Поведение западных грузин сильно встревожило жестокого царя Адеркия - представителя и хранителя древней языческой религии. Опасаясь за существование язычества, он с огнем и мечом в руках выступил на защиту своей религии. Для этого, в бытность еще св. ап. Андрея в Грузии, воздвиг кровавое гонение на новых христиан, заставив юную Церковь приостановить свое движение внутри и ограничиться только городом Севастополисом и некоторыми другими местностями. Гонение вынудило св. ап. Андрея оставить Грузию и удалиться за пределы ее через северные страны, оставив вместо себя в Севастополисе св. ап. Симона Кананита. Неистовство варварского властелина застало этого апостола на проповеди Слова Божия в среде верующих. Он был предан мучительной смерти и тайно погребен верными в новой церкви Севастополиса 25. . Этой же участи подвергся и св. ап. Матфей, проповедник Слова Божия во второй Эфиопии. Новая Церковь в среде гонений осталась теперь на попечении новых учеников св. апостолов, следствием чего проповедь Слова Божия должна была приостановиться на некоторое время. Лишившись, таким образом, своих учителей, Церковь эта не лишилась погребальных усыпальниц, которые сделались местами для молитв и приношения бескровной жертвы. Когда гонение, воздвигнутое Адеркием на Церковь в окраинах тогдашней Грузии, уничтожало всякую надежду на ее существование, евреи, бывшие в Иерусалиме невольными свидетелями евангельской истины и присутствовавшие при Г олгофской Жертве, возвратившись в Мцхет, рассказывали своим единоплеменникам и грузинским язычникам виденные ими чудеса и знамения Спасителя и своими рассказами настолько подготовили своих слушателей к принятию христианства, что язычество стало ослабевать в самой столице. Из их рассказов народ сложил благочестивое предание, свято сохраняемое и передаваемое из рода в род. К усилению благоговения к этому преданию служили еще некие таинственные знамения от кедра, выросшего впоследствии над могилой святой девы Сидонии. В доказательство нашего рассказа о том, что предание о страданиях Спасителя и о Его хитоне, сокрытом во Мцхете, было живо в столице Грузинского царства и все благоговели перед ним, приводим сюда замечание летописца начала II века, по свидетельству которого царь Мцхетский Амзаэль, или Армазель (f 103 г. по р. х.), видя разные знамения, происходившие у кедра, приступил к поиску источника этих знамений, но, несмотря на все свои старания, не достиг желаемой цели. Принимали на себя обязанность во что бы то ни стало отыскать св. хитон Господень и последующие цари, но все старания их оставались тщетными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2333...

Намарневский Иоанно-Крестительский монастырь в Лечхумском уезде. Намарневская второклассная необщежительная обитель находится в 5 в. от деревни Ларчвали, вверх по реке Джоноули, притоку р. Цхенис-цхали, в 14      в. от селения Цагери. В 1822 г. ее основал владетель Мингрелии Леван Дадиани и его супруга Мареа. в монастыре один храм, построенный в 1890 году и освященный во имя Св. Иоанна, Крестителя Господня. Храмовое торжество совершается 29 августа. Управляет обителью архимандрит. Нахаребовский Благовещенский монастырь в Сенакском уезде. Второклассный Нахаребовский Благовещенский монастырь расположен при селении Нахаребо, в 10 в. от местечка Хоня и в 25 в. от станции Закавказской ж. д. «Абаша». Когда возник он не известно. Возобновил его в 1801г. митрополит Антонии Дадиани, умерший в 1815 году и погребенный в этой обители. Храм один – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Управляет архимандрит. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, в Сухумском округе. Эта нештатная общежительная обитель расположена на самом берегу Черного моря, в 25 в. от г. Сухума, на левом берегу р. Псыртсхи, там, где стояли развалины древней греческой колонии Апакопии, или Никопсии. Она недавнего происхождения, но окружена памятниками глубокой старины. Первые семена христианского вероучения здесь были посеяны Свв. апп. Андреем Первозванным и Симоном Кананитом; они многих туземных язычников обратили в христианство . Ап. Андрей оставил ап. Симона в Абхазии, а сам отправился в землю Джакетов. Ап. Симон Канананит, ревностный и неутомимый проповедник христианства, мученически пострадал от иверского царя Адеркия и был погребен близ г. Севастии (ныне Сухум), в храме, который находится в настоящее время в ведении Ново-Афонской обители. Прежняя Иверия, издревле сиявшая светом Божественной христианской веры, потом в продолжение 5 веков находилась под гнетом магометан. Только в недавнее время она получила возможность снова свободно исповедовать христианскую веру. В 1875 г. прибыли сюда выборные иноки русского Афонского Пантелеимоновского монастыря с целью осмотреть место для основания обители, отделения своего монастыря, в которое могли бы удалиться в тяжкую годину афонские подвижники. Иноки эти остановили свой выбор на развалинах древнего храма Симона Кананита. Наместник Кавказа Вел. Кн. Михаил Николаевич велел отвести монастырю 827 десятин земли и, вообще, много помог в деле устройства обители. 17 октября 1876 г. монастырь был освящен, но уже 8 апреля 1877 г. его внутренняя жизнь была прервана до 1 октября 1878 г., так как в это время возникли военные действия между Россией и Турцией и монахи приняли участие в санитарных отрядах. Во время этой войны обитель была разорена, и только после ее окончания трудолюбивые иноки под руководством иером. Иерона, ныне настоятеля-архимандрита, принялись за возобновление и увеличение монастыря, который вновь был освящен 8 февраля 1879 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

К. Асатиани Проповедь христианства в Грузии связана с именами апостолов Андрея Первозванного, Симона Кананита, Варфоломея, Фаддея и Мататы (Матафии). По церковной традиции Грузия - удел Пресв. Богородицы, выпавший Ей по жребию в Сионской горнице. Считается, что первую епископскую кафедру в Грузии основал в с. Ацкури ап. Андрей, к-рого со Своим Нерукотворным образом послала проповедовать в Грузию Пресв. Богородица. Груз. церковная традиция считает ап. Андрея первым иерархом ГПЦ, поэтому груз. первоиерархи с древности именуются «сидящими на престоле ап. Андрея Первозванного» (см. ст. Грузия ). Проповедь св. Нины в IV в., Крещение Грузии, объявление христианства государственной религией в Картли Св. равноап. Нина. Икона. XVII в. (ГМИГ) Св. равноап. Нина. Икона. XVII в. (ГМИГ) Крещение Грузии и объявление христианства государственной религией связано с проповедью св. равноап. Нины . Сведения о ее деятельности в Картли (Вост. Грузия) сохранились как в груз. преданиях, так и в груз., греч., лат., арм., копт. источниках. В сочинениях визант. церковных историков V в. Руфина Аквилейского ( Rufin. Hist eccl. X 10), Сократа Схоластика , Созомена и свт. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. eccl. I 24) упоминается некая «пленница», проповедующая христианство в Картли (Иберия), отождествляемая со св. Ниной; в сочинении армянского историка Мовсеса Хоренаци рассказывается о подруге девиц Рипсимян (святых Рипсимии , Гаиании ) - Нунее ( Moses of Khoren. History. 1978. Cap. 86). Основным источником для реконструкции культурно-исторических реалий обращения Картлийского царства является груз. агиографический памятник Житие св. Нины, сохранившийся в неск. редакциях. Древнейшая вошла в «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли, V-VII вв.) и считается протографом, созданным в ближайший после обращения грузин в христианство период (т. е. в сер. IV в.). К более поздним версиям относятся т. н. летописная редакция, включенная Леонтием Мровели в «Картлис Цховреба» (Жизнь Грузии, XI в.), и метафрастическая редакция XII в. Э. Хоштариа-Броссе считает, что Леонтий Мровели использовал созданный в более раннее время утерянный текст ( Хоштариа-Броссе Э. 1996. С. 31-34). Еще одним важнейшим источником является Житие царя Мириана, также вошедшее в «Картлис Цховреба».

http://pravenc.ru/text/638558.html

Ап. Симона? А такая же «аллея, ведущая к обительскому саду», – «кипарисовая» же по бокам дороги к «верхнему монастырю», – «озеро и фонтан», – «вид острова и домика на озере», – «водопад», – «монастырская пасека», – «пальмы в лимонном саду», – «фонтан близ церкви св. Симона», – «озеро за водопадом», – «виноградники»…, – множество монастырских зданий, – пристань, «дороги»?.. Все это говорит о массе труда, энергии, ума…, вложенных здесь человеком, преодолевшим невероятнейшие трудности, поставленные ему на дороге самою природою… Там, где так еще недавно были – непроходимая глушь, пустыня, старые развалины…, – ныне – чудный райский сад с великолепными Божиими храмами, оглашаемый ангелоподобным восхвалением Творца и Бога… Все благоустроено, все благоукрашено… Все предусмотрено, рассчитано мудро, осторожно… Потребовалось срезать гору, свершить этот гигантский труд, – человек не остановился и перед таким подвигом… Смотрите на все эти «виды " … и проникаетесь бесконечным удивлением и восхищением… Но кто же, – спросите, – вложил во все эти чудеса свой ум, свой талант, энергию, любовь?.. Кто этот волшебник, превративший дикий край в небесное жилище?.. На эти вопросы, невольно возникающие при созерцании чудных новоафонских видов, отвечают мне три фотографических карточки, изображающих одно и тоже лицо – о. Иерона, архимандрита новой обители – этой жемчужины русской на Кавказе. Пред столом, заваленным деловыми бумагами, сидит с пером в руках старый-старый инок, худенький, изможденный… и о чем-то думает, что-то соображает… При виде его – этого скромнейшего на вид старца в подряснике – трудно и пред- ставить себе, что вот он-то и есть искомый нами волшебник – воплощение ума, энергии, преданности Христу и Его святой Церкви… А между тем это – так. Он сидит и, быть может, обдумывает какое-либо сооружение: какую-либо плотину, мельницу…, – тем более, что сзади его на стене висят всякие хозяйственные и т. под. приспособления, орудия… На другой карточке о. Иерон сидит, видимо, в своей моленной, склонив голову вниз и глубоко задумавшись…, видимо погрузившись весь в молитву… Божией Матери, целителю Пантелеймону…, изображенным на св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Причина этого заключается в совершенно особенной постановке здешних святынь и в своеобразной форме народного им поклонения. Святые мощи и священные реликвии в римских храмах совсем сокрыты от взоров парода. Здесь вовсе нет того, что мы называем раками и верующие не видят, как у нас, не только мощей открытых, лишь одеянных пеленами: но даже и того, что у нас называется „под спудом”, т. е. таких гробниц, на которых было бы изображение покоящегося на этом месте святого. Обыкновенно здесь святые мощи почивают или под престолами, или внутри их, причем в последнем случае в лицевой стороне престола сделано небольшое отверстие, загражденное решеткой, сквозь которую и можно видеть стоящую там порфировую или мраморную гробницу, заключающую в себе святые мощи. Так как никаких лампад или свеч усердием верующих пред святыми мощами не возжигается, и никаких внешних признаков их присутствие под тем или другим престолом не имеется, то для вступающего в храм нового человека легко могут остаться совершенно незамеченными. В пример можно указать в этом случае хотя бы на тот же храм Св. Петра. В нем очень много святых мощей, каковы, напр.: св. Иоанна Златоуста , Григория Великого , ап. Симона Кананита, ап. Иуды Иаковлева, папы Льва Великого и других; но только присутствие мощей Ап. Петра заметно для посетителя храма, благодаря особо устроенной торжественной обстановке „исповедания”. Все же остальные мощи почивают в многочисленных приделах храма внутри их престолов, совершенно не заметно для взора, и посетитель может узнать об их существовании лишь по указаниям своего проводника, или по книжке путеводителя. Только тогда узнает он об этих мощах, когда поднимется на несколько ступеней к самому престолу, нагнется к сделанному в лицевой стороне его отверстию и, увидев сквозь решетку стоящую там гробницу, прочтет на ней надпись: „coppus s. Ioannis Chrisostomi”, „corpus s. Gregorii magni», или „corpora Sanctorum Apostolorum Simonis et Iudae”. Само собою разумеется, что все это он сделает только тогда, когда заблаговременно будет уже знать о присутствии здесь святыни, в противном же случае ему и в голову не придет заглядывать под каждый престол, и он уйдет из храма в полной уверенности, что нет в нем никаких мощей, кроме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Причина этого заключается в совершенно особенной постановке здешних святынь и в своеобразной форме народного им поклонения. Святые мощи и священные реликвии в римских храмах совсем сокрыты от взоров народа. Здесь вовсе нет того, что мы называем раками и верующий не видит, как у нас, не только мощей открытых, лишь одеянных пеленами; но даже и того, что у нас называется «под спудом», т.е. таких гробниц, на которых было бы изображение покоящегося на этом месте святого. Обыкновенно здесь святые мощи почивают или под престолами, или внутри их, при чем в последнем случае в лицевой стороне престола сделано небольшое отверстие, загражденное решеткой, сквозь которую и можно видеть стоящую там порфировую или мраморную гробницу, заключающую в себе святые мощи. Так как никаких лампад или свеч усердием верующих пред святыми мощами не возжигается и никаких внешних признаков их присутствия под тем или другим престолом не имеется, то для вступающего в храм нового человека они легко могут остаться совершенно незамеченными. В пример можно указать в этом случае хотя бы на тот же храм Св. Петра. В нем очень много святых мощей, каковы напр.: св. Иоанна Златоуста , Григория Великого , Ап. Симона Кананита, Ап. Иуды Иаковлева, папы Льва Великого и других; но только присутствие мощей Ап. Петра заметно для посетителя храма, благодаря особо-устроенной торжественной обстановке «исповедания». Все —680— же остальные мощи почивают в многочисленных приделах храма внутри их престолов, совершенно не заметно для взора, и посетитель может узнать об их существовании лишь по указаниям своего проводника, или по книжке путеводителя. Только тогда узнает он об этих мощах, когда поднимется на несколько ступеней к самому престолу, нагнется к сделанному в лицевой стороне его отверстию и, увидев сквозь решетку стоящую там гробницу, прочтет на ней надпись: «corpus s. Ioannis Chrisostomi», «corpus s. Gregorii magni», или «corpora Sanctorum Apostolorum Simonis et Iudae». Само собою разумеется, что всё это он сделает только тогда, когда заблаговременно будет уже знать о присутствии здесь святыни, в противном же случае ему и в голову не придет заглядывать под каждый престол и он уйдет из храма в полной уверенности, что нет в нем никаких мощей, кроме св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По преданию грузинских летописей, в царствование грузинского царя Адеркия в Абхазии и прилежащих странах вместе проповедовали христианство св. Апостолы Андрей первозванный и Симон Кананит; потом св. Ап. Андрей удалился в дальние страны для распространения евангелия, а св. Апостол Симон остался и, во время жестокого гонения на христиан, воздвигнутого царем Адеркием, мученически пострадав, скончался и погребен на том месте, где после построен в честь его храм. Древний храм св. Апостола стоить в расстоянии одной версты от берега Черного моря. Местность дикая, но живописная и чарующая, усеянная вековыми ореховыми, смоковничными и другими плодовыми, а равно и неплодовыми деревьями. Известный наш паломник и описатель священных древностей, А. Н. Муравьеву посетив это место, написал о нем: «для меня драгоценно историческое предание, записанное в хронике царя Вахтанга, что один из проповедовавших здесь Апостолов, Симон-Кананит, тут скончался и погребен» 49 . Описывая древний храм Ап. Симона Кананита, он говорит: «Историческое предание указываете на церковь эту, как на погребальную св. Апостола, находящуюся на довольно обширной поляне, омываемой волнами речки Псыртсхи. Дикое живописное место как бы нарочно создано природою, чтобы приманивать на жительство людей. Посредине поляны стоите церковь небольшая, но почти совершенно уцелевшая, кроме обвалившегося купола; западный ее притвор завален камнями и зарос дикими растениями, как и самая вершина церкви, вход – от южного притвора, над коим виден еще полустертый лик Спасителя. Устройство храма греческое, с тройным разделением алтаря, и полукружием горнего места. Поразительна тонкость стен и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы; живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны Успение Богоматери и два мученика». Другой путешественник сообщает о сей церкви след. сведения: «церковь имеет вид четвероугольника; с западной стороны устроен особый придел с крепким уцелевшим сводом, с правой стороны придела устроен ход в подземелье, засыпанное землею и щебнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сего числа почитается воспоминание целебного праха, от гроба его чудесно исходившего. Чет. Минея. (Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 97). Мес. В. Преставление его 26 сент. Есть служба. Преп. Арсения Великого . Римлянин, наставник Аркадия и Гонория. Тайно удалясь от Двора, сделался иноком скитским. Скончался после 55-летних подвигов, имея более 100 лет от роду, около 450 г. Был «весь сед, чист телом, сух же от великого воздержания; браду имеяше велику, до пояса; власы же очес его отпадоша от повседневного плача; высок бе возрастом, но погорблен старостию». Чет. Минея от Великой Чет., от Патерика скитского и от иных. (Surius 19 iulii. Act SS. iulii IV. p. 603). Март. Р. 19 июля. Мес. В. Имеет службу. 9 Св. пророка Исаии. Первый из четырех больших пророков. Пророчествовал ири Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Скончался, по преданию, мученически, быв претрен пилою по приказанию Манассии. Чет. Минея от пророческой его книги. (Act SS. iul. II. р. 250.) Март. Р. 6 июля. Мес. В. В службе канон Феофана. Св. муч. Христофора. Усекнут в Декиево гонение в Ликии (около 250), обратив ко Христу множество язычников. Чет. Минея из св. Амвросия. (Act SS. Iul. VI. р. 125.) Март. Р. 25 июля. Мес. В. Имеет службу с прор. Исаией. Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца от Мир Ликийских в Бар-град. Перенесены в царствование Алексия Комнина, в патриаршество Николая Грамматика, в 1087 г., по причине набегов Турок на Ликию. В Россию введено сие празднество, как пишут, митроп. Ефремом около 1092 г. Чет. Минея. (Surius ad 9 maii. Assem. Kal. un. eccl. VI. р. 322. Aug. maii Specileg. rom. IV. 297. Or. Chr. I. col. 967). Март. P. Память его 6 дек. Есть служба. 10 Св. ап. Симона Зилота. Называется и Кананитом, по происхождению из Каны. Проповедовал Евангелие в Мавритании и Британии, где скончался на кресте. Чет. Минея. (Assem. Kal. un. eccl. VI. р. 334). Мес. В. Март. Р. 29 окт. Есть служба. Св. муч. Исихия Антиохийского. Из воинов, первый от палаты царской, саном магистриан, утоплен в Антиохии. Пролог. Март. P. 18 окт. Мес. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «К СВЕТУ» [Къ Свету], церковно-исторический альманах. Начал издаваться в Москве по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1993 г. как газета, зарегистрирован как альманах в 1998 г. Главный редактор - игум. Петр (Пиголь), зам. главного редактора - А. Г. Парменов. Учредители - Международный фонд единства православных народов, Православное братство Св. Живоносного Гроба Господня. Представляет собой продолжающееся иллюстрированное издание значительного объема. Книжки выходят без строго регламентированной периодичности, по мере накопления и обработки материала. К наст. времени издан 16 вып. (5 сдвоенных): в 1993 г.- выпуски 1-8; в 1994 г.- выпуски 9-14; в 1995 г.- вып. 17; в 1996 г.- вып. 15; в 1997 г.- вып. 16; в 2000 г.- вып. 18; в 2002 г.- выпуски 19-20; в 2003 г.- вып. 21. Начиная с 13-го каждый выпуск имеет тематический заголовок. Публикуются как малодоступные источники (документы из архивов и частных коллекций, фрагменты из редких книг, малоизученного духовного наследия св. отцов, подвижников благочестия, правосл. иерархов, их жизнеописаний, писем и т. д.), так и совр. материалы, интервью с правосл. деятелями и др. Изобразительный ряд формируется в основном из редких фотографий и архивных документов. Выпуски альманаха посвящены: Иосифову Волоколамскому в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рю и прп. Иосифу (Санину) Волоцкому (1993. Вып. 1); духовной брани в совр. мире (1993. Вып. 2); жизни и творчеству С. А. Нилуса (1993. Вып. 3/4); наследию сщмч. Сергия Мечёва (1993. Вып. 5/6); Псково-Печерскому в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рю и его подвижникам (1993. Вып. 7/8); православным идеалам Святой Руси (1994. Вып. 9/10); жизни и учению свт. Игнатия (Брянчанинова) (1994. Вып. 11/12); Патриархам Русской Православной Церкви XX в. (от свт. Тихона до Алексия II) (1994. Вып. 13); прп. старцу Алексию (Соловьёву) Зосимовскому и Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой муж. пустыни (1994. Вып. 14); прп. Кириллу Белозерскому и монастырям «Северной Фиваиды» (1996. Вып. 15); истории и духовной жизни Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ря (1997. Вып. 16); вопросам христ. символики (1995. Вып. 17); Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и его подвижникам (2000. Вып. 18); «Русской Палестине» (2002. Вып. 19); Алтайской духовной миссии и Православию на Алтае (2002. Вып. 20); прп. Серафиму Саровскому и Серафимову-Дивеевскому во имя Св. Троицы жен. монастырю (2003. Вып. 21).

http://pravenc.ru/text/1319726.html

апостолов Симона Кананита, или Зилота, Матфея, избранного вместо Иуды Искариотского, и других, в числе которых были и некоторые новообращенные. Проходя снова малоазиатские и понтийские провинции, везде, где только мог, основывал христианскую Церковь и вместо себя учителем новорожденной Церкви оставлял кого-либо из своих спутников. Повернув с севера на юг, через город Едес вместе с Симоном и Матфеем отправился наконец около 40-х годов по Р. X. к пределам Грузинского царства и прошел часть земли Тиулетской до реки, называемой Чорох. Затем посетил Сванетию в княжение вдовствующей царицы, жены убитого понтийского царя Поламона I, Пифодоры, которая, услыхав проповедь святого апостола, сопровождавшуюся чудесами, приняла его учение и со всеми подданными крестилась от рук апостолов. Здесь св. Андрей вместо себя оставил св. ап. Матфея 19 с прочими, а сам с Симоном Кананитом отправился в землю осетин, где проповедью и чудесами обратил многих ко Христу. Затем, оставив пределы осетин, посетил сперва Мингрелию, избрав для своей проповеди место под вековым дубом, обожествляемым язычниками и именуемым по-мингрельски Чкон-диди (что значит великий дуб). Здесь апостолу довольно долгое время пришлось бороться с суеверием грубого народа. Во время одной проповеди толпа бросилась на святого апостола, желая убить его. Кто-то, схватив за руку апостола, откусил у него палец 20 . Недолго оставаясь здесь после последней проповеди , св. апостол отправился в Абхазию, остановился в Севастополисе, городе весьма богатом, торговом, украшенном великолепными древними дворцами царей и главным капищем главного божества древних грузин Бочи 21 . Большая часть жителей этого города, после усиленной евангельской проповеди , приняла учение апостола, который основал у них даже храм. Далее св. апостол Андрей 22 отправился в Кавказские горы, оттуда через Верхнюю Карталинию прибыл в г. Мцхета; не входя, однако, в столицу, направился прямо к восточной горе, лежащей против города, на вершине которой в виду города водрузил деревянный крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010