53 ...золото и серебро храмов ваших... – «Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь... Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий... переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде... А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих... не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их. И в красных нарядах своих они превращали его в гордость... и отдам его в руки чужим в добычу и беззаконникам земли на расхищение, и они осквернят его» ( Иак. 5:3 ; Мал. 3:2–3 ; Пс. 113:12 ; Иез. 7:19–21 ). Последний раз для Церкви на Руси предсказанное сбылось в ХХ веке. Пока в последний... 54 ...мир неискуплённый лежит во зле. – 1Ин. 5:19 . Так и будет продолжаться, пока мы не выполняем священную миссию – «преобразовать мир, который пал в грехе, преобразовать его в священный, в святой мир, который станет элементом Царствия Божия» (Виталий Боровой, протопр. Проповеди на пассиях в Богоявленском патриаршем соборе (1977 г.)//Православная община. 1994. 24). «Ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3:9 ), и от каждого зависит преображение естества. 56 ...всё вернуть к первобытному христианству. – Характерный для того времени термин (встречается у Г. В. Плеханова, в русских переводах Е. Дюринга, Э. Ренана, К. А. Сен-Симона) часто употреблялся как антитеза нынешнему состоянию христианства. Но возврат не есть отречение от Церкви, а утверждение в ней. Человек не должен «понимать вечную Истину первобытного христианства иначе, как в её полноте, т. е. в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной любви. Таково Православие» (Хомяков А. По поводу Гумбольдта//О старом и новом. М., 1988. С. 203). Всякое другое понятие о христианстве ложно. «Если вы в состоянии заглушить в себе разум, забыть Предание первобытной Церкви, отказаться от прав христианской свободы и принудить свою совесть к молчанию: смиритесь перед папством и будьте римлянами. Если вы можете держаться за свидетельства Церкви первых веков, искажая в то же время их смысл тогда будьте протестантами. Это опять не христианство ; это не более как скептицизм, худо замаскированный». (Хомяков А. Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1994. С. 236–­237). Но путь духовного роста иной: «Переродиться и достигнуть в возраст первобытного христианства. А что значит переродиться? Умереть и воскреснуть» ( Порфирий (Успенский) , еп. Книга бытия моего. 1894–1902).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Быт. 41:43 велел везти его на второй из своих колесниц То есть на второй после собственной. и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! Аврех или Абрех! 1) Вероятно, говорит О. Герлах, коптское слово «аперек» – «наклоняйте голову» происходит от подобного слова древнеегипетского. 2) По-еврейски это же слово переводится преклоните колена; так толкует это слово Акила, по свидетельству Иеронима и Вульгаты (м. Филарет). 3) Таргумы (перифразы Библии на сирском наречии) переводят «Отец царя»: от слова Аб, отец, и халдейского Рех, царь, от которого некоторые производят латинское rex. Росси (De Rossi, Etymolog. Egypt., p. 1) думает, что это древнее египетское слово, перешедшее в коптский язык (Англ. Комм. Библия). 4) Каноник Кук (Canon. Cook в Essay on Egyptian Words in Pentateuch) отрицает, чтобы значение слова Абрех могло быть отождествлено с коптским аперек, на основании грамматических правил, добытых новейшими египтологами. В надписи Рамзеса II, разобранной совершенно точно, фраза «Аб-сен-нек» переводится «они радуются перед тобою»; в одной позднейшей фразе есть выражение «мир находится в Аб-ни, то есть в радости». Всего правдоподобнее, что слово Абрек, перенесённое с египетского в еврейский текст ближайшими звуковыми знаками, означало радуйся! Слово это в единственном числе, произносимое герольдом, шедшим пред колесницею, обращено было к Иосифу, чем и извещался народ, что это поставленный над ним управитель (см. Essay в прилож. к I тому Англ. Комм. Библии). 5) В Journal Asiatique (Mars et Avril 1870) M-r Harkavy даёт ещё другое значение слову Абрех. Он пишет его Ап-рех и переводит его «начальник мудрых» (учёных). И поставил его над всею землею Египетскою. Быт. 41:44 И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. Быт. 41:45 И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, Имя это бесспорно египетское – может быть, только несколько изменённое еврейским произношением. Семьдесят толковников, делавших свой перевод в Египте, передавали его словом Псонеомфаних, «Salvator Mundi», Спаситель мира, или Пстимнаих – дающий радость миру (последнее значение египтолога Кука).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Жертва славе Божией, жертва храму Божию, жертвы служителям Божиим – высокие жертвы. Люди судят о поступках по шуму, какой те производят влиянием на общество. Но Господь смотрит на сердце, на его расположения. И невидный поступок, когда он есть чистый плод чистой любви к Богу, каков поступок Марии, – имеет высокое значение. «Нищих всегда имеете с собою и когда захотите, можете им благотворить». Спаситель, говоря это, имеет в виду слова закона Божия. Господь говорил в законе: «Поскольку нищие всегда будут среди земли твоей: то повелеваю тебе, – отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» ( Втор.15:11 ). Повторяя слова закона, Спаситель одобряет заботу добрых учеников о нищих. Вместе с тем Он останавливает внимание их особенно на словах закона: «Нищих всегда имеете с собою». Это урок для всех мечтателей-филантропов, для всех сен-симонистов и коммунистов и, в частности, для тех из них, которые беспощадно осуждают за приношения храмам. Всем им говорится: нищия всегда имате с собою. Пусть не мечтают о величии филантропии своей: бедность, болезни, беды всегда останутся между людьми. От чего? От того, что людям не сделать проклятой земли эдемским садом. Все, что могут делать для смягчения скорбей жизни земной, пусть делают. Но при этом, прежде всего пусть смиряют в себе своекорыстие, которое так нередко, как Иуда, хлопочет о бедных только для своего кармана или для суетной известности; пусть не увеличивает несчастия других мечтами приятными для страстей, и вредными как для них, так и для целых обществ. Никогда не надобно забывать, что как Бог выше всего, так прежде всего нужны дела для прославления имени Его. Дурное дело говорит сердцем Иуды: почто гибель сия бысть? «Меня не всегда имеете». Относится ли это только к ученикам Христа – Иисуса, жившим с Ним на земле? Нет, такого ограничения смыслу слов не видно в словах Иисуса. Так самые лучшие души не могут говорить о себе, что с ними всегда Христос. От чего? И праведник падает семь раз на день.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но оно призывало богатых делиться частью своих доходов с бедняками. Оно осуждало несправедливость социального неравенства и предупреждало, что богатому трудно надеяться на место в Царстве Небесном. Оно предупреждало богатых устами апостолов и пророков, что Бог не на их стороне, потому что бедные богаче их верой. Обращаясь к своей пастве апостол Иаков говорил: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы, - обращается он к богатым,- презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» (Иак.2:5-6) Попытки соединить социализм с христианством, точнее - построить социализм на христианской основе не прекращались и в индустриальную эпоху. И это не случайность, ибо люди чувствовали и понимали, что христианство по своим корням, по своему духу социалистично, что оно и есть первый защитник простых людей-труженников, больных и несчастных, всех кому тяжело живется в этом несправедливом земном мире. Этим и объясняется тот факт, что даже в период расцвета капитализма (60-е годы XIX века) в Европе развернулось массовое христианское движение с программами, ссылающимися на христианские ценности. Эти организации ставили перед земной властью требования государственного вмешательства в социальные отношения с целью их более справедливого устроения, требовали более широкого развития благотворительного движения и иных социальных преобразований. В связи с тем, что западная (католическая) церковь, погрязшая в земных греха и внутреннем нестроении, раскололась на две конфессии и очень серьезно подорвала свой авторитет в обществе. По причине этого появились идеи серьезного обновления христианства, как религии будущего. Так считал и Сен - Симон, призывая к созданию «Нового христианства». Обращаясь к пастве будущей религии, он писал: «Государи! Внемлите гласу Бога, говорящего вам моими устами: станьте вновь добрыми христианами, перестаньте считать наемные армии, дворянство, еретическое духовенство и не честных судей своей главной опорой.

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/18/...

Ответ на возражение 3. То, что для обрезания был установлен восьмой день [связано со следующим]. Во-первых, с тайной, поскольку Христос посредством отпущения избранным не только вины, но и всех наказаний усовершит духовное обрезание в восьмом возрасте (каковым является возраст воскрешаемых), то есть, можно сказать, в день восьмой. Во-вторых, со слабостью младенца, которому еще не исполнилось восемь дней. Поэтому нечто подобное предписано и в отношении других животных: «Когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пребывать при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу» ( Лев. 22, 27 ). Кроме того, восьмой день был необходим для исполнения предписанного, поскольку тот, кто, так сказать, откладывал на после восьмого дня, грешил, даже если этим [восьмым днем] была суббота, согласно сказанному [в Писании]: «В субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея» ( Ин. 7, 23 ). Впрочем, такая отсрочка не устраняла законности таинства, так что если кто-либо не успевал обрезаться на восьмой день, то мог сделать это и позже. Некоторые еще говорят, что в случае нависшей опасности смерти допустимо не дожидаться наступления восьмого дня. Однако это [мнение] не подтверждается ни авторитетом Священного Писания , ни обычаями евреев. Поэтому нам лучше следовать мнению Гуго Сен-Викторского, а именно, что при любых, даже не терпящих отлагательства обстоятельствах всегда дожидались восьмого дня. Поэтому глосса на слова [Писания]: «Я был сын... единственный у матери своей» ( Прит. 4, 3 ), говорит, что о другом рожденном Вирсавией младенце мужского пола ничего не сказано потому, что тот умер до своего восьмого дня, не получил никакого имени и, следовательно, не был обрезан. Раздел 4. ДАРОВАЛО ЛИ ОБРЕЗАНИЕ ОСВЯЩАЮЩУЮ БЛАГОДАТЬ? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что обрезание не даровало освящающую благодать. Ведь сказал же апостол: «Если Законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал. 2, 21 ), то есть беспричинно. Но обрезание было возложенной Законом обязанностью, согласно сказанному [в Писании]: «Свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» ( Гал. 5, 3 ). Поэтому если бы праведность достигалась посредством обрезания, то «Христос напрасно умер», то есть беспричинно, чего допускать нельзя. Следовательно, обрезание не сообщало той благодати, посредством которой грешник становился праведником.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ричард Львиное Сердце — Ричард I (1157—1199), король Англии с 1189 г ., большую часть жизни провел на войне, участвовал в крестовых походах. 75 Кромвель Оливер (1599—1658) — вождь английской буржуазной революции, протектор (правитель) Англии с 1653 г ., утопил в крови католическое восстание ирландцев. 76 Герцог Альба, Фернандо Альварес де Толедо (1507—1582) — испанский полководец, ввел в Нидерландах режим террора для подавления реформаторского движения (гезов). 77 Эмерсон Ральф Уолдо (1803—1882) — американский философ, идеалист, считавший природу воплощением Духа. 78 Мальтус Томас Роберт (1766—1834) — английский экономист, основатель особого экономико-демографического учения — мальтузианства. Мальтузианство считает основной причиной экономических трудностей перенаселение и полагает необходимыми войны, стихийные бедствия и проч. в качестве ограничителя прироста населения. Для католиков мальтузианство было неприемлемо еще и потому, что оно призывало к распространению противозачаточных средств и особенно абортов, совершенно недопустимых, с точки зрения католиков. 79 «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизни вечную» (Ин., XII, 35). 80 Честертон цитирует библейский текст: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все — суета!» (Еккл. III, 19). О печальнейшем уделе обреченного на смерть человека Гомер говорит постоянно. 81 Святой Бернард из Аосты — Бернард Ментонский (ум. 1081 г .) — протодьякон в Аосте, основатель (в 1050 г .) монастыря на Пеннинских Альпах, расположенного на высоте 8114 футов на перевале Большой Сен-Бернар. 82 Серая зола — символ покаяния, поскольку дело ордена проповедников, основанного святым Домиником — покаяние за грехи мира. 83 Преступника нужно прощать до семижды семидесяти — Ср.: Мф., XVIII, 22. 84 «ГehpuxV» — трагедия У. Шекспира. При короле Генрихе V Англия добилась наибольших успехов в войне с Францией. 85

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Следует вспомнить, что в Церкви установлены праздники в честь зачатия Божией Матери Девы Марии и Крестителя Господня Иоанна (9 дек. и 28 сен. ст. ст.). Когда должны кончаться брачные отношения супругов? По рекомендации ряда духовных учителей первых веков христианства они должны кончаться с момента, когда жена с возрастом теряет способность к деторождению. Однако и здесь, конечно, прекращение брачных отношений должно иметь место лишь при полном единодушии супругов. И если один из супругов будет замечать у другого уныние, упадок духа, потерю душевного равновесия от прекращения брачных отношений, то он должен проявить полноту любви и возобновлением брачных отношений вернуть потерянный у супруга душевный мир. Супругам всегда надо помнить запрещение ап. Павла уклоняться от супружеских обязанностей ( 1Кор. 7:3–5 ). Единоличная ревность к воздержанию в браке всегда незаконна и не будет угодна Богу, но, как пишет ап. Павел, «Если некто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим. 2:5 ). В послании к коринфским христианам ап. Павел пишет: «Я вам сказываю, братия, время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие. И пользующиеся миром сии, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:29–31 ). Этими словами ап. Павел указывает, что брачная жизнь на этой грешной и идущей к гибели земле не есть самоцель, что она есть переход к другому, более совершенному, состоянию, «ибо проходит образ мира сего». Как известно, для женщины Ветхого Завета брак был обязателен. Девственность не почиталась, а бездетных презирали как не способных послужить обетованию – быть в числе прародителей Мессии. В Новом Завете «лучшая» часть принадлежит Марии ( Лук. 10:42 ) – прообразу иночества и отсюда девственности. Поэтому и ап. Павел такое дает указание, упоминаемое выше: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Суд.1:33 .  И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками. Называются города, входившие в уделы разных колен, в которых оставались неизгнанные хананеи: Газер (Тель-Джезерз), ср. Нав.16:10 , Китрон, отождествляемый с упоминаемым в Нав.19:15 , Каттаф, Наглол, отождествляемый с упоминаемым в Нав.19:15, 21:35 , Нагалал (вероятно, современный Малул к западу от Назарета), Акко – город с пристанью, при впадении ручья Бела в Средиземное море, впоследствии Птолемаида, ныне Сен Жан-д " Акр, Сидон – лежавший на берегу моря (ср. Нав.19:28 ), Ахлав – называемый в Талмуде Гуш-Халаво, у И. Флавия – Гискала, ныне Эл-Гис; Ахзив, ср. Нав.19:29 , Хелва, упоминаемый в Нав.19:29 под именем Хевела (ср. русско-венский перевод кн. Иисуса Навина, а также оксфордский ревизованный перевод Библии ), отождествляется с упоминаемым в надписи Сеннахерима (поход против Езекия) местечком Макхаллиба, Афик и Рехов, ср. Нав.19:30 , Чис.13:22 , Вефсамис и Бефанаф, ср. Нав.19:38 . Обилие оставшихся в этих городах хананеев послужило причиной названия этой части израильской страны «языческой Галилеей» ( Мф. 4:15 ). Суд.1:34 .  И стеснили аморреи сынов Дановых в горах, ибо не давали им сходить на долину. Суд.1:35 .  И остались аморреи жить на горе Херес [где медведи и лисицы], в Аиалоне и Шаалвиме; но рука сынов Иосифовых одолела [аморреев], и сделались они данниками им. Суд.1:36 .  Пределы аморреев от возвышенности Акравим и от Селы простирались и далее. Если в северных коленах пассивность израильтян относительно прежних владельцев завоеванной местности обнаружилась только в оскудении ревности относительно изгнания их, то в колене Дановом она приняла характер даже некоторой стесненности самих израильтян. Жившие там прежде аморреи оставались жить в этой местности после поселения колена Данова, занимая гору Херес, отождествляемую с Ир-Шемеш ( Нав. 19:41 ), Аиалон, Шаалвим (ср. Нав.19:42 ) и вообще территорию, лежащую между Идумеей и коленом Дановым, от возвышенности Акравим, на юг от Мертвого моря (ср. Чис.34:4 ) до Селы, т.е. Петры (ср. Нав.19:47–48 ), и стесняя данитян. И лишь впоследствии аморреи стали данниками колена Ефремова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такие тираны, как Сталин, Гитлер, Мао или Ким Ир Сен, требовавшие себе богоподобного поклонения, или лидеры культов вроде Секо Асахары или Дэвида Кореша, помогают нам составить представление о том, как будет выглядеть Антихрист, который будет сочетать политическую тиранию с духовным обольщением. В отличие от тиранов, которые порабощали только какую-то часть мира, или лидеров культов, которые властвовали только над душами своих последователей, Антихрист подчинит своей власти весь мир. В знак признания власти Антихриста люди будут принимать его печать: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:16,17) Нам, однако, твердо обещано, что его беззаконное правление продлится недолго. Господь положит ему конец и совершит суд над народами, после чего история, какой мы ее знаем, завершится, и явится Царство Божие. Таково, вкратце, учение Писания. Время от времени мы видим, как люди впадают в «эсхатологическую панику» и кричат «волки, волки», когда волков еще нет. Уже на нашей памяти возникала паника из-за того, что некоторые люди увидели «печать антихриста» в ИНН. Некоторые люди полагали, что на них могут поставить «начертание зверя» обманом, помимо их воли, и усматривали ее буквально повсюду. Церковь тогда выступила с важным разъяснением — как обращение к Богу, так и отречение от Него есть сознательный выбор, то, что делает сам человек, а не то, что можно тайком сделать с ним. Как объяснил Священный Синод, «Пытающимся связывать идентификационные номера с «печатью антихриста» напоминаем, что в святоотеческом предании такая печать понималась как знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа. По слову Ипполита Римского, «та печать будет гласить: «Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую»». Так же говорит и преподобный Нил Мироточивый: «На печати же написано будет следующее: «Я твой есмь» — «Да, ты мой еси»». Вопреки этой традиции иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому «печать зверя» ставится на тех, кто сознательно уверует в него «единственно ради ложных его чудес» (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры»

http://pravoslavie.ru/76837.html

Тогда девица входила к царю». Израильтяне хорошо усвоили всю эту практику. Та «женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная», про которую Приточник говорит дальше: Она схватила его [юношу], Целовала его, И с бесстыдным лицом говорила ему: «... Коврами я убрала постель мою, Разноцветными тканями Египетскими; Спальню мою надушила смирною, алоем и корицею. Зайди, будем...» и проч. ( Притч. 7, 6–18 ), – эта женщина, как видно, отлично понимала значение и силу духов для того дела, описание которого излишне приводить. Понимали толк в этих вещах и те иерусалимские модницы, которых обличал пророк Исайя за то, что они носят «красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья» и прочее и прочее и не могут расстаться с флакончиками духов ( Ис. 3, 18–19 ). Понятно, что уже нечего было у них искать скромности и целомудрия, и гневный приговор Божий был истинен, когда объявлял им мщение: «И будет вместо благовония – зловоние» ( Ис. 3, 23 ). В аду, конечно, – можно добавить для нынешних модниц и модников. Впрочем, и действительно, пора уже поговорить и о последних. Но кто же лучше расскажет об этом уродливом порождении культуры, как не ее же представители в лице писателей-художников? А они говорят нам, что вкусы менялись в каждом веке сообразно с убеждениями и мировоззрениями эпохи и история парфюмерии шла нога в ногу с историей языка и литературы. Ж. Гюисманс проследил это в отношении своей нации. «Стиль духов Людовика XIII, составленных из ирисовой пудры, мускуса, порея, миртовой воды, едва был в состоянии выразить рыцарскую грацию, несколько вольный колорит времени, который сохранил нашему веку в своих уверенных сонетах Сен-Аманд. Позже с миррой, лучшим ладаном, сделалась возможной» кощунственная передача мистических переживаний в соответствии с возвышенным слогом Боссюэ и других католических учителей того времени. «Усталая грация французского общества времен Людовика XV нашла своих выразителей в франжипане и марешале.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010