Покаяние необходимо для прощения грехов и спасения. Прп. Симеон Новый Богослов писал: «Если бы через покаяние нам не было дано возвращение, никто бы никогда не спасся» 12 . Св. Симеон особо подчеркивал необходимость для грешников Покаяния как второго Крещения 13 , а также необходимость покаяния для всех членов Церкви, монахов и мирян 14 . В протестанской этике личное покаяние заняло изолированное самодостаточное место, не связанное органически с другими таинствами. «Согласно Лютеру и Кальвину… (человек) может преодолеть [свое надмение – величайшее препятствие ко спасению] только с чувством вины, покаянием, подчинением себя без страха Богу.» 15 . В то же самое время таинство Покаяния потеряло свою особую очистительную функцию и стало казаться излишним после совершения крещения. Римокатолическая юридическая теория о необходимости удовлетворения правде Божией также искажает понимание таинства Покаяния. Согласно святоотеческому учению, принимающий исповедь священник – это не столько судья, сколько врач. По слову свт. Иоанна Златоуста , «здесь врачебница, а не судилище, где требуется не (столько) отвественность за грехи, сколько подается оставление грехов» 16 ; «Ибо там, где милость, там нет испытания, где милость, там судии не восседают 17 » . Предпосылки покаяния Покаяние и отпущение грехов – результат Божественного человеколюбия. По слову Псалмопевца, «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. не по грехам нашим сотворил нам.» ( Пс 102. 8–14 ). Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Велико смятение моих грехов, но велика и безопастность. подаваемая по человеколюбию моего Владыки» 18 . Прп. Симеон Новый Богослов подчеркивает: «Щедр и милостив Господь и принимает в покаянии приходящих к Нему» 19 . Покаяние и отпущение грехов – результат Божественного домостроительства во Христе. Сщмч. Климент Римский писал во 2-м послании к Коринфянам: «Да воззрим на Кровь Христову и узнаем, что она драгоценна пред Богом и Отцом Его, ибо излиянная ради нашего спасения она доставила всему миру милость покаяния» 20 . Воплотившийся Христос Спаситель даровал всем людям великую милость – получить прощение за любой грех . По слову свт. Кирилла Александрийского , «нет непрощенного греха пред Богом для тех, кто искренне и достойно кается» 21 . Люди имеют возможность покаяться в отличие от диавола и служителей его, ставших неспособными к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

«Удаляться», наконец, может означать и оставление монахом обители и общежития 17 , что по сути прямо противоположно первым описанным значениям. Прп. Симеон Новый Богослов сравнивает монаха с посетителем царского двора: «Так и монах, поистине удалившийся от мира и вещей, находящихся в нем, призванный благочувственно к высоте небесного созерцания, возвышенный туда через делание заповедей, Самого Бога без заблуждения созерцает и происходящее в нем измененение ясно постигает, ибо он всегда видит благодать Духа, осиявающую ero...ûSymeon Neotheologus. Capita theologica. 2.8.7–12.. Обличая нерадивых монахов, прп. Симеон перечисляет все и всех, от чего и от кого они удалились, с тем чтобы показать, насколько опасно греховное расположение, которое губит результаты стольких mpyдoIdem. Catecheses. Or. 5.704–710. 2. «Удаление» и «отречение» (ποταγ) «Отречение» – ключевое понятие монашеской жизни, по сути дела «ключ» для трех обетов монашества 18 . В греческой христианской литературе отречение и удаление – две близкие друг другу аскетические добродетели 19 . В общем составе доброделей, по сути, более детально излагающих смысл монашеских обетов и христианских подвигов, они перечисляются в сочинении «О покаянии», приписываемом свт. Иоанну Златоусту 20 . В описании прп. Феодора Студита «отречение» и «удаление от мира» предваряют монашескую утесненную жизнь и злострадания 21 . Прп. Феодор перечисляет набор добродетелей, направленных на удаление из мира и самоограничение: «отречение», «отрицательное от мира удаление», «безвозвратное отчуждение своего», «отрекающееся от всякого бытия и собственной воли pacnяmueûIdem. Sermones Catecheseos Magnae. Cat. 60 (p. 167.1–6).. Св. Исидор Пелусиот пишет о «монашеской философии», что монахи называли «отречением» «удаление от вещества», а «подчинением» – «благопослушность» 22 . Прп. Симеон Новый Богослов описывает «отречение от мира» как «всецелое удалениеûНо удаление надо отделять от «перемещения с места на место» и «отчуждения»: Symeon Neotheologus. Orationes ethicae. Or. 4.128., предполагающее такие понятия как «отчуждение» и «отказ» от тела и воли 23 . Согласно прп. Симеону мысль о возможности благоугодить Богу на всяком месте еще более приводит к признанию крайней полезности монашеского уединения, ибо если уж и мирянин надеется на спасение, то тем более монах 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Но не будем забывать, что здесь св. Симеон говорит о приятии Святого Духа не в смысле лютеранского учения, по которому для спасения достаточно только приять благодать в крещении. Нет, в словах сего великого отца Церкви приятие Святого Духа означает возгревание, или раскрытие в нас, посредством исполнения заповедей, благодати, которую мы получаем в таинствах. Так учит и св Иоанн Златоуст в своем слове на день св. Пятидесятницы. Так и преп. Серафим Саровский учит, что цель нашей жизни заключается в стяжании благодати Святого Духа. Здесь преп. Серафим под стяжанием разумеет раскрытие в нас крещенской благодати. Говоря, что цель нашей жизни состоит в благоугождении Христу Богу через приятие Святого Духа, св. Симеон Новый Богослов призывает нас к великому подвигу, к тяжелому, тернистому, скорбному пути, который ведет к раскрытию в нас благодати Святого Духа. Что представляет собою этот путь, об этом так поучает нас преп. Антоний Великий . «Я молился о вас, говорил он некогда своим ученикам, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я. Если хотите получить Его так, чтобы Он пребыл в вас, принесите прежде труды телесные и смирение сердца, и восторгая помышления свои на небо, день и ночь, взыщите с правотою сердца Духа сего огненного, – и Он дастся вам навсегда и навеки... И Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей, и будеть у вас небесная радость день и ночь и будете в этом теле, как те, кои уже находятся в Царствии небесном» 20 . Как видно из учения сего великого св. отца, нелегко стяжать благодать Святого Духа. Для этого требуется от нас великий подвиг стяжания непрестанной молитвы и смирения. Все мы знаем по своему собственному опыту, как трудно достигнуть нерассеянной и непрестанной молитвы. А также знаем мы, как трудно смиряться и не тщеславиться, когда нас хвалят, как трудно не огорчаться и молчать, когда нас оскорбляют, как трудно любить тех, которые нас ненавидят, как трудно благословлять тех, кто нас проклинает. Поистине, здесь требуется умереть для всех страстей, для всего мира, лежащего во зле. Вот почему Блаженный Диадох говорит: «Если кто возможет еще в сей жизни посредством подвижнических трудов умереть, тогда он весь, наконец, делается домом Святого Духа, ибо таковый прежде смерти уже воскрес» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

10 Преп. Иоанн Лествичник, особенно известен своим духовным сочинением «Лествица», являющимся руководством духовного восхождения. Учитель монашества. Год кончины 649. Память 30 марта 12 апреля. 11 Преп. Павел Препростый, ученик и сподвижник преп. Антония Великого; отличался простотой и незлобием, имел дар чудотворения и прозорливости, скончался в глубокой старости, около 340 года. Память 7 20 марта. 12 Преп. Антоний Великий — основатель отшельнического монашества, прославился подвигами в пустыне египетской. За всю жизнь два раза оставлял пустыню и являлся в Александрию со словом любви, утешения и вразумления. Скончался 105 лет от роду. Ангел земный и человек небесный. Год кончины 356. Память 17 30 января. 13 Старец схимонах Василий (Поляномерульский), духовный отец преп. Паисия Величковского, духовный наставник молдавских пустынников и старцев, учитель умной молитвы. 14 Преп. Григорий Синаит, родом из Малой Азии; принял иночество на острове Кипре и подвизался на Афоне в царствование Михаила VIII и Андроника II Палеологов, написал много душеполезных книг, скончался в 1310 г. Память 8 21 августа. 15 Преп. Варсонофий Великий, святой VI века. Празднуется вместе с пророком Иоанном; подвизался в обители аввы Серида, а затем в уединенной келье недалеко от обители. Прославился подвигом поста, молитвы и безмолвия, стяжал необыкновенную духовную мудрость. После преп. Варсонофия и пророка Иоанна осталась душеполезная книга «Руководство к духовной жизни», составленная в форме вопросов и ответов. Память святых 6 19 февраля. 16 Преп. Симеон Новый Богослов, родом из Галата, подвизался в Студийской обители, затем в обители св. Маманта. Скончался в 1032 г. Оставил после себя богословские труды, из которых наиболее известными являются: «Главы деятельные богословские», «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы». Память 12 25 марта. 17 Свят. Каллист, Патриарх Царьградский (Константинопольский), ученик преп. Григория Синаита, подвизался на Афоне; дважды призывался для патриаршего служения на Константинопольской кафедре. Он установил на Литургии свят. Василия Великого, вместо «Достойно есть», петь «О Тебе радуется…». Исихаст, богослов. Память 20 июня по старому стилю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Исключительность безмолвия. На страницах ι-го тома св. Исаака Сирина разбросаны драгоценные высказывания, мысли, рассуждения, диалоги, посвященные безмолвию, при системати­зации которых можно получить более или менее цельную кар­тину или аскетическую систему, в которой безмолвие – одно из ключевых понятий. Для его достижения необходима беспопечительностъ 20 , преодоление страстей, чувств и чувственности. Само же безмолвие приводит к бесстрастию, преображенному состоя­нию чувств, премудрости, обожению. Безмолвие «осаливает» всю жизнь монаха, без чего никакие внешние или внутренние труды не принесут своего плода. В основном св. Исаак описывает самое совершенное и глу­бокое безмолвие – не только как результат личного опыта, но и как традицию предшествующих отцов. Приводимые им при­меры из апофтегм показывают абсолютное превосходство этой добродетели: так, авва Арсений отказался встретиться с главой Александрийской Церкви свт. Феофилом 21 , а некий делатель безмолвия – возможно литературный герой – вопреки царско­му приказу лег на плаху, дабы не нарушить безмолвие 22 . Подвиг безмолвия – это своеобразное юродство, когда безмолвствующий должен «понести на себе поношение ото всех ради чести безмол­вия и молчания» 23 . Ради безмолвия требуется следующее. Во-первых, отодви­нуть на второй план все добрые дела. В связи с этим в корпусе Исаака Сирина особо рассматривается вопрос о значении без­молвия и его превосходстве по сравнению с любыми другими трудами и подвигами или с другими типами служения в Церкви: «Не сравнивай творящих знамения и чудеса и силы в миру с без­молвствующими в ведении. Возлюби покой в безмолвии боль­ше кормления бедных мира или обращения многих народов к поклонению Богу» 24 . В данных словах, которые впоследствии процитирует прп. Никодим Святогорец в «Невидимой брани», конечно, нет категоричного осуждения или отвержения данных служений, но выражена уверенность в их неполезности для под­линного монаха 25 . Во-вторых, подвиг безмолвия выше монастырских правил и предписаний. В Слове 54 в соответствии с традицией, идущей от одной из редакций ангельского правила прп. Пахомия («Тя­желые труды сильнейшим и ядущим поручай, а слабые более аскетичным и в келье молитве прилежащим» 26 ), говорится о возможности упражняться в безмолвии в немощи плоти. «И до­статочной была для них одна только немощь плоти и безмолвие вместо всех правил и такой способ во все дни их жизни» 27 . Однако если соотнести эти требования с «этапами» безмолвия, то может возникнуть вопрос: такой ригористический подход одинаков для каждого этапа, или он возрастает по мере достижения более со­вершенного безмолвия? Более всего этот ригоризм реализуется в подлинном, совершенном безмолвии, с которым, однако, соот­носится вся жизнь подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Также наставление, изреченное от (лица) Божия о том, что должно делать, чтобы получить спасение спасающихся. Гимн 14. Те, которые отсюда уже чрез причастие Духа Святого сочетались с Богом, и по преставлении из сей жизни, будут там сопребывать с Ним во веки. Если же нет, то противоположное будет с теми, которые являются иными. Гимн 15. Благодарение за изгнание и скорби, которые претерпел (св. Отец) во время гонения на него. Гимн 16. Все святые, будучи озаряемы, просвещаются и видят славу Божию, насколько возможно человеческой природе видеть Бога. Гимн 17. Соединение Всесвятого Духа с очищенными душами происходит с ясным чувством, то есть сознанием; и в которых (душах) это бывает, те Он соделывает подобными Себе, световидными и светом. Гимн 18. Алфавит в двустишиях , побуждающий и наставляющий недавно удалившегося от мира восходить к совершенству жизни . Гимн 19. Наставление монахам, недавно отрекшимся мира и того, что в мире; и о том, какую должно иметь веру к отцу своему (духовному). Гимн 20. Каковым должно быть монаху, и какое его делание, или преспеяние и восхождение. Гимн 21. Об умном откровении действий Божественного света и об умном и Божественном делании добродетельной жизни. Гимн 22. Божественные вещи ясны (и открыты) одним только тем, с которыми чрез причастие Духа Святого весь со всеми соединился Бог. Гимн 23. Озарением Духа Святого прогоняется в нас все страстное, как тьма от света; когда же Он сокращает лучи Свои, мы подвергаемся нападению страстей и злых помыслов. Гимн 24. О том, что иногда учитель, заботясь об исправлении ближнего, увлекаем бывает в находящуюся в том слабость страсти. Гимн 25. Кто от всей души возлюбил Бога, тот ненавидит мир. Гимн 26. О том, что лучше быть хорошим пасомым, чем быть пастырем над не желающими; ибо не будет никакой пользы тому, кто, стараясь других спасти, сам себя погубит чрез предстоятельство над ними. Гимн 27. О Божественном озарении и просвещении Духом Святым; и о том, что Бог есть единственное место, в котором все святые по смерти имеют упокоение; отпавший же от Бога (нигде) в другом месте не будет иметь упокоения в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

13 Еп.Феофан. «Внутренняя жизнь», с.5—6, изд. М., 1899г. 14 Еп.Феофан. Начертание христианского нравоучения, с.308—309, изд. М., 1895 г. 15 Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.149. 16 Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.55. 17 Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, с.59. 18 Прп.Исаак Сирин. Творения, с.261 19 Св.Исаак Сирин. Творения, с.260. 20 Прп.Исаак Сирин. Творения, с.298. 21 К.Ушинский. «Человек как предмет воспитания», т.2, с.81—82. 22 Прп.Макарий Великий. Творения, с.202, изд. МДА, 1904 г. 23 Прп. Макарий Великий. Творения, с.285 (в сокращении). 24 Дневник, с.73, изд. Рус.Паломника, 1903г. 25 С.Нилус. «Великое в малом», с.184—185, изд.1905г. 26 Проф. П.Соколов. «Вера (психологический этюд)». Журнал «Вопросы философии и психологии», кн.63, с.1163. 27 Еп.Феофан. «Путь ко спасению», с.122—123 (в сокращении), изд. 1886г. 28 Еп.Феофан. «Путь ко спасению», с.140. 29 Св.Исаак. Творения, изд.М.Д.А., 1911 г., с.307. Отселе цитаты мы будем делать из этого последнего, недавно вышедшего прекрасного издания творений св.отца. 30 Св.Иоанн Златоуст, т.2, с.171. 31 Лествица св. Иоанна, с.6, изд.1909г. 32 Лествица св. Иоанна, с.213. 33 Еп.Феофан. Мысли на каждый день года, с.9, изд. М., 1904г. 34 См. статью в жур. «Христианин» за 1910г., «Чудо и наука». 35 См. о догмате Св.Троицы: Прп.Симеон Новый Богослов, т.2, слова 60, 61. Архиеп.Антоний Волынский, собр.соч., т.2, с.5—30, изд.1900 г. 36 Св. Симеон. Творения, т.2, с.100. 37 Есть целые курсы апологетик, например: Прот. П.Светлов, «Христианское вероучение в апологетическом изложении», т.1—2, изд.1911—12г. Также — Ив.Николин: «Курс основного богословия»; апологетика Лютарда, Гетингера и др. Глубокое значение догматов христианских бесподобно раскрыто в сочинениях архиеп.Антония Волынского (1—3 т.). Из недорогих изданий можно упомянуть «Выпуски религиозно-философской библиотеки», издаваемые Новоселовым (Москва). 38 Св.Исаак Сирин. Творения, с.179—180. 39 Св.Исаак Сирин. Творения, с.42. 40 По отгнании их чрез размышление о добродетели или другое какое занятие. Св.Исаак, с.313—314.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4039...

17. Ириней Лионский, св. Творения. М.: Паломник,1996. 18. Исидор Пелусиот, преп. Письма. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 20002001. Ч. 1. М.: 2000; Ч. 2 – 3. М.: 2001. 19. Карташев А.В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947. 20. Кирилл Александрийский свт. Творения. М., 20002001. Кн. 1. О поклонении и служении в духе и истине. М., 2000. Кн. 2. Глафиры или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. М., 2001. 21. Козырев Ф.Н. Искушение и победа святого Иова. СПб., 1997. 22. Ла Сор У.С.С., Хаббард Д.А., Буш Ф.У. Обзор Ветхого Завета. Одесская семинария ЕХБ, 1998. 23. Лествица, возводящая на небо преподобного Иоанна Лествичника, игумена монахов Синайской горы. 24. Максим Исповедник, преп. Творения в 2 книгах. М.: Мартис, 1993. 25. Михаил (Грибановский), еп. Над Евангелием. М.: ПСТБИ, 2001. 26. Муретов М.Д. Избранные труды. М., 2002. 27. Нестерова О. Типологическая экзегеза: спор о методе//Альфа и Омега, 1998, (18). 28. Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви и богослужебные песнопения на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М., 2000. 29. Сергий (Соколов), архим. Священное Писание Ветхого Завета. Исторические книги. Сергиев Посад, 1995. 30. Сергий (Соколов), еп. Священное Писание Ветхого Завета. Пророческие книги. Сергиев Посад, 1996. 31. Сидоров А.И. Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения. В кн. «Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского». Кн. 1. М.: Паломник, 2000. 32. Симеон Новый Богослов, преп. Творения: В 3 т. СТСЛ, 1993. 33. Феодор (Поздеевский), архиеп. Жизнеописание. Избранные труды. СТСЛ, 2000. 34. Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. 35. Феодорит Кирский, блж. Творения. СТСЛ, 1906 – 1907. Серия: творения святых отцов в русском переводе. Изд. при МДА. Т. 29. Часть 4. Т. 30. Часть 5. 36. Феофан Затворник, свт. Толкование посланий апостола Павла. 1 Послание к коринфянам. М., 1998.

http://sedmitza.ru/lib/text/431249/

9. Завершинский Георгий, диакон. Богословский экзистенциализм архимандрита Софрония (Сахарова) //Альфа и Омега. 1999. 3(21). [­Завершинский. Богословский экзистенциализм] 10. Завершинский Георгий, диакон. О различии сущности и энергии в современных исследованиях паламизма//Богословский сборник. Выпуск IV. М.: ПСТБИ, 1999. [­Завершинский. О различии сущности и энергии] 11. Завершинский Георгий, диакон. Пневматология Ветхого Завета//Альфа и Омега. 2001. [­Завершинский. Пневматология Ветхого Завета] 12. Завершинский Георгий, диакон. Пневматология мужей апостольских//Богословский сборник. Выпуск VII. М.: ПСТБИ, 2001. [­Завершинский. Пневматология мужей апостольских] 13. Завершинский Ю. Пневматология святителя Григория Паламы и святоотеческая традиция//Альфа и Омега. 1999. 1(19). [­Завершинский. Пневматология святителя Григория Паламы ] 14. Завершинский Георгий, диакон. Экзистенциальные аспекты богословия// Церковь и время. 2001. 3(16). [­Завершинский. Экзистенциальные аспекты] 15. Иеремиас Иоахим. Богословие Нового Завета. Часть первая. Провозвестие Иисуса/Пер. с нем., вступ. ст., словарь терм, и геогр. назв. А. Л. Чернявского. М., 1999. [­Иеремиас. Богословие Нового Завета] 16. Иларион (Алфеев) , игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова . М., 1998. [­Иларион, игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова ] 17. Иларион (Алфеев) , игумен. Основные вехи развития патриотического учения об именах Божиих// Церковь и время. 2001. 3(16). [­Иларион, игумен. Основные вехи развития патриотического учения об именах Божиих] 18. Иларион (Алфеев) , игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. М., 1998. [­Иларион, игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов ] 19. Илларион Святогорец, иеромонах. Исповедание православной веры святого Григория Паламы . М., 1995. [­Илларион, иеромонах. Исповедание православной веры] 20. Каллист Диоклейский, епископ. Через творение к Творцу/Пер. с англ. М., 1998. [­Каллист, епископ. Через творение к Творцу] 21. Кассиан (Безобразов) , епископ. Водою и кровию и духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Meudon: Bibliothèque Slave de Paris, 1996. [­Кассиан, епископ. Водою и кровию и духом]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Игорь Александрович 22 апреля 2022, 03:53 Игорь Ковалев20 апреля 2022, 22:19: " Вообще,я тоже не пойму,зачем монахиня, даже опытная,пишет поучения? " Ответ в вашем вопросе уже есть)) " Оценивать себя достоин или нет писать на духовную тему,вообще какая-то глупость. " Хорошо, скажу проще, человек при запросе к нему свидетельствует о Господе через призму успешного дела веры. Когда таковой удостоен победой свыше, он радостен и в радости изливается в свидетельстве. И это совсем не менторство, это вода живая. Такое хочется перечитывать, дабы напитаться. Разве не так? И по тексту правильно у многих, это так, но а по Духу у единиц И причащаться менторским словом - к менторству. Такая вот незаметная духовная зараза. Упаси всех Бог! Игорь Ковалев 21 апреля 2022, 21:32 Дмитрий20 апреля 2022, 19:21//Да и само " подвизание " и наши добрые дела,тоже повод для сокрушения и самоукорения, потому, что ни одну заповедь не можем выполнить чисто и источаем одни страсти и грехи.Преподобный Симеон Новый Богослов: " Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи " . Игорь Ковалев 20 апреля 2022, 22:19 Игорь Александрович20 апреля 2022, 02:11 " Важно излагая какую-то проблему иметь опыт побед над ней, "http://А с чего это вы взяли,что автор не имеет " опыта побед " в делах самоукорения и молитвы?Оценивать себя достоин или нет писать на духовную тему,вообще какая-то глупость.Если кто-то думает,что он достоин,то это явная гордость.Вообще,я тоже не пойму,зачем монахиня, даже опытная,пишет поучения?У нас же опытных пастырей хватает.Но это её дело.А по тексту практически всё правильно и написано не от себя,а по святым Отцам,с цитатами./Если кому-то,что-то кажется,то это не значит, что не нужно подвизаться и если некоторые неправильно молясь, впадают в прелесть - это не значит,что не надо молиться. Дмитрий 20 апреля 2022, 19:21 Заметил, чтобы учиться сокрушению и самоукорению, нам посылаются в помощь различные тяготы и искушения. Если конечно правильно к ним относиться, то есть стараться в них обвинить себя, а не других, от кого они исходят. Это помогает и от тщеславия, которое примешивается к нашему " подвизанию " и добрым делам. Св. Марк Подвижник писал- " Радуйся не тогда, когда сделаешь доброе дело, но когда благодушно перенесешь последующее за тем искушение... "

http://pravoslavie.ru/145705.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010