Иконография посвященная прп. Елене Дивеевской Фрагмент статьи из т. 18 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г. Е. сложилась в Серафимовом Дивеевском мон-ре. Там сохранился предполагаемый портрет святой 2-й четв. XIX в. (?) на холсте, близкий по живописному исполнению к произведениям художников арзамасской школы А. В. Ступина, вероятно копия прижизненного. Е. представлена на темном фоне погрудно, вполоборота вправо, в темной одежде и платке, с характерным округлым лицом и широко посаженными глазами (Прп. Серафим Саровский. 2004. С. 284-285). К 20-м гг. XX в. относится попытка разработать житийную иконографию преподобной: был создан многосюжетный живописный образ святой, близкий по расположению клейм к житийной иконе (хранился у схим. Маргариты (Лахтионовой), в наст. время - в архиве Серафимова Дивеевского мон-ря). В среднике этого небольшого произведения, написанного в масляной технике на фанере, помещена композиция «Царица Небесн[ая] показываетъ Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеевъ». В клеймах расположены сюжеты: Е. видит «огненного змия», прп. Серафим благословляет Е. на поступление в Дивеевскую обитель, привидение устрашает Е. во время чтения Псалтири в церкви, Е. копает Богородичную канавку, прп. Серафим благословляет Е. умереть вместо брата, видение Пресв. Богородицы, ангелов и святых Е. перед смертью. Преподобная изображена преимущественно в черном монашеском одеянии, без нимба (как и прп. Серафим), имя сокращено или обозначено инициалами («Е. В.»). О подобном произведении с немного иным составом клейм упоминает прот. Стефан Ляшевский как о работе своей супруги К. З. Ляшевской (в монашестве Мария) (Серафимо-Дивеевские предания/Сост.: А. Н. Стрижев. М., 2001. С. 466-467; Зеленина Я. Э. «Всем в сладость бысть видение лика твоего...»: Прп. Серафим Саровский - от портрета к иконе//Наше наследие. М., 2004. 70. С. 15). Существует мнение, что образ выполнен худож. Н. Н. Казинцевой, автором житийной иконы прп. Александры (Мельгуновой), Дивеевской (местонахождение неизв., см.: Дивеевский ПЦК, 2001/Изд. Серафимо-Дивеевского мон-ря. [Дивеево,] 2000. С. 167; ср. аналогичный образ: Жития преподобных. 2001. С. 29).

http://sedmitza.ru/text/713576.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монахиня в апостольнике В рус. правосл. традиции часть жен. монашеского облачения, головной убор, обязательный для постоянного ношения. Представляет собою плат колоколообразной формы, имеющий округлый вырез для лица. Достигая обычно пояса, А. скрывает шею, грудь и руки. На голове удерживается с помощью 2 завязывающихся на затылке лент. Традиционно А. черного цвета, но в случае несения монашествующей определенного послушания (напр., на просфорне) может быть белым; А. белого цвета «монашеского покроя» входил в специально разработанную форму для сестер Марфо-Мариинской московской общины . Поверх А. могут носиться скуфья , камилавка или клобук . Принимается А., как правило, при постриге в рясофор . Известны случаи, когда А. мог по благословению игумении усваиваться послушницам, напр. в Дивеевском Серафимовом мон-ре . Возможно, А. восходит к мафорию - древнему головному покрову женщин, служивших при церкви. Мафорий и орарь были облачениями диаконисы ( Parenti, Velkovska. P. 188). О подобном одеянии упоминает Феодорит Кирский: св. Домнина была «вся покрыта покрывалом, достигающим до колен». В миниатюрах Минология Василия II можно видеть близкую к А. форму жен. покрывала - длинный плат, концы к-рого сведены под подбородком (976-1025 гг. Vat. gr. 1613. Р. 62). Являясь в России неотъемлемой частью облачения правосл. монахинь, в др. странах А. может заменяться большим платком (напр., в Греции) или вовсе отсутствовать (напр., в Румынии). Лит.: Древние иноческие уставы. С. 523 (прим.); Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках. СПб., 1853. С. 229; Parenti, Velkovska. Eucologio; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 877; Миллер Л. Святая мученица Российская вел. кн. Елизавета Феодоровна. М., 1994. С. 136; Дивеевские предания. М., 1996. С. 21-22; MenolBas. T. 2. P. 62. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ВЕРИГИ тяжелые цепи или иные металлические предметы, ношение к-рых на теле является одним из видов аскетического подвижничества ПАРАМАН в рус. монашеской традиции 4-угольный плат с изображением Голгофского креста и надписью по периметру, цитирующей Гал 6. 17

http://pravenc.ru/text/75734.html

Державной иконы Божией Матери в Елизаветинском мон-ре, Успенского собора Почаевской лавры, в киевских Ионинском и Зверинецком мон-рях. Использование классических технологий и материалов, восходящих к мастерским РАХ, не мешает художникам Стенописной мастерской при Елизаветинском мон-ре создавать церковную декорацию, ориентированную на произведения к-польского искусства М. периода расцвета - палеологовского Возрождения. Степень изученности и доступность знаний о памятниках искусства Византийской империи позволяют этим мастерам следовать лучшим образцам визант. М.: напр., образы в часовне-усыпальнице на подворье тимашевского Свято-Духова мон-ря (хутор Некрасова Краснодарского края), в соборе во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии в Тернополе (ок. 2006), образ равноап. вел. кн. Владимира Киевского для ц. прп. Сергия в Йоханнесбурге (ЮАР). Мозаичистам этой мастерской предстоит создать монументальную декорацию для одного из крупнейших православных храмов (проект 2014) - собора свт. Саввы Сербского в Белграде (совместно с Московским международным фондом содействия ЮНЕСКО). Копируются не только ансамбли храмовых М., но и отдельные почитаемые иконные образы: для ц. св. Марии Магдалины в Мадриде был выполнен иконный образ свт. Николая Чудотворца Николы Устричного (нач. XIV в.) в М. (2013, мастерская «Преображение»), повторяющий чудотворную мозаичную икону из афонского мон-ря Ставроникита. Остаются востребованными М. в стиле академической живописи, восходящие к образам Исаакиевского собора в С.-Петербурге, напр., иконы для Ильинской ц. в Каргате Новосибирской обл. (мастерская «Светолитие-РОС» под рук. А. Ю. Кордакова, 2011-2013). Традиции древнерус. иконописи в технике М. были использованы для икон, украшающих фасады Преображенского собора (2010), Троицкого собора и колокольни (2011-2012) в Серафимовом Дивеевском женском мон-ре, Петропавловской ц. в пос. Трудовое близ Владивостока (2016). Повторениями чудотворной иконы Св. Троицы письма прп. Андрея Рублёва являются мозаичные иконы на фасаде Владимирской ц.

http://pravenc.ru/text/2563936.html

С 2006 г. крупным издательским центром Н. и А. е. является Вознесенский Печерский муж. мон-рь. К 2017 г. здесь вышло ок. 50 наименований книг и альбомов, в т. ч. посвященных прп. Сергию Радонежскому, святым земли Нижегородской, патриархам сщмч. Ермогену, Никону, свт. Тихону, Сергию, связям рода Патриарха Кирилла с Нижегородской землей, архиеп. Макарию (Миролюбову), визитам в край имп. мч. Николая II, истории Н. и А. е. в период Великой Отечественной войны, истории Нижегородского отделения Императорского Православного Палестинского об-ва, истории мон-рей и Нижегородской ДС. С 2003 г. в Нижегородской обл. вещает правосл. радиоканал «Преображение». В 2008 г. по благословению архиеп. Георгия начала работу радиостанция «Образ». На местном телевидении выходят правосл. тележурналы «Источник жизни» и «Седмица», а также цикл телепередач о семье, благотворительности и социальном служении «Ключи от дома». В Н. и А. е. действуют: церковно-археологический музей Нижегородской епархии им. архиеп. Макария (Миролюбова) при нижегородском Вознесенском Печерском мужском мон-ре (с 2003), церковно-археологический кабинет Нижегородской ДС (с 2004), арзамасский Музей русского Патриаршества (с 2013), Дом-музей блж. Параскевы Дивеевской и музей «История Дивеевской обители в XX в.» при Троицком Серафимовом Дивеевском жен. мон-ре (открыты в 2010). Архиереи Митр. Филарет (2 июня 1672 - 7 марта 1686), митр. Павел (7 марта 1686 - 26 сент. 1696), митр. Трифиллий (Инихов; 17 янв. 1697 - 23 июля 1699), митр. Исаия (23 июля 1699 - 2 сент. 1708), митр. Сильвестр (Холмский; 14 сент. 1708 - 5 марта 1719), архиеп. Питирим (23 марта 1719 - 8 мая 1738, до 24 мая 1724 в сане епископа), архиеп. Иоанн (Дубинский; 25 февр. 1739 - 1 сент. 1742), еп. Димитрий (Сеченов; 14 сент. 1742 - 3 авг. 1748), еп. Вениамин (Пуцек-Григорович; 14 авг. 1748 - 2 марта 1753), еп. Феофан (Чарнуцкий; 14 марта 1753 - 1 июля 1773), еп. Антоний (Герасимов-Зыбелин; 9 июля 1773 - 25 апр. 1782), еп. Иоасаф (Заболотский; 23 мая 1782 - 22 сент.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Желнино г. Дзержинска и в с. Сицком Чкаловского р-на. В крупнейшем дореволюционном центре паломничества с. Дивееве Дивеевского р-на 20 сент. 1988 г. зарегистрирована приходская община, начавшая подготовку к восстановлению Серафимова Дивеевского жен. мон-ря. 9 нояб. 1989 г. этой общине было передано здание дивеевского Троицкого собора. 24 апр. того же года епархии был возвращен горьковский Спасский (Староярмарочный) собор. Позднее верующим были переданы горьковские Преображенская ц. в Сормовском р-не города (5 июня 1990) и Смоленская (Строгановская) ц. (2 авг. 1990). По определению Синода от 1 окт. 1990 г. Горьковская епархия была переименована в Нижегородскую. 11 янв. 1991 г. подписан акт о передаче РПЦ из фондов ленинградского Музея истории религии мощей прп. Серафима Саровского. По постановлению Синода от 18 июля 1991 г. была возобновлена монашеская жизнь в Серафимовом Дивеевском мон-ре. 23 июля того же года начался Всероссийский крестный ход с мощами прп. Серафима из Москвы в Дивеево. 26 июля он прибыл в Н. Новгород, 28 июля - в Арзамас, а 30 июля по пророчеству прп. Серафима святой возлег мощами в Дивеевской обители. В февр. 1991 г. зарегистрировано нижегородское братство во имя блгв. кн. Александра Невского, впоследствии ставшее крупнейшим в регионе. Вслед. значительного увеличения числа приходов Н. и А. е. в июле 1991 г. в помощь правящему архиерею было возобновлено Балахнинское вик-ство. В 1993 г. открыто Нижегородское ДУ, в 1995 г. преобразованное в семинарию. По постановлению Синода от 26 дек. 1995 г. ввиду передачи Сокольского р-на Ивановской обл. в состав Нижегородской обл. приходы, расположенные на территории этого района, были включены в состав Н. и А. е. В 1998 г. было возобновлено Ветлужское вик-ство Н. и А. е. (с 2002 не замещалось). На Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. от Н. и А. е. были прославлены 45 новомучеников и исповедников, в т. ч. Балахнинский еп. сщмч. Лаврентий (Князев). В дек. 2000 г. Нижегородский митр.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

В соборе также располагались чтимые иконы Божией Матери в сребропозлащенных ризах: Иверская, Тихвинская (келейный образ прп. Амвросия (Гренкова), подаренный игум. Тихоне в Оптиной пустыни), «Знамение» (точная копия чудотворного образа из Серафимо-Понетаевского мон-ря ), «Взыскание погибших» (написана в Спасо-Преображенском Валаамском мон-ре ), «Умиление» (подарена сестрами Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы мон-ря ), святителей Тихона Задонского (прислан задонским архим. Прокопием), Феодосия Черниговского, Николая Чудотворца с чудесами в клемах, великомучеников Георгия Победоносца («на цинке, в золоченной раме») и Никиты с житием (в меднопозлащенной ризе с венцом, украшенной мелкими стразами), мч. Иоанна Воина в меднопосеребренной ризе с венцом. Здесь же размещались иконы Божией Матери «Троеручица» «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение» и вмч. Пантелеимона, переданные в К. м. со Св. Горы Афон. В ковчеге «в виде гробницы» хранились монастырские святыни - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (принесена в нач. 40-х гг. XIX в. мон. Фомаидой из Москвы) в сребропозлащенной ризе с жемчужным убрусом и часть облачения прп. Серафима Саровского, над которым находилась икона прп. Серафима (написана на «золоточеканной» доске). Др. ковчег содержал частицы мощей апостолов Матфея, Андрея, Иакова, святителей Григория Богослова, Николая Чудотворца и Тихона Задонского, вмч. Феодора Тирона, вмц. Варвары, мучеников Иоанна Воина, Евстратия, мучениц Стефаниды и Фомаиды, преподобных Ефрема Сирина, Моисея Угрина, Нила Столобенского. В отдельном ковчежце сохранялась частица мощей вмч. Никиты (подарена обители Тульским еп. Алексием (Ржаницыным) ок. 1858), а над ним - резная икона великомученика в сребропозлащенной ризе с эмалевой отделкой. Крестные ходы с образом вмч. Никиты и др. иконами К. м. совершались 8 июля (вокруг обители) и 20 июля (из городских храмов в монастырь). Под 3-ярусной монастырской колокольней (1845) находилась небольшая церковь, освященная 24 мая 1855 г. соборным прот. Никанором Успенским в честь Преображения Господня (4 сент. 1906 переосвящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»). В 1902-1906 гг. было построено новое здание трапезной, объединенное переходом с Никитским храмом (среди жертвователей на строительство был св. мч. имп. Николай II Александрович , передавший обители 800 р.). В 60-х гг. XIX в. при мон. Макарии вместо деревянных домов были построены каменные корпуса, ограда (1 саж. 2 аршина высоты) с башнями по углам и фигурами ангелов, южные святые (1866) и 2 въездных ворот; к нач. XX в. устроен свечной завод, разбит плодовый и ягодный сад. Также был поставлен 2-этажный деревянный келейный корпус с просфорней и хлебной. К 1888 г. в обители было 7 каменных корпусов, 4 деревянных на каменном фундаменте и 4 ветхие кельи. В 90-х гг. XIX в. в К. м. были построены игуменский дом (1893), 2 келейных корпуса и сторожка близ ворот. Ризница и библиотека

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Сергию в г. Бор. 14 апр. 2016 г. в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня мужском монастыре Суздальской епархии состоялись торжества, посвященные 700-летию уроженца Н. Новгорода прп. Евфимия Суздальского. В тот же день в дар Н. и А. е. была передана частица мощей святого. 16 июля юбилейные торжества в честь прп. Евфимия прошли в нижегородском Печерском мон-ре, где преподобный принял монашеский постриг. 1 авг. 2016 г., в год 25-летия 2-го обретения мощей прп. Серафима Саровского и возрождения Серафимова Дивеевского мон-ря, Патриарх Кирилл нанес визит в эту обитель и в Успенскую Саровскую муж. пуст. 21 окт. того же года Синод утвердил митр. Георгия священноархимандритом Успенской Саровской пуст. как особо значимой обители Н. и А. е. 13 авг. 2017 г. Предстоятель Русской Церкви вновь посетил Н. и А. е. В Арзамасе он возглавил торжества, посвященные 150-летию уроженца этого города патриарха Сергия (Страгородского). Патриарх Кирилл освятил открытый в тот же день близ арзамасского Преображенского монастыря памятник патриарху Сергию. С 2017 г. в Печерском мон-ре реализуется проект «Романовская аллея», согласно к-рому на ней установлены 17 бюстов представителей династии Романовых. Архим. Тихон (Затёкин), Л. В. Абросимова, В. Г. Пидгайко, Э. П. Р. Единоверие в Нижегородской (Горьковской) епархии в 20-х гг. XX в.- 2017 г. 23-29 июля 1917 г. в нижегородском Преображенском храме состоялся Нижегородский епархиальный единоверческий съезд по выбору делегатов на 2-й Всероссийский единоверческий съезд. Председателем стал настоятель Преображенского храма свящ. Владимир Серебровский, благочинный 2-го округа. С того времени епархиальные единоверческие съезды проводились регулярно. В 1922 г. было создано единоверческое Керженское вик-ство Н. и А. е. 30 июля 1922 г. во епископа Керженского был хиротонисан архим. Павел (Волков), избранный епископом на епархиальном единоверческом съезде. В 1922-1931 гг. архиерей служил в с. Бор (с 1927 поселок, с 1938 город Нижегородской обл.).

http://pravenc.ru/text/2565202.html

В кон. XIX - нач. ХХ в. в Нижегородской губ. началось активное строительство в обителях, основанных с благословения прп. Серафима Саровского. Особенностью монастырского зодчества 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. стало повышение профессионального уровня построек благодаря участию столичных архитекторов (А. С. Каминский, А. И. Резанов, А. Е. Антонов, П. А. Виноградов), а также известных нижегородских зодчих (Л. В. Даль, А. П. Белоярцев, Н. М. Вешняков, А. И. Шмаков, А. К. Никитин, И. В. Каратаев и др.; Там же. С. 135). С сер. XIX в. до 1917 г. формировался ансамбль Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря - самого известного среди мон-рей этого периода. Примером русско-византийского стиля в монастырской архитектуре является 1-й собор выксунского Иверского монастыря (сформировался в 1872-1903) в честь Иверской иконы Божией Матери (освящен в 1877; строился под надзором архит. И. В. Каратаева) - крупный храм с 3 приделами и пещерной церковью. По проекту Каратаева было также построено самое высокое сооружение мон-ря - 4-ярусная колокольня (1876, в 1894 после постройки 5-го яруса высота 68 м). Корпуса больницы с ц. Успения Пресв. Богородицы (1884-1887, архит. А. П. Белоярцев) были построены в русском стиле ( Агафонова, Эллинский. 1990. С. 36-44). В кон. XIX в. потребовалось возвести новый соборный храм во имя Св. Троицы. Место для него было обусловлено композиционной необходимостью расположения рядом с Иверским собором крупного сооружения. Проект собора разрабатывался московским архит. П. А. Виноградовым, которому было предложено взять за образец Спасо-Преображенский собор в Николо-Угрешском мон-ре Московской губ. (архит. А. С. Каминский). Виноградов «доработал» предложенный образец храма: он сохранил в целом стилистику поздней эклектики с элементами модерна, но увеличил общий масштаб, придав ему помпезность и грандиозность. Квадратный в плане крестово-купольный 4-столпный 5-главый собор (42,4×42,4 м, высота ок. 71 м) вмещал 4-5 тыс. чел., строился долго (завершен в 1909, приделы - в 1912).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

24 февр. 2006 г. Нижегородский еп. Георгий был возведен в сан архиепископа. В том же году отмечалось 300-летие Саровской пуст.; торжества, проходившие 30 июля - 1 авг., возглавил патриарх Алексий. Торжества в честь 150-летия со дня рождения патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). В центре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Собор Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2017 г. Торжества в честь 150-летия со дня рождения патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). В центре Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Собор Воскресения Христова в Арзамасе. Фотография. 2017 г. 9-12 сент. 2009 г. состоялся визит в Н. и А. е. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , в ходе к-рого 12 сент. он освятил Феодоровский собор городецкого в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастыря и по просьбе Нижегородского архиеп. Георгия благословил присвоить нижегородскому Александро-Невскому собору статус кафедрального. В дар собору Первосвятитель передал икону Спасителя. Во время визита Патриарха Кирилла в Н. и А. е. 31 июля - 2 авг. 2010 г. он возглавил торжества в Серафимовом Дивеевском мон-ре, посвященные 20-летию обретения мощей прп. Серафима Саровского. По постановлению Синода от 15 марта 2012 г. из Н. и А. е. были выделены Лысковская и Лукояновская епархия , Выксунская и Павловская епархия, Городецкая и Ветлужская епархия. Новые епархии вместе с Н. и А. е. вошли в состав образованной в тот же день Нижегородской митрополии. 18 марта архиеп. Георгий был возведен в сан митрополита. В 2012 г. учреждена епархиальная медаль в честь блгв. кн. Георгия Всеволодовича 3 степеней. С того же года действует епархиальная мастерская по реставрации икон. С 2013 г. в ряде приходов неск. раз в год для детей устраиваются праздники 1-й исповеди. 30 июля 2015 г. в память 650-летия посещения Н. Новгорода прп. Сергием Радонежским и в честь 700-летия святого возле нижегородской Вознесенской ц. ему был открыт памятник. 31 июля того же года Патриарх Кирилл освятил памятник прп.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

В 1848 г. храм расписан палехскими мастерами, а в 1854 г. перестроены иконостасные киоты, которые были украшены резьбой и позлащены червонным золотом. 4 марта 1882 г. в собор выдан новый антиминс. В 10-х гг. XVIII в. в обители возведена каменная колокольня. В 1737 г. на ней размещалось 7 колоколов, наибольший из к-рых весил 30 пудов (ок. 491 кг). В связи с принятием плана перестройки обители эту колокольню разобрали в 1808-1809 гг. (Там же. С. 177). В 1810-1811 гг. возведена новая 2-ярусная колокольня (подрядчик - крестьянин дер. Озерки (Озерки Новоусадские) Арзамасского у. М. К. Филифанов), на 1-м ярусе к-рой были устроены св. ворота (Там же). На колокольне помещались часы. К кон. XIX в. на колокольне находились 13 монастырских колоколов, крупнейший из к-рых, Благовестник, весил 412 пудов (ок. 6,7 т) (Там же. С. 178). В описании обители 1764 г. упоминаются каменные настоятельский корпус и ветхий казначейский корпус, деревянный братский корпус, каменные пекарня и поварня. В рамках перестройки обители в нач.- сер. XIX в. эти корпуса были снесены. По разработанному проекту в 1800-х - 10-х гг. XIX в. в ряд со стеной и с колокольней возведены настоятельский и братский корпуса (первоначально летние, затем неоднократно перестраивались). В 1807 г. на территории выстроен 2-этажный каменный братский корпус, на 1-м этаже к-рого была устроена церковь во имя апостолов Петра и Павла (Там же. С. 172). В корпусе первоначально размещались зимние кельи, трапезная и кухня. 26 сент. 1836 г. храм получил новый антиминс. В 1903-1904 гг. храм и корпус в целом подверглись перестройке и перепланировке, в особенности внутри объемов (Там же. С. 174-175). 12 июня 1903 г. заложен новый алтарь храма, при возведении к-рого заново выстроена вост. стена корпуса, служившая перегородкой между алтарем и храмом; братская трапезная была перенесена в зап. часть корпуса и соединена с церковью большой аркой с закрытыми стеклянными дверями; для храма был изготовлен новый, 2-ярусный иконостас из гипса и штукатурки, иконы писали в Серафимовом Дивеевском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010