Что это? Как это можно объяснить? Вы сами знаете ответ: в нужную минуту не хватало снарядов, бывало, что у немцев пушка и пулемет, а у русского воина дубина, да и то не у каждого. И произошло это потому, что при старой власти не готовилось снарядов, выдавались планы немцам, предавались русские люди. Нельзя перечислить всех тех действий, которые претерпела Россия из-за этих негодных людей. И вот народ восстал за правду, за Россию, свергнул старую власть, которую Бог через народ покарал за все ее тяжкие и великие грехи. Теперь народ хочет сам устроить свою жизнь так, чтобы всем жилось хорошо, легко, по правде Божией. Учредительное Собрание, которое изберет весь народ, установит новую форму правления, при которой будут решены все важные задачи, устранено все то зло, которое еще осталось у нас от старого строя. Доя крестьян будет разрешен вопрос о земле, что так тревожит и волнует крестьянство; для рабочих – о правильной оплате их труда, словом, будет сделано все, чтобы всем обездоленным, угнетенным жилось на Божием свете легко и радостно. Не будет у нас больше неправды, насилия, обмана и продажности, но сам народ решит все по полной справедливости. Дай Бог , чтобы скорее настало это благословенное, долгожданное и желанное счастливое время. Но, братья, сейчас нельзя приступить к разрешению всего вышесказанного. Скажу более того: еще неизвестно – да будет ли еще то, чего мы все так желаем. Может быть, все повернется назад по-старому, и еще более – станет гораздо страшнее и тяжелее жить, чем это было при старом правительстве. Потому что грозный враг наш, немец, еще не побежден, потому что немцы так далеко ушли в глубь России, что хотят грозить и самым столицам нашим. Теперь немцы хорошо понимают, что Россия при новом строе для них враг гораздо более страшный, чем это было раньше, когда старое правительство продавало им Россию. Поэтому они напрягают все свои силы к тому, чтобы победить нас, чтобы вернуть к нам все старое, может быть, мечтают о том, чтобы какой-нибудь немецкий принц стал русским царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. 10. Офиц. отдел. С. 270271. 76. Из обращения к духовенству епархии епископа Томского и Алтайского Анатолия (Каменского), депутата IV Государственной Думы 14 марта 1917 г. Доходят до сведения моего слухи и известия, что в некоторых приходах епархии между прихожанами и духовенством выходят недоразумения на почве различных отношений к совершившемуся перевороту в нашем отечестве, точнее сказать от неодинакового понимания переживаемого момента. Отцы и братия! Над нашей Родиной, ее судьбами свершилась воля Божия, святая, непреложная. Мы вступили на новую дорогу жизни. Старое правительство сменено новым. Хотя оно временное, но ему следует подчиняться и исполнять все его распоряжения, как постоянного. Без правительства страна не может существовать. Без правительства страна будет ввергнута в анархию. В другое время некоторые несогласия в понимании переживаемого момента могли бы быть допустимы. Но ведь над нами, над нашей родиной нависла грозная опасность. Враг стоит на границах нашей земли и грозит отторжением новых частей нашего Отечества и вечным порабощением России. Теперь все усилия наши должны быть направлены к умиротворению страны, к поддержанию порядка и спокойствия, каких бы жертв это ни стоило. Духовенство всегда, во все трудные моменты нашей долголетней истории, своей любовью к Родине, своим самопожертвованием на пользу ее являлось добрым ее слугой. Пусть будет оно таким же и ныне. История оценит его поведение, его личные жертвы, приносимые на алтарь Отечества. В переживаемые дни ему необходимо возвышать свой голос с призывом к порядку и к спокойствию, к умиротворяющей и отрезвляющей молитве. Необходимо усилить в храмах проповедь с призывом к покаянию, к воздержанию, к трезвости. Но так учить, чтобы со стороны не слышались по адресу духовенства обвинения в агитационном настроении. В настоящую минуту всякая страстность в речах неуместна. Все недоразумения в приходах, возникающие сейчас между прихожанами и духовенством, если они будут обсуждаться страстно, только обострят отношения сторон...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всемогущий Творец и Промыслитель Господь Бог да дарует Правительству нашему мудрость и силу, а нас да сохранит в мире, единомыслии на благо хранимой Им державы Российской и во славу Его Пресвятого Имени. Смоленские епарх. ведомости. Смоленск, 1917. 56. Отдел неофиц. С. 103. 102. Из архипастырского наставления духовенству епархии архиепископа Курского и Обоянского Тихона (Василевского) Март 1917 г. Отцы и Братия! Родина наша переживает сейчас великий исторический момент: закончился наш старый самодержавный строй, 2 марта Россия родилась в новую государственно-общественную жизнь... Сохранять спокойствие и порядок жизни, взывать к спокойствию и порядку, и нести мир, мир и мир в народные массы. Вы спросите, как это сделать? – Добрым примером и разумным словом. 1). Покажите народу в своей собственной жизни и деятельности, что быть гражданином свободного отечества – это прежде всего значит уметь исполнять по надлежащему свои обязанности. Поэтому не только спокойно, но с удвоенной энергией продолжайте свою работу каждый на своем месте. Приложите к работе вашей всю силу разумения вашего, одушевляемые сознанием, что вы деятельно служите Церкви и Отечеству, а не отбываете лишь повинность, как наемный рабочий в чужом деле. В таком отношении вашем к вашей должностной работе – ваш первый священный долг в настоящую серьезную минуту. Памятуйте и разъясняйте окружающему вас населению, что новому свободному обществу нужны прежде всего разумные и полезные, хотя бы и скромные дела, а не громкие, но бесплодные слова. 2). Во главе русского государства стоит ныне Временное правительство, облеченное доверием Государственной Думы. Памятуйте, что упрочение нового государственного строя, а тем более победа над внешним врагом возможны только при единой сильной власти. И потому, пока не будет созвано Учредительное собрание, и пока оно не установит постоянной формы государственного правления, наш священный долг – всецело подчиняться Временному правительству и его представителям на местах, его одного признавать и всячески содействовать проведению в жизнь его начинаний...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы задержать грозную лавину, надвигающуюся на нас с запада, многие миллионы наших доблестных воинов – цвет народа нашего – стоят на нашем тысячеверстном фронте, готовые грудью встретить и отразить ужасный вражеский напор. Наше Временное Правительство истощается в усилиях найти средства на содержание доблестного многочисленного воинства, на снабжение его орудиями, снарядами и всем необходимым для достижения победы. Содержание огромных армий, кораблей, снаряжение их необходимыми орудиями борьбы требует громадных, невообразимых в прежние времена, денежных средств: достаточно сказать, что ежедневно расходуется на это до 55 миллионов, а война продолжается уже более 1000 дней. Для изыскания новых средств Временное наше Правительство выпустило новый военный заем, под именем «Займа Свободы», и обращается к патриотизму всех верных сынов Родины ссудить государству свои деньги, у кого сколько имеется, чтобы продолжить войну до победного конца. Священный долг всех нас, беззаветно любящих свою родину, оказать всевозможное содействие успеху займа, и прежде всего долг пастырей церкви. Русское духовенство, близкое народу по духу и жизни, в древние времена за одно с народом, часто во главе его отстаивало свободу и неприкосновенность родной земли. И ныне пастыри церкви, нераздельные с народом, должны неустанно напоминать народу, как опасно настоящее положение и какими средствами опасность может быть устранена. Главное средство помочь Родине это дать государству деньги на одоление упорного беспощадного врага, потому что иначе нам грозит ужаснейшее рабство. Посему я обращаюсь к духовенству Московской епархии, белому и монашествующему, с убедительною просьбою: 1) в соответствии с определением Св. Синода, напечатанным в 2 Всероссийского Церковно-Общественного Вестника за текущий год, 279 разъяснять народу с церковной кафедры и путем частных бесед, при всяком удобном случае, великую государственную важность и необходимость «Займа Свободы» и обязанность каждого гражданина принять в нем посильное участие 2) обращать в облигации «Займа Свободы» все наличные церковные, монастырские, благотворительные и иные суммы, а также личные свои сбережения, у кого они имеются; и 3) указывать несведущим прихожанам легчайшие способы приобретения облигаций «Займа Свободы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Определение Св. синода 1215 «Об установлении новой формы определений и указов Святейшего Синода» 6 марта 1917 г. 1917 года, марта 6 дня Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви имели суждение об установлении новой формы определений и указов Святейшего Синода. ПОСТАНОВИЛИ: Прилагаемые при сем образцы форм определения и указа из Святейшего Правительствующего Синода утвердить к исполнению. 35 О чем и объявить кому следует по надлежащему. 36 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 43. Машинопись. Копия. Приложение I к 3 Форма Определений Св. синода 6 марта 1917 г. 191_ года, _ [месяца] « __» дня Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви СЛУШАЛИ 37 : ...ПРИКАЗАЛИ: ...Подписи членов Синода, решавших дело, начиная с первенствующего. 38 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 44. Машинопись. Образец формы определения Св. синода. Приложение II к 3 Форма Указов Св. синода 6 марта 1917 г. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви СЛУШАЛИ: .... РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 45. Машинопись. Образец формы указа Св. синода. 4. Определение Св. синода 1223 «Об исправлении богослужебных чинов ввиду происшедшей перемены в государственном управлении» 7 марта 1917 г. 1917 года Марта «7» дня. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви имели суждение об исправлении богослужебных чинов и молитвословий в виду происшедшей перемены в государственном управлении. ПРИКАЗАЛИ: Поручить состоящей под председательством Преосвященного Сергия [(Страгородского)], Архиепископа Финляндского, Комиссии по исправлению богослужебных книг произвести соответственно с происшедшею переменою в государственном управлении изменения в богослужебных чинах и молитвословиях; о чем, для исполнения, и послать Преосвященному Финляндскому указ. 39 [Определение подписали: ... 40 ]. 41 РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 19. Машинопись. Подлинник. 5. Из определения Св. синода 1226

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О еже вскоре сердца непримирительная озлобленных людей от кровопролитного их желания к братолюбию и умирению преложити, и утолити междоусобную брань, Господу помолимся. 2) На Сугубой ектений после [прошения] «Еще молимся о всем их христолюбивом [воинстве]»: О еже искоренити вся зависти, рвения, гневы и братоненавидения, и вся прочия страсти в нас обретающияся, из них же истекают вся крамолы, раздоры и нестроения, ныне сущия, Господу помолимся. Еще молимся Господу Богу нашему, о еже призрети на стенание, слезы и вопль людей Своих, и видев озлобление, нищету и смирение наше, милостиву быти и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и помиловати нас. Еще молимся, о еже утолити вся крамолы, нестроения и раздоры, грех ради наших сущия, 66 и утолити вскоре междоусобную брань, и помиловати нас. Еще молимся, о еже не оставити стадо Свое озлобленьми лукавых и враждебных человек погибати и умалятися, но вскоре свыше Свою помощь, заступление же и отраду верным, аще 67 и недостойным, рабом своим подати, и от всякого злаго обстояния силою благости Своея избавити, и помиловати нас. Господи Боже наш, остави вся грехи и беззакония наша, имиже 68 раздражихом Твое человеколюбие и прогневах Твою благость: но отврати от нас весь гнев Твой навеки, праведно движимый на ны, и утоли вся крамолы, нестроения и раздоры, ныне сущыя, и междоусобныя брани утоли и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение, и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию: славы ради Имени Твоего, утверждения же и укрепления Церкви Твоея святыя молим ти ся, 69 услыши и помилуй. 70 Московские ведомости. М., 1905. 275. С. 1. Приложение III к 10 Определение Св. синода 5429 «Об установлении особого на сугубой ектений на литургии моления по поводу происходящих в России смут и нестроений» 28 октября 1905 г. Святейший Правительствующий Синод, имев суждение об установлении в православных церквах моления ввиду происходящих во многих местностях Империи смут и волнений и признавая благопотребным призвать верных чад Церкви православной к молитве об отвращении от нас гнева Божия и об утверждении в земле нашей мира и безмятежия, благословляет: установить возношение во всех церквах Империи за Божественной Литургией на сугубой ектений после прошения «Еще молимся о плодоносящих ... и прочее», еще следующего прошения: «Еще молимся, о еже сохранитися царствующему граду нашему и всей земли нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани; о еже милостиву и благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащего и праведного своего прещения, и помиловати ны».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При сопоставлении этих правил с действительной жизнью Русской Церкви нельзя не заметить некоторых уклонений последней от тех правил, в хранении которых иерархи дают клятвенное обещание. 249 Решаюсь указать некоторые церковные законоположения и бывшие в недавнее время уклонения от них. Так, властью или настоянием чиновника, уполномоченного от Временного Правительства, 250 несколько иерархов были лишены занимаемых ими кафедр, и на место их выбраны и поставлены другие. Таковым своевольным действием мирского чиновника нарушены следующие канонические правила. [...]. 251 На основании этих правил справедливо и у нас в России признать неканоничными бывшие в последнее время избрания новых иерархов на место удаленных, или, как выражается чиновник, «разогнанных» им без суда и следствия. На том же основании можно сказать и об избрании нового иерарха на Московскую кафедру. Но говоря об этом последнем, я отнюдь не желаю касаться личности новоизбранного, нравственно безупречного, не решусь отрицать его правоспособности к управлению епархией. Буду говорить только о неканоничности такого избрания. Лично, со своей участью я волей-неволей готов примириться. Но не могу не говорить о неканоничности удалений и выборов иерархов, совершившихся в последнее время. 252 Пример же московского избрания мне более известен и близок. Неканоничность избрания нового иерарха на Московскую кафедру выразилась в следующих актах. Избрание на кафедру московского митрополита производилось мирянами и членами клира, выбранными от приходов и от благочинии, при недопущении к тому епископов, находящихся в городе. 253 Таковыми выборами нарушено 13-е правило Лаодикийского собора, которое гласит, по толкованию Аристина 254 : «Не избран [во епископа], кто избирается мирскими людьми. Епископы поставляются по избранию митрополитов и епископов». Избрание на Московскую кафедру совершено тогда, когда ее нельзя было считать свободною, ибо прежний митрополит 256 хотя и дал «рукописание отречения», но сделал это «не по собственному произволению, а по нужде, по страху и по угрозам от некоторых» и, кроме того, с церковными постановлениями не сообразно, яко некие священнодействители представляют рукописание отречения: ибо аще достойны служити, да пребывают в сем, аще же недостойны, да удаляются от служения не отречением, но паче осуждением по делам, противу коих может кто-либо вознести великий вопль, яко происходящих вне всякого порядка».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохраните твердо возвещенную Господом Иисусом Христом заповедь о любви к ближним. Любовь к ближним созидает общее благо, устрояет порядок, и да будут вами охраняемы и ценимы, как ваши собственные, и жизнь, и личность, и права, и собственность ближнего. Оказывайте повиновение предержащей, указанной Государственной Думой, как общей, так и местной власти, чтобы своим внутренним нестроением не дать жестокому врагу повода надеяться, что над нами можно одержать победу. Внутренний мир и порядок дадут бодрость и силу воинам нашим для победы над внешним врагом. Все с удвоенной силой исполняйте свои обязанности. Усиленно работайте для обеспечения армии и населения. Имеющие запасы хлеба – продавайте уполномоченным и нуждающимся. Имеющие деньги – стремитесь обращать их в военный заем и тем способствовать победе над врагом. Усугубьте ваши молитвы пред Господом, Царем царствующих, да ниспошлет Он Духа Премудрости и разума настоящим правителям Державы Российской водворить порядок и правду в земле нашей, а нас всех да умудрит Святый Дух в единодушном избрании и признании той Высшей Власти, которая нужна будет для блага и славы Великой России. Непрестанно молитесь, и Бог мира да наставит вас на всякое дело благое. Благословение Божие да будет над вами. РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 21. Л. 54. Машинопись. Копия; Калужский церк.-обществ, вестник. Калуга, 1917. 89. С. 23. 45. Постановление собрания викарных архиереев, 144 благочинных и старейших представителей духовенства Киева 6 марта 1917 г. Признавая Временное правительство, духовенство города Киева, в сознании важности переживаемого русским народом момента, поставляет долгом своей совести подчиняться этому правительству, словом и примером содействовать сохранению порядка и спокойствия внутри страны и располагать всех к тому, чтобы, оставаясь на своем месте, каждый работал не за страх, а за совесть для победы над врагом, для благоденствия и славы дорогой Родины. 145 Киевлянин. Киев, 1917. 66. С. 12. 46. Письмо председателю Исполнительного комитета Совета объединенных общественных организаций Киева викария Киевской епархии епископа Чигиринского Никодима (Кроткова) 146 Не позднее 6 марта 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь второй вопрос: почему не молимся за царей? Потому, что царя у нас теперь нет и нет потому, что оба царя от управления Россией отказались сами, а насильно их невозможно именовать тем наименованием, которое они с себя сложили. Если бы царь наш не отказался от власти и хотя бы томился в темнице, то я бы увещевал стоять за него и умирать за него, но теперь ради послушания ему и его брату мы уже не можем возносить имя его, как Всероссийского Государя. От вас зависит, если желаете, устроить снова царскую власть в России, но законным порядком, чрез разумные выборы представителей своих в Учредительное Собрание. А какой это будет законный порядок выборов, о том решат, уже не мы духовные, а Временное Правительство. 137 Пастырь и паства. Харьков, 1917. 10. Часть неофиц. С. 279281. 39. Речь епископа Вятского и Слободского Никандра (Феноменова) в кафедральном соборе Вятки 138 5 марта 1917 г. Когда в семье малые дети, то все заботы и труды семейные лежат на родителях, которые, случается, вынуждаются приглашать в помощь себе людей со стороны. И при помощи чужих людей семья поддерживается, дети растут, воспитываются, готовясь сами принять деятельное участие в родительских заботах. И мало-помалу, подрастая, они своим участием делают излишним наемный труд чужих для семьи людей; мало-помалу они облегчают ТРУД и заботы своих родителей, которые, в свою очередь, если сначала властно распоряжались детьми, то потом, по мере подрастания их и участия в семейных трудах и заботах, приближают их к себе, как помощников, прислушиваются к их совету, облекают их своим Доверием родительским, постепенно слагают с плеч своих бремя семейных забот и трудов; наконец, и совершенно устраняются, поручая эти заботы самим детям. Подобное совершается и в большой семье – народной, государственной. Подобное мы видим в нашей собственной семье Российской. Подрастая, члены ее проникались постепенно сознанием, что могут и должны сами принимать участие в заботах и делах государственных, что совершенно в состоянии обойтись без помощи чужих людей, со стороны вошедших в нашу семью, которые, как чужие, всегда, конечно, больше наблюдают свою собственную выгоду, чем семьи, пригласившей их на помощь, и потому помощь их обходится для этой семьи в конце концов не дешево. Наконец, взрослые члены нашей семьи решили взять все заботы государственные на себя, а глава семьи – царь решил совершенно уступить им свое место. Совершилось, значит, в наши дни самое обыкновенное семейное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПРИКАЗАЛИ: Рассмотрев исправленный Преосвященным Сергием, архиепископом Финляндским, текст ставленнических допросов священнику и диакону пред рукоположением в священный сан и допроса псаломщику пред посвящением в стихарь, а равно и текст присяги названным лицам, Святейший Синод определяет: одобрить вышеозначенный текст допросов и присяги и, в видах однообразия, внести их во всех епархиях, о чем для надлежащих распоряжений дать знать циркулярно епархиальным Преосвященным, 79 Грузино-Имеретинской конторе и протопресвитеру военного и морского духовенства [ Георгию Шавельскому ], разослав при указах печатный текст ставленнических допросов и присяги. 80 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1 отдел. V стол. 1917. Д. 54. Л. 83. Машинопись. Заверенная копия. 13. Определение Св. синода 1893 «О содействии со стороны духовного ведомства успешному распространению «Займа Свободы 1917 года " » 29 марта 1917 г. Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви слушали предложенное господином] Обер-Прокурором Святейшего Синода письмо Министра Финансов от 2528 марта сего года за 4704724 об оказании православным духовным ведомством содействия к успешному распространению выпускаемого Временным Правительством, на покрытие военных расходов, нового займа под наименованием «Заем Свободы 1917 года». ПРИКАЗАЛИ: Принимая во внимание, что обеспечение предпринимаемого Временным Правительством займа является одним из существенных условий вполне благополучного окончания настоящей войны и будущего возвеличения нашей Родины, Святейший Синод определяет: 1) поручить Синодальным Конторам, епархиальным преосвященным, 81 протопресвитеру военного и морского духовенства [ Георгию Шавельскому ] и протопресвитеру [Александру] Дернову призвать подведомое им городское и сельское духовенство и учителей церковно-приходских школ принять самое деятельное участие в разъяснении значения займа, как дела великой государственной и отечественной важности, а также в осведомлении того же населения с условиями и способами участия в займе и местами подписки на него,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010