51. Слово в столетний юбилей Пажеского Его Императорского Величества корпуса Мы вновь в этом родном храме и по прошествии стольких лет! Опять мы собрались здесь, чтобы вознести Господу благодарение за благодеяния, полученные нами в возлюбленном Пажеском корпусе. Ничего нет дороже и приятнее каждому человеку этих воспоминаний о давно прошедшем детстве и юношестве, а потому, вступив в здание корпуса, в знаменательный день празднования столетнего юбилея его, в то самое здание, где большинство из нас росло с детского возраста, мы всецело переносимся в лучшую пору нашей жизни и как бы вновь переживаем святые, чистые, искренние и хорошие чувства, которые наполняли тогда наши юношеские сердца. Перед нашими глазами не только величественное, красивое здание корпуса, в котором каждая зала, комната, класс, коридор и даже дорога, ведущая от подъезда к воротам, полны драгоценных воспоминаний, но перед нами восстают дорогие образы наших незабвенных начальников, наставников, учителей, всех служащих в корпусе, наших товарищей и нас самих. Снова глядим мы, но уже сердечными очами, на давно прошедшее время, неизгладимое в нашей памяти, которое никогда нельзя перестать любить. И какое иное чувство может преисполнить наши возрадовавшиеся сердца ныне, кроме благодарности Богу за все пережитое в стенах этого родного корпуса! Да, дорог и памятен нам возлюбленный Пажеский храм. Сколько лет ходили мы сюда молиться об облегчении наших детских скорбей и в покаянии, несли дорогому батюшке, нашему законоучителю, грехи наши, сконфуженные своею неисправностью. Памятны нам недели говения в великом посту, когда некоторые из нас, с непреодолимым волнением пели «да исправится молитва моя», пред открытыми Царскими вратами. Мы любили свой корпусный храм, дорожили им. Как памятны нам все эти залы, классы и комнаты, по происходившим в них занятиям и учениям, по встречам высших начальников, по разным событиям нашей жизни! Как нам дорога по воспоминаниям даже эта въездная дорога, где мы столько раз имели счастье провожать обожаемых Государей, бегая за санями, выражая в криках наши беспредельные, верноподданнические чувства и в детских шалостях нашу невыразимую радость!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Великий старец св. Варсонофий так наставлял своих учеников: в беседе все мы должны говорить весело, а внутри себя иметь серьезный и дельный помысел. Во время беседы необходимо проверять себя: говорим ли мы со смирением, рассудительно и безмятежно. Если нет, то важно прервать разговор. Только совершенные люди бывают совершенно внимательны к себе, подобно художнику, который несмотря на беседу с кем-нибудь, занимается одновременно своим делом и его ум всецело обращен к занятию. Плохой художник, беседуя во время работы, подвергает опасности свое произведение, так и собеседник, предающийся всецело веселости. Веселость в беседе не должна доходить до безумного смеха; слово безумных бывает смущено и лишено благодати, а страх Божий – чужд всякого смущения, беспорядка или смеха. Поэтому, прежде беседы следует утвердить себя в страхе Божием и тщательно вникнуть в свое сердце. Если же враг преследует нас и смущает, думая уловить и низложить нас, то не следует ослабевать в борьбе. Сказано: Седмерицею падет праведный и восстанет ( Притч.24:16 ). Кто восстает, тот несомненно подвизается и призывает Имя Божие, ибо где Бог, там все благое. Воздержанная беседа и молчание скорее успокоят, чем свободное и веселое слово. Свободное слово равняется свободному обращению; увлекаясь им в разговорах, мы забываем о влиянии его на слушающих, на нас самих, а главное на окружающую молодежь. Свободное слово рождается от забывчивости и чаще от разнузданности. Чтобы не превзойти меры болтливости, веселости и многословия, необходимо думать о том, какой приносится вред пустыми беседами и убедиться, что ими ничего не приобретается, а все теряется. Бывают веселые и безгрешные разговоры, но не следует также увлекаться и бесполезными беседами, дабы от многословия не впасть во вражью сеть; от многословия легко рождается злословие. Однажды трудящийся инок пришел к своему руководителю, святому старцу и спросил его: «авва, скажи мне, как спастись?» Старец ответил ему: «если ты хочешь спастись, то когда придешь к кому, не начинай говорить, пока не спросят тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Духовная борьба Святой апостол Павел пишет: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). Какая же это борьба? Совершающаяся в помышлениях и движениях сердца. Кто не верит в духов злобы только на том основании, что он их не видит, тот, следовательно, не вступает с ними в борьбу, потому что их не чувствует. Но разве это доказательство несуществования духов? Если падшие духи не борются с некоторыми людьми, то значит эти люди угодны и приятны диаволу вследствие своего равнодушия ко Христу и неверия в Бога. Такое состояние в людях, в особенности у носящих название христианина, есть вражда против Бога. Кто не чувствует на себе влияния и козней падших духов, тот сам мертв духом, ибо дух его не сопротивляется этому влиянию и не выступает на защиту истины против лжи и клеветы. Кто насильно умерщвляет дух, живущий в сердце, силою заблудшего разума и влиянием врага человечества, тот не чувствует свое ничтожество, немощи своего духа, а потому не ищет помощи в небесных духах и не призывает их на защиту себе. Далеки от него небесные силы, которые поэтому и кажутся ему несуществующими! Жизнь наша есть борьба, брань, и не плотская, а духовная. Дух наш борется со врагами Христа и христианства, с падшими духами, находящимися на земле и в воздушном пространстве, которые возбуждают против нас нашу плоть, наш разум, нашу волю, наши страсти и злобу других людей, а так как эти духи – без плоти, могущественнее нас, то борьба с ними возможна лишь при помощи благодати Святого Духа, Ангела Хранителя и небесных духов, которых мы и должны призывать молитвою и благочестивою нашею жизнию для победы над духами злобы. Со врагом спасения приходится бороться не только каждому христианину в отдельности, но и целым обществам, в особенности христианским общинам, святым обителям, если в них живет правда Божия, истина. Только сильною борьбою с врагом человечества святые обители добывают себе право на существование. И как отдельные люди, так и целые общества могут доказать, что они служат истине, правде и Евангелию только скорбями, горем и тяжелыми испытаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Женщина в обществе В проявлениях болезненного самолюбия и желания во что бы то ни стало пользоваться наравне с отцами, мужьями, сыновьями и братьями земной славой и наслаждаться своим влиянием, величием и силой, хотя бы в каком-нибудь кругу общества, многие матери и девушки отрешаются от присущей женщинам скромности, самочинно сбрасывают с себя свои святые обязанности и кидаются в чуждую им светскую, артистическую или политическую, государственную, общественную или научно-философскую жизнь, насилуя на этом пути решительно все, – христианские установления, общественное мнение и собственную натуру – и попутно разрушая жизнь семейную, материнскую, детскую, отечественную, нравственную и духовную, что способствует перерождению человеческой жизни в зверскую, преступную и безумную. В своей горячности и страстности эти жены не знают пределов увлечения и, подражая мужчинам по внешности, устремляются на их места, взбираются даже на их кафедры, ораторствуют, проповедуют новые учения, призывают к борьбе и ниспровержению вековых христианских установлений. Как бесконечно далеки они от разумения истинной славы и величия матери семьи, воспитывающей своего сына в правде, в самоотвержении и в послушании, прививающей к его сердцу непоколебимую веру и живую, действенную любовь к Богу и людям как основу жизни, христианства, добродетелей, силы и патриотизма. Как далеки они от понимания матерей, которые живут надеждою на будущность воспитываемого сына, не ищут нигде прославления, кроме как в собственной семье, и мечтают лишь о достоинствах и величии его как о конечной цели своих трудов и собственной славе. Как недоступно им представление величия и славы доброй, любящей и честной жены, сохраняющей средства и силы своего труженика-мужа, служащей ему поддержкой и воодушевлением, вникающей во все его дела и заботы, чтобы вовремя предупредить в недосмотрах и ошибках. Как далеки они, по своей эгоистической натуре, от понимания жен, жертвующих собою для счастья мужа, которые трудятся вместе над достижением благих, общественных и отечественных целей, для приобретения доброго имени, уважения и славы!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Истинные христианине «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», говорит св. апостол Павел ( 2Тим.3:12 ). Следовательно, гонимы будут все истинные христиане до скончания века; будут страдать от скорбей, печали, искушений, клеветы и бедствий. Мы не должны смущаться таким порядком вещей. Человеку, который борется со злом, говорит Златоуст, невозможно не испытывать скорбей. Борцу нельзя предаваться неге, воину невозможно пиршествовать в сражении. Поэтому пусть никто из находящихся в борьбе не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь – время усилий и трудов. Праведники терпят бедствия для их испытания, а грешники – в наказание за свои грехи. Тот, кто знает Священное Писание , как должно знать, не соблазняется ничем случающимся, все переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому Промыслу Божию, а для иного видит основания и находит примеры в Писаниях. Вражда, гонения, мученичество – дело не новое, а потому Христос и учит взирать на это равнодушно, без страха, смятения и говорит нам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» ( Ин.15:18 ). Мужайтесь, и да крепится сердце ваше, все уповающие на Господа! Смотрите на истинного христианина. Он не терпим среди товарищей, которые обыкновенно служат всему житейскому, только тому, что им выгодно, и кому хотите, но не Богу. Он ненавистен старшим, хотя смирен и почтителен, потому что самостоятелен, и невольно иногда делается судьей их совести. Истинный христианин ненавистен многим ученым сего мира, которые считают себя светилами и поэтому требуют себе поклонения, а учеников Евангелия признают за темных, заблудших и неразвитых людей. Он скучен и стеснителен для современного общества, потому что оно не имеет с ним ничего общего. Он кажется часто тяжелым и безжизненным для своей семьи, так как большинство современных жен и в особенности детей желают наслаждаться всеми изобретениями века, не стесняясь полом, возрастом и христианскими установлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Крестоношение «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). «Возьми крест свой», – говорит Иисус Христос. Ведь не сказал Он: создай, сооруди себе крест. Христос также не избирал и не сооружал Себе Креста, не увеличивал тяжести его, а добровольно принял тот, который Ему был предопределен Отцом Небесным. Но какие это кресты, которые посылаются или даются христианам? Похожи ли они на Крест Христов? Нет, заслугами Христа эти кресты были видоизменены, облегчены, уменьшены. Они теперь внутренние... Не потому ли их забывают, сбрасывают с себя, даже не видят и не замечают многие христиане? Или они так срослись с телом нашим, что некоторые и не чувствуют их? Посмотрите, сколько есть, по-видимому, счастливых, беспечных, увлеченных земными радостями, молодостью, красотою, богатством или своими страстями, самодовольством! Где их кресты? Понятно, что многие сомневаются после этого в необходимости нести свой крест, когда возможно и не брать его вовсе. Но не самообман ли это? Внутренний крест, сросшийся с телом, нельзя не взять, не нести, а можно только закрыть, спрятать от глаз своих и человеческих. Всякий грех – уже внутренний крест, он недолго услаждает, а весьма скоро порождает скорби, страдания, испытания, которые поневоле переносят и молодые, и старые, и красивые, и богатые. Равнодушные мучаются от своего равнодушия, гордые терзаются самомнением, богатые страдают от сребролюбия, славолюбцы – от унижения. Грехи разоряют, лишают здоровья, уничтожают дарования, наполняют сердце унынием, тоскою, отчаянием. Все это кресты, и без них, как без врачебных мер, немыслимо излечить болящих душевно, сердечно и духовно. Есть только более видимые кресты для человеческих глаз как многосемейность, бедность, одиночество, вдовство, потеря любимого человека, и менее видимые, как сердечные испытания, умственные болезни, нервные страдания. Духовные болезни, естественно, могут быть вылечены только духовными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Многословие и пустословие Язык наш приводится в движение ничем иным, как сердцем. Все излишнее, накопившееся в сердце, изливается языком и обратно, все недостающее приобретается и укореняется в сердце чрез разговор. Но какие чувства заставляют сердце изливаться чрез слово? Несомненно, недобрые, ибо добрые чувства всегда молчаливы. Наблюдайте, возлюбленные, за собою! Мы потому многоглагольствуем, что это льстит нашему самолюбию и будто бы показывает нас с лучшей стороны. Некоторые говорят много вследствие гордости, самомнения и соображения, что они умны, многосведущи, и суждения их поразительно правильны. Такие люди испытывают желание высказываться и поэтому объясняют свои мысли обильною речью с многократными повторениями и настаивают, чтобы все удивлялись их красноречию и уму. Когда же разговор касается вещей маловажных, то многоглаголание превращается в пусторечие, от которого происходит бесконечное зло. Пустословием люди уничтожают в своем сердце всякое чувство теплоты, благоговения и добродетели, допуская войти страстям и решениям, пагубным для души. Святые отцы говорят так: пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласия и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрытием отсутствия основательного ведения. От многословия, когда пройдет чад самодовольства, всегда остается некое чувство тоски и разленения. После этого не трудно объяснить причину многоречия и пустословия в людях. Сердце их пусто, лишено благодати и преисполнено страстей, гордости, самомнения и тщеславия. Беседы должны доставлять людям пищу для ума и души, а также научение, удовольствие, отдых и покой. Но светские люди не замечают ли сами, что их беседы редко обходятся без осуждения и злословия? Пусть проверят себя мирские люди после обычного светского разговора и вникнут в свое внутреннее состояние. Вряд ли найдут в сердце своем покой и удовольствие, а скорее пустоту и скуку. В миру, по-видимому, было так во все времена. «Мы стали болтливы, – говорит святой Златоуст, – в нашей душе не держится ничего. Мы готовы на обвинения, скоры на осуждения; друг друга угрызаем, друг друга терзаем, оскорбляя, обвиняя, клевеща, завидуя славе ближних. Не знаю, откуда вошла в людей эта болезнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Одержимые Человек, одержимый злым духом, весь изменяется, лишается своего прежнего облика, выражения глаз и лица, отличительных христианских качеств и становится неузнаваемым, необычайно злым, раздражительным, злобным, мстительным, ненавистным ко всему доброму и в особенности к нравственной чистоте других, к проявлениям добродетели, благочестия и делается вместе с тем скрытным и пугливым. У образованных и воспитанных людей внешние проявления беснования скрадываются, но зато внутреннее их состояние еще болезненнее. Ненависть бесноватого ко всему духовному, церковному и благодатному свидетельствует о происхождении и качествах духа, пребывающего в человеке. Что дух злобы вселяется только с одной целью, чтобы погубить душу человеческую, в этом не может быть сомнения, поэтому многие одержимые кончают самоубийством, бросаются в огонь и в воду или умирают скоропостижно от безнравственной жизни. Где наши беснующиеся?! Они теперь и в городах, и в селах, и в деревнях, во всех слоях общества и народа, среди богатых и бедных, между учеными и неучами, в подвалах и в роскошных палатах, в училищах и в местах увеселений, не только на улицах и площадях, но даже и в книгах, газетах, картинках и во всякой печати. Прочтите у Достоевского «Бесы» – и узнаете типы, взятые из современной жизни. Раскройте газеты – и увидите в них целые столбцы ежедневных сообщений о самых чудовищных преступлениях, убийствах и грабежах, совершенных в припадках злобы, мести и заблуждения. Какое изощрение во лжи, клевете и обмане с целью возбудить и без того беснующихся против полезных и влиятельных деятелей! Сколько ежедневных жертв этого беснования, покончивших жизнь самоубийством! Все это перемешано с оскорбительными и кощунственными статьями, направленными против христианства, православия, благочестия и приверженности народа к своим святыням. Зайдите в суд и послушайте речи знаменитых адвокатов, защитников порока, преступлений и изуверства, стремящихся изо всех сил извратить правосудие. На лекциях и политических собраниях вслушайтесь в требования представителей социализма, равноправия и революции, потерявших всякое представление о справедливости, правде и христианских основах жизни, – и вы содрогнетесь!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Покаяние и благодать Никто из нас не в состоянии уразуметь, что такое совершенное покаяние, пока не сознает своего бессилия в борьбе со страстями и не познает, как безнадежно его собственное покаяние, когда сердце не жаждет благодати. Одного обычного покаяния мало, нужно еще что-то. И что именно, может познать каждый человек, мучающийся своими страстями и грехопадениями. Как больно бывает такому человеку, когда он, успокоенный отпущением грехов, примиренный с Богом и с самим собою, надеющийся устоять и не поддаваться искушениям или подавить в себе греховное влечение, опять падает и остается наедине со своею совестью, как преступник, обличенный в своей неисправимости. Чем больше верующий стремится к праведности, тем яснее раскрывается пред ним поразительная картина его собственной немощи: хочет достигнуть лучшего, а творит худшее. Стремится к молитве, к единению с Богом, а во время богослужения или домашней молитвы рассеивается, мечтает, обдумывает свои заботы и дела. Решается бороться безжалостно с пагубною страстью, воздерживается, утомляет свое тело, истощает постом, а затем неожиданно, незаметно для себя бывает побеждаем грехом и с еще большею страстью отдается падению. В борьбе, во время молитвы дает обеты, обещания Господу или Матери Божией в доказательство своей решимости предаться только правде и благочестивой жизни, но делается обманщиком, клятвопреступником и рыдает в отчаянии от своего бессилия пред злом! Сколько верующий человек тут испытывает стыда, сердечной боли, ожесточения и позора перед своею совестью! Особенно невыносимо бывает сознание, когда этими плотскими грехопадениями и невоздержаниями оскорбляется собственная любовь верующего ко Христу. Какой это ужас – любить Бога и оскорблять Его, пользоваться Его благостию, беспредельным милосердием и отвечать неблагодарностью и неповиновением, разуметь Его правду и прибегать к обману и лжи! Тогда кающийся на молитве сам не находит иного наименования себе, как «окаянный», ибо все, что было светлого внутри, – загрязнено, уничтожено, потеряно, развращено, все искреннее, возвышенное – истреблено неправдой и оскорблено обманом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Покаяние Только покаяние очищает сердце. Оно – огонь, пожирающий всю нечистоту, ржавчину, накипь в страстном человеческом сердце. Господь, внимавший сердечному тяготению к Нему, исцеляет человека прикосновением благодати Святого Духа. Пока нечистота сердца препятствует вхождению Божественной благодати, только ум наш, подчиняясь воле сердца, в своем сознании тяготеет к Богу. Но затем Господь, видя произволение человеческое, допускает нас до Себя, и Сам исцеляет от расслабления и нечистоты одним словом, одним прикосновением. Это духовное притяжение совершается подобно действию магнита, который притягивает к себе железо, и, чем последнее быстрее устремляется к нему, тем скорее происходит соединение. Так и в духовном смысле, чем решительнее тяготеет к Богу произволение человеческое, тем скорее соединяется сердце с Господом... Человек исцеляется от своего нравственного и духовного расслабления прикосновением Божественной благодати, и Господь говорит ему: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:5 ). Сила покаяния – чудодейственна, но оно прежде всего зависит от того, видим ли мы свои грехи, замечаем ли их, помним ли свои падения, согрешения и беззакония? Сердце и ум грешника обыкновенно теряют эту способность, и человек перестает ощущать, видеть и замечать свои согрешения, которые он привыкает совершать ежедневно, так что ему представляется, будто он не может без них обойтись. На этом основании святые отцы сравнивают совесть грешника с давно не читанной книгою, пропитанной пылью и поеденной молью, так что если кто захочет взять эту книгу для чтения, то встретит большое затруднение, вследствие того что много мест будет повреждено и не хватит терпения для разбора слов. Что требуется от приступающего к таинству Покаяния? Требуется главным образом твердое намерение впредь исправить свою жизнь. Такое намерение может явиться только тогда, когда человек ясно сознает весь ужас своих грехов. Поэтому святой Василий Великий и говорит, что «не тот исповедует грех свой, кто сказал: я согрешил – и потом остается во грехе, но тот, кто, по слову псалма, познал грех свой и возненавидел!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010