Архив Икона Божией Матери «Нечаянная радость» Празднование 1/14 мая, 9/22 декабря  Икона Божией Матери «Нечаянная радость». Празднование 1/14 мая, 9/22 декабря Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) В Москве не много храмов, чьей судьбе можно лишь позавидовать. Их миновали пожары, их не захватывали обновленцы, их не закрывали, не перестраивали до неузнаваемости и не сносили. Словно одинокие свечи, стояли они среди разгула безбожия, собирая в своих стенах прекрасных священников и замечательных мирян, помогая им выжить и устоять в вере… Один из таких храмов — церковь во имя пророка Илии Обыденного в тихом московском переулке Втором Обыденском, неподалеку от возрожденного храма Христа Спасителя. Вокруг — милые дворянские особняки старой Москвы, вобравшие в себя уют прежней патриархальной жизни города, когда все прихожане знали друг друга, ходили друг к другу в гости, общались за гостеприимным столом. Но центром жизни духовной был храм. Известна точная дата завершения строительства нынешнего каменного храма — 14 июня 1702 года. А раньше на его месте стоял деревянный, воздвигнутый за один день. Отсюда и название «Обыденный». Такие храмы на Руси ставили, либо прося Господа о чем-то очень важном, либо по обету, в благодарность. Место было выбрано удачное. Рядом — Кремль, по реке же подгоняли нужный для строительства лес. Ни дата, ни обстоятельства этого не известны; но к 1589 году деревянная Ильинская церковь уже существовала. Уже тогда она была любима как царями и патриархами, так и простыми москвичами: «июня 11 день государь [Алексей Михайлович] ходил за кресты [в крестном ходу] к пророку Илье к Обыденному, что за Чертольскими вороты, и в 7191 года мая в 14 день…» Крестные ходы к Илье Обыденному устраивались не только в праздники, часто молили и о дожде или ведре.

http://pravoslavie.ru/put/051222163028.h...

В словах праведного Симеона, встретившего в Иерусалимском храме Пресвятую Богородицу с младенцем Иисусом, сказалась необычайная радость. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, произнес Симеон, яко видесте очи мои спасение Твое ( Лк.2:22–40 ). Как сказано в св. Евангелии, он был муж благочестивый и праведный, чающий утешения Израилева, т.е. веровавший в пришествие Мессии, Сына Божия, Спасителя мира и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И это обетование исполнилось! Теперь он лицезрел Божественного Младенца, Спасителя мира, предвечного Сына Божия, обещанного столько веков страждущему человечеству; он держал на своих руках Агнца Божия, Который должен был примирить Отца Небесного с людьми и открыть им двери рая; он благословил будущего победителя ада, свет ниспосланный для просвещения язычников, слово – дарованное для познания вечной истины! Радость праведного Симеона была так велика, что ее можно только сравнить с радостью погибающего, который вдруг увидел себя спасенным. Сердце его, скорбевшее за будущее, одержимое страхом смерти, тотчас преисполнилось мира, покоя, радости и отрады. Симеон хорошо знал, что по общему закону для всех людей, со времени грехопадения прародителей и ему, по смерти, будет суждено жить вне рая, вне царствия Божия. Земной путь его был труден, как всякого праведника, а впереди ждали опять испытания! Жизнь вдали от Бога составляет невыразимое мучение для души человеческой. Он глубоко верил, что обетование Отца Небесного о ниспослании Сына Божия, Спасителя мира, сбудется, и тогда человечество получит прощение, мир, свободу, а враг – князь мира сего, мучитель человечества, будет побежден и посрамлен; но когда явится миру Христос Спаситель, скоро ли возродится человечество к новой жизни, a любящие Бога получат свободу и награду за земные подвиги, это было великою тайною и для Симеона. Естественно, что весь он преисполнился невыразимой радостью, когда увидел своего Спасителя, принял Его в свои руки и сознал, что твердая его вера, потребовавшая в течении всей жизни столько труда, борьбы и подвигов, оправдалась и осуществилась. Страх смерти заменился радостью о будущей жизни пред лицом Божиим, в царстве небесном, где каждое дыхание обращено в блаженство, наслаждение, радость о Господе, в любовь, в правду, в славу и хвалу Божию. Симеон, как праведник, познавший тайны Божии и мира сего, возрадовался теперь духом о спасении всего человечества, столько веков заключенного и мучимого в аду. Он предвкушал приближение мира Христова для всего мира и наказания злейшего врага спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Весть о неожиданной смерти Князя Мины застала Великую Княжну в пути и, видя в этом особое указание Божие, она прямо отправилась в Ризположенский монастырь, несколько лет перед этим основанный и как бы для нее приготовленный. Здесь преподобная Ефросиния прожила 31 год, исполняя все тяжелые послушания, претерпевая нужды и бедность, в особенности после мученической кончины ее родителя и будучи примером всем монашествующим. Слава о благочестивой и подвижнической жизни ее привлекала народ даже из далеких стран; а под конец жизни, она удостоилась от Господа дара чудотворений. Современники ее свидетельствуют о всеобщем народном горе, сказавшемся при ее кончине. Много тысяч людей лишились ее духовной помощи, наставлений, ласок и поддержки. Больные, страждущие, бедствующие видели в ней единственную себе помощь и отраду. Известно, что жители Суздаля спасались от разных бедствий и набега грозных татарских полчищ по неотступным молитвам преподобной Ефросинии. Все были убеждены, что дивная избранница Божия вскоре прославится открытием ее святых мощей; однако, прошло три столетия, пока новые разительные чудеса не обратили внимание духовных властей на могилу преподобной Ефросинии. Россия переживала в то время тяжелое царствование Иоанна Грозного. Господь многими знамениями и чудесами у гробниц святых поддерживал веру в народе и вразумлял ожесточенных правителей. В жизнеописании преподобной говорится, что в один год было удостоверено 56 случаев чудесных исцелений на могиле ее. Слава о чудесах вновь обратила сердца боголюбивых людей к Ризположенскому монастырю и тогда же был построен каменный храм, в котором мы ныне совершаем торжественное служение, a затем, по ходатайству епископа Варлаама, дивная избранница Божия была причислена к лику святых. Все ожидали открытия ее святых мощей, но повеления о том не последовало. Суждено было пройти еще столетию до этого радостного события, совершившегося, несомненно, по особой Божественной цели, в царствование Императора Петра I. Когда, казалось, никто и не думал об опальном Суздале, придерживавшимся старины, и никому не приходила в голову мысль о возможности теперь открытия св. мощей преподобной Ефросинии, тогда именно и сказалась воля Божия. 17-го Сентября 1700 года прибыл в Ризположенский монастырь, в сопровождена нескольких духовных лиц, Святитель Митрополит Илларион, всеми уважаемый и любимый за его благочестивую и подвижническую жизнь, (недавно перед этим свидетельствовавший, по повелению Императора, св. мощи Благоверного В. Князя Александра Невского) и сам отслужил молебен преподобной Ефросинии, всенощное бдение, после чего приказал копать землю над гробницею, при пении псалмов. 18-го числа, на рассвете, обрели нетленный гроб и св. мощи Преподобной, судьба которых была также необыкновенна, как и жизнь Ефросинии, ибо не смотря на множество чудес, св. мощи лежали под спудом около 450 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Если нет новых святых - значит Церковь умерла Интервью с настоятелем храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиереем Кириллом Каледой Елена Варова Источник: Епархия города Москвы      Церковь жива Вы являетесь членом Синодальной комиссии по канонизации святых. Расскажите, как начинался процесс канонизации новомучеников и исповедников XX века? Это был 2000-й год? Нет, это было раньше. Комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви была создана к празднованию 1000-летия Крещения Руси. К этой дате митрополитом Коломенским и Крутицким Ювеналием была проделана большая работа по изучению опыта канонизации святых в Русской Православной Церкви. Было понимание того, что без свидетельств о рождении в Церкви новых святых она жить не может. Если нет новых святых значит, Церковь умерла, а процесс канонизации является подтверждением того, что Она жива. Владыка Ювеналий очень хорошо сформулировал эту мысль. И именно тогда был поднят вопрос о необходимости организации этой большой работы по подготовке к канонизации святых нашей Церкви. В результате на Юбилейном Соборе, приуроченном к 1000-летию Крещения Руси, был прославлен целый ряд святых. Естественно, вопрос о канонизации новомучеников тогда не стоял, потому, что «у руля» еще была советская власть. Тогда были прославлены древние святые, такие как Димитрий Донской, старец Амвросий Оптинский, отец Иоанн Кронштадтский и другие. Но на основе этой работы, с одной стороны, богословской, с другой стороны, исторической, были сделаны определенные выводы и накоплен опыт, который впоследствии помог в вопросе канонизации святых, просиявших уже в XX веке. В ряду первых были прославлены Патриарх Тихон, священномученик Серафим (Чичагов), пострадавший на Бутовском полигоне, митрополит Петр (Полянский), архиепископ Фаддей (Успенский). Комиссия начала работать, и возглавил ее митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В 90-х годах стало ясно, что появляется возможность прославления новомучеников, открылись архивы, стало возможным проводить исследования.

http://pravoslavie.ru/104060.html

За Христа пострадавшие от безбожной власти в СССР и в Болгарии. Часть 1 Убиение праведников в Бутове. Клеймо иконы " Новомученики и исповедники Российские " «Гонение окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства» . Эти слова сказал в 1937 году, незадолго до своего расстрела, митрополит Серафим (Чичагов), и они были пророческими. Действительно, после освобождения от коммунистического ига Православная Церковь канонизировала многих мучеников, и в их числе самого митрополита Серафима. Прославление новомучеников, пострадавших за Христа во время безбожной власти, было совершено в Русской, Грузинской, Сербской и Польской Поместных Церквях. В Болгарской Православной Церкви до настоящего времени не прославлен ни один новомученик, хотя репрессии коммунистической власти были и здесь: известны имена репрессированных священнослужителей и монахов, из которых одни претерпели тюремное заключение, а другие были убиты. Среди болгарских верующих сохраняется благоговейная память об этих страдальцах, изучаются обстоятельства их жизни и смерти, обсуждается вопрос о необходимости их канонизации. Мы решили внести свою скромную лепту в дискуссию по этому важному вопросу и рассказать о подвиге уже прославленных новомучеников, сопоставив с ним известные сведения о пострадавших болгарских священнослужителях, а также в целом осветить некоторые обстоятельства мученического подвига при коммунистических гонениях. Стоит отметить, что в сонме новомучеников и исповедников Российских есть люди разного этнического происхождения, и в том числе один этнический болгарин – священномученик Виктор (Киранов; † 1942). I Существуют некоторые стереотипы о мученичестве, которые мешают должным образом осознать и оценить подвиг новомучеников. Так, некоторые считают, что мучеником можно назвать лишь того, кто погиб от руки гонителей, прямо декларирующих, что они убивают именно за христианские убеждения. А если же убийцы объявляют, что убили по каким-либо другим причинам, например за преступления против государства, то это уже и не мученичество.

http://pravoslavie.ru/41945.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Сергей Нилус и преподобный Варсонофий Оптинский К вопросу о смуте в Оптиной пустыни 03.09.2022 1627 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Ранее мною была написана статья « Был ли погром в Оптиной пустыни? », в которой я опроверг (или, по крайней мере, попытался опровергнуть) утверждения, будто бы епископ Серафим (Чичагов), будущий священномученик, повинен в разгроме Оптиной пустыни и гонениях на преподобного Варсонофия Оптинского и духовного писателя Сергея Нилуса, изгнание которого некоторые связывают с местью за то, что он «открыл» т.н. «Протоколы Сионских мудрецов». Никакого разгрома святитель не учинял, гонений на преп. Варсонофия не устраивал (а совсем даже наоборот), а Сергей Нилус был совершенно справедливо удален из Оптиной пустыни. Однако я хочу заметить, что вовсе не считаю С. Нилуса неким прохвостом и проходимцем, как может показаться из моей статьи. Да, его попытка рукоположиться в священники, имея серьезное каноническое препятствие (то обстоятельство, что некогда он сожительствовал с некоей Володимировой) не красит его, и всё же, думаю, что человек он был искренний. Об этом говорит тот факт, что он смело стоял в православии во времена большевицких гонений. Я лично отнюдь не одобряю его антисергианства, но не уважать его принципиальность нельзя. В своей статье я упоминал статью иеродиакона Платона (Рожкова) «Преподобный Варсонофий и Оптинская смута», но не стал разбирать его следующее утверждение о причинах изгнания Нилуса: «... вероятна месть определенных столичных кругов к писателю С.А. Нилусу, трудившегося под покровительством оптинских старцев и опубликовавшего свои резонансные сочинения «Близ есть при дверех» и «Протоколы сионских мудрецов». Другими мотивами объяснить совершенно нелогичный, не относящийся к ведению монастырского хозяйства, запрет на проживание мирян при монастыре не более 10 дней трудно. Эту версию подтверждают слова Елены Концевич, которая пишет, что именно за поддержку С.А. Нилуса пострадал старец Варсонофий».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/03/se...

Какое чудесное, величественное, страшное и небесное зрелище! Воскресший Господь наш Иисус Христос, в прославленном теле, с зияющими ранами на руках и ногах, облаченный в белую, как снег, одежду, выводит среди дня св. Апостолов и других учеников из царственного града Иерусалима, на дорогу в Вифанию и направляется с ними к Елеонской горе. Его окружают множество людей, воодушевленных пламенною любовию к Нему. Св. Апостолы, уверовавшие, наконец, в спасительное Воскресение Господа, пережившие за последние шесть недель столько тревог, скорбей, радостей и сомнений, возрожденные духом и разумом к познанию Писаний и, волнующиеся от сердечного восторга и трепета, идут молча за Иисусом Христом, не ведая, куда и зачем и боятся нарушить таинственную тишину каким-либо словом. Даже пылкий и любознательный Петр ни о чем не вопрошает Учителя. Все они ни на минуту не отрывают своих глаз от Божественного Лика Спасителя и с недоумением всматриваются в изменившиеся и просветившиеся черты Иисуса. Боясь верить своему счастью, что они снова со Христом и, ощущая от лицезрения Его невыразимый страх, они напрягают слух, чтобы уловить каждое слово Спасителя. Около Господа идут любимейшие ученики: Иоанн и Петр, из которых первый ранее всех уверовал, в глубине своего сердца, тайно, в воскресение Сына Божия, как только увидел ризы едины лежащие в гробу; (он не видевший, но уверовавший) и второй – сомневавшийся и дивившийся сам себе бывшему ( Лк.24:12 ), пока не удостоился особого явления Воскресшего ( Лк.24:34 ; 1Кор.15:5 ). Тут же с ними, сияющая небесною радостью, Преблагословенная Богоматерь, совершеннейший сосуд благодати, слагающая глаголы в сердце Своем. Впереди других провозвестница чудесного воскресения Господа из мертвых, беспредельно преданная и безмерно любящая Мария Магдалина. Вблизи Господа и другие: апостол Фома, избранный Провидением, за его пытливость, для удостоверения в истине воскресения настоящих и будущих христиан, благоговейный Иаков, кроткий Андрей, Лука и Клеопа, которых сопутствовал Христос в Еммаус, воскрешенный Лазарь, теперь плачущий в свою очередь от радости, что видит воскресшего Спасителя своего, возлюбленные Господом сестры его – Мария и Марфа, Филипп и Варфоломей, Иаков Алфеев и Иуда – брат Иакова. Все они были свидетелями многочисленных чудес, явленных Сыном Божиим в Иерусалиме и Галилее, по воскресении. Целый сонм жен мироносиц и других учеников окружает прославленного Сына – Человеческого, смертию смерть поправшего, победителя ада, в Котором благоволение Отца Небесного. Какое же человеческое слово в силе изобразить это небесное, не земное шествие?!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

– Множество людей. Это и первый батюшка, к которому я когда-то пришел на исповедь, и который, слава Богу, по сей день жив. И множество прихожан тех замечательных храмов, в которые я ходил на службы. Помимо этого, были замечательные книги, которых и сейчас очень много в православных лавках. – Как отнеслись Ваши родители к тому, что Вы решили посвятить свою жизнь христианскому служению? – Родители не были воцерковленными с детства, и для них это было не очень понятно. Но они отнеслись с большим уважением и понесли часть трудов вместе со мной, за что я им очень благодарен. Они взяли на себя житейские, бытовые нагрузки, чтобы у меня была возможность полноценно посвятить себя священническому служению. – Понятно, что Библия и Евангелие – это главные книги жизни. А есть ли у Вас любимые труды святоотеческой литературы? – Конечно. Например, уже в девяностые годы, которые совпали с началом моего христианского пути, издавалось много замечательных книг. Я помню книгу Сергия Нилуса « На берегу Божьей реки », прекрасное произведение о жизни Оптинских подвижников. Или – « Описание Серафимо-Дивеевского монастыря », это книга, составленная священномучеником Серафимом Чичаговым , она посвящена преподобному Серафиму Саровскому . Или – удивительная книга о новомучениках Оптинских « Пасха красная », которая стала ярким явлением своего времени. А из святоотеческих книг мне очень близки труды сербского святителя Николая Велимировича . Далее можно долго перечислять. – Недавно закончился Успенский пост, он самый короткий из всех Постов. Что мы могли успеть сделать за такой непродолжительный период для своего духовного роста? – В духовной жизни, как, например, в спорте, есть разные виды упражнений. Например, марафон и бег на короткие дистанции. Они значительно отличаются друг от друга, и не может человек одновременно заниматься тем и другим. В духовной жизни марафон – это Великий пост , а есть такая краткая дистанция, но совершенно яркая, как Успенский пост , он длится всего две недели. Он посвящен Успению Божией Матери , и важно успеть прочитать сказание о Ее жизни, почитать акафист Божией Матери, Ее Успению . А можно пройти этот Пост, молясь совершенно замечательными короткими молитвочками, которые посвящены Пресвятой Богородице. И все это позволяет за короткое время Успенского Поста прикоснуться к тайне жизни, чистоты и воскресения Пресвятой Богородицы . Это самое главное, что необходимо сделать.

http://azbyka.ru/way/vladyka-evgenij-kul...

Молчание Богородицы По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо во главе христианства стала Его Преблагословенная Матерь, Пресвятая Дева Мария. Она была на земле первообразом христианской женщины. Святая Церковь , основанная апостолами, хранила Ее как святыню и после дивного Успения Богоматери признала Ее, Препрославленную, превыше ангелов, своею всесильною Заступницей, Молитвенницей и Предстательницей пред Сыном Божиим, Спасителем мира. Только по Ее Успении открылась людям духовная сила и всемирная слава Богородицы. Но вот вопрос: почему же в Святом Евангелии, составленном значительно позже сошествия Святого Духа на апостолов, ничего не повествуется о жизни и деяниях Матери Божией? Отчего у четырех евангелистов нигде ни одним словом не упоминается о чудесном рождении Пресвятой Девы от престарелых родителей Иоакима и Анны, о Ее воспитании, посвящении Богу, о страданиях и подвигах? Имя Божией Матери весьма редко встречается в Евангелии и всегда при таких обстоятельствах и событиях, которые касаются более Самого Господа Иисуса Христа. Все, что известно нам о Пресвятой Богородице, записано было учениками апостольскими и святыми отцами по дошедшему до них церковному преданию. Причина безмолвия Священного Писания Нового Завета о жизни и подвигах Пресвятой Девы Марии – в Самой Богоматери, в Ее душевном настроении, в Ее высочайших, чистейших и совершеннейших добродетелях, в Ее смирении и самоотречении, с одной стороны, и строгости христианского духа – с другой, а также в Ее правилах жизни, той жизни, которую Она сложила в Своем сердце, жизни в тихости, безмолвии духа! Величие и слава Богоматери на земле остались внутри Ее Самой и сделались неприкосновенными не только для всех людей, но и для Ее Божественного Сына. Воспитанная под сенью Храма, вскормленная и просвещенная во Святом Святых, Она была одарена высшею, отрешенною любовью к одному Богу и сделалась образом нравственной чистоты. Как носительница величайшей тайны Божией, не доступной никакому человеческому разуму, Она трепетно хранила в Себе собственное сознание о величии, дарованном Ей Всемогущим Творцом, и, как преисполненная кротости, смирения и тихости духа, со страхом вмещала все глаголы, сказания и предсказания о Христе и Спасителе и события, относящиеся к Ее земной жизни, «слагая их в сердце Своем» ( Лк.2:19 ). По выражению одного из святителей, сердце Преблагословенной Марии сделалось первою книгою, в которой было вписано Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Он был избранником Божиим. Это доказывается уже появлением старца в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров. Он был избран Самим Господом для пустынножительства, ибо такая жизнь не устраивается по произволу и разуму человеческому, но по особому смотрению, определению, призванию и откровению Божиему. Антоний Великий , глава монашества, учредитель пустынножития, удалился в пустыню для строжайшего безмолвия, по повелению Божественного гласа. Преподобному Макарию Великому явился херувим, который показал бесплодную дикую равнину, впоследствии знаменитый Египетский скит, и заповедал поместиться в ней на жительство, предсказав, что пустынная равнина населится множеством отшельников (Алфавит. Патерик). Арсений Великий , находясь в царских палатах, молил Бога, чтоб ему был указан путь спасения и услышал голос: Арсений! бегай от человеков и спасешься! (там же). Церковной истории известны отшельники и затворники, которые вступили на этот путь самопроизвольно, не призванные Богом, и они подвергались величайшим душевным бедствиям. Св. Иоанн Лествичник говорит, что склонные к высокоумию и другим душевным страстям никак не должны избирать себе уединенного жительства, а пребывать среди братства и спасаться деланием заповедей. От преждевременного затвора рождается бесовская прелесть, не только очевидная, но и невидимая по наружности: мысленная, нравственная, несравненно более опасная, нежели первая, как врачующаяся весьма трудно. Отшельническая жизнь весьма тягостна, объясняет св. Ефрем Сирин : это путь трудный для невежд, несносный для всякого юноши, скорбный для людей простосердечных (V, 291) Немного было иноков, пишет св. Макарий Великий , которые с добрым началом соединили добрый конец, дошли непреткновенно до цели, имели единую любовь к Единому Богу и отрешились от всего. Многие приходят в умиление, многие делаются причастниками небесной благодати, уязвляются небесною любовию, но не выдержав встретившихся на пути различных борений, подвигов, трудов и искушений от лукавого, остались в мире и погрязли в глубине его. A те, которые намерены действительно проходить доброе житие, должны руководствоваться одною небесною любовию, не примешивая к ней никакой другой привязанности чтобы не препятствовать духовному совершенствованию, не возвратиться вспять и, наконец, не лишиться жизни. Как обетования Божии велики, неизглаголаны и неисповедимы, так потребны нам вера и надежда, труды и великие подвиги, и долговременное испытание (Доброт. 1:195–96).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010