Напротив, послы хана на Руси были не просто дипломатическими представителями, но уполномоченными хана с неограниченной властью. Они могли на месте принимать любые политические и военные решения, и их никто не имел права оспорить. Монгольские послы на Руси – неприкосновенные фигуры, убийство или оскорбление которых мгновенно приводили к военному походу татар. Некоторые историки полагают, что убийство Михаила Черниговского было связано с тем, что он принимал участие в битве при Калке, поводом для которой как раз и стало убийство послов. Однако средневековые источники предлагают нам другую версию развития событий. Об убиении князя Михаила и его спутника – боярина Феодора существует несколько древнерусских летописных рассказов, краткое и полное житие, а также рассказ францисканского монаха Плано Карпини, посетившего ставку Батыя вскоре после убийства мучеников. Записки католика ценны для нас тем, что они объясняют некоторые особенности религиозности монголов, без которых невозможно понять причину убийства: «Прежде всего также они делают идол для императора (умершего Чингисхана – «НС») и с почетом ставят его на повозке перед ставкой, как мы видели при дворе настоящего императора, и приносят ему много даров. Посвящают ему также лошадей, на которых никто не дерзает садиться до самой их смерти.. В полдень также они покланяются ему (Чингисхану – «НС»), как Богу, и заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены». Отметим, что поскольку монголы были кочевниками, то подобные ставки с изображением Чингисхана они устраивали на всяком месте, куда перебирались. Кроме того, Карпини рассказывает о двух очистительных огнях, горящих перед ставкой: «Они веруют, что огнем всё очищается, и когда к ним приходят послы или вельможи или какие бы то ни было лица, то и им самим, и приносимым ими дарам надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду или какого-нибудь зла». Как видим, обряд очищением огнем был одним из основных в ставке Батыя, и без его прохождения никто не мог приблизиться к хану. В записках францисканца рассказывается, что проход меж двух огней был необходимым минимумом для всех, а вот кланяться изображению Чингисхана заставляли далеко не каждого русского князя. Почему для мученика и его слуги был выбран самый жесткий вариант, мы расскажем ниже, а пока обратимся к основному агиографическому источнику.

http://pravoslavie.ru/56489.html

По преданию, сам святой старец определил место для сооружения дома, богадельни и домовой церкви. Храм располагался на втором этаже кирпичного здания, на первом этаже находился приют для инвалидов. По мере застройки восточной окраины Сергиева Посада Михайловский храм приобрел статус приходского. Настоятелем храма был назначен священник Николай Милославин. После революции 1917 года жители Сергиева Посада стали называть район Красюковки «аристократическим кварталом». Причиной послужило поселение здесь семей древних аристократических фамилий — Трубецких, Олсуфьевых, Нарышкиных, Илловайских, Истоминых, Лопухиных. В годы лихолетья русское дворянство селилось вокруг Троице-Сергиевой Лавры, чтобы черпать от ее святынь духовное мужество и утешение. Близ храма Архангела Михаила жил бывший Московский городской голова – князь Владимир Михайлович Голицын, а также известный писатель – Михаил Пришвин. На Красюковке провел последние годы своей жизни философ Василий Розанов. Михайловская церковь провожала в последний путь знаменитого русского философа. В чине погребения приняли участие священник Павел Флоренский и священномученик Иларион (Троицкий), бывший в то время инспектором Московской духовной академии. После закрытия Троице-Сергиевой Лавры и ее скитов Михайловский храм стал центром духовной жизни для многих монашествующих. Поселившись на Красюковке, они занялись пчеловодством и огородничеством. Во время богослужения монашествующие обычно стояли на хорах в западной части церкви. Здесь часто молились наместник Лавры – преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов) и начальник Гефсиманского и Черниговского скитов игумен Израиль (Андреев) со своей братией. Монахини Хотьковского женского монастыря во главе с игуменией Варсонофией II пели на клиросе. В Михайловском храме венчался Вениамин Воронцов (в будущем митрополит Елевферий), известный иерарх Русской Православной Церкви. В 1923-1924 гг. в нем служил, как приходской священник, епископ Сергиевский – Никон (Соловьев). Последним настоятелем церкви перед ее закрытием был архимандрит Иероним (Захаров), скончавшийся в 1966 году в сане архиепископа Ростовского и Новочеркасского.

http://sobory.ru/article/?object=00097

Почитание этих двух святых мучеников началось сразу же после того, как на Руси стало известно об их мученическом подвиге. Хотя их тела были брошены на растерзание диким зверям, благочестивым христианам удалось сохранить их останки и перевезти в Чернигов, где они был торжественно погребены. При Иване Грозном мощи святых мучеников по его указанию были принесены в стольный град Москву. Именно здесь, на этом месте, царь Иван Грозный встречал мощи святых мучеников. В память об этом событии и был поставлен этот храм — напротив церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Мы прославляем сегодня святых мучеников — Михаила, князя Черниговского, и боярина его Феодора — как людей, которые в своей жизни и смерти явили верность Господу Иисусу Христу. Они предпочли жизнь вечную жизни временной, и погубили свою жизнь для того, чтобы спасти и ее, и жизни многих людей, ибо умирали они не только за Христа, но и за свою родную землю. Святой благоверный князь Михаил стал первым мучеником в Орде. За ним последовали другие мученики. Святая Церковь чтит их всех, ибо они заботились о своем народе, не пощадили собственной жизни ради своих людей и исполнили завет Господа Иисуса Христа, явив в своей жизни и своей смерти верность Господу. Прославляя святых мучеников Черниговских, будем молиться им о том, чтобы они помогли и нам иметь твердую и крепкую веру. Чтобы и мы сознавали, что помимо жизни земной есть жизнь вечная, и что заботиться надо не о сбережении жизни земной, но о спасении души в жизни вечной, а путь к этому лежит через исповедание Господа Иисуса Христа. Господь призывает нас открыто исповедовать Его перед людьми. Для этого в наше время нет никаких препятствий. Было время, когда христианам приходилось скрывать свою веру и прятаться от гонителей. Но сейчас в этом нет никакой необходимости. Поэтому каждый из нас призван быть не только верующим, но и апостолом, проповедником Христа, и рассказывать о Христе всем, кто способен услышать это слово. Никому ничего не навязывая, в то же время не упускать возможности рассказать о Том, Кто, будучи Богом Воплотившимся, дает жизнь и вечное спасение каждому человеку.

http://patriarchia.ru/db/text/5849309.ht...

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с престольным праздником этого святого храма — днем памяти святого благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских, а также с актовым днем нашей Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Подвиг святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских напоминает нам о том, что стояние за истину может иногда стоить человеку самой жизни, и что Господь Иисус Христос призывает нас быть в этом стоянии бескомпромиссными, помня о том, что за всякое наше слово мы дадим ответ перед престолом Небесного Царя, когда все люди и все народы предстанут на Страшный суд Божий. Церковь в течение многих веков своей истории и наше Отечество в течение более десяти веков своей истории проходили через разные обстоятельства. Иногда люди жили мирно и благоденствовали, а иногда наступали полосы гонений и бедствий. Жизнь святого благоверного князя Михаила пришлась на тот период, когда, с одной стороны, Русь раздирали княжеские междоусобицы, а с другой стороны, Русь находилась под тяжким татаро-монгольским игом, и набеги иноземцев опустошали то одну, то другую из русских земель. В этих условиях святой благоверный князь Михаил, который, как свидетельствуют летописцы, отличался благочестием, добротой, справедливостью, княжил в Чернигове, Новгороде, некоторое время в Киеве, а затем был вызван в Золотую Орду и там исповедовал истину Христову перед лицом монгольского хана. Его принуждали к отречению от веры через поклонение языческим святыням, но он наотрез отказался это делать, потому что перед глазами имел Самого Господа Бога и Сына Его Иисуса Христа. И он не побоялся смерти, и был подвергнут смертной казни на глазах у многих людей за то, что не подчинился приказу хана. Вместе с ним пострадал верный ему боярин Феодор. Память святого благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских издревле сохраняется на Руси. В 1547 году на церковном Соборе они были причислены к лику святых. Мощи святых мучеников хранились долгое время в Чернигове, а затем по приказу царя Иоанна Грозного были перенесены в Москву. И на этом месте, где мы сейчас находимся, царь встретил мощи святых мучеников и повелел заложить храм. С тех пор здесь стоит храм в честь святых Черниговских мучеников.

http://patriarchia.ru/db/text/5507685.ht...

Несколько лет спустя наступает ему черед ехать в Орду, на поклон к Батыю. В ханской ставке пришлось побывать всем сколько-нибудь значительным русским князьям того времени… Там князь принимает смерть за веру, прославившую его в памяти потомков. Возможно, годы позора, странствий, лишений помогли Михаилу Всеволодивчу понять, сколь бренна слава земная, сколь быстро может упасть великородный человек с высоты своего положения. Дух его, таким образом, наполнился смирением и подготовился к подвижничеству. Вот лаконичный рассказ летописи о гибели Михаила Черниговского в Орде. «Того же лета Михайло, князь черниговскый, со внуком своим Борисом поехаша в татары, и бывши им в станех, послал Батый к Михаилу-князю, веля ему поклонитеся огневи и болваном их. Михайло же князь не повинуся велению… но укори его и глухыя его кумиры. И тако без милости от нечистых заколен бысть, и конец житию прият месяца семтября в 20 день года] на память святого мученика Евстафия». Иными словами, от князя потребовали поклониться языческим идолам и пройти меж двух зажженных костров — поступить так, как поступало большинство русских князей, являвшихся в Орду. Он счел подобное поклонение несовместимым с христианской верой, а «кумиры» объявил «глухими», т.е. простым деревом, не несущем в себе ничего божественного. За верность Христу князь поплатился жизнью. Вместе с Михаилом Всеволодовичем отказался поклоняться языческим идолам и его боярин Федор, также принявший смерть мученика. Политик до мозга костей, нищий князь нищего княжества расстается с жизнью, храня от осквернения искру веры в своей душе... Да кто мог ожидать от него такого поступка?! Лосев Н. Д., Последние минуты князя Михаила Черниговского в ставке Батыя История исповеднической смерти князя Михаила в Орде разошлась по всей Руси. Он стал не только святым, но еще и народным героем. В середине XVI столетия Михаил Черниговский удостоился общерусского почитания. Его мощи перевезли из Чернигова в Москву. Ныне они находятся в Архангельском соборе Московского кремля.

http://foma.ru/svyatoi-mihail-chernigovs...

Черниговское княжество являлось тогда чуть ли не самым обширным и одним из богатейших на Руси. Кроме того, оно раскинулось в самом центре русских земель. Таким образом, Михаилу Всеволодовичу досталось, во-первых, завидное княжение и, во-вторых, он в силу одного лишь занимаемого им места оказался среди ведущих политиков страны. Столь значительный статус означал и очень беспокойную жизнь. Князь черниговский участвует в нескольких крупных междукняжеских распрях, водит рати на соседей, отражает их нападения на Черниговщину. Однако это все еще не большая война. Буря разразилась, когда Михаил Всеволодович входил, по понятиям того времени, в старческий возраст. Год от года усиливался дерзкий, разворотливый политик — князь Даниил Романович, владыка Галича и Волыни, сосед Черниговщины… 1234-й год стал началом великого шторма, на протяжении нескольких лет жестоко терзавшего всю Южную Русь. Конфликт, то разгоравшийся, то гасший на землях небольшого Галицкого княжества, поджег великое вооруженное противостояние, вырвавшееся далеко за его пределы. Четыре года кровавых битв и великого разорения — и вот наступило время политического триумфа Михаила Всеволодовича: он занял Киев и стал, пусть ненадолго, великим князем; тогда же ему удается отбить у Даниила Галицкого Перемышль. Больше никогда не достигнет Михаил Всеволодович столь значительных успехов. Пока на Юге Руси пылала безжалостная усобица, север подвергся нападению монголо-татар. Чернигов, завязший в собственных проблемах, измотанный, разоренный, но всё еще не прекративший боевых действий, ничем не помог северным соседям. А в 1238 или самом начале 1239 года уже на самого Михаила Всеволодовича обрушился монголо-татарский молот. Как сообщает летопись, «…взяша татары Чернигов, князи их выехавша в Угры (В Венгрию), а град пожегше и люди избиша и монастыри пограбиша». Михаил Всеволодович долго скитался по чужбине, пытаясь заручиться поддержкой то поляков, то венгров. Не найдя помощи против татар, князь помирился с давним своим противником Даниилом Галицким, получил от него «в кормление» маленький Луцк, а после того, как монголо-татары разорили Киев, вернулся туда и воссел на призрачном престоле, в окружении развалин, залитых кровью. В 1242–1243 годах он пытается удержаться в Киеве, затем уходит оттуда и возвращается в полуживой Чернигов.

http://foma.ru/svyatoi-mihail-chernigovs...

В «Сказании о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» рассказывается о том, что каждого приходящего к Батыю заставляли проходить через огонь, а также кланяться «кусту и идолу». Не ясно, что древнерусский автор имел в виду под словом «куст», возможно речь идет о некоем священном дереве, стоявшем перед ставкой. Михаил и Феодор еще до прибытия в Орду знали об этом обычае и после совета со своим духовником решили избрать подвиг мученичества. Житие сообщает, что многие русские князья из-за «соблазна века сего» исполняли все необходимые обряды. Заметим, что по свидетельству Карпини, монголы были веротерпимыми и кроме случая с Михаилом Черниговским никого не принуждали кланяться «идолам», если это противоречило их религии. Отказ же некоторых русских правителей проходить обряды сверх очищения огнем мог и не приводить к жестокой расправе. «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя», художник В. Смирнов Жестокость по отношению к князю Михаилу, который в житии называется «великим русским князем» может быть объяснена несколькими причинами. Во-первых, Батый показательной казнью бывшего киевского князя мог добиться большей покорности со стороны других русских вассалов. Во-вторых, хан мог быть отрицательно настроен по отношению к Михаилу, поскольку другие русские князья интриговали против него в ставки Батыя, желая получить ярлык на великое княжение. Третью версию предлагает житие – хан убивает Михаила и Феодора в гневе за отказ поклониться «его богам». При этом агиограф называет их изначальной целью поездки в Орду - желание обличить «цезаря» в его «прелести» и пострадать за веру христианскую. Безусловно, религиозная мотивировка поступков была очень важна для черниговского князя, но историки чаще объясняют его поездку и смерть политическими мотивами. Незадолго до поездки Михаила в Орду он боролся с другими князьями за Киевский престол, был вынужден бежать в Венгрию, отказал в помощи против татар рязанским князьям за то, что тех не было на реке Калке, и правил то в Киеве, то в Чернигове до момента своего вызова в ставку Батыя.

http://pravoslavie.ru/56489.html

А ведь кому, как не ему знать о том, как противостоять такой беде, да при этом еще и успешно вести войну на два фронта! XIII век, когда суждено было княжить Александру Невскому, - это один из самых сложных периодов в русской истории: с востока, уничтожая все на своем пути, шли монгольские орды, а с запада надвигались полчища крестоносцев. Средневековая Европа представляла тогда из себя некое подобие современного Евросоюза, только объединяющим фактором была не экономика, а религия - власть римского папы. Воспользовавшись нашествием хана Батыя, громившего и сжигавшего русские города, горем народа, его смятением, а также отсутствием единства среди князей, римские папы решили расширить свою религиозную империю. При этом папа Иннокентий IV затеял дипломатические игрища: отправил своего миссионера францисканского монаха Джованни дель Плано Карпини в далекую столицу кочевой империи город Каракорум к хану Гуюку. Целью этой сложной политической игры являлось достижение мирового господства римской курии. В то же время посланники римских пап продолжали соблазнять русских князей обещаниями помощи в борьбе с «погаными». Переговоры с римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра Невского Андрей. Как известно, князь Даниил Галицкий - исторический кумир нынешних украинских «патриотов» - за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию - унией с Римом и практически потерял государство. Не правда ли, европейская политика в русском направлении не сильно изменилась за прошедшие века? В то же время, не воюя с Золотой ордой во имя сбережения русских земель, князь Александр Невский смог успешно противостоять агрессии рыцарей-крестносцев, заложив основы многонационального Российского государства, включившего в свои пределы практически все наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана. Однако сегодня на юго-западных русских землях, именуемых теперь Украиной, вновь полыхает кровопролитная межусобица, дивиденды из которой извлекают «новые крестоносцы» НАТО, сея вражду между двумя ветвями русского народа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Елена Григорьева 1 июня 1920 Покои настоятеля с Ильинской церковью. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Покои настоятеля с Ильинской церковью. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского Елена Григорьева 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский монастырь, 1 класса, в Новгороде-Северске. Основан в 1033 году князем Мстиславом Владимировичем Тмутараканским; в 1618 году им овладели поляки, и он пришел в запустение; возобновлен в 1657 году епископом Лазарем Барановичем. В 1699 — 1701 годах в этом монастыре был настоятелем святой Дмитрий Ростовский. Здесь находится Новодворская или Суражская икона Богоматери, написанная в монастыре (теперь упраздненном) на берегу реки Рати, в урочище «Новый Дворец», святым Петром, митрополитом Московским (см. 21 декабря), и находившаяся прежде в Суражском монастыре (упраздненном в 1766 году). Эта святая икона представляет собою поясное изображение Богоматери с Богомладенцем на Ее левой руке, главы Которых украшены венцами; празднование в честь этой святой иконы совершается 20 декабря. При монастыре одноклассная школа и братство святого Дмитрия Ростовского для развития и утверждения в народе религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В трех верстах от Новгорода-Северского на реке Десне князем Мстиславом Владимировичем в 1033 году был основан монастырь. Главный каменный собор во имя Преображения Господня был сооружен в конце 12 века во время правления князя Игоря Святославича. Из этого собора и отправился в половецкие земли князь Игорь - главный герой " Слова о полку Игореве " . Остальные же монастырские постройки долгое время были деревянными. И только когда в 1657 году своим универсалом гетман Виговский передал архиепископу Лазарю Барановичу монастырь " со всеми местностями, которые монастырю принадлежали и которые после иезуитов и доминиканцев остались " , в монастыре начались обширные строительные работы. С этого времени до 60-х годов 17 века в монастыре размещалась резиденция черниговских архиепископов. После того как резиденцию перевели в Чернигов, строительством занимался настоятель Михаил Лежайский. Кроме реконструкции главного собора, также были возведены каменные оборонительные стены с башнями, покои настоятеля, Петропавловская церковь с трапезной палатой. Сложился величественный монастырский ансамбль в стиле украинского барокко.

http://sobory.ru/article/?object=01661

Мотивы двоичного почитания святых могут быть различны. Часто духовная близость подвижников, их совместный подвиг, то есть спостничество, переходит позднее в их неразрывное почитание. Таким образом, духовная дружба святых угодников, начавшаяся на земле, продолжается и в Церкви Торжествующей. В Службе первым Казанским святителям Гурию и Варсонофию говорится: “… купно (!) же учаще и наказующе Божия люди пути, вводящу в Царство Небесное, вкупе же и во един час обретошася святыя ваши мощи нетленны…”[ 4 ] (здесь и далее разрядка автора — Ред.). В Службе преподобному Никону Радонежскому о нем говорится: “…ревновал житию великаго Сергия. С нимже ныне на Небесех Престолу Владыки всех предстоиши…”[ 5 ]. Кондак равноапостольным Кириллу и Мефодию начинается словами: “Священную двоицу просветителей наших почтим…” Евангельские слова “посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф 19:5—6) подсказывают мысль о совместном почитании благоверных супругов, угодивших Господу своей святой жизнью — это Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии; первосвященник Захария и праведная Елисавета — родители пророка Иоанна Предтечи; благоверные Петр и Феврония Муромские (“…благочестно в мире пожил еси, Петре, купно и с супружницею твоею премудрю Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодившие…”[ 6 ]). Пострадавшие в 1245 г. в Золотой Орде Черниговский князь Михаил и боярин Феодор в службе (20 сент.) называются: “Непобедимая честная мученик двоица, на небесах живуща…” Наконец, Православная церковь в один день прославляет память преподобной Анны и сына ее, преподобного Иоанна. Священная бинарность находит отражение в гимнографии, иконографии, агиологии, а также может иметь локализацию топографического или даже хронологического характера. В Иосифо-Волоколамском монастыре вместе с основателем обители почитался его духовный отец и наставник преподобный Пафнутий Боровский, о чем говорят их припадающие ко Христу Спасителю образы, имеющиеся в росписи соборного храма. Об этом же свидетельствует фраза из послания великого князя Василия III к одному иноку Волоцкого монастыря о том, чтобы тот “молил Господа Бога и Пречистую Богоматерь и великих чюдотворец и игумена Пафнутья и старца Иосифа…”[ 7 ]. До того же времени, когда был прославлен митрополит Иона, можно говорить о почитании как двоицы Московских святителей Петра и Алексия. Так, в 1408 г. преподобный Сергий, игумен Радонежский, явился своему ученику вместе с Московскими Первопрестольниками Петром и Алексием. Они же вдвоем предстоят Христу Спасителю на фреске известного живописца Дионисия в Ферапонтовом монастыре[ 8 ]. В данном случае двоичность явилась преддверием соборного прославления Московских иерархов.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-aleksandr-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010