и сказал: говорит Валаам... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего» ( Числ. 24,1–4 , ср. ст. 16). Ср. историю «человека Божия», обманно приглашенного к пророку, о котором тем не менее говорится: «когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его» ( 3Цар. 19, 18 ); «и сказал: так говорит Господь». О пророке Ахии , к которому обратилась жена Иеровоамова, говорится: «и сказал Господь Ахии» (и проч. 3Цар. 14, 5 ), и сказал Ахия жене: «так говорит Господь Бог Израилев» (7), и далее излагается самое пророчество: «так Господь сказал» (11). О пророке Илии говорится: «было слово Господне к Илии» ( 3Цар. 17, 8; 18, 1 ), «и была на Илии рука Господня» (18, 46). Сюда же относится богоявление Илии у горы Хорива ( 3Цар. 19, 5– 18 ), а также рассказ о двух пророках: Седекии (лжепророк) и Михее ( 3Цар. 22, 11–25 ) – и истории о вознесении Илии на небо с сообщением «духа» его вдвойне пророку Елисею ( 4Цар. 2,1–15 , ср. 3,15). Ср. рассказ о Иозииле , на которого «сошел Дух Господень среди собрания» (Парал. 20, 18). У пророка Михея (3, 8; читаем: «я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости», и у Захарии (7, 12): «сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков». С особенной силой и постоянством мы имеем это указание на пророческое вдохновение от Духа Божия в книгах великих пророков о слове Божием: «слово, которое было в видении к Исаии» (21), « и сказал мне Господь» (8, 1), и в других местах (и даже: «так говорит Господь помазаннику Своему Киру», 45,1). Также у Иеремии (от 1, 4 и по всей книге), у Иезекиля : «и видел я видения Божия» (1,4), «и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне (2, 1 и в др. местах), «и вошел в меня дух» (2,2; 11,5), «и была на мне рука Господня» (8,1 и в др. местах). Все эти разные, но в сущности своей равнозначные выражения свидетельствуют о Духе Божием, «глаголавшем пророки», причем, однако, это выражение символа представляет собою уже догматическую экзегету текстов в применении именно к Духу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Чудесное восшествие Илии на небо смутило и иерихонских «сынов пророческих», которые предложили Елисею пятьдесят человек на розыски исчезнувшего Илии: «Пусть бы они пошли и поискали господина твоего, может быть, унес его Дух Господа и поверг его на одной из гор или в одной из долин». Елисей только после настойчивой просьбы согласился на это, так как был убежден в бесплодности поисков своего учителя. Трехдневные розыски Илии остались, как и следовало думать, безрезультатными. Св. пророк Божий Илия не умер обычною смертью . Он жив и теперь в тех небесных, не достижимых для нашего человечества, сферах, где находится и патриарх Енох, где пребывает взятая на небо с плотию Пресвятая Дева, где находится и вознесшийся с человеческой плотью и воскресший Христос. Ветхозаветные люди ждали и верили во вторичное пришествие св. пророка Илии на землю. Когда на берегах Иордана раздался глас вопиющего в пустыни Иоанна Крестителя и предтечи Христова, то некоторым из современников казалось, что он – Илия. Иоанн Креститель отверг это предположение ( Ин.1:21 ). Когда однажды Христос Спаситель спросил Своих учеников, за кого почитает Его народ, то получил ответ, что один признает Его за Иоанна Крестителя, а другие за Илию, Иеремию пророка или за одного из других пророков ( Мф.16:14 ; Лк.9:8:19 ). Евангельское повествование о преображении Христа на горе Фаворе называет в окружавших Христа Спасителя двух лицах Моисея и Илию, которые беседовали с преобразившимся Христом об «исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк.9:30–31 ). Пришествие в мир воплотившегося Сына Божия и Его Крестная Жертва на Голгофе теперь яснее, чем прежде, убедили обоих Боговидцев, что милость Господня беспредельна, но эта милость сочетается с Божественною Правдою. У подножия голгофского креста «милость и истина встретились и правда и мир облобызались». По православному христианскому верованию, оба не видевшие смерти лица, как Енох, так и Илия, избежавшие смерти при жизни, придут вторично на землю пред вторым пришествием Христа Спасителя и будут убиты антихристом. В Апокалипсисе можно читать следующее повествование об этих двух пророках: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище... Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними и победит их, и убьет их... Но только три с половиной дня они будут мертвыми. Затем они снова оживут и взойдут на небо» ( Откр.11:3–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Возвращаясь к читаемому нами пророчеству Исаии, мы видим, что он видит исполнение того, что предсказывал Моисей во Второзаконии ( Втор. 32:43 ): „веселитесь язычники с народом Божиим!“ -Говоря об „островах“, Исаия видит неизвестный еще Иудеям Греко-Латинский мир, заключающий в себе все страны, омываемые Средиземным морем. Он упоминает особо о „плавающих по морю“, как бы отделяя Хамитов (Финикиян и Карфагенян) от Арийцев; он видит те корабли, на которых будут разносить по миру Слово Божие Апостолы. Он видит и пустыню с ее городами (переднюю Авию и Египет) и видит селения Аравии, где обитает Кидар 1408 ; он видит Идумею с ее скалами и вершины гор Тавра и гор Курдистана, с которых будет раздаваться проповедь благовестников. „Поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его вся земля!“ ( Пс. 95:9 ). „Господь царствует! да радуется земля; да веселятся многочисленные острова“. ( Пс. 96:1 ). „Воспойте Господу новую песнь!“ ( Пс. 97:1 ). „Воскликните Господу вся земля!“ ( Пс. 99:1 ). „Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах“. ( Ис. 42:12 ). С 13 по 21 стих изображается и гнев Божий и милость Божия. Мы напомним, что в 4 т. Св. Летописи (ч. II, стр. 42–44), сближая видение Моисея (Исход гл. 33–34) с видением пророка Илии ( 3Цар. 19:11 ), мы указывали, что после грозных явлений пророку Илии на горе Хориве, Господь проявился в веянии тихого ветра, точно также как в видении Моисея Господь провозгласил: „Я Бог человеколюбивый и милосердый“.... Точно также в пророчестве Исаии Господь угрожает и карает, но всегда милует кающагося и приходящего к Нему. Так и в предлежащих нам стихах грозным явлениям на г.Хориве, которые видел Илия, соответствуют стихи 13–15; стихи же 16–21, рисуя милость Божию, соответствуют веянию тихого ветра (видение Илии) и многомилостивому гласу (в видении Моисея). 13 . Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. 14 . Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В книге пророка Захарии: «Что значат те две маслины… что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото… И сказал он: это два, помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли» (4, 11–12, 14). О том же, что под двумя маслинами пророк Захария разумеет двух пророков Илию и Еноха, доказывает нам Архиепископ Андрей Кесарийский , ссылаясь на то, что и в Апокалипсисе они также называются «двумя маслинами» (Толкование на Апокалипсис, гл. 30). В книге пророка Малахии один из свидетелей прямо называется по имени: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (4, 5). Св. отцы – Ефрем Сирин («Слово на пришествие Господне») и Иоанн Дамаскин  («Точное изложение Православной веры») – определенно учат, что в лице «двух свидетелей», долженствующих явиться перед кончиной мира, следует разуметь св. пророков Илию и Еноха. Предание Церкви, выраженное в наших богослужебных книгах, также говорит за буквальное понимание предсказания Слова Божия о явлении Илии и Еноха перед концом мира, не давая никаких оснований для иносказательного понимания. В синаксаре, читаемом в неделю Мясопустную, говорится: «Прежде же седмих лет, якоже глаголет Даниил, приидет Енох и Илия, проповедающе людем не приимати его (антихриста); сей же емь их умучит, таже и главы их отсечет» (Триодь Постная). В службе св. пророку Илии, в стихире на «Господи, воззвах», поется: «Илие Фесвитянине, нетленна тя сотвориши, еже не видети смерти, дондеже убо проповеси всяческим кончину»; в тропаре пророк Илия именуется «вторый Предтеча пришествия Христова», также и в седальне по полиелее – «пророче и Предтече пришествия Христова, Илие великоимените» (Минея месячная, 20 июля). В «Четье-Минее» (20 июля) мы читаем: «Св. пророк Божий Илия, огненною колесницею с плотию взят сый, жив есть даже и до ныне, в плоти виден бысть во время Преображения Господня на Фаворе от святых триех Апостолов и паки виден будет плотскими смертными человеки пред вторым Господним на землю пришествием. Избежав прежде от меча Иезавелина, постраждет в то время от меча антихристова, и не токмо яко пророк, но яко мученик больший славы сподобится от праведнаго Мздовоздаятеля Бога».

http://azbyka.ru/antihrist

Св. Пророк Илья и Св. Енох явятся на землю пред вторым пришествием Господа Иисуса Христа и будут пророчествовать. Пророк Малахия в главе 4, от. 5 говорит. Се Аз пошлю Вам Илью Фесвитянина прежде пришествия дня Господня великого и просвященного. иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека к искреннему его. Когда видение кончилось, Илья встал и отправился в путь. Теперь его дорога лежала не через Аравийскую пустыню; он шел чрез пустыню Сирийскую и через селения Моавитян и Аммонитян. В местечке Авельмауле (близ устья Иордана) Илья увидел Елисея, того, которого Господь повелел помазать вместо себя в Пророка. Сей возделывал землю двенадцатью парами волов. Илья, подошёл к нему, возложил на него свою милоть и от имени Божия приветствовал его Пророком Израильским. Елисей тотчас оставил свою работу и идя за Пророком, удалявшимся от него, просил у него позволения прежде проститься с своими родителями. Молю тя, говорил он Илье, позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе. Придя домой, Елисей объявил своим волю Божию о нем, устроил жертвенник из своих земледельческих орудий и, заколов пару волов, на которых сам пахал, принес благодарственную жертву Господу, из остатков которой учредил пиршество для своих соотечественников и затем последовал Пророку, неразлучно пребывал с ним в пустыне и верно служа ему до самого взятия Ильи на небо. Прошло несколько лет после помазания Елисея в Пророка и было слово Господне к Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу Ахаву, царю Израильскому, который в Самарии, вот, он теперь в винограднике Навуфея, куда пришел, чтобы взять его во владение 40 . Навуфей был муж рода знатного. Он имел виноградник, который находился в соседстве с загородными садами Ахава. Царю захотелось присоединить его к своим садам. Он призвал к себе Навуфея и сказал ему: отдай мне виноградник свой, я сделаю из него сад, соединив его с прочими, которыми владею, потому что он близко от моего дома; а тебе дам иной виноградник, который лучше твоего, а если угодно тебе, то, вместо виноградника, я дам тебе денег столько, сколько стоит твое владение. Навуфей отвечал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих. Благочестивый Израильтянин был прав. По закону Моисееву нельзя было ни продать, ни променять земли отцов 41 . Царь весьма был огорчен справедливым отказом Навуфея; печальный возвратился домой, лег в постель, закрыл лицо свое и не хотел есть хлеба. Жена его взошла к нему и сказала: отчего ты так печален и не ешь даже хлеба. Навуфей огорчил меня, отвечал Ахав. Я просил его, чтобы он отдал мне свой виноградник за цену серебра, или, если бы он захотел, я дал бы ему другой виноградник вместо этого; но он отказал мне в моем желании. Есть отчего падать духом, Царь, заметила ему жена; встань, ешь хлеб и будь спокоен, а я достану тебе виноградник Навуфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Со святыми всегда пребывает благодать Божия, вот этой-то благодатью они и делятся с прибегающими к ним с мольбою, например: 2Мак. 15:12–14 . Итак, почитать св. угодников Божиих должно ( Сир. 44:14 ; Пс. 111:6 ; Иак. 5:10–11 ), и прибегать к ним с молитвою для нас полезно ( Иак. 5:16–18 ; 1Пет. 3:12 ; Мф. 10:40 ). 12. О почитании мощей святых угодников Божиих Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало еще в ветхозаветной Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа ( Исх. 13:19 ). Благочестивый царь Иудейский Осия сжег множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать: 4Цар. 23:18 . «И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии.» В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея ( 4Цар. 13:21 ). А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем. 2:23 ). Свящ. Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа силою чудотворения: 4Цар. 2:14 . «И взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии. – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.» Платки и полотенца ап. Павла, полагавшиеся в его отсутствие на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов: Деян. 19:12 . «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.» Даже тень ап. Петра имела чудесную силу: Деян. 5:15 . «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.» Итак, если платки и опоясанья и даже тень апостолов имели чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы самые тела святых апостолов? Псалмопевец, пророчествуя о Христе, говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

... Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет... Сим не затруднить хотел Илия исполнение просьбы Елисеевой, и, конечно, не думал он, чтобы успех сей просьбы мог стоять в какой-нибудь зависимости от простого случая; а напротив, он поручает все это дело единой премудрой воле Господней. Должно быть, в эту минуту восторженный дух Илии внезапно осенен был пророческим предчувствием, что сугубый чудодейственный дар действительно опочиет на его преемнике – по воле Господней; и, что это случится в минуту его собственного отшествия на небо, подобно тому, как силою предсмертного и прощального благословения патриархов низводимы были дары небесные на их первенцев. Ст. 11. … Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих... Конечно, огонь колесницы Илииной не был действительным, т. е. мучительным и жгучим огнем; это был только вид, или символическое подобие огня, в которое облеклась сила Божия, восхитившая пророка. Символ огня, по замечанию св. Златоуста, весьма соответствовал ревностному духу Илии 574 , который жег (обличал), подобно огню, и слово его горело, как светильник 575 ; а еще более соответствовал огненный символ той чистейшей стране небожителей, куда уносился Илия и где нет места ничему тленному и дебелому, а только одни блаженные духи и слуги Божии горят, как пламень огненный 576 , непрерывной любовью ко Господу. Земной же образ колесницы и коней принял чудный символический огонь Илиин для того, чтобы отшествие его на небо явилось для земных свидетелей оного торжеством или триумфом, применительно к тому, как земные герои и победители шествовали в торжественных (триумфальных) колесницах. ...и понесся Илия в вихре на небо… Св. Иоанн Златоуст , изъясняя пятый стих одиннадцатой главы послания к Евреям, где воспоминается о преложении Еноха, признает неудоборешимым вопрос: в каком состоянии находится Енох и Илия. «Многие, говорит, спрашивают: куда переселен Енох и почему переселен, почему не умер, но и не он только, но и Илия, и, если они живут, то как живут, и в каком состоянии. Но спрашивать об этом совершенно излишне. О том, что первый переселен, а последний вознесен (на небо), Писание сказало, а где они, и как существуют, этого не прибавило; потому что оно не говорит ничего, кроме необходимого». (Бесед. на Пос. к Евр. Стр. 348. СПб., изд. 1859).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

4. вщавъ же петръ реч (ко) гди, добро намъ зд быти: аще хощеши, сотворимъ зд тр сни, теб и мсеови и При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии Свв. евангелисты Марк и Лука, передавая историю преображения, прибавляют о словах апост. Петра, что он, сам не зная, что говорил ( Мк. 9:6 ; Лк. 9:33 ). Осчастливленный и вместе пораженный дивным видением на Фаворе, апостол желал, чтобы оно продолжалось долго, если можно, чтобы навсегда остались они тут в палатках. Тем более Петр еще думал так, что если они не пойдут отсюда (в Иерусалим), то и Христос не умрет, не нападут на Него и книжники (Феоф.). Сделаем три кущи (сени) или палатки: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. О палатках для самого себя с прочими апостолами Петр не говорит, думая, что им около Господа и пророков и без особых кущ будет хорошо. 5. (же) глаголющ, с, блакъ свтелъ сн ихъ: и с, гласъ из блака гл: сей снъ мой возлюбленный, немже блговолихъ: тог послшайте. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте Облако это было чудесное, оно было знаком особенного присутствия Божия. Таковое облако находилось в Святом Святых в еврейском храме ( 3Цар. 8:10–11 ; Иезек. 1–4; 10:4). Осенило их, т. е. Иисуса Христа и Моисея и Илию, но не апостолов, потому что апостолы слышали голос из облака. Голос из облака был такой же, какой был слышан с неба при крещении (3 гл. 17 ст.), только с прибавлением слов: Тою (Его) послушайте, т. е. принимайте все, чему Он учит, что Он говорит. Слова: Его послушайте указывают на пророчество св. Моисея о Спасителе: пророка от братии твоея, якоже мене, восставит тебе Господь Бог твой. Того послушайте ( Втор. 18:15 ), и на то, что это пророчество исполнилось именно на И. Христе. Так Бог Отец два раза торжественно возвещал миру, что И. Христос есть Сын Его: в первый раз после крещения, когда Господь начинал открытое служение спасению рода человеческого, и во второй раз при преображении, вскоре после которого Он долженствовал пострадать и умереть за спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Чудесное облако, конечно — как указание особенного присутствия Божия, объяло их (подобное облако называется шехина и постоянно находилось в Святая Святых — 3 Царств 8:10-11). Из облака послышался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матф. 17:5; ср. Марк. 9:7 и Луки 9:35). Те же слова были слышны при крещении Господнем, но с добавлением «Его слушайте,» что должно напомнить пророчество Моисея о Христе (Втор. 18:15), а исполнение этого пророчества — в лице Иисуса. Господь запретил Апостолам рассказывать кому бы то ни было об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых, чтобы не будить чувственных представлений иудеев о Мессии. Св. Марк добавляет при этом подробность, само собой — со слов Петра, что ученики «удержали это слово» (9:10), недоумевая, для чего Господу подобает умереть, чтобы потом воскреснуть, и что значит: «Воскреснуть из мертвых» (9:10). Убежденные уже вполне, что Учитель Иисус есть действительно Мессия, они спрашивают: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» (Матф. 17:10; Марк. 9:11). И Господь подтверждает, что, действительно, «Илия должен придти прежде иустроитъ все» (Матф. 17:11; Марк. 9:12) (по-гречески — апокатастиси, то есть— восстановить). Как предсказал пророк Малахия (4:5-6): «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришел и не поразил земли проклятием.» То есть Илии надлежало явиться в мир и восстановить в душах людей первоначально добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло бы быть успешным, поскольку не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей, заскорузлых и окаменевших в продолжительной порочной жизни. «Но говорю вам, — продолжает далее Господь, — что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» (Матф. 17:12; ср. Марк. 9:13). То есть Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был обличен от Бога силой Илииной и духом, подобным ему, но его не узнали, ввергли в темницу и умертвили. «Так и Сын Человеческий пострадает от них» (Матф. 17:12; ср. Марк. 9:12), — заканчивает Свою мысль Иисус. То есть, как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и Мессию и так же умертвят Его. Исцеление бесноватого отрока

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

Пророк явился к Ахаву в то время, когда он со своими подданными открыл праздник в честь своего идола Ваала. Исполненный ревности к Богу он начал обличать Царя в заблуждении и укорял в том, что он оставил истинного Бога, покланяется идолам, и весь народ Израильский влечёт с собою в погибель. Видя же, что Царь не слушает его увещаний, Свитой Илья смело и решительно произнёс страшное слово: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою ! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. 16 Что слышит Царь и народ? Страшное слово, которое произносит так смело и решительно. В продолжение следующих лет не будет ни росы, ни дождя, пока он не возвестит о семь. И в этом клянется Священным именем Иеговы. Слово Ильи исполнено о было Божественной силы. Но Израильтяне познали ли в нём истинного посланника Божия, а в его угрозе грядущее наказание за его нечестие? – Те, у кого в сознании еще не было вовсе изглажено истинное понятие о Боге Израилевом, а в сердце по временам слышался голос спасительного закона, конечно, поспешили покаяться в своих неправдах и умоляя ли Бога о помиловании. Пророк Илья по приказании Господне. Скрылся от преследования царя Ахава н жены его Иезавели в пустыне при потоке Харафе. Сюда по велению Божию, каждодневно прилетали к Пророку вороны и забывая свои голодных детей своих, питали его принося ему утром хлеб, а вечером мясо. Слово Пророка не могло не произвести впечатления и на Царя: но он не позаботился предотвратить гнева Божия сердечным раскаяньем. Ложные пророки, окружавшие его и Иезавель, конечно, постарались подавить в нём действе, произведённое пророчеством: они не придали в глазах его особенной важности словам Пророка и Царь Св. успокоился; но вскоре увидел исполнение пророчества Ильи. Время обыкновенной засухи прошло, настала пора дождей; но дождя совершенно не было, земля не давала росы. Исполнилось и пророческое слово Боговдохновенного Моисея: и небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом 17 . Слово Божие, изреченное устами Пророка, скоро оказало свое действие. Земля, не орошаемая дождём, стала суха как камень. Все иссохло, зелень поблекла, деревья, прежде плодоносные, сделались бесплодными, реки и источники иссякли, знойный воздух захватывал дыхание, благоразтворенность исчезла, тишина служила наказанием, ночь разгорячалась от дня, сады, нивы и поля опустели; не было ни пашущих, ни сеющих, все гибло и животные и люди, вся природа возвещала гнев Божий. Так было в течение трёх лет. Открылся голод, наполнивший ужасом смерти и окрестные с Израильским царством земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010