отождествляемым с Феофаном Греком ). Первым, частично дошедшим до наших дней рус. И., состоявшим из 4 рядов (местного, деисусного, праздничного и пророческого), стал И. Успенского собора во Владимире (ок. 1410; приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу). Из ростовых деисусных икон сохранилось 13 (ГТГ, ГРМ), праздничных - 5 (ГТГ, ГРМ), пророческий чин был поясной (2 иконы, ГРМ). Предполагают, что этот И., как и ряд других, был несомкнутым, т. е. разделенным вост. опорами храма. Наиболее ранним И., полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы, является И. Троицкого собора ТСЛ (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил с мастерской). Изначально он был сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. Повысилось значение поперечного предалтарного нефа, солеи и купола, в то время как вост. часть с вост. парой столбов оказалась полностью недоступной взгляду. Перестала читаться иерархическая соподчиненность алтаря, жертвенника и диаконника, скрытых сплошным иконостасом. В каменных церквах, имевших росписи, И. и фрески составляли единое целое; в деревянных храмах он сосредоточивал в себе главное сакральное содержание интерьера. Четырехъярусные И. появились также в Спасо-Преображенском соборе Твери («Кашинский чин», сер. XV в., сохр. 27 икон, ГТГ, ГРМ), в новом Успенском соборе Московского Кремля (1481, не сохр.) и в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря (1497, сохр. 57 икон, КБМЗ, ГТГ, ГРМ). Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Деисусный ряд - ростовой или поясной - в это время помимо главных 7 фигур мог включать образы святителей, мучеников, столпников. Размеры икон были велики (высота деисусных икон в И., ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м, в Успенском соборе во Владимире - 3,14 м).

http://pravenc.ru/text/389068.html

Образ написан темперой на доске (размер 125 ´ 88,5 ´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорус. иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) - главного центра Православия Белоруссии в тот период. Б. и. принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери - главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений. Особенности иконографии Б. и.: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Серебряный позолоченный оклад Б. и. (не сохр.) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г. На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Б. и., затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

http://pravenc.ru/text/153201.html

В 1695 г. на средства гетмана И. С. Мазепы была построена одноглавая кирпичная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезной, келарней и пекарней. К XIX в. храм обветшал, трудами архим. Варсонофия был восстановлен и переосвящен в 1845 г. в честь Воскресения Господня. Подвал церкви был обращен в склеп, в к-ром похоронен малороссийский ген.-губернатор кн. Н. Г. Репнин († 1845). Восстановление церкви велось на средства его вдовы кнг. В. А. Репниной; впосл. Воскресенский храм стал родовой усыпальницей Репниных (в нач. ХХ в. склеп был разграблен). Первоначально это был храм типа восьмерик на четверике, увенчанный грушевидной главой, с большой 5-гранной апсидой и трапезной; с юга и, возможно, с севера к постройке примыкали дополнительные помещения. После перестройки в сер. XIX в. по крестообразному плану появились 2 боковые граненые апсиды по сторонам центральной, над к-рой в наст. время помещена малая главка. Рукава планового креста имеют 2-скатные покрытия с фронтонами; углы объемов оформлены пилястрами, поддерживающими раскрепованный карниз. Полуциркульные окна и ниши имеют простые прямоугольные наличники; окна барабана объединены упрощенной аркатурой с лучковыми сандриками сверху. При перестройке храма в XIX в. оказались утрачены нек-рые церковные древности, фрески скрыты под новыми записями, уничтожен старинный иконостас и портрет кн. М. Вишневецкого, древние иконы заменены новыми, написанными в С.-Петербурге. В кон. XVII в. на средства полковника Д. Л. Горленко вокруг Г. м. была возведена кирпичная ограда с черепичным покрытием и 2 надвратными церквами (в 1754 ограда отремонтирована, в сер. XIX в. построены новые стены с 3-лопастными арками с дворовой стороны). В 1693-1708 гг. с зап. стороны были построены ворота с одноярусной надвратной ц. во имя свт. Николая Чудотворца с куполом грушевидной формы на граненом барабане. В XIX в. церковь была перестроена по проекту архит. Ефимова и получила надстройку-колокольню с пирамидальным завершением в русско-визант. стиле (к кон. ХХ в. сохр. частично, реконструирована). К первоначальной постройке, очевидно, относится нижний ярус сооружения: квадратный в плане, декорированный пилястрами, окнами и нишами разных форм и размеров, расположенных в 4 ряда как на плоскостях стен, так и на пилястрах. Окна и ниши обрамлены рельефными наличниками, в т. ч. в форме квадрифолия (вокруг центральных, ныне заложенных ниш верхнего ряда).

http://pravenc.ru/text/168430.html

Введенский храм соединен со Спасским собором каменным 2-ярусным закрытым переходом. Вскоре после возведения Введенской ц. была построена келарская пала-та, ок. 1675 г.- т. н. Белая палата, к 1717 г. сводчатые помещения палаты были пе-ределаны каменщиками подмонастырского с. Коровничьего под настоятельские ке-льи, в 1766 г. сделано каменное крыльцо. С сев. стороны от Спасского собора находятся св. врата с надвратной ц. во имя вмч. Феодора Стратилата и папертью, построенные в 1588 г. под рук. «церковного каменного дела мастера Тимофея». Церковь, освященная в 1590 г. архиеп. Вологод-ским и Великопермским Ионой (Думиным), имеет необычную 2-столпную конструк-цию, обусловленную, по мнению А. Л. Баталова, редукцией «4-столпного прототипа - ц. Иоанна Лествичника над св. воротами Кирилло-Белозерского мон-ря» (Бата-лов. С. 120). Храм завершен 2 ярусами килевидных кокошников, барабаном со шле-мовидной главой, орнаментальные пояса повторяют мотивы архитектуры собора Всемилостивого Спаса. В сер. XVII в. над св. вратами на сев. и юж. фасадах имелись стенные росписи (не сохр.). После пожара в 1815 г. церковь была переосвящена в честь Вознесения Господня. В 1852-1853 гг. выполнена роспись внутри св. врат. К 1684 г. при ц. вмч. Феодора Стратилата имелась каменная часовня с колесными ча-сами и 9 колоколами, в 1729-1730 гг. перестроенная в одноярусную колокольню с шатровым завершением. В 1830 г. к востоку от Введенской ц. на монастырском кладбище была построена ц.-усыпальница во имя вмц. Екатерины в стиле классицизма. В интерьере частично сохранилась живопись 1-й пол. XIX в., выполненная прилуцкими живописцами. В 1867 г. близ нее похоронен поэт К. Н. Батюшков. Согласно переписным книгам, в XVII в. в Д. м. велось оживленное каменное строительство жилых и хозяйственных зданий, продолжавшееся до 30-х гг. XVIII в. К северу от собора к 1654 г. имелись 4 одноэтажные каменные кельи, построенные ярославскими каменщиками И. Сергеевым и Т. Ивановым, 2 двухэтажные казенные кельи, каменная больничная церковь, кельи для архиеп. Вологодского Симона. В 1712-1737 гг. и 1800-х гг. эти здания были перестроены в 2-этажный братско-настоятельский корпус. В его вост. части находилась больничная ц. во имя Трех свя-тителей (1721), перестроенная и освященная в 1846 г. во имя Всех святых. Здание братских погребов с сушилом было перестроено в 1718 г. в зимние настоятельские кельи, а в 1893 г. превращено в монастырскую гостиницу.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

В XVIII в. сохранялась типичная упрощенная композиция 3-частных храмов, сформировавшаяся в предшествующем столетии. Высокий четверик основного объема, близкий к кубу, получал завершение в виде луковичной главы на барабане, как, напр., в вологодских церквах: во имя прп. Кирилла Белозерского в Рощенье (сер. XVII в., сохр. частично), вмч. Феодора Стратилата (не ранее 1628, не сохр.), свт. Николая на Глинках (1676, действующий), прор. Илии в Каменье (1698), вмц. Параскевы Пятницы (кон. XVII в., не сохр.), Вознесения Христова (1698-1700, не сохр.), свт. Иоанна Богослова (1744), Казанской (1760). Воспроизводился и декор XVII в., особенно «рогатые» оконные наличники. В петровское время под влиянием московского барокко сформировался новый характер завершений вологодских храмов в виде возвышающегося над четвериком (часто 2-светным) массивного восьмерика с луковичной главкой на барабане. Таковы церкви Покрова Пресв. Богородицы на Козлене, св. Иоанна Предтечи в Рощенье (1710-1717), свт. Власия Севастийского (1714). В трапезных с плоскими перекрытиями обычно находились теплые приделы. Ярусное завершение намечено в примыкающей к данному типу церкви Троице-Герасимова мон-ря на Кайсаровом ручье (1717, не сохр.). В вологодском Успенском мон-ре были построены св. врата (между 1709 и 1714) и надвратная ц. во имя прп. Алексия, человека Божия (освящена в 1720), с 4 окнами на фасаде, богато украшенном полуколоннами и наличниками с барочными фронтонами во 2-м ярусе. 5-главая Спасская ц. в Белозерске (1716-1723) представляет собой высокий куб с 3-апсидным алтарем и низкой трапезной, с шатровой колокольней (с запада). Вертикальную устремленность и живописность зданию придает сильно развитая венчающая часть с широким изразцовым фризом. 2 яруса кокошников над карнизом расположены необычно, один над другим. Поверх кокошников нетрадиционно поставлен еще 1 карниз фигурной кладки - «пила». Архаична и Сретенская ц. в Вологде (1731-1735): бесстолпный 3-частный в плане храм на подклете увенчан луковичным пятиглавием; 2-этажная трапезная напоминает гражданскую постройку.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Первоначальные деревянные постройки П.-З. Ф. м. не сохранились. Совр. архитектурный облик обители складывался с кон. 50-х гг. XVI в. В 1557 г. в связи с рождением царевича Феодора Иоанновича началось строительство 5-главого Феодоровского собора на высоком подклете. Главный вход в него был сделан через притвор в зап. части здания. Храм был расписан фресками (не сохр.). Исследователи отмечали, что первоначально собор «имел позакомарное покрытие и открытые лестницы-всходы»; они «вели к дверным проемам храма». В XVIII в. «появилась четырехскатная кровля, закрывшая почти половину высоты барабанов глав, поздняя паперть с трех сторон окружила древнее здание» ( Пуришев. 1970. С. 17). В 1704 г. «великого государя уставщик» С. И. Уваров дал средства на перестройку притвора собора. По нек-рым сведениям, в нач. XIX в. обрусевший итал. худож. Сальваторе Тончи вместо старых фресок заново расписал храм. Несмотря на утраты в советское время, новые фрески частично сохранились и отреставрированы. В 1886 г. при игум. Евгении (Георгиевской) вдоль юж., зап. и сев. фасадов собора была сооружена галерея. С сев. стороны галереи устроен придел в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1889), а с юж. стороны - придел во имя прп. Серафима Саровского (1904). С 1681 г. вместо деревянной возводились каменные ограда с башнями (сохр. частично) и колокольня (1681-1705; разрушена). В 1703 г., при игум. Мавре (1702-1710), на средства царевны Наталии Алексеевны была построена небольшая теплая каменная ц. Введения во храм Пресв. Богородицы с приделом во имя святых Адриана и Наталии. В авг. 1713 - окт. 1714 г. по благословению митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) иждивением царевны была возведена ц. Казанской иконы Божией Матери с 2-этажными больничными палатами и кельями. Сохранились также кирпичные кельи (XVII-XIX вв.), настоятельский корпус (XVII в.), гостиница (1896) и регентский дом (XIX в.). Святыни Из П.-З. Ф. м. происходят иконы сер. XVI в., принадлежавшие к местному ряду иконостаса Феодоровского собора и, вероятно, выполненные по заказу Иоанна Грозного царскими мастерами ( Сукина. 2012): «Свт. Николай Чудотворец» (ПЗИХМЗ. Инв. 4028), «Свт. Иоанна Златоуст, с житием» (Инв. 4029), «Вмч. Феодор Стратилат, с житием» (Инв. 4031), «О Тебе радуется» Федора Иванова Дермина (Инв. 4033), «Божия Матерь «Одигитрия»» (Инв. 4034), «Св. Троица» (Инв. 4035). В Феодоровском соборе находилась и Иерусалимская икона Божией Матери 1709 г. (Инв. 5847), вероятно вложенная в мон-рь царевной Наталией Алексеевной и царевичем Алексеем Петровичем ( Сукина. 2003). В коллекциях ПЗИХМЗ также находятся кадило 1600 г.- вклад царя Бориса Годунова, священническое и диаконское облачения и печатное Евангелие в серебряном окладе, вложенные в монастырь в кон. XVII в. дочерью дьяка Оружейной палаты Московского Кремля Натальей Ивановной Взимковой, старопечатные книги с записями, свидетельствующими о вкладе царевича Алексея Петровича, и др. предметы. 1917-2019 гг

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Среди монастырских храмов наиболее ранней была 2-этажная ц. Вознесения калужского Лаврентиева мон-ря (не сохр.; нижний каменный этаж с теплым храмом освящен в 1650, верхний был деревянным - Там же. С. 91), а также Введенская ц. (сер. XVII в.) Спасо-Воротынского мон-ря (Там же. С. 61. Табл. 9; Вдовиченко. 2010. С. 47, 52), к-рая имеет небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик, увенчанный 2 декоративными шатрами на 8-гранных барабанах. С запада на обоих этажах помещаются большие одностолпные трапезные. Двухэтажный с повышенным четвериком собор (1679-1691) мещовского Георгиевского мон-ря окружен галереями на аркадах (разрушены; здание сильно повреждено). В 1-й пол. XVII в. мон-рю покровительствовала царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева (супруга царя Михаила Феодоровича), в конце века - тесть Петра I Ф. А. Лопухин. Возводились монастырские соборы более архаичного типа - одноэтажные, с монументальными основными объемами, завершенными пятиглавием. Собор Покровского Доброго монастыря Лихвинского у. (ныне Суровский р-н Тульской обл.; сохр. прясла стен и алтарь), с трапезной и галереей с зап. стороны, в 1667 г. «строил… с Москвы кудашевец Максим Семенов Апочен» по заказу окольничего кн. М. А. Ртищева; царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку связного железа 400 пудов ( Малинин. 1912, 2004. С. 204; Днепровский-Орбелиани. 2006. С. 19; Легостаев. 2008. С. 76, 233). К типу больших соборов принадлежит 2-столпный 3-апсидный Успенский собор Гремячева мон-ря (с. Гремячево Перемышльского р-на), возведенный по велению царя Алексея Михайловича, к-рому понравилась местность на высоком берегу Оки (1673; по др. данным - 1695, см.: Николаев. 1970. С. 107). Мощный прямоугольный объем подчеркнут 5 редко расставленными небольшими глухими главами, композиции фасадов с крупными деталями асимметричны. О формах Преображенского собора Тихоновой пуст. (1677, перестроен в 40-х гг. XIX в., разобран к 1886) известно мало. Преображенский собор (кон. XVII в., начат в 80-х гг. XVII в.?), возведенный Лопухиным для небольшого, так и не открытого мон-ря в с. Подкопаеве (Мещовский р-н), имеет характерную композицию: 2-светный бесстолпный четверик с 5 главами на высоких шеях. На углах объема - пучки колонок; перспективные наборные порталы частично сохранили разноцветную окраску.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

1620 г.- 17 икон, в старом иконостасе кафоликона мон-ря Пробота (сер. XVII в.) - 18, причем добавлены сцены, нетипичные для данного чина: «Преполовение», «Беседа Христа с самарянкой», «Оплакивание Христа» и др. ( Sabados. 2007. P. 87-89). О развитии иконописи в XVI в. свидетельствует упоминание под 1570 г. цеха иконописцев (bratstvo zugrafskoe), по-видимому, из Сучавы, во вкладной записи к Четвероевангелию с изображением евангелистов (хранилось в Сучавской митрополии; ныне утрачено), которое братство передало митрополичьей ц. вмч. Георгия в Сучаве ( Яцимирский. 1905. С. 290-291). Когда был основан цех, неизвестно, однако его деятельность в посл. десятилетия XVI и первые десятилетия XVII в. подтверждается большим количеством сохранившихся произведений стенописи, иконописи и миниатюры, близких по стилю и иконографии. По неизвестным причинам приблизительно с кон. 10-х гг. XVII в. о деятельности сучавских иконописцев практически нет сведений, как и о памятниках стенописи этого периода. 1616 годом датируется последняя иллюминированная рукопись из Драгомирнского скриптория, хотя его работа в это время не прекращалась. В иконописи последующего периода отмечено сильное галицкое влияние. В соседних Галицких землях нередко заказывали иконы, иногда галицких мастеров приглашали в М. к. Так, господарь Василе Лупу заказал галицкой мастерской в 1643 г. иконостас для часовни крепости Нямц (частично представлен в Музее Нямецкого мон-ря; сохр. подпись иконописца: «Малар Бараски»), а в 1658 г., господарь Георге Штефан пригласил галицких мастеров для создания иконостаса в Архангельской ц. в своей вотчине - с. Рэдяна (совр. жудец Бакэу). В некоторых сценах намечается отход от традиционной византийской иконографии («Рождество Христово»), есть иконы, вписанные в интерьер («Рождество Пресв. Богородицы», «Сретение Господне», «Сошествие Св. Духа» и др.), заметно смешение традиционного исполнения фигур со светотеневой моделировкой. Резной декор иконостаса представляет уникальное не только для М. к. в XVII в., но и для соседней Галиции обращение к барочной декоративной концепции, очевидной в деталях и в структуре иконостаса. Лишь спустя столетие барочная стилистика станет нормой для молдавских иконостасов ( Sabados. 2010. P. 31-53).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

В основе этого житийного сюжета лежат 2 разных чуда: чудо Г. на о-ве Лесбос - возвращение отрока в родительский дом и возвращение отрока отцу-священнику Георгиевской ц. (напр., на вологодской иконе, сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - в клеймах 9 и 10 представлены оба чуда возвращения отроков). С темой чудесной помощи Г. связан еще ряд сюжетов. Г. неск. раз защищает прп. Феодора Сикеота (пам. 22 апр., за день до пам. Г.) от демонов, явившихся в облике волков и др. страшных животных, напр. в клеймах иконы «Святые Феодор Сикеот и Георгий с житием Феодора Сикеота в 22 клеймах» из Никольского единоверческого мон-ря в Москве (кон. XVI - нач. XVII в., ГТГ) прп. Феодор и Г. изображены в среднике, в рост, в молении. Неоднократно Г. выступает помощником в ратных делах, напр. на иконе «Чудо от иконы Богородицы «Знамение»» («Битва новгородцев с суздальцами»), где Г. выезжает из ворот города вместе со святыми Димитрием, Борисом и Глебом во главе войска новгородцев (XV в., ГТГ; сер.- 2-я пол. XV в., НГОМЗ); на иконе, где представлено видение всемирной истории в образе воинствующей Церкви, «Благословенно воинство небесного царя» (после 1552, ГТГ) Г. изображен в авангарде нижнего ряда войск. Самый ранний житийный цикл Г. частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Представлены следующие сцены жития: исповедание веры перед имп. Диоклетианом; царица Александра и Г.; Г. перед проконсулом Магненцием; военачальники Анатолий и Протолеон перед Г.; мучение во рву с известью; мучение на кресте скребками (еще одна сцена плохой сохранности). В росписи ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.), в диаконнике, над большой композицией «Чудо о змии» помещались 2 сцены (сохр. незначительные фрагменты), возможно с изображениями допроса имп. Диоклетианом и мученичеств или усекновения головы. В рус. иконописи наиболее ранний житийный цикл известен на новгородской иконе с изображением в среднике «Чуда вмч. Георгия о змии» (1-я пол. XIV в., из собрания М. П. Погодина, ГРМ). В 14 клеймах иконы изображены сцены мучения Г. (за исключением чуда сокрушения идолов в клейме 6). Особую группу составляют житийные иконы XVI в. московской иконографии, отличительная черта к-рых - отсутствие прижизненных чудес (4 иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития»: ок. 1500 г., ЦМиАР; из Пятницкого мон-ря г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР; из дер. Баринцево Любимского р-на Ярославской обл., нач. XVI в., ЦМиАР; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР). Ее основой являются визант. житийные иконы XIII-XV вв., в т. ч. упомянутые иконы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае.

http://pravenc.ru/text/162188.html

(мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Житийные циклы Г. по древности и степени популярности опережают циклы др. воинов-мучеников. Древнейшие варианты жития Г. повествуют только о мучениях святого, описания чудес появились позже, с X в. их цикл складывался постепенно. так, в текстах визант. минологиев XI в. описаны 3 чуда: с колонной вдовы, с пронзенным образом и с плененным пафлагонским отроком. Внутри житийного цикла Г. можно выделить темы мучения и чудес, отдельно прижизненных и посмертных. В зависимости от редакции текста жития святого в иллюстрировании житийного цикла встречаются варианты. цикл может начинаться сюжетом раздачи имущества нищим и заканчиваться положением Г. во гроб (напр., на иконах XIII в. (20 клейм) и XV в. (14 клейм) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), на полихромной рельефной иконе XIII в. (Византийский музей, Афины)). В др. варианте в начале - исповедание веры Г. перед имп. Диоклетианом (напр., на визант. деревянной полихромной рельефной иконе XIII в. с 12 клеймами (НХМУ) - последняя сцена не сохр.), в конце - усекновение головы (житийная рама со сценами из житий великомучеников Г. и Димитрия, XVI в., ЦИАМ). Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Живописные сцены из жития могли помещаться на фасадах храмов, напр. фрагменты сцен на юж. фасаде ц. в Курбинове, Македония (90-е гг. XII в.), на фасадах церкви Георгиевской башни в мон-ре Хиландар (сер. XIII в.). В XIV в. житийный цикл Г. украсил ряд серб. церквей: ц. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282-1283) - над входом в наос размещается грандиозное изображение Г. на коне, а на сводах нартекса - 4 сцены из житийного цикла; ц. Богородицы Левишки (ок. 1310-1313). Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в ц.

http://pravenc.ru/text/162188.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010