Сердце Сердце есть центр жизни человеческой, и оно приводит в движение все чувства, помышления, намерения, желания, стремления. Если оно чисто, свято, искренне любящее Бога, то и весь человек чист, свят, предан Богу, руководится страхом Божиим, пониманием правды Божией. И, наоборот, если сердце полно страстей, предано порокам, преисполнено грешных стремлений, то из него «исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Каково сердце человека, таков и весь человек, такой весь образ его мыслей и суждений, таковы все его желания и стремления, таковы все слова и дела его. Только сердце служит сосредоточием наших страстей и грешных навыков, а потому каждому необходимо уметь различать состояние сердца, уметь прислушиваться к чувствам и движениям его, распознавать страсти и находить объяснения своих мыслей в сердце. От привычки прислушиваться и присматриваться к движениям и желаниям сердца зависит успешность духовной борьбы, истинное покаяние и исправление своих недостатков. Невозможно воздержаться ни от одного своего греха, пока не исчезнет из сердца страсть, порождающая эти грехи. Сердце же, уличенное в своем греховном влечении, прежде всего будет этим стеснено в свободе действий, а потом, если человек искренно обратится к Господу со слезной молитвой, прося помощи для искоренения страсти, то оно потеряет свое прежнее влияние на разум, и поневоле все помышления, желания и стремления начнут видоизменяться. Однако случается, что сердце с должной ясностью и откровенностью не проявляет свою нечистоту, греховность и порочность, дабы противодействовать произволению человеческому, и оно изобретает лукавейшие пути к прикрытию своих страстей лицемерием. Тогда необходимо прибегнуть к испытанным спасительным и обличительным средствам, а именно – к посту, молитве, чтению Священного Писания и обличению сердца словом Божиим. Окаменелость, нечувствие и расслабление леностию относятся к самым ужасным недугам сердца. Окаменелость есть последствие долгой греховной жизни без покаяния, без борьбы и приводит грешника к тому, что он не видит и не чувствует своих грехов, не помышляет о смерти, не страшится суда Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Страсти и борьба с ними За покаянием должна следовать борьба со страстями или грехом, чтобы избавиться навсегда от уловления и падения. Встать, чтобы снова пасть, это удел большинства людей, но нельзя на это смотреть как на явление нормальное и неизбежное, а главное, неопасное. Духовная борьба каждому обязательна, и для нее необходимо прежде всего понимать, с кем, против чего и как надо бороться. Грехов у каждого множество: бывают они умственные, сердечные, душевные и плотские; что же надо делать, чтобы сразу действовать против столь грешной природы человеческой? С тех пор, как согрешил первый человек, немногие люди приобрели способность определения: где же источник и средоточие этой греховности? Поэтому большинство путается в понятиях, теряется в борьбе; то направляет все свое внимание исключительно на ум, то на свои действия или поступки, то на плотские влечения, и так, не достигнув никаких результатов, ослабевает в этой невидимой борьбе и кончает не только повторением самых ужасных грехопадений, но даже избранием худшего пути, чем был первоначальный. Почему же это так? Известно, что для лечения телесной болезни необходимо познать причину болезни и следить за состоянием того органа, который составляет центр заболевания; так и в духовных болезнях наших, прежде всего, требуется ясное понимание: откуда исходят «злые помыслы» ( Мф.15:19 ) и все страсти, из ума ли, из сердца ли, из духа ли или естества нашего, чтобы затем уже следить за ними и вести духовную борьбу. Как в теле каждое местное заболевание отражается на всем организме, так и в духе главная страсть отражается на всех чувствах и помышлениях человека, и чтобы уврачевать их, надо воздействовать на основную болезнь. Пусть никто не мечтает быть добрым и работать Богу, как подобает, если не избавится от самосожаления и жалости к себе и не будет бороться не только с большими, но и с малыми страстями. Случается так, что, победив некоторые большие страсти, не обращают внимание на малые, не хотят заставить себя отказаться от малых, кажущихся ничтожными, но так как эти малые происходят именно от больших, то последние продолжают жить и действовать в сердце, хотя обнаруживаются незначительно. Поэтому сердце остается страстным, нечистым, неотрешенным от самоугодия и самосожаления.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Ум человеческий стремится ведать истину и необходимо его упражнять, чтобы избавить от омрачения и неведения. Чрез упражнения он делается светел, чист и способен различать добро от зла и истину от лжи. Только светлый и чистый ум в состоянии уловить страсти и укрепить душу добродетелями; только ум, ведающий истину, может бороться против порока и страсти, ибо враг всегда прикрывается хитростью, неведением, ложными помыслами и призрачным добром. Но как достигнуть ведения, чистоты и светлости ума – спросите вы? Св. отцы указывают два способа. Первый и самый необходимый есть молитва . Помощью теплой и сердечной молитвы к Св. Духу мы получаем благодать, изливающую божественный свет в наши сердца, но при условии, что мы действительно будем искать единого Бога и воли Его и охотно подчинять себя совету опытных духовных отцов. Второй способ есть изучение слова Божия, писаний св. отцов, толкований великих святителей, т. е. приобретение суждений о вещах, о божественной истине, упражнения ума в суждениях правого разума и Св. Духа, а не так, как судит человеческое чувство и мир. Тогда мы получим ясное разумение, что все любимое развращенным миром есть суета и ложь; слава, честь, богатство и удовольствия мира – ни что иное, как суета и смерть души, а клеветы, поношения и хуления, которыми мир преследует живущих в Боге – это истинная слава; скорби мира, вследствие недостатка средств, лишения в удовольствиях, унижения самолюбия – есть радость для живущих духом, а не плотью; истинное великодушие есть прощение врагов, молитва за клеветников, потому что такими действиями и чертами мы получаем богоподобие. Не тот должен считаться сильным в мире, кто властвует им, но тот, который доказывает свою силу и власть тем, что отрекается от мира и его дел. Не те обнаруживают мужество и твердость духа, которые подчиняют себе великих и властных, повелевая ими, но охотно подчиняющиеся другим, из послушания ради Христа. Смиренное самопознание гораздо важнее, труднее и славнее, чем высокое познание наук. Один из святых старцев даже так выразился: «побеждение и умерщвление своих похотей и страстей, как бы они не были незначительны, заслуживают большей похвалы, чем взятие многих крепостей, разбитие полчищ, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В.А. Юлин Содержание Очерк земной жизни священномученика митрополита Серафима ( Чичагова) Семья Военная служба Священник Монашество и участие в прославлении преподобного Серафима Саровского Епископ Сухумский Епископ Орловский и Севский Кишиневская кафедра Архиепископ Тверской и Кашинский. Испытания войной и гражданской смутой Хождение по мукам в лихолетье гонений Годы обновленчества Последние годы жизни и мученическая кончина Реабилитация и канонизация Святые бутовские мученики, молите Бога о нас! Полнота Церкви и будущее России Список трудов свт. Серафима (Чичагова) Список духовно-музыкальных сочинений митрополита Серафима (Чичагова) Основные даты жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова) О благотворительном фонде Дворянского рода Чичаговых     Очерк земной жизни священномученика митрополита Серафима ( Чичагова) Владимир Алексеевич Юлин родился в 1931 г. в Туле. Ветеран российской дипломатической службы. Работал в Лондоне, Нью-Йорке, Женеве, 14 лет находился на ответственных должностях в Секретариате ООН. Участвовал в миротворческих операциях ООН в Камбодже, Южной Африке и Косове. 12 лет занимался научной работой. Имеет ученую степень кандидата экономических наук и звание старшего научного сотрудника. Связан родством с Чичаговыми (женат на правнучке митрополита Серафима). Президент Благотворительного фонда дворянского рода Чичаговых. Автор ряда публикаций об истории дворянского рода Чичаговых и о наиболее прославленных представителях этого рода. Труд о жизни святителя Серафима (Л. М. Чичагова), с именем которого связана эпоха Русской Православной Церкви. Большое место в нем уделено составленной святителем «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» и его участию в канонизации преподобного Серафима Саровского . «Все свои таланты, жизненный опыт, необычайную силу духа, – всю мощь своей неповторимой личности Владыка отдавал на служение Богу и людям. Бескомпромиссный иерарх, борец за чистоту Православия, он... бесстрашно выступал на борьбу со Смутой, революционными беспорядками, сектантством и расколами всякого рода. Он считал, что возрождение России возможно только путём возрождения приходской жизни, верил в торжество исконно русских начал... Он призывал людей к любви и единению»... (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Встреча с Православием/Проповеди Священномученик Серафим (Чичагов) Господь наш Иисус Христос после того, как заповедал Своим последователям подражать Ему, понес свой Крест и добровольно распялся на нем ради спасения человечества. Ближайшие ученики не могли тогда уразуметь причины и необходимость подражания Учителю, так как они были далеки от мысли, что Сын Божий мог подвергнуться распятию. Но не удивительно ли, что многие христиане нашего времени так же трудно уразумевают необходимость и неизбежность несения того креста, который имеется у каждого из них, и полезность, и спасительность подражания Христу? Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Священномученик Серафим (Чичагов) Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) Патриарх Пимен (Извеков) Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Святитель Филарет Московский Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов Священномученик Фаддей (Успенский) Митрополит Иоанн (Вендланд) Святой праведный Иоанн Кронштадтский Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Воду Господь освящает, чтобы мы, одетые плотию, чрез видимое омовение тела водою тем удобнее подготовляли душу к омовению ее Духом Святым. Освящение это должно проникнуть глубоко внутрь, в тайники нашего сердца. Тело само только одежда души и нуждается в еще более внешнем покрове разных одежд, то более тонких и легких, то более плотных и толстых. И, конечно, если окропление воды коснется только внешних покровов, одежды или самого тела, то пользы от того не будет: вода останется водою для такого человека. ... Освящение должно дойти до самого сердца. Архимандрит Емилиан (Вафидис) Святой праведный Иоанн Кронштадтский Священномученик Иоанн Восторгов Повествуется в одном древнем житийном сказании, что к некоему благочестивому старцу-подвижнику приходили со всех сторон слушатели и почитатели, прося молитв, совета, благословения. Многие и о многом спрашивали его, и всем и каждому он отвечал в меру Духа, ему данного. Только один юноша, всегда посещая старца, сидел у ног его молча и ни о чем не спрашивал. Однажды старец, заметив это, наконец, обратился к юноше с вопросом: почему он молчит и ни о чем его не спрашивает? Юноша ответил: «Отец мой! Для меня довольно только слушать и смотреть на тебя!»

http://pravoslavie.ru/put/page3_1080.htm

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик митрополит Серафим (+ 1937) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 нояб. в день мученической кончины и в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 г. в семье военного, принадлежащей к одному из наиболее древних дворянских родов России. После окончания Императорского Пажеского корпуса он принимал участие в Балканской войне (1876—1877). Под впечатлением пережитого он стал глубоко размышлять над вопросами о смысле жизни и нравственной стороне страданий. По возвращении с Балкан в Петербург он — на определившихся для него путях ко Господу — находит духовную поддержку у св. праведного о. Иоанна Кронштадтского (память его 20 дек.), ставшего для будущего святителя непререкаемым авторитетом. В 1879 г. Леонид Михайлович вступает в брак, в уклад своей семьи он сумел внести дух православного благочестия. Будучи военным, Чичагов стремился претворить в своей жизни идеалы служения Богу и людям. Так, он состоял ктитором одного из военных храмов, разработал практику медицинского применения трав, что давало возможность использовать их и в военно-полевых условиях. Интересовался Леонид Михайлович и богословскими науками. Выйдя в отставку в чине подполковника, в 1893 г. Л.М.Чичагов по благословению св. Иоанна Кронштадтского принимает священнический сан. Он служит в различных храмах Москвы и отдает все свои силы их благоустроению. В 1895 г. умирает его жена. Скорбя об утрате близкого человека и сосредоточившись на молитве, о. Леонид тянется в это время к монастырской жизни, что сказывается и на его творческих интересах: именно тогда он начинает составлять и поныне широко читаемую «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Это становится для него началом изучения жизни и подвигов прп. Серафима Саровского.

http://sedmitza.ru/lib/text/437930/

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " (временная). Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На месте строительства основного храма уже построена временная церковь в честь иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша».  17 марта 2013 года, в неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Епископ Красногорский Иринарх, совершил малый чин освящения храма и Божественную литургию во временном храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», прихода по программе 200 в честь священномученика Серафима митрополита Петроградского на привокзальной площади ж/д станции «Бутово». Планируется строительство каменного храма в честь священномученика Серафима митрополита Петроградского (Чичагова) http://butovo.prihod.ru/glavnaja По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Южном Бутово на Привокзальной площади железнодорожной станции «Бутово» будет построен храм в старорусском стиле на 500 человек, в честь священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Готовый архитектурный проект повторного использования. Главный архитектор проекта: Владимир Медиевски. Однокупольный храм с притвором, нижним цокольным этажом и невысокой звонницей в Псковском стиле. На верхнем ярусе – просторные хоры. Два престола: верхний и нижний (крестильный храм). Также в цоколе небольшой первичный набор помещений: малая трапезная с кухней, ризничная, прачечная, просфорня. Решение в материале: кирпичный храм с монолитными сводами. Своды храма решены таким образом, что на фасаде представляют собой классический трилистник с пониженными углами. Фасадный декор решен как современное осмысление новгородской традиции: со всеми «поребриками», «бегунками» и «вкладными крестами». http://butovo.prihod.ru/ Храм и приходской дом запроектированы в едином объеме. Храм одноглавый, со звонницей, размещенной над главным входом, вместимостью 500 человек. Здание имеет два этажа. В цокольном этаже предусмотрены крестильный храм, общественные, бытовые и технические помещения. На первом этаже – основной храм, свечная лавка. В «антресольной» части – хоры, выход к звоннице.

http://sobory.ru/article/?object=24522

28.11 Священномученика митрополита Серафима Тропарь, глас 5: Воинство Царя Небеснаго/паче земнаго возлюбив,/служитель пламенный Святыя Троицы явился еси,/наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая,/данная ти от Бога многообразная дарования/к пользе народа Божия приумножил еси,/учитель благочестия/и поборник единства церковнаго быв,/пострадати даже до крове сподобился еси,/священномучениче Серафиме,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак, глас 6: Саровскому чудотворцу тезоименит быв,/теплую любовь к нему имел еси,/писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив,/верныя к его прославлению подвигл еси/и благодарственнаго посещения/самаго преподобнаго сподобился еси./С нимже ныне, священномучениче Серафиме,/в Небесных чертозех водворяяся,/моли Христа Бога/серафимския радости нам причастником быти. Священномученик митрополит Серафим Священномученик митрополит Серафим. В миру – Чичагов Леонид Михайлович, родился 9 июня 1856 года в семье потомственного военного. Семья Чичаговых принадлежала к одному из знаменитых дворянских родов России. Леонид окончил Императорский Пажеский корпус и Артиллерийскую академию. Принимал участие в Балканской русско-турецкой войне (1877–1878). Георгиевский кавалер, герой Плевны, он в 34 года дослужился до чина полковника. По возвращении с Балкан Леонид Михайлович нашел духовную поддержку у святого праведного отца Иоанна Кронштадтского и тридцать лет, до последних дней жизни батюшки, оставался его духовным сыном. В 1879 году Леонид Михайлович вступил в брак с Н. Н. Дохтуровой. Посетив места, связанные с памятью почитаемого им Саровского старца Серафима, тогда еще не прославленного, Л. М. Чичагов познакомился в Дивеевском монастыре с блаженной Пелагией, которая при жизни старца Серафима находилась в общении с ним. Блаженная, лежавшая больная в постели, пророчески предрекла: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Встреча с Православием Священномученик Серафим (Чичагов) В пятую Неделю Великого поста Святая Церковь прославляет преподобную и приводит нам на память ее жизнь — в назидание. Ныне есть еще больше людей, которые, пользуясь свободой, свое­вольно и безотчетно, наподобие несчастной Марии, ни перед чем не останавливаются и бесстрашно бросаются на неведомые им волны житейского моря, увлекаемые страстями и мечтами о приво­лье, усладе, беззаботности и славе. О, это предательское, житейское море! Оно обширно, величественно, глубоко, красиво, таинственно и невольно притягивает к себе человеческие сердца. Священник Афанасий Гумеров Творчество Евгения Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия Оптинского, продолжалось более четверти века и оставило видный след в церковно-просветительской литературе. Книги и статьи Е. Поселянина проникнуты теплым религиозным чувством. Они свидетельствовали изнеженному удобствами жизни, охладевшему в вере, увлеченному решением социальных и политических вопросов человеку второй половины XIX и начала XX столетий о высоких и истинных началах жизни, к которой призывает Божественный Учитель. Андрей Мельков Митрополит Николай (Ярушевич) Виктор Кутковой Священномученик Серафим (Чичагов) Иерей Андрей Кононов Геннадий Калябин Естественно-научная апологетика – раздел Основного Богословия, изучающий соотношения между научными знаниями и религиозной верой. На рубеже 16–17 веков, когда наука (в современном смысле слова) еще только зарождалась, большинство ученых были глубоко верующими христианами. Однако в 18-м и 19-м веках под влиянием материалистической философии возникло ложное представление о самодостаточности природы и о ее полной познаваемости человеческим разумом. Это неверное убеждение в том, что " наука доказала, что Бога нет " , продолжает сохраняться и в 20-м веке, несмотря на то, что новые научные данные в различных областях естествознания явно указывают на вполне целенаправленный характер природных процессов и структур. Юрий Максимов

http://pravoslavie.ru/put/page9_1078.htm

20 лет назад были обретены мощи священномученика Илариона (Троицкого) июля 2018 20-летие обретения мощей священномученика Илариона (Троицкого) отметили 24 июля в Новодевичьем монастыре . Божественную литургию совершил протоиерей Андрей Дьяконов , настоятель Благовещенского храма на Васильевском острове , в сослужении протоиерея Алексия Рахманова, настоятеля храма апостолов Петра и Павла в поселке Красная долина, иеромонаха Афанасия (Дерюгина), проректора Сретенской духовной семинарии, игумена Адриана, настоятеля Антониево-Дымского монастыря, и других священнослужителей. За богослужением молились игумения София , настоятельница Новодевичьего монастыря, и игумения Илариона, настоятельница Константино-Еленинского монастыря. К месту обретения мощей священномученика был совершен крестный ход. Протоиерей Андрей Дьяконов напомнил основные вехи жизни святого. Его служение пришлось на страшные годы русской трагедии, революции и последующего богоборческого периода. Святитель родился в 1886 году в Подмосковье, окончил духовную академию. Писал богословские труды. Его творение " Христианства нет без Церкви " актуально в наше время, когда безбожные силы вновь намереваются расшатать корабль Церкви. Во время тюремного заключения святитель снискал уважение даже у охранников, которые издевались над заключенными. Он достойно переносил страдания. Господь укреплял верного Своего раба. Скончался владыка в Петрограде. Митрополит Серафим (Чичагов) ходатайствовал, чтобы его тело выдали для достойного погребения. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, где оно находилось до 1998 года. Двадцать лет прошло с момента обретения мощей святителя. По его молитвам сияет красотой Новодевичья обитель, сестры, духовенство и паломники находят здесь молитвенное утешение и получают благодать. Воспоминаниями о дне обретения мощей поделилась игумения София. " Мы с сестрами впервые участвовали в прославлении святого. Постарались максимально сосредоточиться на молитве, отрешиться от внешних хлопот. После ранней Божественной литургии отправились с пением к могиле священномученика, чувства радости, счастья, волнения и страха были настолько переплетены, что трудно вспомнить в деталях тот благодатный день. В обители состоялась Пасха " посреди лета " . Все, кто принимал участие в прославлении святого, позже рассказывали о чудесах, не замедливших случиться в их жизни. В монастырь потянулись люди, они участвовали в его восстановлении. И, конечно же, главное чудо состояло в том, что владыка Иларион вернулся в возрождающуюся Церковь, свободную от притеснения и гонений. Христова Церковь обрела еще одного великого святителя, ставшего в ряд с выдающимися защитниками православного вероучения " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010