От времени правления Иоанна IV, крещенного во имя св. Иоанна Предтечи, сохранилось большое количество икон святого; царь заказывал их, вкладывал в храмы и монастыри. Примерно с сер. XVI в. получили широкое распространение житийные иконы И. П. Количество клейм в составе циклов варьировалось от 4 до 24: икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, со сценами жития и избранными святыми» (1-я пол. XVII в., ГТГ) - 4 клейма; «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу, с житием» из собора Покрова на Рву (кон. XVI - нач. XVII в., ГИМ) - 6; «Св. Иоанн Предтеча, с житием» из с. Нёнокса (2-я пол. XVI в., АМИИ) - 16; «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, с житием» из псковской ц. Богоявления в Бродех (60-70-е гг. XVI в., ГРМ) - 16; икона из собрания В. А. Бондаренко (1-я треть XVII в.; «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко. М., 2003. С. 246-256) - 18; иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (2-я пол. XVI в., СИХМ; в наст. время на временном хранении в АМИИ) - 14; икона из Ярославля (сер. XVI в., ЯХМ) - 16; икона из с. Павлова (сер. XVI в., ГТГ) - 16; икона из Балахны (XVI в., НГХМ) - 18; икона из ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле (1551, ЯМЗ) - 20; икона из Благовещенского собора Сольвычегодска (кон. XVI - нач. XVII в., СИХМ) - 24; икона из ц. свт. Николая Чудотворца в Мясниках (1-я четв. XVII в., ГМЗК) - 24; костромская икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с Феодоровской иконой Богоматери и с житием» (сер. XVII в., Музей икон, Рекклингхаузен, Германия) - 17 клейм. Общее число эпизодов цикла И. П. в древнерус. искусстве XVI - 1-й пол. XVII в. насчитывает ок. 45 сцен, в то время как в состав отдельных памятников входило не более 30. Это открывало широкие возможности для вариации состава циклов и привело к тому, что из 15 известных в наст. время житийных икон И. П. указанного периода только 2 иконы дублируют друг друга по составу клейм («Ангел пустыни» с 16 клеймами из ЯХМ и ГТГ). Состав повествовательных циклов в перечисленных памятниках в целом соответствует более ранней визант.

http://pravenc.ru/text/471450.html

5) ЯМЗ, 15016. Сборник (л. 161–221 об.), бумага с датой 1808 г. Между «жительством» Давида и Константина и Синаксарем помещено Сказание о пожаре 1658 г. В конце читается Сказание о переложении мощей в 1704 г. 6) ЯМЗ, 15615. Служба и Житие Федора Ярославского (л. 22– 58 об.), 1810 г. Список с рукописи ЯМЗ, 15173. 7) ГАЯО, 561. Сборник (л. 25–66), бумага с датой 1809 г. Список с рукописи ЯМЗ, 15173. 8) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), 319. Сборник (л. 25– 56 об.), 1816–1818 гг. Список с рукописи ЯМЗ, 17649. 9) ЯМЗ, 15140. Сборник (л. 22–48 об.), 1820 г. После описания чудес помещены Сказание о переложении мощей в 1704 г. и Сказание о пожаре 1658 г. 10) Государственный архив Тверской области, ф. 1409, оп. 1, 1448. Служба и Житие ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина (л. 30–114 об.), нач. XX в. Рукопись происходит из Тверского Желтикова монастыря. На л. 28–29 об. – неизвестное литографированное издание первых четырех страниц рукописи ЯМЗ, 15483. Редакция XVII в. дополнена (между Похвальным словом и Синаксарем) Сказанием о пожаре 1658 г., после Поучения на память Федора, Давида и Константина помещена грамота об установлении праздника переложения мощей 22 июня. После Жития Федора Ярославского помещены «Род Смоленских князей» и «Род князей Ярославских», заключающиеся записью: «Выписано из Хронографа книги, глаголемой Летописец Русский, хранящейся в ризнице Спасо-Преображенскаго монастыря при Архиерейском доме за 189–176». Упомянутая рукопись Летописца Русского – это ЯМЗ, 15443 560 . 482 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 171–175, 354–355. 484 Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 222– 234; Приложение. С. 90–99, 183–184. 485 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 179– 181 (статья Л. А. Дмитриева о Житии Федора Ярославского); Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. С. 38–40 (статья Л. А. Дмитриева о редакции Андрея Юрьева); С. 42–46 (статья М. Д. Каган о редакции иеромонаха Антония).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ярославские восьмиконечные напрестольные кресты XVI–XVII веков выделяются среди крестов, выполненных в других древнерусских художественных центрах, легкой и тонкой формой своих ветвей, отличающихся от более широких и массивных новгородских и московских крестов XVI–XVII веков. И еще одно отличие «ярославского» типа напрестольного креста заключается в своеобразии изображения «Распятия». Рельефная фигура Христа дана в легком изгибе с распростертыми руками и напоминает букву «Т». Особенное выразительные голова, плотно прижатая к правому плечу, и тонкие руки с изгибом в локтях, раскинувшиеся в стороны. Можно выделить несколько ярославских напрестольных крестов второй половины XVI – первой половины XVIIbeka с аналогичной фигурой Христа. Это деревянный рельеф креста в сканном серебряном окладе XVIbeka (ГММК-16662) 308 ; рельеф тиснения серебряного креста XVIbeka (ЯМЗ-7670) 309 ; чеканный рельеф серебряного креста 1630 года 310 (ЯМЗ-7859) (илл. 2);чеканный рельеф золотого креста 1630 года (ЯМЗ-7879) 311 (илл. 8) и серебряное «Распятие» на кресте XVIIbeka (ЯМЗ-7672) 312 . Такие рельефы «Распятий» ярославских напрестольных крестов близки изображениям на каменных крестах XVIbeka, бытовавших в Ярославских землях, например, на резном кресте из белого камня, происходящем из Тутаева (б. Романов-Борисоглебск) 313 . Иконография и характер пластики «Распятий» на ярославских крестах отличается от «Распятий» на новгородских 314 и московских 315 напрестольных kpecmaxXVI–XVIIbekob. К концу XVII–XVIIIbeky форма ярославского напрестольного креста меняется, он становится более массивным, шестиконечным, с трехлопастными завершениями ветвей. Такой крест формой и декором приближается к столичным образцам. На концах ветвей и в нижнем перекрестии в картушах чеканятся или гравируются многофигурные сцены из Евангелия. К таким предметам относится, например, серебряный напрестольный шестиконечный крест 1695 года из ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (ЯМЗ-7857) 316 . С лицевой стороны в центре здесь чеканено крупное «Распятие», вокруг которого в дробницах в форме трилистников чеканены: внизу – «Тайная Вечеря», справа – «Снятие с Креста», слева – «Положение во гроб» и вверху – «Воскресение, Сошествие во ад».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

317 Изображение креста см.: Монастыри и храмы земли Ярославской. Краткая иллюстрированная энциклопедия Т. 1. Ярославль – Рыбинск. С. 169. 318 Например, напрестольные кресты 1726 года (ЯМЗ-7659), 1737 года (ЯМЗ-7972), 1780 года работы Ф. Тукалова (ЯМЗ-7860). 319 Гольберг Т. Г., Мишуков Ф. Я., Платонова Н. Г., Постникова-Лосева М. М. Русское золотое и серебряное дело XV–XX веков. М., 1967. С. 115. 321 Опись 1651 г. церкви Ильи Пророка//350 лет церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1650–2000 гг. Статьи и материалы. Ярославль, 2001. С. 127. 322 На кресте 1657 года (ЯМЗ-7892) открытым оставлено только иконописное изображение «Распятия» на лицевой стороне креста. См.: Игошев В. В. Указ.соч. М., 1997. С. 206. Ил. 23. 323 Козляков В. Н. Толгский монастырь XVIIbeka и его вкладчики//Ярославская старина. Ярославль, 1992. С. 20. 324 На рукояти креста гравирована надпись: «СЕЙ СВЯТЫЙ КРЕСТ ЯРОСЛАВСКАГО КАЗАНСКАГО ДЕВИЧЬЯ МОНАСТЫРЯ В СЕЙ КРЕСТ ВЛОЖИЛ СВ МОЩИ АРСЕНИЙ МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ И ЕРОСЛАВСКИЙ В 1761 ГОДУ ОКТЯБРЯ В 9 ДЕНЬ ТЩАНИЕМ И РАДЕНИЕМ ТОГО МОНАСТЫРЯ СВЯЩЕННИКА ИОАННА ЛЮГОРИНА ДА ДВОРЯНИНА СЕМЕНА ЛЕОНТЬЕВА СЫНА ТИХМЕНЕВА» . Размер креста 37х22 см. На лицевой стороне чеканено «Распятие», ниже – «Воскресение», на концах перекрестия – «Снятие со креста» и «Положение во гроб», под «Распятием» – «Тайная Вечеря». На рукояти чеканены орудия казни. На обороте в шести круглых клеймах гравированы наименования вложенных в крест мощей (Крылов А. Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860. С. 88–89. В публикации крест назван – «воздвизальный»; Архив ЯМЗ. «Первая инвентарная книга Отдела религиозного культа Ярославского губмузея». 1923 г. 83. В рукописи крест назван – «осеняльный»). 327 Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901. С. 70; Крылов А. Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль, 1860. С. 121. 329 Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до конца XVIIcmoлemuя. СПб., 1853. С. 51; Сахаров И. П. Обозрение русской археологии. СПб., 1851. С. 19; Игошев В. В. Новгородские водосвятные чаши XVI–XVIIbb.//Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVIIbb. М. (в печати).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

301 Сохранилась только одна половина этой каменной формы размером 72х78 мм. Справа на форме вырезан в контррельефе четырехконечный крест с килевидными окончаниями ветвей. Об этих крестах будет сказано ниже в разделе о ярославских крестах-тельниках первого типа. С левой стороны на пластине вырезан крест-тельник другой формы. Изображение подобного креста см.: Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVIIb.//Культура средневековой Москвы. XVIIbek. М., 1999. С. 347. Илл. 22. Тип IX. 302 Скорее всего, серебряная пластина с прорезным крестом и гравированной надписью является одновременной иконе. См.: Игошев В. В. Опыт атрибуции серебряной и золотой басмы XV–XVIIbekob//Материалы IVhayчhoй конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». М., 2000. С. 35. Илл. 3. 303 Курение фимиама – ароматических смол в специальном сосуде кадиле – являлось неотъемлемой частью богослужения и сопровождало все наиболее значительные литургические действия. «Каждением, – писал Симеон Солунский , – святые места и вещи чествуются, а предстоящие освящаются». По словам Феодора Печерского, «святое бо кадило образ Святаго Духа есть». 304 Подобные прорези в виде небольших четырехконечных и равноконечных крестов имеются на многочисленных шарообразных серебряных кадилах работы ярославских мастеров. Например, на кадиле 1662 года (ЯМЗ-7337), являющемся вкладом рукавишника Сергея Андреева с сыном, по обещанию святой Троице, Борису и Глебу; на кадиле 1674 года (ЯМЗ-7332) из ярославской церкви Спаса на городу; на кадиле середины XVIIbeka (ЯМЗ-7346) из ярославской церкви Ильи Пророка; на кадиле середины XVIIbeka из Спасского монастыря г. Ярославля (ГММК-мр3362); на кадиле 1677 года (ГИМ-4392) из Афанасиевского монастыря г. Ярославля; на кадиле 1687 года (ЯМЗ-7349) из церкви Петра и Павла г. Ярославля; на кадиле 1689 года (ГММК-мр4247) из Соловецкого монастыря; на кадиле 1692 года (ЯМЗ-7334) из церкви Федоровской Богоматери г. Ярославля. О подобных прорезных крестах на кровле кадил см.: Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVIXVIIIbb. М., 1997. С. 44; Игошев В. В. Ярославские серебряные кадила XVIIb. из собрания новгородского музея-заповедника (К вопросу о типологии церковной утвари.) VIITuxoмupobckue чтения. Тезисы докладов. Ярославль, 1999. С. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Иллюстрации к статье И. А. Стерлиговой Илл. 3. Крест напрестольный. 1661 год. НГИАМЗ. Надписи о мощах Илл. 4. Крест напрестольный. 1664 год. НГИАМЗ. Надписи о мощах Иллюстрации к статье В. В. Игошева Илл. 1. Фрагмент золотого напрестольного креста 1657 года(ЯМЗ-7892) Илл. 2. Золотой напрестольный крест 1630 года (ЯМЗ-7859) Илл. 7. Крест напрестольный благословенный в серебряном окладе. Вторая половина XVI века (ГММК-16880) Илл. 8. Серебряный напрестольный крест. 1630 год (ЯМЗ-7859) Илл. 9. Серебряный водосвятный крест-мощевик. XVIII век (ЯМЗ-7662) Форма, пропорции и размеры крестов различных типов, бытовавших в ярославских храмах, тесно взаимосвязаны с тем или иным их использованием в разных церковных службах. На протяжении XVI–XVIII веков пропорции и форма креста, изображение «Распятия» и другие иконографические изводы, а также характер орнамента меняются. Илл. 10. Напрестольный серебряный крест. 1754 год (ЯМЗ-7869). Мастер – Афанасий Корытов Илл. 11. Лицевая сторона серебряного водосвятного креста. Вторая половина XVII века (РЯМЗ-11757) Илл. 12. Оборотная сторона серебряного водосвятного креста. Вторая половина XVII века (РЯМЗ-11757) Илл. 13. Серебряный водосвятный крест-мощевик. Лицевая сторона (СМ-63) Илл. 14. Серебряный водосвятный крест-мощевик. Оборотная сторона (см-63) Иллюстрация к статье И. Г. Харламовой Илл. 1. Крест мастера Салмана. 1578 год. Лицевая сторона Илл. 2. Крест мастера Салмана. 1578 год.Оборотная сторона Илл. 3. Крест мастера Салмана. 1578 год. Фрагмент Илл. 4. Крест мастера Салмана. 1578 год. Фрагмент Илл. 5. Крест мастера Салмана. 1578 год. Фрагмент Иллюстрации к статье Л. Б. Сукиной Илл. 1. «Корсунский» крест из переславского Никольского монастыря. Дерево, медь, серебро, чеканка, гравировка, полудрагоценные камни, цветное стекло. XVII–XVIII века Илл. 2. Рождество Христово. Серебро, чеканка, гравировка Илл. 3. Дмитрий Солунский. Серебро, чеканка, гравировка Илл. 5. Мощевик Князя Федора Смоленского и чад его Давида и Константина. Серебро, чеканка, гравировка

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Церковь Успения Божьей Матери и Тихвинский придел устроены собственным иждивением екатеринбургского 1-й гильдии купца и фабриканта Ивана Ивановича Хлепетина. До открытия и утверждения монастыря, т.е. до 31 декабря 1809 г., церковь сия именовалась Екатеринбургскою Кладбищенскою. По ходатайству Иустина, Епископа Пермского, и первой настоятельницы сего монастыря Игуменьи Таисии, с Высочайшего разрешения Государя Императора Александра 1-го, 1809 года декабря 31 дня, учрежден третьеклассный заштатный женский общежительный монастырь, в управление и состав которого вошла и сия церковь со всею утварью и принадлежностями. Затем, с разрешения епархиального начальства, Игуменьей Таисией в 1816 году, Игуменьей Александрой в 1827 г. и Игуменьей Магдалиной в 1862 году, сделаны при сей церкви различные поправки, как внутри, так и снаружи, для распространения и украшения оной. В Успенской церкви, в кивоте, заменяющем правый клирос, поставлен образ Пресвятой Богородицы «мерою и подобием самого чудотворного, с образа Тихвинския», писанный в 1807 году. Икона сия мерою 5 четвертей в длину и 15 вершк. в ширину; оклад и фон кованный серебряный цветами. В окладе имеются: 18 больших топазов, из них 12 с подложною красною фольгою, по 50 коп. сер. за каждый, 4 темных и 2 белых тоже 50 коп., всего топазов на 9 руб. сер. Слова Μρ Θο Ισ Χσ высечены из серебряных пластинок и наложены на серебропозлащенные кружки. Риза, шитая золотом, украшена разных пород и величины камнями и правским жемчугом, именно: аметистов в ней 38, из них 12 средней величины по 5 руб. сер. за каждый и 26 мелких по 2 руб. сер., всего на 112 руб. сер.; аквамаринов голубых 18, из них 7 средней величины по 4 руб. за каждый и 11 мелких по 2 руб. сер.; желтых аквамаринов 7, из них 4 средней величины по 4 руб. за каждый и три мелких по 1 руб. сер., всего аквамаринов на 69 руб. сер. Кроме того, риза украшена тремя круглыми звездами со стразовыми лучами, из коих каждая по 20 руб. сер., все же 60 руб. сер.; агатом с аквамариновыми искрами в 5 руб. сер., четырьмя аметистами, осыпанными аквамариновыми и топазовыми искрами по 3 руб. сер. каждый и один стразовыми в 25 руб. сер., всего унизанных аметистами на 37 руб. сер. Оклад и венцы на сей иконе серебряные, последние сребропозлащённые; весу в окладе заключается четыре фунта и сорок девять золотников, а в венцах весу 2 фунта сорок золотников, по 30 коп. за золотник, всего на 58 руб. сер. Венец Богоматери украшен четырнадцатью средними аметистами на 2 руб. 80 коп. сер. Выпуклая корона в венце Богоматери также убрана камнями, в ней: два аквамарина: один круглый в 10 руб. сер. и мелкий в 6 руб., оба шестнадцать руб. сер.; два тяжеловеса на 8 руб, сер. и 18 мелких топазов. Крест, утвержденный над короной, состоит из пяти аквамаринов, ценою в 10 руб. сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

На серебряном кресте XVIIbeka (ЯМЗ-7655) из церкви Петра Митрополита в нижней части на лицевой стороне чеканено «Водоосвящение» с двумя поясными фигурами и с водосвятной чашей в центре. А в нижней части креста 1707 года (ЯМЗ-7265) чеканены три фигуры: св. Андрей Первозванный, апостол Петр и Петр Митрополит. В нижней части креста XVIIbeka (РЯМЗ-11757) чеканены три небольшие фигуры в рост: св. Параскевы Пятницы, Екатерины, Варвары (илл. 11). С оборотной стороны крестов гравировались различные надписи вязью: литургическая 333 (илл. 12), вкладная 334 или с указанием мощей святых 335 . Иногда вкладная надпись гравировалась на боковой поверхности предмета 336 . Обычно лицевая сторона креста была позолочена, а оборотная и боковые части оставались белыми. Постепенно к концу XVII – началу XVIII века окончания вертикальных ветвей четырехконечного креста удлинились, при этом несколько изменились его пропорции. Водоствятный крест как бы вытянулся по вертикали, а окончания его ветвей из килевидных превратились в трилистник. К подобным предметам, с несколько вытянувшимися по вертикали пропорциями, относятся, например, серебряный чеканный крест конца XVIIbeka из Успенского собора г. Ярославля (ЯМЗ-7763) 337 . Его окончания ветвей килевидные, а на оборотной стороне чеканены извивающиеся стебли с листьями. Несколько вытянуты пропорции по вертикали также и у водосвятного серебряного креста-мощевика ярославской работы второй половины XVIIbeka из Сольвычегодского музея 338 (илл. 13, 14). Крест серебряный, четырехконечный, полый, с окончаниями ветвей в форме трилистника. На лицевой поверхности данного произведения в центре чеканена крупная горельефная фигура распятого Христа на семиконечном кресте, по сторонам которого – две горельефные фигуры предстоящих, вверху – Саваоф, внизу – голова Адама 339 (илл. 13). С оборотной стороны на кресте чеканены пять плоских, несколько выступающих круглых медальона с резными изображениями поясных фигур святых с надписями 340 (илл. 14). Аналогичную форму с сольвычегодским крестом, с такими же окончаниями четырех ветвей в виде трилистника, имеет ярославский водосвятный крест-мощевик XVIIIbeka (ЯМЗ-7662). На его лицевой стороне в центре чеканено крупное «Распятие», а на окончаниях ветвей вверху – Саваоф в облаках, поясные фигуры предстоящих, внизу – Глгофа и голова Адама. С оборотной стороны гравированы названия 32 мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Аналогичную форму имеет напрестольный серебряный крест 1761 года (РЯМЗ) с чеканным изображением «Положения во гроб» под небольшим «Распятием». Сверху «Распятия» чеканено «Воскресение», а по его сторонам – «Тайная Вечеря» и «Омовение ног». На кресте имеются клейма ярославских мастеров А. Корытова и М. Серебряникова 317 . С 1720-х годов ярославские серебряные кресты украшались многоцветными финифтяными дробницами 318 . Четыре овальные и одна круглая дробница крепятся на лицевой стороне напрестольного креста 1764 года (ЯМЗ-7869) работы А. Корытова, здесь же в средокрестии расположено финифтяное «Распятие» (илл. 10). Некоторые ярославские напрестольные кресты выделялись круглой рукоятью, сделанной в нижней части. У таких крестов внизу имеется деревянная круглая в сечении рукоять, не закрытая окладом. Это восьмиконечные деревянные кресты второй половины XVIbeka, рассмотренные выше, обложенные сканым (ГММК-16880) (илл. 7) и басменным окладами (ЯМЗ-7668, 7670). Подобные восьмиконечные напрестольные кресты с крепящейся к нему рукоятью называются благословенными или молебными 319 . К этим же крестам, вероятно, можно отнести уже упомянутый выше переделанный из водосвятного четырехконечный крест второй половины XVIIbeka, к которому в XVIIIbeke добавлена рукоять. Крест происходит из Успенского собора г. Ярославля (ЯМЗ-7763) 320 . Однако в описях ярославских церквей благословенными крестами называли и обычные напрестольные кресты, у которых нижняя часть ствола квадратная в сечении и закрыта окладом. Например, в описи храма Ильи Пророка читаем: «Крест благословенный, …обложен золотом чеканным и резным…» 321 В описи приводится упомянутый выше кипарисовый крест 1657 года (ЯМЗ-7892) (илл. 1) традиционной формы, имеющей сходство с формами других ярославских напрестольных крестов, полностью окованных окладом 322 . Кресты воздвизальные В ярославских храмах бытовали также воздвизальные кресты. В архивных документах первой трети XVIIbeka Толгского монастыря указано, что в церкви Введения Пресвятой Богородицы в алтаре был «крест воздвизальной» 323 . Два восьмиконечных воздвизальных серебряных позолоченных креста-мощевика, украшенных жемчугом, имелись в ярославском Казанском женском монастыре. На рукояти одного из них – креста-мощевика 1761 года гравирована вкладная надпись о вложении в него многочисленных мощей святых 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

16645 сер. 9892 сер. 1819 – 1828 116744 асс. 46551 асс. 33355 сер. 13300 сер. 1829 – 1839 93568 асс. 63921 асс. 26733 сер. 18277 сер. 1840 – 1849 25399 сер. 18245 сер. 1850 – 1859 29043 сер. 19872 сер. 1860 – 1869 34748 сер. 20157 сер. ИТОГО: 303570 асс. 89191 сер. 99745 сер. ВЕДОМОСТЬ 2 О числе родившихся и умерших, выбранных из метрических книг Морского Богоявленского Николаевского собора с 1789 г. по 1869 год, и разделенная на 8 периодов или десятилетий, равно и о количестве браков совершенных в соборе в течение вышеозначенных периодов. Порядок десятилетий Сколько родилось Сколько умерло Мужск. Женск. Обоего Законных Незаконных 1789 – 1798 1799 – 1808 1809 – 1818 1819 – 1828 1829 – 1838 1839 – 1848 1849 – 1858 1859 – 1868 ИТОГО: 3 Арх. морск. министер. Дело 1728 г. 31, папка 151, о построении и освящении церкви в переведенских слободах. Проток. Адмен. Коллегии 18 сентября 1730 года. 7 В Высочайшем указе от 16 апреля 1752 г., о построении каменной церкви, т. е. настоящей соборной, сказано, что она должна строиться против нужней деревянной церкви. Что прежняя деревянная церковь была не далеко от плаца, видно из следующего предания: в одно время (между 1752 и 1760 г.) на означенном плаце, назначена была, по суду, экзерция одного матроса. Когда исполнитель судебного приговора хотел приступить с самому наказанию, то, взглянувши на алтарь означенной церкви, увидел в окне святого, что стоящий у окна этой церкви священник Иоаан Иоаннов Памфилов, грозил ему, и так настойчиво и продолжительно, что исполнитель наказания решился остановить экзекуцию до другого времени, между тем сам поспешил к священнику, и, увидевшись с ним, был удивлен ответом его, что он в это время в церкви не был и угроз ему никаких не делал. Это обстоятельство заставило офицера отложить наказание матроса и снова перерасследовать дело. По перерасследовании матрос оказался совершенно невинным. Случай этот передан нам внучкой означенного св. Иоанна Памфилова, дочерью сенатора Матвея Бороздина, Варварой Матвеевой Бороздиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010