Касательно построения храма существует следующая запись на малом деревянном кресте, который находится на жертвеннике: «Заложен храм 28 апреля 1825 года по ходатайству его превосходительства финляндского генерал-губернатора господина генерал-адъютанта и кавалера Арсения Андреевича Закревского и по усердию и тщанию греко-российского общества. Освятися храм сей во имя Святыя Живоначальныя Троицы его преосвященством Никанором, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским 14 августа 1827 года». Метрические записи ведутся с 1827 г. Причта, по Высочайше утвержденному штату, при Троицкой церкви полагается: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. Первым священником при здешней церкви был Александр Малоземов, в 1853 г. переведенный к Ямбургскому собору. С 1854 г. настоятельствует магистр богословия протоиерей Николай Попов. По штату 1826 г. 16 июня на содержание причта отпускается из финляндской казны: священнику 385 руб. 71 ½ коп. сер., диакону 300 руб. сер., причетникам по 214 руб. 28 ½ коп. сер., кроме того, за преподавание закона Божия в городских школах полагается священнику в год 115 руб. сер. Тоже почти количество составляется из доходов за исправление треб. Земли при церкви нет, и причт земледелием не занимается. Причт помещается в двух деревянных домах, купленных и содержимых на церковную сумму. Прихожане Троицкой церкви живут частью в Гельсингфорсе, частью в городе Борго. Это лица военного звания служащие и отставные, статские, купцы, мещане и крестьяне. Многие занимаются торговлею, подрядами, ремеслами; русские крестьяне из Ярославской губернии числом до 10 человек занимаются огородничеством и для этого арендуют места на городской земле. По исповедной росписи 1863 г. значилось прихожан мужеского пола 614 душ, женского – 379, всего 993. Между прихожанами есть много образованных, а грамотных – большая часть. С 1861 г. существует здесь особая русская школа для детей обоего пола, она открыта местными священнослужителями по совещанию с прихожанами. Доселе школа помещалась в квартире диакона, а ныне, по ходатайству генерал-губернатора, на помещение для школы разрешено отпустить из государственного казначейства единовременно 8 000 руб. сер. и на эту сумму построен каменный дом при участии здешнего купца Никифора Табунова, который еще при самом открытии школы пожертвовал в пользу оной 8 000 руб. сер. В школе преподаются: чтение, письмо, молитвы, священная история и катехизис, грамматика, арифметика и география. Мальчикам закон Божий преподает настоятель церкви, а девочкам диакон, оба возмездно.

http://sobory.ru/article/?object=07933

К этому типу можно отнести звонницы Преображенского монастыря в Ярославле (нач. XVII в., перестроена в XIX в.) и Воскресенского мон-ря в Угличе (1674). С сер. XVII в. самым популярным типом К. стал шатровый. В его основе лежали 2 образца: К. Александровской слободы и надстройка Спасской башни Московского Кремля (1624-1625; архитекторы Вилим Граф, Христофор Галовей). Надстройка представляет собой несколько восьмериков на четверике. Верхний восьмерик с килевидными арками звона увенчан стройным шатром. Знаменитые кремлевские куранты состоят из механизма часов, скрытого за циферблатами, и колоколов, развешанных над ними в верхнем ярусе звона. Шатровые К. обычно делали 8-гранными, иногда на основании в виде четверика. Вверху располагался ярус звона с крупными арками, а шатер прорезали мелкие окошки слухов. К. этого типа, как правило, были частью храмовых комплексов посадских церквей. Характерные примеры такого типа построек находятся в Москве: церкви Св. Троицы в Никитниках (сер. XVII в.), свт. Николая в Пыжах (сер. XVII в.), прп. Симеона Столпника на Поварской ул. (1676-1679), свт. Николая в Хамовниках (1679-1682). Большинство московских К. расположены с зап. стороны храма по продольной оси постройки. Именно в сер. XVII в. складывается 3-частная композиция «храм-трапезная-колокольня». Отдельно стоявшая шатровая К. (1-я пол. XVII в.) при ц. вмч. Димитрия Солунского у Тверских ворот (не сохр.) отличалась тем, что была прямоугольная в плане. В Ярославле часто строили шатровые К. отдельно стоящими, напр. К. храма свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (сер. XVII в.) и незаурядная по композиции К. ц. Рождества Христова (сер. XVII в.) с проездной аркой внизу, храмом в среднем ярусе и часами. Ярославские К. при храмах возводили обычно, в отличие от московских, на углу четверика (церкви прор. Илии (1647-1650), Спаса на Городу (1672), арх. Михаила (1657-1680) и др.). В мон-рях и при крупных соборах предпочитали строить звонницы или столпообразные ярусные К. по образцу колокольни «Иван Великий».

http://pravenc.ru/text/1841778.html

По штату, высочайше утвержденному 20 сентября 1822 г., жалованья положено было священнику 490 руб. асс., двум церковникам по 58 руб. 80 коп. асс., а с введением же счета на серебро, священнику - 142 руб. 95 коп., псаломщику 57 руб. 15 коп.; жалованье выдавалось по третям. С 1 января 1860 г. священнику положено жалованья 294 руб. сер. и столовых 99 руб. сер., всего 393 руб. сер.; псаломщику с 1 января 1863 г. положено 115 руб. сер. По штату 1869 г. положено священнику жалованья 600 руб. сер. и псаломщику 120 руб. сер. Квартиры для священника и псаломщика казенные, в самом замке. В первое время по переходе церкви из придворного ведомства в епархиальное церковь содержалась на суммы инженерного департамента. Смотритель замка, обыкновенно, доносил департаменту о том, что нужно для церкви, и департамент отпускал ему необходимые на это суммы. 17 ноября 1822 г. смотрителю замка предписано было департаментом мелкие расходы по церкви, как то: на вино, просфоры, свечи и т. п. до времени производить из сумм замка на мелочные расходы, по представлению священника. Но впоследствии, когда из церковных доходов образовались при церкви собственныя суммы, инженерное ведомство оставило за собою только обыкновенный ремонт здания церкви, а расходы на утварь церковную, богослужение, украшение церкви и проч. отнесло на церковный счет. Церковь содержится на свои суммы, ничего не получая от казны. Суммы церковные находятся в главном заведывании хозяйственного комитета здания инженерного замка. Церковь открыта для всех, без различия, лиц. Границы прихода Михаило-архангельской церкви Инженерного замка следующие: Мойка, Большая Садовая улица, Большая Итальянская улица и площадь Михайловскаго манежа, Караванная улица, Инженерный сквер и Фонтанка. Все, находящееся в этих границах, место принадлежит Инженерному замку с самого его основания. После кончины императора Павла I (11 марта 1801 г.) замок и принадлежащие ему здания занимаемы были в разное время различными учреждениями: лейб-гвардии жандармским полуэскадроном, институтом слепых, комитетом по благотворительной части, канцеляриею министра духовных дел и просвещения. Так было до 1822 г, с этого же года прихожанами церкви Инженернаго замка стали чины инженерного департамента, гвардейская берейторская школа, главное инженерное училище, 7-й военно-рабочей роты, 4 роты учебного саперного батальона. Впоследствии к ним присоединились гальваническая учебная рота и (с 1873 г.) 1 и 2 военно-телеграфные парки. Недавно в черте прихода построены дома: военного министра, 3 военной гимназии и главного склада общества Красного креста.

http://sobory.ru/article/?object=02326

В-третьих. Что касается священника Никифора Артемьева и причётников Войниловича и Нетупского, то они перечислены в Литовскую епархии из Полоцкой в 1840 году, и в консистории Литовской не имеется сведения, когда и на каком основании назначено им показанное по ведомости жалованье, первому по 97 руб. 10 коп., а последним по 17 руб. 10 коп. сер. в год. Причётник Нетупский даже не поступил в ведомство Литовской епархии вместе с Видзскою церковью, при которой он находился. Ныне при сей церкви находится другой причётник, определённый уже Литовским епархиальным начальством, и пользуется только жалованьем в 80 руб. сер. по новому штату 1841 года. Причётник Войнилович состоит по прежнему и доныне при Церкви Новоалександровской и пользуется тоже жалованьем по новому штату 1840 года в 100 руб. серебром. Священник Никифор Артемьев перемещён в епархию Полоцкую, по его собственному прошению, в 1841 году, но на его место поступил в Сурдецкий монастырь священник Пётр Воробьёв. Сурдецкий монастырь, особенно при нынешнем его штате, всегда будет иметь достаточное число священнослужителей. С другой стороны, с учреждением причтов во всех уездных городах Виленской губернии, не настоит столь большой как прежде надобности при Сурдецком монастыре в белом священнике для духовных треб местным Православным. По сему священник Воробьёв, пожилой и вдовый, мог бы поступить на вакансию иеромонашескую, или даже Сурдецкий монастырь мог бы совершенно обойтись без белого священника; и затем, если Святейшему Синоду будет благоугодно, то производимое тому священнику жалованье по 97 руб. 10 кол. сер. в год может быть навсегда прекращено. Таким же образом могут быть прекращены и оклады по 17 руб. 10 коп. сер. в год, назначенные причётникам Новоалександровской и Видзской церквей, Войниловичу и Нетупскому, так как причётникам сих церквей производится ныне жалованье по новому штату, при первой в 100, а при второй в 80 рублей серебром. Но консистория Полоцкая уведомила Литовскую, от 8 апреля сего года, что причётник Нетупский состоит ныне Полоцкой епархии в Долиском погосте, что как ему, так и Войниловичу помянутые 17 руб. 10 коп. сер. следуют лично, независимо от всякого содержания от церквей, согласно Высочайше утверждённому определению Святейшего Синода, из уважения к перемещению их из великороссийских губерний, и что оная Полоцкая консистория требует помянутых денег для Нетупского от Виленской казённой палаты. Означенного определения Святейшего Синода Полоцкая консистория не доставила до сих пор консистории Литовской вследствие требования сей последней, а потому я не могу сказать положительного мнения по сему предмету. Святейший Правительствующий Синод о смысле означенного своего постановления, лучше всего удостоверится из дел своих. Виленского Святотроицкого монастыря игумену Арсению, от 11 октября за 1468, о получении 3,038 руб. 41¾ коп. сер. третьей части дохода по званию священноархимандрита Святотроицкого монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Беликова Н. Ю. Развитие обновленческого движения в Русской Православной Церкви в 20-е гг. XX в. на Юге России//Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Сер. «Общественные науки». 2004. 3. С. 32–35; Сколота Р. В. Сущность и региональные особенности обновленческого раскола в Астраханском крае (1920–1925 гг.)//Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. 1. С. 29–32; Шадрина А. В. Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николаева)//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 44–50; Субботин П. Ю. Обновленческий раскол на территории Курской и Белгородской епархий в 1920–1930 гг.//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. 2017. 15 (264), вып. 43. С. 138–148; Худобородов А. Л., Яшина М. А. Обновленческий раскол…; Лавринов В. В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922–1945). М., 2007; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская голгофа. Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М., 2004. 560 с.; Петров С. Г. Обновленческий церковный раскол в Сибири//Гуманитарные науки в Сибири. 2013. 4. С. 79–82; Его же. К истории обновленческого церковного раскола в г. Новониколаевске//Новосибирская область в контексте российской истории: Мат-лы регион. ист.-краеведч. конф. Новосибирск, 2001. С. 162–166; Никулин А. А. Обновленческий раскол в Западной Сибири в 1920–1930-х годах//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2011. Вып. 2. С. 85–90; Цыремпилова И. С. Бурят-Монгольская епархия в 1920–1930-х гг.: опыт регионального обновленчества//Власть. 2013. Т. 21, 5. С. 177–180; Кульпинов С. С. Несостоявшийся съезд Восточно-Сибирской митрополии в контексте положения обновленческого раскола в Восточной Сибири в 1931-м — первой половине 1932 г.//Известия Иркутского государственного университета (далее — ИГУ). Сер.: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 29. С. 63–76; Его же. Возникновение и становление обновленческого раскола в Западной Сибири (июнь — август 1922 г.)//Известия ИГУ. Сер.: Политология. Религиоведение. 2022. 40. С. 93–104.

http://bogoslov.ru/article/6192158

В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., на нижних полях л. 333 об., др. почерком, вероятно позднее, приписано: «Великаго князя Георгия Всеволодовича дети Владимер, Мстислав, Всеволод погребены во Володимере» (РГБ. Ф. 173/I. 201). О возможной канонизации святого во 2-й пол. XVII в. свидетельствует его упоминание в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В старообрядческом указателе к «Алфавиту российских чудотворцев» Ионы (Керженского) под 4 февр. в числе блгв. князей, «убиенных от татарского воинъства», указан и В. Г. (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 8. В 10, 1807-1811 гг.). Он упоминается также в кратком житии вел. кн. Георгия Всеволодовича, помещенном среди текстов «Алфавита российских чудотворцев» мон. Ионы (Там же. Л. 129 об.- 130). Канонизация В. Г. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) . Ист.: ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997; Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Т. 10; Т. 15. М., 2000; Т. 18. СПб., 1913; Т. 21. 1-я пол. Ч. 1. СПб., 1908; Т. 23. М., 2000; Т. 24. М., 2000. Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 35. М., 1980; Т. 40. СПб., 2002 (по указ.); Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 313-315; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003. С. 62, 64-65, 85-86, 112, 139-141, 146; Описание о российских святых. С. 218 ; Виноградов А. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. С. 52, 91 [Прил. С. 49, 66-67]. Лит.: Востоков А. [Х. ] Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842 (по указ.); Доброхотов В. [И. ] Памятники древности во Владимире Клязменском. М., 1849. С. 48, 55, 62, 64; Филарет. РСв. С. 34, 35. Примеч. А; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 102-103; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 643. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 554; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; [Димитрий (Самбикин), архиеп. ] Тверской патерик. Каз., 1907. С. 25; Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 154-155; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1964. Т. 3-4 (по указ.); Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963 (по указ.); Воронин Н. Н. Граффити 2 февр. 1238 г.//Славяне и Русь: Сб. ст. М., 1968. С. 401-405; Описание рукописного отдела БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сб-ки XVIII-XX вв./Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 184.

http://pravenc.ru/text/159118.html

Научные интересы Д. сложились под влиянием акад. Тихонравова и были связаны в первую очередь с исследованием древнерус. книжности, книговедением и археографией. Д. опубликовал ряд древнерус. «хожений»: иером. Варсонофия (Хожение священноинока Варсонофия ко Св. граду Иерусалиму в 1456 и 1461-1462 гг.//ППС. 1896. Т. 15. Вып. 3(45)), В. Гагары (Житие и Хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары в 1634-1637 гг.//ППС. 1891. Т. 11. Вып. 3(33)), иеродиак. Ионы Маленького (Повесть и Сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград Троице-Сергиева мон-ря черного дьяк. Ионы пореклому Маленького, 1649-1652 гг.//ППС. 1895. Т. 14. Вып. 3(42)). Д. нашел и ввел в научный оборот т. н. 2-е Хождение Трифона Коробейникова в Царьград, на Афон и в Иерусалим (Второе Хождение Трифона Коробейникова//ЧОИДР. 1887. Кн. 1. Отд. 2. С. 1-18), новую редакцию «Повести о прении живота со смертью» (Новый вид «Прения живота и смерти»//Труды 8-го Археол. съезда в Москве. М., 1895. Т. 2. С. 28-33), деяния Собора 1490 г. (Московский Собор 1490 г. против жидовствующих: По новооткрытым документам//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 2. С. 111-125), апокрифическое «Откровение первомученика Стефана» (Откровение Стефана//Труды 15-го Археол. съезда в Новгороде. М., 1916. Т. 2. С. 22-53) и др. памятники. В 90-х гг. вместе с др. учениками Тихонравова Д. принимал участие в подготовке издания Толковой Палеи (Палея толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г.: Труды учеников Н. С. Тихонравова. М., 1892-1896. 2 вып.), занимался подготовкой к изданию декабрьского тома Великих Четьих-Миней свт. Макария . Д. посвятил ряд работ описанию и исследованию древнерус. памятников письменности: Спасского Евангелия (ОПИ ЯМЗ. 15690, сер. XIII в.) (Описание Евангелия XIII в., принадлежащего Ярославскому архиерейскому дому//Труды 7-го Археол. съезда в Ярославле, 1887 г. М., 1892. Т. 2. С. 52-84 и табл.), Евсевиева Евангелия (РГБ. Ф. 178. Муз. 3168, 1282/83 г.) ([Заметка о Евсевиевом Евангелии]//Археол. изв. и заметки. М., 1893. Т. 1. 11. [Разд.] 3. С. 421-424), Следованной Псалтири (ГИМ. Музейск. собр. 4040, февр. 1395 г.) (Архангельская Псалтирь//Древности: Тр. МАО. 1906. Т. 21. Вып. 1. С. 89-94). Д. писал о творчестве рус. историков и филологов XIX в. М. А. Веневитинова, прот. А. В. Горского , А. И. Кирпичникова , Тихонравова и др.

http://pravenc.ru/text/178771.html

Контроль со стороны духовной власти имел характер чисто внешний и даже случайный. Одним словом, мертвая приказная постановка дела, хотя бы и очень строго регламентированная, не могла исправить и оживить иконописание. И это как нельзя лучше и яснее подтверждается дальнейшей историей Палаты изуграфств. Спас царя Мануила. Икона. Сер. XVIII в. Ярославль или Кострома. 140х76 см ЯМЗ. Происходит из церкви Николы Надеина в Ярославле 12 апреля 1722 г. государь в присутствии Синода и Сената снова объявляет свою волю об иконном исправлении, согласно с постановлениями Большого Московского Собора, и снова поручает надзор за живописцами и иконописцами тому же Зарудному. Очевидно, канцелярская машина, налаженная в 1707г., оказалась ненадежной и не пошла в ход. Снова закипела бумажная работа на старый лад. По распоряжению Святейшего Синода изготовлена была известная выписка из определений Собора 1667г. о Саваофе, о Святой Троице, об изображениях московских святителей. Со своей стороны Святейший Синод дополнил эту справку указанием на иконы, «поругание творящия» своим безобразием и часто «до гадости» неискусно сделанные; на изображения, противные естеству, истории и самой истине, – таковы изображения: мч. Христофора с песьей головой, Рождества Христова с болящей Богоматерью и с повитухой при ней, Флора и Лавра с лошадьми и конюхами, Премудрости Божией в лице «некия девицы», Почи Бог в день седьмый, Херувима распятого, Символов Евангелистов с надписью: hagios (святой – греч.); не оставлен был без внимания даже и недостаток пропорций в изображаемых фигурах. Ввиду этих соображений Синод постановил: запретить, по примеру других православных Церквей, иконы резные, истесанные, издолбленные и изваянные, кроме «обретающих искусною резьбою сочиненных распятий и иных некиих штукатурным мастерством устроенных и на высоких местах поставленных кунштов; не писать икон противных естеству, истории и истине; не изображать животных вместо Евангелистов; Ивану Зарудному дать инструкцию». Е.И. Грек. Три святителя (святые московские митрополиты Петр, Алексий и Иоанн).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

названо 5 мая. Г. погребен в московском Успенском соборе у сев. стены рядом с гробницей свт. Ионы. Почитание Г. назван святым в 1-й редакции Вологодско-Пермской летописи кон. XV в. (ПСРЛ. Т. 26. С. 263, под 1479/80). Сохранилось краткое Житие святителя: «Месяца маия 5 день. Сказание о святем и блаженнем Геронтии, митрополите Московском» (РГБ. Ф. 256. 364. Л. 317 об.- 318 об., XVII в.). В Житии особо отмечено поставление Г. «своими епископи на митрополию», перенесение в новопостроенный Успенский собор при Г. мощей митрополитов святителей Петра, Феогноста, Киприана , Фотия , нетленных мощей святителей Ионы и Филиппа I. Житие сообщает о написании образа Г. после совершившихся у его гробницы чудотворений («по преставлении же его и по чюдотворению»). Нек-рые известия Жития недостоверны: о венчании Г. в 1482/83 г. кн. Иоанна Иоанновича Молодого с Еленой Волошанкой (в Вологодско-Пермской летописи говорится, что брак венчал спасский архим. Елисей - ПСРЛ. Т. 26. С. 275), об освящении Г. в том же году Благовещенского собора в Московском Кремле (собор был освящен 9 авг. 1489 - после смерти Г.); днем кончины святителя Житие называет 5 мая 1489 г. Имя Г. упоминается под 5 мая в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина) (сер. 50-х гг. XVII в.): «Преставление преподобнаго отца нашего Геронтия, митрополита Московскаго, чюдотворца в лето 6997» (РГБ. МДА. 201. Л. 316-316 об.). Там же под 14 авг. отмечено «освящение соборныя церкви святыя Богородицы, иж на Москве, Геронтием митрополитом в лето 6987» (Л. 327 об.). Под 5 мая Г. назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского , где именуется чудотворцем (ЯМЗ. 15544. Л. 346, 1807-1811 гг.). Канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому установлено в 2001 г. Имеются тропарь и кондак святителю (Минея (МП). Май. С. 253). Соч.: АИ. Т. 1. 40. С. 75; 90. С. 137-138; РФА. Ч. 2. 87. С. 275-277; 108. С. 335-337 [грамота Иоанну III 1480 г.]; РИБ.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Вологодский архиеп. Маркелл «по своему обещанью... поехал на Усть-Вым Пермским чюдотворцем помолитись» ( Суворов Н. И. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1865. 22. С. 862). По-видимому, с XVIII в. в Усть-Выми 24 янв.- 5 февр. проводилась Герасимовская ярмарка, на к-рую приезжали жители не только Яренского и Усть-Сысольского уездов Вологодской губ., но и Вятской, Пермской, Архангельской губерний. Имя Г. включено под 24 янв. в Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Собр. МДА. 201. Л. 7 об.), а также, в частности, в «Месяцеслов» и «Алфавит русских святых» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. 15544. Л. 7 об., 350 об., 1807-1811 гг.), в др. старообрядческие святцы, напр. Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131 (164). Л. 111 об., 1-я четв. XIX в.). Г. прославляется в службе Собору 3 Пермских святителей и в акафисте Собору 7 Пермских епископов. В обращенных к Г. тропаре и кондаке Церковь величает его «яко священника превелика и апостолов и мучеников совсельника» (Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 313-314). В 1907 г., когда праздновалось 300-летие канонизации первых Пермских епископов, свящ. Афанасий Какорин написал посвященный им цикл поэм. Ист.: АИ. Т. 1. 39. С. 74; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. С. 161, 166; Вып. 2. Стб. 91; Т. 9. С. XXIII; Доронин П. [Г. ] Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. КФАН СССР. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 261; Вычегодско-Вымская летопись//Родники Пармы. Сыктывкар, 1989. [Сб. 1]. С. 25; На земле свт. Стефана//ЖМП. 1996. 7. С. 8; Сказание о чудесах от мощей Усть-Вымских чудотворцев, Пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы/Подгот. текста: А. Н. Власов, Н. А. Петренко//История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы/Ред. А. Н. Власов. Сыктывкар, 1996. С. 76-92; Низов В. В. «Чюдеса великих чюдотворцев епископов Пермьских Герасима, Питирима и Ионы» как ист. источник//Шведы и Рус. Север: Ист.-культ. связи: К 210-летию А. Л. Витберга: Мат-лы междунар.

http://pravenc.ru/text/164553.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010