Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 15 апреля 2008 года (журнал 14) Текст утвержден Священным Синодом  Русской Православной Церкви  15 апреля 2008 года (журнал 14) Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому Кондак 1 Избранный архиерею и добрый воине Христов,/святителю отче Серафиме,/восписуем ти похвальная пения,/ты бо, всем сердцем Бога возлюбив,/верен Ему даже до смерти пребыл еси/и венец Небесныя славы приял еси./Темже, яко имеяй велие дерзновение ко Господу,/моли Церкви Российстей непоколебимей пребыти/и сыновом земнаго отечества твоего спастися,/да с любовию зовем ти://Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче. Икос 1 Ангельскому служению подражая, богомудре святителю Серафиме, ревнитель Православныя веры явился еси и, душу пламенную имея, многим людем изрядный наставник был еси. Мы же, благодаряще Бога, даровавшаго нам таковаго архипастыря славна, воспеваем ти сицевая: Радуйся, славнаго рода доброе прозябение; радуйся, светильниче веры негасимый. Радуйся, издетска Бога возлюбивый; радуйся, в Нем единем надежду полагавый. Радуйся, отечества нашего красный плоде; радуйся, молитвенниче ко Господу усердный. Радуйся, любовию к Богу и людем преисполненный; радуйся, народу Болгарскому ратным подвигом послуживый. Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче. Кондак 2 Видя себе отроча младо и сира суща, Серафиме всеславне, Отцу сирых скорби сердечныя принесл еси и, Того покровом покрываемь, в молитвах и учении усердие велие явил еси. Мы же, прославляюще Отца Небеснаго, ни единаго сира оставляющаго, воспеваем с тобою Ему: Аллилуия. Икос 2 Разум почитающих тя, святителю, недоумевает, коль многия таланты дарова ти Господь, яже ты, яко верный раб Христов, умножил еси сия во славу Церкве. Сего ради Господь, видя верность твою в малом, над многими тя постави, мы же с любовию взываем ти сице:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Сортировать по Исключить новости ‘В его молчаливых повелительных жестах чувствовалась привычка командовать; служил он негромким старческим голосом, благословлял слабым движением рук, генеральски снисходительно шутил с духовенством. Также просто он говорил с народом: отчитает, отругает… Потом: ‘Ну, ладно. Давайте помиримся’ 11 декабря 2012 года исполняется 75 лет со дня мученической кончины святителя Серафима (Чичагова) . Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. 11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Митрополит Серафим накануне расстрела, фото из архива КГБ. Фото: chichagovs.narod.ru В тюрьму на носилках 30 ноября 1937 года на территорию поселка Удельная Московской области въехал «черный воронок». Он остановился у дома по ул. Песочная — небольшой деревянной дачи… Люди в штатском вышли из автомобиля, зашли в дом и стали разыскивать особо опасного преступника. Их взору предстал седовласый старик, больной водянкой. Дедушка лежал на кровати. Увидев непрошеных гостей, он не смог встать. Ему было 82 года, уже несколько лет он не мог самостоятельно передвигаться. Митрополит Серафим вместе с келейницами и родными на даче в Удельной. 1937 год. Фото: chichagovs.narod.ru «Гости» предъявили дедушке бумагу и сказали, что он арестован «за контрреволюционную монархическую агитацию». Последовала неловкая пауза — нужно было посадить дедушку в арестантский автомобиль, но непонятно было, как это осуществить технически. Послали за скорой помощью. Прибыли санитары с носилками, арестанта вытащили из кровати и перенесли в карету. Так на подводе с красным крестом лежачего больного доставили в столицу и сдали в Таганскую тюрьму. Там его сфотографировали и начали оформлять следственное дело. Зачем понадобился органам госбезопасности умирающий старик? Каким образом он мог осуществлять «контреволюционную агитацию»?

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

11. Слово в Богородичный праздник. О неповинном страдании Испытующий человеческий разум до сих пор считает непонятным и загадочным, почему Бог допускает бедствия для человечества, а главное: бедствуют неповинные, а виновные или совсем не страдают, или наказуются не соразмерно с их виною? Видя это, слабый верою подвергается искушению, склонный к пороку разрешает загадку, говоря, что нет пользы быть добродетельным, а вовсе неверующий доказывает, что в мире и в человеческих делах господствует случай. Вопрос серьезный, требующий обстоятельного исследования, насколько это возможно в кратком церковном слове. Особенно внушительно и ясно говорит об этом вопросе в своих проповедях Митрополит Филарет Московский ; воспользуемся его, неподражаемым по глубине, объяснением. «Бедствия и страдания человечества, говорит великий святитель, это – странность и противоречие самой природы себе; противоречие, которое должно погрузить размышляющего в безутешное уныние, если он не откроет источника утешения и надежды, выше природы. Та же природа, которая внушает отвращение и ужас от страдания, особенно неповинного, та же самая природа возвещает, что страдание, даже и неповинное, неизбежно. Пройдите по всем степеням видимых тварей, пройдите по всем областям природы: где нет страдания? Что не страдает? Агнец трепещет от волка, кроткая птица от хищной; все, что есть лучшего в растениях, терзается и разрушается животными, составляя их пищу. Всякое благо, всякая радость, всякое удовольствие в природе, более или менее дорого покупается страданиями. Зерно должно расторгнуться и совсем погибнуть, чтобы родилось растение и плод; приятность питания – соразмеряется голодом. Солнце согревает, но и палит зноем; холод укрепляет, но и убивает; вода орошает, но и потопляет; ветер освежает, но и наносит болезни; земля приносит человеку хлеб, но требует от него пота. С начала жизни человек страдает от недостатка сил, от несовершенного развития способностей, под конец жизни, от утраты сил и способностей. Человек никогда не находит своих желаний удовлетворенными и терпит множество разнообразных случайностей. Такова участь: страдать не хочется, но страдать надобно!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

17. В неделю о блудном сыне. О посте Возможно ли покаяние без поста? По мнению многих людей, покаяние не только возможно без поста, но должно быть в сердце человеческом, не зависимо от принимаемой пищи, ибо между покаянием и постом нет ничего общего; пост влияет на плоть, a покаяние есть действие совести. Чувственный человек ни против чего не восстает так, как против св. поста, находя, что он противоречит здравым понятиям о человеческой природе, о здоровье и требованиям нашей жизни на земле. В действительности же, покаяние без поста – немыслимо. Хотя пост, по наружности, кажется законом для чрева, но в сущности, он есть закон для ума и сердца. Чем это доказывается? Не только научными исследованиями, но и жизненным опытом человека, на котором основана и притча Христа Спасителя о блудном сыне. Пока блудный сын не стал лишать себя роскошной пищи, за неимением средств, не начал питаться, вследствие голода, пищей животных, сердце его было непреклонно, ум мечтателен и весь он нецеломудрен, ленив, уныл, тщеславен и горд. Только пост его образумил и спас. Невольно является желание спросить противников поста: признают ли они себя грешными, больными духом и телом, имеющими нужду в исцелении и истреблении страстей? Если никакая телесная болезнь не лечится пресыщением, то почему же такое врачевание необходимо душе? Не странное ли это противоречие? Ведь лечение всякой болезни начинается врачебной диетой, без опасения, что таким изнурением тела увеличится недуг, но при церковном посте, употребляемом в отсутствии недуга, когда человек совершенно здоров, является боязнь вредно повлиять на телесные силы. Начало поста, каков бы он не был, врачебный или церковный, всегда ослабляет тело; в этом и выражаются целебные силы поста. Но не следует этого пугаться и, от первого впечатления, разочаровываться в пользе поста; необходимо быть терпеливым и продолжать врачевство. По прошествии первых дней, когда чувствуется неудовлетворение и некоторое раздражение, вследствие испытываемого лишения в обычной пище, тело начинает постепенно успокаиваться и оживать. Неудивительно, что и церковный пост, духовное врачевство, начинает свое действие, как выражаются св. отцы, ослаблением нашего ското-человека и раздражением организма, но затем вскоре смущение заменяется сердечным покаянием, довольством и бодростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

22. Во вторую неделю Великого поста. О покаянии и плаче Святое Евангелие напоминает нам ныне о необходимости покаяния. Для того, чтобы доказать людям, что Сыну Божию дана власть прощать грехи человеческие за их веру и покаяние, Господь наш Иисус Христос, исцеляя расслабленного, произнес: «Чадо, отпущаются тебе греси твои!» ( Мк.2:1–12 ). Сила покаяния – чудодейственна, но оно прежде всего зависит от того, видим ли мы свои грехи, замечаем ли их, помним ли свои падения, согрешения и беззакония? Сердце и ум грешника обыкновенно теряют эту способность и человек перестает ощущать, видеть и замечать свои согрешения, которые он привыкает совершать ежедневно, так что ему представляется, будто он не может без них обойтись. На этом основании, святые отцы сравнивают совесть грешника с давно нечитанной книгою, пропитанной пылью и поеденной молью, так что, если кто вздумает взять эту книгу для чтения, то встретит большое затруднение, вследствие того, что много мест будет повреждено и не хватит терпения для разбора слов. Те христиане, которые по привычке к беспечной и невнимательной жизни, совершенно не сознают и не чувствуют своих грехов и не видят грозящей им опасности, конечно не разумеют, что претерпеваемые ими скорби, испытания и неудачи, давят их только вследствие накопившихся грехов и, что сердце их холодно, сухо, бесчувственно, только вследствие отдаления от Бога и Святой Церкви, а что ум их безжизнен, ограничен, безцветен, угрюм и всем не доволен, потому что старается жить и наслаждаться лишь собственными мыслями и отвергает необходимость изучения священного писания и слова Божия. Наоборот, эти люди считают себя безусловно не дурными, свободными от пороков и не видят необходимости часто говеть и приступать к таинству. Некоторые до такой степени забываются, что открыто признают себя почти праведными. По их убеждению, они следуют всем требованиям христианского учения, честно трудятся для своих семей, лишают себя иногда прихотей, ради детей, служат непорочно, никого не обижают, ничем чужим не пользуются, ни с кем не ссорятся, никого не лишили жизни и т. д. Время их проходит в постоянных заботах семейных и служебных, а потому, совершенно естественно, что у них не достает свободных часов для исполнения церковных обрядов. К тому же, по их мнению, христианская религия вовсе не требует соблюдения одних обрядов, установленных отцами Церкви. Господь ищет поклонения Ему духом, требует дел милосердия и любви, а не хождения по церквам, долгих стояний в храмах и соблюдения изнурительных и вредных для здоровья постов. В существование ада и вечных мук они, конечно, не верят.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

33. О борьбе с воображение Памятью и воображением сохраняется в человеке все чувственное, которое он видел, слышал, обонял, вкушал и осязал. Поэтому в жизни нашей должны иметь большое значение и память, и воображение, как силы, ведущие наше сердце по тем же хорошим или опасным путям, по которым шла наша жизнь в прошлом. Но так как строй светской жизни извращает наши внешние чувства, то не трудно понять какое величайшее зло приносят людям эти могучие силы – память и воображение, сохраняя в уме и сердце столь много греховного, пагубного и так мало светлого и спасительного. В виду этого, человеку необходимо бороться ради спасения, с памятью и воображением, более чем со страстями и своими явными недостатками. Воображение есть сила неразумная. Оно действует механически, как выражаются св. отцы картинно, искусственно по законам сочетания образов. Эта деятельность соответствует только такой светской жизни, которая сама искусственна и не имеет свободы. Воображение отвлекает людей от Бога, направляя внимание на все суетное, греховное и возмущает в человеке мирный дух и доброе настроение. От воображения мы страдаем не только на яву, но и во сне. Таким образом, сохраняя в уме и сердце нашем все чувственное, плотское, воображение препятствует восхождению к Богу в духовной жизни, рассеивает мысли и оскверняет их нечистыми помыслами, воспоминаниями о прошлых падениях и наслаждениях. Это раздражает, отымает покой и лишает благодати. Для духовной жизни воображение есть сила вредная и пагубная. Однако если в светской жизни воображение приносит не только вред, но и добро, когда оно направляет человека к представлению о блаженстве будущей жизни, помогает перенестись в небесный мир, то почему же в духовной жизни воображение только вредно? Потому, что Вездесущий, Всемогущий и Всеправедный Бог – превыше всего и вне всякого воображения. Следовательно, воображение не может соединить человека с Богом. Это доказало падение ангела, возмечтавшего быть равным Богу и превратившегося в диавола. Он наполнил ум свой воображаемыми образами и сделался изобретателем этой силы, которой диавол пользуется для погубления людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

52. Речь в Московском кремле, в мироварной палате, при наречении во епископа Сухумского Милостивейшие Архипастыри и отцы! Когда один пресвитер, будучи избран на епископство, послал вопросить о том великого старца св. Варсонофия, то последний, чтобы утвердить его на пути призыва Божия, напомнил ему о приобретенном им уже в пресвитерстве духовном опыте и чрез него глубокой вере, что только Бог, богатый милостью, по своей великой любви, нас, мертвых прегрешениями, оживотворяет со Христом, уготовляет, очищает и спасает Своею благодатью ( Еф.2:4–5 ), Сам избирает и призывает, ниспосылая в свое время духовные дарования, ибо не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе ( Ин.3:27 ). Многоразлично совершается призыв Божий! Неизследимы пути Провидения Божия ( Рим.11:33 ), предопределяющие пути человеку. Со мной, вот уже в третий раз, в продолжении последних двенадцати лет, происходят перевороты, которые, меняют весь строй моей жизни. Хотя я никогда не забывал молитвенно простирать руки к Богу, в надежде на Его милосердие и всепрощение, но мог ли себе представить, что мой первоначальный светский путь, казавшийся естественным и вполне соответственным моему рождению и воспитанию, продолжавшийся так долго и с таким успехом, не тот, который мне предназначен Богом? И как я должен был убедиться в этом? Несомненно, путем испытаний и скорбей, ибо известно, что скорби – это лучшие провозвестники воли Божией и от начала века они служили людям знамением избрания Божия. Испытав с восьмилетнего возраста сиротство, равнодушие людей, беспомощность и, убедившись в необходимости проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением, я, по окончании образования, еще в молодости, прошел чрез все ужасы военного времени, подвиги самоотвержения, но сохраненный в живых дивным Промыслом Божиим, продолжал свой первоначальный путь, претерпевая многочисленные и разнообразные испытания, скорби и потрясения, которые окончились семейным несчастием – вдовством. Перенося столько скорбей, я вполне убедился, что этот мир, который так трудно перестать любить, делается через них нашим врагом и что мне предопределен в моей жизни особенный, тернистый путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

К о.о. благочинным Тверской епархии Приступая к возрождению пастырской деятельности и приходской жизни в Тверской епархии, нахожу нужным обратиться, прежде всего, к о.о. благочинным и напомнить им, что они мои прямые и ближайшие помощники, без помощи которых, а также без их сочувствия и строгого исполнения ими долга я не в силах провести в пастырскую и народную жизнь своих предначертаний и распоряжений или передать братьям-пастырям свой опыт и знания. Непосредственно от Архипастыря могут восприять мои указания исключительно деятельные пастыри, ищущие и жаждущие работы; остальные же, неподготовленные к современной деятельности ни школою, ни воспитанием, ни жизнью, ни дарованиями, останутся по-прежнему простыми требоисправителями, если о.о. благочинные не одухотворятся сами в своей деятельности, не отбросят те ненормальные стороны её, которые до сих пор препятствуют их духовному руководству, не станут на свои места твёрдою поступью и не воспользуются дарованною им властию с христианским разумением, во благо св. Церкви и родного народа. Без помощи и содействия о.о. благочинных Архипастырь может остаться даже неведомым всей его Тверской пастве, вручённой ему Господом. Поэтому я надеюсь, что о.о. благочинные ответят на мой братский призыв к усиленному, святому труду и единению с ним, как Главою поместной церкви, открытым сердцем, ясным сознанием важности переживаемого времени и готовностью к самопожертвованию, ради великого дела возрождения в священнослужителях – пастырства, а в народе – сознательной веры и доброй нравственности. Господь явно показал русской земле, как велик народный грех , как близки были все к погибели, как отдались от Него многие, как стали безблагодатны. И не пастырям ли церкви, руководителям народа, подобает первым уразуметь знамения времени и стать на свои места возрождёнными, дабы привлечь к себе заблудших людей и вести их с собою вместе к вечной истине, к царствию Божию! Каждая должность может быть низведена до ничтожества и сделаться бесполезной и вредной, если исчезнет в людях духовная правда. Такие люди, не замечая потери духа, обыкновенно ищут объяснения произошедшего в своей деятельности – в окружающих и внешних обстоятельствах. Так и о.о. благочинные, читая в газетах и книгах нападки на них, сетование на превращение их в каких-то сборщиков налогов и податей, видя упрёки себе со стороны пастырей и даже мирян и, делая вывод, что утратилось их значение даже среди духовенства, нередко склоняются к объяснению столь ненормального положения своего недостатками общего строя церковной жизни, обременением канцелярской работой и, наконец, излюбленным словом – бюрократизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Ныне, как и в первые времена христианства, редко встречаются люди, которые отвергают силу веры, но спросите их в кого и во что они верят? Люди науки, слову «вера» часто придают значение или воображения или неразумия; так, самый безбожный человек и тот признает, что во многих лечениях помогает только вера. В устах некоторых лиц вера имеет совсем особый и недопустимый смысл, как например, у людей, не признающих Бога, убежденных, что мир создался химическим путем, по воле природы, которая есть ничто иное, как естественная наука, всем атеистам хорошо известная. Эти люди производят слово «вера» от глагола верить, например, слову профессора, научному выводу, на слово товарищу. И таким образом, оно получает смысл доверия. Другие, светские люди, готовые по временам поститься и молиться, но молящиеся больше, так сказать, нервами и впечатлительности воображения, чем душою, которая беспрестанно жаждет земных благ, также упоминают на каждом шагу о вере, придают ей духовное значение, но в их сердцах слово это имеет безотчетный смысл. Они верят одинаково всему и всем: Богу, врачу, рекомендованному им, книгам, газетам, небесным явлениям, колдунам, гадальщикам, знахарям и т.д. Они даже убеждены, что их вера именно и есть та самая, которая проповедуется в Евангелии. Если евангельский слепой говорил: «Господи, помилуй мя»!, думают они, и это доказывало его веру, за которую он был исцелен Христом, то почему те же мои слова не заслужат одинаковой милости? «Я верю по-своему», говорят также многие. Печальный результат безверия! Достойно удивления, что всех учат грамматике, дабы никто не писал по-своему, а по правилам; всем стараются дать правильное произношение, чтобы никто не говорил по-своему; правительство издает законы, чтобы все жили по правилам, а не по-своему; принято считать время и часы по правилам, а не по-своему; не дозволяется строить дома без применения строительных правил, чтобы они по-своему не разрушились бы, a веровать может каждый по-своему и это считается допустимым и чуть не законным. Вероятно, никакая власть не в состоянии запретить каждому заблуждаться по-своему!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Проповеди Скачать epub pdf Слово о современном мученичестве Господь наш Иисус Христос сказал: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! То есть, блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф. 5, 11–12 ). Некоторые могут подумать, что наставление Господа не страшиться ненависти не относится к ним и дано совсем не для наших времен и обстоятельств. Мы не живем ныне, скажут они, среди врагов и гонителей христианства, как жили первые последователи Христовы; мы живем христиане между христианами; мир, который некогда ненавидел христианский род, в продолжение времен сам переродился в мир христианский. Выслушаем же, возлюбленные, неподражаемое слово по этому поводу великого святителя митрополита Филарета Московского . Так, говорит он, мир действительно побежден, однако не уничтожен, он еще жив и по-прежнему ненавидит тех, которые Христовы или стараются быть таковыми. Мир, побежденный верою, плененный в ее послушание, допущенный по сему в область ее, неприметно внес в нее с собою и распространил в ней свой собственный дух; таким образом, сей враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства, прикрывшись именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство ; старается обратно переродить сынов веры в сынов мира, сынов мира не допустить до возрождения в истинную жизнь христианскую, а на непокорных ему вооружается ненавистью, лукавством, злословием, клеветою, презрением, и всяким оружием неправды. Те, которые истинно Христовы и желают убедиться, как ненавидит мир и ныне, всегда это могут испытать на себе. Чем они будут совершеннее и приметнее для мира, тем скорее возбудится ненависть. Пусть они обратятся к премудрым и разумным века сего, например, с учением о премудрости Божией, или о повреждении человеческого естества, или о внутреннем человеке, или о жизни созерцательной, или о действии Святого Духа, чем они будут глубже излагать это бесконечно глубокое учение, тем разумные будут менее разуметь его и тем скорее вследствие уверенности в превосходстве своего ума они презрят их, как опасных учителей. Пусть кто-либо из состоятельных отважится с полной христианской решимостью отвергнуть пышность и роскошь, забавы и зрелища, раздать имение нищим, решиться жить исключительно Церковью , какими уязвляющими взорами будут люди преследовать этого беглеца. Сколько стрел остроумия или, справедливее, острого безумия на него посыплется! Нет сомнения, что найдутся люди, которые усомнятся в его здравомыслии потому только, что он решился мыслить и поступать по-христиански, не применяясь к миру и его ложным понятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010