5 Ельчанинов А. , свящ. Записи. — Изд. 4е. — Paris, YMCA-PRESS, 1978. С. 74. 6 Никодим Святогорец. Невидимая брань блаженной памяти старца Никодима Святогорца. — Изд. 5е. — М., 1912. С. 198. 7 Тихон Задонский, свт. Плоть и дух. — В кн.: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского, епископа Воронежского. Книга 4я. — Спб., 1907. С. 89. 8 Феофан Затворник , свт. Письма к разным лицам. С. 392. — Выходные данные книги найти не удалось. 9 Никодим Святогорец. Невидимая брань… С. 200. 10 Феофан Затворник, свт. Письма… С. 289. 11 Брянчанинов И., еп. О молитве. — В кн.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . В 4х т. Т. 1. — Спб., 1905. С. 149–150. 12 Толстой А.К. Полное собр. соч. В 4х т. Т. 4. — Спб., 1908. С. 40—41. 13 Никодим Святогорец. Невидимая брань… С. 200. 14 Феофан Затворник , свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — В кн.: Письма епископа Феофана. Изд. 6е. — М., 1914. С. 15. 15 Антоний (Блюм), митр. Сурожский. — Цитируется без укания на источник. 16 Авва Исаия , преп. Слова к своим ему ученикам. — В кн.: Добротолюбие. Т. 1. С. 290. 17 Филарет (Дроздов ?), митр. — Цитируется без указания на источник. 18 См., напр.: Каллист и Игнатий, ин. Наставление для безмолвствующих. — В кн.: Добротолюбие. Т. 5. Изд. 2е. — М., 1900. С. 335–336. 19 Мень А.В., прот. Православное богослужение. Таинство, Слово и Образ. — М., 1991. С. 168–169. 20 Марк Подвижник, св. Наставления о духовной жизни. С. 514. 21 Варсануфий и Иоанн, свв. Подвижнические наставления. — В кн.: Добротолюбие. Т. 2. Изд. 3е. — М., 1913. С. 582. 22 Антоний (Блюм), митр. Сурожский. Первая беседа о молитве. — Выходные данные книги найти не удалось. 23 Феодор Эдесский , св. Деятельные главы. — В кн.: Добротолюбие. Т. 3. Изд. 2е. — М., 1900. С. 336. 24 Симеон Новый Богослов , преп. Слова. — М., 1890. С. 185. 25 См., напр., в кн.: Софроний, иером. Старец Силуан. — Париж, 1952. С. 117, 118 и др. 26 Макарий Оптинский , старец. Письма. С. 396. — Выходные данные книги найти не удалось. 27 Феофан Затворник, свт. Письма… С. 128.

http://azbyka.ru/prakticheskoe-rukovodst...

3. Там же. Т. 5, к. 2. Толкование на псалмы. Собеседование на Пс.118. 1. 1 . 4. Там же. Т. 6, к. 2. О шестом дне творения, о первозданных людях, о змие, о древе познания, о жизни в раю и общении Бога с Адамом. 1. 5. Там же. Т. 4, к. 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 29. 1. 6. Цит. по: Священник Григорий Дьяченко . Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1900. С. 48. 7. Блаженный Иероним Стридонский . Письмо к Павлину. Об изучении Священного Писания. 8. Святитель Иоанн Златоуст . Творения. Т. 12, к. 1. О терпении, кончине этого века и втором пришествии. 9. Там же. Т. 4, к. 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 35. 2. 10. Там же. Т. 9, к. 1. Беседы на книгу Деяний Апостольских. Беседа 34. 5. 11. Там же. Т. 7, к. 2. Беседы на Матфея евангелиста. Беседа 47. 3. 12. Там же. Т. 9, к. 2. Беседы на послание к Римлянам. Предисловие. 1. 13. Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Т. 5. О ста ересях вкратце. 31, 40–42, 45, 66. 14. Архимандрит Илларион. Священное Писание и Церковь. 15. Святитель Ириней Лионский . Против ересей. Книга III. Глава 12. 11. 16. Там же. Книга IV. Глава 34. 1. 17. Там же. Глава 33. 1. 18. Святитель Афанасий Великий . Творения. Т. 2. Окружное послание против ариан. 4. 19. Священник Иоанн Брек. Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов//Альфа и Омега. (32). 2002. С. 48–63. 20. Преподобный Симеон Новый Богослов . Слова. Слово 6. 3. 21. Святой Ириней Лионский . Против ересей. Книга V. Глава 20. 2. 22. Блаженный Иероним Стридонский . Письмо к Павлину. Об изучении Священного Писания. 23. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина . М., 1912. Ч. III. С. 99. 24. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого , Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Сергиев Посад, 1901. Ч. IV. С. 376. 25. Блаженный Иероним Стридонский . Письмо к Павлину. Об изучении Священного Писания. 26. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Письма к мирянам. 230. О святоотеческих творениях и св. Писании. 27. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Аскетические опыты. Т. I. О чтении Евангелия.

http://azbyka.ru/neinteresnyj-vetxij-zav...

Рус пер.: Вопросоответ 96//Преподобных Отцев Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников М., 1892. С. 69–70. 598 Wem. Homilia 15, 2, PG 34, 576–577. Рус. пер. C. 142. «Как тело Господа, когда восшел Он на гору, прославилось и преобразилось в Божественную славу и в бесконечный свет, так тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в такой мере распростерта была и воссияла на теле Христовом, так, подобно сему, и во святых внутри сущая сила Христова в тот день будет преизливаться во вне – на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются от Христовой сущности и Христова естества» (Homilia 15,38, PG 34, 601. Рус. пер. С. 168). 600 Macarius Aegyptius. Homilia 2, 5, PG 34, 485–486. Рус пер. C. 21. Ср. Homilia 20, 3, PG 34, 652. 601 Idem. Homilia 11, 1–3; 15,38, PG 34, 544–545, 601; Homilia 16, 7; 32, 2, PG 34, 617, 733–736. 607 Ibidem, PG 34, 529. Рус. пер. С. 91.0 подобном же видении рассказывает Симеон Новый Богослов : «Однажды, когда Ты, пришедши, омывал меня, как мне казалось, водами и многократно погружал меня в них, я видел молнии, меня облиставшие, и лучи от лица Твоего, смешивавшиеся с водами, и, видя, как омываем был водами световиднейшими и блестящими, пришел в исступление... Я же видя в водах молнии и блистания лица Твоего, которые меня окружили, которых я, однако ж не мог ухватить...» и т. д. (Слово 91//Слова. Т. 2. С. 497). 608 Macarius. Homilia 5, 11, PG 34, 51б. Рус. пер.: Беседа 5, 20. C. 76, De elevatione mentis, 2, PG 34, 892. 609 ldem. Homilia 5, 7, PG 34, 512–513. Более наглядное и подробное описание подобного явления мы находим в сочинении св. Афанасия «Жизнь прп. Антония»: «Однажды пред вкушением пищи около девятого часа, встав помолиться, Антоний ощущает в себе, что он восхищен умом, а что всего удивительнее, видит сам себя, будто бы он вне себя, и кто-то как бы возводит его по воздуху; в воздухе же стоят какие-то угрюмые и страшные лица, которые хотят преградить ему путь к восхождению... Затем Антоний видит, что как бы возвращается и входит сам в себя и снова делается прежним Антонием» (Athanasius Alexandrinus. Vita Antonii, 65, PG 26, 933–936).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

172 См.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 247. 173 См. Еп. Феофан. Письма. Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 304. Он же. Начертание христианского нравоучения. С. 158—159. 174 Ср. Преп. Пимен Великий//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 61; преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 253. 175 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 276. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 30. 176 Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 209. 177 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 21, § 7. Преп. Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы//Добротолюбие. Т. 2. М., 1889. С. 509. 178 См. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 18—19. 179 Преп. Исихий. Слово о трезвении и молитве. §§ 20, 29, 105 и др. 180 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 58. С. 313—314. 181 Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Слово 5; преп. авва Дорофей. Поучение 9, 17. 182 Преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 177. С. 143. 183 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 3-е. СПб., 1908. T. V. Гл. 45. С. 344—345. 184 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изречения преп. Пимена Великого. § 59. 185 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 277—278. Он же. Что есть духовная жизнь. Письмо 61; Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 16. 186 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 278—280. 187 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 15. О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно. 188 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3-я, § 53; преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср. Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44. О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот. 189 Преп. авва Аполлос//Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69. 190 Св. Марк Подвижник. Наставления к тем, которые думают оправдаться делами. §§ 151—153//Добротолюбие. Т. I. С. 553. 191 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 60. Как вести себя после победы над врагами. С. 138—141.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

4°, – Наконец, слово διος означает «свой собственный» , в противоположность тому, что нам обще со многими, т. е. κοινς, δημσιος и т. п.; διος есть своеобразность, т. е. лицо или вещь в противоположении их к другим, имеющим свою особую природу. Таково естественное, человеческое значение глаголов любви и их производных. Но Св. Писание, восприняв некоторые из них, придало им в своем словоупотреблении новое содержание, одухотворило их и насытило идеей благодатной, божественной любви, причем внутренняя энергия слова стала обратно пропорциональною той человеческой энергии, которая связывалась со словом в языке классическом. 714 Слова ρν, ρως почти исключены из книг Ветхого Завета (у LXX-mu) и вовсе не допущены в книги Нового Завета. Нужно однако заметить, что и термины ρως, ρν нашли себе место в писаниях подвижнических. Отцы-мистики, как то Григорий Нисский , Николай Кавасила , Симеон Новый Богослов и другие 715 пользуются этими терминами для обозначения высшей любви к Богу; напомню в частности, что у Симеона Нового Богослова целое обширное сочинение о любви к Богу даже названием имеет ρωτες, т. е. «Эросы». – Φιλεν в Священном Писании одухотворилось и стало выражать христианские отношения любви, опирающиеся на личную склонность и личное общение. – И, наконец, бесцветное и сухое γαπν наполнилось духовною жизнью, а в ново образованном, нарочито библейском γπη стало выражать проникновенную, вселенскую любовь, – любовь высшей духовной свободы. – В некоторых случаях φιλεν и γαπν почти взаимозаменимы; в других же – они дифференцируются. Так, где дело идет о заповеди любви к Богу и к ближним, там всегда говорится γαπν; и о любви к врагам стоит только γαπν, но никогда – φιλεν. Напротив, об интимно-личной любви Господа к Лазарю ( Ин.11:3, 5, 36 ), равно как и об отношениях Его к Любимому Ученику ( Ин.20:21 , ср. Ин.13:23, 19:26, 21:7 ) говорится попеременно φιλεν и γαπν. Словоупотребление γαπν в новозаветном языке представляется вкратце следующим образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Мистическая молитва Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 152–162, SC 1 bis (1955), с. 77–84 (гора богопознания, темнота). Симеон Новый Богослов , Катех. 14, SC 104 (1964), с. 212–220 (головокружение перед тайнами, видеть Бога и его одного); 15, с. 222–234 (в свете Бога); 16, с. 236–252 (восхищение в свете); 17, с. 254–264. (на вершинах созерцания); 23, SC 113 (1965), с. 24–32 (мистическое опьянение); 35, с. 304–356 (мистический опыт благодати); 34–36, с. 270–356 (на пороге полного просветления). Феофан Затворник , в кн.: S. Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 215 слл. Слава Божия Василий Великий , Великое правило 2, 17, 20, 55; Тр. про Се. Духа SC 17 bis (1968), гл. 24, с. 448–455. Иоанн Златоуст, Восемь катех. па крещение 6, 8, SC 50 bis (1970), с. 219 слл. (что значит все вершить во славу Божию). Псевдо-Макарий, Гом. 47, 1, PG 34, 796 слл. Тексты, указанные в кн.: DS 6 (1967), col. 438 слл. 8 См. J. Gribomont, Les Règles Morales de saint Basile et le Nouveau Testament, in Studia Patristica 1 (TU 63), Berlin 1957, cc. 416–426; id., Obéissance et Evangile selon saint Basile le Grand, in La vie spirituelle, Suppl. VI (1952), cc. 192–215; T. Spidlik, La sophiologie de S.Basile, cc. 167 слл. 12 Cm. L. Leloir, La Bible et les Pères du désert d " après les deux collections arméniennes des Apophthègmes, in La “Bible et les Pères”, Paris 1971, cc. 112–134. 14 См. Historia monachorum 2, PL 21, 406b; Палладий, Лавсийская история 10, 17, PG 34, 1033, 1041; Афанасий, Житие св. Антония 3, PG 26, 845а. 15 См. Н. Васнт, «Meditari» in den ältesten Mönchsquellen, in Geist und Leben 28 (1955), cc. 360–373; I. Hausherr, Noms du Christ, c. 171; R. Draguet, Les Pères du désert, Paris 1949, c. 155; Théophane le Reclus, с. 267. 16 См. T. Špidlik, L’autorità del libro per il monachesimo russo, in Monachesimo orientale, OCA 153 (1958), cc. 169 слл. 18 См. H. de Lubac, Histoire et Esprit, Paris 1950, cc. 299 слл.; авва Маркел в Луге духовном 152, SC 12 (1946), сс. 204 слл. 26 См. T. Špidlik, L’autorità del libro per il monachesimo russo, in Monachesimo orientale, OCA 153, Roma 1958, cc. 159–179; id., Der EinfluI cyrillo-methodianischer Übersetzungen auf die Mentalität der russischen Mönche, in F. Zagiba, Annales Instituti Slavici, Acta Congressus... Salisburgensis I, 4, Wiesbaden 1968, cc. 95–102; id., La spiritualitä dei monaci greci in Italia. Alcuni aspetti particolari, in La Chiesa greca in Italia.., Padova 1973, cc. 1201–1204.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

17:20 — 21), которое находится во власти единого Бога Отца, в любви Сына Его и в воле Духа Святого. Впрочем, Св. Писание не оставляет этой тайны без возможного объяснения, называя ее обращением от себя к Богу (Иез.18:30), восстанием от сна (Еф.5:14), воскресением из мертвых (Рим.6:4), или собственно совершенной преданностью Иисусу Христу, соединенной с трепетом и ужасом, твердой решимостью любить ближнего и любовью ко Христу, без которой нельзя любить ближнего. Отсюда видно, что зачатие и рождение нового человека сопряжены с различными чувствованиями, потрясающими поврежденное естество человека. Главные же из них — это чувствование скорбей, свойственных поврежденному естеству, чувствование духовной сладости по причине уврачевания духовных болезней или восстановления духовной жизни, и чувствование силы духовной, которая даруется сердцу, принимается им и становится, так сказать, душой души и сердцем самого сердца.     Пусть никто не прельщает вас вздорными и ложными словами о том, что можно познать Божественные тайны нашей веры без посвящения и просвещения Святым Духом. Вместилищем же даров Духа никто не может быть без кротости и смирения. Поэтому все мы непременно должны прежде всего положить твердое и непоколебимое основание веры в глубинах души нашей. Потом на этом основании создать храм внутреннего благочестия души, возведя высокие и крепкие стены из разных видов добродетелей. Когда, таким образом, ограждена будет душа со всех сторон, как стенами, и когда в ней водворится и укоренится всякая добродетель,— возложим на это здание и кровлю ведение Бога, и дом Духа будет завершен. Прп. Симеон Новый Богослов     «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).     «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3:13—14).     «Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал.3:22). «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19).     «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14).     «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал.1:13).     «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2:14).     «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? " " (Мф.3:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

593. Наставление 11 о молитве. 594.  …жилище Его (Пс. 75, 3). 595. Ин. 14. 27. 596.  Господи! Ты даруешь нам мир! (Ис. 26. 12). 597. Четьи-Минеи, 19 июня. Житие преподобного Паисия Великого. 598.  …ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 30. 25). 599. Наставления 3 и 4. О мире душевном и о хранении его. Москва, издание второе 1844 года. 600.  Ибо Царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей (Рим. 14. 17–18). 601. Поучение преподобного аввы Дорофея о смирении. 602.  …мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4. 7). 603.  Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11. 28–29). 604. Слово 25, гл. 3 и 27. 605. Слово 48. 606. Слово о думающих оправдаться делами, гл. 35. 607. Слова 25, 28. 608. Преподобный Симеон Новый Богослов называет такое состояние нашего естества раздранием его. Слово 3. 609. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 10. 610. Ср.: Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать (Пс. 100. 4). 611. Лествица. Слово 29, гл. 10. 612. Слово 28, гл. 38. 613. Пс. 103. 20–21. 614. Преподобный Нил Синайский. Главы о молитве, гл. 61. 615.  Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия: тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. — [Ср.: Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» (Пс. 125. 1–2)]. В Псалтири повсюду под именем языков разумеются, в таинственном значении, демоны. Тогда подвижник познает избавление свое от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистой молитвой, всегда соединенной с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

600. Ибо Царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей (Рим. 14:17–18). 601. Поучение преподобного аввы Дорофея о смирении. 602. …мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4:7). 603. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28–29). 604. Слово 25, гл. 3 и 27. 605. Слово 48. 606. Слово о думающих оправдаться делами, гл. 35. 607. Слова 25, 28. 608. Преподобный Симеон Новый Богослов называет такое состояние нашего естества раздранием его. Слово 3. 609. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 10. 610. Ср.: Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать (Пс. 100:4). 611. Лествица. Слово 29, гл. 10. 612. Слово 28, гл. 38. 613. Пс. 103:20–21. 614. Преподобный Нил Синайский. Главы о молитве, гл. 61. 615. Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия: тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. — [Ср.: Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» (Пс. 125:1–2)]. В Псалтири повсюду под именем языков разумеются, в таинственном значении, демоны. Тогда подвижник познает избавление свое от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистой молитвой, всегда соединенной с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: Тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. 616. …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже (Пс. 50:19). 617. О молитве Иисусовой помещена статья в 1 части Опытов: как в этом слове имеются свои особенности, то не сочтено излишним предложение его вниманию боголюбцев. О повторениях же, по необходимости вступивших в него из упомянутой статьи, можно сказать, что повторение столько спасительных истин отнюдь не бесполезно. Таяжде [то же самое — Ред.] писати вам, говорит Апостол, мне убо неленостно, вам же твердо (Флп. 3:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

В. Иисуса Христа производила сильное впечатление на людей, она проявлялась во всем Его служении. Она заставила учеников бросить дом и последовать за Ним; В. Своей Он изгнал торговцев из храма (Мк 11. 15-17); В. Своей побудил уверовать в Него язычника сотника (Мф 8. 8-9). У иудеев возникает вопрос: какой В. Он это делает, кто дал Ему такую В. (Мф 21. 23 слл.; Мк 11. 27-33; Лк 20. 1-8)? Иисус Христос не отвечает прямо на этот вопрос (Мф 21. 24-25, 27). Ответ заключается уже в словах Иоанна Крестителя об Иисусе Христе: «Приходящий свыше есть выше всех... Приходящий с небес есть выше всех. ...Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин 3. 31-35). Искушая Иисуса Христа, диавол предлагал Ему В. над всем миром, если Он покорится ему (Мф 4. 8-9; Лк 4. 5-7), но Иисус Христос проявляет совершенное послушание Богу; пройдя через поругания как «Царь Иудейский» (Ин 19. 2-3 слл.), через унижение на кресте, через смерть, он обретает положение Властителя неба и земли. «Дана мне всякая власть на небе и на земле»,- провозглашает Христос (Мф 28. 18). Царство Божие Господь Иисус Христос на престоле. Икона из собора святых апостолов Петра и Павла, С.-Петербург 1-я треть XVIII в. Господь Иисус Христос на престоле. Икона из собора святых апостолов Петра и Павла, С.-Петербург 1-я треть XVIII в. Если в Дан 7. 14 содержится указание на буд. владычество Сына Человеческого, «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится», то НЗ свидетельствует, что оно уже воплотилось в жизнь (Откр 12. 10). О Царстве Божием проповедовал Иисус Христос с самого начала Своего служения, «говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1. 15; ср.: Мф 16. 28). А на вопрос фарисеев о том, когда придет Царствие Божие, Он отвечал, что о нем нельзя сказать, «вот, оно здесь» или «вот, там», его приход не будет приметен, «ибо Царствие Божие внутри вас есть» (Лк 17. 21). Бог царствует над людьми «правдою, ведением и истиною», сего-то царства и велит искать нам Господь, «т. е. искать, да царствует и над нами Бог»: Он держит Своими руками желания наших душ, управляя ими, словно конями, и находит нас послушными - «этим способом,- заключает прп. Симеон Новый Богослов,- царствует Бог в тех, в которых никогда не царствовал, после того как они очищаются посредством слез и покаяния и делаются совершенными духовною мудростью и разумом. ...Да приидет и воцарится в каждом из нас Тот, Кто есть выше всякого начала и власти...». Увидеть Царство Божие - значит увидеть, что в нас царствует Бог ( Sym. N. Theol. Or. 52. 3).

http://pravenc.ru/text/155023.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010