Богоматерь на троне с предстоящими архангелами. Роспись ц. прп. Никиты Столпника (Узюмлю-килисе) в Кызылчукуре. 2-я пол. VII — нач. VIII в. В том же ущелье, в 2 км севернее Мустафа-паши, расположена скальная «Черная церковь» (Кара-килисе), расписанная в кон. IX - нач. X в. Церковь имеет 2 нефа, разделенные аркадой на колоннах. Снаружи над входом в храм изображено «Сошествие Св. Духа на апостолов». Вероятно, по этой причине греч. население Синасоса считало, что церковь посвящена этому празднику, ее называют также ц. св. Апостолов. Но ни то ни другое посвящение храма не является первоначальным. Росписи украшают апсиду и сев. неф. В купольном своде апсиды находится часто встречающаяся в каппадокийских алтарных росписях теофаническая композиция, основанная на пророческих видениях Божественной славы. В центре - Спаситель в медальоне-славе с символами евангелистов. Он сидит на троне на фоне звездного неба, правой рукой благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. По сторонам медальона изображены поклоняющиеся ангелы и серафимы с пророками (сохр. частично, также сохр. фрагмент надписи около левой группы). Над медальоном в небесном сегменте - Божественная десница. Справа за ангелами - 2 окруженные пламенем колеса (слева утрачены). Размещение в алтаре образов пророков, особенно прор. Исаии («Видение прор. Исаии») и прор. Иезекииля, связано с темой воплощения Бога и евхаристической Жертвы. В правой руке серафима клещи с углем, которые он протягивает прор. Исаии (иллюстрация к тексту «Видение прор. Исаии»: серафим коснулся уст пророка углем, взятым с жертвенника (Ис 6. 6)). Справа, симметрично прор. Исаии,- образ прор. Иезекииля. Под фигурами пророков, слева и справа соответственно,- старец с седыми бородой и волосами и юноша (возможно, пророки Иеремия и Даниил). Над фигурами пророков сохранились изображения 3 архангелов: Михаила, Гавриила и неизвестного архангела (надпись не сохр.) в царских одеждах - в расшитой драгоценными камнями далматике, лоре и с лабарумом в правой руке. В люнете вост. стены над апсидой - сцена «Вознесение Господне». В тимпане над апсидой помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне, по сторонам - архангелы в лоратных одеяниях. На стенах апсиды - фронтально 12 святых, среди к-рых - св. Иоанн Предтеча, его отец прав. Захария, святители Николай, Григорий Богослов, мч. Прокопий, мученицы Анастасия и Евфимия. На внутренней поверхности алтарной арки традиционно для каппадокийских церквей помещены изображения св. равноапостольных Константина Великого и Елены. На алтарной арке находятся медальоны с персонификациями солнца и луны в виде бюстов юноши и женщины. На своде и стенах нефа в 2 регистрах представлены евангельские сцены. В нижнем регистре сев. стены около апсиды выделены фигуры св. врачей-бессребреников Космы и Дамиана, напротив, на юж. стене,- св. Иуста и неизвестного мученика.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Е. М. Саенкова Древнейшие изображения И. известны в иудейской синагоге в Дура-Европос (Вост. Сирия) и относятся ко времени появления 2-й декорации (249-250): на зап. стене в нижнем ярусе (1-я панель слева) - И., воскрешающий сына сарептской вдовы; на юж. стенах в нижнем ярусе (1-я панель слева) - И. перед царем Ахавом (3 Цар 17. 1; сохр. фрагмент у нижней кромки стены); И. у врат Сарепты Сидонской встречает вдову (3 Цар 17. 8-11; 2-я панель слева, утрачена левая часть); 2 связанные друг с другом по сюжету и времени действия сцены - жертвоприношение жрецов Ваала (3-я панель слева) и жертвоприношение И. на горе Кармил (4-я панель слева). Фрески с житийными сценами И. соответствуют общему замыслу программы росписи, основные акценты к-рой - ожидание Мессии, грядущее утверждение царства Давидова и восстановление храма, духовная сила и чудесные победы пророков, их пророчества о восстановлении Иерусалима. Прор. Илия Фрагмент мозаики «Преображение Господне» в конхе апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Между 527 и 565 гг. Прор. Илия Фрагмент мозаики «Преображение Господне» в конхе апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Между 527 и 565 гг. В сцене с царем Ахавом (полная реконструкция невозможна ввиду утрат), судя по фрагментам ног, пророк был представлен фронтально. У полосы земли сохранилось фрагментарное изображение ног, возможно остатки фигуры полководца Авдия, приведшего И. к Ахаву. В сцене у ворот Сарепты пророк и его спутник, очевидно прор. Елисей (сохр. силуэты, частично живопись, 2-я фигура реконструируется по акварели; см.: Weitzmann, Ressler. 1990. P. 149), представлены в туниках чуть ниже колен и с широкими до локтей рукавами, в плащах-гиматиях, безбородыми (или с очень короткими бородами), с коротко остриженными волосами. У раскрытых ворот меньших размеров фигура склонившейся женщины (по тексту, собирающая дрова), справа от нее высокая амфора с водой, к-рую у вдовы просил И. Слева от этой сцены, по мнению К. Х. Крэлинга, было изображено «Кормление прор. Илии вороном» (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/389301.html

В Болгарии П. посвящены мн. храмы (какой именно Параскеве, не установлено относительно храмов в Асеновграде (ок. 1262) и Несебыре (X, XIII-XIV вв.)). В доосманский период известны церкви во имя Параскевы в с. Тморане (ныне Морани близ г. Скопье, Сев. Македония, 20-30-е гг. XIII в.), с. Кремиковци (ныне в черте Софии, кон. XIV в.), с. Балша (близ Софии, кон. XIV в., частично сохр.), г. Габрово (XIII в., сохр. фундамент), г. Своге (XIV в.), Пловдиве (не сохр.), с. Сестримо близ г. Пазарджик ( Николова Б. Православните църкви през бълг. средновековие, IX-XIV в. София, 2002). На болг. фресках образ св. Петки атрибутируется именно П. чаще всего на основании его соседства с образами болг. святых (прп. Иоанна Рильского, прп. Иоакима Осоговского и др.). Из Летописного рассказа о перенесении мощей в Тырново известно, что во время поездки в Никею для поставления в сан Болгарского патриарха (1235) патриарх свт. Иоаким I посетил Калликратию, где взял греческие «пэти, и хвалоу тою и жити» (службу, похвалу и Житие) святой и впосл. перевел их на слав. язык ( Кожухаров. 1974). Е. Минева предполагает, что «житием» мог быть текст проложного Жития (в поздней редакции Мелетия Сирига), под «пением» подразумевается служба, перевод к-рой сохранился в Драгановой Минее и более поздних Минеях ( Станкова. 2006. С. 108-110), а под «хвалой» - риторическое Житие ( Mineva. 2017). С развитием почитания П. в Болгарии связывают и составление в XIII в. слав. 1-го проложного Жития ( Kalu niacki. 1899. S. 47-55), к-рое в XIV в. вошло в состав стишного Пролога (позднее с добавлением эпиграмматических стихов) и в новоизводные Минеи как чтение при каноне. Источником для написания этого Жития послужило анонимное Житие - оба текста не имеют значительных расхождений, за исключением подробного рассказа в болг. версии о перенесении мощей в Тырново (Ibid. S. 61-62). Данное Житие сохранилось в многочисленных списках ( Ангелов. 1957; Кодов. 1960; Петков, Спасова. 2009. С. 44-46; Станкова. 2010/2011 и др.). Известны неск. его поздних редакций, напр. с дополнением рассказов о перенесении мощей в Белград и в Яссы ( Чистякова. 2009; Она же. 2013).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Роспись юж. рукава утрачена полностью, под большим окном сохранилась только подпись: «Св. Константин». В сев. рукаве были представлены частично сохранившиеся композиции «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Преображение Господне», «Распятие», «Снятие с Креста», на откосах северного рукава - изображения вмц. Варвары и вмц. Марины. На сев. и юж. стенах зап. рукава храма был размещен ктиторский ряд (не сохр.). В углах пилястр зап. стены читались исполненные красной краской надписи на асомтаврули - имена изображенных представителей таойской ветви груз. царской династии Багратиони - Адарнасе III Куропалат (881/889-923), его отец царь Тао Баграт I Магистр (937-945) и его сын эристав эриставов Баграт, строитель Ошки; на южной стене - фрагменты изображения царских одежд визант. образца. Такаишвили допускает, что здесь также находились портреты таойских Багратиони, поскольку в Ошки сохранились аналогичные барельефные изображения эристава эриставов Баграта и его брата царя Тао Давида III Куропалата (2-я пол. X в.- 1001) в имп. визант. одежде. Здесь же были представлены образы св. воинов вмч. Георгия и вмч. Феодора Стратилата. На зап. стене находились фрески, посвященные библейским сюжетам. Сохранились фрагменты надписи: «...и перед Авраамом», частично - декоративный орнамент стен и окон, состоящий из листвы и цветов. В нижнем регистре сев. рукава видны фрагменты росписи XII в. Здесь были представлены поясные фигуры 7 святых, написанных черной краской, читаются подписи к 4: свт. Николай, архиеп. Мирликийский; ап. Иаков, брат Господень; ап. Андрей Первозванный; ап. Лука. Эпиграфика Кафоликон И. имеет богатые эпиграфические памятники. На внешних стенах храма содержатся 3 лапидарные надписи XI в. Две из них - строительные времени правления архиеп. Антония (I), касающиеся проводимых реставраций. На архитраве юж. входа помещена обширная надпись, выполненная асомтаврули, борозды букв заполнены синей краской (частично сохр.). Строки расположены полукругом, заключительные буквы последнего слова текста - вертикально и продольно, образуя крест.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Погост (Погост Яковлевский). Церковь Воскресения Христова. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты ПОГОСТ (ПОГОСТ ЯКОВЛЕВСКИЙ), ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, нач. 19 в. Стоит у дороги, в стороне от села. Кирпичный оштукатуренный храм с колокольней и приделами Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовского построен в 1803 г. усердием местного помещика Ивана Мневского и прихожан вместо деревянной церкви, сгоревшей в 1793 г. Тогда же храм был окружен оградой (не сохр.). Во 2-й пол. 19 в. при ремонте были частично переложены своды трапезной. В 1884 г. рядом с церковью построили церковноприходскую школу (не сохр.). Завершение четверика и кровля трапезной утрачены, колокольня полностью разобрана, к западному фасаду и апсиде примыкают современные кирпичные пристройки. Пример традиционного по типологии сельского приходского храма, характерного для западных районов области, в несколько запоздалых формах провинциального барокко. В объемной композиции доминирует приземистый двусветный четверик, к нему примыкают равновысокие пониженные полуциркульная апсида и более широкая трапезная, полукружья приделов которой частично прикрывают боковые фасады храма. Углы отмечены плоскими пилястрами (с выпуском углов). Скругления алтарей трапезной и центр храмовой апсиды подчеркнуты легкими раскреповками. Стены объемов завершены венчающим карнизом; несложные, несколько измельченные профилировки последнего дополнены полосой дробных сухариков. Наличники прямоугольных окон во всех частях здания, кроме простых рамочных во втором свете четверика, образованы по одному принципу: фланкирующие проем узкие лопатки несут профилированный карнизик - полочку. Наиболее нарядны наличники нижних проемов четверика, особенно центральные - бывшие порталы, - с колонками-дудочками по сторонам. Храмовый четверик перекрыт четырехлотковым сводом, закрытым в настоящее время деревянным подшивным потолком. Окна, как и во многих памятниках северных и северо-западных районов области, помещены в вертикальных нишах, объединяющих проемы первого и второго света. Арочные проходы, ныне заложенные, связывали храм с алтарем, перекрытым коробовым сводом с конхой, имеющей распалубки над окнами, и просторной трапезной. Два ее столба, несущие подпружные арки, сдвинуты к востоку. Западные ячейки перекрыты парусными сводами, восточные - коробовыми. Березин, Добронравов, 1898, с. 144—145.  Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 542 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37592

В 1892 г. М. переработал проект 2-этажного Успенского собора Веркольского Артемиева мон-ря. Самый большой храм в Пинежье был построен при непосредственном участии св. Иоанна Кронштадтского: он неоднократно бывал в Веркольской обители, расположенной на пути к его родине, погосту Сура. Собор был заложен при наместнике архим. Виталии 17 сент. 1891 г., в 1897 г. освящен при участии св. Иоанна Кронштадтского. Престол нижнего храма, рассчитанного на 400 чел., был освящен им в честь Рождества Христова. Собор построен в традициях архитектуры XVII в. Величественный столпообразный храм с квадратным в плане основным объемом был увенчан компактным малым луковичным пятиглавием (утрачено), с востока располагалась 2-ярусная полукруглая в плане апсида. Его отличительными элементами являются огромное живописное крытое крыльцо во всю ширину храма с 2 входами в помещение, завершенное приземистым шатриком, и открытая галерея для крестного хода в виде балкона на уровне 2-го этажа (не сохр.). Наружный декор храма (наличники с навершиями в виде 3-частных килевидных кокошников, полуциркульные кокошники) в стилистике XVII в. частично утрачен. Принцип коврового декора здесь не использовался. Верхний храм, двусветный, с хорами, вмещал 600 чел. Иконы величественного 5-ярусного резного иконостаса в стилистике рус. узорочья написал Н. М. Сафонов (частично сохр. остов, внутреннее убранство утрачено). Храм был закрыт в советское время, реставрационные работы не проводились. Вместе с архитекторами А. Н. Померанцевым (руководитель постройки в 1896-1902), его помощником А. Н. Смирновым и А. Ю. Янгом М. принимал участие в строительстве по проекту Томишко (1885) мемориального храма Рождества Христова на Шипкинском перевале в память о русских воинах, погибших в войне с Турцией за освобождение Болгарии. Церковь построена в московско-ярославском стиле приходских храмов XVII в. Собор Успения Пресв. Богородицы Веркольского Артемиева мон-ря. 1891–1897 гг. Собор Успения Пресв. Богородицы Веркольского Артемиева мон-ря. 1891–1897 гг.

http://pravenc.ru/text/2562516.html

как фрагменты фресок на штукатурке, так и элементы первоначальной разметки композиции красной охрой по каменной кладке). На откосах окон барабана - значительные по площади фрагменты разнообразных растительных и геометрических орнаментов. В конхе апсиды, очевидно, было изображение Богоматери, фланкированное фигурами стоящих архангелов (сохр. фрагменты). Ниже располагались фигуры служащих святителей. До наст. времени сохранились 2 крайние фигуры безымянных святителей (святитель, изображенный с сев. стороны апсиды, идентифицируется нек-рыми искусствоведами как свт. Василий Великий; святитель с юж. стороны - как свт. Григорий Богослов). Они изображены склоненными в сторону алтаря, облачены в простые фелони с омофорами и держат в руках свитки с текстами литургии свт. Василия Великого (святитель с сев. стороны) и свт. Иоанна Златоуста (святитель с юж. стороны). Изначально святителей было не менее восьми. Это одно из первых изображений «Службы св. отцов» в визант. искусстве - композиции, получившей широкое распространение в XII в. В виме над фигурами святителей размещались также погрудные изображения святых в рамах, сохранившиеся фрагментарно. В своде вимы было помещено «Вознесение Господне». Нижний ярус алтарной части украшали росписи, имитирующие мраморную облицовку. На зап. гранях вост. подкупольных столбов росписи располагались в 3 регистра. В верхнем было традиц. изображение «Благовещения» (частично сохр. фигура арх. Гавриила на сев.-вост. столбе), в среднем - изображения с прямоугольными обрамлениями, к-рые впосл. были сбиты, заштукатурены и закрыты большими иконами, ниже - стихотворные посвятительные надписи Евмафия Филокала, также заштукатуренные. Судя по фрагментам, на южном столбе в среднем регистре было изображение человека в коричневой обуви (возможно, ктитора). В центральной части парекклисиона, на юж. стене в нижнем регистре, помещалась сцена «Сошествие во ад». От нее сохранились фигуры стоящих слева пророков Соломона, Давида и Иоанна Предтечи, летящих над ними ангелов, а также фигура Спасителя (частично).

http://pravenc.ru/text/577890.html

Дмитриевское. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная трёхпрестольная церковь, построена на средства прихожан и местного помещика Ф. Булгакова. Двухсветный пятиглавый четверик, трапезная в одной связи с колокольней (не сохр.). Тёплые приделы: Владимирский и Димитрия Ростовского. В XIX в. перестраивалась — расширялась трапезная. Закрыта в 1933 г., здание использовалось как склад зерна, сломаны верхние ярусы колокольни. В настоящее время заброшена, разрушается, частично сохранились внутренние росписи. Шиманская М., Метелица С. Монастыри и храмы земли Ярославской. Т. 3. Ярославль-Рыбинск, 2001, с. 210 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18694

Описывая пелагианство как ранее уже неоднократно осужденную ересь, М. М. рассчитывал убедить светские и церковные власти Вост. Римской империи в недопустимости оказания к.-л. покровительства пелагианам. Помимо сочинений блж. Августина М. М. опирался на ряд документов, с к-рыми он имел возможность ознакомиться в Риме в кон. 10-х гг. V в. Проведенный Шварцем анализ показал, что М. М. знал и использовал следующие основные источники (приводятся в хронологическом порядке): 1) деяния Карфагенского Собора 411 г., осудившего Целестия; 2) письма еп. Римского Иннокентия I (401-417), в к-рых поддерживалось осуждение пелагиан Карфагенскими Соборами 411 и 416 гг.; 3) письмо св. Аттика , еп. К-польского, не принявшего Целестия в церковное общение в 417 г.; 4) протокол заседания рим. духовенства, проведенного летом 417 г. под председательством еп. Римского Зосимы, на к-ром были выслушаны объяснения Целестия и его осуждение Карфагенскими Соборами было признано поспешным и несправедливым; 5) некое письмо еп. Зосимы африкан. епископам, в к-ром он объяснял принятое на заседании решение (не сохр.); 6) послание еп. Зосимы «Tractoria», в к-ром он объявил о пересмотре предшествующего решения и о полном осуждении еретических мнений Пелагия и Целестия (см.: Schwartz. 1924-1925. P. X-XI). М. М. были известны также сочинения Пелагия: «Толкование на послание к Римлянам» (CPL, N 728), некая проповедь (не сохр.) и письмо, адресованное вдове Ливании (CPL, N 754; сохр. только несколько отрывков). Богословские мнения Целестия М. М. излагал преимущественно с опорой на постановления Карфагенских Соборов и епископов Римских; приводя цитаты из сочинений Пелагия, он с их помощью демонстрировал, что учения Пелагия и Целестия совпадают и, следов., одинаково подпадают под церковное осуждение. 2. «Предостережение против ереси Пелагия и Целестия, а также сочинений Юлиана» (Commonitorium adversum haeresim Pelagii (по CPL); Liber subnotationum in verba Juliani (по PL); Commonitorium lectori adversum haeresim Pelagii et Caelestii vel etiam scripta Iuliani a Mario Mercatore servo Christi (по ACO); CPL, N 780; текст: PL.

http://pravenc.ru/text/2562028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУРА-ЕВРОПОС Дура-Европос [греч. ορα Ερωπος], древний город на берегу р. Евфрат, у одной из главных дорог, связывавших Дамаск с Месопотамией; в наст. время - городище близ дер. Эс-Салихия (Вост. Сирия); музей под открытым небом. Совр. название условно и образовано из слияния арам. duru - стена, крепость (название бытовало среди местного населения) и македон. топонима Europos (офиц. название в греко-рим. документах). История Крепостная стена Дура-Европос Крепостная стена Дура-Европос Первоначально на месте Д.-Е. располагалась древнеассир. крепость. В 300-280 гг. до Р. Х. Селевк I Никатор основал там колонию македон. воинов, охранявших переправы через Евфрат на пути из 2 столиц гос-ва Селевкидов - Антиохии-на-Оронте и Селевкии-на-Тигре. Приблизительно после 113 г. до Р. Х. в составе Месопотамии Д.-Е. перешел под власть Парфии, став важным форпостом в Сирии. Население города к I в. до Р. Х. было по преимуществу арамейским. В 116 г. Д.-Е. был оккупирован войсками рим. имп. Траяна, позже возвращен имп. Адрианом парфянам, в 165 г., во время парфянского похода имп. Луция Вера, завоеван римлянами и включен в состав рим. пров. Сирия, в 211 г. получил статус колонии. С рим. завоеванием Д.-Е. стал одним из форпостов в войнах с Парфией, его гарнизон был увеличен за счет войск, базировавшихся в Сев. Европе, было начато строительство оборонительных сооружений. С падением Парфии и усилением гос-ва Сасанидов город неоднократно переходил из рук в руки. В 256 или 257 г. крепость была разрушена войсками сасанидского царя Шапура I (сохр. следы разрушений, останки воинов, погибших в подстенных подкопах). В 260-273 гг. Д.-Е. входил в состав гос-ва Пальмира, позже стал местом поселений христ. отшельников, постепенно был поглощен пустыней. В эпоху правления Селевкидов (возможно, раньше) город был окружен зубчатой стеной со сторожевыми башнями (сохр. остатки 26), разделен улицами на квадраты по античной Гипподамовой системе (судя по следам неоконченных строительных работ, первоначальный план не был осуществлен; основной план сохр. структуру эллинистического города). От главных Пальмирских ворот (17-16 гг. до Р. Х.) начиналась широкая улица, на к-рой находилась агора; по оси этой улицы в юго-вост. части города располагалась старая цитадель, основанная греками как стратегион (резиденция стратега), на северо-востоке - новая цитадель (времени Селевкидов, II в. до Р. Х.; перестроена и достроена в парфянский период), у сев. оконечности города, у приречной стены,- резиденция начальника рим. гарнизона (после 227).

http://pravenc.ru/text/180593.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010