20 июня — день мученической кончины священномученика архиепископа Андроника (Никольского) (1870-1918). Будущий владыка во время учебы в Московской Духовной академии принял монашество, а в 1895 году — сан иеромонаха. С 1897 по 1899 год архимандрит Андроник — член Православной миссии в Японии. С 1906 года — епископ Киотосский, помощник начальника Миссии в Японии. С 1908 года — епископ Тихвинский, викарий Новгородской епархии. С 1913 года — епископ Омский, а с 1914-го — епископ Пермский. Член Поместного Собора 1917–1918 гг. В 1918 году архиепископ Андроник отлучил от Церкви посягающих на храмы Божий. Вскоре владыка Андроник был арестован и 20 июня 1918 года закопан живым в землю. Предлагаем читателям доклад владыки Андроника на Предсоборном Совещании 10 июля 1917 г . У всех народов мира, во всех религиях и исповеданиях язык богослужебный существенно разнится от языка разговорного и даже литературного. Всегда язык богослужебный есть язык возвышенный, можно сказать, одухотворенный по своему стилю. И понятно: если молитва возвышает человека над землею и всем земным, то тем более церковное богослужение ставит человека выше земли, над землей. Было бы странно говорить с Богом на языке обычном, если и в беседе с людьми высшими себя, естественно, мы пользуемся и языком не обыденным, а возвышенным. В частности, для нас, русских, было бы более чем странно сказать или услышать: «возьмите и ешьте, это ведь Тело Мое» или «будьте покойны» вместо «мир вам». И прочее подобное. Или как, например, перевести по-русски: «Чрево Твое пространнее небес содела»? По-русски это будет, конечно, понятно, но для набожного слуха и сердца это будет совершенно неприемлемо. Если же обратимся к особенно высоким нашим богослужебным молитвам и песнопениям, то увидим, что без унижения всей дивной красоты их, так умиляющей, радующей и волнующей набожную душу, — без этого никак нельзя изложить их на русском наречии, хотя бы и самом безукоризненном. Например, помимо дивных песнопений Страстной недели и Пасхи, невозможно передать по-русски даже великолепные акафисты Иисусу Сладчайшему и Владычице; попытки же такого рода весьма неудачны.

http://pravoslavie.ru/47125.html

Письма к епископу Антонию (Храповицкому) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Икона священномученика Андроника Вместо весьма желанного хотя бы краткого Вашего письма я получил по три экземпляра брошюр: о Святой Троице, письма к пастырям, о Достоевском, каковые и были правильно разделены (между Владыкой, отцом архимандритом Сергием и мною), а единственный экземпляр «Храм в Казанской Духовной Академии» я, конечно, усвоил себе. Кстати: бандероль до того была растрёпана, что даже моего имени не осталось, а только «иеромонах». Благодарю Вас за брошюры. Я с удовольствием прочитывал о Вашем «Храме». Было время, когда монастыри были и школами, ибо школ не было, а в обителях были лучшие силы христианского общества. Теперь условия иные: школы есть и являются уже руководящими жизнью общества. К сожалению, минувшие уже, кажется, теперь (благодарение Господу) времена и школа наша была весьма в ладах с духом мира сего; в частности, наша духовная школа старалась нередко даже показать это свое единомыслие с миром. Впрочем, этот дух антихристов всегда был, есть и будет прославляться (ведь если даже маленький свет во всей красоте менее обнаруживается в тёмной среде, то коль ми паче Истинный Свет?). Были времена внешних гонений на Церковь: но среди них и проявилась вся сила Церкви, хотя и множеством чистых жертв. Последнее время было исполнено внутренних (если можно так назвать) гонений на Церковь же. Гонители свои были; но Церковь и их побеждает. Много и пало прельщенным сим духом (Бог знает, как их спасти, ибо знает всякого человека), многие и пострадали, как верные строители, скорбя и трудясь на ниве Христовой. Но и тут Церковь, как и прежде, совершенно одинаково прочно стояла, проявляя свою неисчерпаемую силу. Достаточно сказать только об одном отце Иоанне Кронштадтском: ведь это целое море веры содержимой и являемой Православною Церковью. Теперь кажется мир помаленьку вступает на прочную стезю к Истине. Важно существенно, чтобы мы, руководители, успели и сумели как следует вывести народ на правый путь. Вот тут-то и должна выступить школа духовная, как признанная руководительница общественной жизни. Теперь она и должна сама сделаться монастырем, чтобы быть живым свидетельством того церковного духа, ярким светочем которого и является по существу, да и от начала своего было монашество. Настоящая духовная школа мне и является именно всецело с монастырским строем и характером жизни. Не говорю, чтобы все были монахами: могий вместити да вместит; но там все должны стоять на этом пути: одни как уже настоящие монахи, а прочие как послушники или постепенно подготовляющиеся к последней своей цели — монашеству или священству. И о, если бы это было так…

http://pravoslavie.ru/2904.html

Усолье. Спасо-Преображенский женский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский женский монастырь находится на территории уникального историко-архитектурного ансамбля, расположенного в городе Усолье. История города тесно связана с историей дома крупнейших землевладельцев, предпринимателей и соляных магнатов России, а в последствии знаменитых меценатов, Строгановых. Возник монастырь по инициативе главы Администрации г. Усолья Шехматова Г. П. с благословения архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия в 2000 году. Разместился монастырь в Доме конторы сользаводов. Насельницы монастыря взялись за восстановление полуразрушенной Никольской церкви. Благословившись, отслужили молебен Святителю Николаю в храме без окон и дверей и начали трудиться. Милостью Божьей Пасха Христова 2001 года к величайшей радости насельниц монастыря и жителей округи была встречена в Никольском храме. С тех пор здесь ведутся восстановительные работы. Никольская церковь, являющаяся памятником архитектуры федерального значения, была построена в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года Григорием Александровичем Строгановым в 1820 г. по проекту знаменитого русского архитектора А. Г. Воронихина, бывшего крепостного Строгановых. Помимо Никольской церкви на территории Усолья расположены ансамбли «московского узорочья» XVIII века: Спасо-Преображенский собор, соборная колокольня, знаменитые «Строгановские палаты», — а также памятники эпохи русского классицизма XIX века: замечательные особняки, Господский дом, усадьба Голициных, дом Абамелек-Лазаревых. С Никольским храмом связана история чудом сохранившегося антиминса. Полученные храмом в начале XX в. мощи святого Николая были вшиты в этот антиминс, подписанный в 1915 г. архиепископом Андроником, священномучеником Пермской земли. После революции 1917 г., когда многие святыни уничтожались или бесследно исчезали, усольский антиминс оказался на Соловках. Переходя из рук в руки, антиминс попал к семнадцатилетнему пареньку из Усолья Геннадию Найданову, который прятал его у себя более тридцати лет. Лишь в 2001 г. первую литургию в возрождающейся Никольской церкви служили на историческом антиминсе. По материалам сайта: «Усольский Спасо-Преображенский женский монастырь» http://nunnery.usolie.perm.ru/convent/index.php Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16190

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована по решению Синода от 28 дек. 2011 г. в адм. границах Новгородской области . Включает Новгородскую и Старорусскую епархию , Боровичскую и Пестовскую епархию. Правящий архиерей со дня образования Н. м.- митр. Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий; до 8 янв. 2012 архиепископ). Центр митрополии - Вел. Новгород. К июню 2018 г. в Н. м. насчитывалось 8 мон-рей (5 мужских и 3 женских), действовало 197 храмов, в клире состояло 114 священников и 27 диаконов. Духовное образование и просвещение, издательская деятельность К июню 2018 г. на территории Н. м. действовали Новгородское ДУ (находилось в стадии перерегистрации в Епархиальный центр подготовки церковных специалистов), правосл. школа 20 им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Новгороде, 46 воскресных школ для детей и 28 воскресных школ для взрослых. В Новгородской епархии с 1997 г. издается ежеквартальный ж. «София» (с 1992 выходил как газета). В Боровичской епархии с 2017 г. издается ежемесячная газ. «Боровичский епархиальный вестник» (с янв. 2014 выходила как ежеквартальный журнал). Мн. приходы выпускают газеты и информационные листки. Особо почитаемые святые и святыни Собор Новгородских святых был установлен ок. 1831 г. (день празднования неизв.); совр. празднование - в 3-ю неделю по Пятидесятнице (с 1981). В составе Собора более 150 подвижников. В 2011 г. Новгородский архиеп. Лев (Церпицкий) возобновил местное празднование Собору Новгородских святителей и князей (4 окт.), установленное в 1439 г. Новгородским архиеп. свт. Евфимием II Вяжицким. С новгородскими землями связана жизнь новомучеников и исповедников: митр. сщмч. Владимира (Богоявленского), архиепископов священномучеников Андроника (Никольского), Петра (Зверева), Тихона (Никанорова), епископов священномучеников Варсонофия (Лебедева), Иоасафа (Жевахова), Ионы (Лазарева), Онисима(Пылаева), Пимена (Белоликова), преподобномучеников архим. Льва(Егорова), игум. Леонида (Молчанова), иером. Гавриила (Владимирова), протоиереев священномучеников Алексия Ставровского, Викторина Добронравова, Владимира Любича-Ярмоловича-Лозина-Лозинского, Иоанна Иванова, Иосифа Орнатского, Михаила Борисова, Петра Соколова, священников священномучеников Александра Соколова, Василия Богоявленского, Василия Канделяброва, Владимира Дмитриевского, Николая Дворицкого, Николая Покровского, игумений преподобномучениц Иоанникии (Кожевниковой) и Серафимы (Сулимовой), мучеников Александра Медема, Анатолия Барашкова, Виктора Матвеева, Михаила Трубникова, Николая Бурлакова, Филиппа Марышева, мучениц Екатерины Арской, Киры Оболенской и др.

http://pravenc.ru/text/2577769.html

– благочестивая и праведная жизнь, проведенная в высоком смирении, молитве, посте и послушании; – милость в отношении страждущих и помощь ищущим спасения; – чудотворения и исцеления, происходящие от иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского, бывшие как при его жизни, так и после кончины. 2 . Телесные останки преподобного иеросхимонаха Симеона, покоящиеся в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре, считать отныне святыми мощами и воздавать им должное церковное поклонение. 3 . Празднование церковной памяти сему угоднику Божию установить в следующие дни по юлианскому календарю: 5 января – день его блаженной кончины; 19 марта – день его церковного прославления. 4 . Службу преподобному иеросхимонаху Симеону Псково-Печерскому составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления его, отправлять общую, по чину преподобных. 5 . Писать новопрославленному святому честную икону для поклонения и чествования, согласно правилам VII Вселенского Собора. 6 . Напечатать житие преподобного иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского для назидания и наставления чад церковных. 7 . О сей благой и благодатной радости прославления нового святого возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве Псковской епархии. По молитвенному предстательству святого иеросхимонаха Симеона Псково-Печерского да ниспошлет Господь милость Свою всем с верою и любовию призывающим имя сего угодника Божия. Аминь. Божией милостью смиренный ЕВСЕВИЙ APXIENUCKON ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ 192 Священномученик Андроник (Никольский) прославлен в лике местночтимых святых Пермской епархии 4/17 января 1999 г. Внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 г. Деяние о канонизации священномученика Андроника (Никольского) см.: Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега. 2000. 3(25). С. 256 сл. 193 О пребывании Святейшего Сергия в Японии см. Дворкин А. Миссионер//Альфа и Омега. 1995. 2(5). 194 Жизнеописание святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, приведено в Патерике новоканонизированных святых (Альфа и Омега. 1998. 1(15). С. 216–218).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Отдельные сборники и жития Архимандрит Дамаскин (Орловский). Библиографический указатель. Библиографический указатель включает печатные труды архимандрита Дамаскина (Орловского), члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, научного руководителя Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», доктора исторических наук.  Огнь пылающий: Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Огнь пылающий : Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 376 с. : ил. Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского написано ведущим российским агиографом доктором исторических наук архимандритом Дамаскиным (Орловским). Священномученик Андроник - один из выдающихся архипастырей Русской Церкви. В его жизни, полной напряженного драматизма, показан пример мужества, нелицемерного служения Богу и Церкви. Во второй части книги, богатой по своему содержанию, опубликованы избранные творения священномученика, в которых он отвечает на многие вопросы, актуальные не только в его время, но и поныне. Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой). Архимандрит Дамаскин (Орловский). Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой). - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2018. - 232 с. : ил. Жизнеописание преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой) раскрывает достаточно подробную и правдивую картину жизненного пути великой княгини. Эта правдивость - один из существенных критериев агиографического исследования, призванного не к слепой и безответственной идеализации, но к объективному изучению того, насколько человек был духовно устремлен к Богу и как, в осмыслении евангельском, принял выпавшие на его долю страдания.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Выставка «Новые русские святые» открылась в Санкт-Петербурге 14 апреля 2008 г. 15:02 В музее Новой академии изящных искусств Санкт-Петербурга открыта приуроченная к Великому посту выставка работ художника Тимура Новикова «Новые русские святые». Фотографии русских подвижников благочестия и мучеников XIX-XX вв. святителя Феофана, затворника Вышенского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), священномученика архиепископа Пермского и Соликамского Андроника (Никольского), священномученика протоиерея Философа Орнатского художник расположил на кусках церковной ткани, создав своеобразные хоругви. Сохранился текст, в котором автор объясняет свой замысел: «На наших глазах появляется новая традиция почитания фотографии как сакрального объекта... Еще в конце XIX начале XX веков были известны случаи чудесных исцелений, происходивших через фотографические портреты известного чудотворца отца Иоанна Кронштадтского. Созданные мною работы не являются каноническими иконами для использования в церкви, они предназначены для камерного восприятия в пространстве жилища... Надеюсь, что созерцание этих ликов, возможно, подвинет некоторых на знакомство с жизнью и делами этих людей». Экспозицию дополняют биографические справки. При желании каждый посетитель может взять их с собой и узнать о жизни и делах русских подвижников XIX-XX вв., если не знал о них ничего ранее. Тимур Новиков родился в 1958 году в Ленинграде. С 1977 года принимал участие в неофициальных выставках группы «Летопись». Работал киномехаником и электриком в Русском музее. Заинтересовавшись искусством русского авангарда, в 1982 году создал группу «Новые художники». С середины 1980-х занимался текстильными коллажами и изучает проблемы пространственных отношений в композиции. С 1990-х начал работать в технике фотоколлажа. Скончался в 2002 году после тяжелой болезни. Новая Академия изящных искусств художественное объединение, основанное в декабре 1989 по инициативе Т. Новикова членами группы «Новые художники». С 1990 НАИИ входит в состав Товарищества «Свободная культура». Ставит целью сохранение классической эстетики в современной художественной практике. Академией организовано более 150 выставок отечественных и зарубежных художников как в залах музея, так и на других выставочных площадках в России и за границей. До 2002 года в выставочном зале работала открытая студия Тимура Новикова. Часть фондов музея была передана в коллекции Государственного Русского музея, Третьяковской галереи и Эрмитажа. Выставка «Образы русских подвижников благочестия в фотографиях XIX-XX веков» впервые экспонировалась в музее Новой академии изящных искусств в 1997 году. Экспозиция продолжит работу до 26 апреля. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/391128.htm...

Осуждение на смерть священномученика Вениамина и иных с ним пострадавших Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), а вместе с ним большая группа духовенства и верующих были привлечены к суду по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года святитель Вениамин вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), Юрием Новицким и Иваном Ковшаровым были преданы смерти. На высокой кафедре изображен судья, оглашающий приговор. На свитке в его руке — только имена обвиняемых: таким образом судья невольно свидетельствует об исповедническом подвиге святых. Святитель Вениамин изображен с благословляющим жестом. За стеной за спинами осужденных изображены печально знаменитая петроградская тюрьма «Кресты», купол Исаакиевского собора и море. Убийства священномучеников Андроника и Гермогена На клейме изображен мученический подвиг Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Соликамского, и Гермогена (Долганёва), епископа Тобольского и Сибирского. Первый, называвший себя открытым врагом советской власти, был живым зарыт в землю; второго утопили в реке Тобол с камнем на шее. Святитель Андроник был деятельным миссионером (трудился в Японии, Сибири), глубоким мыслителем и аскетом, святитель Гермоген — блестяще образованным церковным деятелем и подвижником. Зверские расправы с обоими были произведены почти одновременно: епископ Гермоген погиб 16 июня, а архиепископ Андроник — 20 июня 1918 года. Разорение Троице-Сергиевой лавры и осквернение мощей преподобного Сергия Радонежского Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, ставшее одним из главных событий широкой антицерковной кампании по вскрытию святых мощей. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. На колокольне отсутствуют колокола, что символизирует разорение монастыря. Убийство преподобномученицы Елизаветы Федоровны и бывших с нею в Алапаевске В ночь на 5 (18) июля 1918 года великую княгиню Елизавету Федоровну, ее келейницу Варвару Яковлеву вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его управделами Федором Ремезом, князьями Иоанном Константиновичем, Игорем Константиновичем и Константином Константиновичем Романовыми, а также с сыном великого князя Павла Александровича Владимиром Палеем, которого Елизавета Федоровна воспитала как родного сына, скинули в пустующую шахту под Алапаевском, после чего забросали сверху гранатами.

http://foma.ru/kto-izobrazhen-na-ikone-s...

20 июня Русская Православная церковь отмечает память священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Родился в 1870 году в семье псаломщика Преображенского храма Ярославской епархии. В 1891 окончил Ярославскую духовную семинарию, в 1895-ом – Московскую духовную академию. На 3-м курсе академии пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а после окончания академии во иеромонаха и назначен помощником инспектора в Кутаисскую духовную семинарию. Через год стал инспектором Александровской миссионерской семинарии в Осетии. В 1898 году по ходатайству архимандрита Сергия (Страгородского) назначен миссионером в Японию в помощь архиепископу Николаю (Касаткину). За девять месяцев отец Адроник научился говорить по-японски и проявил себя как замечательный проповедник, однако напряженные труды подорвали его здоровье, и он был вынужден вернуться в Россию, где получил место ректора Александровской духовной семинарии и был возведен в сан архимандрита. Спустя год стал ректором Уфимской духовной семинарии. В 1906 году вновь вернулся в Японию и хиротонисан во епископа Киотского. Горячо взялся за дело, но чрезмерное напряжение сил привело к полному расстройству здоровья, и через год он был полностью освобожден от миссионерского послушания. Вернувшись в Россию, командирован в город Холм в помощь епископу Холмскому Евлогию (Георгиевскому). В 1908 году назначен епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии, а в 1910-м получил самостоятельную кафедру – Омскую и Павлодарскую, где за три года сделал столь много, что о нем писали как об образце архипастыря. С 1914 года возглавлял Пермскую епархию. 12 апреля 1918 года возведен в сан архиепископа. 17 июня 1918 года архиепископ арестован и заключен в камеру пермской ЧК, ночью 20 июня святителя увезли на казнь. В лесу, на окраине Перми он был закопан живым. Приводится также отрывок одного из обращений архиепископа Андроника, в котором он анализирует причины духовной и материальной разрухи в стране («Должны мы теперь перед лицом развивающегося грозного суда Божия…») и призывает «прежде всего в себе самих выносить разбитую в народе веру… ».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-86-i...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. До 26 апреля в Музее Новой академии изящных искусств (Арт-центр «Пушкинская 10») открыта приуроченная к Великому посту выставка работ Тимура Новикова «Новые русские святые». Фотографии русских подвижников благочестия и мучеников XIX – XX веков – святителя Феофана, затворника Вышенского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), священномученика архиепископа Пермского и Соликамского Андроника (Никольского), священномученика протоиерея Философа Орнатского – художник расположил на кусках церковной ткани, создав своеобразные хоругви. Сохранился текст, в котором Тимур Новиков объясняет свой замысел: «На наших глазах появляется новая традиция почитания фотографии как сакрального объекта... Еще в конце XIX – начале XX веков были известны случаи чудесных исцелений, происходивших через фотографические портреты известного чудотворца отца Иоанна Кронштадтского. Созданные мною работы не являются каноническими иконами для использования в церкви, они предназначены для камерного восприятия в пространстве жилища... Надеюсь, что созерцание этих ликов, возможно, подвинет некоторых на знакомство с жизнью и делами этих людей». Экспозицию биографические справки, и не просто дополняют: при желании каждый может взять их с собой и действительно узнать о жизни и делах русских подвижников XIX – XX веков, если не знал о них ничего ранее.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-04-14/6...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010