Бюро избрано в марте 1918 года в составе: В.И. Ленин, Я.М. Свердлов, Г.Я. Сокольников, И.В. Сталин и Л.Б. Троцкий. Маркелов А.В. «Кончилась Вятка, кончились золотые деньки». Ссылка представителей Дома Романовых в Вятку в апреле 1918 г. Реконструкция событий//«Вестник архивиста», 2013, С. 173. «Убийство членов Дома Романовых в Алапаевске»/Фонд Памяти Новомучеников Императорского Дома Романовых. «12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. 13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ». — Источник: СУ РСФСР, 1918, ст. 263, «Газета рабочего и крестьянского правительства», 23.01.1918, «Свод законов РСФСР», т. 1. — 1988, с. 861. Нечаев М.Г. «Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917–1922. — Пермь: ПГПУ. УрГУ. 2004. С. 193; со ссылкой на: Введенский А.И. «Церковь патриарха Тихона». — М. 1923. С. 60–61. Дамаскин (Орловский), архимандрит. Огнь пылающий: Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. — Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019, с. 32; Андроник (Никольский), архиепископ Пермский, священномученик. Творения. Кн. I: Статьи и заметки. — Тверь. 2004. С. 166. Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917–1922. — Пермь: ПГПУ. УрГУ. 2004, С. 194–195; Упрочение Советской власти в Пермской губернии: Документы и материалы. — Пермь. 1966, С. 393. Заседание Совета партии от 04.06.1918. Председатель Спундэ, секретарь Карнаухова. (См. протокол заседания Совета партии в Перми от 04.06.1918. — ПГАСПИ. Ф. 90. Оп. 4. Д. 842. Л. 1, 5. Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта — 10 июля 1918 г./Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Ин-т истории АН СССР. — М.: Политиздат, 1959. С. 411.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/11/...

Письма к архиепископу Арсению (Стадницкому). Письмо 6 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Священномученик Андроник (Никольский) Ваше Высокопреосвященство. День святого новгородского защитника и ходатая о всех нас пред Богом благоверного князя Александра Невского. Ему помогали святые братья Борис и Глеб, а он помогал князю Димитрию Донскому, уйдя из гроба на Куликово поле, когда разбиты были татары. И теперь да изыдет из-под не открываемого замка раки на помощь нашему Державному Вождю против тех же немцев, восставших на все святое. Нужно полагать, что немцы и сами пойдут в глубь болот пинских и старорусских да новгородских. Но если Бог попустит и Великому Новгороду быть угрожаемым от поганых, то, Владыко, не признаете ли возможным святыни новгородские, хотя бы часть их, направить на военное время в Пермь, да освятится наш край чудным пришествием их, когда-то посылавших сынов своих сюда на искание земли. Вот была бы радость-то нашим людям! Это, конечно, если будут вывозить и из Новгорода святыни. Таковое намерение пришло мне в день святого новгородца князя Александра Невского. Молились, постились и исповедывались мы здесь по призыву Господа через Св[ятейший] Синод. Но далеко до всенародного покаяния и у нас и, конечно, повсюду. Власти и большинство интеллигенции остались в стороне: это де для глупого народа, который де невежда в законе; а мы ведь весьма умные…Поселянин ругает архиереев за невыдержанный экзамен. А эти дни поста были истинным экзаменом для верхов народа: какому богу они кланяются. Оказывается, должно быть, что не истинному Богу, а молоху века сего. Вот корень зла и причина войны. Отсюда выводы: война кончится ничем, хотя бы мы и победили немцев. Вчера величественно и многолюдно прошел молитвенный крестный ход. Возвратились уже в пятом часу в собор. Все время пели; разными витиями было сказано пять проповедей и о трезвости, и по военному времени. Великое множество народа собралось. Ровно год назад провели мы здесь экстренно устроенный крестный ход.

http://pravoslavie.ru/2992.html

В своей увлеченности революционным задором анонимный писатель и не заметил, как вторил словам трижды отрекавшегося от Спасителя апостола Петра. «Иерей Тамбовской губернии» продолжает угрожать архиепископу: «Владыко, не забывайте про митрополита Питирима, Протопопова, Штюрмера и К°. Копия с сего будет отослана в редакцию газеты «Русское слово», если Вы не обратите на сие внимание» 221 . Архиепископ Кирилл ответил на это письмо с достоинством и тонкой афористичной иронией: «Сложа руки не сидим. Жаль, что автор не подписался и лишил меня возможности ему ответить. В свободном государстве можно бы и не прибегать к подлому анониму, особенно иерею. Копию с сего сами напечатаем». И действительно, письмо было напечатано в «Епархиальных ведомостях». События 1917 года, с одной стороны, явно продемонстрировали, что теперь у Русской Православной Церкви нет покровителя в лице государства и необходимо не только научаться жить в новых условиях российской действительности, но и вырабатывать методы противодействия воинствующему безбожию, с другой – создали условия, когда стал возможным созыв Поместного Собора. Требовали своего скорейшего разрешения как проблемы внутрицерковного характера (вопросы церковного управления, хозяйствования, духовного образования и пр.), так и проблемы взаимоотношений Церкви и государства. Все это подвигло Святейший Синод к принятию 8 мая 1917 года решения о созыве в Петрограде к 11 июня 1917 года Предсоборного Совета «для обсуждения назревших вопросов, касающихся устроения Православной Российской Церкви» 222 . В Предсоборный Совет должны были среди прочих войти и семь преосвященных архиереев, избранных епархиальными и викарными епископами из своей среды. Вскоре по обнародовании определения Святейшего Синода в Петроград стали поступать письма и телеграммы от архиереев с указанием кандидатов в члены Предсоборного Совета. Имя архиепископа Тамбовского Кирилла упоминалось 48 архиереями, среди которых были многие выдающиеся иерархи XX века 223 . Сам архиепископ Кирилл назвал следующих кандидатов: 1) епископа Пермского Андроника (Никольского) ; 2) архиепископа, бывшего Харьковского, Антония (Храповицкого) : 3) архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) ; 4) епископа Минского Георгия (Ярошевского); 5) епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского); 6) епископа Вятского Никандра (Феноменова); 7) архиепископа Тульского Парфения (Левицкого) 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумен Дамаскин – автор научной методики комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых XX века. Он продолжил прерванную в XX веке житийную традицию, восстановив ее на принципах раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных и устных свидетельств. Основополагающим для развития русской агиографии на рубеже XX и XXI веков стал труд игумена Дамаскина «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» (Тверь, 1992–2002. 7 книг). В издание вошли более 900 житий и жизнеописаний, календари памяти новомучеников и исповедников. Автор использовал материалы архивов ФСБ, Президента РФ, бывших партийных и др., в т.ч. региональных. Основную массу источников составили судебно-следственные дела. Агиограф также использовал тысячи показаний очевидцев и участников событий, собранных им в 70-х – 80-х годах XX века. За этот труд в 1997 году он был удостоен премий митрополита Макария (за 1-ю и 2-ю книги) и в 2002 году – Союза писателей России (за 6-ю книгу). Составленные игуменом Дамаскиным жития публиковались также в сборниках «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» (Тверь, 2002–2005. Т. 1–5, доп. 1–4). В 2005 году началось издание полного собрания составленных игуменом Дамаскиным «Житий новомучеников и исповедников Российских XX века» в соответствии с их церковной памятью по месяцам. (Тверь, 2005–2008. Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, продолж.). С 1997 года игумен Дамаскин – научный руководитель регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ», цели которого – изучение архивных документов и других свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников Российских, и публикация духовного наследия мучеников. В 2002–2009 годах были опубликованы книги творений священномучеников Тверского архиепископа Фаддея (Успенского), Пермского архиепископа Андроника (Никольского), Курского архиепископа Онуфрия (Гагалюка), Воронежского архиепископа Петра (Зверева), епископа Каменец-Подольский и Брацлавского Амвросия (Полянского), епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова), митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).

http://fond.ru/novosti/219-igumenu-damas...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЯКИМОВ ИГНАТИЙ ДМИТРИЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священномученики Игнатий Якимов и Михаил Денисов. Икона Никольской церкви с.Коса Пермского края Прочитав послание, отец Игнатий попросил прихожан не оставить его, если кто придет грабить храм, и если они услышат звук колокола, то поспешили бы оградить их сельскую святыню от осквернения. 15 марта 1918 года председатель Чураковского исполкома Семен Федосеев отправил в Следственную комиссию в Чердынь донос, обвинив отца Игнатия в контрреволюционной деятельности и требуя немедленного рассмотрения дела. 30 марта священник был вызван в Следственную комиссию на допрос. Возражая на предъявленные ему обвинения, отец Игнатий сказал: " С моей стороны никакой агитации против Совета народных комиссаров не было, я только прочитал в Волостном правлении распоряжение Пермского владыки Андроника от 25 января 1918 года и никаких разъяснений по поводу этого распоряжения не делал, а только сказал, что если будет какое-либо нападение на церковь, то я буду звонить в колокол и прочитаю захватчикам распоряжение владыки, при этом про красногвардейцев я не упоминал и народ к расправе, в случае нападения на церковь, не призывал... Меня обвиняют, что я сею рознь, вражду в народе, проповедую недоверие к местной администрации, всячески стараюсь подорвать авторитет передового человека. По этому поводу я могу сказать то же, что написано мною в объяснении, поданном Пермскому архиерею... Если граждане избирают на должность председателя Волостного комитета и Продовольственного комитета изменника Отечества, а на должность его секретаря принимают вора, если семейные учителя... помочью рубят казенный лес и тем подают худой пример другим, то какое может быть доверие к упомянутым административным лицам... Более к тому, что ранее мною было сказано, прибавить ничего не могу, только добавляю, что как раньше я призывал народ к порядку, так и теперь призываю к нему... Прошу... произвести формальное расследование, кто был на собрании 17 сентября, так как многие записаны не бывшие на этом собрании "

http://drevo-info.ru/articles/13674871.h...

Закрыть itemscope itemtype="" > О чём не говорят даже критики цифровизации Трагическая ошибка церковных деятелей, которые «убаюкивают» православных верующих 12.05.2020 9770 Время на чтение 12 минут «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33), - призывает нас Господь наш Иисус Христос. Очень печально, что немногие прислушиваются к этим словам Спасителя. Люди стремятся построить «цифровой рай» на грешной, подлежащей уничтожению огнём, земле. Для большинства из них не существует Царства Божия, а всё начинается и всё заканчивается в мире сем. Но разве не говорил Христос о конечности этого земного мира, разве не завещал нам Он ожидать Его Славного Второго Пришествия и быть всегда готовыми к сретению Его? Главная цель земной человеческой жизни - это спасение души для блаженной вечности. Поэтому сегодня особую актуальность приобретают слова выдающегося богослова начала XX века, человека воистину святой жизни, священномученика архиепископа Пермского Андроника (Никольского): «Если мы за Христа, то должны сторониться всего, что с антихристом . Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни, - нет; мы - христиане - в мире живём и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем. А потому нам вовсе не безразлично - что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут способствовать или препятствовать делу спасения, а в иных случаях и вовсе его преследовать на смерть. С этой именно стороны и надлежит смотреть христианину как на всё в жизни, так и на гражданский строй. И эта точка зрения есть единственно безусловная и безспорная». Приближается тот момент, о котором говорится в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «времени уже не будет» (Откр. 10: 6). На наших глазах сжимается оно до предела. Однако люди, живущие по духу мира сего видеть этого не хотят, да и не могут. Они мечтают вечно жить на этой, полной беззаконий, земле, которую святитель Игнатий Брянчанинов справедливо называет преддверием ада. К великому сожалению, сегодня приходится констатировать, что до сих пор многие православные, включая представителей епископата, духовенства и богословов, не желают понять, что на самом деле представляют собой процессы глобальной цифровой трансформации и к чему приведёт их реализация. Такое положение может помешать правильному устроению духовной жизни и спасению души.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/12/o_...

Письма к архиепископу Арсению (Стадницкому). Письмо 5 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Ваше Высокопреосвященство. Михаил Кириллович говорит, что Вы, по Вашему письму к нему предполагаете прибыть в Новгород в пятницу утром. Значит, сегодня уже в последний раз направляем дела к Вам в Питер. Наверное, Вы привезете с собой весть о том, как решено дело о нашей псаломщической законоучительской школе. Свою-то подобную школу Синодальный Совет уже решил. Вероятно, соборяне уже доложили Вам (как я им советовал) о печальном разрушении фрески над входными в собор западными вратами. Стена настолько промокла, что штукатурка не держится, и в субботу вечером часть фрески, начиная от Лика Богоматери и выше, отвалилась и рассыпалась в труху. Совершенно отвисла и прилегающая к сему часть фрески и при первой же значительной оттепели, а тем более при дожде, отпадет. Неотложно следовало бы давно позаботиться об осушении всего собора и особенно западной стены. Очевидно, сырость весьма закрепилась в самой кладке, а ведь это может грозить и большим, чем отпадение фрески. Вы, кажется, ведете уже переговоры с инженером об отоплении собора. Хорошо бы, если бы он поторопился с сим делом. Могут заявить, что не приняли своевременных мер к предупреждению подобных случайностей. Особенно в виду Археологического Съезда. Уверен я был, что вчера получу Ваше мне уполномочие собрать Совет Братства для решения вопроса о найме квартиры для Братского Склада. И разослал приглашение членам. Но Вашего уполномочия не получил, а отказывать членам неудобно, да и некогда; поэтому сегодня все-таки соберемся и обсудим что успел сделать отец Павел Калинин. А дальнейшее в Вашей власти. Простите за такое превышение полномочий. Объявлю это собрание пока частным. Вчера было Палестинское Чтение. Народу набралось столько, что я едва мог протискаться; весьма и весьма многим пришлось уже отказать во входе. Отрадно. Как было бы дорого, если бы Господь привел нам войти с осени в новый зал.

http://pravoslavie.ru/2959.html

Календарь Материалы 6 февраля 2007 г. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] На день памяти свт. Григория Богослова: Больше всего старайся о простоте и незлобии: это избавит тебя от бесчисленных Неудовольствий в жизни и будет причиною всегдашнего мира и радости. Святитель Григорий Богослов говорит: «Я упражняюсь в приобретении простоты сердечной, от которой зависит спасение. А спастись — единственное мое попечение». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Везде прославило меня имя Твое, Господи. У всех важных и сильных мира сего, и у богатых и небогатых, образованных и простых людей, — всюду принесло оно и приносит непрестанно отраду, мир, избавление, спасение, исцеление, здравие, утешение, облегчение, победу над кознями вражиими. Столь чудно имя Твое, Господи! [Встреча с Православием/Православная библиотека] Священномученик Андроник (Никольский) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. [Интернет-журнал/Общество] Антон Поспелов Отрадно было воочию убедиться в справедливости слов Тертуллиана, что «душа человеческая по природе христианка», убедиться в том, что, несмотря на активную проповедь безбожия в советские годы и бессердечия уже в наше время, душа людская чутка к Божественному слову и пропитанным этим словом народным песням. Мы видели тех, кто впервые пришёл в храм и впервые причастился, видели тех, кто задумался о венчании и исправлении жизни. Видели тех, кто, не понимая ни слова, три часа благоговейно слушал церковные песнопения в православном храме. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Нафанаил (Львов) Хочется мне подробнее побеседовать с тобой на тему, о которой мы с тобой говорили в последний мой приезд. Ты рассказал мне о теории, явно основанной на учении З.Фрейда, о том, что психологической подосновой для монахов, идущих в монастырь, и для моряков, идущих в дальнее плавание и обрекающих таким образом себя на жизнь среди мужчин, без женщин, является подсознательный (или сознательный) гомосексуализм. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Пророк Илия был человеком самой строгой жизни и обладал пылкой душой, могущественным словом, непоколебимой твердостью. Неустрашимый и горячо преданный закону Божию, он явился тем настоящим столпом веры в Единого Господа Бога Израилева. Только он мог противостоять безбожной правящей династии в ее стремлении безвозвратно уничтожить почитание Иеговы и мог защитить истинную веру от яростных нападений Иезавели и ее супруга. Новости 6 февраля 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070206

Поэтому среднее образование нельзя считать за чтото такое, без чего человек не есть человек необразованный и ни к чему негодный. Почему, в самом деле, человек недоучившийся алгебре или тригонометрии, но знающий церковную историю и богословие, есть человек необразованный, а кто эти предметы изучил, но полный невежда в церковной истории, в религиозном знании, однако должен считаться вполне образованным, имеющим «общее образование»? Я лично склонен признать невеждой второго, а не первого. Церковь вправе держаться своих взглядов на «общее образование», не следуя рабски переменчивыми решениями большевистского и меньшевистского министерства. Может быть, правительство ближайшего будущего установит такой тип «общего образования», что избави Бог от него будущего пастыря Христовой Церкви!» Архимандрит Иларион закончил свое выступление резкой оценкой доклада, представленной большинством Отдела: «Этот проект не для тех, кто пойдет в служители алтаря, а для тех, кто уйдет «в соответствующие их склонностям светские учебные заведения», поэтому он предложил перейти сразу же к обсуждению доклада, представленному меншинством Отдела под руководством епископа Андроника (Никольского) , который был проникнут целиком заботами о воспитании истинных пастырей Церкви. 24 августа 1918 г. Наркомюст выпустил инструкцию, регламентирующую проведение в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства. Если в январе 1918 г. после выхода Декрета еще у некоторых соборян оставалась некая иллюзия, что возможно законом регламентировать отношения Церкви и государства, то данная инструкция возводила гонения на Православную Церковь в законную силу. При обсуждении выработанных особой Комиссией мероприятий по применению инструкции Комиссариата Юстиции архимандрит Иларион пророчески оценил сложившуюся ситуацию в отношении государства к Церкви, не согласившись с преамбулой статьи к положению «Об охране церковных святынь», поэтому приведем эту речь полностью: «Пред Русской Поместной Церковью в настоящее время стоит вопрос, какого никогда не стояло не только пред нашей Церковью, но не перед какойлибо другой, поместной Церковью за все 19 веков исторического бытия Вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Борис Клин , обозреватель газеты «Известия», автор множества материалов по теме ювенальной юстиции. Фото с сайта «Известия». – С.19,20-22,24. Протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Грани вмешательства . Ювенальная юстиция: позиция Церкви. Подготовила Мария Ермаченко . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июнь 2010. – С.25. - (рубрика « Тема номера. Ювенальная юстиция »). На врезке к теме имеется информационная справка: «С подборкой законов по теме «Ювенальная Юстиция» можно ознакомиться на сайте www.juvenaljustice.ru в разделе «Документы»...// Фома. - - июнь 2010. – С.25. – (рубрика « Тема номера. Ювенальная юстиция »). См. также: Михаил Леонтьев , главный редактор журнала «Однако». Июльские тезисы, или Снова о ювенальной юстиции . Фото из архива автора//Фома. - – июль 2010. – С.52-53. – (раздел « Люди », рубрика « Монолог »).   ВЕРА (раздел). – С26-39. Сергей Худиев . О поисках счастья . Рисунки Ксении Наумовой//Фома. - – июнь 2010. – С.26-29. – (раздел « Вера »). Монолог:   Протоиерей Александр Авдюгин , настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров, г. Ровеньки, Луганская область, Украина. «Радости вашей никто не отнимет у вас». Фото из архива автора и фото lustin Campanu//Фома. - – июнь 2010. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). Марина Журинская . Горе дракону! О том, в каком виде предстает в фольклоре и художественной литературе образ зла, борьба с которым естественным образом входит в круг интересов и даже обязанностей христианина. Рисунки Софьи Тимофеевой//Фома. - – июнь 2010. – С.32-35. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . «Вынашивать разбитую в народе веру». Памяти священномученика Андроника (Никольского). Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июнь 2010. – С.36-37. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-86-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010