Содержание Предисловие Апрель месяц Май месяц Июнь месяц Июль месяц Август месяц Сентябрь месяц Октябрь месяц Ноябрь месяц Декабрь месяц     Ηа суд справедливый, бесстрашный и правый, На суд пред потомства лицом, Предстанет твой царственный Лик величавый С твоею бессмертной и чистою славой, Увенчан терновым венцом. Ν. Ν. Задачу нашу мы считаем оконченной: дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году – составлен, или вернее – создан, так как своевременно мало сделано было к сохранению этих великих дней жизни Царя-Мученика в памяти потомства и воспоминания о них наполняли лишь сердца немногих, ближайших очевидцев событий. На собрание материалов, большей частью изустных, – потребовалось до семи лет. Упоминаем здесь об этих подробностях и о нашем настойчивом труде, единственно потому, что, завещая его потомству и будущим историкам царствования Императора Александра II, обязанность наша сказать о том, как сложилась эта исторически-правдивая летопись. Принимая участие в прошлой турецкой кампании составитель дневника не мог предполагать, что на его долю выпадет завидный жребий, – описывать дни пребывания Императора в Дунайской армии. При Императорской Главной квартире состоял с этой целью известный и опытный в литературном отношении покойный граф В. А. Соллогуб, на которого до такой степени надеялись, что почти никто из приближенных Государя и лиц Его свиты не вел записок. В 1879 году граф Соллогуб отпечатал свой труд, но он не сделался общим достоянием, так как оказался бессодержательным... Таким образом, граф В. А. Соллогуб не выполнил прямой своей задачи, вследствие преклонных лет, а также удручавших его в походе недугов и невозможности повсюду следовать за Государем верхом на позиции и в госпитали. Составитель этого дневника не мог отрешиться от обидного чувства, что русские люди, как-то вскользь, как бы в набросках, ознакомились с трудами, лишениями и новыми доказательствами любви Великого нашего Монарха к своим подданным. То, что сообщалось корреспондентами в наши газеты, было до того кратко, что не восполняло и сотой доли правдивого описания страданий Царя-Мученика. Становилось страшно, что годы уходят и предания о столь достопамятных для русского народа восьми месяцах жизни Царя-Освободителя могут постепенно утратиться. В руках будущего историка, в виде материалов, могли остаться лишь официальные известия, иллюстрации и газетные корреспонденции....

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Фейерверкер Новоселов (ночь с 14 на 15 июня) Когда была объявлена война и Государь Император отъезжал в Действующую армию, то от частей Гвардии потребовали представителей, которые должны были составить Почетный Конвой Его Величества. Так, люди из пехотных полков образовали роту, кавалеристы и конно-артиллеристы – эскадрон. От 2-ой батареи гвардейской конно-артиллерийской бригады представителем был послан, в то время еще бомбардир, Новоселов. Он пользовался всегда отличным здоровьем и отличался своею аккуратностью, щеголеватостью и исполнительностью. Новоселов, от радости, земли под собою не чувствовал, когда командир, позвав его к себе, сказал ему: «Ну, братец мой, до большой чести ты дожил, будешь служить в Почетном Конвое Государя Императора; как ты себя должен там вести, полагаю, не нужно тебе объяснять». Действительно, Новоселов понял, что если его посылают в столь почетную командировку, значит начальство надеется на него, и следует доказать, что оно не ошиблось, оказав ему такое доверие. «Эк тебе посчастливилось!» говорили ему, завидуя, товарищи. Наступило время переправы через Дунай. Почетному Конвою вышло приказание переправиться вместе с 14-й дивизией, во главе всех войск. Артиллеристы же, бывшие в этом конвое, прикомандировались к горной батарее. 13 июня уже стали подходить войска к селению Зимницы, где должна была совершиться переправа. 14 числа до одиннадцати часов вечера все были спрятаны на берегу, в ожидании приказаний. В это время подвигали понтоны (железные лодки) и простые лодки, сперва на повозках, потом спускали их на воду и тянули по воде, до назначенного места. Едва началась работа, вдруг тревога: стая диких гусей, испуганная движением понтонов, поднялась с болотовины и страшно загоготала. Все были в отчаянии; турки чуткий народ, думалось русским, они знают, что даром гуси не подымаются ночью с болота. Но на неприятельском берегу видимо этого не заметили, – тишина продолжала стоять ненарушимая. Когда понтоны выстроились вдоль берега, пехоту пододвинули к ним, и началась посадка. Разговоры, крики и какой-либо шум были строго запрещены. Отвечать даже на турецкие выстрелы не позволялось; словом, переправа должна была совершиться при полной тишине. Но вот уже все готово. Взвод горной батареи, где был Новоселов, поставили на плот, настланный на два связанных понтона, и ждали только приказания отчалить.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

12. Слово в Богородичный праздник. О многословии и молчании Для светских людей нет ничего труднее, как выучиться управлять своим языком. Каждый сознает вред многословия, но избавиться от столь пагубной привычки нет никаких сил. Почему же это так, возлюбленные? Подумаем и объясним причины. Язык наш приводится в движение ничем иным, как сердцем. Все излишне, накопившееся в сердце, изливается языком и обратно, все недостающее приобретается и укореняется в сердце чрез разговор. Но какие чувства заставляют сердце изливаться чрез слово? Несомненно – недобрые, ибо добрые чувства всегда молчаливы. Наблюдите, возлюбленные, за собою!.. Мы потому многоглагольствуем, что это льстит нашему самолюбию и будто бы выказывает нас с лучшей стороны. Некоторые говорят много вследствие гордости, самомнения и воображения, что они умны, многосведущи и суждения их поразительно правильны. Такие люди испытывают неудержимое желание высказаться и поэтому, объясняют свои мысли обильною речью с многократными повторениями и настаивают, чтобы все удивлялись их красноречию и уму. Когда же разговор касается вещей маловажных, то многоглаголание превращается в пусторечие, от которого происходит бесконечное зло. Пустословием люди уничтожают в своем сердце всякое чувство теплоты, благоговения и добродетели, допуская войти страстям и решениям, пагубным для души. Святые отцы говорят так: «пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения. От многословия, когда пройдет чад самодовольства, всегда остается некое чувство тоскливости и разленения». После этого, не трудно объяснить причину многоречия и пустословия в людях. Сердце их пусто, лишено благодати и преисполнено страстей, гордости, самомнения и тщеславия! Молчание же любят те, которые не надеются на себя, а на одного Бога. Молчание есть великая сила для внутренней борьбы со страстями и верная надежда на одержание победы. Святые отцы прославляют молчание, говоря, что оно есть блюстительница священной молитвы и дивная помощница при упражнении в добродетелях, a вместе и признак духовной мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

16. В Неделю о мытаре и фарисее. О гордости Корень и причина всех человеческих страданий и падений есть гордость. Все грехи мерзки пред Богом, говорят св. отцы, но мерзостнее всех – гордость; она выражается тщеславием, самомнением, самонадеянностью и есть доказательство скудости ума. Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, матерь осуждения, источник гнева, дверь лицемерия, хранилище грехов, повод к немилосердию, неведение страдания, бесчеловечный судия, корень Хулы. (Иоан. Леств). Поэтому, гордым Бог противится; гордого и добрые люди не терпят. Преподобному Арсению Великому было однажды такое видение: ему представились два человека, которые, сколько не силились пронести бревно в отворенные двери церкви, никак не могли достигнуть своей цели, потому что они несли бревно поперек дверей, не давая друг другу зайти вперед. Ангел объяснил преподобному, что эти люди оба добродетельные, но гордые, не желающие смириться друг пред другом и поэтому остающиеся вне Царства Небесного. Такой страшный порок, как гордость, особенно трудно сознается людьми. Дух фарисейства или дух гордости не допускает поселения в человеческом сердце благодати Божией, а между тем, сколько людей прикрывают свое фарисейство ложным смирением и наружным благочестием. Они уверены, что действительно смирены, братолюбивы, добродетельны и даже благодатны, а между тем в их сердцах кроется тщеславие и пагубное сознание: будто они нечто важное. Возлюбленные, всмотритесь в жизнь и вы увидите, что большинство людей весьма высокого мнения о себе, о своем значении вообще и о влиянии на окружающих. Обыкновенно благодать Божия приводить гордых и самонадеянных, для познания самих себя, к падению в то самое прегрешение, которое казалось им прежде невозможным. Так, отцы семейства теряют состояние, по неумению управлять ими, растрачивают последние средства, а семьи продолжают существовать Божиею помощию и даже кормят несчастных отцов; матери раскаиваются в своих прежних воззрениях на воспитание детей и в своих житейских заботах, видя, что дети их выросли слабыми духом и телом, малодушными и маловерными; начальники делаются виновными в ошибках подчиненных или в беспорядках и убеждаются в своей прежней самонадеянности; высокомнившие о себе государственные и общественные деятели получают, по аттестации их подчиненных, славу неспособных и мало практичных дельцов и т. д. Не трудно нам убедиться, что несчастия, бедствия, скорби и телесные болезни, посылаются нам – людям заблудшим, самонадеянным, гордым, для Того, чтобы мы пришли в самопознание и смирились. Стоит только один день наблюсти за своими Помыслами, словами, делами и поступками, чтобы обличить себя в неправде, в лицемерии, в увлечении и в гордости. Как говорит св. Апостол: «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Но мы судимся Господом (терпим скорби, болезни, испытания), чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор. 11:31–32 ), т.е. чтобы не подвергнуться вечному наказанию с теми, которые не очищены покаянием и плачем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

29. В неделю святых отец. О жизни вечной Молясь Отцу Небесному, Иисус Христос произнес: се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал еси Иисуса Христа! ( Ин.17:3 ). Что святые апостолы не поняли этих слов, пока не облеклись силою свыше и не просветились Духом Святым, совершенно естественно; но почему те же слова и ныне не разумеются ясно людьми, отнюдь нельзя объяснить недостатком просвещения. Вообще у большинства современных людей, будущая вечная жизнь не является сознательною целью настоящей земной жизни и как будто потому, что о ней ничего неизвестно и она совсем непонятна. Замечается единственная цель: наслаждаться земною жизнью до старости, пока есть энергия, рассудок, a затем навсегда заснуть. Желать же того, что неизвестно, им кажется безумием! Пусть же эти люди не обижаются, если мы скажем, что они стремятся к одной участи с животными. Но Господь создал людей не по образу животных. Он дал им душу и свободную волю. Когда же эта воля привела их к грехопадению и осуждению, то Отец Небесный не пожалел для их спасения вочеловечить и предать мучениям до самой смерти Своего Единородного Сына. Воскресением Своим Христос уничтожил вечную смерть, положенную человеческому роду за грехопадение прародителей. Следовательно, Отец Небесный пожелал, чтобы его дети, находящиеся на земле, могли переселиться к Нему в Царство Небесное и были вечно с Ним. Наконец, ради совершенного Христом искупления, Отец Небесный ниспослал на апостолов и чрез них преемственно на всех христиан Духа Святого, дабы на земле утвердилась вера в Сына Божия, царствовала любовь к Богу и ближним и человечество познало тайны царствия Божия. Люди чрез Иисуса Христа воссоединились с вечным Богом и снова получили вечную жизнь. Как бы теперь не мудрили и не старались извратить закон Божий, но вечная смерть человеческих душ уничтожена и им неизбежна вечная жизнь! Вопрос только в том, стоит ли работать для временной жизни, когда предстоит вечная и где мы будем в этой вечной жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

2. В Богородичный праздник. Ищите прежде Царствия Божия... Марфа, Марфа, печишися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу... сказал Господь наш Иисус Христос , – Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея. ( Лк.10:41–42 ). Что же именно: едино на потребу? Слушать слово Божие, как Мария, стремиться уразуметь тайны царствия Божия, правды Его и искренно, всем сердцем отдаться Богу. Ищите прежде царствия Божия и правды Его и все приложится вам, сказал Христос. И так не заботьтесь о завтрашнем дне ( Мф.6 ). Вот задача нашей жизни. Но человеческий разум боится и не хочет верить, что для собственного блага люди должны отвергнуться себя. Наш разум противится понять, как на земле, где человек зарабатывает свое существование в поте лица, может что-либо само приложиться. Так, отцы семейств убеждены, что если они не будут исключительно заботиться о завтрашнем дне и вообще о будущем своих детей, то конечно дети останутся неучами и нищими. Матери думают, что семьи безусловно держатся их бесконечными хлопотами о мелочах. Молодые люди все свое спасение усматривают в хлопотах о карьере и т.д. Все заблуждаются таким образом, потому что человеческий разум – горд и надеется лишь на себя. Самонадеянность и самоуверенность мешают людям просветиться истинным светом, которого источником есть и будет всегда Христос. Наше пристрастное сердце много препятствует избранию благой части. Лжив человеческий разум и бесчувственно наше сердце! Точно отцы семейств не видят и не чувствуют, что не они дают благое детям, а Господь, Отец их небесный. Всем ли детям принесло покой и счастие то добро, которое скопили их отцы? Точно матери семейств не видят, что врожденные, худые наклонности их детей не поддаются коренному исправлению, что у заботливых иногда дети удаются меньше, чем у беззаботных и Господь всегда сохраняет и выращивает заброшенных, сирых и обиженных. Точно молодежь, а также заботящиеся о наживе и славе не видят и не чувствуют, что лживый разум обманывает их на каждом шагу, планы их распадаются как здания, построенные на песке.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

31. В неделю 25-ую. О милосердии (Лк.10:25–37) До христианства люди не знали никакой благотворительности. Если богатые помогали бедным, то отнюдь не из человеколюбия, а из целей житейских, политических, из честолюбия и славолюбия. Богатые как бы откупались от бедных, чтобы только последние их не беспокоили. Поэтому, ничто так не изумляло язычников, как любовь среди первых христиан. Этой любви они не могли понять. Христианская община была одним семейством и чадами единого Отца Небесного. Всякий служил другому и каждый молился за других. Все было у них общее и благотворительность сделалась насущною потребностью; даже бедные, ничего не имевшие, нарочно постились для того, чтобы сделать сбережение и пожертвовать его на общее дело. Каждый обязан был трудиться и считалось великим грехом, если христианин принимал милостыню без особой нужды. Чрез XIX веков эта благотворительность приняла такие размеры, что современные христианские народы готовы признать свой век – «веком милосердия». Сотни тысяч детей, сирот, вдов, калек, болящих, неимущих, старцев и старух призреваются приходскими попечительствами, учреждениями, носящими или знак Креста, или основанными во имя Спасителя, Божией Матери и св. угодников. Но нельзя не согласиться, что современное христианское общество не сохранило святости и чистоты первых христианских общин, а потому и благотворительность ее несомненно имеет не тот характер. Если дело власти и общественных представителей проверять действия благотворительных обществ, то обязанность Церкви – замечать отступления их от Евангельского учения о милосердии и призывать общество на путь апостольских общин, руководившихся наставлениями Христа и первых Его учеников. Каждый христианин вообще обязан проверять свои взгляды, действия, оценивать свои поступки, a тем более дела милосердия. Слово – «милосердие» весьма многознаменательно и имеет обширный смысл. Милосердие нельзя смешивать с значением слова – добро, польза, благотворительность; оно только подобно слову – «любовь». Когда законник спросил Христа: кто мой ближний? то Спаситель ответил притчею о милосердом Самарянине, объяснив этим, что только те люди могут считаться нашими братьями и сестрами, которые выражают свою любовь самоотвержением, личною помощью или трудом в нашу пользу. Затем Христос учил, что милосердие заключается в таких действиях, как накормить алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого, утешить скорбящего, посетить больного или заключенного и наставить заблудшего. Во всем этом Господь требует личного труда, в доказательство любви нашей к ближнему. Кто хочет быть милосердым, тот должен быть братом. Что милосердие есть добродетель возможная для человека, Христос засвидетельствовал данною нам заповедью:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

36. О непрестанной молитве От христиан требуется не только частая, умная, ежедневная, но и непрестанная молитва . Она заповедана нам святым апостолом Павлом, который писал: непрестанно молитеся ( 1Сол.5:18 ), и Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим: бдите убо на всяко время, молящеся, т.е. бодрствуйте на всякое время и молитесь. Кто понимает земную жизнь, влияние злого духа на мир и видит грозящие ежеминутно человеку опасности, тот не удивится необходимости следовать святой заповеди о непрестанной молитве, ибо людям нужна столь же непрестанная помощь Божия. Без этой помощи, без влияния благодати на нас, мы делаемся способными на всевозможные грехопадения и на все смертные грехи. Чтобы спастись, одно средство: бодрствовать на всякое время и молиться, т.е. непрестанно призывать помощь Божию. «Такая молитва , говорят св. отцы, есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач пользует пластырем рану больного, причем страждущий не знает, как происходит излечение, точно так Имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается» (Св. Варсонофий). «Молитва не в том только состоит, говорит Святитель Тихон Задонский , чтобы в известный час стоять и кланяться телом пред Богом и читать написанные молитвы, но в том, чтобы молиться на всякое время и на всяком месте – умом и духом. Можешь возносить ум и сердце к Богу и просить от Него милости и помощи хотя, сидя, лежа, едучи, сидя за трапезою, совершая дела, в уединении и в народе, ибо Бог везде и на всяком месте». Но мирским людям непрестанная молитва кажется неисполнимою, непонятною, вовсе не обязательною и составляющею принадлежность монахов, затворников, схимников, а не тех людей, которые заняты постоянно умственными работами и должны для отдыха проводить свободное время в удовольствиях и развлечениях. Прежде чем сомневаться в возможности и пользе непрестанной молитвы, следует, конечно, испробовать и испытать ее; тогда сомневающиеся убедятся, что сердечная молитва не только не мешает, но способствует работе, хотя бы она совершалась не одними руками, но и умом. Можно призывать Господа не только устами, но одним сердцем, в особенности во время чтения и занятий. Господь ведь Сердцеведец и взирает только на сердце. Если же кто занят такой работой, что ему нельзя тайно призвать имени Божия в своем сердце, что вряд ли справедливо, а только возможно вспоминать о Боге, то и это достаточно, ибо заменяет молитву. Следовательно, во время работы или беседы, прежде работы и после беседы, т.е. во всякое время и во всяком месте, можно и должно призывать себе на помощь Имя Божие. Только такая постоянная молитва заставляет нас жить на земле небесною жизнью, способствует достижению этой главной цели в христианской жизни, ибо соблюдает нас в чистоте, избавляет от врагов и искушений, делает терпеливыми и сильными для испытания и, наконец, согревает сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

37. О современном мученичестве Господь наш Иисус Христос сказал: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! т.е. блажены вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправильно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах! ( Мф.5:11–12 ). Некоторые могут подумать, что наставление Господа не страшится ненависти мира не относится к ним и дано совсем не для наших времен и обстоятельств. Мы не живем ныне, скажут они, среди врагов и гонителей христианства, как жили первые последователи Христовы; мы живем христиане между христианами; мир, который некогда ненавидел христианский род, в продолжении времен, сам переродился в мир христианский. Выслушаем же, возлюбленные, неподражаемое слово по этому поводу великого святителя Митрополита Филарета Московского . Так, говорит он, мир действительно побежден, однако не уничтожен; он еще жив и по прежнему ненавидит тех, которые – Христовы, или стараются быть таковыми. Мир, побежденный верою, плененный в ее послушание, допущенный по сему в область ее, неприметно внес в нее с собою и распространил в ней свой собственный дух; таким образом, сей враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства, прикрывшись именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство ; старается обратно переродить сынов веры в сынов мира, сынов мира не допустить до возрождения в истинную жизнь христианскую, а на непокорных ему вооружается ненавистью, лукавством, злословием, клеветою, презрением и всяким оружием неправды. Тем, которые истинно Христовы и желают убедиться, как ненавидит мир и ныне, всегда это можно испытать на себе. Чем они будут совершеннее и приметнее для мира, тем скорее возбудится ненависть. Пусть они обратятся к премудрым и разумным века сего, например, с учением о премудрости Божией, или о повреждении человеческого естества, или о внутреннем человеке, или о жизни созерцательной, или о действии Святого Духа; чем они будут глубже излагать это бесконечно глубокое учение, тем разумные будут менее разуметь его и тем скорее, вследствие уверенности в превосходстве своего ума, они презрят их, как опасных учителей. Пусть кто – либо из состоятельных отважится, с полною христианскою решимостью, отвергнуть пышность и роскошь, забавы и зрелища, раздать имение нищим, решится жить исключительно церковью, какими уязвляющими взорами будут люди преследовать этого беглеца. Сколько стрел остроумия, или справедливее острого безумия на него посыплется! Нет сомнения, что найдутся люди, которые усомнятся в его здравомыслии потому только, что он решился мыслить и поступать по христиански, не применяясь к миру и его ложным понятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

40. Слово пред приведением воинов к присяге Возлюбленные братья! Господь избрал вас для служения в рядах христолюбивого воинства и ныне настало время вам принести присягу на верность Царю, Его Наследнику и отечеству. Каждый христианин знает и понимает, что произношение клятвы есть великое и важное дело, а также что присяга есть клятва Именем Божиим, пред Его святым Крестом и святым Евангелием, в удостоверение даваемого обещания служить верою и правдою, не жалея себя, для пользы Помазанника Божия – Русского Царя и родины. Однако случается, что люди исполняют положенное законом, как некоторый обряд церковный, не достаточно понимая значение и смысл его, а потому весьма важно мне предварительно объяснить вам основания на которых установлена воинская и всякая присяга. Вам необходимо приступить к исполнению святого долга вполне сознательно, чтобы в вашем сердце не было никакого сомнения, что клятва требуется законом на основании того, что она не только не противна Богу, но и освящена Самим Отцом Небесным и засвидетельствована Самим Спасителем, Иисусом Христом. Многие смешивают божбу и клятву, произносимую в греховных беседах и строго запрещенную Богом, с клятвой законной, установленной в делах богоугодных, важных, для выяснения правды в судах, для блага и добра ближним. Бог никогда не запрещал клясться Его Именем, но велел людям не злоупотреблять клятвою вообще. Не клянитесь, говорит Бог, Именем Моим во лжи ( Лев.19:12 ). Что же значит клясться Именем Божиим? Это значит призывать во свидетели Самого Бога Вездесущего и Всеведущего. Но мог ли Господь запретить людям, для которых он добровольно принял крестную смерть, брать Его в свидетели и именно ради правды и истины? Истину принес ведь на землю Сам Господь Иисус Христос. Нет, не мог запретить и мы знаем, что святые Апостолы приносили клятву. Так св. Апостол Павел начинает одно из своих посланий – клятвой: Бог свидетель, пишет он, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа! ( Флп.1:8 ). Знайте же, возлюбленные, что и Сам Господь Иисус Христос на суде тоже принял присягу. Когда первосвященник, судивший Его, обратился к Иисусу со словами: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий»( Мф.26:63 ), то Иисус Христос не только не сказал первосвященнику, что он спрашивает не должное, – присягу, но напротив тотчас ответил: Ты сказал! Присягая, евреи всегда произносили слова: или аминь, или – ты сказал, или – да будет так. Следовательно, Христос принял присягу на суде и под присягою показал, что Он действительно есть Мессия, Единородный Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010