Имп. Константин VII Багрянородный. Монета. Аверс, реверс. Х в. (лат. Excerpta; греч. Εκλογα). По инициативе К. был предпринят масштабный проект по кодификации знаний во всех областях человеческой деятельности, для этой цели придворные ученые составили антологию мнений античных и ранневизант. авторов (наиболее поздний - историк Георгий Амартол (IX в.)) по различным вопросам и разделили ее на 53 тематических блока (πθεσις). Результаты этой работы сохранились только частично: полностью дошел 27-й разд. «О посольствах» (De legationibus; Περ πρσβεων), примерно половина 50-го разд. «О добродетелях и пороках» (De virtutibus et vitiis; Περ ρετς κα κακας), а также значительные фрагменты разделов «О заговорах против императоров» (De insidiis; Περ πιβουλν κατ βασιλων γεγονυιν) и «О мнениях» (De sententiis; Περ γνωμν). О структуре и замысле антологии можно судить по предисловиям к разделам «О посольствах» и «О добродетелях и пороках» ( Семеновкер. 1984; Lemerle. 1971. P. 281-284), предположительно одно и то же предисловие повторялось с небольшими изменениями перед каждым разделом. Каждый раздел предварялся списком источников (нек-рые из них известны только благодаря «эксцерптам» и в самостоятельном виде не сохр., это произведения таких авторов, как Приск, Менандр Протектор, Петр Патрикий, Евнапий), порядковым номером и оглавлением. Известно, что 1-й раздел был озаглавлен «О провозглашении императоров» (Περ ναγορεσεως βασιλων). Расположение остальных разделов неизвестно, однако названия нек-рых можно реконструировать благодаря отсылкам к ним в др. частях: «О народах», «О преемственности императоров», «О том, кто что изобрел», «О кесарях», «О подвигах», «О поселениях», «Об охоте», «О посланиях», «О речах», «О браках», «О победе», «О поражении», «О стратегиях», «О нравах», «О чудесах», «О сражениях», «О надписях», «О государственном управлении», «О церковных [делах]», «О выражении» ( Schreiner. 1987. S. 14-21). Изучение помет в рукописях, использовавшихся при составлении антологии, позволяет предположить, что существовали и др. разделы: «О коронации императоров», «О смерти (низложении) императоров», «О штрафах», «О праздниках», «О предсказаниях», «О чинах», «О причине войн», «Об осадах», «О крепостях» (Ibid. S. 21-23). В то же время сгруппировать разделы в более крупные тематические блоки ( B ü ttner-Wobst. 1906) не получилось ( Lemerle. 1971. P. 284-285). Рукописная традиция сохранившихся разделов антологии бедна, вероятно, проект К. не пользовался популярностью (Ibid. P. 287). Тем не менее собрание «Эксцерптов» активно использовалось автором словаря «Суда» ( De Boor. 1912; De Boor. 1914/1919).

http://pravenc.ru/text/2057048.html

В 1912 г. М. с отличием окончил АХ и отправился в заграничную поездку, которую посвятил знакомству с классической архитектурой Италии и обмеру собора Св. Софии в К-поле. По возвращении в С.-Петербург прочел доклад «Константинополь и Святая София» (21 февр. 1915 в АХ, 7 апр. 1915 в Петроградском об-ве архитекторов). М. было поручено возведение ряда построек в Царском Селе, к-рые по стилю следовали в русле, заданном Феодоровским собором архит. Покровского и Феодоровским городком при нем архит. С. С. Кричинского, и должны были продолжить формирование крупного архитектурного ансамбля в неорус. стиле. Среди построек М.: казармы имп. Конвоя (проект частично осуществлен в 1914-1916; здания пострадали в Великую Отечественную войну, приблизительно реконструированы); городок для авиационного отряда (лето 1915; одноэтажные деревянные здания выполнены в национальном духе и погибли при пожаре в 20-х гг. XX в.). Сохранились эскиз крупного комплекса, сочетавшего древнерусскую тему с принципами палладианства и, вероятно, предназначенного для размещения высокопоставленных иностранных гостей ( Крашенинников. 2006. С. 37), и эскиз триумфальных ворот через р. Кузьминку (1917). Особо выделяется детальный проект комплекса казарм Железнодорожного полка (сохр. панорамное изображение, план и эскизы нескольких зданий). Ансамбль планировалось решить по принципу обнесенного крепостными стенами городка с соборной площадью, монументальным 5-главым храмом и стоящей поодаль колокольней. Отсутствие регулярного плана, живописная композиция и богатство форм создавали впечатление естественности застройки, однако этот эффект был тщательно продуман архитектором. М. использовал цветовое (зеленые крыши с переломами, белый камень, красный кирпич) и объемное (высокие шатровые кровли и фасады с фигурными наличниками) решения, характерные для русской архитектуры XVII в., в частности построек царской резиденции в Коломенском. Утвержденный имп. Николаем II накануне Февральской революции (30 дек. 1916) проект не был осуществлен. Территория в Царском Селе, на к-рой планировалась застройка по проектам М., составляла ок. 50 га (Там же. С. 39).

http://pravenc.ru/text/2561684.html

1984. Vol. 158. P. 81-82; Mauskopf Deliyannis D. Ravenna in Late Antiquity. Camb.; N. Y., 2010. P. 167-168). Поминовение К. входило в санкторальный цикл литургического года рим. традиции, который оказал влияние на богослужение англосакс. Британии (с VII в.) и франк. гос-ва (с VIII в.). Празднование памяти К. получило широкое распространение на лат. Западе. Поминовение святого указано в календаре св. Виллиброрда († 739). На поле рукописи сохранилась запись, вероятно, сделанная самим Виллибрордом, о его рукоположении папой Римским Сергием I (695); тогда же понтифик дал ему имя Климент (The Calendar of St. Willibrord from ms. Paris. lat. 10837/Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 13, 42-43; см.: Beda. Hist. eccl. X 11). Память К. значится также в латинском метрическом календаре из Йорка (кон. VIII в.) и в древнеангл. метрическом календаре (сохр. фрагмент в ркп. Lond. Brit. Lib. Cotton. Tiberius. B.i; см.: Lapidge. 1991. P. 249). В ранней галльской традиции богослужебное почитание К., по-видимому, не получило распространения. Проприй мессы в день памяти святого содержится лишь в Готском Миссале (ок. 700), санкторал которого сформирован под рим. влиянием. В состав проприя мессы входят 6 молитв, частично заимствованных из рим. книг; в нек-рых молитвах использовано Мученичество К. (Missale Gothicum/Ed. E. Rose. Turnhout, 2005. P. 279-282, 397-399. (CCSL; 159D)). Поминовение К. указано в т. н. франко-геласианских сакраментариях VIII в.; их санкторал продолжает рим. традицию, молитвы мессы в день памяти К. также в основном заимствованы из рим. источников (напр.: Liber Sacramentorum Gellonensis: Textus/Ed. A. Dumas. Turnhout, 1981. P. 212-213. (CCSL; 159)). С кон. VIII в. в государстве франков самой авторитетной богослужебной книгой считался рим. Сакраментарий Григория (версия «Hadrianum»). Среди дополнений к этому сакраментарию, составленных в нач. IX в. скорее всего Бенедиктом Анианским , есть префация мессы в день памяти К. ( Deshusses J. Le Sacramentaire grégorien. 1979. T. 1. P. 559). Поминовение К. указывалось в «исторических» мартирологах и церковных календарях начиная с эпохи Каролингов (Die karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 3. S. 1517-1519. (MGH. Libri Memoriales; 2)).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Пелагианскому мнению о естественном характере вожделения блж. Августин противопоставляет учение о том, что вожделение является следствием греха Адама и источником заражения первородным грехом для всех его потомков. В последующей полемике блж. Августина с еп. Юлианом позиции сторон не претерпели существенного изменения. Для обоснования собственной правоты оппоненты привлекали многочисленные рациональные аргументы, отрывки из Свящ. Писания и высказывания предшествующих церковных писателей. Подробное обсуждение всего этого комплекса доказательств задает основное содержание созданных в ходе полемики весьма объемных сочинений, в которых вновь и вновь поднимаются одни и те же вопросы. В 1-й пол. 419 г. еп. Юлиан написал соч. «К Турбанцию» (Ad Turbantium; CPL, N 774; сохр. многочисленные цитаты у блж. Августина) в 4 книгах, в к-ром частично рассмотрел содержание 1-й кн. соч. «О браке и вожделении» блж. Августина. Сделанная неизвестным автором подборка выписок из соч. «К Турбанцию» вскоре попала в руки блж. Августину; критическому разбору этих выписок посвящена 2-я кн. соч. «О браке и вожделении», завершенная в кон. 420 или в нач. 421 г. В кон. 421 г. блж. Августин получил полный текст соч. «К Турбанцию»; ответом на него стало соч. «Против Юлиана» (Contra Julianum; CPL, N 351) в 6 книгах. В сочинении блж. Августин отвечает на обвинения еп. Юлиана в том, что учение о первородном грехе приводит к 5 еретическим заблуждениям: 1) новорожденные дети являются творением диавола; 2) брак есть нечто постыдное и подлежащее осуждению; 3) не все грехи прощаются в крещении; 4) Бог действует несправедливо; 5) нравственное совершенство в земной жизни недостижимо (см.: Aug. Contr. Julian. II 1. 2). Блж. Августин критикует и отвергает все эти тезисы; он отмечает, что они действительно являются еретическими, однако не соглашается с тем, что они следуют из учения о первородном грехе. Отвечая на упрек в отходе от церковной традиции, в 1-й и 2-й книгах сочинения блж. Августин предлагает подборку выдержек из сочинений предшествующих зап.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

1999. P. 138-150). Из них изданы: 1) вопросы по 24-му разделу 2-й книги «Сентенций», в к-рых рассматривается тема свободы воли (см.: Simoncioli. 1956. P. 183-185); 2) вопрос по 3-й книге «Сентенций», в к-ром П. И. О. представил критику учения о Непорочном зачатии Девы Марии (см.: Doucet. 1933); 3) вопросы по 4-й книге, посвященные таинству Брака и брачным отношениям (см.: Petrus Iohannis Olivi. Quaestiones circa matrimonium. 2001); 4) нек-рые др. вопросы по 4-й книге «Сентенций» (см.: Heynck. Zur Busslehre. 1956; Idem. Zur Datierung. 1956; Idem. 1960). Петр из Трабеса в собственном «Комментарии к Сентенциям» (сохр., однако до наст. времени не издан полностью) широко использовал «Комментарий...» авторства П. И. О.; при этом в большинстве случаев он не ссылается на П. И. О. эксплицитно, что затрудняет использование его сочинения для установления содержания труда П. И. О. (подробнее см.: Idem. Zur Datierung. 1956; Piron. Les œuvres perdues d " Olivi. 1998. P. 378-380; Idem. 2000). 2. «Сумма по Сентенциям» (Summa in Sententias= Oliv. Sum.; в источниках и лит-ре упоминается также под др. заглавиями, в т. ч. «Вопросы по Сентенциям» (Quaestiones in libros Sententiarum); отдельные группы вопросов встречаются в рукописях под самостоятельными заглавиями). Существование «Суммы по Сентенциям» как итогового богословского сочинения, задуманного и по меньшей мере частично написанного П. И. О. в последний период жизни, подтверждается прямыми внутренними ссылками, встречающимися в его трудах (их обзор и анализ см.: Koch. Der Sentenzen-Kommentar. 1930. S. 290-303; Piron. Les œuvres perdues d " Olivi. 1998. P. 359-377). При этом неизвестно, когда именно П. И. О. начал работу над этим сочинением и успел ли он ее завершить. В полном виде сохранилась лишь 2-я книга «Суммы по Сентенциям». П. И. О. ссылается также на 1-ю книгу; лишь для нек-рых из этих ссылок исследователям удалось установить соответствия в известных ныне разрозненных вопросах, атрибуируемых в рукописной традиции П. И. О., к-рые по формальным и содержательным признакам могут быть отнесены к 1-й книге «Сентенций» (см.: Piron.

http://pravenc.ru/text/2580398.html

Этот вывод делается на основании письма Ламберта, еп. Арраса (1093-1115), к О. (ок. 1111/12), в к-ром упоминается, что архидиаконы Аррасского епископа требовали передать своему епископу ряд земельных владений в Аррасе (PL. 162. Col. 690. N 118). Ответ О. и к.-л. подробности этого конфликта неизвестны. Современники отмечали достоинства О. как наставника - к нему приезжало множество учеников ( Amandus de Castello. De Odonis...//MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 943; Herimannus. Liber. 2010. Р. 37, 75-76). Среди наиболее известных - Гальберт, каноник из Турне, впосл. монах аббатства св. Мартина в Турне; Годфруа, прославившийся как искусный переписчик; каллиграф Гислеберт; аббат Хериманн; Алульф, певчий и библиотекарь мон-ря св. Мартина в Турне, и др. О. основал б-ку и скрипторий в аббатстве св. Мартина в Турне. Его стараниями книжное собрание мон-ря пополнялось новыми рукописями. В XIX в. основная часть манускриптов была приобретена для собрания сэра Т. Филлипса (впосл. собрание было распродано), в настоящее время большие коллекции находятся в Королевской б-ке в Брюсселе, Национальной б-ке Франции в Париже, Британском музее в Лондоне ( Boutemy. 1949. Р. 180). В 1105 г. по заказу О. была изготовлена Псалтирь (в наст. время хранится в Национальной б-ке Франции - Paris. Nouv. acq. lat. 2195). В ней приводятся точная дата епископского рукоположения О. и другие сведения о мон-ре св. Мартина в Турне в этот период (изд.: Delisle. 1880. Р. 149-155, см. также: Libert. 1987. Р. 536-542). О. был погребен в ц. Спасителя аббатства Аншен, возле распятия; на его могиле сохранилась лат. эпитафия (Chronicon S. Andreae. III 28//MGH. SS. T. 7. P. 546). Сочинения О. принадлежит к числу крупных философов и богословов XI-XII вв., его сочинения (сохр. лишь частично) посвящены вопросам логики, теологии, библейской экзегезы, литургики. Наиболее объемным произведением О. является трактат «О первородном грехе» в 3 книгах (De peccato originali//PL. 160. Col. 1071-1102; между 1095-1105). В нем нашла отражение реалистическая позиция, к-рую О.

http://pravenc.ru/text/2578211.html

Конец П. д., с IV 30 (отсюда начинается 2-я параллельная нумерация глав: по изданию верчелльской рукописи и по изданию греч. текста), и приложенное к нему соч. «Мученичество Петра» сохранились в греч. рукописи Минология (Ath. Vatop. 79; рубеж IX и X вв.). В этой рукописи они представлены как взятые «из исторических сочинений Климента, епископа Рима», т. е. они могли быть изначально присоединены к «Климентинам», как в Верчелльском кодексе. Главы IV 31-33 и «Мученичество Петра» сохранились также в 2 греч. рукописях: Patm. 48 (IX в.) и Ochrid. 44 (XI в.). Попытка О. Цвирлайна ( Zwierlein. 2010) взять за основу издания «Мученичества Петра» последний список наталкивается на проблему многочисленных ошибок в тексте «Мученичества...». Поэтому издание этого текста должно базироваться на совокупности 3 греч. рукописей и переводов на латинский и церковнославянский (сохр. в «Гомилиарии Михановича»). В «Стихометрии» К-польского патриарха Никифора в П. д. насчитывается 2750 строк (чуть больше, чем в Евангелии от Луки). По подсчету Т. Цана ( Zahn T. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. Erlangen, 1888. Bd. 1. S. 841. Anm. 3) до начала эпизода IV утрачено ок. трети текста, но, сопоставляя эти подсчеты, следует учитывать, что в вычислениях патриарха Никифора были обнаружены ошибки ( Markschies C. Haupteinleitung//Antike christliche Apokryphen in deutscher Übersetzung/Hrsg. C. Markschiess et al. Tüb., 2012. Bd. 1. Hbd. 1. S. 140-143). Если П. д. имели симметричную структуру, типичную для античного романа, то его 1-я (палестинская) половина, преимущественно утраченная, должна была быть по объему примерно равна сохранившейся 2-й (римской). Богословие Известные тексты П. д. не содержат систематического изложения вероучения, так что оно может быть реконструировано только частично. Так, Бог упоминается в текстах часто с эпитетом Живой (Acta Petri. IV 2, 6, 9, 10, 12, 17, 23, 28) и тем самым противопоставляется мертвым, ложным богам. Он всесилен и может совершить все, о чем Его попросят верующие (II).

http://pravenc.ru/text/2580438.html

перевод Викторина Мария . Позже Б. написал еще одно, более подробное, соч. «Commentaria in Porphyrium» (Комментарии на [«Введение»] Порфирия, в 5 кн.), основывающееся на его собственном переводе. В этом комментарии (в 3-й кн.) Б. приводит знаменитое «древо Порфирия» - схему родо-видовой предикации главной аристотелевской категории «сущность» (лат. substantia, generalissimum genus - наиболее общий род - Comm. in Porphyr. III; ср.: Contra Eutych. 2). Кроме того, Б. составил «Commentaria in Aristotelem» (Комментарии на логические трактаты Аристотеля: на «Категории», в 4 кн., и 2 на «Об истолковании», в 2 кн. и в 6 кн.). Комментарий Б. на аристотелевскую «Топику» не сохранился. Логические комментарии Б., в целом представляя собой адаптированный перевод греч. комментариев и схолий, прежде всего Порфирия и Ямвлиха , не исключают философской самостоятельности и оригинальности их автора. Б. принадлежат также обширные «Commentaria in Topica Ciceronis» (Комментарии на «Топику» Цицерона , в 6 кн., 6-я кн. сохр. частично). (т. н. Opuscula sacra). По мнению большинства исследователей, Б. принадлежат 5 богословских трактатов, важнейший из к-рых - «De Trinitate» (О Троице; полное название «Quomodo Trinitas unus Deus ac non tres dii» - Каким образом Троица есть единый Бог, а не три бога). В трактате, написанном под влиянием идей блж. Августина, с помощью аристотелевских категорий разбирается вопрос о единстве Божественной сущности и троичности Лиц. Трактат посвящен тестю Б. Симмаху. К этой работе непосредственно примыкает небольшой трактат на ту же тему «Utrum Pater et Filius et Spiritus Sanctus de divinitate substantialiter praedicentur» (Сказываются ли Отец, Сын и Святой Дух о Божестве по сущности). «Quomodo substantiae in eo quod sint, bonae sint, cum non sint substantialia bona» (Каким образом сущности являются благими, потому что они существуют, не будучи благами по сущности; традиц. средневек. название «De Hebdomadibus» - О седмицах). Изложение здесь развивается по математическому принципу: сначала дается набор очевидных истинных предпосылок (терминов и правил), затем ставится задача (теорема), к-рая решается на основе уже принятых предпосылок.

http://pravenc.ru/text/153285.html

В суховато-графичном декоре колокольни оригинальна обработка устоев нижнего яруса прямоугольными выступами с нишами и филенчатые пилястры на флангах второго яруса. Интересна также трактовка основания второго яруса - своеобразный полуярус с овальными лежачими проемами в гранях. Ротонда, перекрытая куполом со световым кольцом в центре, покоится на мощных угловых устоях четверика и узких подпружных арках с парусами между ними. Своеобразно перекрытие алтаря и притвора: их прямоугольные части имеют коробовые своды с распалубками в торцах, апсида и закругленная часть притвора - конхи. Первый ярус колокольни с винтовой лестницей внутри северо-восточного устоя перекрыт крестовым сводом. Клеевая роспись 1-й трети 19 в. прописана маслом во 2-й пол. 19 в. Частично утрачена в своде, барабане, на стенах и полностью - в западном и южном люнетах, в конхах алтаря и притвора. Значительное для области произведение в стиле классицизма, отличающееся ясностью и уравновешенностью композиций, не лишенных некоторой наивности, и благородством колорита. Декоративная живопись исполнена охрой на интенсивно бирюзовом либо на темно-розовом фоне. В композициях гармонично сочетаются красные и оливковые, зеленые и охристые, голубые и белые цвета. В куполе написана многофигурная сцена " Похвала Троице " . В барабане живопись расположена в два яруса: в верхнем - библейские сцены Сотворения мира и одна - " Да святится имя твое " на слова " Отче наш " ; в нижнем - сюжеты на тему евангельских блаженств. Чередование крупных композиций в арочных обрамлениях, расположенных по сторонам света, и узких вертикальных придают росписи своеобразную ритмичность. Барабан отделен от купола скромным рисованным карнизом, а от стен - пышным гризайльным антаблементом, раскрепованным над пилонами и поддерживаемым кронштейнами. Выразителен фриз, в который включены раковины и листья аканта. В четверике живопись также выполнена в два яруса. Три большие евангельские композиции были написаны в люнетах (в северном сохр. " Нагорная проповедь " ).

http://sobory.ru/article/?object=04636

В ирландских летописных сводах запись о кончине К. помещена под 602 (в «Ольстерских анналах», «Анналах Тигернаха» и «Хронике ирландцев») или 605 г. (в «Инишфалленских анналах»). В «Ольстерских анналах» есть дополнительная запись о его кончине под 601 г. со ссылкой на «книгу Куану» - несохранившуюся летопись из вост. части Ирландии (см.: Ó Mórdha E. The Placenames in the Book of Cuanu//Seanchas: Studies in Early and Medieval Irish Archaeology, History and Literature in Honour of F. J. Byrne/Ed. A. P. Smyth. Dublin, 2000. P. 189-191). В «Анналах Тигернаха» и «Хронике ирландцев» указано, что К. умер на 91-м году жизни и на 50-й год 3-й месяц и 10-й день аббатства, в 6-й день перед майскими идами; та же информация - в Мартирологе из Тамлахты. Рождение святого (вероятно, сведения вставлены позднее) указано под 516 г. в «Ольстерских анналах», «Анналах Тигернаха» и «Хронике ирландцев» (в «Ольстерских анналах» также приведено альтернативное известие под 520). Об основании Беннхора в анналах сообщается под 555, 558 и 559 гг., но имя К. там не названо. В «Повременном перечне святых Ирландии» (IX или X в.) К. отнесен ко 2-му чину (ordo) святых Ирландии (Catalogus Sanctorum Hiberniae/Éd. P. Grosjean//AnBoll. 1955. Vol. 73. P. 210). В трактате «Sancti qui erant bini unius moris», в к-ром ирл. святые сопоставлены с библейскими героями и отцами Церкви (сохр. в Ленстерской книге, XII в.; изд.: Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae. 1985. N 712. 11), К. уподоблен ап. Иакову. Основной источник сведений о К.- Житие на латинском языке, сохранившееся в 2 редакциях. Пространная версия представлена в Дублинском (Килкеннийском) собрании житий ирл. святых (обозначается сиглой M или D) и издана Ч. Пламмером по рукописи Dublin. Marsh " s Library. Z 3.1.5. Fol. 90v - 94 (XV в.) (изд.: Plummer. Vitae. T. 2. P. 3-21). Краткая версия (представляет собой выжимку из пространного Жития, текст к-рого близок Житию К. из Дублинского собрания, но не идентичен ему) сохранилась в составе Саламанкского собрания (Brux. 7672-7674, XIII - нач. XIV в.; в тексте есть лакуна из-за утраты 1 листа; изд.: Heist. Vitae. P. 332-334) и Оксфордского собрания (рукописи Bodl. Rawl. B. 485 и B. 505, обе - XIV в.; частично издана, см.: Grosjean. 1934). По мнению Р. Шарпа, сохранившиеся версии Жития К. были созданы не ранее нач. XIII в., хотя, возможно, они основаны на более раннем тексте (см.: Adomn á n of Iona. Life of St. Columba/Transl. R. Sharpe. Harmondsworth, 1995). На ирл. языке К. посвящен лишь небольшой фрагмент, представляющий собой перевод одной из глав его пространного Жития ( Kenney. Sources. P. 397).

http://pravenc.ru/text/1841830.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010