Скачать epub pdf 146. Мстислав Ростиславич, прозванием Храбрый, князь новгородский сын Ростислава Мстиславича, великого князя, киевского (см. 167) от брака с неизвестною, причтенный православной церковью к лику святых. О годе и месте его рождения сведений нет; посажен отцом в Белгород, отобранный у Мстислава Изяславича (впоследствии великий князь Мстислав II), племянника великого князя Ростислава, в 1161 г.; выведен оттуда отцом же по случаю примирения последнего с племянником в 1163 г.; был в походе великого князя Мстислава II на половцев в 1168 г.; находился в рати Андрея Боголюбского, взявшей Киев приступом 8 марта 1169 г. и разбитой новгородцами под Новгородом 25 февраля 1170 г.; вместе с Давидом, братом своим, возвел на киевский престол Владимира Мстиславича, князя дорогобужского, дядю их, 15 февраля 1171 г.; с братьями Рюриком и Давидом захватил ночным нападением Киев, оставленный, согласно воле Андрея Боголюбского, братом их Романом; остриг голову и бороду послу Андрееву, явившемуся с грозными требованиями, и один, с слабой дружиной, доблестно отстоял Вышгород киевский, осажденный 50-тысячной ратью Боголюбского, в 1173 г.; принимал вооруженное участие в усобицах князей черниговских в 1175 и 1176 гг.; ходатайствовал за князей и княгинь, взятых в плен великим князем Всеволодом III после боя на р. Колорекше в 1177 г.; призван и торжественно принят новгородцами 1 ноября 1179 г.; освободив Псков, осажденный эстонцами, опустошил Эстонию до самого моря и умер в Новгороде в цветущих летах 17 июня 1180 г. Тело его, погребенное в новгородском Софийском соборе, почитается св. мощами. Святой князь Мстислав Храбрый был женат дважды: 1) на дочери Глеба Ростиславича, князя рязанского, неизвестной по имени, и имел от нее сына Мстислава, князя новгородского, прозванием Удалый (см. 145); 2) (по догадке Карамзина) – на неизвестной, от которой имел двух сыновей: Давида, князя торопецкого, и Владимира, князя псковского. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Экспозиция посвящена 100-летию восстановления почитания святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской и памяти ее супруга святого благоверного князя Михаила Тверского. Организатором выставки стали Тверская областная картинная галерея и подворье Введено-Оятского монастыря, к которому приписан петербургский храм святой благоверной Анны Кашинской, столетие которого отмечается в этом году. Представлены старинные снимки города Кашина, торжества вторичного прославления святой, кадры, запечатленные фотохудожником начала ХХ века Василием Колотильщиковым, а также современные виды города и его святынь. Всего на обозрение выставлено около ста фотографий и несколько раритетных миниатюр – копий страниц Лицевого летописного свода XVI века с изображением жития святой благоверной Анны Кашинской. Данные фотоработы уже были выставлены в киноконцертном зале отеля " Санкт-Петербург " , где 2 и 3 июня прошли показы моноспектакля заслуженного артиста России Георгия Пономарева, рассказывающего о непростом духовном пути святого великого князя Михаила. Открытие выставки в Александро-Невской лавре – одно из мероприятий, посвященных дню памяти святой Анны, который будет отмечаться 25 июня. В этом году праздничные торжества в Кашине возглавит Патриарх Кирилл. Петербуржцы и гости города могут отдать дань памяти святой благоверной Анне Кашинской, приложившись к иконе с частицей ее мощей. Святыня находится в храме подворья Введено-Оятского монастыря. Более полная выставка фотографий, на которой будут выставлены 28 редких миниатюр, пройдет в Государственном музее городской скульптуры с 22 июня по 25 июля. Анна Кашинская родилась в 1278 году, была потомком святого князя-мученика Михаила Черниговского. 22 ноября 1318 года ее муж, святой князь Михаил Ярославич Тверской был убит в Орде. Также из Орды не вернулись сын и внук святой княгини. Незадолго до кончины, в 1338 году, Анна приняла постриг. Спустя двести лет началось ее почитание. В 1650 году ее прославили в лике святых, а во время церковного раскола деканонизировали. Вторичная канонизация святой состоялась в 1909 году по распоряжению императора Николая II. " Вода живая " , 07.06.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-06-07/1...

Власти Чернигова отказались от языческого идола Чернигов, 5 марта 2010 г. Архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий в связи с решением черниговского объединения «Громадська думка» построить в городе на территории Борисоглебского монастыря на Валу памятник языческому идолу Симарглу выступил с увещевательным письменным заявлением к общественным деятелям Чернигова. Владыку побудили обратиться к общественности города многочисленные жалобы и письма местных жителей с просьбой повлиять на ситуацию, сообщает Седмица.Ru . Владыка напомнил, что город Чернигов является одним из древнейших православных центров Киевской Руси, средоточием многих ее святынь, и поэтому не нуждается в языческом покровителе. В славянской мифологии Симаргл является зверем, псом-птицей, охраняющим царство мертвых. Архиепископ напомнил, что идолопоклонство - это грех: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш» (Лев. 26:1). Владыка указал на то, что почитая идола как защитника города, жители, таким образом, отрекаются от таких его святых покровителей как преподобный Антоний Печерский, св. благоверные князь Михаил и боярин его Федор, святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, преподобный Лаврентий, святитель Филарет (Гумилевский). Архиепископ Амвросий напомнил общественности Чернигова о том, что никакие муки не могли заставить святых мучеников Святой Церкви Христовой поклониться языческим богам, и никакие гонения не смогли остановить христиан благовествовать всему миру об истинной вере. Он призвал жителей святого Чернигова беречь свою православную веру, ибо только она способна дать человеку радость вечной жизни с Богом. Владыка Амвросий отметил, что епархия неоднократно обращалась к городскому управлению с просьбой не осквернять святое место языческим идолом. Но, к сожалению, эти обращения как будто остались без внимания. После архипастырского заявления этот вопрос был обсужден на сессии Черниговского городского совета. Депутаты не поддержали языческий проект организации «Громадська думка» и отказали ей в разрешении на возведение памятника идолу в своем городе. 5 марта 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34376.html

Русская Православная Церковь всегда будет молиться о воинстве Москва, 24 февраля 2005 г . «Министру обороны Российской Федерации С.Б.Иванову Многоуважаемый Сергей Борисович! Сердечно поздравляю Вас, командование и весь личный состав Вооруженных Сил России с Днем защитника Отечества. Вот уже более тысячи лет прошло с тех пор, как Русь приняла христианство и тем самым приобщилась к великому духовному наследию, включающему в себя вместе с Евангельскими заповедями Христа Спасителя и особое отношение Церкви к воинам и их ратному подвигу. Защитники родной земли всегда были готовы, по слову Иисуса Христа, " положить жизнь свою за други своя " (Ин.15,13). И не случайно на протяжении всей истории Государства Российского тесный союз между служителями Церкви и Отечества был видимым знаком духовной и нравственной силы России, символом воинской доблести и чести. Церковь всегда благословляла ратное служение, молилась о даровании побед, в скорбные дни разделяла с народом боль утраты по погибшим на поле брани. Среди святых, почитаемых Церковью, немало воинов: святой великомученик и Победоносец Георгий, благоверные князья Дмитрий Донской и Александр Невский, креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир и сыновья его – страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Всеволод Черниговские, адмирал Феодор Ушаков... Этот далеко не полный перечень святых воинов – яркий пример самоотверженного служения защитников Отечества и благодарной памяти потомков к их ратному подвигу. Несокрушимая сила духа нашего народа с особой убедительностью проявилась в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В этом году мы будем праздновать знаменательную дату – 60-летие великой Победы. Миллионы достойных сынов и дочерей нашей Родины отдали самое дорогое – свои жизни, защищая священные рубежи нашего Отечества, являя примеры героизма и жертвенной любви к ближним. Вечная память павшим защитникам Отечества, низкий поклон ветеранам. Сегодня Церковь и Армия, как и прежде, вновь объединены в служении народу. Вооруженные Силы России – незыблемая основа государственной обороноспособности. Нынешние воины призваны быть достойными высокого звания российского воина, хранить и преумножать славу наших предков. Русская Православная Церковь молится и всегда будет молиться о воинстве, надеясь на помощь Божию в нелегком служении, веря в духовную стойкость и умение Вооруженных Сил России с честью преодолевать все трудности и испытания. Желаю Вам, многоуважаемый Сергей Борисович, сотрудникам Министерства обороны, командованию и всем военнослужащим России мужества, крепости душевных и телесных сил и успехов в благородном служении Отечеству. Да хранит вас Бог на всех путях жизни и служения вашего! +Алексий, Патриарх Московский и всея Руси» Седмица.Ru 24 февраля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12800.html

Скачать epub pdf 192. Юрий II Всеволодович, великий князь владимирский сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, великого князя владимирского, от первого брака с Марией (в иночестве Марфа), дочерью Шварна, князя чешского (богемского), причтенный православною церковью к лику святых. Родился осенью 1189 г.; был с отцом при осаде и взятии Пронска в 1207 г.; разбил наголову у р. Дроздны черниговцев, враждебных великому князю, в 1209 г.; назначен отцом к наследованию великокняжеского стола, мимо старшего брата, Константина, которого и осаждал в Ростове в 1212 г.; вторично осаждал Константина в Ростове и подчинил себе Москву в 1213 г.; учредил из своих Владимира и Суздаля епархию, отдельно от Ростова, в 1215 г.; разбит наголову Мстиславом Удалым (см. 145) и Константином на Липицком поле (Юрьевского уезда Владимирской губернии), вследствие чего уступил Константину Владимир в 1216 г.; по смерти Константина занял стол великокняжеский в 1219 г.; посылал сына Святослава на болгар камских в 1220 г.; заложил Нижний Новгород в 1221 г.; при первом нашествии татар, из презрения к ним, послал в сборную русскую рать только небольшую ростовскую дружину (800 человек), не успевшую дойти до места битвы на р. Калке, а сам со всеми своими дружинами ходил к Новгороду и ограбил Торжок, в 1224 г.; лично ходил в южную Русь на помощь князю Михаилу черниговскому (впоследствии святой), шурину своему, и посылал братьев на мордву, в 1226 г.; лично ходил на мордву, к Нижнему Новгороду, в 1228 г.; съездом суздальским умирился с братом Ярославом (впоследствии великий князь) и племянниками, детьми Константина, в 1229 г.; примирил Ярослава с князем Михаилом черниговским в 1230 г.; оскорбившись криводушием этого князя, лично повел рать к Чернигову, но возвратился с дороги, в 1232 г.; обще с князем Даниилом галицким (см. 67) распоряжал судьбой киевского стола в 1236 г.; отказав князьям рязанским в помощи против татар, тем самым предал Рязань на жертву в 1237 г.; узнав о сожжении Москвы, ушел из Владимира в область Ярославскую и там убит татарами на р. Сити 4 марта 1238 г. Обезглавленное тело его, погребенное сначала в Ростове, перенесено во Владимир и здесь, найденное нетленным 5 января 1645 г., положено в Успенском соборе открытыми мощами в серебряной раке. Святой князь Юрий II был женат дважды: 1) на неизвестной, 2) на Агафии, дочери Всеволода Чермного, князя черниговского. От обоих браков имел четырех сыновей, из которых Всеволод и Мстислав убиты при взятии татарами г. Владимира на Клязьме, и две дочери, в том числе Феодору, погибшую с матерью, великой княгиней Агафией. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Память святого князя Олега Брянского Церковью местно празднуется с памятью его деда, св. Михаила Черниговского, 20 сентября. Михаил Черниговский, благоверный князь Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава черниговского, святой Михаил стал князем черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя владимирского Георгия Всеволодовича (память 4/17 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила. Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов. Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224–1238). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем галицким.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Сиявшие духовной красотой Муромские чудотворцы, святые: князь Петр, в монашестве Давид, и супруга его, дочь «древолазца» (плотника), Феврония, в монашестве Евфросиния († 1228. Память обоих 25 июня). Павшие от руки татар за преданность вере и отечеству, святые князья: Феодор Юрьевич Рязанский († 1237); Василько Константинович Ростовский († 1238. 4 марта), в отрочестве исцеленный преподобным Никитой, столпником Переяславльским; Михаил Всеволодович Черниговский († 1246. 20 сентября); Роман Ольгович Рязанский († 1270. 19 июля); святой Великий Князь Михаил Ярославич Тверской († 1319. 22 ноября)... Благочестивые Государи: Великий Князь Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), именовавшийся летописцами «миродержцем», и его полная смирения и веры супруга ясыня Мария; замученный татарами за верность вере князь Олег Ингварович Красный Рязанский; Новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой (Удатный – по древнему наименованию), скончавшийся в 1228 г. иноком в Киево-Печерской Лавре; Великий Князь Александр Михайлович Тверской, убитый в 1339 г. в Орде вместе с сыном Феодором. «Если пойду (в Орду), – говорил сей князь, – приму смерть, если не пойду, то придет рать и много христиан будет пленено и убито, и всему тому буду я виноват. Лучше одному за всех погибнуть». Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), начинавший день с благословения духовника, приходившего к нему с крестом, святой водой и иконою. Супруга его Евдокия, в монашестве Евфросиния († 1407. 7 июля), причисленная к лику святых. Великий Князь Василий II (1425–1462), Великий Князь Василий III (1505–1533), Царь Феодор Иоаннович (1584–1593)... Святые митрополиты Киевские и Московские: Константин († 1150. 5 июня), Максим (1282–1305. 6 декабря), Петр (1308–1326. 21 декабря), Феогност (1326–1353. 14 марта), Алексий (1353–1378. 12 февраля и 20 мая), Киприан († 1406. 16 сентября), Фотий (1409–1431. 2 июля), Иона (1441–1461. 31 марта и 15 июня), Иоасаф († 1542. 27 июля), Филипп († 1569. 9 января), Патриарх Московский и всея Руси Гермоген (1606–1612. 12 мая). Митрополит Кирилл (1249–1280), укрепивший веру в разгромленной татарами Земле. Благочестивый митрополит Феодосий (1461–1467), по удалении своем взявший к себе в келлию в Чудов монастырь больного проказой, обмывавший и перевязывавший его смрадные струпья, дни и ночи проводивший в молитве... Митрополит Макарий (1542–1563), составитель Больших Четьих-Миней (житий святых) и Степенной книги, излагающей царствования всех Русских Государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Память их обоих Церковь чтит 20 сентября и 14 февраля (перенесение мощей). 1270 г. В Орду вызван на суд Князь Роман Ольгович Рязанский. Хан Менгу-Темир предлагает ему отступиться от христианства. Отказывается князь. Хан приказывает подвергнуть его мучительной казни. Князь не перестает говорить о святости Христовой веры. Ему отрезают язык. Затем выкалывают глаза, отрубают пальцы рук и ног, обрезают уши и губы, потом отсекают руки и ноги; когда же остается одно туловище, но еще с искрами жизни, то сдирают с головы кожу, отрубают голову святого мученика и втыкают ее на копье. Память святого князя Романа чтится Церковью 19 июля. Псков. Выходец из Литвы, князь Довмонт († 1299), во крещении Тимофей, праведно правивший народом, помогавший бедным, любивший духовенство, строивший храмы. Князь – постник и молитвенник – молится в Троицком соборе. Меч его положен перед алтарем: «Господи Боже Сил, призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокоумие гордых»,– взывает князь. Благословенный затем игуменом Исидором и препоясанный мечом идет и побеждает ливонцев сей святой князь. Память его чтится Церковью 20 мая. 1319 г. Татарская кочующая орда. Хан Узбек шумным табором продвигается на охоту к берегам Терека. У него томится в неволе, преданный своими же русскими, Великий Князь Михаил Ярославович Тверской. Окован он цепями, на него возложена железная колодка. Князь знает, что ждет его, но духом не падает, укрепляясь молитвой. Верный отрок перевертывает листы псалтиря, так как у Князя руки забиты в колодки. Бывшие с ним верные бояре грустят о его участи. Князь-пленник ответствует им: «Друзья! вы долго видели меня в чести и славе: будем ли неблагодарны? Выя моя скоро освободится от сего древа, гнетущего оную». Приближаются к нему убийцы. Дочитывая псалтирь, Князь в последний раз с вдохновением произносит слова: «Кто даст мне криле, яко голубине, и полечу и почию», и, молясь, гибнет от рук убийц. «И причтен был, – говорит летописец,– к лику святых со сродниками своими: Борисом, Глебом и Михаилом Черниговским».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Видимо, Господь Бог, давший Руси драгоценное сокровище святой веры, решил испытать русских христиан новыми страданиями. Татаро-монголы поработили Русь на целых двести лет. Они жгли города, княжеские уделы, расхищали боярское добро и увозили в плен девушек и юношей. Ворвавшись ночью в непокорный боярский удел, они избивали всех подряд, сжигали дом и, взвалив на седла коней женщин и девушек, мчались дальше. Эх! Великий князь Владимир! Если бы ты тогда был жив, то не допустил бы Русь до такого позора!.. В те времена русские князья обязаны были являться к хану по первому зову. Их заставляли проходить между двух огней и кланяться татарским идолам. Но наши князья не все шли на это. Они считали Иудиным делом исполнять татарские обычаи. Таким вот и был святой Михаил князь Черниговский и его боярин Феодор. В 1244 г. князь Михаил и его боярин Феодор были вызваны в Орду. Здесь они отказались исполнить языческие обряды и обычаи. Хан рассвирепел и велел их казнить. «Я – христианин, – говорил святой князь, – и языческих дел не исполню». Татары бросились на князя, свалили на землю и били, как только хотели. Наконец они отрубили ему голову. Затем татары расправились так же и с боярином Феодором. СВЯТОЙ РОМАН, КНЯЗЬ РЯЗАНСКИЙ Не пойти ли мне на сделку С ханскими жрецами? Иль крестом разить их смело С гордыми бесами! Святой Роман был оклеветан своими, русскими людьми. Хану донесли, будто князь Рязанский поносит татарскую веру. Хан вызвал святого Романа в Орду. «Или смерть, или принимай веру нашу!» – сказал гневно хан Менгу-Темир. «Христианин не может менять своей веры», – ответил князь. Татарские чиновники старались склонить князя на послушание хану. «И ваши церкви, и ваш княжеский удел будут благоденствовать», – говорили они ему. «Жалею о вашей слепоте языческой, – сказал им в ответ князь, – я повинуюсь воле хана, но никто не заставит меня изменить своей святой вере». Татары накинулись на князя и избили его до полусмерти. Потом бросили в сырой подвал. Святой князь молился, чтобы Господь укрепил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Но в страшной Калкской битве убит был вместе с сыном брат Михаила Мстислав, княживший в Чернигове. Князь Михаил объявил, что должен возвратиться в родной город. Напрасно новгородцы просили его остаться с ними, напрасно говорили, что князь, любимый Новгородом, не может оставить Новгорода без оскорбления доброму сердцу своему. Михаил отвечал, что Чернигов и Новгород должны быть одно между собою, и он идет скрепить узы дружества и торговых сношений между ними 472 . Михаил занялся устройством родного ему княжества. В 1227 году он готов был воевать с соседом своим, с Курским князем Олегом. К счастью, митрополит Кирилл помирил князей. В то время смут и междоусобий миролюбивый князь не мог не вовлекаться в междоусобия, и Михаил по вызову князя Киевского должен был отправиться на Волынь для войны с Галицким князем, но этот поход кончился без бед, миром. В конце 1228 года новгородцы, теснимые князем Ярославом и своими неурядицами, отправили послов просить Михаила в Новгород. Михаил тем более поспешил в Новгород, что несчастные послы Новгорода задержаны были в Смоленске по воле Ярослава. Народ принял его с восторгом. Князь, дав клятву охранять древнюю правду Ярославову, прежде всего занялся прекращением неурядицы в Новгороде. Согласно с древним новгородским законом он решил прекратить все споры и тяжбы по взысканию оброков с поселян, переведенных или перешедших от одного владельца к другому: «Как повелели древние князья, так и платить, – сказал он, – кто где живет, там плати; кто перешел на новую землю, свободен от дани, хотя бы и за пять лет». Поселяне, дотоле угнетенные и разорявшиеся богатыми землевладельцами, благословили доброго князя Михаила. Устроив и другие внутренние дела Новгорода, миролюбием склонив и Ярослава к уступкам в пользу Новгорода, Михаил оставил новгородцам юного сына Ростислава, а сам возвратился на юг. Он примирил с Черниговом и Киевом князя Ярослава, грозившего войною. В 1235 году Владимир, князь Киевский, и Даниил, князь Галицкий, привели войска к Чернигову; обложив город, они сожгли предместье и разорили окрестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010