– Конечно… – Вот тоже – такое чудо! Когда не поверили проповеди святого, он топнул ногой – и на гранитном валуне отпечатался след его стопы. Язычники след на камне увидели – и поняли, что человек этот Божий, не от мира сего. Он ведь сводный брат по отцу самого Господа! Апостол… За два года его молитвами два абхазских рода к Богу пришли. Предки древних абхазов. И святой Симон Кананит их крестил. Потом мученическую смерть принял – как почти все апостолы. Он к ней готов был. На камнях близ грота до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Источник святой забил. Кто выпьет воды из этого источника – сюда еще вернется. Тянуть будет. Абхазия – Апсны – страна души. Прости, больше не могу разговаривать – молиться нужно. Молитвами святого апостола Симона Кананита, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1819 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Лариса 23 мая 2021, 14:26 Святой апостол Симон Кананит! Прошу Тебя, помолись об исцелении моих ног после перелома и тазобедренных суставов. Чтобы как раньше была здорова, ходила и бегала и не хромала. Благодарю. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вера 23 мая 2019, 12:10 Господи, милостивый благодарю Тебя за все, сподоби посетить святое место, поклониться Святому апостолу Симону Кананиту и попросить о прощении грехов и исцелении болящей ревматоидным артритом доченьки рабы божией Иулии. Низкий поклон автору. Любовь 20 мая 2019, 14:11 Хочу сказать,что этот человек не вероятный! Спасибо,что встретили его там у Симона Канонита,будем теперь иго имя писать в записках! Нина 23 мая 2018, 10:54 Святой Апостол Симон Кананит, моли Бога о нас грешных!!! Спаси, Господи, и замечательную православную писательницу Ольгу Рожневу, Ваши рассказы помогают людям укрепиться в вере. Прочитала и так захотелось в этот монастырь, помолиться в пещере св ап. Симона Кананита... Ирина 1 июня 2016, 11:32 Очень тёплая и интересная статья.Святый апостоле Симоне Каноните моли Бога о всех нас!

http://pravoslavie.ru/93480.html

В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова). Назначение нового настоятеля вызвало протест части абхазских клириков и мирян. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне. Несмотря на заверения митрополита Волоколамского Илариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла. Ряд прихожан Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова), «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений». Святыни [ править править код ] Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь (не подчиняется юрисдикции ни одной из Поместных Православных Церквей):

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Абха...

Согласно преданию, стук молотка, к-рым забивали гвозди в руки Господа, был услышан матерью Элиоза и она умерла со словами: «Прощай отныне, царство еврейское, убившее пришедшего во плоти Спасителя и сделавшееся врагом Бога-Создателя» (Там же). Элиоз выкупил хитон Господень у палачей и привез его в Мцхету для своей сестры Сидонии, к-рая, взяв из рук брата святыню, прижала ее к груди и почила. Жители столицы известили об этом царя Адерка (в др. редакциях - Амазиера). Хитон так и не смогли взять из рук св. Сидонии, и она была погребена вместе с ним. Над могилой св. Сидонии вырос чудотворный кедр, это место до проповеди св. Нины (IV в.) оставалось тайным (см. в ст. Грузинская Православная Церковь ). Г. почитается уделом Пресв. Богородицы: источники ссылаются на предание, согласно к-рому в Сионской горнице по жребию именно Ей выпала Г. как место проповеди. Проповедь христианства в Г. визант. и груз. источники связывают с именами Андрея Первозванного, Симона Кананита, Варфоломея, Фаддея и Матфея (Матафия) («Картлис Цховреба», Никита Пафлагониец, Евагрий Сицилийский, Епифаний Кипрский, Епифаний К-польский). Основателем ГПЦ считается ап. Андрей Первозванный, к-рый был послан в Г. Самой Пресв. Богородицей. Оставшись в Иерусалиме, Она передала ап. Андрею Свой Нерукотворный образ. По преданию, ап. Андрей трижды побывал в Г., где основал епископскую кафедру, рукоположил епископа, иереев и диаконов и оставил Нерукотворный образ Богоматери (см. ст. Ацкурская икона Божией Матери ). Ап. Матфей погребен в Апсаре (ныне Гонио близ Батуми), ап. Симон Кананит - в Никопсии. Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфей. Икона. Худож. прот. Теймураз Чачибама. ХХ в. Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфей. Икона. Худож. прот. Теймураз Чачибама. ХХ в. То, что в I-III вв. в Картли существовали христ. общины, подтверждается данными археологии и топонимики. В погребальных комплексах обнаружены предметы с христ. символикой: стеклянный сосуд с изображением павлина (Самтаврский могильник), геммы-инталии с греч. надписью (с. Цилкани), с изображением рыб, дельфина, якоря между 2 рыбами из Мцхеты (Светицховели, Самтаврский могильник, Арагвское ущелье) и Жинвали. Подобная христ. символика была широко распространена в Риме и вост. провинциях Римской империи (II в.), в Сев. Причерноморье и Рейнском крае (III в.). Геммы с аналогичным сюжетом, обнаруженные в Г., определены III-IV вв. Для отдельных памятников можно установить более точную датировку. Так, инталии с могильников Б. Мцхеты датируются 2-й пол. III в. (Погод. 17, 71) и кон. III в., а геммы из Арагвского ущелья - 1-й пол. IV в.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Феодор чтец ; «Констанций царствовал двадцать четыре года и пять дней. В его время принесены в Константинополь останки святых апостолов – Тимофея (за восемь дней до июльских календ), Андрея и Луки (за пять дней до мартовских нон), и положены в освященном им великом храме святых апостолов». Филостор. и Феодор. чтец. Истор. церк. стр. 331, 533. Спб. 1853. 27 Похвала святому и всехвальному апостолу Андрею. Patrol. curs. compl. t. CV. p. 53–80. Paris. 1862. 28 Сказание о снятом апостоле Христовом Андрее, между учениками первозванном. Combefis. Biblioth. patr. concionator. tom. VI. pag. 44–50. Paris. 1662. Снес. Fabric. Biblioth. graec. vol. IX. pag. 54. Hamburg. 1737. 30 Зилот и Кананит суть проименования одного и того же Симона ( Мф. 10:4 ; Лк. 6:15 ), апостола из двенадцати, а то и другое проименование означает ревнителя и, вероятно, члена секты зилотов, к которой Симон принадлежал, может быть, до апостольства (Филарет. Начерт. церковно-библейск. истор. стр. 587. Москва. 1844 г.). Так как другого Симона, прозываемого Зилотом или Кананитом, нет и в числе семидесяти апостолов (св. Димитр. рост. Чет. мин. январ. лист. 45–52. Москва. 1856 г.); то надобно полагать, что таковой Симон, по прозванию Зилот или Кананит, отличный от Симона, Зилота же или Кананита, что из двенадцати, был из числа тех апостолов, о которых говорит Евсевий: «легко усмотришь, что у Спасителя было учеников более семидесяти, если обратишь внимание на свидетельство Павла, который говорит, что по воскресении из мертвых Спаситель явился сперва Кифе, потом двенадцати апостолам, затем более пятисот братиям единою ( 1Кор. 15:6 ), из которых иные, по его словам, уже умерли, а большая часть еще жила в то время, когда он писал это» (Евсев. Истор. церк. кн. 1, гл. 12, стр. 49. Спб. 1848 г.). К числу таковых апостолов принадлежат например: Лазарь четверодневный, Максимиан, Иосиф аримафейский, Никодим, Гамалиил и проч. (св. Димитр. рост. Чет. мин. январ. л. 52 на обор.–54. Москва. 1856 г). К числу таковых же апостолов, надобно, говорим, полагать, принадлежал и другой из Симонов Зилотов или Кананитов, раздельно упоминаемых под этими проименованиями в настоящем сказании. 33 О перенесении мощей св. ап. Андрея, также Луки и Тимофея, Артемием, по повелению Констанция, в Византию говорит Метафраст и в описании мученичества Артемия. Метафр. Opp. t. II р. 1164. Paris. 1864. Снес. Никифор. каллист. Ecclesiast. histor. lib. II cap. 43 p. 142. Francof. 1588. Смотр. также выше. 34 О жизни, деяниях и кончине святого всехвального первозванного апостола Андрея. Patrolog. curs. compl. t. CXX. p. 216–260. Paris. 1864. 35 Т. е. при Константине Копрониме, которого называли в свое время предтечею антихриста. Кедрин. Histor. compendium; орр. t. 1 p. 868. Paris. 1864.

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

В кон. 2000-х и в 10-х гг. XXI в. в монастырском комплексе проводились ремонтно-реставрационные работы, на храмах и колокольне установлены новые купола и кресты. Арх.: АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 5436; РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438; Оп. 163. Д. 1491; Ф. 797. Оп. 45. Отд. 2. Ст. 3. Д. 55; Ф. 1263. Оп. 2, Ед. хр. 5137; Ф. 1290. Оп. 11. Д. 1146; РГБ ОР. Ф. 765. Карт. 17. Ед. хр. 45; РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Д. 204; Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 2015, 2320. Ист.: СУРП. 1880. 1-е полугодие; 1885. 2-е полугодие; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по Ведомству правосл. исповедания за 1885 г. СПб., 1887; Юркевич М. На Новом Афоне: Из дневника пастыря-паломника. СПб., 1902; Восп. архим. Иерона о посещении государем имп. Александром III с августейшей семьей мон-ря Новый Афон в 1888 г. СПб., 1906; Док-ты и переписка Ново-Афонского мон-ря: (1875-1894)//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 194-250; Монахологий Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон; М., 2013. Лит.: Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: а[рхим.] Л[еонид (Кавелин)]. М., 1885; Русский мон-рь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: И. Н[икифоров]. М., 1898; Живописное обозрение рус. св. мест. Од., 1902. Вып. 9: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь на берегу Черного м., в Абхазии, близ г. Сухума на Кавказе. Од., 1912; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре//ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. СПб., 1913; Духовное торжество по случаю 25-летия св. храма во имя св. иконы Иверской Божией Матери при Ново-Афонском подворье в С.-Петербурге. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; К Свету: Альм. М., 1997. Вып. 16: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012; Милованова Н. А. Ново-Афонский Симоно-Кананитский муж. мон-рь// Она же. Абхазия христианская. Сухум, 2014. С. 134-175; Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церк. архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства: Кон. VIII - X в. М., 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1912 до 2015 г. Св. Гора Афон, 2015; Монастырь св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне. Новый Афон, 2017.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Геннадий (Павлинский). Фотография. 80-е гг. XIX в. (РГИА) (Павлинский Гавриил; 1833, Тульская губ.- 31.03.1889, Новоафонский мон-рь), еп. Сухумский Грузинского Экзархата. Род. в семье причетника, в 1858 г. окончил Тульскую ДС, 12 авг. 1858 г. поступил в братство Троице-Сергиевой лавры , 3 авг. 1861 г. пострижен в монашество, 19 нояб. 1865 г. рукоположен во диакона, 2 февр. 1869 г. во иерея. 5 июня 1881 г. назначен помощником казначея лавры, заведовал свечной лавкой. В июне 1886 г. возведен в сан архимандрита. 29 нояб. 1886 г. Г. был назначен епископом новооткрытой в 1885 г. Сухумской епархии в составе Грузинского Экзархата. 28 дек. 1886 г. состоялась хиротония Г., к-рую возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев) . Г. проживал в Новоафонском во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ре . Восстанавливал абх. храмы, сильно пострадавшие во время русско-тур. войны 1877-1878 гг., устроил неск. молитвенных домов. По инициативе Г. на средства Святейшего Синода и Общества восстановления православного христианства на Кавказе были построены храмы в Даховском посаде (с 1896 Сочи) и в Адлере. Главным препятствием в деле религ. просвещения абхазцев Г. называл замещение священнических мест представителями др. народов. Заботился об организации сети церковноприходских школ в Абхазии, настаивал на открытии Абхазского ДУ, в 1888 г. представил экзарху Грузии Карталинскому и Кахетинскому архиеп. Палладию (Раеву) свои соображения, предлагая устроить уч-ще при Новоафонском мон-ре по образцу Ардонского ДУ. В то же время видел основу благосостояния абхазцев в приобщении к рус. культуре. По ходатайству Г. 8 абх. мальчиков были направлены в Варваринскую сельскохозяйственную школу Черноморского окр. Несмотря на слабое здоровье, Г. лично объезжал верхом на лошади всю епархию, крестил ок. 2 тыс. абхазцев. Почти половину своих средств отдавал вдовам и сиротам из духовенства. Погребен в ц. св. ап. Симона Кананита в Новоафонском мон-ре. Лит.: Отчет Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе за 1888 г. Тифлис, 1889; Нужды Сухумской епархии//ЦВед. 1888. 8. С. 214-216; Обращение абхазцев-магометан в Православие//Там же. 1889. 1. С. 16-17; Преосв. Геннадий, еп. Сухумский//Там же. 17. С. 467; Доп. к некрологу преосв. Геннадия//Там же. 22. С. 627-628; Памяти преосв. Геннадия, еп. Сухумского//Там же. 31. С. 920-923. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/162094.html

И русский православный народ глубоко почитает память святителя-затворника, молясь об упокоении его души и возжигая свечи у его гробницы с молитвенными прошениями к нему о помощи в Своих нуждах " (С.В. Булгаков. Настольная книга для священно церковнослужителей. Изд. III. Киев. 1913). В царствование имп. Александра II, при освобождении в 1861 г. крестьян от крепостной зависимости, монастырям, в замен прежней казенной прислуги, было ассигновано до 168200 руб. на наем таковой. Постепенно увеличивались штатные суммы на содержание обителей; к 1890 г. они возросли до 425.000 р. В 1876 г. братство афонского Пантелеймонова (Руссика) мон. задумало устроить обитель на Кавказе на месте погребения Ап. Симона Кананита и послало туда иноков, которым удалось для этого получить в дар монастырю 427 десятин земли в Абхазии, в 25 в. от Сухума, на берегу Черного моря. В 1876 г. для руководства работами был послан иером. Иерон (Васильев). Крестьянин костромской губ., род. ок. 1830 г., образования домашнего, он с 1862 г. был послушником Пантелеймонова мон. Наделенный от природы большими способностями, сильным умом, неутомимою энергией и великими силами души, будучи иноком-подвижником, о. Иерон выработал из себя опытного архитектора и художника-инженера. Он решительно занялся постройкой зданий. Вспыхнувшая вскоре война с Турцией повлекла разграбление и сожжение устроенного им. По окончании войны иг. Иерон вскоре восстановил монастырь. В 1879 году освящена была новая церковь. В 1889 г. он поставлен был архимандритом. Им восстановлен древний храм во имя св. Ап. Симона Кананита. Архим. Иерон создал большое монастырское хозяйство — фруктовые сады, виноградники, водопровод, электрическое освещение и пр. В XIX в. штатных монастырей (с определенным содержанием от казны) учреждалось немного, но общее число их сильно возросло. Имело в этом отношении значение присоединение Грузии и Бесарабии и обращение униатских монастырей — в православные. Всего более содействовало увеличению монастырей учреждение т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

ап. Андрея Первозванного и над западным углом – свв. угодников Афонских. Из-за этого же фасада нагорного монастыря, значительно превышая высоту его стен, величественно возвышаются, господствуя над всей окружающей местностью, стены купола и колокольня нового громадного освященного в 1900 г. собора во имя св. вел.-муч. Пантелеимона с 4 приделами. Внизу под этим новым мон., на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого мон. и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом св. архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и св. ап. Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами свв. мощей; во внутреннем устройстве этого храма – особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви. Ниже Покровской церкви, у самого берега моря, окаймленного набережной, возвышается красивая часовня, воздвигнутая в память 17 окт. 1888 г. Налево от пристани расположена целая система пресных прудов, обсаженных тополями и плакучими ивами; эти пруды представляют из себя один из красивейших уголков обители. Сюда направляются обыкновенно в праздники крестные ходы, сопровождаемые водоосвящением. В долине р. Псыртсхи стоит древняя заново реставрированная в 1882 г. византийской архитектуры церковь св. ап. Симова Кананита. В ней заметны еще в двух местах остатки древней стенной живописи, при чем один из ликов св. вел.-муч. Георгия Победоносца сохранился весьма отчетливо почти в полной неприкосновенности. С 1889 г. в мон. находится чудотворная икона, именуемая «Избавительницей», на которой Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правой рукой и держащим в левой руке свиток. Относительно этой св. иконы (написанной в XVII в.) известно, что она в нач. XIX в. хранилась у афонского подвижника Констанция Феодула, а после его кончины у его ученика старца Мартиниана, пришедшего на Афон из Греции в 1821 г. В 1841 г. Мартиниан отправился со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Совершив знамение, отправился в Верхнюю Кахетию близ города Греми, бывшего впоследствии столицей Кахетинского царства, на горе, на месте нынешнего храма св. Архангела Михаила, в виду города водрузил такой же крест, как и в Мцхете, затем с проповедью пройдя дидойцев, отправился к кистинцам, проповедал Господа и здесь. Отсюда, по дороге, посетил внутренние Кавказские горы, где на вершине горы, близ нынешнего Казбека, поставил крест. Св. ап. зашел отсюда в землю джиков, где проповедал Христа 23 , затем, через северо-восточные берега Черного моря, пройдя южный Крым, отправился в Пелопоннес, где и принял мученическую смерть в Патрах в 55 г. по Р. X. В то самое время, как западные и средние провинции древней Грузии оглашались евангельским учением св. апостола Андрея, юго-восточные провинции того же царства с другой стороны просвещались другим апостолом: св. Варфоломей, пройдя с проповедью слова Божия – Армению, прибыл в Албанию 24 и нынешнюю юго-восточную прикаспийскую Грузию с частью нынешнего южного Дагестана. Обратив многих жителей Албанского царства ко Христу, был схвачен язычниками и предан смерти, оставив юную Церковь ученику своему св. ап. Елисею. Этим кратким изложением кончаем свое повествование о проповедях святых апостолов в Грузии. Все эти предания имеют такое же право быть выслушанными и принятыми в соображение, как и предания других Церквей. Факт непосредственного апостольского основания Грузинской Церкви может быть доказан на основании этих преданий с такой же степенью вероятности, с какой он доказывается и относительно других Церквей. Говоря о проповедях св. апостолов в древней Грузии, нельзя умолчать и о благодетельных следствиях их в среде народа, принявшего учение Христово. Слово Божие, проповедуемое святейшими устами апостолов, глубоко вошло в сердца их слушателей, которые отторглись от грубого язычества и оставили грубое идолопоклонство в западных пределах Грузинского царства. Алтари язычников гораздо реже стали обагряться человеческой кровью, взамен которой стала возноситься святейшая и бескровная жертва. Поведение западных грузин сильно встревожило жестокого царя Адеркия – представителя и хранителя древней языческой религии. Опасаясь за существование язычества, он с огнем и мечом в руках выступил на защиту своей религии. Для этого, в бытность еще св. ап. Андрея в Грузии, воздвиг кровавое гонение на новых христиан, заставив юную Церковь приостановить свое движение внутри и ограничиться только городом Севастополисом и некоторыми другими местностями. Гонение вынудило св. ап. Андрея оставить Грузию и удалиться за пределы ее через северные страны, оставив вместо себя в Севастополисе св. ап. Симона Кананита. Неистовство варварского властелина застало этого апостола на проповеди Слова Божия в среде верующих. Он был предан мучительной смерти и тайно погребен верными в новой церкви Севастополиса 25 . Этой же участи подвергся и св. ап. Матфей, проповедник Слова Божия во второй Эфиопии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свод главного купола занимает композиция «Отечество». В системе росписей храма она может как выражать преемственность со «старым» Афоном (в Покровской ц. Пантелеимонова мон-ря на Афоне в скуфье купола также написан образ «Отечество» в окружении серафимов), так и акцентировать богословский аспект единства Троицы. Значение образа подчеркнуто шрифтовой композицией, размещенной в основании барабана и содержащей текст из Книги прор. Даниила: «И благословенно Имя славы Твоея…» (Дан 3 52-54). Тема единства Троицы затрагивается также в иконографической программе придела равноап. Марии Магдалины, где присутствует изображение «Троица Ветхозаветная» (в вост. конхе). В программу росписей храма включено большое количество сюжетов и образов Божией Матери, что подчеркивает преемственность Н. м. со Св. Горой Афон, но также особое почитание Богородицы в Абхазии. Правосл. предание связывает регион с «первым Уделом Богородицы», куда для проповеди христианства Она отправила апостолов Андрея и Симона Кананита; ап. Симон, по одной из версий, скончался в Анакопии ( Барцыц Р. М. Абхазский религ. синкретизм в культовых комплексах и совр. обрядовой практике. М., 2009. С. 47-48). В программе росписей отражена также тема местного почитания св. Иоанна Предтечи (согласно преданию, на территории Абхазии произошло 3-е обретение его честной главы): на хорах помещены сцены «Честная глава св. Иоанна Предтечи» и «Обретение главы св. Иоанна Предтечи». Важное место в росписях собора занимает апостольская тематика, связанная с посвящением обители ап. Симону Кананиту. Помимо изображений 12 ближайших учеников Христа в росписи включены образы апостолов от 70 - редкое явление в монументальной росписи, призванное подчеркнуть, что проповедь христ. вероучения была одной из задач духовенства Н. м. Здесь также может прослеживаться параллель с визант. имп. традицией почитания апостолов (напр., с возведением храма св. Апостолов в К-поле имп. Константином Великим) - ктиторами Н. м. были представители российской имп. семьи.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010