В другом послании он ещё дальше развивает эту тему: «Разве следовало Апостольскому престолу предпочесть решение округа Гераклеи, - я имею в виду понтифика Константинопольского, - или решение каких-либо иных епископов, которых необходимо созвать к нему, либо из-за него, когда епископ Константинопольский отказывается предстать перед Апостольским престолом, являющимся первым престолом? Этот епископ, даже если бы обладал прерогативой митрополии или числился среди (главных) престолов, все равно не имел права игнорировать решение первого престола». Папа Геласий придерживался «теории обоюдоострого меча». В послании к императору Анастасию он указывал, что в мире есть две власти: светская и духовная. В религиозных вопросах правители должны слушаться епископов, а в светских делах епископы должны подчиняться правителям. Но при этом священство все же выше императорской власти, и церковь должна стоять над государством. «Последовательный в своей доктрине, папа Геласий обосновал, что папская власть есть источник любого канонического права, понтифик неподсуден никакому суду, но сам может вершить оный над любой церковью и её предстоятелем. По сути дела, при Геласии I завершилось формирование учения о примате папства в Кафолической Церкви». «Теория папы Геласия была возрождена в радикально новой форме папой Григорием VII, который не только отрицал разделение церкви и государства, но и провозглашал господство церкви над светской властью " . Но о нем речь пойдет впереди. В 516 году папа Гормизд издал «Правило веры», в котором снова утверждалось в качестве незыблемого принципа то, что Римская церковь всегда хранила неповреждённую веру и что в ней одной - «цельная и истинная твердыня христианской религии». Византийский ответ Чемберлену заключался в том, что с начала VI века в титулатуру Патриарха Константинопольского был введен эпитет «Вселенский». Конечно, Рим реагировал на это болезненно (хотя в V веке на Востоке так называли папу Льва). «Папа Пелагий II счёл титул «Вселенский» вызывающим и распорядился, чтобы римский представитель в Константинополе прекратил общение с патриархом, если тот не откажется от этого звания.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/15/...

Николаевский, в Белгороде, основан в 1599 г.; по штатам 1764 третьего класса. [III, 471.] С 1833 г. 2-го класса; уничтожен 14 нояб. 1842. Строители Никифор , игум., 1599. Симон , в окт. 1633. Геласий , 1634, 8 янв., в авг. 1635. Иов Гонюков , 1638–44. Алексий , 1646. Геласий , в июле 1647. Архимандриты Кирилл , игум., 1649–65; архим. 1670, 1678, 80. Феодосий , 1683 и 84. Киприан , 1690–92. Иона , 1697–99. Филарет , 1705–8. Аарон , 1720–22. ? Платон Малиновский , с 1729. Иларион Григорович 1738 перев. из Изюмского Святогорского, а 1740 – в Саввин Сторожевский. Афанасий Топольский 1741 перев. в Харьковский Покровский; упом. 30 мая (sic) 1742. Гедеон Антонский , 1742–44. Авксентий Кувичицкий , 1744–52. Пахомий Липский , 1754–56. Варлаам (Тещинский) из Михайловой пустыни? (Ист. Иер., V, 78) – в Краснокутский; член консистории в авг. 1748, 1756–58. Гервасий , 1759–64, перев. в Акатов. Матфей Млодзинский , 1764–1766, в Святогорске. Игумены Лаврентий Кордет , из игум. Озерянской пустыни, 1766–68, перев. в Святогорский. 192 Наркисс Кветка , из Обоянского Знаменского, 1768–70, перев. в Куряжский. Исаия Илляшевич перев. из Коренной пустыни, 13 сент. 1770–78. Александр , 1778–80. Иерофей , 1780 и 81. Геннадий , 1781–84. Иустин Трипольский 1784 перев. из Спасо-Мирожского; упом. 1789, 1791–1797, перев. в Акатов. [? Иосиф Лазарев , 12 окт. 1788.] Архимандриты Иеракс , 1800–7. Иосиф Величковский , 1807–9, 23 июня перев. в Переяславский Даниилов. Андрей , 1809–18, перев. в Молчанский. Иоасаф Юнаков , 1818–29, перев. в Курский Знаменский. Анатолий Мартыновский , 1829–32, перев. в Новгородский Антониев. Елпидифор Бенедиктов , 1832 и 33. После в Акатове. Игнатий , 1834 и 35. Агафадор , с 1835. Варлаам Успенский 1837 перев. из Белгородского Николаевского; 31 янв. 1843 хирот. в викария Киевского. Иероним , игум., 1843–45. В 1845 – 60 управлял архиерей Илиодор , 1861–9, тоже архим. Сергий . 11 Духова (Новодевича, Свято-Духовского Киево-Печерского, упразднённого) [В Ист. Иер. нет]: Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда новый патриарх Константинопольский Евфимий (490-495 гг.) прервал общение с монофизитским патриархом Александрийским Петром Монгом и занял четко халкидонскую позицию, у него начался острый конфликт с императором Анастасием, поддерживавшим «Энотикон». Евфимий написал в Рим, предлагая восстановить общение и прося поддержки в том, что он видел общим делом. Но Геласий ответил грубо-ироничным письмом, требуя прекратить поминать Акакия, которого Рим объявил еретиком. Константинополь не мог этого сделать: Акакий, хотя и совершил тактическую ошибку, еретиком не был, и Рим объявил о его низложении в одностороннем порядке, беспричинно и незаконно. Следовательно, за спорами относительно покойного Акакия стояло другое: Рим требовал, чтобы его мнение было признано единственным критерием общения с Церковью. Хотя в конце концов раскол будет преодолен, эта экклезиологическая проблема останется. Даже сегодня в Риме патриархи Евфимий (490-495) и Македоний (495-511) считаются раскольниками, в то время как в нашем календаре они - святые исповедники, низложенные императором Анастасием за защиту Халкидона. Так во имя своего престижа Рим отказался от общения с подлинными защитниками Православия на Востоке. Но папские требования не принимались безоговорочно и на Западе. После смерти Геласия папа Анастасий II (496-498) попытался восстановить отношения с Константинополем. Однако часть римского духовенства взбунтовалась, утверждая, что Анастасий «пошел на восстановление отношений с еретиками, не посоветовавшись с епископами и священниками всей Кафолической Церкви». Это показывает, что, хотя среди римского духовенства были сильны антивизантийские настроения, они не считали папское решение единственным критерием и не принимали его безоговорочно! Итак, папы, и в особенности Геласий, продолжали требовать не только признания Халкидона, но и изъятия имени патриарха Акакия из константинопольских диптихов. Во время правления Анастасия переговоры на эту тему велись между римскими епископами и Константинопольским двором. Интересно, что папы, хотя и отказывали в причастии епископам восточной столицы, не считали императора отлученным от Церкви. Хотя они и упрекали его в том, что, поддерживая «Энотикон», он вмешивается в церковные дела, они продолжали видеть в нем главу «Romanitas».

http://sedmitza.ru/lib/text/434763/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРАЗМ [лат. Erasmus; греч. Ερασμος] († между 303 и 305), сщмч. (пам. зап. и греч. 2 июня; пам. РПЦ 4 мая), еп. Пострадал в г. Формии (ныне Формия, Италия). Е. впервые упоминается в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.): «Formiae in Campania Herasmi». Во время археологических раскопок под ц. св. Еразма в Формии были обнаружены остатки мартирия - прямоугольного здания с апсидой, где находилась гробница святого с граффити (ER[ASMVS]). Мартирий был воздвигнут во 2-й пол. IV в. на территории рим. загородного некрополя. Источники В 590 г. папа Римский св. Григорий I Великий в послании к еп. Багауду упоминал о мощах Е. в Формиях ( Greg. Magn. Ep. I 8//PL. 77. Col. 454). В др. послании святителя сообщается о мон-ре арх. Михаила и святых Максима, Е. и Юлианы в Неаполе, мон-рь был основан некой Александрой, «женщиной светлейшей памяти» (Ibid. X 13-14//PL. 77. Col. 1075-1076), а также о др. мон-ре сщмч. Еразма близ горы Соракт (ныне Соратте) (Ibid. I 24//PL. 77. Col. 468). По данным археологических раскопок, приблизительно в это время в ц. сщмч. Еразма в Формиях была сооружена полукруглая крипта-коридор, позволявшая подходить к подземной гробнице мученика. Из Liber Pontificalis известно, что в Риме на Целийском холме находился мон-рь во имя Еразма, где подвизался свт. Адеодат I (615-618). Став Римским папой, Адеодат расширил и перестроил мон-рь (LP. Vol. 1. P. 346). «Мученичество» «Мученичество» Е., написанное на лат. и греч. языках, содержит недостоверные сведения (ActaSS. Iun. T. 1. P. 213-216) и представляет собой типичную для италийской агиографии визант. и поствизант. периода легенду в вост. стиле. Подобные тексты, составленные в Риме или в его окрестностях, датируются VII - нач. IX в. Лат. версия «Мученичества» была известна в IX в. св. Адону , архиеп. Вьеннскому, между 1078 и 1088 гг. оно было переработано мон. Иоанном Каэтаном (впосл. папа Римский Геласий II ). В этой версии упоминается ряд вымышленных подробностей, напр. о посещении Е. Лихнида (отождествляемого с Охридом) и Смирны, а также Формийский еп. Проб, к-рый якобы похоронил тело мученика. После избрания на Папский престол Геласий II освятил в базилике св. Петра в Риме алтарь во имя Е. Существует также стихотворная обработка «Мученичества», рассказ о Е. с нек-рыми добавлениями вошел в «Золотую легенду» Иакова из Варацце. Содержание «Мученичества»

http://pravenc.ru/text/190117.html

Геласий же не хотяще келию иноческую предать мирянам, взять ее не оставляше. Смотрив же Вакат скотины Геласиевы от села оного, маслица носяще, своими руками нужею отъем, в дом свой маслица принес, едва некогда с бесчестием животная остави с последствующими им. Блаженный же старец Геласий, плод ни мало взыскав, село же взять не оставил предреченные ради вины. Распалившись яростию Вакат имение ради, судолюбец убо бяше, в Константин град путешествовал. Пришед же во Антиохию , тогда же бе во Антиохии велию светильнику светящу, Святому Семиону Чудотворцу, Столпнику, иже на Дивной Горе; о нем же слышав, паче человека убо бяше, яко Христианин Святого видел; Святый же Симеон виде его от столпа и вшед в монастырь вопрошаше его: откуда еси и камо идешь? Он же рече: от Палестин есмь; иду в Константин град. Святый же к нему паки рече: коей ради потребы? Глагола ему Вакат: многих ради потреб, и надеюсь святыми молитвами твоими возвратиться и поклониться святым стопам твоим. Глагола ему Святый Семион: не хочу без надежды человечи рещи, яко на человека Божия идешь, но не совершить будет то, ниже к тому узришь дом свой, аще не послушаешь моего совещания и, отсюда возвратився к нему, покаешися, аще и в живых ти сущу до места постигнеши. Абие же огнем бысть ят Вакат и от сущих с ним на носила положен, и идяше по глаголу Святого Семиона постигнути до места, и покается Авве Геласию до Вирита же достиг, скончался, не узрев дома своего, по пророчению Святого. И паки прочтоша ему Федора Валсалмона, Патриарха Антиохийского, 24 правил толкования четвертого Собора: настоящее правило повелевает, аще которого изволением Епископа освящении суть монастыри, не быть мирским жилищем, ниже осквернится, соблюдать же и предстоящим им вещем движимым и недвижимым; не откровение же не звляют (зявляють?) о создании монастырей, за еще рещи того ради, понеже рече по изволению Епископа; разуметь же можешь пространнее, как подобает быть монастыри от первого правила собравшегося собора в храме Святых Апостол и от первой главы правила, грани четвертой, книги царства, яже есть глав 22, 22, 125-го Устинияна нового закона, еже вкратце поставлено есть в 1-й главе и 11 грани настоящее книги, яко: аще неции коему любо честному дому, на коем любо месте стоящему, пусто село вдадят или продадут или иным образом даруют или оставят – не приимет пакости честный дом, или людских ради долгов, или иной кое ради вины не отрыгнется, но вся таковая тягость на давшее на их наследники навести, понуждаемом теми даа селы паки восприять, истощание прибывшее тем честному дому отдать; аще же яко подобно некакою леностию и некая от таковых запустевших селах дана быше честным домом, иная убо честь ни быша, домове себе да приобрящут, запустевшие же вещи давшему я и того наследникам возвратятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь Иоас, по повелению Елисея, ударил ногою в землю, но только три раза; за то только три победы ему были предсказаны – и одержаны им над сирийцами. 15. Св. пророк Амос От непосвященного жертва Богом не приемлется Озия дерзнул войти во святая святых и возложил фимиам на алтарь; от этого потряслась земля, разрушился храм и павший на царя луч произвел проказу. Какой грех, такое и наказание Амос пророчествовал о нашествии Ассириян на землю израильскую; но жрец, бывший при златом тельце в Вефиле, часто гнал и бил пророка. Пророк предсказал, что Ассирияне обесчестят его жену за разврат израильтян, что и исполнилось. Святые мученики Вит, Модест и Крискентий Присутствие ангелов В ложнице целомудренного Вита распространилось благоухание, – и отец его, Геласий, в дверь увидел там ангельские крылатые, на подобие орлов, лица, сияющие и поющие: «свят, свят, свят Господь,» – от чего Геласий ослеп, имея нечистые очи. Орел питатель В пустыне орел питал св. Вита, принося пищу, как древле пророку Илие. Диавол причиняет вред по мере зла, сделанного святому Изгнанный Витом из сына царева бес причинял вред присутствующим неверным – каждому, по мере обид, нанесенных святому Виту. Память о мученике Св. Вит после страшных, но безвредных для него мук, пред смертью молился, чтобы Господь тех, которые память его захотят совершать, сохранил от всяких зол и безбедно провел в небесное царство. Св. Тихон чудотворец, епископ Амафуитский Милостыня обогащает Св. Тихон в доме отца весь хлеб раздал нищим и на скорбь и ропот об этом отца отвечал уверением, что Бог сторицею воздаст и повел его в житницу, которая оказалась чудесно наполнившеюся хлебом. Св. мученики Тигрий и Евтропий Огонь жжет виновных Пожар, бывший в Царьграде по изгнании Иоанна Златоустог о, распространившись, сжег дома только врагов Иоанновых. Св. мученики Мануил, Савел и Исмаил Земля защищает тела мучеников Когда мучитель, после смерти, вздумал сжечь тела мучеников, земля разверзлась и сокрыла тела; а потом, по молитве верных, земля возвратила тела неповрежденными. Св. муч. Леонтий и другие

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Тогда император немедленно послал одного из своих сановников по имени Геласия с сорока воинами на ту гору отыскать Потита. Отправившись туда и придя в пустыню Гаргарскую, посланные нашли раба Христова, сидевшего на горе, и увидели множество зверей, окружавших святого. Воины пришли в великий страх и хотели бежать, ибо звери повернулись к ним, намереваясь кинуться на них. Но святой запретил зверям, сказав: — Разойдитесь по своим местам, и никому не причиняйте вреда. И тотчас звери разошлись. Тогда святой сказал Геласию: — Для чего ты пришел на меня с таким воинством? — Ты ли Потит? — спросил Геласий святого. — Я грешный раб Господа моего Иисуса Христа, — отвечал святой. — Император Антонин требует тебя, — продолжал Геласий, — отправляйся к нему с нами. — Для чего может потребоваться, — возразил святой, — нечестивому императору христианин? Но воины, взяв святого, привели его в Рим к императору. Последний спросил его: — Какого ты рода? — Я христианин, — отвечал святой, — и родители мои христиане. — Разве ты не знаешь наших императорских указов, — спросил Антонин, — по которым всякий, не поклоняющийся нашим богам, предается смерти? — Да я того и желаю, дабы умереть за Христа Бога моего, — отвечал святой. — До меня дошел о тебе слух, — продолжал император, — будто ты можешь исцелить дочь мою, и если ты сделаешь это, то я окажу тебе многие почести. — Почему же ее не исцелят твои боги? — возразил святой императору. — Как осмеливаешься ты с такою дерзостью говорить мне? — спросил император. — Если я исцелю твою дочь, — отвечал Потит Антонину, — станешь ли ты веровать в Бога, в Которого я верую? Царь обещался уверовать. — Я знаю, — сказал тогда святой, — что твое сердце закоренело в нечестии и ты не станешь веровать, но сделаю сие силою Бога моего для предстоящего народа, дабы он видел, веровал и прославил имя Господа Иисуса Христа. После сего дочь императора была приведена и поставлена пред святым. — Что, Потит, — сказал тогда диавол святому устами бесноватой, — разве я не говорил тебе, что ты придешь к императору даже и против желания? Святой, дунув в лицо девицы, сказал бесу: — Господь мой Иисус Христос, Сын Бога живого, Которому повинуется всякая тварь небесная, земная и преисподняя, запрещает тебе, дух нечистый, и повелевает выйти из сего создания Его.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Лучшим подтверждением сказанному является отношение к империи и императору святых апостолов и первых христианских писателей. Говоря об отношении Церкви к власти, обычно цитируют прежде всего Послание апостола Павла к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1—2). И апостол Петр говорит: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 17). О какой власти, о каком царе говорят апостолы? Об императоре Нероне. Да, том самом Нероне, убийце, развратнике, гонителе, но — императоре. Таким образом, и первоверховные апостолы Петр и Павел, и их ученики и преемники призывают «чтить» императора и молиться за него, независимо от того, каков его нравственный облик, как он относится к христианам и Церкви. Pax romana — «римский мир и согласие» — это результат функционирования империи. А сакральный смысл ее существования — обеспечение некоего (в той или иной форме, в том или ином смысле, языческом или христианском) «пространства спасения» всем людям и всем народам. Вспомним и ситуацию из Деяний святых апостолов. Приходом апостола Павла в Рим, на суд кесаря, Дееписатель (православная традиция отождествляет его с евангелистом Лукой) завершает свою книгу. Случайно ли? Или, как и сам Павел, он считает, что история евангельской проповеди, история рождения Церкви уже завершилась — самим фактом прибытия апостола в Рим? Пространство Евангелия совпало с пространством Империи. У Церкви единый Глава — Христос. Не патриарх, не папа, не император. Но в Империи живет своя тайна — отличная от той, что одушевляет Церковь, но столь же священная, ибо созидает, как мы сказали выше, пространство спасения, ведет мир — своими особыми путями — к тому же Царствию Божию. Об отношении царства и священства В последнее время много говорят о «симфонии», о гармоничном соотношении «царства» и «священства». Первым же заговорил об этом папа Геласий в послании императору Анастасию в 491 г. Это тот самый Геласий, который на Соборе в Риме в 495 г. впервые был назван «наместником Христа на земле».

http://e-vestnik.ru/history/gosudarstvo_...

В письме Герману Мецскому Григорий VII оправдывал свои действия тем доводом, что духовная власть по сути своей выше светской, так как исполняет в обществе более высокое служение. В подтверждение этого тезиса папа напоминал, что еще в начале Средневековья о том же говорили Амвросий Медиоланский и папа Геласий. Но, возможно, он опирался и на «Adversus simoniacos», где кардинал Гумберт выступал против сакральной природы монархии, утверждая, что «совсем как душа превыше тела и повелевает им, так и священническое достоинство превосходит царское» 105 . Как бы то ни было, в своей попытке превратить главенство Рима в настоящую церковную монархию деятели реформ XI века (в том числе Григорий VII) фактически претендовали на то, чтобы светская власть подпадала под их юрисдикцию. Высвобождение церкви и духовенства из феодальной системы, из подчинения светскому государю, которое подразумевалось в лозунге libertas ecclesiae, все более и более стало означать доминирование духовенства над мирянами. Со временем эта реакция церкви на опеку со стороны империи выльется в «империализацию церкви», если воспользоваться термином, ставшим известным благодаря Эрнсту Канторовичу 106 . По мнению одного из современных исследователей, к XII веку язык, которым в западных канонических сборниках описывалась власть папы, «стал фактически неотличим от языка, на котором говорили об императорской власти» 107 . Несомненно, папские притязания на императорскую порфиру часто вдохновлялись именно положениями «Константинова дара». В связи с этим стоит повторить, что титул «викарий Христа», прежде применявшийся к императорам, при Иннокентии III стал папской монополией. При внимательном рассмотрении становится очевидным, что теория и логика папы Григория не были лишены изъянов и двусмысленности. Разумеется, и его действия, и его аргументы не имели в истории прецедентов. Даже современники, судя по источникам, изумлялись тому, насколько радикально он истолковывал исторические факты. Ни папа Геласий, ни свт. Амвросий Медиоланский , разумеется, никогда не высказывали тех претензий, которые высказывал от их лица папа Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Во время Вселенского Собора в Халкидоне Феодосий, один из первых защитников Диоскорова раскола в Палестине, предупреждая других епископов, уже намеревавшихся возвратиться к своим Церквам (а он был в Константинополе, изгнанный из своего отечества за всегдашние вмешательства в возмущения), бросился в монастырь к авве Геласию и говорил, будто Собор утвердил учение Нестория, — думая таким образом увлечь святого на помощь своему обману и расколу. Старец, по внешности сего человека и по разумению, свыше ему дарованному, проникнув злое намерение Феодосия, не увлекся на сторону сего отступника, как тогда сделали почти все, но отослал его с бесчестием, как и прилично было. Он вывел на средину мальчика, которого воскресил из мертвых, и с важным видом сказал Феодосию: если ты хочешь рассуждать о вере, то вот он будет тебя слушать и говорить с тобою; а мне недосуг слушать тебя. Феодосий, пристыженный такими словами, устремился в святой град и там под видом ревности по Боге увлекает на свою сторону все монашество, увлекает также и бывшую в то время там царицу и таким образом при ее содействии силой занял Иерусалимский престол, предвосхитив его убийствами и другими нечестивыми и противозаконными делами, о которых еще и ныне помнят многие. Получив власть и достигнув своей цели, он рукоположил множество епископов, отнимая в то же время престолы у епископов, еще не возвратившихся. Тогда он призывает и авву Геласия, приводит его в храм, лаская и вместе устрашая. Когда старец вошел в храм, Феодосий говорит ему: «Произнеси анафему на Ювеналия». Нимало не устрашившись, Геласий отвечал: «Я не знаю другого епископа Иерусалимского, кроме Ювеналия». Феодосий, опасаясь, чтобы и другие не стали подражать благочестивой ревности его, велел с бесчестием выгнать его из церкви. Последователи раскола Феодосия взяли старца, обложили его со всех сторон дровами и грозили сжечь его; но, видя, что он не боится и не страшится сего, и опасаясь возмущения народного, потому что Геласий был в большой славе (все же это происходило по Божию Промыслу), без всякого вреда отпустили мученика, который уже сам себя принес Христу во всесожжение.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010