Висарион, «птичье житие поживый, яко ангел», пустынник Египетский (6 июня). Виталий, «блудницы спасаяй Богу». (22 апр.). Витимий, отшельник Египетский, современник препп. Ахиллы и Амоя, 5 века. (Cotel. I. 388.) Гаий, «мудрый угодник Христов». Геласий,      «приснопамятный царь страстей», преп. Палестинский, времен Халкидонского собора. (Cotel. I. 411–416. Есть Геласий в числе учеников преп. Саввы). Герасим, «ему же поработа зверь». (4 марта). Герман, преп. Вифлеемский, 5 века, сопутник пр. Кассиана в странствованиях по Египту. (Cotel. I. 509. О монахе Германе упоминается в Житии преп. Евдокии, 1 марта). Давид Солунский. (20 июня) Далмат. (3 авг.) Даниил скитский, «знаменитый словом же и делом», ученик Арсения Великого , престав. около половины 5 века. (Чет. Минея 9 окт. в Житии преп. Андроника). Даниил, столпник, «в чудесех многий». (11 дек.) Дий. (19 июля). Дометиан, ученик преп. Саввы. (См. Житие сего 5 дек.) Дометий. (8 марта). Евлогий, отшельник Египетский, 4 века, пресвитер. Евфимий Великий. (20 янв.) Елладий, отшельник Келлийский. (Cotelerii Моп. Eccl. gr. I. р. 436). Ефрем. (СирИн.28 янв.) Захария, преп. скитский, современник преп. Макария, сын преп. Кариона, (5 дек.) Зинон, ученик преп. Силвана, сопутствовавший ему из Скита на Синай и в Палестину. Имел дар чудотворения. Жил в конце 4 века. (Cotelerii Моп. Eccl. gr. I. р. 439). Зоил, преп. скитский, ученик сперва преп. Агафона, потом Арсения Великого . (Cotel. I. 371. О Зоиле чтеце, преп. Александрийском, говорит Иоанн Мосх в Лимонаре, гл. 171). Зосима. (Отшельник Палестииский, 4 апр.) Ивистион. Иларион Великий. (21 окт.) Илия. (8 янв.) Иперехий. Исаия, египетский отшельник, 4 века. (Пролог 3 июля.) Исхирион, отшельник скитский. Иеракс, отшельник Нитрийский. Гонимый Феофаном Александрийским, он прибег к защите св. Иоанна Златоустог о. По миновании опасности, возвратился в пустыню, и скончался позже 408 года. (Cotel. I. 498.) Иеремий, Армянин, ученик преп. Саввы. (См. Житие Саввы 5 дек.) Иоанн Колов (малорослый), отшельник скитский. (9 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Старец, по внешности этого человека и по разумению, свыше ему дарованному, проникнув злое намерение Феодосия, не увлекся на сторону этого отступника, что тогда сделали почти все, но отослал его с бесчестьем, как и прилично было. Он вывел на середину мальчика, которого воскресил из мертвых, и с важным видом сказал Феодосию: «Если ты хочешь рассуждать о вере, то вот он будет тебя слушать и говорить с тобою, а мне недосуг слушать тебя». Феодосий, пристыженный такими словами, устремился в святой город и там, под видом ревности по Боге, увлек на свою сторону все монашество, увлек также и бывшую в то время там царицу и таким образом, при ее содействии, силою занял Иерусалимский престол, предвосхитив его убийствами и другими нечестивыми и противозаконными делами, о которых еще и ныне помнят многие. Получив власть и достигнув своей цели, он рукоположил множество епископов, отнимая в то же время престолы у епископов еще не возвратившихся. Тогда он призывает и авву Геласия, приводит его в храм, лаская и вместе устрашая. Когда старец вошел в храм, Феодосий говорит ему: «Произнеси анафему на Ювеналия». Нимало не устрашившись, Геласий отвечал: «Я не знаю другого епископа Иерусалимского, кроме Ювеналия». Феодосий, опасаясь, чтобы и другие не стали подражать благочестивой ревности его, велел с бесчестием выгнать его из церкви. Последователи раскола Феодосиева взяли старца, обложили его со всех сторон дровами и грозили сжечь его; но видя, что он не боится и не страшится этого, и опасаясь народного возмущения, потому что Геласий был в большой славе (все же это происходило по Божию Промыслу), без всякого вреда отпустили мученика, который уже сам себя принес Христу в всесожжение. 5 . Сказывали об авве Геласии, что он еще с юности проводил бедную и пустынническую жизнь. В это же время и в тех же местах весьма многие вели одинаковую с ним жизнь. Между ними был один старец, самый простой и бедный, который жил до смерти своей в уединенной келье, хотя в старости своей имел учеников. Он до конца жизни соблюдал то подвижническое правило, чтобы не иметь двух хитонов и не заботиться о завтрашнем дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Через несколько месяцев маленький Лев умер, и Зенон провозгласил себя императором. Верина составила заговор с целью возвести на престол своего брата Василиска, и Зенон в 475 г. был вынужден бежать из Константинополя в Исаврию, куда его преследовали полководцы Василиска. Остатки армии Зенона потерпели поражение, и он вместе с Ариадной укрылся в одном из укрепленных мест Исаврии. Однако Василиск быстро потерял популярность, и в 477 г. Зенон, частью оружием, частью интригами, вновь добился престола. Василиск был сослан во Фригию и там вскоре умер. Из-за этих заговоров Зенон не мог воевать с вторгшимися варварами. Чтобы избавиться от поселившихся в Мезии остготов, Зенон разрешил их королю Теодориху занять Италию и свергнуть Одоакра. Что касается церковной политики, то в 482 г. Зенон издал указ – знаменитый «генотикон» (см. прим. 184): после осуждения Халкидонским собором монофизитства монофизиты продолжали сопротивляться православию, особенно в Египте; эти смуты побудили Зенона издать примирительный указ. 577 Иоанн Грамматик, пресвитер в Антиохии в 475–485 гг. В период нахождения в этом сане он прославился своими импровизированными речами. Еретики, о которых писал Иоанн, – аполлинаристы, последователи Аполлинария Лаодикейского (см. прим. 34), который считал, что единение человеческой и божественной природы в Христе достигается замещением во Христе ума человеческого умом божественным или Словом. Учитывая то, что Иоанн был пресвитером Антиохии, можно понять актуальность его трудов. Вот что, например, пишет церковный историк Созомен : «Весь восток готов был принять сторону Аполлинария». 578 Геласий, папа римский (492–496 гг.). По происхождению испанец, но с юности воспитывался в Риме. В своей деятельности он отстаивал первенствующее положение Рима. Основываясь на «апостольском решении, поддерживаемом словами Христа, преданием древних и канонами», Геласий оспаривает право апеллировать от Рима к другим церквям. Папа – наследник Петра, скалы, на которой зиждется церковь , и поэтому может осуждать, отлучать, кассировать приговоры других епископов собственной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[ Елиссей , в окт. 1596.] Лазарь , 1802–24; (†...?) Аркадий Федоров 27 мая 1825 перев. из Грозовского монастыря; 8 дек. 1828 хирот. в епископа Оренбургского. Иоанн Доброзраков 14 янв. 1829 перев. из Можайского Лужецкого монастыря; 5 авг. 1830 хирот. в епископа Пензенского. Смарагд Крыжановский в 1830 перев. из Киево-Братского монастыря; 20 сент. 1831 хирот. в епископа Ревельского (викария С.-Петербургской епархии). Евтихиан Лестев в 1833 перев. из Спасо-Прилуцкого монастыря, а в 1834 – в Рязанский Солотчинский. Евгений Добротворский , с 1834, перев. из Грозовского? 31 мая 1836 хирот. в епископа Винницкого (викария Подольской епархии). Феофан , в 1836–45. Геласий в 1845 перев. из Грозовского; до 1855. Пантелеймон , в 1856–59. 5 Петропавловский, в Минске, В 1795 г. обращён в Кафедральный собор; штат перев. в Пинский Богоявленский 154 [V, 67.] Архим. Паисий , 1620. – Пётр Пашкевич , 1691. 6 Грозовский Иоанно-Богословский, в местечке Грозове, основан в начале XVII века; заштатный. [III, 758.] Архимандриты Исаия , игум., 1795–1809; архим. до 1814. Неофит , 1817–24. Аркадий Федоров в июне 1824 перев. из Кутеенского, а 27 мая 1825 – в Пинский Богоявленский. Платон , 1829–31. Евгений , 1831–34, перев. в Пинский Богоявленский? Геласий , 1838–45, перев. в Пинский Богоявленский. Платон , 1846–59. 7 Дятловицкий Спасо-Преображенский основан в 1622 г.; заштатный. [IV, 77.] Игум. Иннокентий Гизиель , в 1645 ж 1646, перев. в Киево-Братский мнтрь. – Руф , в авг. 1766. 155 Архим. Варлаам Шишацкий 26 мая 1794 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 3 июня 1795 хирот. в епископа Волынского. – Иов , 1838–41, 53–56. 8 Кобринского Спасского, в городе Кобрине [IV, 546]: Игумены Варлаам , 1465. Андрей , 10 июня 1491. Антоний Критский , 5 окт. 1512. Иосиф , в сент. 1526. Вассиан , 1541. Иона Гоголь с 7 февр. 1586. После епископ Туровский. Павел Овлочинский , архим., 1633. 9 Слуцкий Троицкий основан в XVI веке. Ныне заштатный. [VI, 148.] Архимандриты Макарий , 31 мая 1492. Иосиф , игум., 1493 и 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые Отцы гораздо прежде опровергли эту ересь, определив, что в Боге три Лица - Отец, Сын и Святой Дух. Но вот ясное обличение заблуждения латинян или их единомысленников касательно этого предмета. Геласий, Папа Римский, живший около 492 года, написал между прочим книгу под заглавием: Codex Sacramentarius, или Книгу о Таинствах, состоящую из трех глав: первая о годовом круге, вторая о днях рождения святых, третья о Господских праздниках и проч. Эта книга более 900 лет не была известна никому, кроме немногих, потом найдена в 1562 году в одной библиотеке Павлом Петавием, парижским сенатором, и перешла в библиотеку шведской королевы Христины. Первым напечатал и выдал ее в свет Иосиф Мария Томазий в Риме, в 1680 году. В этом Геласиевом кодексе помещен Символ веры без прибавления. Об этом узнал я из истории британского богослова Вильгельма Каве о церковных писателях, который, говоря о Папе Геласий и его сочинениях, упоминает и об означенном кодексе, коего подлинность и древность, по словам его, доказывается особенно тем, что в нем есть Символ без прибавления: и от Сына, которое явилось в VII веке, а в IX принято Римской Церковью. Значит, во времена Дамаса, по сказанию Калеки, а по словам Маймбурга - во времена Льва, прибавления еще не было, или не было к тому основательного повода. А без нужды не надобно было изменять и Символ веры, правило и образец Православия. Столь важное и великое дело, каково прибавление или объяснение Символа веры, непременно было бы ясно означено в церковной истории, и было бы сказано, когда, где, по какому случаю и при ком это происходило, но заблуждению свойственно быть неопределенным, неточным и темным, как говорит святой Златоуст. Обстоятельства этого прибавления не только темны, но и вовсе неизвестны. Дионисий Петавий, латинянин, иезуит и явный враг Восточной Церкви, который всеми силами защищал мнение, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, касательно прибавления искренно сознается, во-первых, что все, повествуемое Калекой, Иосифом и другими, смешно, во-вторых, тщательно исследовав, кто сделал это прибавление, где, когда и по какому случаю, и не нашедши ничего, выводит из свидетельства многих такое заключение, что место, время, случай и виновник прибавления доселе неизвестны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Папа Геласий, к примеру, утверждает, что «кафолические священники» постоянно придерживались того, «что постановил апостольский престол», чтобы «избирать себе в собратья тех, кто, придерживаясь кафолического общения, общается с апостольским престолом, а тех, с кем апостольский престол вовсе не общается, отвергать» . Он отмечает, что «апостольский престол …по установлению Господа Христа держит главенство во всей Церкви, ради общего распоряжения и заботы, которую он всегда с надлежащей осмотрительностью прилагает ради кафолической веры, отеческих канонов и правил предков…» , поскольку, цитируя опять Папу Феликса, «через апостольский престол, благодаря щедрости Христа, утверждается достоинство всех священников» . Следует напомнить, что в 484-м г. Римский Папа единолично и от своего имени, т.е. в нарушение всех канонических соборных принципов отношений между крупнейшими Вселенскими кафедрами, отлучил от Церкви Патриарха Константинопольского и пошел на длительный разрыв общения со всеми Восточными престолами, поддержавшими в этом конфликте столичную кафедру. Обоснование Римом своей позиции исходило из принципа властного примата Римской кафедры. В частности, Папа заявлял, что он правомочно принял апелляцию покинувших свои престолы, а затем низложенных за государственную измену Патриархов Александрии и Антиохии, вызвал в качестве ответчика Патриарха Константинопольского, а после неявки последнего единолично отлучил его от Церкви. На обоснованные возражения Востока о том, что такое дело был полномочен решать лишь Вселенский Собор, Папа Геласий ответил: «…никто из истинных христиан не сомневается, что постановление всякого Собора, которое было одобрено с согласия Вселенской Церкви, в наибольшей степени и прежде других надлежит исполнять именно первому престолу, который всякий Собор утверждает своим авторитетом и оберегает непрерывным управлением, в силу собственного первенства, которое он всегда держал и [ныне] удерживает» . Именно устами этого Папы был провозглашен принцип абсолютной власти Папы в пределах Вселенской Церкви: «…то, что связано приговорами любых епископов, престол блаженного Петра имеет право разрешить, однако никому не позволено судить о его приговорах; и если канонам было угодно, чтобы ему можно из какой угодно части света подавать апелляцию, то на него да не будет никому позволено апеллировать» .

http://pravoslavie.ru/119735.html

Особый статус Сарских епископов был подтвержден на Соборе в 1551 г. (см. «Стоглав» ): «А в которое время митрополиту не поможетца, и он в свое место повелевает судити архимандритов, и игуменов, и игуменей, и протопопов, и весь священнический и иноческий чин в духовных делех Сарскому и Подонскому владыце со всеми архимандриты и игумены соборне по тем же священным правилом» ( Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 360; АИ. Т. 1. 155. С. 273). После учреждения Московского Патриархата в 1589 г. Сарский и Подонский еп. Геласий был возведен в сан митрополита с правом заведования делами Патриаршей области . Митр. Геласий в 1591 г. отпевал в Угличе царевича св. Димитрия Иоанновича , участвовал в следствии по делу о его убийстве. К нач. XVII в. подворье Сарских и Подонских епископов имелось в Московском Кремле - рядом со Спасскими воротами, напротив Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужского монастыря . В Смутное время К. к. занимал митр. Пафнутий (1605-1611), бывш. архим. Чудова монастыря, который в 1605 г. свидетельствовал о Лжедмитрии I как о сыне Иоанна IV Васильевича Грозного, впосл. способствовал восшествию на престол Василия Иоанновича Шуйского и, по-видимому, являлся одним из претендентов на Патриарший престол. Сарский и Подонский митр. Иона (Архангельский) после кончины патриарха сщмч. Ермогена был местоблюстителем Патриаршего престола с дек. 1613 по июнь 1619 г., в 1620 г. осужден на церковном Соборе в Москве за то, что настаивал на присоединении католиков и протестантов к Православию через миропомазание, а не через перекрещивание. После кончины патриарха Иоасафа I общецерковное управление в кон. 1640 - нач. 1642 г. осуществлял Сарский митр. св. Серапион (Сысоев) . После смещения патриарха Никона в 1658 г. в течение мн. лет местоблюстителями были митрополиты Сарские и Подонские Питирим (впосл. патриарх) и Павел III . При престарелом патриархе Адриане , в 1699-1700 гг., делами Патриархии управлял митр. Трифиллий (Инихов) . В кон. XV - нач. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Кроме выше исчисленных творений, подлинность которых несомненна, по некоторым изданиям приписываются св. Льву еще следующие творения: Во 1-х, двадцать восемь слов, из коих двадцать находятся в прежних изданиях (Кенеля и Бал- лерини) 163 . Последние же восемь отысканы в позднейшее время и находятся в Парижском только издании Миня (Migne) 164 . Все сии слова составляют извлечение из перечисленных уже подлинных творений св. Льва, или явно принадлежать другим писателям, или, по слогу и языку, нимало не сходны с прочими творениями св. Льва, или без достаточных причин приписаны ему в немногих только списках. Во 2-х, две книги о призвании всех народов. В них доказывается, с одной стороны, то, что неисследимы пути Промысла, какими Бог , хотяй всем человеком спастись, ведет род человеческий к познанию истины; а с другой стороны, то, что Бог действительно хочет спасения всех людей, и всех равно призывает ко спасению. Несомненно, то, что книги сии явились в свет не позднее V-ro века по Рождестве Христовом; ибо Папа Геласий приводить из них одно место в сочинении своем против пелагиан. Но нет никакого права сочинителем их признавать святого Льва. Ибо Папа Геласий, приводя упомянутое выше место из сих книг, не именует их писателя, и выражается неопределенно, сказав: «премудро научил один учитель Церкви» 165 . В рукописях же, которых древность восходит до девятого века, книги сии приписываются то святому Амвросию, то Просперу. В 3-х, Послание к деве Деметриаде о смирении. Оно в рукописях и древних изданиях также, как и предыдущее сочинение, помещаемо было вместе с посланиями то Амвросия, то Проспера, и одним только Кенелем, без уважительных причин, внесено в число сочинений святого Льва. В 4-х, Положения прежде бывших Епископов апостольского престола о благодати Божией (Praeteritorum sedis Apostolicae Episcoporum avctoritates de gratia Dei). О сих положениях упоминают три писателя в начале шестого века, а именно: Дионисий Малый, Петр Диакон и Ормизда, и первый из них в своем собрании правил присовокупил их к посланию Папы Целестина , писанному к Галликанским Епископам. Кенель же приписывает их святому Льву 166 , основываясь на одних предположениях, не подкрепляемых никаким свидетельством древности 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Папа Геласий утверждает, что в таинстве евхаристии не прекращается существование субстанции или природы хлеба и вина (et tamen esse non desinit substantia vel natura panis et vini). Можно отметить у него применение к таинству евхаристии слов imago et similitudo; вероятно, это перевод греческих τπος, σμβολον, μοωμα, какие термины удерживала антиохийская школа, в то время как в александрийской определилось отрицательное к ним отношение. С другой стороны у Геласия говорится, что ради этого таинства и чрез него мы приобщаемся божественной природы и что это таинство божественная вещь (certe sacramenta quae sumimes corporis et sanguinis Christi divina res est, propter quod et er eadem divinae efficimur consortes naturae), т. е. находим идеи Кирилла Александрийского . Точно также, вслед за утверждением сохранения природы и субстанции хлеба и вина, Геласий говорит о переходе их (при удержании особенностей их природы) в божественную субстанцию (sicut in hanc scilice divinam transeunt, sancto Spiritu perficiente, substantiem, permanents tamen in sua proprietate naturae; Thiel, Epistolae…, p. 541, 542. – см. Vacant et Mangenot, Dictionnaire, Eucharistie, p. 1181). 128 Евсевий Эмесский здесь не упомянут, а цитируется в Epistola ad Frudegardum, хотя омилией с его именем несомненно пользовался и в главном трактате. Ссылки на папу Льва В. и на определение отцов ефесского собора тоже в письме к Фрудегарду. В прологе к Варину Пасхазий говорит, что он в своем сочинении на полях отмечал имена тех учителей церкви, слова или взгляды которых он приводил. Но цитация эта не сохранилась вполне до нашего времени. В тексте Миня, перепечатанном из Мартена, ссылки часто ошибочны. Напр., во второй главе сочинения Пасхазия дважды Isid., тогда как нужно Isich., в третьей главе Isich., тогда, когда нужно Isid. 129 Иоанн Дамаскин , указывая подобно Амвросию на действенность божественного слова в таинстве, вместе с тем оттенял действе Св. Духа, которое здесь он приравнивал (по его значению) к наитию Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

  2. Литургия по Сакраментарию Папы Геласия I Таким образом, мы не можем изложить Римскую Литургию в её древнейшем виде, а можем лишь представить себе, как она выглядела во второй половине 5 века. Сделать это позволяют нам два сакраментария: св. папы Льва Великого († 461 г.) и папы Геласия I († 496 г.). Сакраментарий папы Льва впервые издан в Риме Иосифом Бланхинием в 1735 г. по списку Веронской библиотеки 8 века. И хотя протограф его, возможно, действительно относится к 5 веку, но Л. Муратори и другие специалисты отвергают непосредственное авторство папы Льва. Вероятнее, что он сложился в его окружении (недаром он упомянут в числе сочинений Льва Великого). Кроме того, он чрезвычайно неполон: представляет собой кодекс переменных литургических молитв с января до апреля и не содержит даже Евхаристического канона. Поэтому гораздо большее значение имеет для нас сакраментарий папы Геласия, который деятельно трудился над реформой Литургии, добиваясь большей стройности и единообразия. Результат своих трудов он изложил в особом сборнике " Volumen sacramentarum limato sermone " (т.е. сб-к литургисаний, изложенных стройной речью). Об этом кодексе свидетельствует его современник Геннадий пресвитер Марсельский (Gennad de Scriptor, eccles. edit Cipriani. Jen. 1693, p. 471). О нём упоминает диакон Иоанн (9 век) в жизнеописании папы Геласия. Валафрид Страбон (9 век) пишет, что " Геласий привел в порядок молитвы, составленные, как им самим, так и другими " . Из этих и других свидетельств мы делаем вывод, что Геласий произвёл новую редакцию сакраментария Льва Великого. Сакраментарий папы Геласия впервые увидел свет благодаря кардиналу Томазию в 1680 г. Он издал сакраментарий по древнейшему списку 7 века. Список этот происходит из старинного аббатства св.Бенедикта на Лоаре, откуда он поступил в библиотеку шведской королевы Христины а потом – в Ватиканскую библиотеку. Он состоит из 3 разделов: 1.      содержит главные переменные молитвы Литургии на праздничные дни, начиная с кануна Рождества Христова до I воскресенья по Пятидесятнице (Со включением торжественных Месс).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010