ВЕРА (раздел). – С.20-29. Сергей Худиев . Что такое Закон Божий? //Фома. - – август 2009. – С.20-23. – (раздел « Вера »). Монолог: Игумен Петр ( Мещеринов ). Наш путь. Размышления, вызванные опубликованным в журнале «Фома» за 2009 год интервью с Денисом Берсеньевым. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2009. – С.24-25. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). Фома, – апрель 2009, С. 22-24. Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Отец и сын. Памяти священномученика Михаила (Накарякова). Фото из архива автора//Фома. - – август 2009. – С.26-27. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 4 августа Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Михаила (Накарякова). Родился в 1866 году и служил в храме Преображения Господня в селе Усолье неподалеку от города Соликамска Пермской губернии. Кроме службы в храме, отец Михаил преподавал Закон Божий в церковноприходской школе. Пользовался любовью и уважением у прихожан. В 1918 году после ареста стоявшего во главе Пермской епархии архиепископа Андроника (Никольского), вместе с другими церковнослужителями выполнил последнее распоряжение архиерея, призвавшего в знак протеста против творимого властями произвола прекратить богослужения (кроме крещения младенцев и напутствия умирающих). Вызванный в ЧК, заявил, что возобновит службу только после освобождения владыки. Вскоре был арестован. Его пытались расстрелять, он был ранен и вновь привезен в тюрьму, а после зверски убит в тюремном дворе. Трагической была и судьба сына о. Михаила –иерея Николая Никарякова. В августе 1919 года он был схвачен на лесной дороге вооруженными красноармейцами, имитировавшими его расстрел. Пережитое потрясение подорвало силы к тому времени уже тяжело болевшего священника. Вернувшись в монастырь, в котором служил, он слег и через три дня скончался.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-76-a...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРДОНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Здание Ардонской Александровской духовной семинарии. Фото нач. 2000-х гг. Ардонская Александровская духовная семинария (недейств.) Ардонская Александровская миссионерская семинария Миссионерская семинария 12 августа 1895 года состоялось Высочайшее утверждение положения об Александровской миссионерской духовной семинарии, 20 сентября был издан указ Святейшего Синода о реорганизации Александровского осетинского духовного училища в миссионерскую семинарию, а 1 октября того же года последовало торжественное открытие новой семинарии. Первым ректором семинарии стал архимандрит Иоанн (Алексеев) , руководивший училищем в Ардоне со дня его основания, а после него устроение новой духовной школы до 1905 года проходило под началом святых - священномученика Андроника (Никольского) , преподобного Димитрия (Абашидзе) и священномученика Никодима (Кроткова) . 19 мая 1902 года состоялось освящение и закладка нового здания семинарии. Новое капитальное трёхэтажное здание было возведено на том же острове реки Таргайдон, к западу от существующих построек в части семинарского сада. Во время революционной смуты в 1905 году поддавшиеся агитации семинаристы устраивали в забастовки, а в феврале, когда ректором за систематическое нарушение дисциплины и нежелание учиться из семинарии было отчислено четыре воспитанника, начались серьёзные волнения. На защиту отчисленных встали пя­тый и шестой классы. В ночь на 18 февраля несколькими молодчиками (вероятно из числа семинаристов) из огнестрельного оружия была обстреляна ректорская квартира и выбиты стекла в окнах семинарского корпуса. 15 марта отчисленных восстанови­ли, что, естественно, негативно повлияло на порядок в семинарии в дальнейшем. 1 июня того же года обстрелу подвергся дом учителя осетинского языка, настоятеля Ардонской осетинской церкви священника Косьмы Токаева.

http://drevo-info.ru/articles/27409.html

Если говорить о том, какие жития или, точнее, какие новомученики, о которых мы читаем в житиях, могут нам помочь, то здесь следует обратиться к иному принципу. Когда мы читаем жития святых и в частности мучеников, мы до некоторой степени вникаем в их жизнь, узнаем об их вере, видим, в каких случаях и как они поступали, чему учили в проповедях и трудах, причем написанное там было зачастую засвидетельствовано их верностью Богу до пролития крови. Такое чтение — проникновение в жизнь святых — в конце концов постепенно меняет нас самих. И это нас исцеляющее духовное лекарство, которое необходимо принимать всю жизнь. Надо только иметь к страданиям мучеников немного сочувствия, а к ним самим — больше любви, и тогда их безграничная любовь, любовь верных Христовых учеников, нас исцелит. — Если говорить о времени после Перестройки, какой проект о новомучениках Вы считаете лучшим? Что еще нужно/хотелось бы сделать? — Я считаю, что исследование подвига новомучеников, донесение сведений о них до людей — это общецерковное дело, и буквально любой вклад в это дело представляется мне ценным, важным и значимым. Из насущных проектов — это собирание и публикация духовного наследия новомучеников, как это сделано относительно духовного наследия священномучеников Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского; Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского; Андроника (Никольского), архиепископа Пермского; Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского; Августина (Беляева), архиепископа Калужского; Мефодия (Красноперова), епископа Петропавловского; Феофана (Ильменского), епископа Соликамского; священноисповедника Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского, священномучеников Иоанна Восторгова, Василия Сокольского, Евстафия Малаховского, Аркадия Гаряева, священноисповедника Николая Лебедева и некоторых других. Нужно полнее раскрыть жизнь новомучеников в истории Русской Церкви второй половины XIX столетия, когда они начинали проходить путь своей жизни, где можно будет увидеть истоки их подвига, и ответить себе твердо и ясно на один очень важный вопрос: в каком обществе каждый из нас хочет жить — в обществе святых или в обществе, созданном по образу и подобию ветхого человека.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6108469...

Письма к архиепископу Арсению (Стадницкому). Письмо 7 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Ваше Высокопреосвященство. После второго певческого съезда в Новгороде Вы издавали новым изданием церковно-певческий сборник правильных церковных распевов. Теперь уже, конечно, определилось, сколько экземпляров остается сверх необходимых для Новгородской епархии. Посему и обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбою:не будет ли милости уступить мне по епархиальной же цене столько экземпляров этого сборника, сколько возможно. Откровенно говоря, этот новгородский сборник следовало бы сделать обязательным для всех церквей России. Но злосчастная монополия питерская, конечно, на это не согласится. Вам было бы теперь весьма удобно воспользоваться расположением Вл[адимира] Карл[овича] Саблера и добиться этого всеобщего распространения сборника. Предполагаю, получивши сей сборник, сделать о нем отзыв в «Колоколе» или еще где, а затем возбудить и более важный вопрос о необходимости такого сборника для восстановления правильных распевов по всей России, зело упразднившихся. Теперь же об одном прошу — уступить возможно большее число экземпляров этого сборника мне на епархию. Вы поражались много напевностью в Новгороде. А моя епархия и по населению, и по клиру — конгломерат всех епархий России. Вообразите — какие могут быть здесь напевы даже в одном и том же приходе, ибо и в приходах население бывает из двадцати губерний в одном поселке (поселки здесь громадные). Сделал четыре поездки по громадной епархии. Всего на конях до 4 тысяч, машины и парохода не считаю. Освятил 7 церквей, заложил новые 4 церкви. Начали два крестных хода с новгородскими святынями по сектантским районам. Православные наперебой сверх маршрута заносят к себе иконы, десятки верст и под снег мы и бураном идя с ними от поселка до поселка. Раздаем туда листки и мое послание об отлучении сектантов. Ведем проповеди, богослужения, общенародное пение и прочее. Православные воодушевляются, а сектанты в сторону уходят. Но есть и принимающие к себе святыни и открыто возвращающиеся в Церковь. С весны пойдут другие крестные ходы с новгородскими святынями и более упорядоченные на основании опыта. Помоги Бог. Для «Знамения» буду строить в Омске храм с залом для чтений. Для сего жертвую архиерейскую дачу с храмом деревянные. Собираю пожертвования. Помоги Бог и в сем. Дела так много, что не вижу времени и с самого приезда сюда не раскрывал ни одного журнала, даже Библии не могу читать хоть мало. Силы пока не оставляют. Осенью в слякоть донимал весьма ревматизм. Смалодушничал было и уже начал готовиться на покой, ибо лежа нельзя управлять такою епархией, как Омская. С нетерпением ждал морозов, и вот они настали, и ревматизм присмирел. Поживем — увидим. Но с природой трудно бороться.

http://pravoslavie.ru/3000.html

Иерей Сергий был активным деятелем саратовских православно-патриотических организаций. В августе 1909 года епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев; †1918, память 16/29 июня), чьи монархические взгляды были широко известны далеко за пределами Саратовской губернии, предложил законоучителю Мариинского института должность редактора «Саратовского Духовного вестника». Эту должность отец Сергий исполнял с 4 сентября 1911 года. В 1911 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея. В 1913 году овдовевший протоиерей, по прошению, зачисляется в братство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, куда уезжает в начале августа 1914 года. К тому времени дочь его была уже самостоятельной. 14 августа 1914 года он принял монашеский постриг с именем Феофан. 14 сентября 1914 года епископ Сердобольский Серафим возвел иеромонаха Феофана в сан архимандрита. Вскоре он был назначен на место смотрителя Балашовского Духовного училища. Вернувшись с Валаама, отец Феофан открыл в уезде миссионерские курсы, чтобы миряне имели возможность «научиться давать отчёт в своем уповании, а в случае нужды — отпор врагам Церкви Православной». Преосвященный Феофан, епископ Соликамский и ЧердынскийВ сентябре 1915 года отец Феофан был назначен настоятелем Соликамского Свято-Троицкого монастыря. Вскоре он был назначен на должность ректора Пермской Духовной Семинарии, для питомцев которой всегда была открыта его квартира. Там собирался проповеднический кружок, учащиеся в домашней обстановке познавали азы миссионерского дела. 26 февраля 1917 года отец Феофан был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами и паствой, Владыка обошёл своё викариатство пешком. Проживал Владыка в Свято-Троицком Соликамском монастыре. До дня своей мученской кончины он управлял вверенной ему епархией. Святитель был великим молитвенником и постником. Подобно правящему архиепископу священномученику Андронику (Никольскому; †1918, память 7/20 июня) Владыка бесстрашно обличал богоборцев-большевиков.

http://pravicon.com/info-3690

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 3. Отец ректор Ардонский год Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. ( Еф. 5, 15–16 ) Указом Святейшего Синода от 3 марта 1911 года отец Пимен был назначен ректором Александровской Духовной Семинарии в селении Ардон Владикавказской епархии. Ему предстояло жить и трудиться на Кавказе, в Осетии, хотя выехать из Миссии отца Пимена во многом побудило желание служить в России. В ответе на письмо митрополита Флавиана, в котором наставник поддерживал в своем духовном сыне надежду и заповедовал покорность воле Божией, содержатся строки: «Не только в Ардоне, но даже и в других худших местностях я найду всегда много хорошего, лишь бы не была у меня отнята способность славить Бога и молиться за себя и за людей» 94 . Ардонская Духовная Семинария заслуживает специального церковно-исторического очерка. Здесь же вкратце заметим, что Семинария была открыта в 1895 году в осуществление широкой программы императора Александра III по развитию образования на Кавказе. Первоначально она соответствовала типу миссионерской семинарии, базой для которой стало созданное в 1887 году Осетинское Духовное училище. Позднее она была преобразована в Духовную Семинарию обычного типа (программа и задачи миссионерской Семинарии были иными). За годы своего существования это учебное заведение выпустило несколько поколений горской интеллигенции: не только образованного духовенства, но и врачей, юристов, педагогов. В ее стенах начинали либо продолжали свое церковное служение многие будущие иерархи Русской Православной Церкви XX века. Ардон был за плечами и у епископа Пермского и Соликамского Андроника (Никольского ; † 1918), которому отец Пимен станет соработником тремя годами позже. Конечно, оба они приходили почтить память погребенного у стен пермского кафедрального собора пермского епископа Иоанна (Алексеева ; † 1905), который был основателем Ардонской Семинарии и являлся ее ректором долгие годы. С 1904 по 1907 год ректором Ардонской Семинарии был отец Арсений Смоленец († 1937). В 1910 году он был хиротонисан во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, и его общение с новым ректором отцом Пименом было частым и тесным

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Д.- автор научной методики комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых ХХ в. Он продолжил прерванную в ХХ в. житийную традицию, восстановив ее на принципах раннехрист. агиографии, когда жития создавались на основе офиц. документированных и устных свидетельств. В 1992-2002 гг. Д. было подготовлено к печати и издано 7 сборников «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия», содержащих ок. 900 житий. За этот труд он был удостоен премий митр. Макария 1997 г. (за 1-ю и 2-ю книги) и Союза писателей России 2002 г. (за 6-ю книгу). Составленные Д. жития публиковались также в сборниках «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии» (Тверь, 2002-2005. Т. 1-5, доп. 1-4). В 2005 г. началось издание полного собрания «Житий новомучеников и исповедников Российских ХХ в.» в соответствии с их церковной памятью по месяцам (Тверь, 2005-2006. Янв., Февр., Март, Апр., продолж.). С 1997 г. Д.- председатель регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ», цели к-рого - изучение архивных документов и др. свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников Российских, и публикация духовного наследия мучеников. В 2002-2004 гг. были опубликованы книги творений священномучеников Тверского архиеп. Фаддея (Успенского) и Пермского архиеп. Андроника (Никольского) . Д.- автор многочисленных статей и участник научных конференций, посвященных истории РПЦ в ХХ в., а также серии телевизионных передач о новомучениках и исповедниках Российских. Д. является членом совета по изданию серий «Памятники церковной письменности» и «Славянский мир», редакционной коллегии научной серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви», научно-редакционного совета ПЭ. Член Союза писателей России. В 2000 г. за работу в синодальной Комиссии по канонизации святых награжден медалью РПЦ свт. Иннокентия Московского и Коломенского. Определением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. назначен секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых.

http://pravenc.ru/text/168716.html

Письма к архиепископу Арсению (Стадницкому). Письмо 13 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Ваше Высокопреосвященство. Вполне разделяю Ваши соображения о бытии отцу Варсонофию Соликамским епископом. И гадаю, что теперь Вы будете иметь возможность Преосвященного Иоанникия Кирилловского устроить в Олонию, а тогда, вероятно, и отца Варсонофия могут сделать Кирилловским. Если так состоится, то, конечно, мне отца Варсонофия не получить. В таком случае посодействуйте, чтобы ко мне не переводили Саратовского викария Дионисия или Оренбургского викария Леонтия , что не невозможно. Посодействуйте, чтобы тогда дали мне Кишинёвского ректора архимандрита Филиппа . Вы его, вероятно, знаете. В нем надеюсь найти помощника себе. Тем более, что немощи меня одолевают. Пролежал в инфлуэнции почти две недели и, казалось, освободился, а теперь все уверенности в организме нет: приблизительно через день приступы лихорадочные повторяются; так и сегодня температура повышенная и всего ломает. Приходится следовательно оскудевать в усердии к делам, а замениться некем, что для дела неполезно. А такие случаи, очевидно, часты будут и ныне зимой, ибо условия остаются здесь неизменны для моих заболеваний. По-видимому, назревают в Петрограде какие-то важные и бедовые события. И чем все это может кончиться?..Не повторилась бы и у нас греческая трагедия на радость врагам…Оборони нас Бог за молитвы святых угодников. По-видимому, и опять ожидается новый «кормчий» синодальных дел. А скоро их будут еженедельно, а потом и ежедневно менять. Если правильно писали газеты о конфликте в Синоде с обером, то только радоваться надо за дерзновение наконец «першаго». Вот бы синодалам и объединиться на дело, никто бы их не посмел ослушаться. Очевидно, были пустые слухи об уходе на покой Ставропольского , хотя, слышно, он уже давно делами не занимается. А епархия требует неотложного к себе внимания, иначе сектантство все заполонит там. Зачем-то Самарский опять в Питер прибыл; или ревизию никак еще не могут кончить. А Саратовская ревизия кончится, вероятно, только изведением Дионисия оттуда. А Буров будет продолжать еще с большим успехом свою обычную политику.

http://pravoslavie.ru/3037.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НАКАРЯКОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Михаил Накаряков с женой и сыном Николаем Михаил Александрович Накаряков ( 1866 - 1918 ), священник , священномученик Память 22 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился в 1866 году в Пермской губернии в семье потомственного дворянина Александра Накарякова. Служил третьим священником в Преображенской церкви села Усолье неподалеку от города Соликамска. Прихожане больше других любили его, особенно за милосердие и нестяжательность. Если нужно было что попросить, то всегда просили у о. Михаила. Кроме служб в храме, он преподавал Закон Божий в церковноприходской школе, преподавал с любовью и благоговением к предмету. Когда собирались пожертвования в храме на подарки детям из бедных семей, то сборщики сначала подходили к о. Михаилу, зная, что он даст больше всех, а после него другим будет неловко пожертвовать меньше, и скуповатый настоятель храма, хотя и был недоволен щедростью о. Михаила, но уже сам давал столько же. На Пасху о. Михаил обходил дома бедняков и раздавал деньги, иной раз говоря: «это на обувь», «это на подарки детям». В июне 1918 года после ареста архиепископа Андроника (Никольского) священники Пермской епархии перестали служить. Таково было распоряжение владыки, отданное им еще до ареста: если власти арестуют кого-либо из священнослужителей, перестать служить всем, пока не отпустят; и народу так объяснить, чтобы требовали освобождения священника. Вместе со всеми перестал служить о. Михаил. Власти, опасаясь народного возмущения, стали вызывать священников в ЧК, чтобы заставить их исполнять требы. Был вызван и о. Михаил. В ответ на угрозы он сказал: " я клятву давал перед крестом при рукоположении – подчиняться своему архиерею. И пока он не отдаст распоряжения – венчать, отпевать – я служить не буду. Вы его отпустите, и тогда я буду совершать требы " .

http://drevo-info.ru/articles/13675067.h...

Письма к архиепископу Арсению (Стадницкому). Письмо 2 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Ваше Высокопреосвященство. Прекрасный освежающий душ принял я в виде Вашего решительного письма от 5 сего марта. И хорошо я сделал, что не сумел долго таить свою «мнительность» — эту гадость: и себя расстраивал бы, да и на деле это, несомненно, отозвалось бы. Спасибо и Вам, что Вы определенно всё прописали. Может быть, и «постное голодание» тут причина. Но почва для моей мнительности в том, что кроме дружественных покойного Преосвященного Иоанна и владыки Волынского , из своих бывших начальников я только от дорогого Японского владыки Николая встречал сочувствие и душевность. С ним и доселе в трогательной переписке. Но раз моя неосновательная мнительность напортила дело, то конец сему искушению. Вы кончаете это словом «довольно»; беру смелость и я им же порешить: «довольно». Но, надеюсь, Владыка, что во имя «братских отношений», о которых Вы говорите, Вы это позабудете и укорять меня за это не будете, как равно кому-либо о том рассказывать. Посмотрим на это как на вражеское искушение, а я постараюсь исправиться. Помогай Бог. Вчера пел архиерейский хор в новом составе. И представьте, Владыка, лучше прежнего: прежней деревянности нет, легкий строй, некоторая душевность не безразличных к поемому певцов, оттенок любителей пения, а не мастеровых по пению. Только Покровский не сумел бы и их переделать по-своему. Все-таки ведь прежние певчие его собственной выправки. Они перешли, говорит отец Созин, в Никольский собор, а регент не знает, как их и обломать. Итак, пока певческий конфликт разрядился, и дал бы Бог на лучшее. Вчера дивно и воодушевленно, большим собранием богомольцев пропели мы акафист в соборе. Чтение по расписанию намечено священника Осиновского. Но он составил и скучное и краткое чтение. Поэтому я предложил миссионеру отцу Чепурину дополнить своим чтением. (Чтение Осиновского: что будет с нашим телом по смерти). Он написал и представил мне прекрасное по содержанию, но несколько мудреное для простых слушателей чтение: действительность бессмертия души. Произносил он прекрасно и произвел впечатление прекрасное. Слушали в поразительной тишине. Было общее пение, потом диаконы повторили два стиха из прежних. И мы отпустили народ только в половине девятого часа. Умилительно. На этой неделе в среду читаю акафист и беседую в Никольском соборе. В Четверток читаю акафист у Власия, а отец Чепурин беседует.

http://pravoslavie.ru/2920.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010