Согласно Житию прп. Стефана и обеим редакциям Сказания, родители Г. владели землями на Махре в Переяславской земле. Гавриил в отрочестве осиротел (возможно, его родители умерли во время эпидемии в 1353). Через нек-рое время его духовным наставником стал поселившийся поблизости прп. Стефан, к-рый начал здесь строительство мон-ря. В обители юноша овладел грамотой. После того как Гавриилу исполнилось 18 лет, прп. Стефан постриг его в монашество, все имущество новоначальный инок отдал мон-рю. Между 1363 и 1365 гг. Суздальский еп. Алексий по просьбе прп. Стефана рукоположил Г. во иерея. Активная деятельность прп. Стефана вызвала озабоченность соседних землевладельцев братьев Юрцовских, опасавшихся, что их родовая дер. Юрцово может отойти мон-рю. Юрцовские пригрозили прп. Стефану и Г. расправой, после чего иноки были вынуждены оставить Махрищский мон-рь и уйти в Вологодскую землю. Уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря в источникахне датирован. Встречающаяся в лит-ре дата - ок. 1370 г. (см., напр.: Соснина Е. В. Прп. Стефан Махрищский и Троице-Сергиева лавра//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и дух. жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 76) - вызывает сомнения. Известно, что прп. Стефана в Махрищском мон-ре посещал прп. Сергий Радонежский. Это могло случиться ок. 1372 г., когда прп. Сергий был вынужден из-за разногласий с братией покинуть Троице-Сергиев мон-рь ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92), или ок. 1373 г., когда митр. св. Алексий вызвал преподобного в Москву из киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Следов., уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря мог состояться вскоре после 1372-1373 гг. Через нек-рое время подвижники обосновались вблизи р. Сухоны у Юрьева протока, в пределах Ростовской епархии. Здесь прп. Стефан и Г. поставили крест, затем построили деревянные храмы во имя Св. Троицы, вмч. Георгия, в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а также трапезную и кельи. Вскоре к ним присоединился местный землевладелец Константин Дмитриевич (во 2-й редакции Сказания он назван «простолюдином»). Сначала он стал послушником, научился грамоте и письму и в 23 года принял постриг в Авнежском мон-ре с именем Кассиан, завещав обители все имущество. После богослужения и молитвы обычным делом подвижников было выкорчевывать лес и засевать освободившуюся землю. Вскоре в мон-ре собралась братия, и он получил известность. Вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской прислал в обитель «милостыню доволну и книги своя». Через нек-рое время он вызвал прп. Стефана в Москву. Покидая Авнежский мон-рь, святой поставил Г. игуменом, а К. келарем. (Согласно 2-й редакции Сказания, прп. Стефан, Г. и К. вместе прожили в Авнежском мон-ре 35 лет, т. е. приблизительно до 1407-1408. Однако, исходя из дат смерти вел. кн. Димитрия Донского - 19 мая 1389 - и прп. Стефана - 1406,- эти сведения нельзя признать достоверными; речь может идти не более чем о 10 годах пребывания прп. Стефана на Авнеге.)

http://pravenc.ru/text/166842.html

По местному преданию монастыря Дионисиат на Афоне, десница И. П. была подарена этой обители в 1810 г. драгоманом Порты Янакакием, тайно забравшим ее из султанской сокровищницы и принявшим постриг в этом мон-ре ( Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты. М., 2006. С. 490-491). Существует также мнение, что десница И. П. находится в музее дворца Топкапы в Стамбуле. Как утверждает исследовательница И. Калаврезу, она действительно хранилась в сокровищнице султанов, затем была передана на Родос, но впоследствии при завоевании Родоса турками была возвращена в султанский дворец. Эта десница заключена в серебряную оправу в форме руки, и на ней сохранилась греч. надпись: «Это рука Иоанна Крестителя» ( Kalavrezou. 1997. P. 69). В мон-ре И. П. на о-ве Бургаз (Антигони) близ Стамбула находится частица десницы святого, по преданию, переданная мон-рю свт. Мефодием I , патриархом К-польским (843-847). В визант. период помимо перста И. П., хранившегося в Студийском мон-ре, упоминались перст, привезенный в VI в. паломницей Феклой из Маврианы (Сен-Жан-де-Морьен) в Сапаудию (Савойю) (PL. 71. Col. 719), и перст, перенесенный из К-поля в Киев в правление Владимира Мономаха (см. подробнее в разд. «Почитание И. П. у юж. славян и на Руси»). В наст. время персты И. П. находятся в кафедральном соборе ап. Иоанна Богослова в Никосии (Кипр), в Ватопеде и в Иоанна Предтечи ските близ Верии (оба подарены Дионисиатом), в мон-рях Варлаама и св. Стефана в Метеорах, в мон-ре св. Власия в Трикале в Коринфии и в мон-ре святых Таксиархов на о-ве Серифос. Глава И. П. является самой почитаемой частью мощей святого. Согласно евангельскому тексту, она оказалась в руках у Иродиады (Мф 14. 11). Боясь воскресения И. П., она положила главу в сосуд и тайно закопала в одном из поместий Ирода, не желая, чтобы тело и глава святого были погребены вместе. Существовали различные предания о месте захоронения главы И. П. Согласно одному из них, оно находилось в Иерусалиме, на Елеонской горе , однако в Сказании Иоанна Фоки местом 1-го обретения главы и соответственно захоронения ее Иродиадой назван г.

http://pravenc.ru/text/471450.html

в монахини жены быв. церк. сторожа); “Дворцов. разряды», III, 1350 (посещение царем в апр. 1675 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., III, смесь, 12 (Пожар 1737 г.), IV, Отд. 2, 47 (Нашеств. франц. 1812 г.; игум. Маргарита, а после Евфрасия); 1873 г., III, смесь, 184 (игум. Вера Головина, с 1858–1861 г.); 1882 г., III, Отд. 1, 493 (цар. Евдокия Лукьянов. в 1628 г. пожаловала 4 руб.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 63 (по показанию игум. Надежды в 1722 г. имел часовню, построен. около 1718 г. окольнич. Алек. Тимоф. Лихачевым), прилож., DXXV, (церк. великомуч. Димитрия камен., приделанная к соборн. церкви, построена в 1497 г., а священномуч. Никиты с придел. Воскр. Хр. в 1682 г.); IV, 1724 г., 134 (определено выдать м-рю хлебное жалованье и подтверждено монахиням из м-ря никуда не выходить); VIII, 1728 г., 281 (прошение проживавших в м-ре солдатских вдов о выдаче им жалованья), 372 (прошение вдовы Евд. Алекс. Сахаровской о пострижении ее в м-ре), 453 (челобитье быв. священника в м-ре Феодора Иванова на сына своего, священника того же м-ря Феодора), 618 (доношение игумении Феоны Карандеевой о пострижении в м-ре вдовы дьяка Рязан. епархии, Марии Ив. Беляевой); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1789 г., XI, 296 (церкви м-ря); 1791 г., XIX, 370 (надгробн. надписи в м-ре); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., III, 43 (опись дворов, находившихся вокруг м-ря). 949. Николаевская, женская пустынь, или Старо-Николаевский монастырь, совсем уничтоженный, находился в селе Промзином Городище, Симбирской губ., Алатырского у., в 44 вер. к юго-юго-вост. от Алатыря, при р. Суре. Первоначальная его история сохранилась в устном предании, записанном в 1768 г. академ. Лепехиным. Из этого предания видно, что он основан на месте явления иконы св. Николая до покорения Казани, когда в этих местах проходила еще сторожевая линия и на Городище делали набеги кубанцы. Явленная икона, находящаяся ныне в приходской церкви села, спасала жителей от нападений и до сих пор привлекает богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На рубеже XV и XVI вв. в Кастории работала артель художников, к-рая расписала ряд храмов. Вероятно, 1-е по времени свидетельство работы этой мастерской - записанная фреска на вост. стене нартекса с изображением Богоматери и поклоняющихся ангелов в ц. Пресв. Богородицы Расиотиссы. В Кастории этой же артели атрибутируют росписи храмов свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии) 1485/86 г., свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» 1504/05 г., вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы, а также снятые со стен фрески разрушенного храма свт. Спиридона Тримифунтского в квартале Елеусы (фрески хранятся в Византийском музее в Кастории и в Музее П. Канелопулоса в Афинах). Помимо названных касторийских ансамблей характерные для этой мастерской иконографические и стилистические черты встречаются в росписях старого кафоликона Преображения Господня в Большом Метеорском мон-ре (1483), в церкви мон-ря Успения Пресв. Богородицы (Торники) на берегу р. Альякмонас близ сел. Панайя, в ц. Панагии Хавиары в Веррии (1498), в ц. св. Бессребреников в Сервии (1510) и др. Близкие (или причисляемые) к работам этой мастерской произведения находятся не только в Греции: фрески в ц. вмч. Никиты в Чучере (2-й слой 1483-1484), в мон-ре прп. Прохора Пшинского (1489), в Погановском мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова (1499), в мон-ре Трескавец близ Прилепа, в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в Сучаве и др. На основе атрибуции этой мастерской целого ряда памятников исследователи делают вывод, что она работала на Балканах между 1483 и 1510 гг. и создавала как фрески, так и иконы. Поскольку в Кастории сосредоточено большое количество произведений этой артели и именно здесь находятся образцы характерных для нее особых иконографических решений (напр., большой Деисус в ц. свт. Афанасия «ту Музаки»), видимо, она базировалась именно здесь. Это еще раз подтверждает, что Кастория в кон. XV в. оставалась значительным центром городской культуры. В др. крупных городах Македонии (Фессалоника, Охрид) на рубеже XV и XVI вв. нет произведений живописи, близких к работам этой мастерской.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

В 1909 г. в Л. м. действовали 6 церквей: в честь Воздвижения Креста Господня (14 сент. 1683 была обретена Леснинская икона Божией Матери ), Св. Троицы (построена над целебным источником, который забил рядом с деревом, где нашли икону), св. мучеников Виленских Антония, Иоанна и Евстафия, св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови, Введения во храм Пресв. Богородицы и Воскресения Христова. На праздники Воздвижения Креста Господня и Св. Троицы в обители собирались до 25 тыс. паломников. К 1915 г. в Л. м. было ок. 500 насельниц. Игум. Екатерина также направляла группы сестер во главе с опытными монахинями в окрестные села для учреждения обителей. Так, в 1893 г. образовалась монашеская община в Теолине, в 1894 г.- мон-рь в Вирове близ Дрогичина и др. обители. Л. м. пользовался особым вниманием имп. семьи, дважды посетившей обитель. Имп. Николай II жертвовал на развитие монастыря крупные суммы. Поддерживал Л. м. материально и духовно св. прав. Иоанн Кронштадтский. История Л. м. в эмиграции Во время первой мировой войны, в 1915 г., когда военные действия приблизились к Лесне, часть инокинь эвакуировали в Петроград и разместили на подворье Л. м., в Новодевичьем жен. мон-ре в честь Воскресения Христова и в жен. мон-ре во имя прп. Иоанна Рильского, часть поселили в Серафимо-Понетаевском мон-ре Нижегородской губ. 17 авг. 1917 г. петроградская община по благословению еп. Холмского и Люблинского Анастасия (Грибановского) переехала в Вознесенский мон-рь в Жабке на р. Днестр (Бессарабия). Пребывание ее там было недолгим, и осенью 1920 г. по приглашению принца-регента Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия) Александра I Карагеоргиевича и серб. священноначалия 62 леснинские монахини прибыли в Белград. Местом их поселения стала Фрушка-Гора: сначала инокини расположились в мон-ре Кувеждин, затем - в древнем мон-ре Хопово, в последнем они пребывали более 20 лет. Несмотря на трудности существования в эмиграции, насельницам Л. м. удалось в 1920 г. в Хопове открыть сиротский приют, в котором обучалось более 500 детей. По словам митр. Амфилохия (Радовича) , усилиями леснинских монахинь «на югославской земле появились 32 женских монастыря и много маленьких, скромных, невидных обителей». После кончины 28 окт. 1925 г. игум. Екатерины общину возглавила игум. Нина.

http://pravenc.ru/text/2463595.html

бывш. Авнежского мон-ря, прп. Агапита - в приходской Благовещенской ц. бывш. Агапитова Маркушевского мон-ря, прав. Прокопия Устьянского - в приходской Введенской ц. Вельского у., прп. Тихона - в Крестогорской пуст. Никольского у., прп. Иоанна и его супруги Марии - в часовне при Вознесенской ц. в Вел. Устюге, блж. Иоанна - в ц. св. блж. Иоанна Устюжского в Вел. Устюге, прп. Киприана - в Михаило-Архангельском мон-ре Вел. Устюга, прп. Филиппа - в Янковском Знаменском мон-ре близ Вел. Устюга, прп. Симона - в приходской Крестовоздвиженской ц. бывш. Симонова Воломского мон-ря Великоустюжского у., прп. Леонида Усть-Недумского - в приходской Богородицкой ц. бывш. Усть-Недумской пуст. Великоустюжского у., прп. Сергия Малопинежского - в приходской Преображенской ц. Сольвычегодского у., сщмч. Петра Черевковского - при Успенской ц. Сольвычегодского у., прп. Логгина - в Коряжемском Никольском мон-ре, прп. Симона - в приходской Преображенской ц. Сойгинской пуст., прп. Димитрия Цилибинского - в часовне близ приходской Архангельской ц. бывш. Цилибинской пуст. Яренского у., блаженных Андрея Тотемского и Максима Тотемского - в Воскресенской ц. Тотьмы. Святые источники Памятью о прп. Корнилии Комельском является источник, находящийся в 500 м от трапезной ц. прп. Антония Великого на территории Корнилиева Комельского мон-ря. Близ места, где находился собор Глушицкого Сосновецкого мон-ря, сохранился колодец, выкопанный прп. Дионисием. На противоположном от Павлова Обнорского мон-ря берегу р. Нурмы - 2 источника: на месте колодца и келий прп. Павла. Близ алтаря Спасского собора в Спасо-Прилуцком мон-ре находится колодец, ископанный, по преданию, прп. Димитрием. Другие святыни В Павловом Обнорском мон-ре почитается камень-следовик, возле к-рого, по преданию, молился прп. Павел. В храме во имя прп. Вассиана Тиксненского в пос. Юбилейном Тотемского р-на почитается железная шапочка прп. Вассиана. В храме свт. Афанасия Александрийского в дер. Чирково Усть-Кубинского р-на - вериги прп. Александра Куштского.

http://pravenc.ru/text/155162.html

И эти огнепламенные служители Господа несмолкаемо прославляют Его, неустанно воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны суть небеса и земля славы Твоея». Други мои, кто же слышал эту дивную песнь, какой композитор передал эту небесную музыку? Пять человек, возлюбленные мои, слышали небесное пение, пять композиторов воспроизвели славословие огнезрачных серафимов: три человека в Ветхом Завете и два в Новом. Слышал песнь серафимов божественный Исаия, восторженно провозвестивший Божественную литургию в Ветхом Завете. В шестой главе своей книги рассказывает он так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на Престоле высоком и превознесенном...» (Ис.6:1). В трепете закрывали серафимы лица свои, не дерзая взирать на лице Божие. Как же мы должны трепетать, когда Он сподобляет нас не только взирать, но и принимать Его устами нашими в Таинстве святого причащения! Подумайте, други мои, какая великая милость Божия является нам в это время. Второй, слышавший песнь серафимов и видевший их, был благоговейный Иезекииль (первая глава его книги). Он узрел Престол Господа, поддерживаемый четырьмя животными, которых теперь изображают около четырех евангелистов. В память этих животных произносятся в Божественной литургии слова: «Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Поюще – орел, вопиюще – телец, взывающе – или, по-гречески, рыкающе – лев, глаголюще – человек. При произнесении этих слов диакон звездицею ударяет по дискосу четыре раза в память голосов этих животных, поддерживающих Престол Господа Саваофа. Третьим видел славу Божию муж желаний пророк Даниил: «Ветхий денми воссел на престоле и тысячи тысяч и тьмы тем служили Ему. Реки огненные протекали перед Ним…» (Дан. 7:9, 10) В Новом Завете видел Господа пребожественный апостол Павел, который был возведен до третьего неба и слышал глаголы, которые человеку невозможно пересказать. Наконец, Иоанн Богослов, тайновидец апостол, на острове видел Господа в образе величавого Сына Человеческого и описал это видение в своем Откровении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4087...

Алексий, архиеп. Владимирский и Суздальский. О безблагодатности таинств у еретиков и раскольников//Прибавления к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем Синоде. Спб., 1914, 48, с. 1899. Разбор оснований, на которых раскольники-безпоповцы утверждают свой обычай перекрещивать православных при переходе их в раскол//Христианское чтение. Спб., 1865, ч.1, с. 621. цит. по: Серафимов А. О принятии неправославных христиан в православную Церковь//Труды Киевской Духовной Академии. 1864, 7, с. 317. Разбор оснований, на которых раскольники-безпоповцы утверждают свой обычай перекрещивать православных при переходе их в раскол//Христианское чтение. Спб., 1865, ч.1, сс. 611-612. свящ. Владислав Цыпин. К вопросу о границах Церкви//Богословские труды. Юбилейный Сборник, посвященный 300-летию МДА. М., 1986, с. 211. Блаж. Феодорит Кирский. Письмо 112. Епископу Антиохийскому Домну//Творения. Ч. 7. Письма. Вып. 1. Сергиев Посад, 1907, с. 129. См. Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Спб., 1910, с. 189. См. Сидоров А. И. Проблемы творчества преподобного Исаака Сирина. По поводу книги иеромонаха Илариона (Алфееева) «Мир преподобного Исаака»//Православное книжное обозрение. 1999, 4. См. Житие Св. Мефодия. Цит. по: Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997, с. 89. Св. Мефодия, патриарха Константинопольского, послание патриарху Иерусалимскому о низложении отступивших священников.//Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997, сс. 180-181. См. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997, с. 109. Серафимов А. О принятии неправославных христиан в православную Церковь//Труды Киевской Духовной Академии. 1864, 8, с. 506. Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии//Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М., 2002, сс. 159-160. Серафимов А. О принятии неправославных христиан в православную Церковь//Труды Киевской Духовной Академии. 1864, 7, сс. 340-341.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Иные еще производят это название от арабского слова scharufa – быть начальником и видят здесь указание на особенно высокое положение серафимов в среде Ангелов. Некоторые видят в этом названии воспроизведение имени бога огня Нергяла – Sarapu (сожигатель) или египетского seref – название дракона, сторожившего гробницы. Таким образом, филология не дает достаточно указаний для определения существа серафимов. Самый текст книги Исаии поэтому является более надежным источником. Из этого источника мы узнаем, что серафимы говорят, поют хвалебную песнь Богу по очереди, исполняют повеления Божии – следовательно, это разумные, духовные существа, Ангелы. Они имеют крылья, которые указывают в них существа небесного мира или высоту, силу, могущество божественное, как это видно из того, что древние народы – вавилоняне и персы приделывали к изображениям своих царей по нескольку пар крыльев, для того чтобы указать, что цари эти равны богам (см. Вейссера. Картинный атлас всемирной истории – изображение Кира). Впрочем, крылья служили серафимам и для закрытия их тела пред величием Божиим. Так как они стоят перед Господом и вокруг Него, то издревле они признавались самым высшим в небесном воинстве чином (херувимы только носят престол Божий). Назначение серафимов, по тексту книги Исаии, состоит в служении Богу, которое они совершают с пламенною ревностью. Отличие их от прочих Ангелов состоит в том, что они не посылаются на землю, подобно прочим Ангелам, а являются принадлежащими исключительно непосредственной сфере Божественной. Ис.6:3 . И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Го­с­по­дь Саваоф! вся земля по­лна славы Его! «И взывали». По-видимому, серафимы разделены были на два лика и хора, которые поочередно возглашали хвалу Богу. «Свят», т. е. отдален от всего греховного, от всякого несовершенства. Это определение, для высшего усиления, повторяется трижды, подобно тому как у Иезекииля, напр., трижды повторяется слово: низложу ( Иез.21:27 ; ср. Иер.7:4 ). Но кроме этого толкования троекратного повторения слова свят, имеет свои основания и другое объяснение, очень древнее, по которому серафимы здесь изобразили тайну Святой Троицы (святой Ефрем Сирин , блаженный Иероним).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изд. Географич. Общ. под редакцией Н. В. Калачева. С.-Петербург 1877 г. ч. I, отд. II, 30). В тульской писцовой книге письма Ивана Жеребцова за 1587–89 гг. иконостас в Покровской церкви на Пятницкой улице в г. Туле описывается так: «в церкви деисус стоячей, на бели со Апостолы, а в нем 12 образов, да образ месной Покров Богородицы на золоте пядница, да Пречистые Богородицы Одегитрея на золоте; двери царьские с сенью, на золоте, образ пядница Христова мученица Пятница на золоте» (ibid. 1094). В каширской писцевой книге письма князя Ивана Даниловича Гагарина за 1578–79 гг. описан монастырь Пр. Богородицы Соколовы пустыни на Оке следующим образом: «В монастыре церковь Пречистые Богородицы, а в церкве на тябле деисус стоячей, а в нем 7 икон семи пядниц на желти венцы на золоте, да над деисусом 12 празников из пророка на желте ж венцы на золоте, да образ месной Рожество Пречистые с деяньем 6 пядниц, да на тябли 17 образов больших пядниц и меньших, да образ Дмитрея Селунского на золоте 2 пядниц, да двери царьские и столбцы со евангелисты на желти... да двери сиверские, на них Адамово создание» (ibid. 1521). Вот данные, на которых мы основываем все сказанное относительно изображений херувимов и серафимов наверху иконостасов. По свидетельству вологодской писцовой книги, письма кн. Ив. Мещерского эа 1627 г., в вологодском Софийском соборе поверх праотцов были резные позолоченые изображения херувимов и серафимов (вологодский сборник т. V, 13). По описи 1663 г., этих херувимов было в том же соборе 49, а в 1701 г. их было только 31 (Описание вологод. Соф. соб. Н. И. Суворова, стр. 18 и 29). В Богородице-Рождественской церкви села Пояркова, московской губ., в 1677 г. было 10 резных херувимов (Материалы Холмогоровых о московских церквах, т. IV, 17). В Успенской соборной церкви Кирилло-Белозерского монастыря, по описи за 1718 г., наверху иконостаса находилось «22 образа херувимов и серафимов резных по полименту золоченых» (Рукописная опись монастыря в библиотеке с.-петерб. дух. акад.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010