Ахав пошёл одним путём, а Авдий – другим. В то время, как Авдий, погруженный в горестные мысли, шёл по указанному Царём пути, видит, что на встречу ему идёт человек величественного вида. Авдий остановился, узнал в путешественнике человека Божия и поклонился ему до земли. Боле трёх лет неслышно было об Илье, может быть, думали, что он умер, – и вот он явился так неожиданно. Авдий как бы не верил глазам своим, что видит пред собою Илью, и обратился к нему: Ты ли еси сам, Господи мой Илье? Пророк отвечал: Азь если, потом продолжал: иди и поведай господину твоему, глаголя: се Илья. Эти слова показались смертным приговором Авдию, которому Царь повелел однажды искать Пророка всюду, где только можно было; ему представилось, что его посылают на верную смерть, и он печально отвечал Пророку: чем я провинился, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтоб умертвить меня? а ты теперь говоришь: «пойди, скажи господину твоему: Илия здесь. Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня; а раб твой богобоязнен от юности своей. Разве не сказано господину моему, что я сделал, когда Иезавель убивала пророков Господних, как я скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою? 28 Так страх поразил Авдия; но Илья ободрил его клятвенным уверением: И сказал Илия: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему. (5 Книга Царств, глав. 18). Глубоко опечаленный тем, что, не смотря на страшное бедствие, в котором народ ясно должен был видеть наказуемую его руку Божию, нечестие не уменьшилось и Ваал по- прежнему был чествуем как истинный Бог . Пророк, для обращения заблудшего Израиля на путь правды, от имени Божия, решился представить новое доказательство того, что истинный Бог есть Иегова, а не Вааль. Оставшись один, он в пламенной молитве к Господу просил себе силы на предстоящий подвиг. По донесении Авдия о пришествии Пророка, Ахав поспешно пошел навстречу ему; и едва увидел, сказал ему: ты ли ecu развращай Израиля? Не развращаю азь Израиля, но разве ты и дом отца твоего, его оставите вы Господа Бога вашего, и идосте в след Ваала, отвечал человек Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово на усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите…вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, – усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и тайнник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи – на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть – усекновение главы, и три обретения этой честной главы – великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё – предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем – Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность – Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына. “...жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии...” (Лк. 1, 13–17). И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, “взыграся [он] младенец во чреве ея” и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: “...и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне...” (Лк. 1, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Очевидно, что прощение грехов Ниневитян было последствием их покаяния (Ионы III, 10); но в последних двух стихах книги (Ионы IV, 10–11) не говорится о покаянии, а стих 11 говорит о вечной любви Божией, проявляющейся к человеку независимо от каких бы то ни было заслуг его. Она выразилась до покаяния в посылке пророка Ионы, который словом Божиим, вложенным в уста его, вызвал в Ниневитянах то движение души к свету и правде, которое спасло их и которое, как известно было Богу, должно было проявиться. Любовь Божия высказалась и в милосердии. Его к темному люду, «не умевшему отличить правой руки от левой» 1150 , и к бессловесным животным. Города долины Сиддимской не были пощажены, потому что там все народонаселение могло отличать добро от зла, и избирало зло 1151 . О Ниневии же Господь говорит: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» На этом стихе кончается книга пророка Ионы, который был послан к язычникам. Дальнейшая судьба пророка нам неизвестна, но она и не нужна для целей Библии. В книге этой указана любовь Божия ко всем людям, и в ней, – хотя прикровенно, – но уже виднеется промысел Божий, уготовляющий спасение всему человечеству: не одному Израилю. Израилю в лице Ионы дается урок: При каждом малейшем несчастии ты вопиешь ко Мне, – как бы глаголет Господь. «Я нашел тебя в степи печальной и дикой, ограждал тебя, смотрел за тобою, хранил тебя... и ты оставил Бога своего» (Второз. XXXII, 10–19). Но в отношении других народов ты уверен, что они ничто пред лицом Моим. Но ты ошибаешься, – говорит Господь Ионе и Израилю: Я жалею их, и они предмет Моей любви и попечений. Таковы были уроки народу обетования, заключающиеся в книге Ионы. Книга о пророке Ионе есть сказание – как те сказания о пророках Илии и Елисее, которые записаны в книгах 3-й и 4-й Царств. Это пророки язычников 1152 . Отныне начинается ряд прямых пророчеств, обращенных к Израилю и Иуде, над которыми царствует род Давида, сидящий в священном граде Иерусалиме, где стоит храм, посвященный Богу завета Единому, Вечно живущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И внял Господь молитве Своего Пророка и вере вдовицы. Отрок ожил, Илья свел его с горницы к матери и сказал ей: видишь, жив, есть сын твой. Обрадованная мать в избытке чувства исповедала Пророку: се уразумех, яко человек Божий ecu ты, и глаголь Господень во устах твоих истинен. В первый раз уста человеческие молились о воскресении мертвеца. Орудием всемогущества Божия избран Илья. Время Евангелия приближалось и заря бессмертия уже бросала первые лучи свои на смертную ночь, которая облегала весь мир. – Какой урок для неблагодарного, покланявшегося идолам Израиля, что бедная чужестранка вдовица получила часть в таком великом благодеянии, какого не видел еще Израиль 24 . Три года и шесть месяцев не было ни дождя, ни росы, и земля не произрастала ни хлеба, ни травы. – Всемилосердый Бог , жалея гибнущих и поспешая оказать им милость, но чтя Пророка, и не позволяя без его согласия отменить произнесенный им приговор, Сам приходит ходатаем, Владыко к рабу, Создатель к бреннию, и убеждает уста, которыми связаны были облака, разрешить их от болезни рождения 25 . Иди и явись Ахаву и дам дождь на лице земли 26 . Оставив Сарепту, Пророк пошёл в Самарию, столицу царства Израильского. В то время как Пророк приближался к столице, Ахав позвал к себе своего домостроителя Авдия. Сей богобоязненный муж, и среди нечестия, окружавшего его при дворе, соединяя со страхом Божиим любовь к почитателям Бога истинного, пользовался доверенностью Царя. Это был тот самый ревнитель благочестия, который скрыл у себя Пророков Господних от преследования Иезавели. Когда Авдий пришёл к нему, то он сказал ему: пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков и не лишиться скота. 27 Так как на равных местах, кроме голой земли, ни чего не было, то они решились осмотреть низменные места. Там еще могли оставаться кое-какие источники, а при них и трава. Но, как и здесь, по причине засухи, источники были весьма редки, то они, желая сберечь и время, и чтобы поиски были успешнее, когда вышли из города, разделились между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XIV. О почитании нетленных мощей святых Угодников Божиих Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало ещё в ветхозав. Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа ( Исх.13:19 ). Благочестивый царь Иудейский Осия сжёг множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать: 4Цар.23:18 . В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея: 4Цар.13:21 . А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего»: Прем.2:23 . Священное Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа – силою чудотворения, напр. милоть Илии пророка: 4Цар.2:14 . Кровоточивая женщина с верой прикоснулась к одежде Иисуса Христа и получила исцеление, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею: Мк.5:28–29 . Платки и полотенца апостола Павла, полагавшиеся в его отсутствие на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов: Деян.19:12 . Даже тень апостола Петра имела чудодейственную силу: Деян.5:15 . Итак, если платки и опоясанья и даже тень апостолов имели чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы сами тела святых апостолов? Псалмопевец Давид говорит о праведниках, что Бог хранит все кости их ( Пс.33:21 ), или «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ). А так как Иисус Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова может относиться и к телам Его последователей, по словам апостола Павла: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:4:9 ). Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о двенадцати пророках, уже давно почивших: «Процветут кости их от места своего» ( Сир.49:12 ). По успении прор. Елисея, пророчествовало тело Его: Сир.48:14 , Наконец, если сила Христова нетленна, то нет ничего удивительного, что она, вселяясь в человека, делает и тело его нетленным. Это подтверждается и Священным Писанием: 2Тим.1:10 ; Мф.27:52 ; Притч.10:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Смотри теперь на переменившихся воронов; смотри, Илья, на их человеколюбие; те, кои не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимцы... Подражай перемене воронов, и будь снисходителен к Иудеям; я соглашаюсь и на твое мнение, и милосердствую о наказанных 19 . По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю 20 . Праведнику угрожала новая опасность более ужасная, чем та, которой он подвергался от Царя, опасность голодной смерти. Но она не устрашила его. Он веровал, что Тот, Который сохранял его от голода посредством жадных птиц, сохранит его и в настоящих обстоятельствах. И был глаголь Господень ко Ильи, глаголя: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя. 21 Ему надлежало совершить, путешествие, сколько длинное, столько же и трудное; он должен был проходить и между скалами и по пустынным пескам, при всеобщем опустошении, палимый жаром солнечным; должен был идти из земли Израильской, из своего отечества, в землю язычников и идолопоклонников, в землю, из которой взята Иезавель – непримиримая ненавистница Пророка, в царство отца ее, жестокого тирана, который, по связи с Ахавом, конечно, не упустил бы случая погубить Пророка. Наконец Илья достиг цели своего путешествия – Сарепты. Он подошёл к городским воротам и увидел женщину, собиравшую дрова. По внутреннему откровению Божию он узнал, что это самая та вдовица, к которой послал его Бог . Пророк подозвал ее к себе и сказал: Принеси мне воды в сосуде и испью. Когда она пошла за водою, он сказал в след ей: Прими и мне и кусок хлеба в руке своей, для меня. Вдовица отвечала на это Пророку: жив Господь Бог твой, что у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я собираю пару сухих деревяшек, и приду домой, и приготовлю это для себя и для моего сына; съедим это и умрем”. У вдовы ничего более уже не было для поддержания жизни. Употребив в пищу последнюю горсть муки, она должна была вместе с сыном ждать смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Сделай мне милость, отче: когда мне наступит время отойти в иную жизнь, то пусть братия не омывают и не опрастывают моего тела. Старец, же сказал: — Как же это возможно? Когда она преставилась к Господу [ 10 ], братии пришли омыть ее и, увидев, что пред ними женщина, громогласно восклицали: — Слава Тебе, Христе Боже, имеющий много сокровенных святых у Себя! Святой же Макарий удивлялся тому, что ему не была открыта эта тайна. Но в сонном видении он увидел одного человека, который говорил ему: — Не скорби о том, что от тебя была сокрыта эта тайна и тебе подобает быть увенчанным со святыми отцами, жившими в древние времена. Явившийся сказал при сем о происхождении и жизни блаженной Аполлинарии и назвал ее имя. Воспрянув от сна, старец созвал братию и рассказал им о том, что видел и все дивились и славили Бога, дивного во святых Своих. Украсив тело святой, братия с почетом погребли его на восточной стороне храма, в гробнице святого Макария. От святых мощей сих совершались многие исцеления, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки, аминь. Память святого пророка Михея Святой пророк Михей, сын Иемвлая [ 1 ] был современником пророка Божия Илии и жил во времена Ахава, царя Израильского [ 2 ] и Иосафата, царя Иудейского [ 3 ]. Михей пророчествовал изустно и предвозвестил несчастный конец войны Ахава против Сирии. Однажды Иосафат прибыл в Самарию [ 4 ], чтобы посетить Ахава. Вспомнив, что Рамоф город Галаадский [ 5 ], которым владели Сирийцы, прежде принадлежал царству Израильскому, Ахав просил Иосафата идти общими силами войною против Сирии [ 6 ]. Благочестивый царь иудейский соглашался на это, но прежде выступления в поход хотел узнать волю Божию из уст пророков. Тогда Ахав призвал к себе пророков Ваала [ 7 ]. Сии ложные пророки, представ пред обоими царями, сидевшими на великолепных престолах во вратах Самарийских, предвозвещали Ахаву победу над Сирийцами. Но Иосафат спросил, нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы чрез него вопросить Господа. — Есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, — отвечал Ахав, — но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это — Михей, сын Иемвлая.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

91 Существует мнение, что миссия Илии будет касаться в большей степени иудеев, тогда как Еноха – язычников. См. также комм. на 11, 2. «зверь, выходящий из бездны» – сказано об антихристе. Исхождение его из преисподней следует понимать не буквально, но в том смысле, что оттуда происходит его «помазание», его сила и власть над миром. О бездне см. комм. на 9, 1.  «сразится с ними, и победит их, и убьет их» – два свидетеля пострадают от антихриста и будут им убиты, как пострадали и были убиты все от века мученики за Христа. 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.  Оставление трупов без погребения считалось по восточным представлениям поруганием и наказанием от Бога (ср. Пс. 78, 3). Данная черта говорит о полной победе и торжестве врагов. Можно сравнить это с Распятием Спасителя: крестная казнь также означала особое поругание и считалась проклятой.   «духовно называется Содом и Египет» – по своему духовному состоянию город, о котором идет речь, подобен Содому и Египту. Содом – это город греха, разврата и нечестия, а Египет – образ богоборческой цивилизации и лжерелигии, поработитель народа Божия. «где и Господь наш распят» – слова определенно указывают на город Иерусалим (см. комм. на 17, 1).  9 И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Смерть двух великих Божиих пророков станет торжеством для богоборческого мира.   «не позволят положить трупы их во гробы» – тела убитых пророков выставляются на поругание, в котором посредством массмедиа смогут принять участие все жители земли.  «мучили живущих на земле» – конечно, слово Божией истины бывает ненавистным и мучительным для тех, кто не любит Бога и любит дела тьмы. К тому же два пророка не просто мучили совесть, но еще и обладали властью посылать в мир казни и наказания. Их не удавалось устранить физически, потому что они находились под особым Божественным охранением. Все, кто враждовал против них, погибали (11, 5). Им нельзя было причинить никакого вреда: тех, кто хотел это сделать, попалял огонь. Убить двух свидетелей было попущено только зверю из бездны. Понятно, что такие два пророка были крайне неудобны и неприятны для массы нечестивых людей, а потому эти люди весьма радовались и посылали друг другу подарки по случаю их устранения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Мы знаем, Моисей и Илия предстояли Спасителю на горе Фавор, во время Преображения. Когда память пророка Илии, мы все прекрасно помним, а когда память пророка Моисея? Мало кто может сказать. Почему так? Ведь сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34: 10–12). Моисей, как прежде носил свой жестоковыйный народ и готов был даже умереть за него в пустыне, точно так же и до сих пор как бы связан с Законом. По слову святителя Кирилла Александрийского, «блаженный Моисей есть для нас образ закона: имут Моисеа и пророки (Лк. 16, 29), – говорит в евангельских сказаниях блаженный Авраам, Моисей действительно представитель [собственно: лице, ( греч.) просопон] закона» кн. 1, с. 187]. Поэтому со времени Евангельского благовестия вместе с законом остается в тени. Хотя Господь сказал, что Моисей будет обличать иудеев на суде, то есть реально значение его не умаляется. Но в педагогических целях память его, видимо, несколько отошла на второй план. Перечислю в общих чертах ряд вопросов, регулируемых законом, чтобы вы себе представляли объем тем, которые в нем затрагиваются. Во–первых, установление единобожия и запрет идолопоклонства (Исх. 20: 2–6). Затем – обрезание, запрет произнесения имени Божия (Исх. 20: 7), запрет ложной клятвы и богохульства, закон о субботе (Исх. 20: 11), закон о почитании отца и матери (Исх. 20: 12) – эти законы о почитании отца и матери есть в книгах Исход, Левит и Второзаконие, где с разных сторон рассматривается отношение детей и родителей, почитание старцев. Запрет на убийство (Исх. 20: 13), регулирование кровной мести и закон о городах–убежищах (Втор. 19), погребение неизвестных людей, странников, законы о драках и о членовредительстве (Исх. 21: 18–36), запрет на прелюбодеяние (Исх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Глава 4 Окончание третьей речи: 1–3. Будущее наказание нечестивых и награждение благочестивых. 4–6. Илия пророк как Предтеча дня Господня. ( Мал.4:1–3 .) Нечестивые – заключает пророк свою речь, начавшуюся в предыдущей главе – будут в день суда Божия уничтожены, а благочестивые получат награду и возвеселятся. Мал.4:1 .  Ибо вот, при­дет день, пыла­ю­щий как печь; тогда все надмен­ные и по­ступа­ю­щие нечестиво будут как солома, и по­палит их грядущий день, говорит Го­с­по­дь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. Нечестивые не всегда будут благоденствовать. С наступлением дня Господня – т. е. дня суда Божия – они исчезнут, как быстро исчезает, бросаемая в раскаленную печь, солома (ср. Ис 5.24 ), от них не останется ни корня ни ветвей (корень – это они сами, ветви – их дети). Мал.4:2 .  А для вас, бла­го­говеющие пред именем Мо­им, взойдет Солнце правды и исцеле­ние в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитан­ные; Для благочестивых взойдет, теперь не всегда светящее, Солнце правды, т. е. они получат награду, соответствующую их заслугам пред Богом или, иначе, спасение (ср. Ис. 45:8, 46:13, 51:5 ). Они будут резвиться, как тельцы, долго стоявшие в стойлах и выпущенные погулять. Мал.4:3 .  и будете по­пирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Го­с­по­дь Саваоф. Попирать ногами нечестивых – это было наградою для ветхозаветных праведников, которые, таким образом, становились орудиями гнева Божия. Ср. Мих 4.13 . Тихомиров, впрочем, объясняет это выражение в том смысле, что грешники будут не страшны для благочестивых. ( Мал.4:4–6 .) Так как, при общей, почти, неверности народа еврейского Иегове будущий суд Божий должен быть крайне гибельным для этого народа, то Господь, из сожаления к нему, пошлет пред наступлением суда особого пророка, вроде Илии, который должен приготовить Ему путь и выровнять пропасть, отделяющую святейшего Бога-Судью от грешного народа, а также и примирить евреев между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010