РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) июня Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский Священномученик Андроник родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Александра Георгиевича Никольского и в крещении был наречен Владимиром. Дед его, Георгий Гаврилович Никольский, был священником в храме села Княжево Мышкинского уезда. Отец, Александр Георгиевич, служил с 1867 года псаломщиком в Преображенском храме села Поводнево, ему исполнился тогда двадцать один год; впоследствии он был рукоположен во диакона к этой же церкви. В Поводнево в то время было около сорока домов, в которых проживало около двухсот пятидесяти жителей, а весь приход состоял из восемнадцати деревень с тысячью прихожан. Настоятелем Преображенского храма был священник Петр Богословский, который оказал значительное влияние на маленького Владимира. Отец Петр часто посещал дома своих прихожан; приглашенный совершить в том или ином доме требу, он тут же проверял детей, насколько они знают молитвы, если те их не знали и неисправно посещали храм, он делал им замечание, но тут же и учил, как молиться, а родителей учил, как воспитывать детей христианами. Он беседовал с прихожанами как отец с детьми, и эта беседа оставляла в их душах более глубокий след, чем сказанная в торжественной обстановке красноречивая проповедь. У священника был столь большой авторитет, что ни одного дела прихожане не начинали без его благословения, а уж благословившись, совершали дело со спокойной совестью, как перед Богом. В 1880 году Владимир поступил в Угличское духовное училище, а по окончании его в 1885 году – в Ярославскую Духовную семинарию. В 1891 году он окончил семинарию по первому разряду и поступил в Московскую Духовную академию. Сразу же по поступлении, по совету и благословению отца Иоанна Кронштадтского он изъявил желание принять монашество – случай в те времена нечастый, свидетельствовавший о большой решимости и твердости характера юноши. 31 июля 1893 года, перед днем его рождения, в храме Московской Духовной академии во время всенощной после великого славословия ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий) постриг его в монашество и нарек ему имя Андроник в честь преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия Радонежского .

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/467/Vlad...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Отдельные сборники и жития Архимандрит Дамаскин (Орловский). Библиографический указатель. Библиографический указатель включает печатные труды архимандрита Дамаскина (Орловского), члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, научного руководителя Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», доктора исторических наук.  Огнь пылающий: Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Огнь пылающий : Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 376 с. : ил. Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского написано ведущим российским агиографом доктором исторических наук архимандритом Дамаскиным (Орловским). Священномученик Андроник - один из выдающихся архипастырей Русской Церкви. В его жизни, полной напряженного драматизма, показан пример мужества, нелицемерного служения Богу и Церкви. Во второй части книги, богатой по своему содержанию, опубликованы избранные творения священномученика, в которых он отвечает на многие вопросы, актуальные не только в его время, но и поныне. Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой). Архимандрит Дамаскин (Орловский). Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой). - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2018. - 232 с. : ил. Жизнеописание преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой) раскрывает достаточно подробную и правдивую картину жизненного пути великой княгини. Эта правдивость - один из существенных критериев агиографического исследования, призванного не к слепой и безответственной идеализации, но к объективному изучению того, насколько человек был духовно устремлен к Богу и как, в осмыслении евангельском, принял выпавшие на его долю страдания.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Письма к епископу Антонию (Храповицкому) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Икона священномученика Андроника Вместо весьма желанного хотя бы краткого Вашего письма я получил по три экземпляра брошюр: о Святой Троице, письма к пастырям, о Достоевском, каковые и были правильно разделены (между Владыкой, отцом архимандритом Сергием и мною), а единственный экземпляр «Храм в Казанской Духовной Академии» я, конечно, усвоил себе. Кстати: бандероль до того была растрёпана, что даже моего имени не осталось, а только «иеромонах». Благодарю Вас за брошюры. Я с удовольствием прочитывал о Вашем «Храме». Было время, когда монастыри были и школами, ибо школ не было, а в обителях были лучшие силы христианского общества. Теперь условия иные: школы есть и являются уже руководящими жизнью общества. К сожалению, минувшие уже, кажется, теперь (благодарение Господу) времена и школа наша была весьма в ладах с духом мира сего; в частности, наша духовная школа старалась нередко даже показать это свое единомыслие с миром. Впрочем, этот дух антихристов всегда был, есть и будет прославляться (ведь если даже маленький свет во всей красоте менее обнаруживается в тёмной среде, то коль ми паче Истинный Свет?). Были времена внешних гонений на Церковь: но среди них и проявилась вся сила Церкви, хотя и множеством чистых жертв. Последнее время было исполнено внутренних (если можно так назвать) гонений на Церковь же. Гонители свои были; но Церковь и их побеждает. Много и пало прельщенным сим духом (Бог знает, как их спасти, ибо знает всякого человека), многие и пострадали, как верные строители, скорбя и трудясь на ниве Христовой. Но и тут Церковь, как и прежде, совершенно одинаково прочно стояла, проявляя свою неисчерпаемую силу. Достаточно сказать только об одном отце Иоанне Кронштадтском: ведь это целое море веры содержимой и являемой Православною Церковью. Теперь кажется мир помаленьку вступает на прочную стезю к Истине. Важно существенно, чтобы мы, руководители, успели и сумели как следует вывести народ на правый путь. Вот тут-то и должна выступить школа духовная, как признанная руководительница общественной жизни. Теперь она и должна сама сделаться монастырем, чтобы быть живым свидетельством того церковного духа, ярким светочем которого и является по существу, да и от начала своего было монашество. Настоящая духовная школа мне и является именно всецело с монастырским строем и характером жизни. Не говорю, чтобы все были монахами: могий вместити да вместит; но там все должны стоять на этом пути: одни как уже настоящие монахи, а прочие как послушники или постепенно подготовляющиеся к последней своей цели — монашеству или священству. И о, если бы это было так…

http://pravoslavie.ru/2904.html

Андрей Горбачев О сходствах и различиях в богословии митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Илариона (Троицкого) Источник В полемике, развернувшейся вокруг статей А. Буздалова, затрагивается тема богословия митрополита Антония (Храповицкого) . В данной публикации Андрей Горбачев развивает упомянутую тему, предлагая читателям сравнительный анализ взглядов митрополита Антония и священномученика Илариона (Троицкого) . Основное место в статье занимает рассмотрение сотериологических воззрений митрополита. Митрополит Антоний (Храповицкий) и архиепископ Иларион (Троицкий) находятся в ряду архиереев, занимавших наиболее заметное место в истории Русской Православной Церкви начала XX века. Имена обоих иерархов в церковной литературе нередко упоминаются совместно, ввиду близости их взглядов по некоторым богословским вопросам. По большей части это упоминание совершается вполне основательно 1 , порой же – недостаточно обосновано 2 . Ниже сделана попытка указать наиболее значительные сходства и различия в богословии митр. Антония (Храповицкого) и архиеп. Илариона (Троицкого) . Ректор трех академий, один из наиболее известных русских архиереев, набравший наибольшее число голосов на выборах патриарха, митр. Антоний по призванию был в большей мере пастырем, чем богословом. Но несмотря на это, а во многом и благодаря этому (то есть своему пастырскому таланту), он имел значительное влияние на молодых богословов, в том числе – на выбор ими тем для научной разработки. Один из выпускников МДА 1894 года вспоминал: «Это удивительно, когда я читаю N или разговариваю с Z, то я всегда ловлю себя на мысли: да, где-то я об этом уже слышал. Начинаю вспоминать и обретаю первоисточник – нашего бывшего ректора академии преосвященного Антония» 3 . Митр. Антоний был вдохновителем магистерских работ прот. Павла Светлова и патр. Сергия (Страгородского) , а также кандидатских диссертаций антиюридической направленности иеромонаха Тарасия (Курганского) и иеродиакона, а впоследствии архиепископа и священномученика Андроника (Никольского) . Нетрудно обнаружить влияние митр. Антония и в разработке отдельных богословских тем и идей архиеп. Иларионом (Троицким) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Епископ Пимен (в миру – Петр Захариевич Белоликов) родился 5/18 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника. Образование получил в Новгородской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии. В 1903 году на четвертом курсе академии принял монашество с именем Пимен и духовный сан. По окончании академического курса иеромонах Пимен встал на путь миссионера: он едет в Урмийскую Православную Духовную Миссию и долгие годы является помощником начальника Миссии, активным и ярким ее деятелем, в короткий срок изучившим сирийский язык, новый и древний, а также тюркские наречия. Он проповедует сирийцам на их родном языке, защищает их интересы перед персидскими властями, занимается научными трудами, составной частью которых являются переводы с древнесирийского, издает журнал Миссии «Православная Урмия». В 1910–1911 годах он трудится на ниве духовного просвещения осетин – состоит на должности ректора Ардонской духовной семинарии, затем возвращается в Урмийскую миссию. В сане архимандрита включается в круг прежних обязанностей. В 1914 году с началом Русско-Турецкой войны отзывается из Миссии на должность ректора Пермской Духовной семинарии. Здесь он плодотворно трудится под началом будущего священномученика епископа  Андроника (Никольского) . Надежды епископа Андроника видеть Пимена своим помощником в должности викарного епископа Пермской епархии не оправдались: 6 августа 1916 года в Петрограде состоялась хиротония архимандрита Пимена во епископа Салмасского, начальника Урмийской миссии с предписанием отправляться в прифронтовую Урмию восстанавливать ослабленную войной Миссию. Отсутствие перспектив в миссионерском деле в условиях войны, в том числе вмешательство в работу Миссии солдатских комитетов Кавказского фронта, слабое финансирование миссионерского дела, не позволявшее заниматься благотворительностью, вынудили владыку просить о переводе в Россию. Летом 1917 года он получил назначение в г. Верный на место викарного епископа нового – Туркестанского – викариатства. Здесь в условиях большевистской власти он встал на защиту Церкви от антицерковных декретов и политики дискредитации решений Всероссийского Поместного собора. Его проповеди в защиту евангельских ценностей, разоблачение в них большевистской демагогии привели к жесткому противостоянию епископа и Семиреченского совдепа. Большевиков страшила авторитетность церковного главы, любовь к нему со стороны народа. 3/16 сентября 1918 года он был тайно расстрелян за городом. В 1997 году епископ Пимен был прославлен как местночтимый казахстанский священномученик. Память его – 3/16 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 6 (1 9 ) Священномученик Никита ( Делекторский ) Священномученик Никита (в миру Федор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. В 1897 году Федор Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде. В 1898 году Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова. 3 августа 1898 года Федор Петрович был рукоположен в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля. С 1901 по 1907 год отец Феодор состоял председателем Ревизионного комитета при Переславском Духовном училище. С 1903 по 1907 год он нес послушание законоучителя церковной школы Николаевского женского монастыря и состоял заведующим и законоучителем Успенской церковноприходской школы города Переславля. В 1907 году от него ушла жена, и, по-видимому, обстоятельства сложились таким образом, что семью невозможно было восстановить; но детей у них не было, не было и необходимости заботиться ему о семье. 22 августа 1909 года отец Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной академии. 16 октября 1910 года он был утвержден в звании студента. В 1915 году отец Феодор окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов. С 1 октября 1915 года по 27 декабря 1916 года отец Феодор был помощником секретаря Совета и правления Московской Духовной академии. 17 июля 1916 года он был награжден камилавкой за особые труды по обстоятельствам военного времени. 27 декабря 1916 года священник Феодор Делекторский по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в городе Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище. В 1919 году отец Феодор был возведен в сан протоиерея и в том же году Высшим Временным Сибирским Церковным Управлением, которое возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский), награжден золотым наперсным крестом. При отступлении Белой армии он остался в Перми.

http://fond.ru/kalendar/1168/nikita/

Закрыть itemscope itemtype="" > О чём не говорят даже критики цифровизации Трагическая ошибка церковных деятелей, которые «убаюкивают» православных верующих 12.05.2020 9770 Время на чтение 12 минут «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33), - призывает нас Господь наш Иисус Христос. Очень печально, что немногие прислушиваются к этим словам Спасителя. Люди стремятся построить «цифровой рай» на грешной, подлежащей уничтожению огнём, земле. Для большинства из них не существует Царства Божия, а всё начинается и всё заканчивается в мире сем. Но разве не говорил Христос о конечности этого земного мира, разве не завещал нам Он ожидать Его Славного Второго Пришествия и быть всегда готовыми к сретению Его? Главная цель земной человеческой жизни - это спасение души для блаженной вечности. Поэтому сегодня особую актуальность приобретают слова выдающегося богослова начала XX века, человека воистину святой жизни, священномученика архиепископа Пермского Андроника (Никольского): «Если мы за Христа, то должны сторониться всего, что с антихристом . Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни, - нет; мы - христиане - в мире живём и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем. А потому нам вовсе не безразлично - что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут способствовать или препятствовать делу спасения, а в иных случаях и вовсе его преследовать на смерть. С этой именно стороны и надлежит смотреть христианину как на всё в жизни, так и на гражданский строй. И эта точка зрения есть единственно безусловная и безспорная». Приближается тот момент, о котором говорится в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «времени уже не будет» (Откр. 10: 6). На наших глазах сжимается оно до предела. Однако люди, живущие по духу мира сего видеть этого не хотят, да и не могут. Они мечтают вечно жить на этой, полной беззаконий, земле, которую святитель Игнатий Брянчанинов справедливо называет преддверием ада. К великому сожалению, сегодня приходится констатировать, что до сих пор многие православные, включая представителей епископата, духовенства и богословов, не желают понять, что на самом деле представляют собой процессы глобальной цифровой трансформации и к чему приведёт их реализация. Такое положение может помешать правильному устроению духовной жизни и спасению души.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/12/o_...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 3. Отец ректор Ардонский год Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. ( Еф. 5, 15–16 ) Указом Святейшего Синода от 3 марта 1911 года отец Пимен был назначен ректором Александровской Духовной Семинарии в селении Ардон Владикавказской епархии. Ему предстояло жить и трудиться на Кавказе, в Осетии, хотя выехать из Миссии отца Пимена во многом побудило желание служить в России. В ответе на письмо митрополита Флавиана, в котором наставник поддерживал в своем духовном сыне надежду и заповедовал покорность воле Божией, содержатся строки: «Не только в Ардоне, но даже и в других худших местностях я найду всегда много хорошего, лишь бы не была у меня отнята способность славить Бога и молиться за себя и за людей» 94 . Ардонская Духовная Семинария заслуживает специального церковно-исторического очерка. Здесь же вкратце заметим, что Семинария была открыта в 1895 году в осуществление широкой программы императора Александра III по развитию образования на Кавказе. Первоначально она соответствовала типу миссионерской семинарии, базой для которой стало созданное в 1887 году Осетинское Духовное училище. Позднее она была преобразована в Духовную Семинарию обычного типа (программа и задачи миссионерской Семинарии были иными). За годы своего существования это учебное заведение выпустило несколько поколений горской интеллигенции: не только образованного духовенства, но и врачей, юристов, педагогов. В ее стенах начинали либо продолжали свое церковное служение многие будущие иерархи Русской Православной Церкви XX века. Ардон был за плечами и у епископа Пермского и Соликамского Андроника (Никольского ; † 1918), которому отец Пимен станет соработником тремя годами позже. Конечно, оба они приходили почтить память погребенного у стен пермского кафедрального собора пермского епископа Иоанна (Алексеева ; † 1905), который был основателем Ардонской Семинарии и являлся ее ректором долгие годы. С 1904 по 1907 год ректором Ардонской Семинарии был отец Арсений Смоленец († 1937). В 1910 году он был хиротонисан во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, и его общение с новым ректором отцом Пименом было частым и тесным

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Письма к архиепископу Арсению (Стадницкому). Письмо 3 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Ваше Высокопреосвященство. На журнале Консистории 2806 о церкви на реке Сепотке я написал «согласен». А все-таки не найдете ли полезным поднять вопрос о судьбе этой достроенной церкви и, однако, остающейся частной собственностью Подгорушного. Не нажить бы тут беды; не догадались бы, например, раскольники или еще кто ею воспользоваться. На журнале 2876 я тоже согласился. Но не признаете ли полезным обусловить, чтобы в деревянной часовне Мессарош пол был несгораемый и чтобы неугасимая лампада не угрожала опасностью часовне. Кстати: это почти малоумный человек. Достоуважаемый Владыка. Сыновне приветствую Вас с днем Вашего Ангела. По молитвам святителя Арсения, да утешает Вас и впредь Господь тою благодатию, какую Вы уже усмотрели и ныне в достолюбезном и благочестивом дивно Новгороде, с святынями и набожностью которого и я, грешный, чем дальше, тем больше сродняюсь в чувстве возрастающего трепетного благоговения. Сегодня служили панихиду. Певчие были, конечно, не все, как и духовенство, да и власти по грехам нашим. Завтра будем в 12 часов служить молебен святителю Арсению. Просим и о нас ему Ваших молитв. На первой неделе я говел и, однако, смалодушничал и не осмелился сказать Вам то, что дерзаю исповедать сейчас на бумаге. Владыка, чувствую и вижу, что между нами какая-то стена трудная. Искал я вину за собой и полагаю, что не ошибусь, если такою виною своею назову мои мнения Вам по делам Консистории: они, может быть, резки, не деликатны, не осторожны, даже, может быть, как бы не почтительны. Если верно, то простите мне это, но признаюсь Вам откровенно: так я пишу с умыслом. Дело в том, что сам я не терплю выслушивать льстивые речи, как и Вы. И поэтому мне всякий особенно деликатный и изысканный тон не от посторонних, а от подчиненных, всегда кажется подозрительным, хотя, конечно, весьма часто и ошибаюсь в этом.

http://pravoslavie.ru/2945.html

Искушения миссионера Наиболее частым и обычным для духовной жизни миссионера искушением является уныние. Святитель Николай Японский признается: «Как часто уныние западает в душу... от видимой неуспешности проповеди! А между тем дело Божье в тиши действуется истинно, как сказано в притче: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он ( Мк.4:26–27 )». 91 Святитель Макарий описывает более подробно многообразные причины для уныния: «Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего – ряд скорбей, болезней и трудов… Миссионер страдает душой вначале служения своего от среды, в которую он попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки. Среди инородцев, сперва чуждых для него по языку, обычаям, чужой и для них, он чувствует иногда ужасную истому от одиночества... Он страдает за юную паству свою... и это бывает тогда, когда новокрещёные, ещё не утвердившиеся в вере, хромают на оба колена, уклоняясь к старым языческим обычаям. Особенно миссионеру больно бывает тогда, когда в юное стадо его вторгаются волки, желающие похитить какую-либо овцу... Немалую тугу для миссионера составляет недостаток материальных средств... Скорбь великую причиняли миссионерам те препятствия, какие ставили им враги православия, – власти языческие, а ещё более – представители нашей православной русской власти» 92 . Это уныние приводит к тому, что миссионер начинает колебаться в выбранном пути, испытывает искушение бросить начатое. Как предупреждает св. Николай, «если – что весьма может случиться при начале дела, по недостатку опытности, и чем, собственно, смущаться никогда не должно, – дело пойдёт на первое время не совсем удачно... – тем более опасности упасть духом, разочароваться и бросить дело» 93 . С мыслями о том, чтобы свернуть с начатого пути, уехать с миссии, вернуться обратно, святитель предлагает бороться бескомпромиссно. Так, например, священномученику Андронику (Никольскому) приехавшему в Японию для миссии он пишет: «Мысль о России бросьте, и да не смущает она вас ни наяву, ни во сне. В России вместо Вас много деятелей; здесь Вас заменить некому. Не искуситесь от внушения лукавого бросить Вашу благую часть» 94 . И о себе самом святой Николай свидетельствует: «Выехать самопроизвольно отсюда я считаю для себя так же невозможным нравственно, как если бы ангел с огненным мечом стоял на пороге Японии и преграждал мне выход» 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010