Действительно, год от года капитал прирастал, и к 1863 г. Духовно-учебное управление располагало 15 435 343 руб. в виде государственных процентных бумаг. Однако, несмотря на внушительные суммы, денег на содержание учебных заведений не хватало, и дефицит бюджета постепенно все более и более увеличивался. Причин можно назвать несколько. Во-первых, незначительность прироста дохода от продажи свечей (от 7 до 15 тыс. руб.). Во-вторых, волевое уменьшение банковских процентов в 1830 и 1857 гг. сократило прирост доходов почти на 70 000 руб. серебром ежегодно. В-третьих, удорожание стоимости жизни и увеличившиеся в конце 1850-х годов темпы инфляции подняли планку расходов. В-четвертых, расходы на учебные заведения не изменились, оставаясь на уровне 23 мая 1836 г. В предшествующее церковной реформе пятилетие дефицит превысил за 100 тыс. рублей 335 . 1858 год – 56 773 руб. 63 коп. 1859 год – 153 422 руб. 3/4 коп. 1860 год – 100 974 руб. 51 коп. 1861 год – 109 411 руб. 93 коп. 1862 год – 101 669 руб. 26 коп. До 1863 г. дефицит покрывали за счет свободных сумм, но теперь они были полностью исчерпаны, и для выполнения сметы расходов на 1863 г. в 1 960 043 руб. 17 коп. не хватало 52 000 руб. Их надеялись извлечь из экономических остатков семинарских бюджетов. Финансирование учебных заведений носило строго дифференцированный характер. Все приходские и уездные училища, семинарии закон распределил по трем разрядам. В соответствии с ними годовые суммы, находившиеся в распоряжении школ, в значительной мере колебались. Приходские училища: 1-го разряда от 415 руб. сер. до 572 руб. сер. 2-го разряда – 350 руб. сер. 3-го разряда – 285 руб. сер. Уездные училища: 1-го разряда от 1101 руб. сер. до 1430 руб. сер. 2-го разряда – 1001 руб. сер. 3-го разряда – 879 руб. сер. Духовные семинарии: 1-го разряда от 10 367 руб. сер. до 15 488 руб. сер. 2-го разряда – от 8 909 руб. сер. до 9 251 руб. сер. 3-го разряда – от 5 223 руб. сер. до 7 209 руб. сер. Академии: Санкт-Петербургская – 36 269 руб. сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арх.: Автографы муз. сочинений И. Д.: Ath. Dionys. 571. Fol. 1–144v, 1-я пол. XIX в. (Анфология); 645, XIX в. (Анфология); 646, 1-я пол. XIX в. (Стихирарь-Матиматарий); 651, 1-я пол. XIX в. (Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр); 652, 1-я пол. XIX в. (Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр.— Анастасиматарий Хрисафа Нового); 678, 1-я пол. XIX в. (Анфология); 679, 1819 г. (Доксастарий Триоди —Пентикостарий Иакова Протопсалта. Т. 1); 681, 1-я пол. XIX в. (Анфология); 682, 1-я пол. XIX в. (Доксастарий Иакова Протопсалта. Т. 1); 683, 1-я пол. XIX в. (Доксастарий Иакова Протопсалта. Т. 2); 690. Fol. 17–197v, 1837 г.; 693, 1-я пол. XIX в. (Анфологион Стихираря); 694, 2-я четв. XIX в. (Анфологион Стихираря); 695. P. 1–106, 1834 г. (Анфология — Доксастарий стиховных Хурмузия Хартофилакса); 705, 1-я пол. XIX в. (Сборник подобнов с медленным мелосом (ργν προσομοιριον)); 707, 1858 г. (Стихирарь — Матиматарий); 708, сер. XIX в. (Анфология); 722, сер. XIX в. (Анфология); 727. P. 1–862, сер. XIX в. (Анфология); 754, сер. XIX в. (Сборник причастнов); 767, сер. XIX в. (Анфология); 768. Fol. 182–282, 1848 г. (Анфология); 775. Fol. 1–16v, сер. XIX в. (Сборник (Φυλλδα)); 784, сер. XIX в. (Сборник); 806, сер. XIX в. (Анфология); 823, ок. 1860 г. (Печатный сборник 1: Приб. к 1-му т. Доксастария, изданного протопсалтом Иаковом (Δοξαστριον...μελοποιηθν παρα ακβονπρωτοψλτον ττο Χριστο Μεγλης κκλησας. ν Γαλατ, 1836. T. 1), и к 1-му т. Доксастария стиховных, изданного хартофилаксом Хурмузием (1859)); 824, сер. XIX в. (Печатный сборник 2 (27а): Приб. к изд.: Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο. Κωνσταντινοπολις, 1851); T. 1); 825, сер. XIX в. (Печатный сборник 3: Приб. к изд.: Πανδκτη 1851. T. 2); 826, сер. XIX в. (Печатный сборник 3: Приб. к изд.: Ταμεον νθολογας. Κωνσταντινοπολις, 1851); 827, сер. XIX в. (Печатный сборник 5: Приб. к изд.: Πανδκτη. 1851. T. 4); 828, 2-я пол. XIX в. (Печатный сборник 6: Приб. ко 2-му т. Доксастария стиховных, изданного хартофилаксом Хурмузием (1859)); 829, сер.

http://pravenc.ru/text/578124.html

64– 144), 60–70-е годы XVII в. Филиграни: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка RGD (?) в картуше – типа Дианова и Костюхина, 400 (1672 г.); Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка РМ – Дианова и Костюхина, 431 (1658 г.). Текст распадается на ряд «слов». Слово 1, читаемое 19 сентября, представляет собственно Житие Федора Ярославского. Слово 2 – о «жительстве» князей Давида и Константина. Слово 3, читаемое 5 марта, представляет статью об обретении мощей в 1463 г. Затем следует изложение всех чудес от мощей ярославских чудотворцев (по Антониевской редакции). Далее читаются: «Похвальное слово» на память Федора, Давида и Константина, «Сказание вкратце» о житии и чудесах ярославских чудотворцев и «Поучение» на их память. В остальных списках уже имеются редакционные изменения: Слово 1 и Похвальное слово сопровождаются стихословиями, «Сказание вкратце» получает название Синаксаря. 2) ЯМЗ, 15173. Служба и Житие Федора Ярославского (л. 32– 188 об.), кон. 70-х – нач. 80-х годов XVII в. Филиграни: Герб Амстердама, под ним литеры ЕР – Дианова и Костюхина, 160 (1680 г.); Герб Амстердама, контрамарка РВ-см. рукопись 1678 г. РГАДА, ф. 235, оп. 2, 92. Текст кончается Похвальным словом, после чего на л. 186 об. – 188 об. другим почерком вписано Сказание о переложении мощей ярославских чудотворцев в новую раку 22 июня 1704 г. 3) ЯМЗ, 15092. Сборник (л. 1–56 об.), 80–90-е годы XVII в. Филиграни: Герб Амстердама, под ним литеры ЕР – Дианова и Костюхина, 160 (1680 г.); Герб Амстердама, под ним лигатура CVH – типа Дианова и Костюхина, 167 (1690 г.). Текст содержит только первые два слова и запись чудес. 4) ЯМЗ, 15687. Сборник (л. 95–131 об.), кон. XVII в. Филигрань: Буква W под короной – типа Дианова и Костюхина, 58 (1690 г.). Текст обрывается на чуде о Симеоне, на словах: «и нача ко святым молитися со слезами, и абие якоже ма…» 5) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 222 (4 ). Житие Федора Ярославского (л. 1–62), кон. XVII – нач. XVIII в. После Похвального слова следует Поучение на память Федора, Давида и Константина, затем на л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в РНБ. Кир.-Бел. 354/611; в Минеях праздничных и в Трефолоях рус. святым последование княгине помещалось под 11 июля самостоятельно, причем ее память часто даже не упоминалась, напр. в: ЯМЗ. 15694; РНБ. Соф. 409; ГИМ. Син. 677, 885; РГБ. Рум. 397. Особенности указаний на Октоих в списках службы О. говорят о том, что уже в XVI в. наряду с совершением объединенного шестеричного последования мц. Евфимии и рус. княгине существовала практика совершения отдельной простой службы на память О. В кон. XVI-XVII в. появились праздничные последования в честь О., также предполагавшие совершение отдельной службы: полиелейной (РНБ. Погод. 589а) и бденной в 2 редакциях (РНБ. F.I.576; РГБ. Егор. 247; РНБ. Погод. 589б.). Основной состав простой службы О. варьируется в источниках. В одних списках нет тропаря, другие включают разные тексты тропаря; достаточно редко встречается светилен. Имеющиеся песнопения отличаются по редакциям: можно выделить 2 редакции архаичного светильна с упоминанием кн. Владимира; существуют и 2 редакции тропаря 8-го гласа. В соответствии с составом списки службы О. по типу простой службы из Иерусалимского устава распадаются на следующие группы: А - без тропаря, со светильном (ЯМЗ. 15694; РНБ. Кир.-Бел. 442/699; 340/597 - кон. XV-XVI вв.); Б - без тропаря и без светильна (напр.: ГИМ. Син. 885; 677; 317; РНБ. Соф. 225; РГБ. ОР. 408 - кон. XV-XVII в.); В - с тропарем 1-го гласа и со светильном в более поздней редакции (РГБ. Вол. 372; ГИМ. Син. 316; РНБ. Кир.-Бел. 450/707 - XVI в.); Г - с тропарем/тропарями разных гласов, без светильна, напр., с тропарем 1-го гласа (РГБ. Рум. 397; РНБ. Кир.-Бел. 354/611; 474/731 - XVI в.); с тропарем 8-го гласа (РНБ. Соф. 409, XVI в.); с тропарями 1-го и 8-го гласов (РНБ. Кир.-Бел. 586/843, XVI-XVII вв.). Все редакции более торжественных типов службы О. (полиелей и всенощное бдение) создавались на основе одного из вариантов простого последования с добавлением необходимых компонентов. Списки простой службы, относящиеся к группе А (без тропаря, со светильном), имеют ряд отличительных структурных признаков и текстологических особенностей: надписание имени автора, именование княгини преподобной, наличие подобна, седальна 1-го гласа «Гроб Твой»; отсутствие упоминания во 2-м тропаре 5-й песни канона царя Соломона; ошибочную мену 3-го тропаря и богородична на 5-й песни канона; особый порядок упоминания святых в 1-м и 2-м тропарях 9-й песни канона (сначала мученики, затем кн. Владимир); наличие светильна кн. Владимиру и О. со своим богородичном. В целом списки этой группы текстологически различаются между собой незначительно, при этом наиболее близки друг другу РБН. Кир.-Бел. 442/699 и 340/597. Старейший список группы, созданный в кон. XV - нач. XVI в. (ЯМЗ. 15694), содержит более древний вариант текста.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

и смыслъ твержа ми чл колюбче съ дерзновением на любовь же къ теб на исправление житию на собрание добродтели мл твами ст ы б ца и всхъ ст хъ годивъшихъ ти вка мл твами и мрлениемь прч сты вл дчца наше б ца и приснодв ца мр и и всхъ ст хъ твоихъ вка годивъшихъ ти псти ми г и вс грхи нын и присно… свершены на исполнение заповдеи и д ха с тго причастие и на страшнмь сд твоемь неосженно предстати сподоби г и ко тво дьржа… ко блг свнъ си въ вкы вко.. ко блг венъ еси съ о цемь съ прс тымь и бл гымь и животворщим д хомъ и нын… Как видно из таблицы, три варианта молитв имеют прошение о причащении святых Тайн (эти фразы подчеркнуты), тогда как второй вариант молитвы имеет прошение буди ми помощникъ и заступникъ и сподоби м одесную тебе стони. Это может свидетельствовать о том, что второй вариант молитвы был составлен как подготовительная молитва иерея до литургии, а три другие были предназначены для подготовки к причащению. Однако общий инципит молитв привел к функциональному их смешению и вариативному использованию. Учитывая, что первая молитва намного проще и короче двух других, можно предположить, что она была составлена раньше, а две другие, особенно из ЯМЗ, имеют более позднее происхождение. Наличие в инципите молитвы из ЯМЗ древнеболгарской формы вд свидетельствует о возможном ее переводе в восточной Болгарии в старославянский период. Греческие оригиналы этих молитв остаются неизвестными, поэтому полноценного лингвистического анализа этой молитвы произвести невозможно. Молитва Врую ко ты еси снъ ба живаго... имеет три варианта текста. Первый, на наш взгляд, более ранний вариант представлен в древнерусских служебниках Соф. 518 , Щук. 745, Син. тип. 43, ЯМЗ, Q.n.I.67, СТ, O.n.I.5, Соф. 522 , Соф. 523 33 . Второй вариант, более поздний, имеется во всех ранних южнославянских последованиях ЛИЗ Хлуд. 117, Увар. 46, Q.n.I.48, а также в некоторых правленых последованиях: в служебнике Никона Радонежского и в служебнике Соф. 566 середины XV в. В созданных по «Дитаксису» патриарха Филофея редакциях литургии в качестве молитвы перед причастием священнослужителей будет выбран третий вариант этой молитвы: Врую ги и исповдую . ко ты еси хъ снъ ба живаго сшедыи съ нбси и воплощьс дха стго въ еже спти гршны нихъже первыи есмь азъ (Син. 601, л. 3.), который употребляется до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Московская – 27 223 руб. сер. Казанская – 21 956 руб. сер. Помимо общих расходов на содержание помещений, их обслуживание, штат преподавателей, руководство и технический персонал, сметы семинарий и академий предусматривали расходы на питание и стипендии студентам, библиотеку, лекаря и больницу. Академиям, кроме того, выделяли средства на приобретение периодики (71 руб. 40 коп. сер.). Материальное положение учебного заведения, служивших и учившихся в нем тоже зависело от разряда. К 1863 г. годовые оклады составляли 336 : в академиях профессору бакалавру студенту высший 858 руб. сер. 429 руб. сер. 143 руб. сер. низший 715 руб. сер. 358 руб. сер. 85 руб. сер. в семинариях наставнику ученику высший 500 руб. сер. 34 руб. 28 коп. низший 257 руб. 40 коп. 34 руб. 28 коп. в училищах учителю ученику высший 343 руб. сер. 42 руб. 80 коп. низший 71 руб. 50 коп. 22 руб. 84 коп. Следует отметить, что в финансировании соблюдался иерархический порядок: высшее содержание назначалось для учебных заведений всех типов, расположенных в столице. Таким образом, все они, и особенно духовная академия Петербурга, находились в привилегированном, по отношению к другим, положении. В 1814 г. в церковных учебных заведениях, как и в светских, ввели ученые степени и установили классные оклады для окончивших академию (т. е. прибавку к жалованию): доктору – 500 руб. ассигнациями, магистру – 350 руб., кандидату – 250 руб., в пересчете на серебро, соответственно, 143, 100 и 71 руб. 50 коп. Магистрам, вступавшим в духовное звание, выдавали знак отличия – серебряный наперсный крест. Ученую степень доктора богословия первыми получили ректор Петербургской академии архимандрит Филарет (Дроздов) , инспектор той же академии архимандрит Филарет (впоследствии митрополит Киевский) и ректор Петербургской семинарии архимандрит Иннокентий (позже – епископ Пензенский). Реформа духовно-учебных заведений стала огромным шагом вперед в развитии профессионального образования духовенства. Многие выпускники духовных академий пошли по пути науки, сочетая основную работу с исследовательской. К концу 1850-х годов десятки человек имели ученые степени. Только на классные оклады по этой статье ежегодно расходовалось более 98 000 руб. Зримым выражением роста научного потенциала Церкви являлись сотни ученых трудов по различным отраслям богословской и исторической наук, философии 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сер. Но приходы первых двух церквей несколько лет тому назад, по местным обстоятельствам, распределены к очень близким соседним церквам; а приход Мысской церкви, как сказано выше, перечислен к Сутковской бывшей монастырской церкви. Следовательно, оклады сих трёх церквей, как излишние, составят экономию в 624 руб. серебром. Б. Шесть церквей, по ошибочным вероятно сведениям о числе прихожан оных, положены Святейшим Синодом по штату в высшем классе, чем следует по основаниям, Высочайше для сего положенным, именно: 1) Николаевская в местечке Негневичах, Новогрудского уезда; 2) Троицкая в селе Острове, того же уезда; 3) Михайловская в с. Малой Ельне, Брестского уезда; 4) Михайловская в с. Рясной, того же уезда; 5) Покровская в селе Каменице-Жировицкой, того же уезда, и 6) Богословская в с. Чернях, того же уезда. Первой из сих церквей число прихожан уменьшилось более нежели тысячью обоего иола, через восстановление, как сказано выше, Лавришевского прихода; а остальные церкви имеют прихожан мужеска пола – только Островская 555, Мало-Ельнянская 434, Ряснянская 574, Каменицко-Жировицкая 670, да Чернявская 378. Следовательно, нужно все сии церкви перевести в низшие классы наступающим порядком: Негневицкую Николаевскую из 2 в 3 класс, и исключить за одного священника 180 и за одного дьячка 40 р. сер.; Островскую Троицкую из 4 в 5 класс и священнику оной понизить оклад 20-тью руб. сер.; Мало-Ельнянскую Михайловскую из 3 в 6 класс и священнику оной понизить оклад 60-тью руб. сер., да исключить за пономаря и за просфирню 24 руб. сер.; Ряснянскую Михайловскую из 4 в 5 класс и священнику оной понизить оклад 20-тью р. сер.; Каменицко-Жировицкую Покровскую тоже из 4 в 5 класс и священнику оной понизить оклад 20-тью руб. сер.; Чернянскую Богословскую из 5го в 6 класс и священнику оной понизить оклад 20тыо руб. сер., да исключить за пономаря 32 и за просфирню 24 руб. сер. Таким образом, по сей статье останется от шести помянутых приходов всего 520 руб. сер. В. По основаниям, Высочайше утвержденным для составления штатов, из назначенного причтам оклада исключаются состоящие в их пользовании руга и проценты от капитала.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

7) Мирский с 4 уволоками земли; 8) Лысковский с 49 душами крестьян и 40 уволоками земли; 9) Цеперский с 13 душами крестьян и 13 уволоками земли; 10) Селецкий с третьею частью земского фундуша, в 71 душу крестьян и 29 уволок земли состоящего; 11) Кузницкий с несколькими моргами земли и жалованьем 119 руб. сер., из казны получаемым; 12) Дрогицкий с его небольшим фундушем, согласно учинённому уже представлению от 5 августа сего года, за к министру Н. П. Г. У. Д. Д. И. И. А.С. Шишкову. Виленской : 1) Якобштатский с 6 уволоками земли; 2) Иллукштанский с 15 душами крестьян и 12 уволоками земли; 3) Поставский с 33 душами крестьян и 12 уволоками земли; 4) Касутский с 34 душами крестьян и 15 уволоками земли; 5) Свержанский с 4 уволоками земли. III. Следующие монастыри, как не имеющие никаких или малые приходы, уничтожить совершенно, а именно: по епархиям: Полоцкой : 1) Маривильский, 2) Тадулинский; Луцкой : 1) Белостокий, 2) Дорогобужский, 3) Дубенский, 4) Гощанский, 5) Лисянский, 6) Луцкий, 7) Мильчанский, 8) Пугинский, 9) Туминский, 10) Загоровский; Брестской : 1) Новоселецкий, 2) Новогрудский, 3)Глушнянский; Виленской : 1) Гелиановский, 2) Казимировский, 3) Логойский, 4) Сутковский, 5) Троицкий, 6) Брацлавский. IV. Все фундуши монастырей, предыдущим пунктом совершенно уничтожаемых, а также остальные части фундушей монастырей, по второму пункту в светские приходские церкви обратиться имеющих, совокупить в одну массу церковных имений и капиталов Греко-Униатского духовенства, а именно: 1) Махировского 56 душ мужеского пола крестьян и 65 уволок земли, 2) Сироцинского 3.562 руб. 50 коп. сер. капитала, 3) Добригорского 9.719¾ руб. сер. капитала, 4) Ушацкого 5.700 руб. 49 коп. сер. капитала, 5) Безводзицкого 3.075 руб. сер. капитала, 6) Лисковского 68 душ крестьян и 27½ уволок земли, 7) Любавицкого 116 душ крестьян, 800 десятин земли и 3.098 руб. 65 коп. сер. капитала, 8) Малашковского 221 руб. 25 коп. сер. капитала, 9) Поддубецкого 16.064 руб. 60 коп. сер. капитала, 10) Тригурского 81 душа крестьян, три четверти квадратной мили земли и 17.707 руб. 50 коп. сер. капитала,

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Священник церкви главного штаба, кроме квартиры с дровами и водою, получает: 1) жалованье. Назорову давалось 500 руб. асс. в год, за уроки закона Божия и российской словесности – 300 руб. асс. и столько же за уроки детям чиновников главного штаба; Чулков и Владыкин получали за службу 336 руб. асс., а за уроки 228 руб. 50 коп. Словцов сперва получал оклад предшественников. С 1 января 1860 г. священник, подобно всем полковым священникам, начал получать 294 руб. сер. и столовых 99 руб. сер., а за уроки – 14 руб. сер. в месяц. В 1872 г. положено священнику 600 руб. сер.; за уроки в училище граверов – по 6 руб. 66 коп. сер. в месяц. 2) Кроме жалованья священник получает церковный доход, за исправление церковных треб, наконец имеет денщика с месячным на него провиантом. Диакон церкви главного штаба Георгий Васильев Поповский из отставных диаконов Киево-софийского кафедрального собора, получает от штаба квартиру с отоплением и освещением. При церкви есть еще церковники, числом до 4-х, из нижних чинов. С 1860 г. они наемные и получают 10 руб. в месяц и квартиру с дровами и водой. Хор певчих существует издавна. Еще в бывшей государственной коллегии, при министре Алексее Ивановиче Горчакове, и члене коллегии Павле Гавриловиче Гагарине, был хор из писарей и чиновников. Он пел по разным церквам, ибо своей церкви при коллегии не было. При устройстве церкви главного штаба, заботами начальства и настоятелей устроился хор из нижних чинов и военно-сиротских воспитанников. Хору выдавались пособия из церковных сумм и нанимался регент. В 1833 г. стали нанимать 12 человек семеновских певчих за 1,250 руб. асс. в год, на все воскресные и праздничные дни и на службы великого поста, страстной и пасхальной седмицы. Через год потом пели из батальона военных кантонистов, с платою в год 171 руб. 42 коп. сер. Этот хор пел до преобразования батальона в училище военного ведомства, в октябре 1858 г. Для усиления средств на наем певчих, все управления, составлявшие главный штаб, согласившись платить на это по 125 руб. сер., составили сумму в 500 руб. сер., на что последовало Высочайшее разрешение. С 1873 г, поют писаря главного штаба, получая от церкви 730 руб. сер. в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

На Сев. Кавказе также живут мусульмане из др. регионов мира. Коренные народы Сев. Кавказа являются близкородственными в географическом (общность территории расселения), историко-культурном (общность истории, материальной и духовной культуры), антропологическом, этнопсихологическом и др. отношениях. При этом местные общества имеют этнокультурные и языковые различия, к-рые основаны на многообразии их доислам. развития, на идеологических и правовых нормах, на народных культах и представлениях. И. распространился на Сев. Кавказе после первых араб. экспедиций, направленных против хазар. Монг. нашествие и крушение Арабского халифата в сер. XIII в. способствовали развитию местных форм И. и разделили его историю на халифатский период «внешней» исламизации (сер. VII - сер. XIII в.) и постмонг. период «внутренней» исламизации (сер. XIII-XX в.). На основе тех или иных характерных тенденций можно выделить следующие наиболее существенные периоды в истории И. на Сев. Кавказе: 1) арабо-хазар. войн (VII-VIII вв.); 2) переселенческий (VIII-IX вв.); 3) эволюции пограничных рибатов (X - кон. XI в.); 4) утверждения шафиитского права (кон. XI - сер. XIII в.); 5) расширения шафиитского влияния (сер. XIII - сер. XV в.); 6) шиитского реванша (сер. XV - нач. XVII в.); 7) обновленческого движения в И. (XVII-XIX вв.); 8) адаптации местных форм И. к условиям Российского гос-ва. Предлагаемая периодизация не является и не может быть абсолютной: слишком различны особенности общественно-политического устройства, этнокультурные и конфессиональные признаки, характеризующие многочисленные горские народы Кавказа. Распространение арабской культуры, по И. Ю. Крачковскому, сопровождало ранние арабские завоевания, и тогда, видимо, началась исламизация региона, носившая, по мнению В. В. Бартольда, насильственный характер. В первую очередь она коснулась городов и политических центров областей, где размещались арабская администрация, фискальные органы и военные гарнизоны, к-рые обычно халифы размещали на дальних окраинах халифата с немусульманским населением с целью защиты страны от нашествий, в данном случае - от вторжений хазар.

http://pravenc.ru/text/674977.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010