Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол. Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов. Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь. В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет исповеднический подвиг в языческой Орде православного князя-мученика святого Михаила Черниговского. Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение – его особое разрешение – ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-m...

  А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени воспринял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриилом. И пребывал в великом пощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим, благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, Богу нашему, и всем святым. Аминь.   Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович поехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем ты уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище — Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину». И сказал ему благоверный князь Михаил: «Здрав будь и ты, благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ты ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножом заколоть, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Тверитяне добровольно, сами собой, бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. Такой князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок. Но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствою, нока может. И точно, он мирно почил 3-го февраля 1289 года а храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году 14 . † Преставление благоверного Романа, князя Угличского Благоверный князь Роман Угличский был сын князя Владимира Угличского и внук великого князя Константина I-ro; – с молодых лет обучали его христианским добродетелям, особенно же обучали его тому скорби жизни. Ему было 23 года, когда Батый с своими страшными полчищами вступил в Россию. На общем совете с боярами князь Владимир положил оставить Углич в ведении старшего боярина, и когда Батый потребует сдачи его, то немедленно сдать, чтобы не лилась бесполезно кровь христианская. Сам же князь Владимир с двумя сыновьями, Андреем и Романом, удалились в Новгород. Батый был в Угличе в феврале 1237 года и оставил его не тронутым. Князь Владимир с семьею своею целые три года скитался в Новгородской области и, когда татары уже совсем оставили Россию, возвратился в Углич. В 1244 году Владимир вместе с другими князьями был в Орде и Батый дозволил князьям владеть отчинами; князь Владимир возвратился в Углич. – Но в то страшное время нельзя было жить покойно ни в одном углу России. В 1248 году явились в Углич татарские чиновники; князь Владимир отправился во Владимир и здесь умер в 1249 году 15 . Чиновники хана нашли, что Угличское княжество покорно хану и исправно платит дань. Потому старший сын князя Владимира Андрей стал управлять княжеством Угличским. Но бездетный Андрей был болен, и с 1261 года Роман Владимирович вступил в управление княжеством 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святой благоверный Михаил Черниговский и верный его боярин Феодор в полной мере исполнили в своей жизни и своей смерти слова, которые мы сегодня слышали. Это было смутное время для Руси — первая половина XIII века. Русь, раздираемая княжескими междоусобицами, была настолько ослаблена, что оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды. И каждый князь, который приходил к власти, прежде чем вступить в правление, должен был получить ярлык, то есть мандат от монгольского хана. Еще будучи молодым человеком, Михаил унаследовал Черниговское княжество. Правил он благочестиво и праведно, люди его любили и почитали. Некоторое время он был также князем Новгородским. Какое-то время был великим князем Киевским. Но всякий раз, после того как его приглашали на правление в какое-то иное княжество и он вступал в правление, он возвращался в свой родной и любимый Чернигов. И вот настал момент, когда монгольский хан вызвал его, чтобы он получил ярлык на княжение. Михаил понимал, что путешествие в Орду связано с риском для его жизни, но другого пути не было. И он отправился в чужую страну, где уже знали о том, что князь Михаил ищет союзников в борьбе против Орды, чтобы освободиться от ненавистного русским людям монгольского ига. Поэтому ждали его не только для того, чтобы вручить ярлык, но, прежде всего, чтобы испытать его на верность хану. Когда князь прибыл, ему сказали, что прежде чем подойти к хану, он должен пройти через языческий обряд — очистительный костер. Пройдя через него, он должен поклониться богам, которых почитали монголы. Но благоверный князь, воспитанный в православной вере и твердый в этой вере, как адамант, сказал: " Я могу поклоняться только одному Богу. Хану я готов служить как земному властителю, но чуждым богам поклоняться не буду " . За это он претерпел многие истязания и умер через отсечение головы. После смерти князя Михаила, его верному боярину Феодору было предложено вместо него княжение, но и он отказался пройти через языческий обряд, и также был обезглавлен.  

http://patriarchia.ru/db/text/5849309.ht...

При публикации текста не воспроизведены «паерки» (,) – знаки для передачи палатализации и редуцированных ь и ъ, которые в изобилии применял переписчик, следуя южнославянскому правописанию оригинала. Текст Похвального слова Михаилу и Федору Черниговским публикуется по Успенскому списку сентябрьской Минеи – ГИМ, Синод. собр., 986(784), лл. 601–602. 20 СЕНТЯБРЯ В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГА ЧЕРНОРИЗЦА О СВЯТЫХ ВЕЛИКОМУЧЕНИКАХ ЧЕРНИГОВСКИХ, СЛАВНОМ МИХАИЛЕ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ И ФЕОДОРЕ ЕГО СОВЕТНИКЕ Достойное воистину и прекрасное ваше собрание – причина наилучших повествований о превосходных подвигах двух пречестных новых страдальцев. Тем самым вы пресветлое добро доставили друг другу, собравшись здесь. Этим вы и нам показали свойственную вашим душам немалую волю к добру, за что и удостоились ныне послушать о вещах чудных, поистине достойных внимания. Пред нами предстает, к слову побуждая, пресветлый князь Михаил, известный как Черниговский, ныне уже в царских владениях пребывающий, – я имею в виду вечно сущее царство Господа господ и Царя царей Христа Иисуса Бога нашего, – светлыми венцами украшаясь, став вместе с добропобедным Феодором выдающимся победителем дьявола, храбрым поборником святой кафолической апостольской церкви. Если кто-нибудь упрекнет нас в сгущении таинственности, мы напомним пророческие изречения, ныне некоторым образом своевременные. Какая же это загадка? «Послан, – говорю, – был тогда людям божиим великий князь Михаил на помощь». Точно как некогда иудеям, так и ныне нам этот Михаил с Феодором Богом как помощники были даны. Потому что когда умалились мы на земле хуже всех народов, и погибали, и в отчаянии уже были, видя величину зол, тогда послан был нам от Бога на помощь великий князь Михаил. Скажу то пророческое изречение: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам этого семени, как Содом ведь мы были бы и Гоморре уподобились бы». Ибо побиты и пленены все мы были, и города наши были одолены, и села опустошены безбожными варварами. И ведь на этом одном не остановились дикие звери, но и благочестие наше, поклонение пресущественной и единосущной Пресвятой Троице попытались безумные обратить в свое злочестивое поклонение огню. Ибо «муж безумный пасет ветры, а неосмысленный поучается суетному». И уже беды от нечестивых постигали благочестие. Словно лютый мрак власть безбожных покрыла Русь. Страх как тьма объял всех князей наших, пленением порабощенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наследником престола был его младший брат Святослав III Всеволодович. В то самое время, когда великий русский князь испытывал всю тоску кончины на голой земле Киргизских степей, далеко от милого семейства и Родины, другой князь, столь же знаменитый, заканчивал свою жизнь в ужасных мучениях перед шатром Батыя! Это был Михаил, Черниговский князь, приехавший в Золотую Орду по приказанию хана и не пожелавший поклониться ни тени Чингисхана, ни Татарским идолам! «Нет! — говорил он варварам, принуждавшим его сделать это. — Я могу поклониться вашему царю, потому что Бог отдал ему судьбу земных государств, но христианин никогда не служит идолам!» Батый удивился, что еще есть люди, которые противятся ему, и объявил, что Михаил умрет, если не будет повиноваться. Русский князь не боялся смерти. С ангельской кротостью он читал молитвы в то время, когда Татары мучили его самым жестоким образом, и тихо скончался, сказав: «Я христианин!» Наша церковь признала его святым и мучеником. После этого рассказа о смерти Ярослава и Михаила можно судить, какова была участь наших бедных предков под властью Татар! Прибавьте еще к этому все беспорядки, которые происходили в то время, когда надо было собирать дань; все притеснения, какие терпел народ от Татарских чиновников-сборщиков, которые часто платили хану всю сумму сразу и получали за это право взыскивать ее с Русских по мелочам, почти вдвое больше! (Таких сборщиков на Руси называли басурманскими откупщиками , или мытарями .) Прибавьте к этому ссоры князей, не примиренных и общим несчастьем всей Руси, их жалобы и клевету друг на друга в Орде и беды, происходившие от этого в их княжествах. Одним словом, все в нашем древнем Отечестве было печально и уныло, только слава Новгородского князя Александра Ярославича сияла, как светлая звезда на Русском небе, покрытом черными тучами. Эта слава, пронесясь по всем княжествам, долетела до слуха страшного Батыя, и вот уже Татарский посол несет к Невскому герою повеление явиться к царю, чтобы присягнуть ему в верности и узнать славу и величие Татар.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Тверской епископ поехал к Андрею в Торжок, убеждал и молил Андрея о мире и наконец успел в благом деле. Димитрий отказался от прав старшинства своего, довольный одним Переяславлем, и вскоре умер схимником 315 . Добрый Михаил в конце 1295 года вступил в святой брак с доброю дочерью Ростовского князя Анною. Чрез год потом, безумный властолюбец и жадный хищник Андрей, не уважая ни совести, ни договоров, хотел отнять Переяславль у юного сына Димитриева Иоанна; но кн. Михаил и кн. Даниил Московский силою заставили Андрея отступиться от своего предприятия. После того Господь сохранил жизнь доброго князя от явной опасности; в ночной пожар, поднявшийся, когда все спали, князь и супруга его успели выскочить в окно пылавшего дворца, а многие сгорели вместе с дворцом; это так потрясло князя, что он был потом тяжко болен 316 . По смерти беспокойного Андрея († 1304 г.), права вел. князя принадлежали кн. Михаилу Тверскому: он был теперь старший из всех князей. Но Юрий Московский присваивал себе эти права. Когда Михаил отправился в Орду за ярлыком, то и Юрий отправился туда же. М. Максим напрасно старался удержать Юрия не искать не принадлежащего ему; именем матери Михаиловой и своим собственным уверял его, что ему прибавят любой город к Москве, лишь бы не ходил спорить в Орду, к радости врагов имени христианского. Юрий не постыдился лгать пред святителем; он сказал, что идет не за именем вел. князя, а по своим делам. В 1305 году Михаил возвратился в Россию великим князем; князья охотно признали первенство его; Юрия силою принудили к тому; даже своевольный Новгород должен был смириться пред Михаилом 317 тем более, что увидел, как своекорыстные и властолюбивые происки Юрия вредны были для Новгорода, тогда как Михаил заботился о покое и счастии всей России 318 . В 1313 году занял престол ханский Узбек. И дела переменились: Узбек не только сам принял магометанство, но объявил его господствующею верою между Татарами. «Он обратил народ свой к исламизму», говорит восточный историк 319 . Исламизм везде отличался фанатизмом, особенно при первом появлении своем в народе; употреблял в свою пользу и меры жестокие и соблазны сильные, тогда как и сам по себе он – приманка для грешной чувственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И все опустошил огнем и мечом, в год от сотворения мира 6748, воплощения же Бога Слова – 1240. Тогда преславный и превеликий великого княжения российского престольный город был разорен рукою христоне-навистных язычников вконец: и пали сильные от меча агарянских людей 72 , одни были перебиты, другие в плен отведены. Прекрасные Божий церкви осквернены и сожжены. Исполнились слова Давида: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили святой храм Твой, трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела праведных Твоих зверям земным; пролили кровь их, словно воду, и не было того, кто похоронил бы их» 73 . О том, что это сбывается в земле Российской, князь Михаил в странствованиях своих слышал, рыдая неутешно о единоверных своих братьях и об опустении земли своей. Также стало ему известно, что оставшимся в городах людям, а их немного уцелело от меча и плена, повелел нечестивый царь безбоязненно жить, обложив их данью. И многие российские князья, бежавшие в далекие страны и в чужие земли, услышав об этом, возвращались в Россию и, поклонившись царю нечестивому, принимали свои княжения и дани ему давали, проживая в разоренных своих городах. Услышал же благочестивый князь Михаил, что многие из князей российских, прельстившись славою мира сего, поклонились идолам, весьма сожалел и возревновал о Господе Боге Своем. И замыслил идти к царю неправедному и лукавнейшему более прежде бывших и дерзновенно перед ним исповедать Христа и кровь свою за Господа пролить. Замыслив это и духом возгоревшись, призвал верного своего советника, боярина Феодора, и рассказал ему о замысле. Он же, будучи благоразумным и верным, похвалил намерение господина своего и обещал ему не отступать от него до кончины, но вместе с ним положить душу свою за Христа. И посовещавшись, утвердились в намерении идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. Восстав же, пошли к отцу своему духовному Иоанну, желая ему рассказать о решении своем. И придя к нему, сказал князь: «Хочу, отче, идти к царю, как и все князья российские» Духовник же, услышав это тяжкое слово и глубоко вздохнув, сказал: «Многие туда пошли и души свои погубили, сотворив волю цареву и поклонившись огню и солнцу и прочим идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то же время отец Александр следил за течением педагогической мысли и дела в России: принимая живое и деятельное участие в трудах педагогического музея военно-учебных заведений, часто выступая со своими мнениями и докладами; был учредителем Петроградского Родительского Кружка; много лет состоял в Родительском Совете при девяти гимназиях; доставлял экспонаты по Закону Божию и дошкольному детскому образованию на выставки в Чикаго и в Брюсселе; как педагог и законоучитель участвовал в трудах противоалкогольной комиссии при Обществе охранения народного здравия. Много труда и энергии употребил отец Александр на создание храмов Божиих. Для любимых литературных занятий мало оставалось времени и носили они характер случайный. Кроме статей в журналах, беглых заметок в газетах, отец Александр участвовал в комиссии по обзору народной педагогической литературы, редактировал вместе с другими 11 педагогами, врачами и учеными 60 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания и обучения», причем составленный им выпуск 18, озаглавленный «Религиозное воспитание в семье» переведен на болгарский язык и издан Синодом Болгарской Церкви. Он также составил и издал несколько книжек и листков религиозного содержания: «Три слова о милосердии и помощи блудным», «Воскресная церковно-приходская народная библиотека», «Мученики за веру и Отечество, князь Михаил Черниговский и боярин Федор», «Святой благоверный князь Александр Невский», «Святитель Феодосий Черниговский», «Преподобный Серафим Саровский», «Святитель Иоасаф Белгородский», «О девяти заповедях церковных», «Пособие к доброй исповеди», «О развитии религиозного чувства детей дошкольного возраста», «Первая книжка по Закону Божьему для детей», «Как учить детей Закону Божьему по первой книжке», «Молитвы Царицы Небесной Утоли моя печали и Иоанну Воину». Приготовил к печати: учебник Закона Божьего для школ (первый год преподавания) и др. издания. Его книга «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский» выдержала три издания в несколько десятков тысяч экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Maly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010