проповедь апостолов была преимущественно обращена к простым и некнижным людям. Следовательно, причина непонимания Писания заключается в том, что люди сознательно, а чаще всего несознательно, по своей греховности, плотскости (плотяности), пристрастиям и другим причинам не принимают то, что внушает Дух Святой ( 1Кор. 2:14 ). Частая ошибка сектантских проповедников – это «вырвать» из Писания тот или другой стих и толковать его вне контекста других мест, относящихся к данной теме. При этом они выбирают именно тот текст, который, якобы, подтверждает их предвзятую идею, и игнорируют те места, которые эту идею опровергают. Произвольное обращение сектантами со словом Божиим привело к тому, что многие люди нашего времени стали скептически относиться к самому понятию истины. Умонастроение таких скептиков первый выразил Понтийский Пилат, который, услышав от Христа об истине, с иронией спросил: «Что есть истина?» и перевел разговор на другую тему, не дожидаясь ответа. Но мы верим в существование истины в Церкви потому, что в ней действует тот же Дух истины, Который наставлял апостолов. Как история показала, ни отдельные епископы, ни даже соборы, ни, конечно, народ не обладают непогрешимостью в вопросах веры. Непогрешимость в вопросах веры и морали дана Церкви в ее целом, в ее соборной гармонии епископов, духовенства и всех православных верующих. Церковь в своей совокупности составляет тело Христово, а Господь Иисус Христос – ее глава. О безупречной чистоте учения Церкви свидетельствует апостол Павел: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). Поэтому Церковь и именуется «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Об изложенных в Сирмии, в присутствии царя, символах веры Как бы осуждая все, что прежде сами определили касательно веры, теперь составили они новые символы: один написан Марком аретузским на греческом языке, а прочие на латинском, и последние ни в словах, ни в составе своем несогласны как между собою, так и с символом греческим, который составлен епископом аретузским. Здесь я помещу один из латинских, соединив его с произведением Марка, а другой (латинский), прочитанный в Сирмии после, помещу в другом месте, когда буду описывать события в Аримине. Надобно заметить, что оба эти изложения переведены были на язык греческий. Изложение веры, составленное Марком, таково: «Веруем во единого Бога Отца Вседержителя, Творца и Создателя всяческих, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, и в единородного сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденного от Отца, в Бога от Бога, свет от света, чрез Которого произошло все, сущее на небесах и на земле, видимое и невидимое, в слово, премудрость, свет истинный и жизнь. Который в последние дни ради нас вочеловечился и родился от Святой Девы, распят и умер, погребен и воскрес из мертвых в третий день, вознесся на небо и сидит одесную Отца, и в конце века придет судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, Которого царство непрерывно пребывает в бесконечные веки, ибо Он будет сидеть одесную Отца не только в сем веке, но и в будущем, и в Духа Святого, т. е. в Утешителя, Которого (Господь) обещал послать Апостолам по восшествии своем на небеса, и послал научить и напомнить им все, чрез Которого освящаются души искренно верующих в Него. А кто утверждает, что Сын – из не-сущего, или из другой ипостаси, а не от Бога, и что было время или век, когда его не было, тех Святая и католическая Церковь признает чуждыми. Говорим также: кто утверждает, что Отец и Сын суть два Бога, тот да будет анафема. Кто, признавая Христа Богом и предвечным Сыном Божиим, не исповедует, что Он содействовал Отцу в творении всяческих, тот да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Является ли отречение царя Николая Александровича от престола в пользу наследника препятствием к канонизации его именно как царя-страстотерпца? Нет. Из библейской истории мы знаем, что царь Давид, находясь в старческой немощи, еще при жизни поставил вместо себя царем сына Соломона, однако все равно он остался в истории святым царем Давидом: И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды (3 Цар.1, 33 – 35). О связи между отречением от царя и отступлением от Православия – Скажите, батюшка, а есть ли прямая связь между народным отречением от царя и отречением народа от Церкви, которое последовало совсем скоро после ареста Николая II, и потом – после расстрела в доме Ипатьева? – Связь между отречением от царя и отступлением от Православия, веры и Церкви несомненна. Со святого равноапостольного Константина начинается христианская государственность. Преподобный Феодор Студит писал в 806 году императору Никифору: «Бог даровал христианам эти два дара – священство и царское достоинство; ими врачуется, ими украшается земное, как на небе. Поэтому, если одно из них будет недостойно, то и все вместе с тем неизбежно подвергается опасности» (Послание 16-е). При венчании на царство (коронации) православному царю торжественно вручаются символы его власти. Над ним также совершается таинство миропомазания, в котором государь получает дары Святого Духа. Поэтому цареубийство – не только тяжкое уголовное злодеяние, но и духовное преступление, которое, как правило, навлекает большие бедствия на страну. Тяжесть и продолжительность их зависит от отношения всего народа к этому преступлению, ибо можно быть причастным к этому тяжкому греху не только прямым участием, но и моральным соучастием. Последствия зависят и от того, на каких началах строится дальнейшая жизнь общества: на тех же духовно-нравственных принципах, по которым жил благочестивый христианский царь, или на тех, которые вводят в стране убийцы помазанника Божия? Святитель Иоанн (Максимович) так говорит о связи цареубийства с отступлением от веры и Церкви:

http://pravoslavie.ru/105167.html

Святой Нектарий Эгинский говорит: «В широком и христианском смысле Церковь есть общество всех свободных и разумных существ, всех, кто верит в Спасителя, в том числе и Ангелов. Апостол Павел говорит: и поставил (Бог Отец) Его (Иисуса Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем 266 . Таким образом, она объединяет всех, кто верил во Христа до Его пришествия в мир, кто формировал Церковь Ветхого Завета, которая во времена патриархов управлялась обетованиями и данной в откровении верой, то есть устно. Затем, во времена Моисея и Пророков, она управлялась Законом и Пророчествами, то есть письменно... Она включает всех верующих от первых, до последних... Глава Церкви в Эдеме, Иисус Христос был главой Церкви Патриархов, утвержденной на Моисеевом Законе, предвосхитившим Новозаветную Церковь через образы и символы... В мире существует лишь одно место пребывания для человека: Рай, там находится Церковь , в которой спасение человека. После падения праотцев и возникновения греха те, кто отошел от Бога, создали другое место – место греха. Церковь Божия включала в себя лишь только тех, кто обращал свои взоры к Богу и ждал пришествия Спасителя. Церковь несла в себе веру и надежду на обещанное спасение человечества во Христе Спасителе. Те, кто обладал этой верой и этой надеждой, находились в Церкви Божией, ожидая искупления человечества Спасителем, и получили его. Те, кто не имел этой веры и этой надежды, находились вне Церкви. Причиной существования места вне Церкви стал Адамов грех. Поэтому в этом мире с момента падения Адама существует два места – место Церкви и место вне Церкви...» 267 . Итак: из всего сказанного нам уже легко уяснить то, при каких условиях возможно вхождение в это место первое: место единственно спасительное и благое для человека, которое есть и Рай, и Царствие Божие, и Вечное блаженство, иначе – вечное сопребывание с Источником всех благ: это – вера во Христа! Несомненно, что во все времена, кто бы из людей не искал жизни в Боге, – не мог улучить спасения без веры в Сына Божия и Его Спасительные Страдания за род человеческий. Так, от каждой верующей души во все времена протягивалась живая нить к той Спасительной Тайне, которая затем уже, по осуществлении ее, – дополнила и влила благодатную Жизнь в сосуды, уготовленные и ожидавшие исполнения обетования: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные... И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного: потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства...» 268

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

1Фес.1:10 ; Дан.7:13 ). Тогда Богочеловеческая реальность Личности Спасителя будет явной для всех людей, включая и тех, которые на земле осудили Его на смерть и распяли ( Откр.1:7 ). И все земнородные ясно узрят, что Бог возвысил Иисуса и дал Ему имя выше всякого имени, и преклонится пред Ним всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:9–11 ). Божественную славу Спасителя при Втором Его Пришествии нельзя описать никаким языком: ни человеческим, ни ангельским. Вся слава неба и небес над небесами явится тогда на земле. С Ним придут все святые Ангелы, ибо Сам Господь обещал: Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним ( Мф.25:31 ; ср. Мк.8:38 ; Лк.9:26 ; Мф.16:27, 24:30 ; Иуд.14 ; Ис.66:18 ). Неотступно верные слуги Спасителя, Ангелы, будут сопровождать Его и при Его Втором Пришествии (см. Мф.13:41, 24:31, 25:31 ; Мк.8:38 ; Лк.9:26 ), которое воссияет, подобно молнии, и потому будет видимо всеми и всюду. А кто может сопровождать молнию, если не Ангелы? Кто может служить такому Богу и Господу, приходящему, как молния, если не Ангелы? Посему святой Апостол благовествует: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба ( 1Фес.4:16 ). Первому Архангелу, святому Архистратигу Михаилу, этому хранителю народа Божия ( Дан.10:5, 13, 21, 12:1 ), Господь даст заповедь о воскресении мертвых и о Суде; он объявит ее прочему небесному воинству, которое Божиими трубами возвестит ее всем существам неба и земли, от одного до другого края небес ( Мф.24:31 ). И все, живые и мертвые, выйдут в сретение Господу: и Сам Господь при последней трубе сойдет с неба ( 1Кор.15:52 ; 1Фес.4:16 ). Эта Богооткровенная истина о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа составляет один из главных догматов Богочеловеческой, Христовой веры, который Церковь испокон веков вводила в свои символы и его необходимость для нашего спасения возвела в догмат на все времена, внеся его во вселенский, Никео-Цареградский, Символ веры , благовествуя о воскресшем и вознесшемся Господе Иисусе Христе, что Он паки придет со славою судить живых и мертвых и Его Царствию не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Послушаем нашего громкого писателя (стр. 46): «Иисус не был теологом или философом с более или менее хорошо обдуманной системой». Мы согласны с этим, но ведь Он был Бог, учивший истине, что стоит значительно больше. «Для того чтобы сделаться учеником Иисуса, не требовалось никаких формальностей, равно как не нужно было и исповедания убеждений». Извините, знаменитый академик, Иисус не требовал никаких подписаний условий, с этим мы вполне согласны, но исповедание убеждений Он иногда спрашивал. Если бы вы более вдумчиво читали Евангелие, вам бы встретились примеры этому, как например нижеследующий: «Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за Кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого» ( Мф.16:13–16 ). Мы думаем, что это и есть настоящее исповедание убеждений, относящееся к Богу реальному; не к Богу идейному, Богу фраз, каковым является Бог Ренана, а к Богу личному и живому 11 . Это два основных догмата символа христианской веры. Вместе с этими двумя истинами Ренан, если бы не был так невнимателен, нашел бы в Евангелии еще много других; он бы их встретил на каждой странице. Он бы мог в то же время заметить, что Иисус часто возбуждал речь о вере. Может ли он объяснить нам, что значит вера, раз в ее доктрину ранее не уверовали? Быть может, он скажет, что вера, как всякий акт разума или воли, должна иметь свой объект. Но разве может быть объектом веры что-либо другое, как не известное учение, которому оказывают безграничное доверие? Если бы Ренан удовольствовался тем, что утверждал, что Иисус не сочинял обрядностей, мы бы легко согласились с ним. Но сочинить обрядность и посеять известное учение – две вещи разные. Кроме того, Иисус не имел надобности сочинять символы, по той простой причине, что Он не вносил в свет новую религию. Он явился только, как Он Сам объяснял это, чтоб дать законное разъяснение религии, данной в начале Богом, и чтоб призвать к ней, забывших ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

г) Бесконечное величие. О нем мы можем заключать из слов Спасителя: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» ( Мк.3:28–29 ). 4) Божеские действия, как то: а) Творение и преемственность в Царстве благодати, или возрождение душ: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ). «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:3, 5 ). б) Промышление и также преемственность в Царстве благодати, или управление Христовой Церковью. «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс.103:30 ). «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). 5) Божеское почитание. Ибо все мы обязываемся креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28. 19 ), и, следовательно, обязываемся исповедывать и прославлять как Отца и Сына, так и Святого Духа. Все мы составляем храм Святого Духа, который обитает в каждом из нас ( 1Кор.6:19 ), следовательно, должны служить Ему, как Владыке храма, как Богу. Свидетельствами о веровании Древней Церкви в Божество Сына Божия служат: 1) Символы или исповедания веры, употреблявшиеся в Церкви до Никейского Собора. В некоторых из них мысль о Божестве Иисуса Христа выражена кратко, как, например, в Символе, известном под именем Апостольского: «Верую и во Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего». Зато в других она высказана обстоятельно и со всей ясностью. Так, в Исповедании веры, помещенном в Постановлениях Апостольских, Иисус Христос называется «Сыном Божьим единородным, перворожденным всея твари, прежде век по благоволению Отца рожденным, несотворенным». В Символе Церкви Иерусалимской – «Сыном Божиим единородным, иже от Отца рожденным прежде всех век, Богом истинным, им же вся быша». В Символе Церкви Кесарийской – «Словом Божиим, Богом от Бога..., прежде всех век от Отца рожденным». В Символе свт. Григория Чудотворца , употреблявшемся в Церкви Неокесарийской при ежедневном наставлении народа – «единым от единого, Богом от Бога..., Силой, сотворившей все твари..., бессмертным от бессмертного, вечным от вечного».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Примечание. Автор в кратком наброске плана (или – оглавления) своей докторской диссертации, сделанном им уже слабеющею рукою за несколько дней до смерти, пишет следующее: «Гл. 6) Неоплатоник Дионисий Ареопагит . Главная мысль: Ап. Павел – познаем вполне (все); Дион. Ареоп. – даже серафимы (познают (?)) лишь отчасти – сообразно своей природе. Затем 8) Заключение. Критицизм как учение о познании метафизического объекта качественно ограниченном вполне подготовлен у отцов церкви (но не противоречит (ли он? или ему?) ап. Павел (лу)?)». 1... 5. И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу; 6. и клялся Живущим во веки веков, который сотворил небо и все что на нем, и землю, и все, что на ней, и море, и все что в нем, что времени уже не будет. 7. Задачи богослова-критициста в отношении самого догмата и формулы догмата. Аналогии и символы догмата. Если признать, что Троица принадлежит к миру «вещей в себе», в котором законы человеческого мышления могут быть и не приложимы, то все попытки логически вывести Троицу или логически опровергнуть ее теряют большую часть своего значения: Троица делается тогда предметом чистой веры, веры, – не переводимой в знание, но зато и неуязвимой для критики, руководящейся только требованиями логики (что тоже едва ли не составляет выигрыша с точки зрения чисто религиозной). Но спрашивается, что же после этого остается делать разуму с догматом? Богослову-критицисту остается задача отчетливо показать, что именно в догмате непостижимо и непредставимо для нас (для нашей познавательной деятельности). Антитринитарии IV в. (полемизируя против церковного триадологического догмата) говорили: золотые статуи по отношению к золоту, их образующему, суть ипостаси, а золото в отношении к ним есть их общая сущность: каждая золотая статуя содержит в себе только часть всего существующего на свете золота (общей сущности статуй); а догмат утверждает, что в Боге каждая Его Ипостась объемлет, или включает в себя, всю Сущность сполна, и все Три Ипостаси (или «виды Божественного существования») существуют одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Вера в спасение, совершенное для нас Господом, это – одно и всеми приемлемое дело. А уверенность в своем спасении – дело совсем другое, которое естественно только после доброго подвига в явлении всякой добродетели в течении всей жизни, уже пред кончиной и у людей святейшей жизни. Пример сему дает св. ап. Павел, который говорит о себе: «я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды» ( 2Тим.4:6–8 ). Это сознание исполненного долга и обязанности «доброго подвига» ради спасения, чуждо древне-фарисейской похвальбы праведностью от своих дел и ново-фарисейского самохвальства праведностью от одной своей веры. Церковь Христова оберегает от такого ложного душевного устроения и пустосвятства тех, кто «выказывает себя праведниками пред людьми» и «уверены о себе, что они праведны и уничижают других» ( Лк.16:15; 18:9 ) и предлагает всем, начиная с наибольших подвижников своих, всегда пребывать в мытаревом состоянии духа – «Боже! будь милостив ко мне грешнику»! – чтобы быть оправданными пред Богом ( Лк.18:13–14 ). Да и свою праведность от Бога, по вере, через какую благодать Божию и когда члены протестантских сект получают? Если исповедь, крещение и причащение не подают благодати очищения грехов и освящения человека, и есть не действительное и реальное действие её, а только назидательные символы и обряды – хлеб и вино без Тела и Крови Христовых, вода без Духа Святого и исповедь без благодатного отпущения от пастырей, – то тогда по вере вашей да будет вам: вы не в Церкви Христовой, благодати Божией нет на вас и грехи ваши не прощены и остались на вас. А спасены вы в одной своей фантазии, только думая, что вы прощены и очищены от грехов, веруя в воображаемую благодать и сами себя удостаивая Царствия Божия. Не признавая добродетели обязательной для спасения, не имея благодати для подлинного очищения и освящения, все спасение баптистов и прочих самосвятов проходит в постоянном самовнушении в своей спасенности. Но, находясь в тяжком заблуждении ни на чем не основанной уверенности в своем спасении, сектанты яростно нападают на Православие и с видом чрезвычайной духовности особенно усердно отрицают, например, церковные их святыни – иконы, крест и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010